Научная статья на тему 'Практические аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси, России и Японии'

Практические аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси, России и Японии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
779
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козел К. П.

Рассматриваются системы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь, Российской Федерации и Японии. Именно этот сектор экономики наиболее уязвим и зависим от колебаний рынка. Малые предприятия имеют ограниченные производственные мощности, не могут позволить себе большие траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обладают малой кредитоспособностью.Подходы к реализации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, Российской Федерации и Японии по многим направлениям схожи, а по некоторым – имеют принципиальные различия. В каждой из названных стран существуют различные организационно-правовые формы государственной поддержки малого предпринимательства и защиты его интересов.Проанализированы существующие источники и виды поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, Российской Федерации и Японии, предложены направления по совершенствованию организации государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь и обоснована необходимость их внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers systems of state support of small business in the Republic of Belarus, Russian Federation and Japan. Especially this sector of economy is more vulnerable and dependable on market changes. Small enterprises have limited productive capacities, can not afford high volume expenses for research, design and test works, posses low volume creditworthiness.Approaches to realization of state support of small and middle-sized business in the Republic of Belarus, Russian Federation and Japan are similar in a great number of aspects but there are some principal differences. Every country which is mentioned above has various organizational and legislative forms of state support of small business and protection of its interests.The given paper analyzes the existing sources and types of support in respect of small and middle-sized business in the Republic of Belarus, Russian Federation and Japan, contains proposals for improvement of organization of state support of small business in the Republic of Belarus and justifies the necessity of their introduction.

Текст научной работы на тему «Практические аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси, России и Японии»

УДК 334.72

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В БЕЛАРУСИ, РОССИИ И ЯПОНИИ

Асп. КОЗЕЛ К. П.

Белорусский национальный технический университет

Малый и средний бизнес - важная и неотъемлемая часть экономики любой страны, и результаты его деятельности напрямую сказываются на экономическом состоянии государства. Именно этот сектор экономики наиболее уязвим и зависим от колебаний рынка. Малые предприятия имеют ограниченные производственные мощности, не могут позволить себе большие траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, обладают малой кредитоспособностью. Поэтому малый и средний бизнес нуждается в государственной поддержке как в странах с переходной экономикой, так и в развитых.

Подходы к реализации поддержки малого и среднего бизнеса в Беларуси, России и Японии схожи. С одной стороны, в каждой стране существует своя законодательная база, регулирующая деятельность малого предпринимательства в различных аспектах и соответствующая законодательству конкретной страны, с другой -различные организационно-правовые формы государственной поддержки малого предпринимательства и защиты его интересов. Но в последнем случае поддержка этого сектора происходит в названных странах по-разному.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Беларуси осуществляется органами власти, а также различными организациями, осуществляющими консультирование и поддержку субъектов предпринимательства.

Ежегодно Совет Министров Республики Беларусь принимает Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь (далее - Программа), в которой предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства. Финансирование мероприятий Программы осуществляется

за счет средств, запланированных на эти цели в республиканском и местных бюджетах на соответствующий финансовый (бюджетный) год, иных источников, предусмотренных законодательством [1]. На основе Программы облисполкомам и Минскому горисполкому, как правило, рекомендуется утверждать (вносить изменения в ранее принятые) региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства.

При Министерстве экономики Республики Беларусь в качестве его структурного подразделения функционирует Департамент по предпринимательству, основными задачами которого являются защита, поддержка и регулирование субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, а именно:

• координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере защиты, поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства;

• разработка концепции и программы государственной защиты, поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства и осуществление контроля за их реализацией;

• осуществление взаимодействия с Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей;

• обеспечение эффективного использования средств республиканского бюджета, направляемых на поддержку и развитие малого предпринимательства;

• содействие формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства в Республике Беларусь, оказание соответствующей консультационной и информационной поддержки местных исполнительных и распорядительных органов;

• осуществление иных функций в соответствии с возложенными на него задачами.

Также в некоторых белорусских банках открыты кредитные линии финансирования малого предпринимательства. На сегодняшний день банки предлагают несколько видов кредитов для индивидуальных предпринимателей малых и средних предприятий. Лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, может претендовать на получение кредита при условии предоставления ликвидного обеспечения, а также разработки обоснованного бизнес-плана, который сможет убедить банк в перспективности данного бизнеса.

В каждом областном центре осуществляют свою деятельность отделения Белорусской торгово-промышленной палаты. Это негосударственная некоммерческая организация, созданная в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами [2].

Для улучшения информированности предпринимателей и получения ими практических советов и консультаций функционирует Интернет-портал Bel. Biz, который был создан Международной финансовой корпорацией в рамках проекта «Улучшение деловой среды в Беларуси».

Финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, средства которого формируются за счет отчислений из республиканского бюджета, а также других источников.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей с государственными территориальными фондами финансовой поддержки предпринимателей образуют единую систему, основанную на равенстве участников, взаимной экономической заинтересованности и ответственности.

Основными направлениями деятельности фонда являются:

• содействие проведению государственной политики в области поддержки малого пред-

принимательства и развитию конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий;

• участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также реализации государственной, отраслевых и региональных программ и проектов, обеспечивающих создание рабочих мест посредством развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения товарных рынков;

• участие в формировании рыночной инфраструктуры;

• поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства;

• проведение многопрофильных исследований предпринимательских структур [3].

В Беларуси также функционирует ряд организаций, оказывающих поддержку и осуществляющих консультирование субъектов малого предпринимательства.

1. Центры поддержки предпринимательства (ЦПП). Взаимодействие ЦПП с субъектами малого предпринимательства осуществляется на договорной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Основной задачей ЦПП является оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении информационных, методических и консультационных услуг.

ЦПП осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

• информационное обеспечение;

• маркетинговые исследования;

• консалтинговые услуги;

• подготовка и переподготовка кадров;

• независимая экспертиза инвестиционных проектов;

• иная деятельность, не противоречащая задачам Центра и не запрещенная законодательством Республики Беларусь.

2. Инкубаторы малого предпринимательства (инкубатор). Взаимоотношения инкубатора с субъектами малого предпринимательства во всех сферах своей деятельности осуществляются на договорной основе. Основной задачей инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъек-

тов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий, стимулирующих их деятельность.

Инкубатор осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

• предоставление в аренду специально оборудованных под офисы и производство помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность;

• предоставление в аренду (долевое использование) офисного оборудования и иного движимого и недвижимого имущества;

• оказание на принципах долевого участия субъектам малого предпринимательства следующих услуг как общего, так и специализированного финансового и коммерческого характера: оценка и отбор предпринимательских проектов; поиск партнеров, инвесторов и кредиторов; информационное обслуживание субъектов малого предпринимательства; проведение маркетинговых исследований; оказание консалтинговых и иных услуг; содействие внедрению современных технологий, укреплению связей научно-исследовательских и учебных учреждений с промышленностью; финансовая помощь субъектам малого предпринимательства в установленном законодательством порядке; подготовка и переподготовка кадров для субъектов малого предпринимательства; осуществление иной деятельности, не противоречащей задачам инкубатора и не запрещенной законодательством Республики Беларусь [4].

3. Научно-технологические парки (технопарки). В целях создания организационно-экономических условий для развития инновационной деятельности постановлением Совета Министров Республики Беларусь было утверждено Положение о научно-технологическом парке (далее - технопарк) [5].

Предметом деятельности технопарка являются комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе.

Основные задачи и направления деятельности технопарка:

• участие в формировании системы поддержки малых инновационных предприятий;

• участие в разработке и реализации государственных, отраслевых, региональных и ме-

ждународных научно-технических программ и проектов, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выпуск наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

• создание банка научно-инновационных предложений и системы передачи инновационных проектов для их промышленного использования;

• активизация научно-технического потенциала региона путем привлечения к этому процессу ученых, научно-технических работников, научных организаций, банков, промышленных предприятий и организация сотрудничества с центральными и местными органами управления;

• организация предпринимательской деятельности в научно-технической сфере с участием профессорско-преподавательского состава, отдельных ученых и специалистов, студентов высших учебных заведений;

• содействие заключению международных контрактов, способствующих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок;

• подбор зарубежных партнеров, выбор оптимальных вариантов сотрудничества, создание предприятий с иностранными инвестициями;

• участие в международных программах и выставках, выполнение посреднических и представительских услуг;

• содействие привлечению иностранных инвестиций и технологий;

• обучение инновационному менеджменту, маркетингу наукоемкой продукции, организации ее производства;

• создание дополнительных рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов, аспирантов;

• создание информационной базы, необходимой для проведения научных разработок и проектов;

• содействие в создании малых инновационных предприятий, оказание им научно-технических (консалтинговых, инжиниринговых, лизинговых) и других услуг, юридической помощи и содействие в сертификации их продукции;

• предоставление на договорной основе малым инновационным предприятиям, входящим

в состав технопарка, лабораторных и экспериментально-производственных площадей, оборудования для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисных, демонстрационных и конференц-помещений;

• анализ, отбор инновационных проектов, оценка коммерческого риска инновационных предложений, маркетинг соответствующих продуктов, поиск партнеров и источников финансирования, содействие в страховании проектов [4].

4. Бизнес-ассоциации. Такие организации созданы как в форме объединения юридических лиц, так и общественной организации (объединения). Среди них наиболее представительными являются: Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского (организационно-правовая форма - объединение юридических лиц), а также Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей (организационно-правовая форма - объединение юридических лиц), которая включает в себя общественные организации: Белорусскую научно-промышленную ассоциацию, Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей и др.

Помимо организаций республиканского уровня имеется ряд общественных организаций регионального плана: ОО «Брестский союз предпринимателей "Содействие"», Витебская ассоциация нанимателей и предпринимателей,

Гродненское ОО «Клуб предпринимателей», первичная организация работников и частных предпринимателей свободного профсоюза Белорусского г. Могилева, Профсоюз работников кооперативов, малых предприятий и других форм предпринимательства Беларуси «Сад-ружнасць» (г. Гомель).

На сегодняшний день бизнес-ассоциации также занимаются следующими видами деятельности:

• информационной поддержкой предпринимательской деятельности;

• консультированием по правовым и экономическим вопросам;

• проведением обучающих семинаров;

• оказанием содействия членам союза в организации и развитии предпринимательской деятельности;

• участием в подготовке и реализации государственных программ поддержки предпринимательства, подготовке предложений о совершенствовании механизмов хозяйственной деятельности, улучшении предпринимательского климата;

• оказанием помощи в поиске деловых партнеров в республике и за рубежом, развитии производственной деятельности между членами союза и др. [6].

Таким образом, можно выделить следующие направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь (табл. 1).

Таблица 1

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь

Источник поддержки Основные виды поддержки

Правительственные органы Принятие Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь и иных поддерживающих предпринимательство актов законодательства

Департамент по предпринимательству Содействие формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказание соответствующей консультационной и информационной поддержки местным исполнительным и распорядительным органам, координация их деятельность в сфере защиты, поддержки и регулирования малого и среднего предпринимательства; обеспечение эффективного использования средств республиканского бюджета, направляемых на поддержку и развитие малого предпринимательства; разработка государственных программ по поддержке алого предпринимательства и контроль за их исполнением

Банки Кредитование субъектов малого и среднего бизнеса

Белорусская торгово-промышленная палата Содействие развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, создание благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами

Интернет-портал Bel. Biz Информирование предпринимателей, оказание им практической помощи в виде советов и консультаций

Окончание табл. 1

Источник поддержки Основные виды поддержки

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей Привлечение и использование финансовых ресурсов для реализации государственных программ по поддержке малого предпринимательства, участие в формировании рыночной инфраструктуры, поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства

Центры поддержки предпринимательства Оказание консультационных услуг, помощь в проведении маркетинговых исследований, подготовка и переподготовка кадров

Инкубаторы малого предпринимательства Формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания организационно-экономических условий

Научно-технологические парки Комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и доведение их до потребителя на коммерческой основе

Бизнес-ассоциации Информационная поддержка предпринимателей, содействие членам ассоциаций в развитии предпринимательской деятельности, а также в поиске партнеров в Беларуси и за рубежом, развитие производственной деятельности между членами союза

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий малого бизнеса. Созданы ассоциации малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.

Уделяется внимание и развитию малого бизнеса и в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупный регион России - Москва, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса, стабильно занимает первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса [7].

Банками осуществляется кредитование малого бизнеса, кредиты которому выдаются только под залог или поручительство.

Со стороны государства оказывается финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства через прямые и гарантированные займы, которые выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, которые действуют на частном рынке ссудных капиталов. Также государство при возникновении необходимости обеспечивает малые предприятия государственными заказами, а также предоставляет особые льготы предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью.

При правительстве Российской Федерации создан Совет по предпринимательству, который должен обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А в России проблем с малым бизнесом немало. В европейских странах на малых предприятиях занято около 70 % общей численности работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляет более 50 %. В России каждый из этих показателей не превышает 10 %.

Одно из направлений поддержки малого бизнеса в Москве - развитие инфраструктуры. В настоящее время определено конечное число единиц инфраструктуры, необходимое малому бизнесу столицы. Ключевой элемент этой инфраструктуры - Московский центр развития предпринимательства, идеология которого заключается в объединении всех организаций, оказывающих малому бизнесу услуги. Среди эффективно действующих организаций инфраструктуры поддержки малых предприятий можно назвать Межрегиональный маркетинговый центр «Москва», который позволил продвинуть в регионы России тысячи наименований продукции московских предприятий, а также Межрегиональный центр субконтрактации и промышленного партнерства, в базах данных которого ежегодно размещается свыше 1500 заказов для малых предприятий, что содействует налаживанию связей малого и крупного бизнеса [8].

Интересный опыт государственной поддержки малого бизнеса накоплен в различных регионах России. Так, в Челябинской области наблюдается устойчивый рост числа предприя-

тий в сфере малого предпринимательства. Ежегодно здесь проводятся областные съезды предпринимателей сферы малого бизнеса, создана мощная информационная база, и малые предприятия обеспечиваются бесплатной информацией по интересующим вопросам. Для работников малого бизнеса систематически проводятся семинары и курсы. В целях преодоления административных барьеров ведутся специальные книги учета, куда заносится информация о том, кто, когда и кого проверял. Хорошо работающим предприятиям предоставляются кредиты банка, а если бизнес-проект такого предприятия представляется перспективным, сулит новые рабочие места, то 50 % банковской ставки администрация области оплачивает безвозмездно. В результате этих и других мер в поддержке малого бизнеса в Челябинской области 10 % доходов бюджета приносит именно деятельность малого бизнеса.

В Воронежской области организована система трехуровневой финансовой поддержки малого предпринимательства [7]. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям. На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и социально значимых программ. Эти организации взаимодействуют главным образом с крупно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бюджетными предприятиями малого бизнеса, предоставляющими ликвидное залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций.

На среднем уровне функционируют фонды поддержки предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании, охватывающие своими услугами территорию Воронежской области. Они взаимодействуют с различными предприятиями малого бизнеса, включая микропредприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят средне-и краткосрочный характер.

На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое микрофинансирование.

Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются в том, что все категории его субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все востребованные виды финансовой поддержки.

Выделим следующие направления государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России (табл. 2).

Источник поддержки Основные виды поддержки

Государство Оказание финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, обеспечение малых предприятий государственными заказами, предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью

Банки Кредитование субъектов малого предпринимательства

Региональные органы власти Разработка собственных программ развития малого бизнеса

Совет по предпринимательству Обеспечение взаимодействия исполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом

Московский центр развития предпринимательства Объединение всех организаций, оказывающих услуги малому бизнесу, в одном месте

Различные регионы России: • Челябинская область • Воронежская область Проведение областных съездов предпринимателей сферы малого бизнеса, создание мощной информационной базы

Создание системы трехуровневой финансовой поддержки

Таблица 2

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства

в Российской Федерации

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Японии. В Японии [9] существуют четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:

• центральное правительство;

• местные органы власти;

• крупный бизнес;

• самостоятельные объединения малого бизнеса.

Государственная помощь малому бизнесу идет по самым различным каналам. Наиболее болезненный вопрос в этой сфере - источники финансирования. Помимо обычных коммерческих банков, готовых предоставить займы и субсидии под определенные гарантии, созданы три специальных правительственных органа для финансового обслуживания небольших предприятий. Это:

• Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности;

• Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий;

• Народная корпорация по финансированию.

Примечательно, что в стране созданы и соответствующие государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Специальная госкорпорация готова покрыть часть ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду.

Предусмотрены особые меры и структуры, опирающиеся на государственный бюджет, по оказанию содействия малому бизнесу в осуществлении перспективных научно-технических разработок, в техническом и технологическом переоснащении малых предприятий, в обучении и переподготовке кадров для малых и средних предприятий.

Ощутимую помощь по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах оказывают торгово-промышленные палаты и торгово-промышленные советы, имеющие своих представителей более чем в 3300 городах и поселках страны.

В интересах укрепления финансового положения предпринимателей правительство поощряет объединение мелких и средних предприятий в кооперативы - производственные, кредитные, сбытовые. Создание кооперативов преследует сразу несколько целей: предотвра-

щение конкуренции, координацию стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений. К тому же, объединившись, мелкие и средние фирмы получают неплохую возможность выхода на внешние рынки, занимая там ниши, на которые не претендуют гиганты.

Особо следует сказать о прекрасно отлаженной системе информирования и консультирования мелких и средних предприятий. Так, через Интернет любое предприятие может получить всю необходимую информацию в централизованной базе данных 8МЮ.

В разных городах страны созданы Центры поддержки предпринимателей (более 330), которые консультируют мелких и средних предпринимателей по вопросам управления, финансов, законодательства и т. д., а также по заявкам предприятий направляют на них технических специалистов.

В последние годы мелкие и средние предприятия не только расширяют объемы своих внешнеторговых операций, но и все активнее занимаются созданием предприятий за рубежом на основе прямых инвестиций (в первую очередь в Китае и странах АСЕАН). Большую помощь в этом им опять же оказывает государство [9]. Например, полуправительственная организация Джетро (Японская организация внешней торговли) не только предоставляет мелким и средним фирмам всю необходимую информацию о состоянии мировых рынков, законодательной базе различных стран, их инвестиционном климате и т. д., но и организует выставки в Японии и за рубежом, проводит специальные лекции и семинары, организует поездки японских предпринимателей в разные страны мира и т. д.

По линии другой правительственной организации - Японской корпорации малого бизнеса - организуется обучение персонала малых предприятий, направляемого на работу за рубеж. И наконец, государственные финансовые институты предоставляют малым фирмам льготные кредиты для внешнеторговых операций и зарубежного инвестирования.

В Японии можно выделить следующие направления государственной поддержки малого предпринимательства, изложенные в табл. 3.

В Ы В О Д Ы

Таблица 3

Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства в Японии

Источник поддержки Основные виды поддержки

Правительственные органы: • Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности; • Государственная корпорация по финансированию небольших предприятий; • Народная корпорация по финансированию Финансовое обслуживание небольших предприятий

Государственные структуры по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию Покрытие части ущерба кредитора, если мелкий предприниматель не в состоянии вернуть полученную ссуду

Иные структуры, опирающиеся на государственный бюджет Содействие малому бизнесу в осуществлении перспективных научно-технических разработок, в техническом и технологическом переоснащении малых предприятий, в обучении и переподготовке кадров для малых и средних предприятий

Торгово-промышленные палаты и торгово-промышленные советы Оказание помощи по совершенствованию менеджмента в малых организационных формах

Кооперативы малых и средних предприятий Предотвращение конкуренции, координация стратегии в закупке товаров у оптовиков, взаимопомощь в периоды финансовых затруднений

Система информирования и консультирования мелких и средних предприятий Получение всей необходимой информации в централизованной базе данных SMRJ через Интернет

Центры поддержки предпринимателей Консультирование мелких и средних предпринимателей по вопросам управления, финансов, законодательства и т. д., а также направление по заявкам предприятий на них технических специалистов

Полуправительственная организация Джетро Предоставление мелким и средним фирмам всей необходимой информации о состоянии мировых рынков, законодательной базе различных стран, их инвестиционном климате и организация выставок в Японии и за рубежом и поездок японских предпринимателей в разные страны мира

Японская корпорация малого бизнеса Организация обучения персонала малых предприятий, направляемого на работу за рубеж

Государственные финансовые институты Предоставление малым фирмам льготных кредитов для внешнеторговых операций и зарубежного инвестирования

Как следует из изложенного выше, в каждой стране существуют собственные направления государственной поддержки малого предпринимательства. Сравнивая белорусскую систему поддержки с японской и российской, мы можем сделать следующие выводы:

1. В Беларуси создана развитая система поддержки малого предпринимательства, которая немногим уступает системам государственной поддержки Японии и России.

2. В Беларуси, как и в Российской Федерацией и Японии, существуют структуры, оказывающие консультационные услуги, обеспечивающие связь исполнительной власти с субъек-

тами малого и среднего бизнеса, подготовку и переподготовку кадров для малого предпринимательства.

3. В Японии создана система информирования и консультирования малых и средних предприятий в виде централизованной базы данных SMRJ. В Беларуси подобной базы нет, но есть необходимость в ее создании, так как белорусский электронный бизнес-портал Bel. Biz не обеспечивает субъектов малого предпринимательства всем спектром необходимой информации. Создание централизованной базы данных по малому бизнесу в Беларуси поспособствует оперативному обмену сведениями

между субъектами малого предпринимательства, упростит для них доступ ко всей необходимой информации по различным вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, устранит необходимость поиска информации

в различных источниках, тем самым сэкономит время.

4. В Японии и России существуют государственные органы по финансированию малого бизнеса. А в Беларуси государство и Фонд финансовой поддержки предпринимательства финансируют не самих субъектов малого бизнеса, а мероприятия, предусмотренные государственными программами поддержки малого предпринимательства. Ввиду наличия в Беларуси различных кредитных линий для малого бизнеса в банках в создании дополнительных органов финансирования малого предпринимательства нет необходимости.

5. В Беларуси нет аналогов японским государственным структурам по гарантированию займов для небольшого бизнеса и по их страхованию. Создание подобных структур в нашей стране видится целесообразным, так как многие малые предприятия, будучи не в состоянии предоставить нужного и достаточного обеспечения по кредитам, вынуждены от них отказываться.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 22 марта 2008 г., № 438 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2008.

2. О торгово-промышленной палате: Закон Респ. Беларусь, 16 июня 2003 г., № 208-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 74. - 2/957.

3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 685-ХШ // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.

4. Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени проф. Кунявского [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bspn.nsys.by/content/view/2033/720/. Дата доступа: - 5.05.2008.

5. Об утверждении Положения о научно-технологическом парке: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 июля 1997 г., № 998 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2002. - № 53. - 5/13978.

6. Предпринимательство. БСПН. Бизнес-среда / Л. К. Злотников [и др.]; под ред. Свен-Олаф Невиак. -Минск, 2005. - 231 с.

7. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Шван-дара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. -495 с.

8. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги: полн. практ. рук. / под ред. А. В. Касьянова. - М.: ГроссМедиа, 2007. - 536 с.

9. Интернет-ресурс ЗАО «Япония сегодня» [Электронный ресурс] - Режим доступа: Шр^/^^^араМ^йау. ru/japanaz/m7.shtml Дата доступа: 31.03.2008.

Поступила 30.05.2008

УДК 656.13:658.7

СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В БЕЛАРУСИ

Докт. экон. наук, проф. ИВУТЬ Р. Б., ШАЛАГИН Д. А.

Белорусский национальный технический университет

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. в качестве главной цели предусматривает дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики и создания государства, удобного для людей. Сегодня в условиях снижения темпов роста мировой экономики, усиления конкуренции на внутреннем и внешних рынках

республики, повышения требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг транспортный комплекс страны представляет собой неотъемлемый элемент экономической безопасности транспорта, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, а также состояние защищенно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.