Научная статья на тему 'Мотивы и стимулы малого бизнеса в инновационном развитии экономики региона'

Мотивы и стимулы малого бизнеса в инновационном развитии экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Нина Леонидовна, Домбровская Елена Николаевна

Формированию благоприятного бизнес-климата и развитию малого бизнеса в республике и Витебской области способствовали нормативные акты, включающие упрощение процедуры регистрации бизнеса, снижение налоговой нагрузки, стимулирование развития предпринимательских структур, прежде всего в сельской местности. Но они не оказали стимулирующего воздействия на процессы децентрализации предпринимательских структур и создания новых рабочих мест в сельской местности и малых городах. Ситуация в предпринимательском секторе Республики Беларусь укладывается в гипотезу Р. Лукаса «О рациональных ожиданиях». Активная позиция предпринимателей определяется использованием обширной информации для предугадывания вероятных последствий изменения факторов макросреды и принятия рациональных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокофьева Нина Леонидовна, Домбровская Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы и стимулы малого бизнеса в инновационном развитии экономики региона»

ЭКОНОМИКА

УДК 338 (476.5)

МОТИВЫ И СТИМУЛЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Н.Л. Прокофьева, Е.Н. Домбровская

Классическая теория базовых конкурентных стратегий распределяет конкурентные силы в пределах одного вида экономической деятельности на виолентов, патиентов, коммутантов и эксплерентов. Первые - занимают значительную долю рынка и удовлетворяют полностью спрос на стандартизированную продукцию (товары, услуги) хорошего качества по средним или ниже среднего уровня ценам. Спрос в меньшем объеме на дифференцированные продукты в широком диапазоне цен удовлетворяют организации-патиенты. Место и роль малого бизнеса в расстановке конкурентных сил -это фирмы-коммутанты и фирмы-эксплеренты. Мотивом деятельности первых является поиск высоко прибыльных видов деятельности, сформировавшихся в результате повышения цен ввиду дефицита предложения товаров и услуг, в которых с минимальными финансовыми вложениями и коротким периодом времени их полного возврата обеспечивается и достойное вознаграждение за предпринимательский риск. Вторые разрабатывают и производят инновационные товары (услуги), объекты интеллектуальной собственности, спрос на которые еще не сформирован, а доведение идеи до стадии жизненного цикла «выведение товара на рынок» требует определенных инвестиционных ресурсов, вероятность возврата которых в ближайшей перспективе не определена. Даже с учетом того, что длительность стадии разработки и доведения идеи до коммерческого предложения в настоящее время значительно сократилась, это все равно -несколько лет.

Эффективное развитие региональной экономики обеспечивают и первые, и вторые, причем в краткосрочной перспективе роль малых предприятий-коммутантов более заметна, так как они берут на себя следующие функции:

- создание новых рабочих мест (особенно в малых и средних городах и сельской местности),

- удовлетворение специфических потребностей конкретных регионов в товарах и услугах;

- первоначальное накопление капитала,

- пополнение доходной части бюджета за счет налогов и сборов;

- придание экономике стабильности и динамизма и формирование «среднего класса в обществе»,

- участие в формировании нормальной конкурентной среды.

Фирмы-эксплеренты, создавая и распространяя инновации, обеспечивают перспективы развития соответствующих видов экономической деятельности. В зависимости от емкости рынка их инновационного продукта эти представители малого бизнеса перерастают в патиентов или виолентов и определяют в будущем конкурентоспособность вида деятельности и региона. Основная проблема - высокие риски и зависимость от внешних источников финансирования.

В статье поставлена цель исследовать:

1) функции, которые выполняет малый бизнес в экономике Витебской области;

2) мотивы и стимулы предпринимательского поведения, обеспечивающие повышение конкурентоспособности регионов и страны в целом;

3) факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в регионе.

Формирование благоприятного бизнес-климата для субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) предусматривает следующие направления:

- принятие нормативных правовых актов, защищающих интересы малого бизнеса перед крупным бизнесом и административным произволом государственных органов;

- установление налоговых льгот для разных категорий малого бизнеса;

- создание инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса (центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого предпринимательства, технопарков и т. п.).

Последнее наиболее актуально для создания и эффективного функционирования инновационного бизнеса.

Актуальность темы исследования определяется тем, что, начиная с 2009 года, на уровне государства были приняты нормативные документы, которые способствовали формированию благоприятного бизнес-климата для развития предпринимательства, включающие существенное упрощение процедуры регистрации бизнеса [6], снижение налоговой нагрузки [4], [5], стимулирование развития предпринимательских структур [7], [10], и прежде всего в сельской местности. Такой акцент в системе мер по развитию предпринимательства связан с тем, что к моменту принятия решений по изменению законодательства большая часть предприятий малого бизнеса была зарегистрирована в столице, областных центрах и городах областного подчинения (таблицы 1 и 2). В 2009 году 38,8 % от общего числа зарегистрированных предприятий малого бизнеса приходилось на г. Минск, 53,7 % - на Минск и Минскую область. В Витебской области -68,3 % от общего числа зарегистрированных организаций малого бизнеса сосредоточены в городах Витебске, Новополоцке, Орше и Полоцке.

За исследуемый период общее число микро- и малых организаций в Республике Беларусь увеличилось на 12 %, в Витебской области - на 11 %, но централизация малого бизнеса в размещении по регионам усилилась.

Таблица 1 - Структура количества организаций малого бизнеса Республики Беларусь,

в %

Республика Беларусь и регионы 2009 2010 2011

Республика в целом 100 100 100

Области Брестская 10,6 10,5 10,4

Витебская 9,2 9,1 9,0

Гомельская 9,3 9,4 9,7

Гродненская 8,6 8,5 8,5

г. Минск 38,8 38,8 38,3

Минская 14,9 15,4 15,8

Могилевская 8,6 8.3 8,3

Источник: [3].

Таблица 2 - Структура количества организаций малого предпринимательства Витебской области, их численности и выручки от реализации продукции (работ, услуг)

в %

Регионы Количество организаций Численность занятых Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

2009 2010 2011 2009 2010 2011 2009 2010 2011

Витебская область 100 100 100 100 100 100 100 100 100

г. Витебск 41,6 41,7 42 39,9 40,9 42,6 38,8 40,4 34,1

г. Новополоцк 9,4 9,2 9,0 9,2 9,4 8,9 22,1 20,3 37,7

г. Орша 10,7 10,5 10,3 10,1 10,1 9,9 6,9 7,4 6,0

г. Полоцк 7,2 6,9 6,9 7,4 7,7 7,6 6,8 8,4 5,8

Районы 31,1 31,7 31,8 33,4 31,9 31,0 25,4 23,5 16,4

Источник: рассчитано по данным [3, с. 483], [13, с. 352 и 355].

Из таблицы 2 видно, что СМП административных районов Витебской области составляют примерно 32 % общего количества организаций малого бизнеса. Примерно 2/3 численности работников, занятых в малом бизнесе, сосредоточено в Витебске, Новополоцке, Орше и Полоцке. Наблюдается и рост совокупной численности работников в указанных городах (2009 г. - 66,6 %, 2010 г. - 68,1 %, 2011 г. - 69 %) за счет сокращения численности работников в большинстве административных районов в среднем на 10 % (с 23676 чел. в 2009 г. до 21300 чел. в 2011 г.). Удельный вес работников СМП в общей численности занятых в экономике административных районов снизился с 9,6 % в 2009 г. до 8,9 % в 2011 г. Наиболее проблемными являются Бешенковичский, Городокский, Дубровенский, Докшицкий, Россонский, Сенненский, Ушачский районы, в которых наблюдается значительное снижение численности работников СМП. Как следствие, при почти неизменной доле числа СМП административных районов их вклад в экономику области (по показателям выручки и количества рабочих мест) снизился за 2009 - 2011 гг. Таким образом, принятые нормативные акты не оказали стимулирующего воздействия на процессы децентрализации предпринимательских структур и создание новых рабочих мест в сельской местности и малых городах. Но изменения, внесенные в формирование бизнес-среды, положительно отразились на динамике количественных показателей (таблица 3), характеризующих состояние малого бизнеса в регионе.

Таблица 3 - Показатели деятельности СМП Витебской области за 2009 - 2011 годы

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. в % к 2009 г. 2011 г. в % к 2009 г.

1. Количество микро- и малых организаций на конец года, единиц 6 328 6 755 7 023 106,75 110,98

2. Объем промышленного производства, млрд. руб. 741,0 943,7 1 841,9 127,35 248,57

- в % к областному показателю 3,2 3,2 3,0 100 93,8

3. Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 995,1 1 358,7 2 059,3 136,54 206,94

- в % к областному показателю 21 23,8 23,1 113,3 110

4. Розничный товарооборот торговли, млрд. руб. 1 192,4 1 363,5 2 351,6 114,35 197,22

- в % к областному показателю 19,3 17,6 17,3 91,2 89,6

5. Розничный товарооборот общественного питания, млрд. руб. 46,1 57,9 111,9 125,60 242,73

- в % к областному показателю 15,8 16,5 18,3 104,4 115,8

6. Чистая прибыль (чистый убыток), млрд. руб. 209,3 209,6 1 164,9 100,14 556,57

- в % к областному показателю 26,4 23 40 87,1 151,5

7. Рентабельность продаж, % 5,5 4,7 12,4 85,45 225,45

8. Экспорт товаров, млн. долл. США 239,2 330,4 853,1 138,13 356,65

- в % к областному показателю 18,9 19,4 34 102,6 179,9

9. Импорт товаров, млн. долл. США 350,9 485,3 879,3 138,30 250,58

- в % к областному показателю 11,5 13,7 19,3 119,1 167,8

Источник: рассчитано по данным [13, с. 357].

Этот вывод подтверждают и статистические данные о развитии малого бизнеса Витебской области в разрезе видов деятельности (таблица 4). Данные таблицы показывают, что торговый бизнес (который практически не имеет преференций от государства) занимает лидирующее положение, при этом его доля в объемах производства и чистой прибыли СМП области значительно увеличилась. Отсюда можно сделать вывод, что малое предпринимательство только в сфере оптовой и розничной торговли может реально участвовать в создании конкурентной среды. В то же время кризисные явления в экономике привели к существенному сокращению доли чистой прибыли промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи, что ведет к потере их конкурентных преимуществ. Аналогичная тенденция выявлена и в структуре объемов производства продукции (работ, услуг).

По итогам 2011 г. первое место по численности занятых в малом бизнесе занимают торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования -28,82 % от общего числа занятых, на втором месте - промышленность (26,07 %), на третьем - строительство (14,39 %) [13, с. 355]. Три последние позиции у рыболовства и рыбоводства (0,13 %), финансовой деятельности (0,21 %) и образования (0,6 %). Наибольшие потери численности наблюдаются по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, строительство, промышленность. Таким образом, имеет место негативная тенденция сокращения численности работников СМП в основном в реальном секторе экономики.

Рост числа занятых наблюдается в сфере услуг: предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, финансовая деятельность (максимальный рост), гостиницы и рестораны. Однако именно в сфере услуг выявлено наибольшее количество убыточных организаций: предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг - 25,4 %, финансовая деятельность - 22,2 %, образование - 23 %, гостиницы и рестораны - 19,8 % [13, с. 372]. С 14 % до 20,4 % увеличился удельный вес убыточных организаций в строительстве. Самая высокая рентабельность продаж в 2011 г. получена по таким видам экономической деятельности, как предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (17,6 % в целом, а в малых организациях - 27 %), финансовая деятельность (15,1 % в целом, а в малых организациях 29 %), самую низкую рентабельность продаж имело строительство - 6,2 % [13, с. 370].

Таблица 4 - Структура объемов производства, чистой прибыли и изменение численности работников и количества СМП по видам экономической деятельности за 2009 - 2011 годы

Вид деятельности Структура чистой прибыли, % Структура объемов производства, % Изменение численности Изменение количества СМП

2009 г. 2011 г. 2009 г. 2011 г. чел. % ед. %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Всего 100 100 100 100 - 2190 - 3,1 + 695 + 11

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6,8 2,6 9,20 4,51 - 1607 - 31,3 + 52 + 15,4

рыболовство, рыбоводство 0,2 0,3 0,23 0,26 - 5 - 5,4 0 0

промышленность 18,4 12,5 31,21 28,00 - 102 - 0,6 + 83 8,5

строительство 13,3 3,3 15,56 10,01 - 206 - 2,0 + 143 + 29,7

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 31,0 71,0 24,71 42,17 - 399 - 2,0 + 159 + 5,8

гостиницы и рестораны 0,5 0,4 1,22 0,82 + 30 + 1,6 + 18 + 11,2

транспорт и связь 6,8 4,5 7,68 7,80 - 671 - 10,9 + 11 + 1,5

финансовая деятельность 0,3 0,2 0,32 0,31 + 73 + 102,8 + 13 + 92,9

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 21 4,2 7,51 4,28 + 313 + 5,5 + 150 + 29,4

Окончание таблицы 4

1 2 3 4 5 6 7 8 9

образование 0,4 0,2 0,39 0,22 - 44 - 9,7 + 5 + 17,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,2 0,2 0,36 0,29 + 11 + 2,2 + 1 + 1,9

предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 1,1 0,7 1,60 1,35 + 417 + 15,6 + 60 + 19

Источник: рассчитано по данным [13, с. 352, 355, 362, 368].

Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что малое предпринимательство в Витебской области развивается, но в экономике региона его влияние проявляется не в полной мере. Меры, предпринимаемые правительством и местными органами власти по стимулированию инновационной активности малого бизнеса, расширению его деятельности по производству продукции (работ, услуг) в малых и средних населенных пунктах, сельской местности, оказались не достаточно эффективными.

При высоком уровне инвестиций, прибыли и рентабельности деятельности малого бизнеса реальную конкуренцию он может составить только в сфере розничного товарооборота торговли и общественного питания. Темп роста объема промышленного производства в 2011 г. составил 248,57 % к уровню 2009 г., но в общем объеме промышленного производства области удельный вес субъектов малого предпринимательства составил только 3 %, и снизился по сравнению с 2009 г (3,2 %). При этом меры стимулирующего характера предусматривались для промышленных организаций и не распространялись на торговлю и общественное питание за исключением объектов придорожного сервиса.

За исследуемый период СМП обеспечили значительный рост экспортного потенциала региона. Так, объем экспорта в 2009 - 2011 гг. вырос на 613,9 млн. долл. США или 256,65 %, что составило 34 % к объему экспорта Витебской области. При этом сальдо внешней торговли хотя и было отрицательным в течение всего исследуемого периода, но его величина значительно уменьшилась - со 111,7 до 26,2 млн. долл. США. Росту объемов экспорта в 2011 г. в значительной мере способствовали девальвация белорусского рубля и формирование единого экономического пространства в рамках таможенного союза, хотя в качестве меры стимулирующего характера еще в 2009 году был принят указ президента, который установил для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих вывоз с территории Республики Беларусь и реализацию за ее пределами товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и приобретенных у белорусских организаций-изготовителей этих товаров, особый режим осуществления предпринимательской деятельности на основе уплаты единого торгового сбора в размере одной базовой величины [9].

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что наибольшая активность предпринимательского сектора как в Витебской области, так и в республике укладывается в конкурентную позицию «коммутант», распространяется на отдельные виды экономической деятельности, не решает проблем занятости и формирования нормальной конкурентной среды и других социально-экономических проблем в регионе. Остальные виды экономической деятельности оказались непривлекательными для малого бизнеса даже в роли «коммутанта», не говоря о позиции «эксплерент».

Не является значительным и участие СМП в формировании доходной части бюджета. 2009 - 2011 годы характеризуются небольшой положительной динамикой: удельный вес налоговых поступлений в бюджет от СМП в общих поступлениях региона за 2009 год

составил 10,3 %, в том числе от юридических лиц - 8,2 %, индивидуальных предпринимателей - 2,1 %, за 2011 год - 15 % (что ниже, чем в среднем по республике -20,7 %), в том числе доля малых организаций - 8,5 %, микроорганизаций - 4,2 %, индивидуальных предпринимателей - 2,3 % [14]. То есть вклад юридических лиц в формирование бюджета региона увеличился на 4,5 п. п., а индивидуальных предпринимателей - лишь на 0,2 п. п.

Результаты нашего исследования показали, что какие бы меры ни проводило правительство по упрощению ведения и налогообложения малого бизнеса в условиях макроэкономической нестабильности, их эффективность будет низкой. За последние 5 лет (2007 - 2011 гг.) количество СМП Витебской области возросло более чем в 2 раза, однако наиболее высокие темпы роста были в докризисный период, и особенно в 2008 году (таблица 5).

Таблица 5 - Темпы изменения числа СМП и численности занятых в малом предпринимательстве Витебской области за 2007 - 2011 годы___________________в %

Показатели 2007 г./ 2006 г. 2008 г./ 2007 г. 2009 г./ 2008 г. 2009 г./ 2006 г. 2010 г./ 2009 г. 2011 г./ 2010 г. 2011 г./ 2009 г. 2011 г./ 2006 г.

Число СМП 108 173,9 113,6 213,3 106,7 104 111 236,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность работников 101,5 129,1 123,8 161,8 97,6 99,3 96,9 156,8

Источник: рассчитано по данным [12, с. 357] и [13, с. 351].

Ситуация в предпринимательском секторе республики Беларусь укладывается в гипотезу Нобелевского лауреата 1995 года профессора Чикагского университета Роберта Лукаса «О рациональных ожиданиях». Эта теория рассматривает реакцию участников экономической деятельности на изменение конъюнктуры и экономической политики государства. Активная позиция потребителей и предпринимателей предполагает использование обширной информации для предугадывания вероятных последствий изменения факторов макросреды и принятия рациональных решений [15].

Данные таблицы 6 свидетельствуют о высоких инфляционных, процентных, валютных и инвестиционных рисках. Согласно экономическим законам инвестировать в предпринимательскую деятельность имеет смысл, если рентабельность: а) превышает уровень инфляции, б) выше ставок по банковским депозитам. В 2009 - 2011 г.г. рентабельность продаж субъектов малого предпринимательства (таблица 3) в 2 и более раз была ниже уровня инфляции и почти в 3 раза ниже средней ставки по депозитам (а в 2011 г. - почти в 8 раз). Поэтому инвестирование собственных средств в развитие производства, а также привлечение кредитных ресурсов (по ставкам, превышающим более чем в 2 раза рентабельность продаж) на эти цели было высокорискованно или экономически нецелесообразно. В таких условиях наименьший риск обеспечивает размещение свободных денежных средств на депозитах.

Вероятно, не все предприниматели, начиная свой бизнес, могут сформулировать макроэкономическую зависимость, что рентабельность инвестиций должна быть выше уровня инфляции и депозитных ставок по вкладам в банках, но статистическая информация о росте предприятий малого бизнеса (таблица 5) позволяет говорить, что инфляционные ожидания и альтернативы вложения капитала учтены (рисунок 1).

Таблица 6 - Макроэкономические условия ведения бизнеса в 2007 - 2011 гг.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

1.Уровень инфляции, % 112,1 113,3 110,1 109,9 208,7

2. Средний официальный курс белорусского рубля к доллару США, руб. 2146,07 2136,29 2792,54 2978,1 4623,47

3. Средняя ставка рефинансирования Национального банка РБ, % 10,5 10,35 13,92 11,82 21,57

4. Средняя ставка по кредитам, выдаваемым организациям, руб. на срок:

- до 1 года 12,9 13,3 19,5 14,4 28,2

- свыше 1 года 6,7 6,8 7,4 7,8 18,1

5. Средняя ставка по депозитам для организаций, руб. на срок:

- до 1 года 10,1 11,3 17,6 11,6 32

- свыше 1 года 10,9 11,3 15,4 9,2 18,9

Источник: данные Национального банка Республики Беларусь и Национального

статистического комитета Республики Беларусь.

■Динамика темпов роста СМП

■Динамика уровня инфляции

■Динамика процентов по кредитам

Рисунок - Динамика числа СМП, уровня инфляции и ставок процентов за кредит

Высокий уровень инфляции, сокращающийся спрос, девальвационные ожидания и, следовательно, возрастающие риски ведения бизнеса оказываются более мощными демотиваторами, чем стимулирование в виде административных процедур упрощения регистрации бизнеса или льготного налогообложения.

Малое предпринимательство имеет очень высокую восприимчивость к внешним воздействиям по сравнению с крупным бизнесом, хотя на недостаток таких знаний и указывают в социологическом опросе белорусские бизнесмены [16]. В условиях нестабильной макроэкономической ситуации в стране экономически активное население организации собственного бизнеса предпочитает поиск региона или страны с высоким уровнем оплаты труда. Отток рабочей силы из регионов Витебской области происходит преимущественно в Россию, а также в столицу Беларуси, где уровень заработной платы значительно выше. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в организациях малого предпринимательства за 2009 - 2011 гг. была ниже

среднеобластного уровня (78,3 % в 2011 г.), и в несколько раз ниже заработной платы в соседней России, что является одной из причин снижения численности работников СМП. В этом же социологическом опросе 16 % опрошенных ответили, что «не предполагали, что нужно так много работать». Этот фактор демотивации ведения собственного бизнеса в будущем периоде будет оказывать существенное влияние на снижение темпов прироста предпринимательских структур в регионах: участие республики Беларусь в едином экономическом пространстве, возможность свободного перемещения трудовых ресурсов

создает дополнительную альтернативу с точки зрения рациональных ожиданий: работа более 40 часов в неделю с большей интенсивностью (чего требует предпринимательство) может иметь достойное вознаграждение с меньшим финансовым риском в России или в крупном секторе Республики Беларусь с высоким уровнем оплаты труда.

Снижению финансовых рисков могла бы способствовать государственная финансовая поддержка малого предпринимательства, которая оказывается в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [10]. В Витебской области, как и в других регионах, она оказывается путем предоставления:

а) облисполкомом:

- финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

- субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

- субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

- субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочноярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

б) банками Республики Беларусь льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств областного бюджета, предусмотренных в программах и размещенных во вклады (депозиты) этих банков [1].

Однако приоритеты для Беларуси и Витебской области в виде развития производственного предпринимательства не подкрепляются реальными средствами: в программе государственной поддержки малого предпринимательства в Витебской области на 2010 - 2012 годы можно увидеть малозначимые суммы - 60 млн. руб. в год для финансирования мероприятий по реализации инвестиционных проектов [8]. Для приобретения современного оборудования даже в минимальном количестве требуются суммы денежных средств на порядок (или несколько порядков) выше. Недостаточное финансирование СМП является одним из факторов, сдерживающих развитие производственного предпринимательства в малых населенных пунктах и сельской местности.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП) не может рассматриваться как серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития. В значительной мере фонд дублирует банковскую деятельность (кредиты предоставляются на платной основе с соблюдением принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким [11]. Условия предоставления средств - возвратность, залог, поручительство - это финансирование инвестиционных проектов с заранее определенным результатом, то есть не инновационных; суммы, предусмотренные для инвестиций, указывают на развитие непроизводственных видов бизнеса, не требующих существенных финансовых ресурсов.

Таким образом, на основе анализа мер для стимулирования развития малого бизнеса на уровне государства и региона можно сделать вывод, что акцент сделан на достижении краткосрочных целей региональной политики, но даже они реализованы не в полной мере. Учитывая изменения, происходящие в экономике (перепроизводство товаров и услуг), усиление конкуренции в связи с действием ЕЭП и вступлением России в ВТО, субъекты малого бизнеса должны создавать современное производство, внедрять новые технологии, то есть ставка должна быть сделана на инновации.

Успешное функционирование малого бизнеса в странах с рыночной экономикой возможно благодаря кооперации крупных и малых предприятий, и в первую очередь это

относится к производству. При этом субъекты крупного и малого бизнеса сотрудничают, а не конкурируют между собой, используя различные формы. Основным инструментом при этом может стать такая форма взаимодействия государственного сектора и малого бизнеса как субконтрактация. Малый производственный бизнес, как показывает мировой опыт, является фактором эффективных производственных кластеров [2]. Развитие производственной кооперации и субконтрактации будет способствовать повышению эффективности производства как крупных компаний, так и субъектов малого бизнеса. В Витебской области имеется достаточное количество крупных фирм, особенно в машиностроении, легкой промышленности, для которых малые предприятия, расположенные в малых населенных пунктах, могли бы производить комплектующие, полуфабрикаты, обеспечивая, с одной стороны, снижение издержек заказчика, а с другой

- увеличивая доходы своих работников и местных бюджетов.

ВЫВОДЫ

Формированию благоприятного бизнес-климата и развитию малого бизнеса в республике и Витебской области способствовали нормативные акты, включающие упрощение процедуры регистрации бизнеса, снижение налоговой нагрузки, стимулирование развития предпринимательских структур, прежде всего в сельской местности. Но они не оказали стимулирующего воздействия на процессы децентрализации предпринимательских структур и создания новых рабочих мест в сельской местности и малых городах. Активная позиция предпринимателей определяется использованием обширной информации для предугадывания вероятных последствий изменения факторов макросреды и принятия рациональных решений, поэтому стимулами развития малого бизнеса и повышения его роли в инновационном развитии регионов являются:

1) стабилизация макроэкономической среды,

2) проведение денежно-кредитной политики роста,

3) паритетное распределение рисков (государственно-частное партнерство),

4) создание инфраструктуры для поддержки экспортоориентированных СМП, чтобы сделать доступными для них услуги по страхованию рисков, получению банковских гарантий, информацию о зарубежных рынках, экспортных возможностях,

5) Витебская область - приграничный регион, имеющий хорошие возможности выхода на рынки России, Литвы, Латвии; и СМП могут сыграть положительную роль в активном продвижении продукции на внешние рынки;

6) аутсорсинг технологических процессов, передача нерентабельных видов деятельности в сегмент с низкими накладными расходами (малый бизнес) и, как следствие, взаимодействие крупного и малого бизнеса на условиях контрактации для повышения их конкурентоспособности.

Список использованных источников

1. Инструкция об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Витебской области, утвержденная решением Витебского областного Совета депутатов от 30.07.2009 N 169 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://vitinvest.by/content / - 2011. - Дата доступа: 18.01.2013.

2. Кирсанова, И. А. Малый и крупный бизнес: подходы к государственно-частному

партнерству / И. А. Кирсанова // Экономика и управление [Электрон. ресурс]. -2009. - №2. - Режим доступа:

http:/Лibrary.mш.by/joumals!/item.eшp/issue.18/artide.16.htmL - Дата доступа:

01.12.2012.

3. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь : статистический сборник. - Минск, 2012.

4. О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности : Декрет Президента Республики Беларусь от 20.12.2007 № 9 с учетом изменений, внесенных декретом от 01.03.2010 № 4 [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://vitebsk-region.gov.by/ru/economics/predpriimat. - Дата доступа : 20.12.2012.

5. О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг) : Декрет Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 1 с учетом изменений, внесенных декретом от 01.03.2010 № 4 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://vitebsk-region.gov.by/ru/economics/predpriimat. - Дата доступа : 20.12.2012.

6. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности: декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 [Электрон. ресурс].

- Режим доступа :

http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=Pd0900001&p2={NRPA}

7. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой

активности в Республике Беларусь : Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:

http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P01000004&p2={NRPA}

8. Об утверждении программы государственной поддержки малого предпринимательства в Витебской области на 2010 - 2012 годы : Решение Витебского областного Совета депутатов от 18.03.2010 № 210 [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://vitinvest.by/content/ - Дата доступа: 21.12.2012.

9. О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. N 194 : указ Президента Республики Беларусь от 25.09.2009 N 477 [Электрон. ресурс].

- Режим доступа : http://vitebsk-region.gov.by/ru/economics/predpriimat. - Дата

доступа: 21.01.2013.

10. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства : Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 255 [Электрон. ресурс]. -Режим доступа: http://vitebsk-region.gov.by/ru/economics/predpriimat. - Дата доступа:

21.01.2013.

11. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской

деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы : спр.-аналит. материал / Г. П. Бадей, Т. П. Быкова, Н. К. Наумович, Свен-Олаф Невиак, Ж. К. Тарасевич, С. П. Шерснева. - Минск, 2010. - 180 с.

12. Статистический ежегодник Витебской области, 2010.

13. Статистический ежегодник Витебской области, 2012.

14. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства Республики

Беларусь за 2011 - 2012 гг. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:

http://www.nalog.gov.by/regions/vitebsk/news - Дата доступа: 01.02.2013.

15. http://www.rae.ru/monographs/129-4225

16. http://management.bel.biz/news/chto_otpugivaet_belorusov_ot_zanyatiya_biznesom/

Статья поступила в редакцию 28.02.2013.

Выходные данные

Прокофьева, Н. Л. Мотивы и стимулы малого бизнеса в инновационном развитии экономики региона / Н. Л. Прокофьева, Е. Н. Домбровская // Вестник Витебского государственного технологического университета . — 2013. — № 24. — С. 186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.