Научная статья на тему 'Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России'

Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / педагогические кадры / педагог / социальный заказ / государственный заказ / подготовка педагогических кадров / ценности государственного заказа на педагогическое образование. / pedagogical education / pedagogical staff / teacher / social order / state order / preparation of pedagogical staff / values of the state order for pedagogical education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Нина Геннадьевна, Паладьев Сергей Леонидович, Ходырев Александр Михайлович

В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты социального заказа на подготовку педагогических кадров в России. Авторы актуализируют значимость изучения социального заказа при реализации процесса подготовки педагогов, подчеркивают роль модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Анализ нормативных документов в области образования показал, что современное педагогическое образование ориентировано на подготовку специалистов, способных работать на формирование личности в условиях инновационного развития и модернизации, обладающих социально-ориентированным взглядом на мир. Авторами проведено исследование нормативно-правовой базы федерального уровня в области образования в РФ. Выявлено, что государство сегодня заинтересовано в модернизации педагогического образования, обновлении его содержания и повышении качества. Проведенный нормативно-правовой анализ показал, что государственный заказ на педагогическое образование предусматривает новый уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности, который соответствовал бы процессу обновления педагогического образования. В результате проведенного исследования авторами выявлены ценностные аспекты государственного заказа на педагогическое образование в РФ: 1) государство заинтересовано в сохранении и укреплении лучших традиций педагогического образования, при этом система педагогического образования должна соответствовать современному этапу развития общества, активно внедрять инновации для повышения качества и эффективности деятельности; 2) государство определяет универсальность педагогического образования, которое должно быть направлено на содействие полному освоению культуры человечества, в то же время оно определяет специфику педагогического образования как уникального явления; 3) государство заинтересовано во всесторонне развитых педагогах, способных творчески и нестандартно мыслить, внедрять инновации и т. д., однако деятельность педагогов четко определена и ограничена образовательными и профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лебедева Нина Геннадьевна, Паладьев Сергей Леонидович, Ходырев Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standard and Legal Analysis of Social Order for Preparing Pedagogical Staff in Russia

In this article standard and legal aspects of the social order for preparing pedagogical staff in Russia are considered. Authors staticize the importance of studying of the social order at realization of the process of teacher training, emphasize the role of modernization of the education system to satisfy requirement of society and the state in training of new generation professionals. The analysis of normative documents in the field of education has shown that modern pedagogical education is focused on training of specialists, capable to work for the personality’s formation in the conditions of the innovative development and modernization possessing a socially oriented view of the world. The authors have conducted a research of the standard and legal base at the federal level in the field of education in the Russian Federation. It is revealed that the state is interested in modernization of pedagogical education, updating of its contents and improvement of quality today. The carried-out standard and legal analysis has shown that the state order for pedagogical education provides the new level of personal and professional readiness of the teacher for creativity, adoption of non-standard decisions, interaction with pupils, manifestation of an initiative, activity which would correspond to the process of pedagogical education updating. As a result of the conducted research the authors have revealed valuable aspects of the state order for pedagogical education in the Russian Federation: 1) the state is interested in preservation and strengthening of the best traditions of pedagogical education; at the same time the system of pedagogical education has to correspond to the present stage of society’s development, to introduce actively innovations to improve the quality and efficiency of activity; 2) the state defines universality of pedagogical education which should be directed for supporting full development of mankind’s culture; at the same time it defines specifics of pedagogical education as a unique phenomenon; 3) the state is interested in comprehensively developed teachers capable to think creatively and non-standard, introduce innovations, etc., however activity of teachers is accurately defined and limited to educational and professional standards.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России»

DOI 10.24411/1813-145X-2018-10227

УДК 37.08

Н. Г. Лебедева

https://orcid.org/0000-0003-2840-830X С. Л. Паладьев

https://orcid.org/0000-0002-3399-4529 А. М. Ходырев

https://orcid.org/0000-0002-9009-8296

Нормативно-правовой анализ социального заказа на подготовку педагогических кадров в России

В статье рассматриваются нормативно-правовые аспекты социального заказа на подготовку педагогических кадров в России. Авторы актуализируют значимость изучения социального заказа при реализации процесса подготовки педагогов, подчеркивают роль модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Анализ нормативных документов в области образования показал, что современное педагогическое образование ориентировано на подготовку специалистов, способных работать на формирование личности в условиях инновационного развития и модернизации, обладающих социально-ориентированным взглядом на мир.

Авторами проведено исследование нормативно-правовой базы федерального уровня в области образования в РФ. Выявлено, что государство сегодня заинтересовано в модернизации педагогического образования, обновлении его содержания и повышении качества.

Проведенный нормативно-правовой анализ показал, что государственный заказ на педагогическое образование предусматривает новый уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности, который соответствовал бы процессу обновления педагогического образования. В результате проведенного исследования авторами выявлены ценностные аспекты государственного заказа на педагогическое образование в РФ: 1) государство заинтересовано в сохранении и укреплении лучших традиций педагогического образования, при этом система педагогического образования должна соответствовать современному этапу развития общества, активно внедрять инновации для повышения качества и эффективности деятельности; 2) государство определяет универсальность педагогического образования, которое должно быть направлено на содействие полному освоению культуры человечества, в то же время оно определяет специфику педагогического образования как уникального явления; 3) государство заинтересовано во всесторонне развитых педагогах, способных творчески и нестандартно мыслить, внедрять инновации и т. д., однако деятельность педагогов четко определена и ограничена образовательными и профессиональными стандартами.

Ключевые слова: педагогическое образование, педагогические кадры, педагог, социальный заказ, государственный заказ, подготовка педагогических кадров, ценности государственного заказа на педагогическое образование.

N. G. Lebedeva, S. L. Paladiev, A. M. Khodyrev

Standard and Legal Analysis of Social Order for Preparing Pedagogical Staff in Russia

In this article standard and legal aspects of the social order for preparing pedagogical staff in Russia are considered. Authors staticize the importance of studying of the social order at realization of the process of teacher training, emphasize the role of modernization of the education system to satisfy requirement of society and the state in training of new generation professionals. The analysis of normative documents in the field of education has shown that modern pedagogical education is focused on training of specialists, capable to work for the personality's formation in the conditions of the innovative development and modernization possessing a socially oriented view of the world.

The authors have conducted a research of the standard and legal base at the federal level in the field of education in the Russian Federation. It is revealed that the state is interested in modernization of pedagogical education, updating of its contents and improvement of quality today.

The carried-out standard and legal analysis has shown that the state order for pedagogical education provides the new level of personal and professional readiness of the teacher for creativity, adoption of non-standard decisions, interaction with pupils, manifestation of an initiative, activity which would correspond to the process of pedagogical education updating. As a result of the conducted research the authors have revealed valuable aspects of the state order for pedagogical education in the Russian Federation: 1) the state is interested in preservation and strengthening of the best traditions of pedagogical education; at the same time the system of pedagogical education has to correspond to the present stage of society's development, to introduce actively innovations to

© Лебедева Н. Г., Паладьев С. Л., Ходырев А. М., 2018

improve the quality and efficiency of activity; 2) the state defines universality of pedagogical education which should be directed for supporting full development of mankind's culture; at the same time it defines specifics of pedagogical education as a unique phenomenon; 3) the state is interested in comprehensively developed teachers capable to think creatively and non-standard, introduce innovations, etc., however activity of teachers is accurately defined and limited to educational and professional standards.

Keywords: pedagogical education, pedagogical staff, teacher, social order, state order, preparation of pedagogical staff, values of the state order for pedagogical education.

Современное российское общество выдвигает определенные требования к процессу подготовки специалистов разных областей. Сегодня государство и общество заинтересовано в современно образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать сложные решения, делать осознанный выбор, способны к осуществлению коммуникации и сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью. В связи с этим система подготовки профессионалов нового поколения должна быть модернизирована с учетом происходящих в российском обществе изменений.

Как отмечает Н. А. Мухамедьярова, «...важнейшим показателем эффективности деятельности всех современных образовательных учреждений является степень удовлетворения социального заказа на образование. Социальный заказ в системе дополнительного образования является отражением социально-педагогических целей общественных (государственных и частных) институтов» [7, с. 234].

Сегодня проблема изучения и формирования социального заказа на педагогическое образование является весьма актуальной. Ю. В. Суханова определяет социальный заказ как «.конкретную общественную потребность, актуальную для общества в целом или для определенной его части». В современной литературе социальный заказ определяется как официальная ориентация общественных институтов на достижение заданного результата, необходимого для дальнейшего развития общества в целом. Социальный заказ может выражаться со стороны государства, общественности, личности [17, с. 222].

Политика в сфере образования определяется «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в указах от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Согласно этим документам, стратегической целью государственной политики в области образования является «.повышение доступности

качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [6].

Сегодня педагогическое образование предполагает решение двух важнейших задач: во-первых, оно призвано оказывать содействие социально-ценностному развитию личности будущего преподавателя, его гражданской и нравственной зрелости, общекультурной, фундаментальной подготовке; во-вторых, оно должно способствовать специализации и профессиональному становлению в выбранной области педагогической деятельности.

Анализ нормативных документов в области образования показал, что современное педагогическое образование в целом ориентировано на подготовку специалистов, способных работать на формирование личности в условиях инновационного развития государства и общества, обладающих социально-ориентированным взглядом на мир. Современные педагогические вузы должны готовить специалистов, которые будут способны работать на развитие личности, являющейся субъектом поликультурного гражданского общества, интегрированного в общероссийское и мировое пространство.

Как отмечает В. А. Ситаров, государству и обществу нужен определенный тип человека. Образование - это целенаправленный процесс. Вот эта направленность усилий на определенный тип личности и определяется совокупностью ценностей, выработанной обществом и принятой большинством его членов. На базе ценностей общество и государство формулируют социальный заказ для образования. Данный заказ содержит желательную модель человека, это идеальный и, как правило, недостижимый образ, но он определяет вектор и содержание образовательной деятельности [15, с. 205].

Государственный заказ выражается через наличие определенных условий функционирования системы образования, через требования к ней как важнейшему компоненту непрерывной системы образования РФ. Педагогическое образование должно быть ориентировано на задания со стороны государства и на постоянно возрастающий

общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий, удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности [7, с. 238].

Государство предъявляет определенные требования к педагогам, реализующим образовательные программы. Они должны иметь определенный уровень профессиональной и педагогической квалификации.

Изучение документов федерального уровня позволило определить, что государство заинтересовано в «.модернизации системы профессиональной подготовки педагогических кадров, которая должна привести к обновлению форм, методов, технологий работы; введению эффективного контракта с педагогическими работниками; повышению результатов обучения, воспитания и развития детей; созданию условий для привлечения на работу в образовательные учреждения высококвалифицированных специалистов, расширение масштабов системы дополнительного образования школьников» [12].

Нормативный анализ показал, что педагогическое образование в РФ характеризуется высокими требованиями к профессиональной деятельности, а также к личности самого преподавателя. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих», а также в «Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» утвержден перечень должностей педагогических работников. К ним относятся две группы должностей: должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу (ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института и др.); должности иных педагогических работников (среди которых воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель и др.) [10].

К каждой должности в федеральных документах определены должностные обязанности, необходимые знания и требования к квалификации [2].

Так, согласно Закону РФ «Об образовании», «.педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдая при этом правовые, нравственные и этические нормы; они должны уважать честь и достоинство обучающихся, развивать у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, применяя четко отобранные, педагогически обоснованные формы и методы обучения и воспитания; педагоги должны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, необходимые медицинские осмотры; обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда». Кроме того, педагогические работники обязаны соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка [20].

В России на сегодняшний день функционирует целая система учебных заведений, реализующих профессиональную подготовку педагогических кадров различных уровней и профилей. Целевая задача этих учебных заведений состоит в высококачественной подготовке специалистов для работы в образовательных учреждениях. При этом важно соблюдать баланс требований профессионального стандарта педагога и объединения усилий субъектов образовательного процесса и потребителей его результатов.

Современный этап развития системы образования характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее - ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе обучения.

Сегодня профессиональные стандарты - ключевой фактор, определяющий в ближайшем будущем приоритетные направления взаимодействия рынка труда и системы образования.

Следует отметить, что введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Его концепция диктует новые требования к личности учителя как ключевой фигуре инновационной деятельности в сфере образования. В настоящее время значимые инновации в сфере организации, содержания и технологии педагогического образования не обеспечивают того уровня личностной и профессиональной готовности пе-

дагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который соответствовал бы процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования. В обновленную систему образования должен прийти новый педагог, с новым типом мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Анализ ФГОС нового поколения позволяет определить некоторые ключевые позиции современного педагогического образования. Во-первых, он определяет и задает новые целевые ориентиры на высокое качество педагогического образования. Во-вторых, актуализирует технологичность педагогической деятельности через использование современных педагогических технологий, призванных обеспечить достижение высоких образовательных результатов. В-третьих, ФГОС предполагает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. В-четвертых, в данных документах представлено новое понимание образовательных результатов, определены требования к ним. В-пятых, важной позицией является реализация компетентностного подхода к процессу подготовки педагогических кадров, который предполагает развитие у педагогов профессиональных компетенций, необходимых для реализации педагогической деятельности.

Обобщенно можно сказать о том, что современный педагог должен внимательно изучать потребности детей, их способности, возможности; постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания; проектировать образовательную среду ребенка с учетом социального запроса детей и родителей; активно использовать информационно-коммуникационные технологии обучения, воспитания и развития.

Современного педагога должны отличать нравственные и гражданские качества учителя как человека своего времени. Учителя должны понимать, что их ключевое предназначение состоит в воспитании граждан России. Педагог сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. Отсюда приоритетными следует признать не задачи передачи профессиональных знаний, но, прежде всего, воспитание духовно-ценностных, творческих отношений учителя к миру, умений взаимодействия с учащимися на гуманистических

принципах как основы его нравственной культуры.

В качестве выводов следует обозначить следующее:

- Современная нормативно-правовая база документов федерального уровня, регламентирующих деятельность в сфере образования, представлена рядом актуальных документов, содержание которых носит общий характер и касается всех сфер образования.

- Государственный заказ на сферу образования представлен общими фразами о том, что сегодня развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию.

- Развитие педагогического образования определено как одно из приоритетных направлений модернизации образования РФ и включает в себя совершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров с целью обеспечения ее адекватности новым методам и требованиям образовательных процессов, введение эффективного контракта с педагогическими работниками, повышение результатов образования, создание условий для привлечения высококвалифицированных педагогов.

- Государственный заказ на педагогическое образование на современном этапе развития РФ предусматривает, прежде всего, новый уровень личностной и профессиональной готовности педагога к творчеству, принятию нестандартных решений, взаимодействию с учащимися, проявлению инициативы, активности в деятельности, который соответствовал бы процессу обновления целевых, содержательных и процессуальных характеристик образования.

- Ценностными аспектами государственного заказа на педагогическое образование в РФ можно считать следующие позиции, имеющие в своем основании некоторые противоречия:

• государство заинтересовано в сохранении и укреплении лучших традиций педагогического образования; при этом система педагогического образования должна соответствовать современному этапу развития общества, активно внедрять инновации для повышения качества и эффективности деятельности;

• государство определяет универсальность педагогического образования, которое должно быть направлено на содействие полному

освоению культуры человечества; в то же время оно определяет специфику педагогического образования как уникального явления;

• государство заинтересовано во всесторонне развитых педагогах, способных творчески и нестандартно мыслить, внедрять инновации и т. д., однако деятельность педагогов четко определена и ограничена образовательными и профессиональными стандартами.

Кроме того, можно выделить такие ценностные приоритеты государственного заказа на педагогического образования, как

— повышение кадрового потенциала страны в сфере образования;

— развитие социального партнерства, образовательной инфраструктуры в регионах;

— информационная открытость образовательной организации, реализующей стандарты педагогического образования;

— взаимосвязь педагогической науки и практики;

— опора на опыт современной педагогической науки и др.

Таким образом, данный вопрос является, на наш взгляд, значимым, интересным, многоаспектным и представляет собой базу для дальнейших исследований.

Библиографический список

1. «Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»« (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642; ред. от 26.04.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474/

2. «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=116278&rnd=CDF370C959B687BF8D0F71 227B8E362A#043852002127096057

3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283 99/

4. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г.

№ 135; ред. от 01.07.2014 № 483) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_71673/7a46cb 13de731db3333 fcd77a4f7887e468287e3/

5. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru /document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e3 5 9e8af09d7244d803 3 c6 6928fa27e527/

6. Мухамедьярова, Н. А. Государственный заказ системе дополнительного образования детей [Текст] / Н. А. Мухамедьярова // Ярославский педагогический вестник. - № 2. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 234-239.

7. «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_130516/cff3c3b8ac6969ec477 c201981213b892084af63/

8. Николаева, А. Д., Голиков, А. И., Барахсанова, Е. А. Стратегические приоритеты модернизации системы непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс] / А. Д. Николаева, А. И. Голиков, Е. А. Барахсанова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14206 (дата обращения: 12.04.2018).

9. «Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150 570/2148f616e8df54933cb20dda944305919ae5e813/

10. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (Утверждены Правительством РФ 14.05.2015 № 2914п-П13) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 179480/#dst100002

11. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=144190&fld=13 4&dst=1000000001,0&rnd= 0.9069601951632649#05342119950801134

12. «Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н) [Электронный ресурс]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 186 767/b8c0fc6affc0768557a07d839a889c1a7b80d14f/

13. «Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс]. -URL : http ://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 155553/

14. Ситаров, В. А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи [Текст] / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2017. -№ 2. - С. 202-210.

15. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 180 402/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/

16. Суханова, Ю. В. Социальный заказ на дополнительное образование детей [Текст] / Ю. В. Суханова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 222-225.

17. Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129346/

18. Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_129344/

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174

Reference List

1. «Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Feder-acii «Razvitie obrazovanija»« (Utverzhdena Post-anovleniem Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642; red. ot 26.04.2018) «The state program of the Russian Federation «Development of education» «(It is approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation from 26.12.2017 № 1642; edition from 26.04.2018) [Jel-ektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286 474/

2. «Edinyj kvalifikacionnyj spravochnik dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih», razdel «Kvalif-ikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obra-zovanija» (Utverzhden Prikazom Minzdravsocrazvitija Rossii ot 26.08.2010 № 761n) «The uniform qualification reference book of positions of heads, experts and employees», the section «Qualification Characteristics of Positions of Educators» (It is approved by the Order of the Ministry of Health and Social Development of the Rus-

sian Federation from 26.08.2010 № 761n) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=116278&rnd=CD F370C959B687BF8D0F71227B8E362A#043852002127 096057

3. «Konstitucija Rossijskoj Federacii» (prinjata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) «The Constitution of the Russian Federation» (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from05.02.2014 № 2-FKZ, from 21.07.2014 № 11-FKZ) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_283 99/

4. «Koncepcija demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» (Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 9 oktjabrja 2007 g. № 135; red. ot 01.07.2014 № 483) «The concept of population policy of the Russian Federation until 2025» (It is approved by the Decree of the Russian President dated from October 9, 2007 № 135; edition dated from 01.07.2014 № 483) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_716 73/7a46cb13de731db3333fcd77a4f7887e468287e3/

5. «Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r) «The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2020» (It is approved by the Order of the Government of the Russian Federation dated from November 17, 2008 № 1662-r) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_821 34/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/

6. Muhamed'jarova, N. A. Gosudarstvennyj zakaz sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej = State order to the system of children additional education [Tekst] / N. A. Muhamed'jarova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - № 2. - Tom = II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). Yaroslavl pedagogical bulletin. - № 2. - Volume II (Psychological and pedagogical sciences). -S. 234-239.

7. «Nacional'naja strategija dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody» (Utverzhdena Ukazom Prezidenta RF ot 1 ijunja 2012 g. № 761) «The national strategy of actions for the benefit of children for 2012-2017» (It is approved by the Decree of the Russian President dated from June 1, 2012 № 761) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 130 516/cff3c3b8ac6969ec477c201981213b892084af63/

8. Nikolaeva, A. D., Golikov, A. I., Barahsanova, E. A. Strategicheskie prioritety modernizacii sistemy

nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija = Strategic priorities of modernization of the continuous pedagogical education system [Jelektronnyj resurs] / A. D. Nikolaeva, A. I. Golikov, E. A. Barahsanova // Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovanija. - 2014. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14206 (data obrashhenija: 12.04.2018).

9. «Nomenklatura dolzhnostej pedagogicheskih rabotnikov organizacij, osushhestvljajushhih obra-zovatel'nuju dejatel'nost', dolzhnostej rukovoditelej obra-zovatel'nyh organizacij» (Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 8 avgusta 2013 g. № 678) «The nomenclature of positions of pedagogical employees of the organizations which are carrying out educational activity, positions of heads of the educational organizations» (It is approved by the resolution of the Government of the Russian Federation dated from August 8, 2013 № 678) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_150570/ 2148f616e8df54933cb20dda944305919ae5e813/

10. «Osnovnye napravlenija dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2018 goda (novaja redakcija)» (Utverzhdeny Pravitel'stvom RF 14.05.2015 № 2914p-P13) «The main activities of the Government of the Russian Federation until 2018 (new edition)» (They are approved by the Government of the Russian Federation 14.05.2015 № 2914p-P13) [Jelektronnyj resurs]. -URL: http ://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_179480/#dst100002

11. «Prognoz dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» (razrabotan Minjekonomrazvitija Ros-sii) «The forecast of long-term social and economic development of the Russian Federation until 2030» (it is developed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&d st=1000000001,0&rnd=0.9069601951632649#053421199 50801134

12. «Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh» (Utver-zhden Prikazom Mintruda Rossii ot 08.09.2015 № 613n) «The professional standard «Additional Education Teacher of Children and Adults» (It is approved by the Order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated from 08.09.2015 № 613n) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 186 767/b8c0fc6affc0768557a07d839a889c1a7b80d14f/

13. «Professional'nyj standart «Pedagog (pedagog-icheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo

obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')» (Utverzhden Prikazom Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (red. ot 05.08.2016) «The professional standard «The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (Tutor, Teacher)» (It is approved by the Order of Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation dated from 18.10.2013 № 544n ( edited 05.08.2016) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_155553/

14. Sitarov, V. A. Cennostnye transformacii sov-remennoj studencheskoj molodezhi = Valuable transformations of modern student's youth [Tekst] / V. A. Sitarov // Znanie. Ponimanie. Umenie. - 2017. -№ 2. - S. 202-210.

15. «Strategija razvitija vospitanija v Rossijskoj Fed-eracii na period do 2025 goda» (Utverzhdena raspor-jazheniem Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r) «The strategy of education development in the Russian Federation until 2025» (It is approved by the order of the Government of the Russian Federation dated from 29.05.2015 № 996-r) [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180 402/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/

16. Suhanova, Ju. V Social'nyj zakaz na dopolnitel'noe obrazovanie detej = Social order for children's additional education [Tekst] / Ju. V. Suhanova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin - 2012. - № 4. - Tom = II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). - S. 222-225.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Ukaz Prezidenta RF ot 7.05.2012 g. № 599 «O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovanija i nauki» = Decree of the Russian President dated from 7.05.2012 № 599 «About measures for realization of state policy in the fields of education and sciences» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 129 346.

18. Ukaz Prezidenta RF ot 7.05.2012 g. № 597 «O meroprijatijah po realizacii gosudarstvennoj social'noj politiki» = Decree of the Russian President dated from 7.05.2012 № 597 «About actions for realization of the state social policy» [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129 344/

19. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ Federal law «About Education in the Russian Federation» dated from 29.12.2012 № 273-FZ [Jelektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140 174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.