Научная статья на тему 'ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салахова Ю.Ш., Позняк Н.С.

Рассмотрены вопросы, раскрывающие экономическую сущность и назначение социального предпринимательства, функции и признаки, формы его реализации; роль социального предпринимательства в процессе формирования качественного человеческого потенциала государства. Проведен сравнительный анализ национального и международного опыта социального предпринимательства, предложены направления совершенствования отечественной системы государственной и частной поддержки. Актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью разработки инструментария стимулирования социального предпринимательства - документально оформленной схемы государственной и частной поддержки, которая позволяла бы в большей степени своевременно и в полной мере влиять на деятельность социальных предпринимателей. Научная новизна проведенного исследования и результатов, представленных в данной работе, определяется обоснованием необходимости разработки новой модели стимулирования социального предпринимательства, которая в большей степени отвечала бы реалиям современного бизнеса с учетом особенностей современной социально-экономической системы Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS FOR SUPPORTING SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR FOR INCREASING THE HUMAN POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF BELARUS

The article deals with issues that reveal the economic essence and purpose of social entrepreneurship, functions and features, forms of its implementation; the role of social entrepreneurship in the process of forming a high-quality human potential of the state. It provides a comparative analysis of national and international experience of social entrepreneurship; suggests ways to improve the domestic system of public and private support. The relevance of the chosen research topic is determined by the need to develop tools for stimulating social entrepreneurship - a documented scheme of public and private support that would allow for a more timely and full impact on the activities of social entrepreneurs. The scientific novelty of the research and the results presented in this article is determined by the justification for the need to develop a new model for stimulating social entrepreneurship, which would better meet the realities of modern business, taking into account the features of the modern socio-economic system of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

УДК [334.72:342.7:304.4] (476)

ИНСТРУМЕНТЫ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ю.Ш. САЛАХОВА, Н.С. ПОЗНЯК (Витебский государственный университет им. П.М. Машерова)

Рассмотрены вопросы, раскрывающие экономическую сущность и назначение социального предпринимательства, функции и признаки, формы его реализации; роль социального предпринимательства в процессе формирования качественного человеческого потенциала государства. Проведен сравнительный анализ национального и международного опыта социального предпринимательства, предложены направления совершенствования отечественной системы государственной и частной поддержки. Актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью разработки инструментария стимулирования социального предпринимательства - документально оформленной схемы государственной и частной поддержки, которая позволяла бы в большей степени своевременно и в полной мере влиять на деятельность социальных предпринимателей. Научная новизна проведенного исследования и результатов, представленных в данной работе, определяется обоснованием необходимости разработки новой модели стимулирования социального предпринимательства, которая в большей степени отвечала бы реалиям современного бизнеса с учетом особенностей современной социально-экономической системы Республики Беларусь.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, социальное предпринимательство, человеческий потенциал, налогообложение, инвестиции.

Введение. Важной задачей любого государства выступает обеспечение достойного уровня и качества жизни его гражданам, создание благоприятных условий для самореализации и развития человека. Все это лежит в основе создания качественного человеческого потенциала государства. Однако даже самая отлаженная и тщательно продуманная социальная политика не в силах предотвратить появление и развитие социальных проблем. К тому же, в условиях нестабильной экономической ситуации или под давлением иных сдерживающих факторов государство не всегда может оперативно отреагировать на возникающие трудности. В таком случае общество нуждается в дополнительных инструментах решения острых социальных проблем. В развитых станах эта роль отводится социальному предпринимательству, что обозначено в работах многих зарубежных и отечественных ученых: Ю.Н. Арай [1], К. Атлер, Г. Диз, Х. Хох, П. Трейси, И.В. Манахова [2], Д.Н. Дорофеев, М.Б. Моисеева, М.С. Матвеев [3], З.Г. Зайнашева, Н.Г. Мешкова [4], А.Ю. Андрианов, Д.А. Грехова [5] и др.

Социальное предпринимательство отражает готовность некоторой части экономически активных граждан принимать участие в решении социальных проблем через создание устойчивых бизнес-моделей, оказывающих долгосрочное позитивное влияние на уровень жизни и благосостояние населения. Усилия социального предпринимателя в первую очередь направлены на достижение экологического или социального блага, а получение экономической выгоды является побочным эффектом основной деятельности.

Основная часть. Социальное предприятие представляет собой принципиально новую бизнес-модель, которая состоит из двух секторов: социального и экономического.

Производство социального эффекта является главным условием существования социального предпринимательства, а достижение экономической ценности - необходимым условием для поддержания финансовой устойчивости организации. Таким образом, социальное предпринимательство имеет смешанную природу, сочетая деятельность, направленную на получение прибыли с неприбыльной деятельностью. Данный методологический подход основан на концепции «смешанной ценности» Дж. Эмерсона, которая получила известность в связи с активным участием бизнеса в реализации социально ответственного поведения. Концепция смешанной ценности подразумевает, что благо включает экономическую, социальную и экологическую ценности. Или, другими словами, важнейшим критерием социального предпринимательства выступает «двойная результативность» (double bottom line), т.е. создание социальной и экономической ценности и реинвестирование прибыли в развитие социальной деятельности.

Ориентация социального предприятия на достижение «двойной результативности» объясняет трудность разграничения социальных предприятий от других форм организационных образований. Ведь не всякая социально ориентированная деятельность должна рассматриваться как социальное предпринимательство. Идентификация сектора социальных предприятий имеет важное значение как для статистической оценки и сравнения их вклада в экономику с другими странами, так и - что более важно - для вовлечения их в производство общественно значимых услуг и товаров в свете необходимости реформирования

функций государственного сектора и повышения эффективности использования централизованных финансовых ресурсов, а также решения имеющихся социальных проблем с применением рациональных и инновационных подходов.

Сегодня в Республике Беларусь, на фоне негативных демографических тенденций и социально-экономических трудностей, становится актуальной проблема эффективной занятости в обеспечении устойчивого экономического роста и недостаточного развития социально-направленного бизнеса. Для Беларуси как для демократического социального государства, основанного на верховенстве закона, особенно важны вопросы обеспечения равенства возможностей при реализации человеческого потенциала граждан, имеющих меньшие конкурентные преимущества на рынке труда (молодежь, женщины, инвалиды, безработные и др.) [6]. Критически осмыслив содержание различных подходов, можно выделить основные составляющие категории «человеческий потенциал» [7]:

- человеческий капитал, представляющий собой определенную форму проявления человеческого потенциала в экономических системах за счет своего вовлечения в процесс производства экономических благ;

- социально-экономические условия, в которых будет происходить его формирование, т.е. условия, непосредственно влияющие на качество жизни, дающие возможность создания, развития и использования человеческого капитала.

Именно социально-экономические условия, выражающиеся в том числе в объемах финансирования в сферы образования, здравоохранения и социальной политики, непосредственно влияют на формирование человеческого потенциала [8]. Повышение человеческого потенциала, поддержка социальной предпринимательской деятельности и рост занятости на этой основе могут стать важным фактором снижения социальной и экономической напряженности и улучшения местной деловой среды.

Проблемы занятости и социальной сферы Республики Беларусь в целом схожи с другими развивающимися странами. Несмотря на относительно высокий уровень человеческого, социального и предпринимательского потенциала, есть факторы, которые блокируют их капитализацию и препятствуют развитию социального предпринимательства и социальной деловой активности. Республика Беларусь декларируется как социально ориентированное государство, и социальные предприятия могли бы разгрузить государственный бюджет в случае, если они смогут функционировать в режиме самоокупаемости.

На данный момент в законодательстве Республики Беларусь нет официального закрепления термина «социальное предпринимательство», однако в мае 2019 г. при Министерстве труда и социальной защиты была создана группа по разработке проекта Концепции закона о социальном предпринимательстве [9]. Ее участниками являются как представители государственных органов, так и представители бизнес-сообщества и гражданского общества. В проекте Концепции определены способы решения проблем, которыми займется социальный бизнес.

На наш взгляд, именно социальное предпринимательство позволит решить многие социально-экономические проблемы:

- снизить уровень безработицы;

- повысить инновационную составляющую государства за счет внедрения социальных инноваций;

- вовлечь в предпринимательскую деятельность незащищенные слои населения;

- повысить социальную ориентированность производственных отраслей;

- привлечь дополнительные источники финансирования социально значимых сфер;

- повысить качественные характеристики человеческого потенциала Республики Беларусь;

- увеличить объемы и повысить качество социального капитала Республики Беларусь;

- ускорить темпы экономического роста.

Необходимо заметить, что большинство белорусских социальных предприятий полностью или частично соответствуют европейским критериям социального предпринимательства, в частности:

- наличие социальных целей,

- реинвестирование прибыли для достижения социальных целей;

- организационная независимость предприятия от государства и традиционных коммерческих организаций.

Тем не менее, наблюдается отставание по следующим позициям:

- реализация социальных целей в форме социальных инноваций, инновационность используемых инструментов и методов;

- если для европейских социальных предприятий принципы демократического управления являются базовыми, лежащими в основе самого духа социального предпринимательства, то в Беларуси они воспринимаются чаще как декларативные.

Социальным предпринимателям сегодня необходима серьезная информационная поддержка, массовая популяризация социального предпринимательства среди населения, стимулирование общества в решении социальные проблемы путем работы бизнеса, формирования позитивного имиджа социального

предпринимателя в обществе. Также главным критерием развития, является стимулирование потребительского спроса населения на продукцию социальных предпринимателей, что, по сути, является одним из главных критериев развития выбранной формы предпринимательской деятельности.

Зарубежные развитые страны уже давно пытаются решить острые социальные проблемы с помощью Института социального предпринимательства. Мировой опыт развития социального предпринимательства представлен государствами, которые можно разделить на две категории [10; 11]:

1) страны, которые классифицируют социальное предпринимательство как частный сектор (преследуют две цели своей деятельности: получение прибыли и достижение социального эффекта).

2) страны, которые относят социальное предпринимательство к новому сектору как новую форму некоммерческой организации.

Социальные предприятия объединяют в своей деятельности «социальную миссию и цели» с «деловыми компетенциями» и ориентированы на создание социальных ценностей и решение социальных проблем с меньшим (по сравнению с традиционным бизнесом) желанием получать прибыль, что необходимо для достижения социальных целей. Социальная миссия в деятельности социального предприятия является первичной. Еще одной важной характеристикой социального предприятия является инновация, которая подразумевает наличие оригинальной бизнес-идеи, которая позволяет генерировать социальные инновации, обеспечивать эффективное решение социальной проблемы и достигать социальных целей с меньшими затратами, находить новые комбинации необходимых ресурсов, новые методы ведения бизнеса [12].

Первым шагом к развитию социального предпринимательства должно стать законодательное закрепление категории «социальное предпринимательство», также следует охарактеризовать и законодательно оформить отдельный экономический субъект - «социальный предприниматель».

Нами предложено понимать под социальным предпринимательством особый вид деятельности, который направлен на снижение/упразднение социальных проблем человека/общества/государства путем осуществления предпринимательской деятельности с привлечением незащищенных слоев населения/ в социально значимых сферах.

Важными атрибутами социального предприятия являются самодостаточность и безубыточность. Без материального обеспечения долгосрочная и эффективная реализация социальной миссии не будет работать. То есть, помимо максимизации социального эффекта, социальное предпринимательство также заинтересовано в зарабатывании денег. Хозяйствующие субъекты в Республике Беларусь имеют четко определенную специфику, связанную с применением различных налоговых режимов, и возможность определенного выбора, ограниченного рамками налогового законодательства.

Наиболее действенные налоговые инструменты стимулирования социального предпринимательства представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Налоговые инструменты стимулирования активности социальных предпринимателей, возможные к применению в Республике Беларусь

Инструмент Принцип действия

Применение гибких налоговых ставок при налогообложении социальных предпринимателей 1. При хозяйственном ведении социальное предприятие занимается оказанием социальных услуг пожилым людям, инвалидам и другим социально незащищенным категориям населения = доход, полученный от этой деятельности, не облагается налогом. 2. При наличии дополнительных социальных видов деятельности устанавливается следующая система льготирования: 1) полное освобождение на первый год; 2) 75% освобождение на второй год; 3) 50% освобождение на третий год; 4) 25% освобождение на четвертый год

Снижение налоговой нагрузки Снижение налоговой нагрузки на предприятия (вычет 20% из суммы налога на прибыль) при направлении части доходов на решение социальных проблем путем инвестирования средств в социальные предприятия

Введение налоговых вычетов 1. Возможно снижение налогооблагаемой базы на сумму прямых социальных инвестиций в социально значимые сферы (не более 10%). 2. Вычет сумм благотворительных пожертвований из налогооблагаемой базы (не более 5%)

Особый социальный режим налогообложения Введение специального социального режима налогообложения только для социальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность только по социально значимым направлениям / только для незащищенных целевых групп

Данные инструменты были предложены исходя из исследованного мирового опыта стимулирования социального предпринимательства.

В частности, некоторые законодательные системы, как правило, проводят различие между «экономической» и «коммерческой» деятельностью, с тем чтобы быть более либеральными в отношении первой. Например, венгерское законодательство проводит различие между экономической деятельностью, связанной с уставными целями, и коммерческой / предпринимательской деятельностью «с целью или результатом получения прибыли и имущества» и не связанной с уставными целями. Любая хозяйственная деятельность, отраженная в уставе организации как осуществляемая в поддержку ее целей не подлежит налогообложению. НКО обязаны уплачивать налоги только с доходов от коммерческой / предпринимательской деятельности и только в том случае, если такой доход превышает установленный законом порог.

Существует несколько подходов к налогообложению социальных предприятий в Республике Беларусь:

- Полное налогообложение с предоставлением вычетов.

- Частичное налогообложение с применением гибких налоговых ставок.

- Специфический социальный режим налогообложения.

- Налогообложение в зависимости от цели использования дохода.

- Освобождение от налогообложения.

Далее представим наиболее действенные неналоговые инструменты стимулирования социального предпринимательства (таблица 2).

Таблица 2. - Неналоговые инструменты стимулирования активности социальных предпринимателей, возможных к применению в Республике Беларусь

Инструмент Принцип действия

Представление государственный субсидий социальный предпринимателям Представление государственных субсидий социальным предпринимателям на развитие дела, если таковые осуществляют предпринимательскую деятельность только по социально значимым направлениям / только для незащищенных целевых групп 1. При наличии дополнительных социальных видов деятельности устанавливается следующая система льготирования: 2. полное освобождение на первый год; 3. 75% освобождение на второй год; 4. 50% освобождение на третий год; 5. 25% освобождение на четвертый год

Приоритетные государственные закупки Заключение государственного, регионального или муниципального контракта на приобретение продукта или услуги в первую очередь у социальных предпринимателей

Представление консалтинговой / образовательной / бухгалтерской поддержки Представление на безвозмездной основе консалтинговых / образовательных / бухгалтерских услуг специализированными предпринимательскими Центрами и иными участниками

Льготные / безвозмездные условия аренды площадей Особые условия аренды незадействованных помещений из муниципальных фондов для реализации социального предпринимательства

Таким образом, так как социальное предпринимательство в Республике Беларусь находится на этапе становления без четко обозначенной государственной или частной поддержки, социальные предприятия сталкиваются с рядом проблем:

1. Ограниченные финансовые ресурсы и ограниченный доступ к рынку. Реинвестируя часть прибыли на решение социальных проблем, предприятие отводит меньше средств на расширение социальной деятельности или, например, используя в своей работе экологичный материал, повышает себестоимость продукта и т.д.

2. Затрудненность конкуренции социальных предприятий с традиционным бизнесом.

3. Затрудненность в поиске социальными предпринимателями рынков сбыта, так как отсутствуют льготные условия, которые с учетом особенностей природы социального предприятия, давали бы равные возможности для конкуренции с экономическими агентами.

4. Недостаточность государственной поддержки.

Поэтому для дальнейшего успешного развития социального предпринимательства в стране необходимо закрепить на законодательном уровне:

1) понятие социального предпринимательства;

2) критерии отнесения к субъектам социального предпринимательства;

3) механизм сертификации социальных предприятий, в том числе:

- ввести единый реестр социальных предприятий;

- установить требования к ежегодной отчетности;

- зафиксировать ограничение распределения прибыли;

- создать координационный орган в сфере социального предпринимательства;

- предусмотреть ответственность субъектов за нарушение соответствующего законодательства.

Заключение. В заключение подытожить изложенное можно следующим:

1. Социальное предпринимательство - это вид предпринимательской деятельности, который направлен на снижение/упразднение социальных проблем государства.

2. Социальные предприятия объединяют в своей деятельности «социальную миссию и цели» с «деловыми компетенциями» и ориентированы на создание социальных ценностей и решение социальных проблем с меньшим (по сравнению с традиционным бизнесом) желанием получать прибыль, что, однако, необходимо для достижения социальных целей.

3. Социальная миссия в деятельности социального предприятия первична.

4. Еще одной важной характеристикой социального предприятия выступает инновация, которая подразумевает наличие оригинальной бизнес-идеи, позволяющей генерировать социальные инновации, обеспечивать эффективное решение социальной проблемы и достигать социальных целей с меньшими затратами, находить новые комбинации необходимых ресурсов, новые методы ведения бизнеса.

5. В целом, для развития социального бизнеса необходимо:

- обеспечить социальные предприятия государственными заказами;

- ввести льготы для инвесторов социальных предприятий;

- включить социальные предприятия в программы социально-экономического развития;

- обеспечить компенсацию (на основе грантов) для социальных предприятий, оказывающих услуги и производящих продукцию общественной необходимости или передать на аутсорсинг часть государственных социальных услуг;

- наладить коммуникации с местными органами власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арай, Ю.Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности / Ю.Н. Арай // Российский журнал менеджмента. - 2013. - № 1. - С. 111-130.

2. Манахова, И.В. Социальное предпринимательство как экономическое явление / И.В. Маханова // Вестник ПАГС. -2011. - № 4. - С. 166-174.

3. Дорофеев, Д.Н. Теоретическое обоснование понятия «социальное предпринимательство» / Д.Н. Дорофеев, М.Б. Моисеева, М.С. Матвеев // Достижения науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 92-94.

4. Зайнашева, З.Г. Особенности социальных предпринимателей и понятие социального предпринимательства / З.Г. Зайнашева, Н.Г. Мешкова // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Сер. Экономика. - 2018. -№ 1. - С. 45-53.

5. Андрианов, А.Ю. Социальное предпринимательство как эффективный инструмент управления / А.Ю. Андрианов, Д.А. Грехова // Креативная экономика. - 2013. - № 11 (83). - С. 83-87.

6. Салахова, Ю.Ш. Человеческий потенциал региона: сущность, информационное обеспечение процесса управления / Ю.Ш. Салахова // Бухгалтерская информационная система современности / Ю.Ш. Салахова. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2019. - С. 174-182.

7. Богатырева, В.В. Человеческий капитал как фактор повышения национальной конкурентоспособности Республики Беларусь / В.В. Богатырева, Ю.Ш. Салахова // Конкурентоспособность экономических систем в контексте сетиза-ции социально-экономического пространства: теория, методология, практика / В.В. Бонатырева, Ю.Ш. Салахова. -Витебск : УО «ВГТУ», 2017. - С. 215-261.

8. Салахова, Ю.Ш. Теоретические аспекты инвестиционной привлекательности человеческого капитала / Ю.Ш. Салахова // Наука - образованию, производству, экономике : материалы XXIII (70) Регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 15 февр. 2018 г. : в 2 т. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. - Т. 1. - С. 372-373.

9. В Беларуси готовится закон о социальном предпринимательстве - Минтруда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/may/35616/. - Дата доступа: 04.10.2019.

10. Мантаева, Э.И. К вопросу о формировании социальной ответственности бизнеса в Российской экономике / Э.И. Мантаева, В.С. Голденова // Вестник Калмыцкого университета. - 2012. - № 2 (14). - С. 128-133.

11. Гришина, Я.С. Британская компания общественных интересов (immunity interest company) как оптимальная модель социального предприятия / Я.С. Гришина // Вестник ВолГУ. Сер. 5: Юриспруденция. - 2015. - № 3. -С. 187-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Салахова, Ю.Ш. Социальное предпринимательство в системе социально-экономической политики: мировой опыт и перспективы развития в Республике Беларусь / Ю.Ш. Салахова, Н.С. Позняк // Актуальные проблемы правового регулирования международных отношений : сб. науч. ст. - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2019. - С. 187-191.

Поступила 05.03.2020

INSTRUMENTS FOR SUPPORTING SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR FOR INCREASING THE HUMAN POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF BELARUS

YU. SALAKHOVA, N. POZNYAK

The article deals with issues that reveal the economic essence and purpose of social entrepreneurship, functions and features, forms of its implementation; the role of social entrepreneurship in the process of forming a high-quality human potential of the state. It provides a comparative analysis of national and international experience of social entrepreneurship; suggests ways to improve the domestic system of public and private support. The relevance of the chosen research topic is determined by the need to develop tools for stimulating social entrepreneurship - a documented scheme of public and private support that would allow for a more timely and full impact on the activities of social entrepreneurs. The scientific novelty of the research and the results presented in this article is determined by the justification for the need to develop a new model for stimulating social entrepreneurship, which would better meet the realities of modern business, taking into account the features of the modern socio-economic system of the Republic of Belarus.

Keywords: small size enterprise, medium size enterprise, social entrepreneurship, human potential, taxation, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.