Научная статья на тему 'Направления совершенствования государственной поддержки предпринимательства в малых и средних городских поселениях'

Направления совершенствования государственной поддержки предпринимательства в малых и средних городских поселениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЕ ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / СРЕДНИЕ ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салтанович Н.В.

Рассматриваются направления совершенствования государственной поддержки предпринимательства в малых и средних городских поселениях Беларуси. На фоне происходящих в республике социально-экономических преобразований проблемы развития малых городских поселений входят в число приоритетов государственной политики и затрагивают все сферы развития: экономику, демографию, экологию. Малое предпринимательство при этом выступает важным фактором стабильности жизнедеятельности региона, содействует его устойчивому развитию. Показано, что эффективная государственная поддержка данного сектора укрепит конкурентный механизм экономики, который придает ей должную гибкость, способствует мобилизации финансовых и производственных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN SMALL AND MIDDLE URBAN SETTLEMENTS

Directions of improvement of state support of entrepreneurship in small and middle urban settlements in Belarus are considered. In the conditions of the existing social and economic transformations the problems of development of small urban settlements are one of the priorities of state policy and touch upon all the spheres of development: economy, demography, ecology. Small business thus acts as an important factor of stability of existence of the region, promotes its sustainable development. Effective state support of a given sector will strengthen the competitive mechanism of economy which gives it due flexibility, promotes mobilisation of financial and industrial resources.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования государственной поддержки предпринимательства в малых и средних городских поселениях»

УДК 338.2(476)

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

Н.В. САЛТАНОВИЧ (Комитет экономики Витебского облисполкома, Витебск)

Рассматриваются направления совершенствования государственной поддержки предпринимательства в малых и средних городских поселениях Беларуси. На фоне происходящих в республике социально-экономических преобразований проблемы развития малых городских поселений входят в число приоритетов государственной политики и затрагивают все сферы развития: экономику, демографию, экологию. Малое предпринимательство при этом выступает важным фактором стабильности жизнедеятельности региона, содействует его устойчивому развитию. Показано, что эффективная государственная поддержка данного сектора укрепит конкурентный механизм экономики, который придает ей должную гибкость, способствует мобилизации финансовых и производственных ресурсов.

Введение. Основа государственной поддержки развития малого бизнеса в Республике Беларусь -создание наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства, повышение их качества и эффективности, стимулирование инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности путем оказания адресной методологической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической помощи, в том числе через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства.

Предпринимательство в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы также предусмотрено, что мощным и важным фактором экономического роста страны должно стать предпринимательство, в том числе малое и среднее. Одна из причин, сдерживающих интенсивность его развития, - недостаточная эффективность механизмов государственной поддержки.

В Республике Беларусь в последнее время приняты значимые нормативные правовые акты в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства: Закон Республики Беларусь от 01.07.2010 «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [1]. Разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки малого предпринимательства на республиканском и региональном уровнях. В то же время по территории страны сохраняется неравномерность распределения малого бизнеса. Большая его часть (53,2 %) сконцентрирована в городе Минске и Минской области, при этом 36,7 % - в самом Минске; 10,6 % - в Брестской области; 9,9 % - в Гомельской; 9,5 % -в Витебской; 8,4 % - в Гродненской; 16,5 % - в Минской; 8,3 % - в Могилевской области.

Требуется оперативное создание самых благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности населения в небольших городских поселениях и в сельской местности, испытывающих наибольшие сложности адаптации к современным рыночным условиям хозяйствования. Этому способствовало принятие Декрета Президента Республики Беларусь № 6 от 07.05.2012 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», однако ряд вопросов остается нерешенным.

По-прежнему на качество жизни в регионах наиболее сильно оказывает влияние сохраняющаяся высокая степень монополизации производства, что, безусловно, приводит к постоянному росту цен, создает предпосылки для недобросовестного выполнения договорных обязательств, не формирует у субъектов хозяйствования побудительных мотивов для модернизации производств, повышения качества продукции и снижения издержек. Как следствие - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, ее однородность, отсталость технологического уклада отраслей, высокая энергоемкость и ресурсоем-кость. Это приводит к ограничению потребительского спроса как на внутреннем, так и внешних рынках.

В течение 2009 - 2013 годов данные факторы стали набирать силу в связи с устранением барьеров по беспрепятственному перетоку товаров в рамках Таможенного союза и необходимостью адаптации сложившихся ранее и возникающих вновь народнохозяйственных комплексов к новым условиям ведения бизнеса, в основе которого на первый план выдвинуты качественные показатели.

Дополнительный отрицательный отпечаток накладывает неблагоприятная демографическая ситуация в регионах, сохраняющаяся тенденция сокращения общей численности населения [2]. Наиболее остро данная проблема стоит перед Витебской областью, где сосредоточено наибольшее количество малых и средних городов и сельских населенных пунктов республики с более сложной демографической ситуацией.

В результате рост экономики осуществляется преимущественно за счет развития крупных производств, которые размещены в областных центрах. Для их обслуживания сформировался достаточно устойчивых пласт предпринимательских структур, постепенно занимающих ниши как в сфере производственной деятельности, так и в сфере предоставления социальных, торговых услуг, в то время как на периферии по-прежнему сохраняется острый недостаток побудительных мотивов для организации бизнеса.

Организация любого вида бизнеса в малых и средних городах сопряжена с дополнительными рисками, связанными с узостью рынка, более низким уровнем доходов потребителей услуг и товаров в регионах, недостатком квалифицированных специалистов, дополнительными трудностями в формировании собственных производственных и товарных ниш.

В целом можно отметить, что сложившаяся структура производства в малых и средних городах не соответствует современным требованиям рынка и тем социально-экономическим задачам, которые ставятся перед регионами. В этих городах наблюдается ограниченный набор объектов социальной сферы и невысокий качественный уровень большинства объектов жизнеобеспечения, фактически составляющий основу среды обитания местного населения.

Активизация предпринимательской деятельности в регионах сдерживается также не завершенностью формирования нормативно-правовой базы для новых экономических отношений. Для функционирования рыночных механизмов хозяйствования, ориентированных на выполнение и поддержание социальных стандартов жизнеобеспечения населения, не выработан эффективный механизм преодоления негативных тенденций, присущих рыночной экономике.

Вместе с тем жизненно важно не только предпринять меры по активизации социально-экономической деятельности в малых и средних городских поселениях, но и обеспечить их переход к устойчивому развитию. Государственное регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в малых и средних городских поселениях на этапе преобразований, присущих рыночной экономике, и одновременного преодоления кризисных явлений должны опираться на применение нетрадиционных решений, порой не имеющих аналогов в мировой практике.

Государственная поддержка малых предприятий представляет собой сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития малых предприятий, а также предоставление в этих целях материальных и финансовых ресурсов, в том числе на льготных условиях. Первоочередные мероприятия по развитию производственной кооперации и партнерства в промышленности между крупными и малыми субъектами хозяйствования позволяют обеспечить снижение затрат каждым из участников, оптимизировать производственные ресурсы, повысить конкурентоспособность производства.

Необходимо признать, что перечисленные цели не могут быть достигнуты, если государство не будет стимулировать изменения в общественном сознании, ориентировать его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формировать позитивное отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможной организации своей собственной жизни. Следует учесть, что одна из причин нежелания переносить бизнес в малые и средние поселения - незнание перспектив развития региона и его стратегии. По нашему мнению, разработка стратегического плана развития малых и средних поселений с выделением раздела «Развитие малого и среднего бизнеса» будет способствовать решению данной проблемы. При его составлении предусматриваются условия оказания приоритетной и безусловной поддержки предпринимательским структурам, деятельность которых соответствует целям социально-экономического развития определенного региона.

Базовой целью регионального планирования является обеспечение сбалансированного развития населенных пунктов, сокращение межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, уровне и качестве жизни, наряду с созданием оптимальных условий для раскрытия регионального потенциала и реализации конкурентных преимуществ территорий. Необходимо комплексно рассматривать конъюнктуру и перспективы местного регионального рынка, свободные и нерационально используемые ресурсы сырья, имеющиеся и потенциальные резервы рабочей силы, современные и перспективные пути развития коммуникаций, внешние экономические связи, экологическую обстановку, требования к уровню социального развития населения как в настоящее время, так и на перспективу.

В условиях необходимости развития хозяйственной самостоятельности регионов малые предприятия могут рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики. Следовательно, местные руководящие органы, ответственные в целом за решение многих региональных проблем, нуждаются в таком инструменте управления, как региональная программа развития и поддержки малого предпринимательства, разработка которой должна осуществляться и для областного, и районного уровней, с отражением в ней позиций, определяющих развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях. Данная программа в свою очередь должна опираться на систему мер государственной поддержки предпринимательства на национальном уровне, где определяются вопросы, регулирующие регистрацию бизнеса, снижение налоговой нагрузки, развитие системы микрокредитова-

ния, обеспечение гарантийных обязательств, возможность вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества, прежде всего на условиях безвозмездного отчуждения или передачи в собственность под конкретные инвестиционные проекты.

Целесообразно включение в Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства следующих мероприятий:

- по оказанию финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в малых и средних городских поселениях;

- при участии бизнес-сообщества продолжить работу по устранению избыточности государственных функций и административных процедур, усилить их влияние на социально-экономические процессы малых и средних городов за счет вовлечения в процесс планирования и реализации мероприятий;

- по развитию в малых и средних городских поселениях инфраструктуры центров поддержки предпринимательства;

- создание обществ взаимного кредитования при частичном государственном финансировании на возвратной основе.

На малое и среднее предпринимательство оказывают влияние факторы внешней среды, при этом подобное влияние в Республике Беларусь значительно усиливается из-за открытости экономики. В этой связи существует объективная необходимость в создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает: формирование законодательной и нормативной базы; изменение налоговой системы в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе региональной; минимизацию административно-разрешительной и контролирующей практики, устранение бюрократических барьеров; обеспечение безопасности и защиты личности и собственности и др.

Фактически любой субъект хозяйствования, планирующий свой бизнес на территории республики, обязан в первоочередном порядке учитывать такие внешние факторы, как обязательное построение сбытовой сети в близлежащих регионах России, Латвии, Литвы, Украины, постоянную зависимость от стабильности закупок импортных комплектующих, возможность перетоков квалифицированной рабочей силы в регионы с более высоким уровнем оплаты труда, доступность внутреннего рынка республики для международных транснациональных корпораций и необходимость обязательного построения логистических цепочек с подобными структурами для большинства предпринимательских структур, независимо от региона размещения, в том числе на условиях субконтрактации с крупными промышленными предприятиями.

Среда для развития предпринимательства в малых и средних городских поселениях должна быть более конкурентоспособной, чем в крупных городах и в близлежащих регионах зарубежных государств. Поскольку добиться этого во всех сферах одновременно на практике невозможно, необходимо на местном уровне определить приоритеты поддержки бизнеса, которые не требуют значительных государственных затрат и позволяют эффективно вести бизнес. Данные приоритеты прежде всего находятся в сфере имущественных отношений, тем более что тема собственности является залогом для последующего построения кредитных отношений и находится в центре внимания любого предпринимателя. Необходимо минимизировать условия передачи государственной собственности, предоставив больше экономической свободы пользователю, что позволит ему гибко реагировать на изменение условий, руководствуясь критерием максимальной эффективности в рамках действующих правовых ограничений.

Наименее рискованно с точки зрения последствий и результатов внедрения подобные пилотные проекты осуществлять в малых и средних городских поселениях в силу меньшего количества участников производственной деятельности, монополизации государством производственных комплексов, ограниченности регионов в финансовых ресурсах, специалистах.

Финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства также не отвечает современным запросам экономики Беларуси. Проблема заключается в отсутствии доступных ресурсов, длительности процедур, а также недостаточной информативности потенциальных заемщиков. Крайне важно изменить отношение кредитных учреждений к политике кредитования в регионах даже сравнительно небольших проектов. Погашение процентов по кредиту должно начинаться лишь с момента ввода оборудования в эксплуатацию, а исполнение обязательств по основному долгу - после выхода предприятия на проектную мощность. В связи с высоким уровнем рисков подобных сделок необходимо их страхование под гарантии местных органов управления, которые будут определять приоритеты развития на ближайшую перспективу.

С организационной точки зрения эффективному взаимодействию местных органов власти, производственных организаций и объединений предпринимателей на территории малых и средних городских поселений будет способствовать развитие кластеров. Реализация кластерной политики должна быть направлена на повышение конкурентоспособности бизнеса вследствие взаимодействия участников, образующих территориально-производственный кластер. Это позволит укрепить связи между экономическими субъектами в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования научных знаний и основных средств, снижения транзакционных издержек и т.д.

С учетом специфики малых и средних городских поселений, а также потенциала их экономического развития для предпринимательства наиболее актуальными отраслевыми кластерами являются:

- дискретные - включающие организации, производящие продукты и оказывающие услуги в машиностроительном комплексе, строительстве и производстве строительных материалов. Как правило, данные кластеры состоят из малых и средних компаний-поставщиков, развивающихся вокруг сборочных и строительных организаций;

- туристические - формирующиеся на базе туристических активов в регионе и состоящие из организаций различных секторов экономики, связанных с обслуживанием туристов, например, туристических операторов, гостиниц, сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных организаций и др.;

- транспортно-логистические - развивающиеся в регионах, имеющих существенный транзитный потенциал; включающие комплекс инфраструктуры и компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, логистические комплексы;

- инновационные - основанные на информационных и биотехнологиях.

Для формирования благоприятной среды развития предпринимательства в малых и средних городских поселениях, совершенствования его имущественной поддержки представляется целесообразным осуществление органами государственного управления и местными органами власти мер и подготовки соответствующих нормативных актов, предусматривающих:

- формирование облисполкомами перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, особо нуждающихся в имущественной поддержке со стороны государства (в региональном и отраслевом разрезе);

- разработку упрощенной процедуры оформления документов при сдаче в аренду республиканского и коммунального имущества субъектам малого и среднего предпринимательства;

- дифференциацию понижающего коэффициента к ставкам арендной платы при сдаче в аренду объектов государственной собственности в зависимости от срока аренды для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в малых и средних городских поселениях;

- создание более разветвленной сети субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также совершенствование деятельности уже существующих;

- создание преференциальных условий для малых научно -технических и технологически ориентированных фирм, реализация которых позволит центрам поддержки предпринимательства стать основой формирования региональных инновационных структур (инновационных центров, венчурных фирм, технопарков и др.) путем расширения сотрудничества с научными организациями и производственными предприятиями;

- законодательное закрепление гарантий для инвесторов по сохранению условий ведения бизнеса в случае их ухудшения, вызванного изменениями в законодательстве, в течение 5 - 10 лет после начала инвестиционной деятельности аналогично мировой практике (Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Таджикистан и др.);

- передача, реконструкция и обновление помещений, зданий, предприятий, неиспользуемых территорий и других объектов, предназначенных для использования или уже используемых в качестве центров развития предпринимательства, инкубаторов, инновационных центров.

Оценивая состояние государственной поддержки инвестиций, необходимо отметить, что система и механизм работы с иностранными инвесторами, за счет ресурсов которых планируется в ближайшее время создавать наиболее конкурентоспособный малый и средний бизнес во всех сегментах экономики, по-прежнему не сформированы. Наиболее востребована с точки зрения работы государственных органов с инвесторами на региональном уровне такая услуга, как организация сопровождения инвестиционного проекта с момента прихода инвестора для проведения предынвестиционных исследований до завершения реализации проекта [3]. Необходимо отметить, что подобные услуги в близлежащих регионах зарубежных государств оказываются специализированными коммерческими организациями (агентствами), в то время как проведение данной работы государственными органами республики может повысить уровень доверия инвесторов к стране в целом и к регионам в частности. Ведь фактически консультирование бизнеса ведется государственными чиновниками, а не сторонними агентствами, владеющими лишь узкой сферой знаний по той или иной тематике. Не случайно подписание инвестиционных договоров с инвесторами сегодня ведется не на уровне министерств и концернов или Правительства, а преимущественно на уровне областных исполнительных комитетов, располагающих данными о фактическом состоянии дел в экономике того или иного города, района. На данном уровне возможен прямой и откровенный диалог с предпринимателями, более доступны сведения о сильных и слабых сторонах проектов, единовременно затрагиваются все аспекты их реализации (отведение земельного участка, строительство, выбор технологии, налогообложение и т.д.), а также осуществляется подбор оптимального варианта преференций, исходя из особенностей проекта и в рамках действующего законодательства.

Фактически, речь идет о формировании практики «одного окна», что со временем должно включать в себя следующие составляющие для каждого региона:

- предоставление инвестору полного законодательного пакета, касающегося реализации его инвестиционного предложения;

- оказание консультаций по всему спектру инвестиционной деятельности;

- содействие в проведении переговоров с представителями административно-территориальных единиц, а также с отраслевыми министерствами, концернами, отдельными предприятиями, учреждениями;

- адаптация инвестиционного проекта к условиям ведения хозяйственной деятельности в конкретном регионе;

- подготовка и согласование (при необходимости) бизнес-плана, включающие возможность его малобюджетной и упрощенной разработки, координацию этапов его выполнения.

Однако подобная система взаимоотношений нуждается в разработке адресных качественно проработанных инвестиционных проектов, подкрепленных технико-экономическими расчетами. Информацией о проекте необходимо заинтересовать финансово устойчивые организации, транснациональные корпорации, которые нуждаются в целостном инвестиционном предложении, отражающем стратегию развития, коммерческие выгоды и риски. Вместе с тем большинство проектов в малых и средних городских поселениях носят информационный характер, не привязаны к конкретной территории, не учитывают специфику ее дальнейшего развития, особенности формирования и ведения бизнеса.

Заключение. С учетом изложенного и с целью повышения эффективности механизма государственной поддержки малого предпринимательства в малых и средних городских поселениях целесообразно проведение преобразований в следующих направлениях:

1) привлечение субъектов предпринимательства, расположенных в малых и средних городских поселениях, к участию в отраслевых программах при обеспечении им поддержки республиканских органов государственного управления в реализации высокотехнологичных проектов, в поиске инвесторов, продвижении продукции на внутреннем и внешних рынках, участии в выставках на льготных условиях, в организации субконтракционных связей и др.;

2) необходимость разработки как для областного, так и для районного уровней региональной программы развития и поддержки малого предпринимательства с отражением в ней позиций, определяющих развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, предусмотрев:

- оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в малых и средних городских поселениях;

- продолжение работы по устранению избыточности государственных функций и административных процедур при участии бизнес-сообщества, усилению их влияния на социально-экономические процессы малых и средних городских поселений путем вовлечения в процесс планирования и реализации мероприятий;

- развитие в малых и средних городских поселениях инфраструктуры центров поддержки предпринимательства;

- создание обществ взаимного кредитования при частичном государственном финансировании на возвратной основе;

3) среда для развития предпринимательства в малых и средних городских поселениях должна быть более конкурентоспособной, чем в крупных городах и в близлежащих регионах зарубежных государств. Необходимо на местном уровне определить приоритеты поддержки бизнеса, которые не требуют значительных государственных затрат и позволяют эффективно вести бизнес;

4) снижению неопределенности перспектив и приоритетных направлений развития населенного пункта на этапе принятия предпринимателем решения об открытии или развитии бизнеса будет способствовать наличие стратегического плана малого (среднего) городского поселения с четко определенными приоритетами в долгосрочной перспективе;

5) необходимо минимизировать условия передачи государственной собственности, предоставив больше экономической свободы пользователю, что позволит ему гибко реагировать на изменение условий, руководствуясь критерием максимальной эффективности в рамках действующих правовых ограничений;

6) необходимо обеспечить поддержку кредитных учреждений в сфере кредитования проектов в малых и средних городских поселениях. Погашение процентов по кредиту должно начинаться с момента ввода оборудования в эксплуатацию, а исполнение обязательств по основному долгу - после выхода предприятия на проектную мощность. В связи с высоким уровнем рисков подобных сделок необходимо предусмотреть их страхование под гарантии местных органов управления;

7) эффективному взаимодействию местных органов власти, производственных организаций и объединений предпринимателей на территории малых городов будет способствовать развитие кластеров. Это позволит укрепить связи между экономическими субъектами в целях упрощения доступа к новым технологиям, оптимального распределения рисков, совместного выхода на внешние рынки, организации

совместных НИОКР, совместного использования научных знаний и основных средств, снижения тран-закционных издержек и т.д.;

8) при сдаче в аренду объектов государственной собственности необходимо предусмотреть дифференциацию понижающего коэффициента к ставкам арендной платы в зависимости от срока аренды для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в малых и средних городских поселениях;

9) формирование преференциальных условий для малых научно-технических и технологически ориентированных фирм (инновационных центров, венчурных фирм, технопарков и др.) путем расширения сотрудничества с научными организациями и производственными предприятиями повысит инновационную активность в регионах;

10) передача, реконструкция и обновление помещений, зданий, предприятий, неиспользуемых территорий и других объектов, предназначенных для использования или уже используемых в качестве центров развития предпринимательства, инкубаторов, инновационных центров, создание более разветвленной сети субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также совершенствования деятельности уже существующих, повысит эффективность и доступность предоставляемых услуг;

11) необходимо законодательное закрепление гарантий для инвесторов по сохранению условий ведения бизнеса, в случае их ухудшения, вызванного изменениями в законодательстве, в течение 5 - 10 лет после начала инвестиционной деятельности аналогично мировой практике (Азербайджан, Армения, Кыргызстан, Таджикистан и др.);

12) для сокращения предынвестиционных затрат, сроков рассмотрения инвестиционного предложения, объективной оценки как стратегического значения проекта для региона и вероятных рисков и условий его реализации необходима разработка принципиально нового, малозатратного комплексного документа. На данном этапе целесообразна замена бизнес -плана инвестиционного проекта бизнес -концепцией, позволяющей изложить основную идею инвестиционного проекта, определить объем средств и схему финансирования, условия его реализации, а также рассчитать укрупненные показатели, характеризующие его эффективность и не требующие значительной исходной информации;

13) организация сопровождения инвестиционного проекта с момента прихода инвестора для проведения предынвестиционных исследований до завершения реализации проекта повысит инвестиционную привлекательность регионов;

14) для мониторинга предпринимательской деятельности оптимально использовать данные статистической отчетности 1-мп по кругу субъектов малого предпринимательства, расположенных на территории малых и средних городских поселений. Это обеспечит достоверную и комплексную информацию о предпринимательской деятельности в каждом малом городе.

ЛИТЕРАТУРА

1. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Респ. Беларусь от 31.12.2010 № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 1/12259.

2. Статистический ежегодник Витебской области, 2011 / Нац. статист. комитет Респ. Беларусь, Главное статистическое управление Витебской области; ред. С.М. Кулаженко [и др.]; отв. за вып. А.Н. Разу-мович. - 2011. - 410 с.

3. О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь: Декрет Президента Респ. Беларусь от 6.08.2009 № 10 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2009. - № 1/10912.

Поступила 02.04.2013

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF STATE SUPPORT OF ENTREPRENEURSHIP IN SMALL AND MIDDLE URBAN SETTLEMENTS

N. SALTANOVICH

Directions of improvement of state support of entrepreneurship in small and middle urban settlements in Belarus are considered. In the conditions of the existing social and economic transformations the problems of development of small urban settlements are one of the priorities of state policy and touch upon all the spheres of development: economy, demography, ecology. Small business thus acts as an important factor of stability of existence of the region, promotes its sustainable development. Effective state support of a given sector will strengthen the competitive mechanism of economy which gives it due flexibility, promotes mobilisation of financial and industrial resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.