Научная статья на тему 'Проблемы малого и среднего бизнеса как компоненты в стратегии преобразования экономики страны'

Проблемы малого и среднего бизнеса как компоненты в стратегии преобразования экономики страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / ECONOMY / EFFECTIVENESS. STRATEGY OF TRANSFORMING / DEVELOPMENT DYNAMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокофьева Нина Леонидовна, Домбровская Елена Николаевна

Актуальность исследования определяется ролью малого и среднего бизнеса, которая им отводится в решении текущих проблем и стратегических преобразованиях экономики страны на основе мирового опыта развития предпринимательских структур. Объектом исследования являются малые и средние предприятия регионов Республики Беларусь, экономическая политика государства, определяющая их взаимосвязи с другими секторами экономики. Целью исследования является анализ основных тенденций в экономике страны и оценка роли малого и среднего бизнеса в решении текущих проблем и стратегии инновационного развития Республики Беларусь. Научная новизна исследования: на основе официальной статистической информации показаны ограниченные возможности малого и среднего бизнеса для снижения экономической и социальной напряженности в стране в условиях кризиса; сделан вывод, что Республике Беларусь нужны специальные исследования и свои меры по формированию активной предпринимательской инициативы и включению ее в модели экономического роста страны и регионов. На взгляд авторов, существующие противоречия и недостаточная результативность участия малого и среднего бизнеса в преобразовании экономики основываются на разных исходных предпосылках взаимодействия «бизнес – государство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AS COMPONENTS IN THE STRATEGY OF TRANSFORMING THE COUNTRY ECONOMY

The article presents the results of a study of the role of small and medium enterprises: 1) in solving current problems of the country's economy, 2) the possibilities of including small and medium enterprises in innovative development strategies, 3) the degree and speed of adaptation of small and medium enterprises to changing business conditions. The studies were conducted on the basis of official statistical information of the Republic of Belarus. The conclusions were made: 1) the development of small and medium enterprises coincides in dynamics with the country's economy as a whole, 2) SMEs have limited opportunities to solve current problems; 3) their transformations are more efficient from the point of view of business; 4) the goals and objectives of the state and business at the present stage are contradictory. The specifics of the country requires the development of adequate measures for the development of the business environment.

Текст научной работы на тему «Проблемы малого и среднего бизнеса как компоненты в стратегии преобразования экономики страны»

ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА КАК КОМПОНЕНТЫ В СТРАТЕГИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ

PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AS COMPONENTS IN THE STRATEGY OF TRANSFORMING THE COUNTRY ECONOMY

УДК 338 (476.5)

Н.Л. Прокофьева* Е.Н. Домбровская

Витебский государственный технологический университет

https://doi.org/10.24411/2079-7958-2019-13623 N. Prokofeva* E. Dombrovskaya

Vitebsk State Technological University

реферат

abstract

МАЛЫЙ и средний бизнес, экономика,

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

SMALL AND MEDIUM BUSINESS, ECONOMY, EFFECTIVENESS. STRATEGY OF TRANSFORMING, DEVELOPMENT DYNAMICS

Актуальность исследования определяется ролью малого и среднего бизнеса, которая им отводится в решении текущих проблем и стратегических преобразованиях экономики страны на основе мирового опыта развития предпринимательских структур. Объектом исследования являются малые и средние предприятия регионов Республики Беларусь, экономическая политика государства, определяющая их взаимосвязи с другими секторами экономики. Целью исследования является анализ основных тенденций в экономике страны и оценка роли малого и среднего бизнеса в решении текущих проблем и стратегии инновационного развития Республики Беларусь. Научная новизна исследования: на основе официальной статистической информации показаны ограниченные возможности малого и среднего бизнеса для снижения экономической и социальной напряженности в стране в условиях кризиса; сделан вывод, что Республике Беларусь нужны специальные исследования и свои меры по формированию активной предпринимательской инициативы и включению ее в модели экономического роста страны и регионов. На взгляд авторов, существующие противоречия и недостаточная результативность участия малого и среднего бизнеса в преобразовании экономики основываются на разных исходных предпосылках взаимодействия «бизнес - государство».

The article presents the results of a study of the role of small and medium enterprises: 1) in solving current problems of the country's economy, 2) the possibilities of including small and medium enterprises in innovative development strategies, 3) the degree and speed of adaptation of small and medium enterprises to changing business conditions. The studies were conducted on the basis of official statistical information of the Republic of Belarus. The conclusions were made: 1) the development of small and medium enterprises coincides in dynamics with the country's economy as a whole, 2) SMEs have limited opportunities to solve current problems; 3) their transformations are more efficient from the point of view of business; 4) the goals and objectives of the state and business at the present stage are contradictory. The specifics of the country requires the development of adequate measures for the development of the business environment.

* E-mail: prokofevanina@mail.ru (N. Prokofeva)

вестник витебского государственного технологического университета, 2019, № 1 (36)

В рыночной экономике малое и выросшее на его основе среднее предпринимательство выступает индикатором в оценке экономических реформ. С ним связывают устойчивое развитие стран и регионов, так как, с одной стороны, их деятельность способствует развитию и поддержанию рыночной среды, а с другой, - малый и средний бизнес быстрее адаптируется к изменению внешних условий. Эти качества предпринимательского поведения становятся наиболее востребованными в 21 веке, так как скорость инновационных процессов во всех сферах деятельности возрастает, усиливая факторы дестабилизации, а предпринимательский сектор для своей адаптации генерирует идеи, которые в последующем обеспечат качественно новое развитие экономики в целом.

В Республике Беларусь в предшествующие годы с развитием предпринимательства связывали решение, прежде всего, текущих проблем:

- насыщение рынка товарами и услугами,

- поглощение высвобождающейся рабочей силы в результате реструктуризации предприятий и организаций,

- укрепление экономической базы местных органов власти,

- развитие сел, малых и средних городов,

- возрождение народных промыслов и ремесел,

- преодоление отраслевого и территориального монополизма и расширение конкуренции.

В настоящий момент акценты смещаются на решение экологических проблем, повышение экспортного потенциала, разработку и реализацию инновационных решений.

В государственной программе [1] развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства (МСП) в нашей стране заявлено как один из национальных приоритетов экономики, как фундамент для возникновения условий интенсивного экономического роста, определены основные направления и целевые показатели в оценке уровня развития МСП.

Научные исследования малого и среднего предпринимательства касаются, главным образом, его состояния в стране и в отдельных регионах, вопросов государственной поддержки малых предприятий или источников финансирования. Среди них можно отметить исследования

А. А. Слонимского, А. И. Лученка, О. С. Башлако-вой, Е. Ю. Раковой, Н. В. Салтанович, И. Точицкой, Г. Грица и др. Вопросы инновационного предпринимательства нашли отражение в работах Н. И. Богдан, М. В. Мясниковича, Л. Н. Нехоро-шевой, В. Ф. Байнёва и др. Но инновационное предпринимательство - это небольшой сегмент организаций, непосредственно связанный с коммерциализацией нововведений [2], а внедрение инноваций в любой вид экономической деятельности малого и среднего бизнеса повышает его эффективность и конкурентоспособность и обеспечивает участие в преобразовании экономики страны и регионов.

Проблема экономических противоречий между целями МСП и государства имеет не только научный, но и практический характер. Цифровизация экономики, по оценкам специалистов [3], приведет к существенному сокращению спроса на работников многих профессий. Но по опросам специалистов ИПМ [4] 31,5 % от общего числа опрошенных считают, что «лучше иметь меньшую зарплату, но гарантированную работу» и ни как не собственный бизнес, хотя и не отрицают возможность работы в частном секторе экономики. В таком контексте проблемы формирования предпринимательской среды и включения субъектов малого и среднего предпринимательства в стратегии преобразования экономики Беларуси недостаточно исследованы.

Объектом исследования являются малые и средние предприятия по регионам Республики Беларусь, экономическая политика государства, определяющая их взаимосвязи с другими секторами экономики.

Предметом исследования являются условия и методы формирования предпринимательской среды, соответствующей целям и задачам инновационной экономики.

Целью исследования является анализ основных тенденций в экономике страны и оценка роли малого и среднего бизнеса в решении текущих проблем и стратегии инновационного развития Республики Беларусь.

Задачи исследования:

- оценить степень и скорость адаптации МСП к изменяющимся условиям в экономике страны;

- выявить возможности МСП в решении

текущих проблем и достижении стратегических целей в преобразовании экономики страны;

- исследовать эффективность существующих мер мотивации активного предпринимательского поведения на инновационное развитие. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для целей исследования проводился анализ статистических данных о развитии экономики Республики Беларусь в целом и в разрезе организаций крупного, малого и среднего бизнеса. Для выявления взаимосвязи показателей развития МСП с динамикой макроэкономических показателей состояния экономики страны в целом применялись математико-статистические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование степени и скорости адаптации МСП к изменяющимся условиям можно осуществить на основе сопоставления динамики экономических процессов за последние несколько лет по Республике Беларусь в целом и по видам бизнеса. В этот промежуток времени (с 2013 года) в экономике страны отмечалась стабильная работа, проявлялись критерии кризиса и формировались тенденции выхода из него. Кризисные явления сопровождались сокращением

валового внутреннего продукта, объемов продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, реальных денежных доходов населения - это период 2015-2016 гг. Проявлением позитивных тенденций развития экономики можно считать положительную динамику основных экономических показателей с 2017 года (таблица 1).

Экономика малого и среднего бизнеса характеризуется такой же динамикой по количеству субъектов (таблица 2) и по показателю «Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь» - сокращение в 20152016 годах и положительная динамика - с 2017 года (таблица 3).

Следует отметить, что в целом сокращение числа микро-, малых и средних организаций началось раньше (с 2014 года - субъекты МСП быстрее уловили предпосылки кризисных явлений), а глубина падения в 2015 году больше - на 4,1 п. п., что сопоставимо по масштабам со снижением розничного товарооборота в стране (таблица 1).

Средние организации имеют устойчивую динамику сокращения количества организаций за

Таблица 1 - Динамика основных показателей, характеризующих состояние экономики Республики Беларусь, за 2013-2018 годы (в процентах к предыдущему году)

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Валовой внутренний продукт, в сопоставимых ценах 101,0 101,7 96,2 97,5 102,5 103,0

Валовой внутренний продукт на душу населения, в сопоставимых ценах 101,0 101,6 96,0 97,4 102,4 103,2

Продукция промышленности 95,1 101,9 93,4 99,6 106,1 105,7

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий 96,0 103,1 97,5 103,3 104,2 96,6

Инвестиции в основной капитал 109,3 94,1 81,2 82,6 105,1 105,1

Реальные располагаемые денежные доходы населения 116,3 100,9 94,1 93,1 102,8 108,0

Реальная заработная плата 116,4 101,3 97,7 96,2* 107,5* 111,6*

Розничный товарооборот 118 106,0 98,7 95,8 104,4 108,4

Платные услуги населению 107,9 100,1 97,7 95,6 103,7 106,3П

Примечание: *по крупным и средним предприятиям. Источник: [5, С. 9-10], [6, С. 9-10].

весь период исследования, но почти стабильную долю в валовом внутреннем продукте страны. Следовательно, субъекты МСП стали раньше сворачивать свою деятельность, и в этом плане можно говорить о более высокой скорости реагирования на факторы внешней среды. Но тезис о более быстрой адаптации малого бизнеса к меняющимся условиям внешней среды не подтверждается - начало осторожного роста совпадает с положительной динамикой экономики в целом. В большей мере можно говорить, что в периоды кризиса более устойчивыми являются те организации, которые имеют большее финансирование на начальном этапе.

Оценку возможностей МСП в решении текущих проблем рассмотрим с позиций поддержания совокупного внутреннего платежеспособного спроса и уровня жизни населения в условиях кризиса. К сожалению, и эта проблема решалась

без участия малого и среднего бизнеса - административными мерами через увеличение доли трансфертов населению с 21,0 % в 2013 году до 24,2 % - в 2016 году и небольшим снижением к 2018 году - до 23,4 % (таблица 4). В структуре денежных доходов населения доля оплаты труда снизилась с 64,1 % в 2013 году до 61,7 % в 2015 году и выходом на докризисный уровень в 2018 году. А доходы от предпринимательской деятельности сократились за этот период с 10,3 % в 2013 году до 8,0 % в 2016 году и продолжили снижение в 2018 году. Кроме того, сокращение числа субъектов бизнеса (с 2014 г. по 2017 г. на 1141 организацию) сопровождалось сокращением численности работников (на 86306 чел. или 7 % в 2017 г. по сравнению с 2013 г.) [7, с. 32]. Наибольшее сокращение числа субъектов МСП происходило в Витебской области (на 1350 организаций) и Могилевской области (на 751 орга-

Таблица 2 - Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства (в процентах к предыдущему году)

Субъекты предпринимательства 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Субъекты МСП - всего, в том числе: 108,1 101,0 95,9 98,6 100,8

1 Микро-, малые и средние организации 111, 1 102,8 94,1 99,95 102,4

1.1 Средние организации 95,3 99,7 99,1 96,7 97,0

1.2 Микроорганизации 113,0 102,6 93,3 100,7 102,8

1.3 Малые организации 100,6 105,0 99,5 95,3 100,8

2 Индивидуальные предприниматели 106,7 100,2 96,7 98,0 100,1

Источник: [7, с. 16].

Таблица 3 - Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Республики Беларусь (в процентах к общереспубликанскому итогу)

Субъекты предпринимательства 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Субъекты МСП - всего, в том числе: 25,1 24,5 23,4 23,6 24,7

1 Микро-, малые и средние организации 21,1 21,0 20,4 20,6 21,6

1.1 Средние организации 6,7 6,6 6,7 6,4 6,7

1.2 Микроорганизации 5,8 5,6 5,0 5,8 6,2

1.3 Малые организации 8,6 8,8 8,7 8,4 8,7

2 Индивидуальные предприниматели 4,0 3,5 3,0 3,0 31 ^

Источник: [7, с. 18].

Таблица 4 - Структура денежных доходов, в %

Показатели 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Денежные доходы населения - всего, в том числе: 100 100 100 100 100 100

- оплата труда 64,1 62,5 61,7 62,0 63,0 64,2

- доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход 10,3 8,5 8,2 8,0 8,2 7,9

- трансферты населению 21,0 21,1 22,8 24,2 23,7 23,4

- доходы от собственности 3,8 4,4 4,4 3,3 2,6 2,1

- прочие доходы 0,8 3,5 2,9 2,5 2,5 20

Источник: [8, С. 130], [6, С. 21].

низацию), где уровень доходов населения ниже, чем в других регионах республики.

В Минской области и г. Минске наблюдается рост числа субъектов МСП, но при этом численность работников сократилась (по Минску - на 27792 человека, Минской области - на 5860 человек). В результате Витебская и Могилевская области столкнулись с проблемой занятости экономически активного населения. Предположение о том, что малый бизнес сможет полностью поглотить высвободившуюся рабочую силу, либо в виде наемных работников, либо за счет прироста числа предпринимательских структур, а именно на это ориентировались, разрабатывая меры по развитию и поддержке предпринимательства, не находит подтверждения, хотя

динамика процессов различается по регионам. Например, цели государственной программы [1] по удельному весу валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами МСП, в валовой добавленной стоимости регионов (таблица 5) в 2016 году достигнуты только в Минской области, а в 2017 году и в Минске.

При этом в Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областях уровень достижения целевого показателя по доле валовой добавленной стоимости МСП в валовой добавленной стоимости регионов в 2017 году был существенно ниже, чем в 2016 году.

Не достигнута и цель по изменению структуры занятых в экономике - даже по скорректированным показателям стопроцентное выпол-

Таблица 5 - Удельный вес валовой добавленной стоимости, формируемой субъектами малого и среднего предпринимательства, в валовой добавленной стоимости регионов, в %

Регионы 2016 год 2017 год

факт план уровень достижения факт план уровень достижения

Республика Беларусь 27,5 28,3 97,2 28,5 29,3 97,3

Брестская область 24,2 25,0 96,8 23,9 26,0 91,9

Витебская область 18,1 19,3 93,8 17,9 20,3 88,2

Гомельская область 16,3 17,9 91,1 16,1 18,3 88,0

Гродненская область 17,6 19,3 91,2 17,7 20,3 87,2

Минская область 32,6 29,9 109,0 33,1 30,9 107,1

Могилевская область 21,6 25,2 85,7 22,5 25,7 87,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Минск 40,7 42,3 96,2 43,6 43,4 100,5

Источник: рассчитано авторами на основе [1], [7].

нение обеспечено в 2017 году только в городе Минске (таблица 6). Положительная динамика в выполнении целевого показателя наблюдается во всех регионах, за исключением Гродненской области.

Улучшение деловой среды, оцениваемое количеством индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике, обеспечивается в Минской области и городе Минске, небольшая положительная ди-

Источник: рассчитано авторами на основе [1], [7].

намика отмечается в Гродненской и Гомельской областях (таблицы 7 и 8).

Очевидно, что МСП только преимущественно в Минской области и Минске могут содействовать решению текущих проблем регионов.

Для исследования эффективности существующих мер мотивации активного предпринимательского поведения на инновационное развитие, нами были выполнены расчеты уровня добавленной стоимости (ДС) в выручке (В) малого, среднего и крупного бизнеса по сравнению

Таблица 6 - Удельный вес занятых в микро-, малых и средних организациях, а также индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц в общей численности занятых в экономике по регионам, в %

Регионы 2016 год 2017 год

факт план уровень достижения факт план уровень достижения

Республика Беларусь 29,9 31,1 96,1 30,4 30,8 98,7

Брестская область 28,6 29,6 96,2 28,9 29,5 98,0

Витебская область 26,2 27,3 96,0 26,6 27,2 97,8

Гомельская область 23,9 25,2 94,8 24,3 25,3 96,1

Гродненская область 25,1 25,7 97,7 25,5 26,5 96,2

Минская область 33,2 34,7 95,7 33,4 34,2 97,7

Могилевская область 24,5 25,5 96,1 24,7 25,2 98,0

г. Минск 38,3 40,0 95,8 38,9 38,9 100,0

Таблица 7 - Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. занятых в экономике, в чел.

Регионы 2016 год 2017 год

факт план уровень достижения, % факт план уровень достижения, %

Республика Беларусь 53,6 53,6 100 54,2 53,7 100,9

Брестская область 54,3 55,5 97,8 54,3 55,7 97,5

Витебская область 42,7 45,1 94,7 43,3 45,3 95,6

Гомельская область 44,0 44,3 99,3 44,6 44,5 100,2

Гродненская область 52,3 54,9 95,3 51,7 55,0 94,0

Минская область 52,4 50,3 104,2 53,6 50,5 106,1

Могилевская область 49,3 50,6 97,4 49,9 50,8 98,2

г. Минск 66,8 64,8 103,1 68,1 64,8 105,1

Источник: рассчитано авторами на основе [1], [7].

230

Таблица 8 - Количество юридических лиц - субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. занятых в экономике

Регионы 2016 год 2017 год

факт план уровень достижения, % факт план уровень достижения, %

Республика Беларусь 24,37 24,4 99,9 25,3 24,6 102,9

Брестская область 17,36 17,8 97,5 17,87 18,0 99,3

Витебская область 17,54 17,9 98,0 17,62 18,1 97,4

Гомельская область 16,37 17,5 93,5 16,7 17,7 94,4

Гродненская область 17,61 17,7 99,5 18,1 17,9 101,1

Минская область 29,6 30,0 98,7 30,6 30,2 101,3

Могилевская область 18,67 18,7 99,8 18,9 18,9 100

г. Минск 38,19 37,2 102,7 40,1 37,3 107,5

Источник: рассчитано авторами на основе [1], [7].

с экономикой страны в целом (таблица 9).

В Республике Беларусь в целом и во всех регионах субъекты МСП производят товары, работы и услуги с более низкой добавленной стоимостью по сравнению с крупным бизнесом, и в 2017 году по сравнению с 2016 годом ситуация только ухудшается: удельный вес отгруженной инновационной продукции малых организаций за 2015-2017 гг. снизился в 4 раза (с 3,6 % до 0,9 %), средние предприятия демонстрируют неустойчивую динамику показателя с тен-

денцией ухудшения (2015 г. - 5,8 %, 2016 г. -10,2 %, 2017 г. - 6,9 %) [7, с. 88-89]. Следовательно, можно говорить, что крупный бизнес более мотивирован на преобразования в целях инновационного развития, чем МСП. Объективно, это может быть связано с налоговой политикой (таблица 10).

Льготное налогообложение МСП прослеживается только в г. Минске, тенденция к выравниванию налоговой нагрузки крупного, малого и среднего бизнеса в 2017 году появилась в

Таблица 9 - Уровни добавленной стоимости в выручке малого, среднего и крупного бизнеса по сравнению с экономикой в целом

Регионы Уровень добавленной стоимости в выручке в 2016 году, % Уровень добавленной стоимости в выручке в 2017 году, %

в экономике в целом ДС/В МСП ДС/В крупного бизнеса в экономике в целом ДС/В МСП ДС/В крупного бизнеса

Республика Беларусь 100 73,9 115,5 100 71,3 119,2

Брестская область 100 80,4 108,4 100 79,4 109,8

Витебская область 100 76,7 107,2 100 68,1 111,4

Гомельская область 100 91,1 102,0 100 88,0 102,7

Гродненская область 100 75,2 107,6 100 73,8 108,3

Минская область 100 79,1 114,6 100 77,0 117,4

Могилевская область 100 79,4 107,7 100 77,9 109,0

г. Минск 100 80,1 120,5 100 79,3 125,6 1

Источник: рассчитано авторами на основе [1], [7].

Таблица 10 - Уровни налоговых поступлений (НП) в добавленной стоимости (ДС) малого, среднего и крупного бизнеса по сравнению с экономикой в целом по регионам

Регионы Уровень налоговых поступлений в добавленной стоимости в 2016 году, % Уровень налоговых поступлений в добавленной стоимости в 2017 году, %

в экономике в целом НП/ДС МСП НП/ДС крупного бизнеса в экономике в целом НП/ДС МСП НП/ДС крупного бизнеса

Республика Беларусь 100 112,4 95,3 100 113,3 94,7

Брестская область 100 127,3 91,3 100 133,9 89,4

Витебская область 100 119,9 95,6 100 122,4 95,1

Гомельская область 100 128,2 94,5 100 113,7 97,4

Гродненская область 100 102,8 99,4 100 106,2 98,7

Минская область 100 121,5 89,6 100 100,6 99,7

Могилевская область 100 142,6 88,3 100 149,3 85,7

г. Минск 100 85,3 110,1 100 87,4 109,6 "Л

Источник: рассчитано авторами на основе [1], [7].

Минской и Гомельской областях. Во всех остальных регионах уровень налоговой нагрузки МСП выше, чем крупного бизнеса.

Единственная задача, с которой субъекты МСП успешно справились, - это повышение экспортного потенциала. Доля МСП за исследуемый период в общем объеме экспорта продукции, работ, услуг Республики Беларусь увеличилась с 37,6 % в 2013 году до 47,2 % в 2017 году (таблица 11), а в наиболее кризисные периоды составила 48,2 % - в 2015 году. При этом сред-

ние организации продемонстрировали более низкую эффективность (по сравнению с микро-и малыми организациями), их доля экспорта продукции, работ, услуг в общереспубликанском показателе снизилась с 11,1 % в 2013 г. до 6,9 % в 2017 г. С учетом ранее приведенной информации о сокращении доли инновационной продукции в общем объеме выручки от реализации продукции, работ и услуг МСП, можно говорить о снижении качества экспортного потенциала страны.

Таблица 11 - Удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства в экспорте Республики Беларусь (в процентах к общереспубликанскому итогу)

Субъекты предпринимательства 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год

Субъекты малого и среднего предпринимательства - всего, в том числе: 37,6 41,8 48,4 45,7 47,2

- микро-, малые и средние организации, из них: 37,3 41,5 48,1 45,4 46,9

- средние организации 11,1 8,8 6,7 7,5 6,9

- микроорганизации 2,4 7,9 4,2 4,5 7,0

- малые организации 23,8 24,7 37,2 33,4 33

Источник: [7, с. 18].

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Исследование степени и скорости адаптации МСП к изменяющимся условиям в экономике страны и их возможностей в решении текущих проблем и достижении стратегических целей в преобразовании экономики страны позволяет сделать вывод, что малый и средний бизнес демонстрируют схожие по динамике экономические процессы, как и экономика Республики Беларусь в целом, но их преобразования более эффективны с позиций бизнеса, но не с позиций социально-ориентированного государства. Противоречия между целями предпринимательской среды и государства проявляются в виде обоюдных претензий. Бизнес-среда не рассматривает существующие меры по развитию и поддержке предпринимательства как достаточные. На сегодняшний день, по мнению общественных предпринимательских структур, «субъекты малого бизнеса по большому счету не заинтересованы расширять свою деятельность, либо у них нет возможности. Для стимулирования развития малых предприятий и перехода их в разряд средних нужны дополнительные меры» [9].

На наш взгляд, существующие взаимные претензии основываются на разных исходных предпосылках взаимодействия «бизнес - государство». Государственные программы по развитию и поддержке МСП исходят из концепций формирования предпринимательской среды с позиций «экономического человека» - их рациональное поведение будет способствовать решению проблем национальной экономики. В этой концепции основная предпосылка - массовая инициатива снизу в желании заниматься бизнесом. Это более характерно для таких государств, как Китай, Америка, страны Евросоюза. Хотя исследования [10] свидетельствуют, что даже граждане ЕС менее настроены на занятие предпринимательской деятельностью - только 37 % населения предпочтут предпринимательство наемному труду, по сравнению с 51 % в Америке и 56 % в Китае. Очевидно, меры по включению даже массовой инициативы граждан в национальную и региональную экономику, но в разных странах будут существенно отличаться.

В Республике Беларусь, как и в других постсоветских странах, предпринимательство получило развитие с разрешения власти (то есть пре-

имущественно административными методами) заниматься этим видом деятельности, и до сих пор это не стало массовой инициативой в силу объективных (недостаточность финансовых ресурсов, высокий уровень налогов) и субъективных (отсутствие традиций предпринимательства) причин. Проблема высоких налогов многие годы упоминается малым и средним бизнесом в качестве одной из основных. Общая ставка налогов и взносов в Беларуси, согласно Докладу «Ведение бизнеса-2018», составляет 52,9 % от прибыли и намного превышает как средний показатель по Европе и Центральной Азии (33,1 %), так и по ОЭСР (40,1 %). Следует отметить, что МСП, вы -деляя высокие налоговые ставки как проблему, относят к ним и тарифы страховых взносов в Фонд социальной защиты населения [11].

финансирование инновационного предпринимательства в Республике Беларусь, как сегмента по коммерциализации нововведений, формируется на основе системы стартапов, привлечения бизнес-ангелов и государственных фондов поддержки на основе своих критериев отбора и условий инвестирования. Но это касается достаточно узкого сегмента существующей бизнес-среды. По результатам анализа стартапов в Республике Беларусь основатель стар-тап-компании - «это мужчина, проживающий в Минске, в возрасте от 26 до 35 лет, с высшим образованием, предыдущим опытом работы в частном бизнесе и управления стартапом» [12]. Для всех остальных основными источниками финансирования инноваций остаются кредитные продукты по пока еще достаточно высоким ставкам и не имеющие тенденции к росту источники собственных средств. Последнее было доказано невысокой долей добавленной стоимости и высоким уровнем налогообложения (таблицы 9 и 10).

Массовая инициатива, по мнению авторов, может стимулироваться всевозможными льготами и поощрениями, то есть экономическими методами. Налоговым кодексом Республики Беларусь предусматриваются льготы (освобождение прибыли от налогообложения, инвестиционные налоговые вычеты, пониженные ставки налога на прибыль), но ими могут воспользоваться только субъекты, применяющие общую систему налогообложения. Но большая часть субъектов малого

предпринимательства применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), поэтому эти льготы для них не применимы. В то же время для субъектов Оршанского района, применяющих УСН, с принятием указа от 31.12.2018 № 506 появилась возможность снизить налоговую нагрузку за счет применения льготных ставок налога при УСН в размере 1 % с выручки от реализации продукции собственного производства и 2 % с выручки от выполнения работ, оказания услуг [13]. Для формирования предпринимательской среды целесообразно распространить действие указа № 506 на все регионы (возможно за исключением столичного). В краткосрочной перспективе это приведет к уменьшению доходов региональных бюджетов, но с позиций стратегического развития обеспечит прирост налоговой базы, эффективное использование квалифицированных кадров и их профессиональное развитие, снизит риск деградации регионов. Для субъектов МСП, работающих по общей системе налогообложения, стимулирование инновационного развития целесообразно увязать не с объемами инновационной продукции, предусмотренными действующим Налоговым кодексом, а с численностью местных работников, обеспечивающих выпуск инновационной продукции, работ и услуг (например, не менее 50 % общей численности работающих). Это снизит соблазн только зарегистрировать бизнес в регионах, а не

участвовать в его развитии.

Для формирования предпринимательской инициативы на более высоком уровне и включения МСП в стратегии инновационного преобразования экономики страны и регионов необходимо, как обосновано Й. Шумпетером [14], чтобы одним из основных мотивов предпринимательства стал интерес к самому процессу бизнеса, разработке и внедрению технологических и маркетинговых инноваций. Это еще более длительный процесс. Например, в США на протяжении двух предыдущих столетий произошла трансформация американской мечты от стремления к максимальному обогащению любой ценой к стремлению к максимальной профессиональной самореализации, которая и обеспечивает успешность при достаточной экономической обеспеченности. А вот потребительское поведение в странах G20 и особенно G7 в целом пока соответствует модели экономического человека [15]. В Республике Беларусь на сегодняшний момент нет «достаточной экономической обеспеченности» граждан и периода в 200 лет на инновационное преобразование экономики, поэтому нужны специальные исследования и свои меры по формированию активной предпринимательской инициативы и включению её в модели экономического роста страны и регионов.

список использованных источников

references

1. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь на 2016-2020 годы»: постановление Совета министров Республики Беларусь 23 февраля 2016 г. № 149, режим доступа: https://www. economy.gov.by/upLoads/fiLes/gos-programmy/ PostanovLenie.pdf.

2. Прокофьева, Н. Л., Домбровская, Е. Н. (2013), Мотивы и стимулы малого бизнеса в инновационном развитии экономики региона, Вестник Витебского государственного тех-

1. Gosudarstvennaja programma «Maloe i srednee predprinimateL'stvo v RespubLike Belarus' na 2016-2020 gody»: postanovLenie Soveta ministrov RespubLiki Belarus' 23 fevraLja 2016 g. № 149 [The state program «SmaLL and medium-sized businesses in the RepubLic of BeLarus for 2016-2020»: ResoLution of the CounciL of Ministers of the RepubLic of BeLarus of February 23, 2016 No. 149], access mode: https://www. economy. gov.by/upLoads/fiLes/gos-programmy/ PostanovLenie.pdf.

нологического университета, 2013, Вып. 24, С. 186-197.

3. Будущее рынка труда: после 2020-го, режим доступа: https://www.if24.ru/rynok-truda-posle-2020/?ycLid=1012409687024349953.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Опрос. Развитие малых и средних предприятий Беларуси, 2018 г., режим доступа: http:// www.research.by/publications/surveys-of-business/1801/.

5. Беларусь в цифрах: статистический справочник, 2018 (2018), режим доступа: http:// www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ publications/izdania/publiccompilation/ index8771/.

6. Беларусь в цифрах: статистический справочник, 2019 (2019), режим доступа: http://www. belstat.gov. by/upload/iblock/cf4/cf4915a5e6ad e269f20c0bf5a332a7a3.pdf.

7. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2018 (2018), режим доступа: http://www. belstat.gov. by/upload/iblock/0be/0becfeb4ff85 51d54808f25ebc33ca51.pdf.

8. Малое и среднее предпринимательство в РБ: статистический сборник, 2018 (2018), режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/ public_compilation /index_9326/.

9. В Беларуси готовится проект документа о стимулировании местных органов власти для поддержки МСП, режим доступа: https:// www.belta.by/economics/view/v-belarusi-gotovitsja-proekt-dokumenta-o-stimulirovanii-mestnyh-organov-vlasti-dlja-podderzhki-msp-338245-2019/.

10. Обучение предприимчивости в странах ЕС и План действий по предпринимательству, режим доступа: https://docplayer.ru/77501462-Obuchenie-predpriimchivosti-v-stranah-es-i-plan-deystviy-po-predprinimatelstvu.html.

2. Prokof'yeva, N. L., Dombrovskaya, Ye. N. (2013), Motives and Incentives for SmaLL Business in the Innovative Development of a Region's Economy [Motivy i stimuLy maLogo biznesa v innovatsionnom razvitii ekonomiki regiona], Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta - Vestnik of the Vitebsk State Technological University, 2013, VoL. 24, pp. 186-197.

3. Budushcheye rynka truda: posLe 2020-go [The future of the Labor market: after 2020], access mode: https://www.if24.ru/rynok-truda-posLe-2020/?ycLid=1012409687024349953.

4. Opros. Razvitiye maLykh i srednikh predpriyatiy BeLarusi, 2018 g. [Survey. DeveLopment of smaLL and medium enterprises in BeLarus, 2018], access mode: http://www.research.by/pubLications/ surveys-of-business/1801/.

5. BeLarus'v cifrah: statisticheskij spravochnik, 2018 (2018) [BeLarus in figures: statisticaL handbook, 2018], access mode: http://www.beLstat.gov.by/ ofitsiaLnaya-statistika/ pubLications/izdania/ pubLiccompiLation/index8771/.

6. BeLarus' v cifrah: statisticheskijspravochnik, 2019 (2019) [ BeLarus in figures: statisticaL handbook, 2019], access mode: http://www. beLstat.gov. by/upLoad/ibLock/cf4/ cf4915a5e6a de269f20c0bf5a332a7a3.pdf.

7. Statisticheskij ezhegodnik RespubLiki BeLarus', 2018 (2018) [StatisticaL Yearbook of the RepubLic of BeLarus, 2018], access mode: http:// www.beLstat.gov. by/ upLoad/ibLock/0be/0becfe b4ff8551d54808f25ebc33ca51.pdf

8. MaLoe i srednee predprinimateL'stvo v RB: statisticheskij sbornik, 2018 (2018) [SmaLL and medium enterprises in the RepubLic of BeLarus: statisticaL coLLection, 2018], access mode: http:// www.beLstat.gov.by/ofitsiaLnaya-statistika/ pubLications/izdania/pubLic_compiLation/index_ 9326/.

11. Точицкая, И. Оценка малыми и средними предприятиями условий ведения предпринимательской деятельности, режим доступа: http://www.research.by /pubLications/dp/ pdp1804/

12. Стартапы Беларуси, режим доступа: https:// beL.biz/wp-content/upLoads/2018/11/ STARTUPS_OF_BELARUS_WEB.pdf

13. О развитии Оршанского района Витебской области: указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2018 № 506, режим доступа: http://www.pravo.by/document/ ?guid-=12551&р0=Р31800506&р1=1

14. Шумпетер, Й. А. (2007), Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия, Москва: Эксмо, 2007, 864 с.

15. Аброськина, Ю. Н. (2016), Развитие концепции экономического человека, Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Экономика и управление, 2016, № 7, С. 12-13, режим доступа: eLibrary. ru/downLoad/ eLibrary 25980061 70211617.pdf

9. V BeLarusi gotovitsja proekt dokumenta o stimuLirovanii mestnyh organov vLasti dLja podderzhki MSP [Belarus is preparing a draft document on stimulating Local authorities to support SMEs], access mode: https:// www.beLta.by/economics/view/v-beLarusi-gotovitsja-proekt-dokumenta-o-stimuLirovanii-mestnyh-organov-vLasti-dLja-podderzhki-msp-338245-2019/.

10. Obuchenie predpriimchivosti v stranah ES i PLan dejstvijpo predprinimateL'stvu [EntrepreneuriaL Learning in the EU and the Action PLan for Entrepreneurship], access mode: https:// docpLayer.ru/77501462-Obuchenie-predpriimchivosti-v-stranah-es-i-pLan-deystviy-po-predprinimateLstvu.htmL.

11. Tochitskaya, I. Otsenka maLymi i srednimi predpriyatiyami usLoviy vedeniya predprinima-teL'skoy deyateL'nosti [EvaLuation of business conditions by smaLL and medium-sized enterprises], access mode: http://www.research.by/ pubLications/dp/pdp1804 /.

12. Startapy BeLarusi [Startups of BeLarus], access mode: https://beL.biz/wp-content/upLoads/ 2018/11/STARTUPS_OF_BELARUS_WEB.pdf.

13. O razvitii Orshanskogo rayona Vitebskoy obLasti: ukaz Prezidenta RespubLiki BeLarus' ot 31.12.2018 № 506 [On the deveLopment of the Orsha district of the Vitebsk region: Decree of the President of the RepubLic of BeLarus of December 31, 2017 No. 506], access mode: http://www.pravo.by/document/? Guid = 12551 & p0 = P31800506 & p1 = 1

14. Shumpeter, J. A. (2007), Teorija jekonomi-cheskogo razvitija. KapitaLizm, sociaLizm i demokratija [Theory of Economic DeveLopment. Capitalism, socialism and democracy], Moscow: Jeksmo, 2007, 864 p.

15. Abros'kina, Ju. N. (2016), Razvitie koncepcii jekonomicheskogo cheLoveka [DeveLopment of the concept of economic man], Vestnik

obrazovateL'nogo konsorciuma «Srednerusskij universitet». Serija: Jekonomika i upravLenie, 2016, № 7, S. 12-13, access mode: https://eLibrary. ru/downLoad/ eLibrary 25980061 70211617.pdf

Статья поступила в редакцию 17. 04. 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.