Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мухачёва Анна Валентиновна, Парфенов Арсений Андреевич, Ларин Степан Сергеевич

Цель исследования - сравнительный анализ дефиниционных основ социального предпринимательства, подходов к его сущности, классификации, оценка уровня и динамики развития социального предпринимательства в России. Статья посвящена рассмотрению сущности социального предпринимательства и анализу его развития в Российской Федерации. Описаны сущность социального предпринимательства и подходы к его определению, типология, основные критерии. Анализ развития социального предпринимательства в мире продемонстрировал отставание России в данной области. Основными ограничениями на пути развития социального предпринимательства в России является несовершенство законодательной базы, размытость подходов к определению социального предпринимательства и его критериев, сложности во внедрении научно-исследовательских разработок, проблемы доступа к финансированию и другим ресурсам, недостаточные меры государственной поддержки. Ориентируясь на возможность получения государственной помощи, социальный предприниматель должен, тем не менее, быть экономически состоятельным и самодостаточным, в противном случае нарушается принцип предпринимательской деятельности. Научная новизна заключается в выявлении и структуризации преимуществ, факторов и барьеров развития социального предпринимательства в России, вычленении лучших мировых практик, формировании рекомендаций по их применению в РФ. В результате исследования рассмотрена динамика развития, конкретные примеры социального предпринимательства в России и зарубежом, проанализирована законодательная база в этой области, меры государственной поддержки, перечислены перспективные направления развития социального предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мухачёва Анна Валентиновна, Парфенов Арсений Андреевич, Ларин Степан Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

The purpose of the study is a comparative analysis of the definitional foundations of social entrepreneurship, approaches to its essence, classification, assessment of the level and dynamics of development of social entrepreneurship in Russia. The article is devoted to the consideration of the essence of social entrepreneurship and the analysis of its development in the Russian Federation. The essence of social entrepreneurship and approaches to its definition, typology, main criteria are described. An analysis of the development of social entrepreneurship in the world showed Russia's lag in this area. The main restrictions on the development of social entrepreneurship in Russia are the imperfection of the legislative framework, the vagueness of approaches to the definition of social entrepreneurship and its criteria, the difficulty in implementing research developments, problems of access to funding and other resources, and insufficient measures of state support. Focusing on the possibility of receiving state assistance, a social entrepreneur must, nevertheless, be economically wealthy and self-sufficient, otherwise the principle of entrepreneurial activity is violated. Scientific novelty consists in identifying and structuring the advantages, factors and barriers to the development of social entrepreneurship in Russia, isolating the best world practices, and formulating recommendations for their application in the Russian Federation. As a result of the study, the dynamics of development, specific examples of social entrepreneurship in Russia and abroad are considered, the legislative framework in this area is analyzed, government support measures are listed, and promising areas for the development of social entrepreneurship in Russia are listed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

14.Обязательный единый налоговый платеж с 2023 года: как изменится уплата нал о го е. Режим доступа: URL: https://www.kontur-extefn.ru/info/25426-hya Latein yj_e d i n yj_n a i og о vyj_ р la tez h

15.ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы": краткий обзор. - Режим Доступа: URL: https:// giavkniga.ru/elver/2022/15/6005

DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF LIFE OF THE POPULATION

Mukhacheva Anna Valentinovna, PhD of Economics, Associate Professor, Russian University of Economics named after G, V. Plekhanov, Moscow

Parfenov Arseniy Andreevich, PhD of Judicial sciences, Director of the Research Center for Expertise and Language Testing, Pskov State University, Pskov

Latin Stepan Sergeevich, Postgraduate student, Kemerovo State University, Kemerovo

The purpose of the study is a comparative analysis of the definitional foundations of social entrepreneurship, approaches to its essence, classification, assessment of the level and dynamics of development of social entrepreneurship in Russia. The anide is devoted to the consideration of the essence of social entrepreneurship and the analysis of its development in the Russian Federation, The essence of social entrepreneurship and approaches to its definition, typology, main criteria are described. An analysis of the development of social entrepreneurship in the world showed Russia's lag in this area. The main restrictions on the development of social entrepreneurship in Russia are the imperfection of the legislative framework, the vagueness of approaches to the definition of social entrepreneurship and its criteria, the difficulty in implementing research developments, problems of access to funding and other resources, and insufficient measures of state support, Focusing on the possibility of receiving state assistance, a social entrepreneur must, nevertheless, be economically wealthy and self-sufficient, otherwise the principle of entrepreneurial activity is violated. Scien tifie no velty consists in identifying and structuring the advantages, factors and barriers to the development of social entrepreneurship in Russia, isolating the best world practices, and formulating recommendations for their application in the Russian Federation. As a result of the study, the dynamics of development, specific examples of social entrepreneurship in Russia and abroad are considered, the legislative framework in this area is analyzed, government support measures are Usted, and promising areas for the development of social entrepreneurship in Russia are listed.

Keywords: social entrepreneurship; social business; social responsibility; state support; entrepreneur; quality of Ufe. DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.14

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

НАСЕЛЕНИЯ

Цель исследования - сравнительный анализ дефиниционных основ социального предпринимательства, подходов к его сущности, классификации, оценка уровня и динамики развития социального предпринимательства в России. Статья посвящена рассмотрению сущности социального предпринимательства и анализу его развития в Российской Федерации. Описаны сущность социального предпринимательства и подходы к его определению, типология, основные критерии. Анализ развития социального предпринимательства в мире продемонстрировал отставание России в данной области. Основными ограничениями на пути развития социального предпринимательства в России является несовершенство законодательной базы, размытость подходов к определению социального предпринимательства и его критериев, сложности во внедрении научно-исследовательских разработок, проблемы доступа к финансированию и другим ресурсам, недостаточные меры государственной поддержки. Ориентируясь на возможность получения государственной помощи, социальный предприниматель должен, тем не менее, быть экономически состоятельным и самодостаточным, в противном случае нарушается принцип предпринимательской деятельности. Научная новизна заключается в выявлении и структуризации преимуществ, факторов и барьеров развития социального предпринимательства в России, вычленении лучших мировых практик, формировании рекомендаций по их применению в РФ. В результате исследования рассмотрена динамика развития, конкретные примеры социального предпринимательства в России и зарубежом, проанализирована законодательная база в этой области, меры государственной поддержки, перечислены перспективные направления развития социального предпринимательства в России.

УДК 332 ВАК РФ 5.2.6

С Мухачёва АЛ, 2022 & Парфенов A.A., 2022 & Ларин С. С, 2022

Г\! СМ О

Г\! Л Cl vq га

о г

S

83

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социальный бизнес; социальная ответственность; государственная поддержка; предприниматель; качество жизни.

<

О =п

гп

84

МУХАЧЕВА Ант Валентиновна, кандидат экономических наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва

ОвСЮ: 0000-0002-3720-4969

ПАРФЕНОВ Арсений Андреевич, кандидат юридических наук, директор научно-исследовательского центра экспертиз и языкового тестирования, Псковский государственный университет, Псков ОЯСЮ: 0000-0003-1171-9208

ЛАРИН Степан Сергеевич, аспирант, Кемеровский г ос у даре твенный университет, Кемерово ОЯСЮ:0000-0002-9272-4879

Введение

Социальное предпринимательство является низ кома ржиналь-ным видом бизнеса, однако оно выполняет важную функцию в области создания особых экономических цепочек, в которых маргинальные, неконкурентоспособные субъекты могут обрести конкурентоспособность, проявить себя, улучшить качество своей жизни [1, 2]. Научными исследованиями в области социального предпринимательства занимались З.Г, Зайнашева, Н.П Мешкова 11Ь Е.А. Ветрова [2], ЗЭ. Сабирова [3], Г.С. Изотова [4], К. Леонгард [5], И.А. Галкин [б], Е.В. Мезенцева, Е.В. Королюк 17] и др. Согласно большинству авторов, социальный предприниматель - это благодетель, использующий бизнес-подход, решающий насущные социальные проблемы [5-7].

Ряд исследователей считают, что социальное предпринимательство в России выступает своеобразной терапией сложившихся в нашей стране иждивенческих настроений. В условиях конкуренции государственного и частного секторов, политической войны партийных группировок именно социальное предпринимательство остается единственной реальной силой для решения общественных проблем [8]. Вместе с тем развитие предпринимательства в России, в особенности - социального, оставляет желать лучшего в связи с краткой историей развития рыночной экономики, сращивание бизнеса и власти, вековым наследием крепостного права и запрета самостоятельной коммерческой деятельности в СССР. Необходимость решения социальных проблем за счет использования эффективных механизмов бизнеса определяет актуальность представляемой темы.

Методология исследования представлена такими методами, как научный анализ, синтез, системный подход, группировка и обобщение, экономико-статистические методы. Авторская гипотеза состоит в том, что основными барьерами развития социального предпринимательства являются отсутствие законодательно утвержденного подхода к определению данного понятия и его критериев, статистических показателей для оценки развития социального предпринимательства в России, недостаточность мер государственной поддержки и популяризации социального предпринимательства..

Основная часть

Теоретические подходы к определению социального предпринимательства. Согласно законодательству, "Социальное предпринимательство - деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, при осуществлении которой соблюдается одно из следующих условий: а) субъект малого и среднего предпринимательства обеспечивает занятость инвалидов, одиноких родителей, имеющих малолетних детей, многодетных родителей, неработающих пенсионеров, выпускников детских домов до 21 года, лиц, освобожденных из мест лишения свободы; 6} субъект малого и среднего предпринимательства осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на улучшение условий жизнедеятельности граждан" [9]. Под социальным предпринимательством понимают деятельность, направленную на обеспечение социально уязвимых слоев населения (безработных, инвалидов, матерей, освобожденных

из заключения) в случае, если доля работников указанных категорий не менее 50%, а доля в фонде оплаты труда - от 25% [10].

Современное постиндустриальное общество с его глобализацией как никакое другое впитало идеи социального предпринимательства [10]. Участники рынка - государство, предприятия - пытаются в своих проектах увязать коммерческие и социальные интересы, обеспечить их взаимовыгодную кооперацию [11]. Предпринимательский подход в социальной сфере, как и в любой другой проявляется в изучении рынка, способности видеть его возможности и угрозы, организацию и соединение ресурсов (факторов производства) [12].

Цели и задачи социального предпринимательства. А.Н. Малолетко и Е.А, Васильева среди национальных интересов социального бизнеса называют повышение качества жизни населения, занятость населения, конкурентоспособность социальных проектов, рациональная структура социального предпринимательства, способность экономики оказывать финансовую поддержку социальному предпринимательству, независимость России в социально сфере [13]. Другие авторы выделяют среди признаков социального предпринимательства также масштаб деятельности (потенциальное расширение границ); финансовую устойчивость; инновационный подход; непрерывное обучение и совершенствование персонала; решительность в действиях; высокую ответственность [14]. Сегодня социальное предпринимательство решает специфические задачи, которые другие участники рынка и типы предпринимателей неспособны решить [15].

На реализацию отдельных социальных проектов и программ могут привлекаться средства государственной поддержки или спонсорская помощь, но эти средства не должны являться основным источником существования предприятия [16]. То есть социальное предпринимательство должно сохранять свою предпринимательскую сущность и быть способным самостоятельно аккумулировать прибыль [17].

Типология социального предпринимательства. Ш. Захр и М. Райт выделяли следующие типы социальных предпринимателей; "социальный мастер", "социальный конструктор", "социальный инженер". Критериями для классификации являлись цель деятельности, масштабы деятельности, социальная значимость, социальная ценность, влияние на социальное равновесие, потенциал, ограничения и риски, эффективность [18].

Согласно наиболее прогрессивной, на наш взгляд, классификации выделяется несколько уровней зрелости социального предпринимательства. На первом уровне компании наращивают социальную составляющую бизнеса, разрабатывают стратегию корпоративной социальной ответственности. Формируются комфортные условия труда для персонала (появляются комнаты отдыха и прочие помещения нетрудового назначения для персонала, как в ™ Яндекс, Facebook, Twitter, Google) или строят социальную инфраструктуру для работников, л занимаются благотворительностью (Deloitte ю уменьшает экологический след). Второй уро- 2 вень зрелости социального предприниматель- ^ ства предполагает активную благотворитель- СгГ ную деятельность, создают собственные благотворительные фонды (Фонд Потанина, 0 Дерипаски, Прохорова, Тимченко и пр.). Тре-

тий уровень зрелости социального предпри- |-

нимательства проявляется в формировании фондов венчурной филантропии, оказываю-щих поддержку молодым предпринимателям и организациям некоммерческой сферы (Сеть Омидьяра, Draper Richards Kaplan Foundation, Фонд Сколла и Фонд Мулаго). Последний чет- 8, вертый уровень зрелости социального предпринимательства является непосредственно предпринимательство как таковое, т.е. нацеленность на получение коммерческих эффектов на основе решения социальных вопросов [19].

Организация, позиционирующая себя как социально ориентированную, имеет также ряд характерных черт - от положительной деловой репутации и социальных программ до социальной активности менеджмента, минимизация издержек, стремления к получению бюджетных средств с целью высвобождения финансовых ресурсов для решения социальных проблем общества [20]. Социальное предпринимательство способствует ускорению структурных изменений в национальной экономике страны, поскольку с помощью создания социальных предприятий открываются новые отраслевые рынки, люди получают новые для себя блага, удовлетворяющие их потребности [21]. С этой позиции какой бы уровень зрелости ни имел конкретный бизнес, он создает товары и услуги для людей, а потому по умолчанию может считаться социальным.

Зарубежный опыт развития социального предпринимательства. В Евросоюзе социальное предпринимательство издавна была обязательной частью экономической стратегии. В

2020 году численность работников социальных предприятий насчитывала 13,6 млн человек [22]. Примерами исследований развития социального предпринимательства в ЕС служит программа "Занятость и социальные инновации 2018-2020", исследование "Социальные предприятия и их экосистема в Европе". Исходя из данных упомянутых исследований, наибольшее количествосоциальных предприятий на душу населения наблюдается в Бельгии (1500 социальных предприятий на 1 млн человек населения), Италии (1694), Венгрии (1691), Люксембурге (1500) и Франции (1500) [23].

В 16 из 29 стран Европы, охваченных исследованием, определены критерии законодательного определения субъектов социального предпринимательства. 14 европейских стран реализуют специализированные программы помощи, 7 стран занимаются их подготовкой [25]. В связи с тем, что в европейской традиции при помощи социальному предпринимательству к бизнесу и некоммерческим структурам примыкает государство, можно говорить о более совершенной форме институциональной организации развития бизнеса в социальной сфере по сравнению с США. Общей тенденцией для обеих частей света в области развития социального предпринимательства является превращение иждивенца в самостоятельного экономического и социального субъекта.

Подобная тенденция к скоростному развитию социального предпринимательства наблюдается и в США. В целом можно сказать, что англо-американская версия социального предпринимательства глубоко укоренена в сознании людей, их ценностях, нацеленных на стимулирование частной и организационной инициативы, развитие институтов гражданского общества, демократического политического режима и пр. Инициировать социальное предпринимательство может как бизнес, так и некоммерческие структуры [24]. В США помощь социальных предприятиям оказывается со стороны различных фондов. Так, самым крупным из них выступает фонд "Ашока" (сформирован в 1980 г. сотрудником фирмы МсК(шеу Биллом Дрейтоном). С 1981 г, до настоящего момента бюджет фонда увеличился с 50 тыс. долл. до 85 млн долл. Инвестируют в фонд частные лица и негосударственные заинтересованные структуры. 8 качестве критериев отбора проектов (поддержано уже более 3000 из них) оцениваются новизна идеи, оригинальность, способность к предпринимательской деятельности, этика и социальный эффект [26].

Американская компания Thomson Reuters в 2018 году провела исследование среди экспертов в 45 странах с крупнейшими экономиками мира по рейтингу Всемирного банка в целях формирования рейтинга стран, где созданы лучшие условия для работы социальных предпринимателей. В ходе исследования было опрошено 880 экспертов [27]. Основными критериями оценки стран выступили поддержка социального предпринимательства со стороны государства,наличие возможности привлечения к работе высококвалицированного персонала, доступность инвестиций, уровень знаний в обществе о социальном предпринимательстве, прибыльность бизнеса, темпы роста социального предпринимательства.

По данным Thomson Reuters 2018 года [28], наибольший показатель по критерию "Государственная поддержка" - в Южной Корее, на 2-м месте - Сингапур, на 3-м - Франция. Наиболее простые условия для привлечения сотрудников с необходимыми навыками - в США (1-е место), на 2-м месте - Франция, на 3-м мес-те- Германия. Наивысший показатель осведомленности общества о сути деятельности социальных предпринимателей - в Израиле, Чили и Венесуэле. Канадские предприниматели имеют больше возможностей заработать на жизнь с помощью социального предпринимательства. Меньше возможностей - в Великобритании (2-е место) и Индонезии (3-е место), Потем-пам роста социального предпринимательства также лидирует Канада, далее - США и Сингапур. В этих же странах менее ограничен доступ к инвестициям. В целом, по мнению экспертов, социальное предпринимательство активно развивается во всем мире.

В 2019 г. сотрудники Фонда Thomson Reuters провели повторное исследование в 45 странах с крупнейшими экономиками мира по рейтингу Всемирного банка. Результаты исследования показали, что рейтинг стран в 2019 г. в области развития социального предпринимательства значительно изменился по сравнению с 2016 г. [27]. Такие страны, как Австралия, Франция, Сингапур, Нидерланды, Финляндия, Пакистан, Австрия и Греция, поднялись больше чем на 10 позиций, что свидетельствует о стремительном развитии социального предпринимательства в указанных странах. Заметноеснижение позиций прослеживается для таких стран и территорий, как Великобритания, Гонконг, Малайзия, США, Колумбия и Мексика, их позиции в обновленном рейтинге на 10 и более пунктов ниже, чем в 2016 г. [28].

Конкретными примерами успешных проектов социального предпринимательства в мире могут служить говоркинги для молодых мам во Франции (содействует занятости женщин с детьми), дома престарелых в Японии, сотрудниками которых являются представители маргинальных групп (идея принадлежит Масу Ка-таяма, качество обслуживания подтверждено стандартом ISO 9001), Community interest Company (CIC) в Великобритании, Ассоциация социальных предпринимателей Великобритании (Social Enterprise UK), Фонд поддержки социального предпринимательства в Великобритании "Ашока", Фонд Билла и Мелинды Гейтс, индийская фирма "Concerve" (создает продукты на основе переработки пластиковых отходов), испанская интернет-компания "Lonxanet" для организации и ведения рыбного бизнеса, французская компания "Jardins de Cocagne" (производитель органической сельскохозяйственной продукции, более 40 лет помогает людям в сложной жизненной ситуации), проект социального предпринимательства "Hot Bread Kitchen" в США (помогает трудоустроиться в сеть хлебобулочных пекарен), проект социального предпринимательства немецкой компании "Querstadtein" (поддерживает лиц БОМЖ благодаря организации с их трудовым участием туристических маршрутов по немецким городам "глазами бездомного") [29].

Перспективными направлениями социального предпринимательства могут быть использование безотходного метода производства; снижение криминогенного фактора в общества; помощь и поддержка людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации; предоставление услуг и производство товаров для малоимущей категории населения; микрокредитование по выгодным условиям для малого бизнеса и начинающих предпринимателей [30].

Развитие социального предпринимательства в России. В 2007 г. президент нефтяной компании ЛУКОЙЛ В. Алекперов основал некоммерческий фонд "Наше будущее". В настоящее время данный фонд принимает участие в комиссиях законодательной власти, занимается информационной деятельностью, пропагандой социального предпринимательства, организует и проводит конкурсы проектов социального предпринимательства. Учитывая коммерческое основание фонда, социальное предпринимательство его основоположниками трактовалось в более узкой американской манере как области социальной ответственности бизнеса. Впоследствии эта трактовка закрепилась и у органов власти.

В 2010 году появился Федеральный Закон об НКО, в котором введено понятие "социально ориентированных некоммерческих организаций", в 2011 - некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив", разрабатывающая Дорожную карту оказания негосударственных социальных услуг и занимающаяся выявлением перспективныхпроектов в области социального предпринимательства на региональном уровне. В качестве организаци-онно-правовых форм социального предпринимательства рассматривались субъекты малого и крупного бизнеса, некоммерческие организации.

Далее Департамент социального развития и инноваций провел конференцию по социальному бизнесу и предпринимательству в сотрудничестве с лабораторией "Грамин", после которой термин "социальный бизнес" стал употребляться как синоним термину "социальное предпринимательство". Следующей тенденцией стало исключение некоммерческих организаций из возможных организационно-правовых форм социального предпринимательства ввиду.

С 2012 года начала осуществляться системная поддержка социального предпринимательства со стороны Минэкономразвития, в частности - Департамента малого и среднего предпринимательства, С этого времени также начали предоставляться на регулярной основе субсидии регионам, с каждым последующим годом их становилось все больше. 2013 год ознаменовался появлением Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), условием получения поддержки для которых являлась гарантия ш работы последующие 10 лет.

Среди конкретных примеров отечественного социального предпринимательства помощь детям-си ротам, их социализация и социальная адаптация, вовлечение в городские программы развития (Другая жизнь", г. Нижний Новгород), создание инвалидных колясок активного типа, спортивных инвалидных колясок, среди сотрудников предприятия половина также представлена инвалидами (AHO "Катаржина") [32], покупка земель сельскохозяйственного назначения с формированием инфраструктуры с вовлечением социально незащищенных слоев населения в свою деятельность (выходцев из детских домов, тюрем, людей с зависимостью), содействие в создании бизнеса на дому для матерей-одиночек и многодетных матерей, помощь инвалидам, изготовление корсетов для "лежачих" больных (компания "Доспехи") [33], профильные смены для

<

о

=п

9.

гп

развития социальных компетенции и социальной одаренности у школьников и формирования готовности к их самореализации в обществе, развитие мотивации к проектной деятельности в социальной сфере [34].

В исследованиях предлагаются такие перспективные направления развития социального предпринимательства в России, как создание и производство эко-упаковки, повторная переработка пластика, сельский туризм, компьютерные игры для развития детей, частные детские сады и центры развития маленьких детей, участие в развитии своей карьеры, работы, бизнеса, клубы, посвященные здоровому образу жизни, краудфандинг, оказание поддержки людям, которые оказались в трудном жизненном положении, клуб знакомства для одиноких людей [44].

К числу позитивных сдвигов и благоприятных предпосылок в развитии социального предпринимательства в России можно отнести историю работы Домов трудолюбия; развитие социальной ответственности российского бизнеса; творческие способности российских граждан; склонность бизнеса усваивать зарубежный опыт [35]. Сейчас же пока социальные предприятия в России характеризуются низкой численностью сотрудников, слабой регламентацией со стороны законодательной базы, но достаточной квалификацией руководства [36].

Государственная поддержка социального предпринимательства. Государство и муниципалитет оказывают поддержку социальным предпринимателям в виде некоммерческих организаций при выполнении ряда условий [37]: социальная поддержка граждан; помощь в преодолении последствий катастроф техногенного и природного характера; помощь людям в сложной ситуации: беженцам, жертвам вооруженных конфликтов и т.д.; охрана животного мира, природы;охрана и поддержание памятников истории и культуры, природных объектов; помощь гражданам и другим организациям в плане оказания юридической помощи, защите прав и свобод и т.д.; профилактика социально опасных форм поведения; осуществление благотворительной деятельности; оказание образовательных услуг, функционирование в сфере науки, искусства, пропаганды здорового и социально активного образа жизни, улучшения психологического климата отдельных микрогрупп, содействует культурному развитию [38].

Среди приоритетных направлений социального бизнеса в России, с большей вероят-

ностью способного получить государственную поддержку профилактика социального сиротства; поддержка материнства и детства; социальная адаптация инвалидов и их семей; повышение качества жизни людей пожилого возраста; развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии; развитие межнационального сотрудничества.

К основным формам поддержки социального предпринимательства относят субсидии; образовательные услуги; формирование инфраструктуры для социальных предпринимателей [39]; создание центров поддержки социального предпринимательства, в числе учредителей которого выступает органы государственной или муниципальной власти.

Критериями выбора региона для федеральных программ финансирования социального предпринимательства выступают удельный вес расходов на поддержку социальных предпринимателей в региона; прирост числа социальных предпринимателей; прирост средней численности работников некоммерческих организаций; прирост объема услуг, оказанных социальными предпринимателями; прирост средней численности добровольцев в со-циальных проектах; принятие регионом нормативных актов или планов для поддержки социального бизнеса. Развитие региона по указанным выше критериям обеспечивает высокое качество жизни его населения, высокий уровень занятости, конкурентоспособности, национальную безопасность в экономической сфере.

Важной мерой развития социального предпринимательства является обучение ему в аккредитованных образовательных учреждениях. В ведущих российских вузах (СКФУ, КФУ, РЭУ имени Г. В. Плеханова, НИУ ВШЭ, Высшая школа менеджмента при СПбГУ) и крупнейших российских городах (Москва, Санкт-Петербург, Казань) уже реализуются программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в сфере социального предпринимательства [40].

Проблемы развития социального предпринимательства в России. Среди проблем России в области развития социального предпринимательства можно назвать недостаточно высокий уровень эффективности государственного решения назревших социальных проблем; общественный запрос на создание системы, способной в какой-либо мере компенсировать

разницу в социальных возможностях и благополучии людей; необходимость повышения уровня сознательности, развития чувства ответственности у людей, приобщая их к благотворительности через социально-ориентиро-ванные коммерческие организации [41]; отсутствие четких измеримых показателей, которые отражали бы эффективность социального предприятия; низкая осведомленность людей и общества о социальном предпринимательстве; низкий уровень профессиональности кадров рабочего персонала; отсутствие массовой поддержки социального предпринимательства со стороны общества, частного сектора, СМИ и государства; отсутствие обширной законодательной базы по вопросу социального предпринимательства [42].

Болевые точки российского предпринимательства выделяются при сравнении таких условий развития, как доступ к финансированию, развитие и распространение государственных программ поддержки бизнеса, а наиболее существенное отставание заметно в оценке условий внедрения научно-технических разработок и их использование в практике деятельности малых и растущих компаний.

Решение указанных проблем, связанных с развитием социального предпринимательства, принесет России ряд неоспоримых преимуществ, таких как личная заинтересованность предпринимателя в успешности своей социальной и коммерческой деятельности; возможность частично делегировать полномочия государства в социальной сфере бизнесу; снижение социальной дифференциации; саморегуляция социальногобизнеса, избавление от госконтроля; вовлечение новых социальных групп в процесс решения проблем обществ.

Заключение

Проблемами развития социального предпринимательства в России является отсутствие закрепления термина и критериев отнесения бизнеса к социальному предпринимательству на законодательном уровне, отсутствие статистики в отношении социального предпринимательства для отслеживания динамики его развития, недостаточная популяризация социального предпринимательства на региональном и федеральном уровне, недостаточные меры государственной поддержки, общие для всех видов бизнеса барьеры (снижение платежеспособности населения, высокая налоговая база, сращивание государства и бизнеса, стимулирующее рост крупного предпринимательства в ущерб малому и среднему).

В качестве возможных решений указанных проблем может выступать официальное установление границ и критериев социального предпринимательства, предпочтительно - в дифференцированном формате с внедрением соответствующих поддерживающих мер и с учетом расширенной трактовки понятия (с включением на нижний уровень иерархии социальных предпринимателей организаций с высокой социальной ответственностью). Также государственным и региональным органам власти необходимо ввести новые статистические показатели развития социального предпринимательства. На текущий момент сбор аналитики по данной сфере затруднен. Ну и конечно самым действенным способом поддержки любого вида предпринимательства станет оздоровление экономики, обеспечение экономического роста и уровня жизни населения - в этих условиях даже без искусственных поддерживающих мер развитие бизнеса будет демонстрировать устойчивый рост, в т.ч. в низкомаржинальной социальной сфере.

Дальнейшие исследования в области социального предпринимательства целесообразно посвятить конкретным механизмам реализации указанных рекомендаций, в т.ч. с учетом региональной спефицики.

Примечания:

1. Зайнашева З.Г., Мешкова Н.Г. Особенности социальных предпринимателе^ и понятие социального предпринимательства // Вестник УГНТУ. На ума, образование, экономика. Серия: Экономика. -2018,- № 1 (23), - С. 45-53.

2. Ветрова £.А. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. - 2015. - № 1, - С. 20-24.

3. Зайнашева 3.!",, Сабирова 3,Э Особенности и формы реализации социального предпринимательства // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2017. - № 4 (22). -С. 138-143.

4. Изотова Г.С. Социальное предпринимательство: новый институт современной России // Экономические стратегии. - 2011. - № 9. - С. 44-51.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности. -Росгов-на-Дону: Феникс, 2011. - 356 с.

6. Галкин И.А. Социальное предпринимательство как условие социально-экономического развития //Духовная ситуация времени. Россия XXÍ век. -2016,- № 2 (7). - С. 12-14

7. Мезенцева Е.В., Королкж Е.В. Социальное предпринимательство как инструмент социально-экономического развития территорий // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - №3 (105).- С. 62-65

8. Мухачева A.B., Акулов А.О. Возможности структурного моделирования качества жизни населения региона и его экономической детермина-

цик® Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2021. - Т, 19. - № 1. - С. 90-107

9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от ЗОЛ 2.2020) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. идоп,, вступ, в силу с 01.01.2021

10. Акулов А .О., Мухачева А.В., Нестеров А.Ю. Комплексная оценка реализации региональных стратегий на основе статистического анализа // Вопросы управления. - 2020. - № 5 (66). - С. 132-146

11. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская ; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики1' - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011, -284 с.

12. Осознавая себя. По материалам "Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики": итоговый отчет по результатам исследования ЦИРКОН, 2013 // Эксперт. - 2014. - № 26. - С 24.

13. Малолетко A.N., Васильева Е.А. Экономическая безопасность развития социального предпринимательства и инвестиций в социальные проекты // Социальная политика и социология. - 2015. -Т. 14. - №1 {107). - С. 106-118.

14. Ромащенко Т.Д. Социальное предпринимательство: особенности и перспективы развития в России / Т.Д. Ромащенко, В.И. Канищев, А.Г. Кисо-ва // Экономика и предпринимательство. - 2018, -№1(90).-С. 457-461.

15. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное Предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. 2016. N' 6 (159).- С, 103-Ш.

16. Гладкий Н.А. Типы социального предпринима тельства и их роль в развитии национальной экономики // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2020.

- № 2. - С. 47-52

17. Мухачева А.В. Мотивационная типология рос сийского предпринимательства // Известия Дальневосточного федерального университета. - Экономика и управление. - 2017. - № 3 (83). - С. 79-90,

18. Гладкий Н,А. Типы социального предпринимательства и их роль в развитии национальной экономики // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2020. -№2.- С. 47-52.

19. Мухачева А. В., Соколов А. И. Анализ различий в мотивации руководителей-собственников и наемных менеджеров региональных предприятий //Экономика региона. - 201/. - Т. 13. - Вып. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С, 524-536 doi 10.17059/2017-2-17

20. Идеменева О.С. Социальное предпринимательство в России: основные тренды и направления самарской области // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2020. - № 1-1.- С. 349-351.

21. Pirogova О., Plotnikov V., Maltseva 1. The main indicators of fundamental value in managing the commercial enterprise development// В сборнике; international Business information Management Association (IBIMA) Proceedings of the 34th international Business Information Management Association Conference (IBIMA). Editor Khalid S. Soliman, - 2019.- С. 1759-1765.

22. Social enterprises and their ecosystems in Europe. Comparative synthesis report. Authors: Carlo Borzaga, Giulia Galera, Barbara Franchini, Stefania Cblomento, Roc?o Nogales and Chiara Carini. Luxembourg; Publications Office of the European Union, - 2020// URL: https://europa.eu/IQq64ny (дата обращения: 24.03. 2020).

23. Кадол Н.Ф. Развитие социального предпринимательства в странах европейского союза // Ре гиональиая экономика и управление: электронный научный журнал, - 2020. - № 3 (63). - с 1.

24. Dèfourny J. and Nyssens M. Conceptions of Social Enterprise and Social Entrepreneurship in Europe and the United States: Convergences and Divergences // Journal of Social Entrepreneurship. 2010, - Ns 1. - C.32-53

25. Wilkinson С., Medburst J., Henry N., Wihlborg M. and Braithwaite B.W. A Map of Social Enterprises and Their Ecosystems in Europe. European Commission. A Report Submitted by ICE Consulting Services Date: December 2014.

26. Московская A.A., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. - 2016. - 6 (159). -С. 103-111,

27. Рейтинг стран по уровню развития социального предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/ 1/9/f/9f8fdc4f4d8 bd30cb0c31a29333cc835.pdf . -Дата доступа; 19.03.2020.

28. Дикоеицкая Д.В. Анализ международного рейтинга стран по уровню развития социального предпринимательства // Новости науки и технологий. - 2020. - № 2 (53). - С. 38-45.

29. Высоцкая N.B., Лылова Е В. Лучшие практики социально ориентированного предпринимательства: обзор и анализ // Путеводитель предпринимателя. - 2020. - Т, 13. - К» 3. - С. 147-164

30. Тимохович А.Н., Никурадзе О.И. Измерение эффективности социального предприниматель-ства // Вестник университета. - 2020. - № 7. -С. 193-198.

31. Ветрова Е.А. Социальное предприниматель ство как фактор социально-экономического развития общества // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. - № 1 (141). - С. 20-24.

32. Галкин И.А. Социальное предпринимательство как условие социально-экономического развития //Духовная ситуация времени. Россия XXÍ век. -2016. - MÍ 2 (7). - С. 12-14.

33. Зину posa Р. и. Институции воспроизводства социальных практик в сфере социального творчества и предпринимательства // Управление устойчивым развитием. - 2019. - № 5 (24). - С. 61 -66.

34. Семенова ДА. Социальное предпринимательство как драйвер экономического роста России / / Научный альманах. - 2016. - HV. - С. 178-184

35. Ахметшина A.A. Социальное предпринимательство как фактор эффективной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями: функции и роль в общества // Вестник экономики, права и социологии, - 2017. - №>2. - С, 135-138.

36. Ветрова Е.А. Основные особенности поддерж ки малого предпринимательства на муниципаль-

ном уровне в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 201- Вып. 12 (128). - С 49-52

37. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федеральный закон от 5.04.2010 г. Na 40-ФЗ

38. Vetrova Е.А., Atamanova MA, Kulakova T.V. The replacement strategy for monotowns in Russia: Ггот industry branches towards tourism on Che example of Baikalsk // Life Science Journal. 2014. № 11(12s). P. 929-933.

39. Сафаров C,M, О мерах поддержки no развитию социального предпринимательства в сфере тер-

риториального общественного самоуправления // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. - 2020. - №2 (44). -С. 45-50.

40. Осипов А.Н. Социальное предпринимательство как новый тренд в российской экономике // Пле ханов ский барометр. - 2020, - № 1. - С. 46-48.

41. Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM) URL: https://gsom.spbu.ru/gsom/ research_statistics/gem/#1 (дата обращения: 12.03.2021),

42. Боркова Е. А., Подкатилина В. А., .Завьялова П. Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный советник. - 2019, - №2 (26). - С. 74-80.

DEVELOPMENT OF E COMMERCE INFRASTRUCTURE IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE

Samokhvalov Artemii Yurievich, business expert. Place of work: platform first-e.com - the first ecosystem in e-commerce

The purpose of the study is to determine the features and patterns of development of the e-commerce infrastructure in Russia at the present stage. The article considers the conditions and the current state of the electronic commerce sphere in Russia, highlights the main problems of its development, which, first of all, include in frastructural barriers. The need for state support for the development of digital infrastructure for the development of e-commerce is noted to ensure accessibility for small businesses. The scientific novelty of the study lies in the substantiation of the need to create electronic markets (exchanges) in Russia at the state level, which cover many different forms that differ in the type of industry, type of product, volume of services provided, the owner of the electronic market, the type of participants and many other features. As a result, it was found that the proposed activities for the creation of electronic markets within the framework of the electronic commerce infrastructure will increase the availability of online sales for the smallest market entities, it is concluded that in order to be able to develop, the electronic market must attract such a number of participants that will provide adequate income or benefits to cover the costs incurred for the creation and operation of this electronic market.

Keywords: electronic exchanges; development barriers; infrastructure problems; online trading; digital infrastructure.

00! 10.24923/2222-243Х.2022-45.15

РАЗВИТИЕИНФРА СТРУКТУРЫ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Цель исследования - определить особенности и закономерности развития инфраструктуры электронной торговли в России на современном этапе. В статье рассмотрены условия и современное состояние сферы электронной торговли в России, выделены основные проблемы ее развития, к которым, прежде всего, относятся инфраструктурные барьеры. Отмечается необходимость государственной поддержки развития цифровой инфраструктуры развития электронной торговли для обеспечения доступности для субъектов малого бизнеса. Научная новизна заключается в обосновании необходимости создания в России на государственном уровне электронных рынков (бирж), которые охватывают множество различных форм, различающихся типом отрасли, видом продукции, объемом предоставляемых услуг, собственником электронного рынка, типом участников и многими другими признаками. В результате установлено, что предлагаемые мероприятия по созданию электронных рынков в рамках инфраструктуры электронной торговли позволят повысить доступность онлайн продаж для самых малых субъектов рынка. Делается вывод, что для возможности развиваться электронный рынок должен привлекать такое количество участников, которое будет обеспечивать адекватные доходы или выгоды для покрытия затрат, понесенных на создание и функционирование этого электронного рынка.

Ключевые слова: электронные биржи; барьеры развития; инфраструктурные проблемы; онлайн-торговля; цифровая инфраструктура.

УДК 332.1 ВАК РФ 5.2.3

Ф Самохвалов А, Ю„ 2022

САМОХВАЛОВ Артемий Юрьевич, бизнес-эксперт, Платформа first-e.com -первая экосистема в электронной коммерции

Г\!

г\; О

Г\! Л Cl ю

со

^

ф

о г

S

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.