О СОСТОЯНИИ И НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Скоробей Александра Михайловна,
старший преподаватель, кандидат экономических наук, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Республика Беларусь)
Многоукладная экономика, формирующаяся в рыночном хозяйстве любого государства, связана с развитием бизнеса и предпринимательства. В Беларуси законодательной основой, поддерживающей этот процесс, является Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь». Вместе с тем, государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Цель исследования состоит в раскрытии основных направлений развития малого бизнеса в Республике Беларусь в современных условиях.
Ключевые слова: малый бизнес, развитие, поддержка, предпринимательская деятельность, государственные меры поддержки.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи произведенных, переработанных или приобретенных этими лицами для продажи товаров и продукции, а также от выполнения работ и услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.
Лицо, вступившее на путь предпринимательства, должно соблюдать принципы предпринимательской деятельности:
- демонстрировать умение начать и вести дело;
- придерживаться коммерческой направленности в реализации товаров, работ, услуг;
- стремиться к получению прибыли на основе учета спроса на конкретные виды товаров и услуг и необходимости его удовлетворения;
- проявлять самостоятельность в принятии хозяйственных и управленческих решений, не противоречащих действующему законодательству;
- принимать на себя риск и нести имущественную ответственность за результаты собственного дела.
Малый бизнес - предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых субъектах хозяйствования, не входящих ни
в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству Республики Беларусь малое предпринимательство может быть представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства -юридическим лицам - относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:
- в промышленности и на транспорте - до 100 человек;
- сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;
- строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
- других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле -до 30 человек;
- других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.
Субъекты малого предпринимательства образуют разветвленную сеть,
действуют на многочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребности различных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малых предприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкость позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и заполня-
ют ниши, не привлекательные для крупного бизнеса.
Развитие малого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
На начало 2012 г. в республике работали 75,3 тыс. малых предприятий, из них 73,5 тыс. - частные. Списочная численность их работников в среднем за 2011 г. составляла 703,4 тыс. человек, из них в промышленности - 25,6 %, в торговле и общественном питании - 31,1 %, в строительстве - 13,4 %, на транспорте -7,5 %. Удельный вес этих структур в ВВП был равен 10,3 %, в розничном товарообороте торговых предприятий - 15,2 % [2].
В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инновационные центры. Создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, ряде районов и городов работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия в этой области государственных органов, предпринимателей и их объединений.
Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии субъектов малого предпринимательства, хотя они обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.
Государство последовательно осуществляет меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и региональные программы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров.
Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, обеспечивающих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширение рынка товаров и услуг, формирование в стране благоприятного экономического климата принят ряд указов.
Указы Президента в целом способствуют упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального механизма взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности.
В настоящее время, в целях стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, коммерческие организации Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения и осуществляющих на указанных территориях деятельность по производству товаров, в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации:
- вправе не исчислять и не уплачивать налог на прибыль (коммерческие организации) и подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности (в том числе связанной со специфическими товарами (работами, услугами), внесение в такое специальное разрешение (лицензию) изменений и (или) дополнений, продление срока его (ее) действия;
- вправе не исчислять и не уплачивать иные налоги, сборы (пошлины) (за исключением налога на добавленную стоимость, в том числе налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, акцизов, гербового и оффшорного сборов, государственной
ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЭК: РЕГИОНЫ И ФЕДЕРАЦИЯ
пошлины, патентной пошлины, таможенных пошлин и сборов, земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов и иных налогов, исчисляемых, удерживаемых и (или) перечисляемых при исполнении обязанностей налогового агента, если настоящим Декретом не предусмотрено иное);
- освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду; Коммерческие организации Республики Беларусь в течение семи календарных лет со дня принятия в установленном порядке решения о создании на территории средних, малых городских поселений, сельской местности обособленного подразделения вправе не исчислять и не уплачивать:
- налог на прибыль в отношении прибыли, полученной обособленным подразделением от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;
- налог на недвижимость со стоимости зданий (сооружений), машино-мест, находящихся на балансе обособленного подразделения и расположенных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
- освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими лицами-нерезидентами и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных
Список использованных источников:
обособленным подразделением. Полагаем, что для активизации малого предпринимательства в Республике Беларусь необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.
Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Немаловажным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных его категорий, увеличение личных доходов, а значит обеспечение социальной стабильности.
Деятельность местных органов власти и управление в этой сфере следует направить на оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.
Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.
1. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 751 с.
2. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сб. - Мн., 2011.
3. Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 31.03.2013 № 3).
4. Экономика организаций торговли: учеб. пособие / под ред. Р.П. Валевич, ГА. Давыдовой. - Минск: БГЭУ, 2010. - 671 с.