Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОРОДСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СТИМУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салтанович Наталья Викторовна

Базовой целью регионального планирования является обеспечение сбалансированного развития населенных пунктов, сокращение межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, уровне и качестве жизни, наряду с созданием оптимальных условий для раскрытия регионального потенциала и реализации конкурентных преимуществ территорий. Необходимо формирование эффективного механизма взаимодествия органов государственного управления всех уровней, разнообразных форм частно-государственного партнерства в обеспечении комплексного социально-экономического развития регионов. Этому может способствовать разработка стратегических планов развития малых и средних поселений с выделением разделов по развитию предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of organizational economic mechanisms for promotion of the entrepreneurship in little towns

The basic purpose of regional planning is to maintain the balanced development of local settlements, to reduce inter-regional differentiation of their social and economic development, their level and quality of life, to create altogether optimum conditions for enlargement of regional potential and realise competitive advantages of local territories. Formation of an effective mechanism of interaction of state bodies of different level of management, creation of various forms of private-state partnership is necessary to maintain complex social and economic development of small regions. This can be promoted by working out strategic plans of development of small and average size settlements allocating special sections on their business development.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ»

УДК: 338.2 (476)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МАЛЫХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

Н.В. Салтанович

Одной из главных целей экономической политики Республики Беларусь является создание условий для повышения уровня жизни населения за счет принятия мер по привлечению инвестиций в целях технологической модернизации и повышения конкурентоспособности реального сектора экономики. Мероприятия государственной поддержки направлены на создание среды, благоприятствующей становлению предпринимательства, интенсификации инвестиционной и инновационной деятельности, стимулированию предпринимательской инициативы, для того чтобы существенно повысить долю малых и средних предприятий в общем объеме производства и реализации товаров, работ и услуг, привлечь данный сектор к решению проблем обеспечения занятости населения.

В целях включения Республики Беларусь в список 30 стран с наилучшим бизнес-климатом правительство с 2007 года инициировало проведение обширных реформ, направленных, прежде всего, на упрощение административных процедур, таких как регистрация и лицензирование различных видов деятельности, снижение затрат на организацию и ведение бизнеса, совершенствование порядка взимания налогов.

Максимальному вовлечению незанятого населения в хозяйственную деятельность способствует создание новых предприятий и производств. Очевидно позитивное влияние средних и малых предприятий на социально-экономическое развитие регионов, поэтому необходимость в проведении целостной системы реформ, включая мероприятия в области налогообложения, кредитования, ценовой политики, особо актуальны.

Не случайно в нормативных актах, регламентирующих государственную систему поддержки бизнеса в малых городах, преференции предусматриваются, прежде всего, для данной категории субъектов хозяйствования. В 2007 - 2010 годах предприняты весьма существенные шаги в сторону упрощения системы налогообложения, использования объектов недвижимости. Ощутимо снижена налоговая нагрузка для субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность в малых городах [1].

Однако, нормативную базу, регулирующую предпринимательскую деятельность, можно охарактеризовать как достаточно сложную, допускающую множественность толкований, и не снимающую административные барьеры для предпринимательского сектора, сдерживающую их деловую активность. Сотрудничество местных органов власти и предпринимателей - важнейшее направление развития малого и среднего бизнеса в регионах. Во многом именно от политики местных властей сегодня зависит уровень предпринимательской инициативы и ситуация с занятостью населения.

Активизация деятельности частного бизнеса в том или ином регионе является индикатором сложившегося делового климата. Сокращение численности предпринимателей, малых и средних предприятий, снижение объемов выпущенной ими продукции или оказанных услуг, миграция данных субъектов хозяйствования указывают на негативные изменения в экономике региона.

Численность занятых в сфере малого предпринимательства в Республике Беларусь в 2010 году составила 17,5 процента от общего количества. На 1 января 2011 года в Витебской области было зарегистрировано 29,5 тыс. индивидуальных предпринимателей. Высокая степень деловой активности наблюдается в

Витебском, Полоцком, Глубокском, Поставском, Лепельском и Чашникском районах. Именно эти районы являются лидерами по количеству субъектов малого предпринимательства. Наибольшее число малых предприятий зарегистрировано в Полоцком районе.

Вместе с тем в 2010 году не было создано ни одного предприятия в четвертой части малых городов. Практически отсутствует предпринимательская активность в г. п. Видзы, Освея, Сураж, Яновичи, Копысь. За 2010 год в 20 горпоселениях ликвидировалось 41 малое предприятие. В ряде городов Витебской области количество создаваемых предприятий фактически приравнивается к количеству ликвидируемых. Таким образом, деловая активность данного сектора региональной экономики является недостаточной.

Исследование факторов, влияющих на развитие производств в малых городах, анализ выполнения целевых программ развития предпринимательства и оценка фактического состояния развития данного сегмента экономики позволили сформулировать основные меры по совершенствованию государственной поддержки предпринимательства в малых городах.

Одной из причин нежелания переносить бизнес из областного центра в малые и средние поселения является незнание перспектив развития региона и его стратегии. Разработка стратегического плана развития малых и средних поселений с выделением раздела «Развитие малого и среднего бизнеса» будет способствовать решению данной проблемы.

По содержанию стратегическое планирование - это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, выявление видения желаемого будущего города, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность города в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность отдельных отраслей городской экономики и социальной сферы. Стратегический план должен включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой набор задач и конкретных стратегических проектов, затрагивать самое главное для адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде.

Одной из главных задач стратегического планирования как процесса является снижение неопределенности будущего. Это может быть достигнуто путем коллегиального обсуждения, принятия обоснованных решений, согласования действий заинтересованных участников территориального развития. Поэтому стратегический план должен быть разработан только в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и гражданских институтов.

Для этого предполагается изучение общественного мнения путем проведения опросов и использования других средств на научной основе. В этом плане малые и средние городские поселения изначально располагают большими возможностями, так как позволяют сделать выборку в большей степени результативной, повысить достоверность результатов и снизить погрешности при проведении исследований.

Стратегический план необходим населенному пункту по следующим соображениям:

• стратегический план - признанный в мировой практике элемент в системе документов, обеспечивающих регулирование развития населенного пункта; он позволяет создавать условия для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с учетом стратегических целей;

• в условиях продолжающихся социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры населенного пункта к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия властей, бизнеса и общества в решении проблем трансформации занятости, технологий и пространства;

• разработка стратегического плана способствует формированию в населенном пункте гражданского общества, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил населенного пункта [2].

В результате рассмотренных аспектов стратегирования можно сформулировать следующие требования к разработке стратегий:

1. Комплексность подхода к стратегической проработке вопроса развития территорий (во взаимосвязи не только экономики, но и культуры и других социальных факторов, инфраструктуры, управления).

2. Системное отнесение к территориально-«привязанному» объекту стратегирования, то есть рассмотрение объекта стратегирования как включенного в объемлющую его систему, так и разложенного на составные элементы); учет встроенности объекта стратегирования во внешнюю среду (государственно-муниципальное окружение) и согласование регионального и муниципальных процессов стратегирования.

3. Выделение и рассмотрение ключевых сфер и соответствующих процессов жизнедеятельности, характерных для объекта, выявление базовых процессов, определение временных рамок стратегирования, адекватных объекту.

4. Технологичность разработки с особым акцентом на:

• завершение стратегического анализа технологичной (последовательно операционно увязанной) проработкой факторов развития, их синтезом (во взаимосвязи прошлого и будущего территорий через настоящее) как основы стратегического целеполагания;

• формирование взаимоувязанного трех-четырехуровневого «дерева» целей, в том числе целей управления, вытекающих из внутренних и внешних факторов развития;

• разработке соответствующего «дереву» целей программно-проектного поля (с определением ключевых направлений его поэтапной реализации и соответствующих измеряемых индикаторов);

• проработке необходимого комплекса механизмов реализации стратегии (при определяющей роли организационно-управленческих средств).

Одной из проблем развития предпринимательства в малых городах является то, что практически не используются возможности проведения совместных мероприятий представителей бизнеса, чьи ресурсы позволяют существенно влиять на развитие регионов и органов власти, направленных на обсуждение ключевых моментов развития населенных пунктов с заинтересованными лицами и выработки единой позиции не административным, а демократическим путем.

Предметом стратегического планирования и развития города являются выделение ключевых направлений и целей развития, а также комплекса реализующих их мероприятий, способных в дальнейшем приблизить желаемое будущее городского поселения.

В качестве обязательных методологических принципов должны выступать:

• увязка проблем, стоящих перед экономикой городского поселения, с новейшими достижениями экономической науки и предлагаемыми решениями (принцип научности);

• обеспечение комплексности анализа (принцип системности);

• рассмотрение проблем развития экономики в единой триаде: "человек -хозяйство - природа" (принцип взаимозависимости);

• исследование проблем социально-экономического развития на национальном, областном и региональном уровнях (принцип взаимосвязи внутренних и внешних факторов развития);

• рассмотрение проблем через призму механизмов развития: потребности, ресурсы (источники), противоречия, законы диалектики (принцип диалектичности процесса развития);

• учет прогнозной специфики исследуемого материала (принцип адекватности предмета и методов исследования).

Базовой целью регионального планирования является обеспечение сбалансированного развития населенных пунктов, сокращение межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов, уровне и качестве жизни, наряду с созданием оптимальных условий для раскрытия регионального потенциала и реализации конкурентных преимуществ территорий.

Для того, чтобы в малых городах сформировалась научно-исследовательская база и технологическая основа для освоения инноваций в бизнесе и производстве, необходимо внести изменения в систему налогообложения с целью бюджетной мотивации инновационного процесса на промышленных предприятиях и развития малого и среднего научно-производственного бизнеса.

Населенным пунктам необходимо развивать центры для привлечения креативных людей, молодых ученых и специалистов, архитекторов и инвесторов. Чтобы быть привлекательными для нового поколения жителей, населенные пункты должны предоставлять пространство для интересной жизни: творчества и самовыражения, свободной коммуникации, пространство для эмоциональных переживаний.

Данные задачи и принципы были учтены при составлении методических рекомендаций составления стратегических планов малых и средних городских поселений (далее - методические рекомендации). Методические рекомендации содержат единые требования к структуре стратегических планов малых и средних городских поселений (далее - стратегический план), их содержанию, оформлению и порядку разработки.

К числу основных направлений стратегического характера следует отнести:

• преобразование малых городских поселений в рамках единой градостроительной политики области и региона;

• разработка и осуществление мероприятий по рациональному природопользованию территории;

• создание социально-экономических предпосылок, обеспечивающих структурные преобразования в экономике, их устойчивость и повышение уровня жизни населения;

• создание юридических, правовых, экономических и других условий, регламентирующих развитие видов деятельности, способных нанести вред экологической системе региона.

Важнейшими инициативами местных органов власти по стабилизации социально-экономической ситуации в городском поселении могут быть:

• участие в разработке стратегического плана и в осуществлении мероприятий по его реализации;

• осуществление преобразований в экономике региона, преимущественная поддержка на местном уровне тех видов предпринимательской деятельности, которые обеспечивают наибольшую экономическую отдачу, способствуют ресурсосбережению, ограничивают отрицательное воздействие на окружающую среду;

• проведение активной политики занятости, включающей меры по стимулированию создания новых рабочих мест.

Координационным советом разрабатываются мероприятия по разработке стратегического плана с указанием этапов разработки, конкретных сроков и ответственных за их выполнение. В состав координационного совета рекомендуется включать представителей районной (городской) администрации, руководителей градообразующих предприятий государственной формы собственности, малого и среднего бизнеса, общественных организаций.

Затем определяются основные цели и задачи разработки стратегического плана и ожидаемые результаты его реализации, на основе анализа и обобщения существующего положения экономики в целом и отдельных субъектов хозяйства осуществляется формулировка ключевых целей, направленных на создание благоприятной среды жизнедеятельности (обитания) населения, проживающего на данной территории с учетом ресурсных предпосылок.

Главное внимание в стратегических планах городских поселений необходимо уделять созданию полноценных условий их развития: возможности полной занятости, получения высоких и устойчивых доходов, доступности широкого спектра социальных услуг, соблюдения экологических стандартов. Благоприятная предпринимательская среда рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах.

Финансовое обеспечение социально-экономического развития городских поселений должно включать оценку возможных источников и общего объема финансовых ресурсов, а также их распределение по направлениям использования. Распределение финансовых ресурсов должно быть направлено на создание условий для стимулирования экономики города. Необходимо предусмотреть мероприятия по укреплению местных бюджетов, а также рациональному использованию имеющихся средств.

Именно города и регионы призваны сыграть решающую роль в преодолении экономического кризиса и развитии добрососедских отношений. Эти отношения призваны сыграть решающую роль в развитии добрососедских отношений, которые должно строиться на прочном фундаменте партнерства, общих ценностях и искреннем стремлении к сотрудничеству. Партнерство с Россией, Европейским Союзом и другими представителями мирового сообщества должно быть конкретизировано в прагматических и взаимовыгодных совместных проектах, что позволит наилучшим способом преодолеть существующие экономические проблемы и создать новые возможности для жителей городов.

Отдельные городские поселения концентрируют и сохраняют значительный экономический, демографический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества. Выделение в стратегических планах отдельного раздела "Внешнеэкономическая деятельность" позволит активизировать внешнюю торговлю, укрепить межрегиональные связи, четко обозначить проблемные вопросы данного направления экономики региона и выработать пути их решения. Необходимо учесть влияние указанного аспекта на развитие населенных пунктов и при долгосрочном планировании, в частности, при составлении стратегических планов.

Инвестиционная деятельность является важнейшим фактором стабилизации и подъема экономики городского поселения. Она должна быть ориентирована на совершенствование структуры городского хозяйства, прежде всего в градообразующих отраслях. Для этого необходимо предусмотреть меры по созданию благоприятных условий для инвестирования в экономику городских поселений:

• приоритетную государственную поддержку перспективных видов деятельности;

• повышение эффективности бюджетных инвестиций и более масштабное привлечение частных инвесторов;

• улучшение физической среды для инвесторов - подготовка конкретных площадок и зон, инфраструктурное благоустройство, развитие транспортной сети;

• подготовку и реализацию отдельных инвестиционных проектов, способных существенно повлиять на ситуацию в городском поселении.

Для успешной реализации задач регионального развития государственные органы управления должны посредством различных инструментов создавать

условия для устойчивого роста и сбалансированного развития региональных хозяйственных комплексов, эффективной их специализации, осуществлять устойчивое территориальное развитие, выбирая уровень централизации, обеспечивающий наибольший эффект. Необходимо формирование эффективного механизма взаимодействия органов государственного управления всех уровней, разнообразных форм частно-государственного партнерства в обеспечении комплексного социально-экономического развития регионов.

Разработка стратегических планов должна обеспечить надежность прогнозирования посредством оценки научного потенциала, альтернативных предложений исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, имеющегося научно-технического и производственного потенциалов региона, состояния природных ресурсов, внешнеполитических и внешнеэкономических факторов.

Разрабатываются производственно-экономические и финансовые показатели и нормативы, включающие темпы роста основных параметров, показатели улучшения использования ресурсов, повышения эффективности производства. Показатели должны соответствовать имеющимся материальным, трудовым и финансовым ресурсам.

Стратегический план необходим как самой местной администрации для согласования действий отдельных комитетов и выбора приоритетных направлений распределения средств, так и для хозяйствующих субъектов города и внешних инвесторов, принимающих решения о своем развитии на перспективу и выдвигающих долгосрочные проекты и в целом служит либерализации экономических процессов. При этом важен не только стратегический план как итоговый документ, но и механизм, и процесс его разработки и обновления как важнейший инструмент аккумуляции знаний, выявления идей и инициатив, достижения общественного согласия.

С самого начала организации собственного дела предприниматель сталкивается с препятствием, затрудняющим вхождение в бизнес - затратностью предынвестиционной деятельности. В частности, нормативное законодательство предусматривает возможность получения здания в пользование с последующей передачей в собственность либо безвозмездно, либо путем участия в аукционе с символической начальной ценой объекта (одна базовая величина). При этом непременным условием принятия органом госуправления решения о передаче имущества, равно как и предоставления банком кредита, является наличие экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта, разработка которого требует от предпринимателя высокой квалификации и без специального образования является, практически, невозможной. В результате он вынужден обращаться к услугам консалтинговой фирмы, услуги которой обойдутся уже в 2 - 5 млн. рублей в зависимости от сложности проекта.

Основным нормативным документом, определяющим методическую основу их составления, явились Правила по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденные постановлением Министерства экономики Республики Беларусь № 158 от 31 августа 2005 г., принятые в развитие постановления № 873 (далее - Правила). На практике Правила применяются в качестве нормативного документа также и банками, и инвесторами - резидентами Республики Беларусь при рассмотрении инвестиционных проектов коммерческих организаций любой формы собственности. Данный документ выделяет ключевые этапы и последовательность проведения исследований и, по сути, определяет единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

Ввиду наличия обширного количества требований, предусмотренных Правилами, получается громоздкий и сложный документ, насчитывающий полсотни и даже сотни страниц текста, всевозможных приложений и таблиц. Состав, содержание и назначение бизнес-плана на практике, как правило,

одинаковы как для крупных, так и для малых предприятий, за некоторыми исключениями по объему содержания и набору документов. Однако подходы к их разработке и использованию должны быть абсолютно разными. При разработке бизнес-планов малое предприятие сталкивается с целым рядом проблем: невозможностью охватить обширный перечень нормативных документов, сложностью пробиться к организациям-разработчикам из-за загруженности последних работой для более крупных, а, следовательно, состоятельных организаций.

Приходится констатировать, что заимствованная западная модель составления бизнес-планов по объему, количеству и содержанию разделов, в основном, механически, без учета конкретных условий и возможностей организации бизнеса в нашей стране, во многих случаях оказывается невостребованной и заорганизованной. В целях создания более эффективного механизма государственной поддержки можно рекомендовать упрощение и сокращение показателей для оценки эффективности инвестпроектов, а также совершенствование методологической базы в области бизнес-планирования [3].

Для оказания содействия местным органам управления в привлечении инвесторов в приоритетные секторы экономики и в целях развития предпринимательства, по предложению автора, Витебским центром региональных исследований и разработок были разработаны различные варианты модельных бизнес-планов инвестиционных проектов инновационной,

экспортоориентированной, импортозамещающей направленности (создание объектов придорожного сервиса, транспортно-логистических центров, производство топливных брикетов из льнокостры и др.).

Вступление в силу Декрета Президента Республики Беларусь № 10 от 6 августа 2009 года, предоставляющего возможность оперативного заключения инвестиционных договоров местными органами власти от лица Республики Беларусь с инвестором, получающим ряд конкретных преференций, существенно улучшило условия инвестиционной деятельности в стране и кардинально изменило подход к организационным вопросам создания бизнеса.

Заключение инвестиционных договоров возможно как для иностранных, так и для местных инвесторов. Данный вид договора предусматривается для инвестиционных проектов, представляющих стратегическое значение для экономики республики. Инвестиционные договоры придают сторонам свободу в переговорах по особым положениям и условиям. Они предоставляют правительству инструмент по привлечению стратегических инвесторов и являются эффективным инструментом повышения инвестиционной активности в период, характеризующийся постоянными изменениями в законодательстве.

Одним из радикальных шагов в этом направлении явилось изменение схемы предынвестиционной деятельности. В частности, с целью ускорения начала реализации проекта от его инициатора не требуется разработка бизнес-плана и предоставление его в органы государственного управления, принимающие решение о заключении договора. Вместе с тем данная мера имеет неоднозначное значение. С одной стороны, инвестор получает экономию времени и средств, с другой не имеет как конкретных представлений о затратности, окупаемости и эффективности проекта, так и возможности убедительно его презентовать.

В свою очередь государственные организации, уполномоченные на заключение инвестиционных договоров, не располагают информацией, достаточной для объективной оценки как стратегического значения проекта для региона (отрасли), так и вероятных рисков и условий его реализации. В сложившихся условиях необходима разработка принципиально нового, малозатратного комплексного документа, позволяющего в короткие сроки решить вышеобозначенные проблемы. По мнению автора, на данном этапе целесообразна замена бизнес-плана инвестиционного проекта бизнес-концепцией, позволяющей изложить основную идею инвестиционного проекта, определить объем средств и схему

финансирования проекта, условия его реализации, а также рассчитать укрупненные показатели, характеризующие его эффективность и не требующие значительной исходной информации.

Методика разработки упрощенных модельных бизнес-планов инвестиционных проектов по созданию новых предприятий и производств (далее - Методика) содержит единые требования к структуре, содержанию и оформлению бизнес-планов инвестиционных проектов, реализация которых не требует разработки бизнес-планов по Правилам, утвержденным постановлением Министерством экономики.

Упрощенный модельный бизнес-план инвестиционного проекта по созданию нового предприятия или производства (далее - бизнес-концепция) - краткое описание инвестиционного проекта (далее - проект), отражающее основную идею проекта, этапы и способы его реализации и содержащее расчет укрупненных показателей, характеризующих его затратность и эффективность.

Бизнес-концепция предназначается для представления проекта в органах государственного управления областного и базового уровня (далее - органы государственного управления) и разрабатывается организацией-инициатором проекта (инвестором) в случаях необходимости обоснования: целесообразности реализации проекта и его эффективности; социально-экономической значимости проекта для отрасли или региона.

Цель разработки бизнес-концепций: сокращение сроков рассмотрения инвестиционного предложения органами государственного управления; принятие органами государственного управления обоснованных решений о соответствии проекта приоритетам развития экономики, целесообразности его реализации на территории региона; сокращение предынвестиционных затрат организации-инициатора проекта (инвестора).

В практике инвестиционной деятельности в малых и средних населенных пунктах достаточно широко используется реализация инвестиционных проектов за счет собственных средств инвестора без привлечения заемных источников. Это связано с достаточно высокими рисками в предпринимательстве. При этом банкам, для принятия решения о выдаче предпринимателю кредита, зачастую необходим не объемный документ, содержащий громоздкие расчеты, а, преимущественно, наличие высоколиквидного залогового имущества.

Под бизнес-концепцией понимается основная идея инвестиционного проекта, оценка источников, необходимых для его реализации и расчет укрупненных показателей, характеризующих эффективность. Разработка бизнес-концепции целесообразна как для проектов, реализуемых за счет собственных ресурсов субъекта хозяйствования, так и с использованием кредитов. Бизнес-концепция составляется с учетом отраслевой специфики и формируется на основании достоверных исходных данных; финансово-экономические расчеты осуществляются с учетом реализации проекта. Отдельные разделы бизнес-концепции могут дополняться расчетами, обоснованиями по усмотрению инициатора проекта.

При выполнении финансово-экономических расчетов бизнес-концепции рекомендуется использовать методы имитационного моделирования, позволяющие оценивать влияние изменения исходных параметров проекта на его эффективность и реализуемость. При решении вопроса о новом строительстве следует учитывать проведенные в рамках обоснования инвестиций альтернативные расчеты и обоснования возможного размещения производства. Рекомендуется составлять бизнес-концепцию на весь срок реализации инвестиционного проекта. Как правило, горизонт расчета должен охватывать срок возврата заемных средств плюс один год, а шаг отображения информации в таблицах приниматься равным одному году.

В документе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии

маркетинга. Анализ рынков может включать общую характеристику рынков, на которых планируется сбыт продукции, оценку их емкости, в т.ч. свободной, и преимущества организации перед конкурентами. В расчетах должен быть приведен также простой срок окупаемости проекта и данные, определяющие его социальную направленность (количество создаваемых рабочих мест, уровень заработной платы).

При использовании заемных средств оценка эффективности инвестиций базируется на сопоставлении ожидаемого дохода от реализации проекта с инвестированным в проект капиталом. Отдельно приводятся финансовые издержки по проекту (плата за кредиты, связанные с осуществлением капитальных затрат -проценты по кредитам и источники их финансирования).

Расчет производственных и финансово-экономических параметров проекта осуществляется последовательно в форме трех взаимосвязанных таблиц: "Программа производства и реализации продукции"; "Общие инвестиционные затраты и источники финансирования по проекту"; "Расчет эффективности проекта".

Для упрощения расчетов разработана электронная версия таблиц, позволяющая автоматически произвести необходимые расчеты, что не только снижает трудозатраты, но и позволяет добиться максимальной точности, которая предоставляется юридическим лицам без ведомственной подчиненности.

Принципиальным отличием бизнес-концепции от бизнес-плана является ее лаконичность и простота разработки наряду с наличием основных показателей, характеризующих инвестиционный проект с позиции целесообразности его реализации в заданных условиях, а также социально-экономической значимости для региона.

Список использованных источников

1. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007 - 2010 годы, утверждена Указом президента Республики Беларусь от 7.06.2007 г. № 265.

2. Стратегирование 2010: лидеры рынка / под ред. Б. С. Жихаревича. - СПб. : Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2010. - 72 с.

3. Борушко, Е. Малое и среднее предпринимательство в строительстве: состояние, проблемы, пути решения / Е. Борушко // Главный экономист. -2009. - № 1. - С. 64-70.

Статья поступила в редакцию 27.10.2011 г.

SUMMARY

The basic purpose of regional planning is to maintain the balanced development of local settlements, to reduce inter-regional differentiation of their social and economic development, their level and quality of life, to create altogether optimum conditions for enlargement of regional potential and realise competitive advantages of local territories. Formation of an effective mechanism of interaction of state bodies of different level of management, creation of various forms of private-state partnership is necessary to maintain complex social and economic development of small regions. This can be promoted by working out strategic plans of development of small and average size settlements allocating special sections on their business development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.