УДК 338.33:346.26
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
С. И. КЛИМИН, ассистент УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
CURRENT STATUS AND TRENDS OF BUSINESS DIVERSIFICATION
S.I. KLIMIN, assistant The Education Establishment «Belarusian State Agricultural Academy»
В статье речь идет о современном состоянии предпринимательства. Проведен анализ динамики численности субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности за 2009—2013 гг. Показана динамика численности фермерских хозяйств в Витебской и Могилевской областях и агроусадеб в Республике Беларусь. Выявлены тенденции развития сельского и регионального предпринимательства в северо-восточном регионе Республики Беларусь. На основании данных проведенных исследований определены основные направления и тенденции развития диверсификации предпринимательства.
The article is about the current state of business. The analysis of population dynamics of small entrepreneurship by economic activity for the years 2009-2013 . Shows the number of farms in Vitebsk and Mogilev regions and farmsteads in the Republic of Belarus. Tendencies of development of rural and regional businesses in the North- East region of the Republic of Belarus . Based on these studies , the definition of Lena main directions and trends in the development of business diversification.
Введение. Развитие малого и среднего бизнеса является очень актуальной задачей в условиях модернизации экономики в Республике Беларусь. Малый и средний бизнес играет важную роль в любой стране: он обеспечивает занятость населения, порождает здоровую конкуренцию, насыщает рынок новыми товарами и услугами и обеспечивает нужды крупных предприятий.
Диверсификацию предпринимательства следует рассматривать как процесс поиска новых возможностей, внедрение новых видов производства, прогнозирование перспектив развития производства, предвиденье рисков, а также креативный подход в организации дела [3].
Постоянный поиск рациональной модели выживания и дальнейшего развития предпринимательской деятельности в сельских населенных пунктах в условиях изменчивости конъюнктуры в части покупательского спроса и освоения выгодных товарных ниш на рынке обусловливает возрастание роли диверсификации предпринимательской деятельности в современных условиях, как фактора противостояния рыночным колебаниям покупательского спроса в сельских населенных пунктах и малых городах.
Проблемам диверсификации производства в агропромышленном комплексе, развитию предпринимательства, устойчивого развития агробизнеса посвящены работы белорусских ученых: В. Г. Гусакова, Г. И. Гануша, В. А. Воробьева, С. В. Дадалко, Н. К. Довнар и др.
Основная часть. В мировой практике общепринятым критерием развития малого предпринимательства является динамика следующих показателей: доля в ВВП страны, численность занятого населения, количество активных субъектов на 1000 жителей страны [1].
Следует отметить, что уровень развития малого и среднего бизнеса в республике пока еще существенно отстает от экономически развитых стран.
Государственная поддержка малых и средних предприятий у нас находится еще на довольно слабом уровне. В связи с этим необходимо обратить внимание на состояние малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и проанализировать его. Анализ и изучение зарубежного опыта малого и среднего бизнеса позволит государственным и муниципальным органам разрабатывать различные программы поддержки предпринимательства.
Развитие малого и среднего бизнеса в экономически развитых странах идет более быстрыми темпами, поскольку их национальные власти придают большое значение таким предприятиям и оказывают им всяческую поддержку в развитии и совершенствовании, разрабатывают программы поддержки малого и среднего предпринимательства и предоставляют всяческие льготы. В этих странах около 5070 % ВВП производится именно малыми и средними предприятиями.
Удельный вес предприятий малого бизнеса в 2013 году в общем ВВП Республики Беларусь составил 9,3 % (2012 год - 8,3 %). В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. В общем объеме белорусского внешнеторгового оборота до-
ля субъектов малого бизнеса на протяжении последних лет составляет 30,5 %. Причем их доля в экспорте 34,3 %, а в импорте значительно ниже и составляет 27,6 % [5].
По итогам работы за 2012-2013 годы малыми предприятиями была получена прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в размере 5161,2 млрд. руб. и увеличилась практически в 2 раза по сравнению с 2013 годом. Уровень рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) составил 13,5 %. Следует отметить, что отраслевой срез рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) имеет значительные отраслевые различия. Так, наиболее рентабельными оказались операции с недвижимым имуществом (63,8 %), материально -техническое снабжение (32,3 %), связь (24,3 %), торговля и общественное питание (22,7 %). Низкий уровень рентабельности реализованной продукции (товаров, работ, услуг) отмечен в следующих отраслях: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (4,0 %), а также финансы, кредит страхование и пенсионное обеспечение (2,2 %) [2, с.18 -20].
Экономический анализ функционирования микро- и малого бизнеса представлен в разрезе различных видов предпринимательской деятельности в табл. 1.
Как показывают результаты исследований, наибольшая доля малых предприятий по видам экономической деятельности в общем количестве хозяйствующих единиц характерна для следующих отраслей (в 2013 г.): торговля (40 %); обрабатывающая промышленность (13,9 %); транспорт и связь (12,35 %); операции с недвижимостью (12,3 %); строительство (9,47 %).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что малый бизнес в Республике Беларусь сконцентрирован в пяти из четырнадцати отраслей (86,5 % предприятий от общей численности), причем более половины предприятий сосредоточено в торговле и обрабатывающей промышленности.
Проведенный анализ показывает, что малый бизнес в Республике Беларусь охватывает большинство отраслей и сфер деятельности. Следует отметить, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса в стране, которая обусловлена в числе прочих государственных мер предоставлением налоговых преференций.
Т а б л и ц а 1. Динамика численности микро- и малых предприятий в Республике Беларусь по видам экономической деятельности, единиц
Наименование Годы 2013 г. к 2009 г., %
2009 2010 2011 2012 2013
Всего, в том числе 77402 74246 77605 82612 108689 140,4
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2679 2230 2650 2653 3499 130,6
рыболовство, рыбоводство 162 106 126 136 220 135,8
горнодобывающая промышленность 33 29 32 34 59 178,8
обрабатывающая промышленность 11895 11386 11999 12576 15124 127,2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 37 34 42 44 93 251,4
строительство 6661 6526 7216 7548 10292 154,5
торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 33926 31943 32191 34062 43487 128,2
гостиницы и рестораны 1772 1642 1746 1877 2486 140,3
транспорт и связь 7380 6963 7152 7968 13419 181,8
финансовая деятельность 307 319 354 381 496 161,6
операции с недвижимостью, аренда 8161 8703 9541 10480 13404 164,2
образование 404 422 464 539 699 173,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 710 704 716 769 911 128,3
коммунальные услуги 3275 3239 3376 3545 4500 137,4
Примечание: рассчитано автором на основании [4,^40; 5, ^66; 6, ^69].
Значительный прирост количества малых предприятий обусловлен:
реализацией государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;
улучшением делового климата в стране, в частности, принятых нормативных правовых актов, направленных на преобразования в сферах распоряжения государственным имуществом, регулирование земельных и арендных отношений;
упрощением налогового и таможенного законодательства, порядка государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, процедуры получения специальных разрешений (лицензий).
Как показывает проведенный анализ, уровень регионального развития малых предприятий и крупного бизнеса во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие
трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.
Основной формой сельского предпринимательства в Республике Беларусь является фермерское хозяйство. Анализ показывает, что экономически активное население и предприниматели, проживающие в сельской местности, заняты в основном в аграрном производстве. Последнее свидетельствует о слабом развитии в сельских территориях альтернативных производств и низкого уровня диверсификации сельского предпринимательства. При этом важно отметить, что прирост численности фермерских хозяйств наблюдается в северо-восточном регионе Республики Беларусь - менее населенных регионах (Витебская, Могилевская области). Эти области по уровню развития экономики аграрного сектора уступают другим областям республики. Динамика численности фермерских хозяйств в Витебской и Могилевской областях представлена на рисунке.
2009 2010 2011 2012 2013
Рис. Динамика численности фермерских хозяйств по северо-восточному региону Республики Беларусь Примечание: составлено автором на основании [7, с.30].
Как мы видим, с 2009 года по северо-восточному региону Республики Беларусь наблюдался рост численности сельского предпринимательства в форме фермерских хозяйств. Что касается неравномерной регионализации в создании фермерских хозяйств, то она вызвана существующим правовым регламентом функционирования, который сдерживает их развитие. Исследование деятельности такой
формы сельского предпринимательства, как фермерские хозяйства, позволило выявить следующие тенденции:
1) около 80 % фермерских хозяйств специализируется на растениеводстве, причем 40 % выращивают зерновые и лишь 5 % занялись пока еще не столь популярным, но очень нужным для страны плодоводством. Почти 50 % посевных площадей фермеры засевают зерновыми и зернобобовыми, 12 % отводят под картофель и 9 % -под овощи;
2) именно в овощеводстве доля фермеров растет из года в год. Так если в 1996 году она составляла 0,6 %, то по итогам 2013 -го уже 6,1 %. Их вклад в валовое производство в последние годы находится на уровне 1,2-1,4 % в общем объеме. Невелик и удельный вес единоличников в производстве молока (0,2 %), яиц (0,1 %), скота и птицы (0,5 %);
3) животноводство у белорусских фермеров не в почете: 60 % хозяйств не держат крупный рогатый скот, 46 - свиней, 88 - лошадей. Плохо и с техническим обеспечением: у 36 % К(Ф)Х нет тракторов, а грузовых автомобилей и вовсе у 64 %;
4) весьма эффективным и прогрессивным направлением деятельности сельского предпринимательства в республике, в равной мере как и в других государствах, является формирование альтернативных рабочих мест на селе путем организации агротуристических усадеб.
Динамика создания агроусадеб в Республике Беларусь представлена в табл. 2.
Т а б л и ц а 2. Динамика создания агроусадеб в Республике
Беларусь
Область Годы Отклонение 2013 г. к 2010 г. Отклонение 2013 г. к 2012 г.
2010 2011 2012 2013 +/- % +/- %
Брестская 151 178 199 253 102 167,55 54 127,14
Витебская 322 359 401 449 127 139,44 48 111,97
Гомельская 131 332 358 289 158 220,61 -69 80,73
Гродненская 180 185 229 246 66 136,67 17 107,42
Минская 255 304 412 482 227 189,02 70 116,99
Могилевская 208 218 176 162 -46 77,88 -14 92,05
Итого по республике 1247 1576 1775 1881 634 150,84 106 105,97
Примечание: рассчитано автором на основании [8, с.67].
Из таблицы следует, что для Витебской области, относящейся к северо-состочному региону республики, характерно сравнительно высокий рост агроусадеб по отношению к другим областям Республики Беларусь, кроме Минской области. Здесь наблюдается такое же увеличение численности агроусадеб, что и для Минской области. В то же время этот вид сельского предпринимательства не играет существенной роли в малом и среднем сельском бизнесе Могилевской области, что объясняется относительно низким природно-рекреационным потенциалом. Выявленные тенденции развития сельского и регионального предпринимательства позволят при дальнейшем исследовании диверсификации учесть специфику экономических процессов в северо-восточном регионе Республики Беларусь.
Заключение. На основании проведенного исследования установлено, что малый бизнес в Республике Беларусь сконцентрирован в пяти из четырнадцати отраслей (86,5 % предприятий от общей численности), причем более половины предприятий сосредоточено в торговле и обрабатывающей промышленности.
С 2009 года по северо-восточному региону Республики Беларусь (Витебская и Могилевская области) наблюдался рост численности сельского предпринимательства в форме фермерских хозяйств. Что касается неравномерной регионализации в создании фермерских хозяйств, то она вызвана существующим правовым регламентом функционирования, который сдерживает их развитие.
В этом ракурсе процесс диверсификации сельского предпринимательства можно рассматривать как обеспечение условий для активизации экономической деятельности населения, главной целью которой является получение не только максимальной прибыли при использовании имеющихся ограниченных ресурсов (за счет постоянного внедрения инноваций, перехода к интенсивным методам), но и максимального удовлетворения своих потребностей. Роль агробизнеса заключается в том, что он может влиять на решение социально-экономических проблем на местах, это выражается в росте оплаты труда и реальных доходов населения, увеличении потребления материальных и социальных благ, создании дополнительных рабочих мест, сокращении безработицы, инвестировании социальных объектов в сельской местности.
Список литературы
1. Байнеева, П. Т. Приоритеты развития и механизмы управления малым предпринимательством Республики Казахстан / П. Т. Байнеева, А. А. Хакимова // Проблемы экономики: сб. науч. тр. / БГСХА. - Минск, 2012. - Вып. 1(14). - С. 3-12.
2. Основы предпринимательской деятельности / Н. П. Беляцкий [и др.]; под ред. Н. П. Беляцкого. - Минск: БГЭУ, 2012. - 290 с.
3. Климин, С. И. Социально-экономические аспекты диверсификации предпринимательства в сельских регионах Республики Беларусь / В. С. Обухович, С. И. Климин // Вестник Белорус. Гос. С.-х. акад. - 2011. - №3. - С. 23 - 26.
4. Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010: стат. сб. / Отв. за выпуск Д. В. Мелешкин; Национальный статистический комитет Республики Беларусь. -Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2010. - 310 с.
5. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь 2013: стат. сб. / Отв. за выпуск О. А. Довнар; Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2013. - 330 с.
6. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь 2014: стат. сб. / Ответственный за выпуск О. А. Довнар. - Минск: Национальный статистический комитет, 2014. - 380 с.
7. Сельское хозяйство Республики Беларусь: стат. сб. / Отв. за выпуск З. В. Якубовская; Национальный статистический комитет - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета»,2013. - 364 с.
8. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: стат. сб. / Отв. за выпуск И. Г. Чигирева; Национальный статистический комитет - Минск: РУП «ИВЦ Национального статистического комитета», 2014. - 105 с.
Информация об авторе
Климин Сергей Игоревич - ассистент кафедры агробизнеса УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия». Информация для контактов: тел. (моб.) 8-044-753-39-78. E-mail: [email protected].
Материал поступил в редакцию 25.10.2014 г.