14. OECD: (2007). Tax Effects on Foreign Direct Investment. Recent Evidence and Policy Analysis: OECD.
15. OECD: (2008). Tax Effects on Foreign Direct Investment. Policy Brief. OECD Observer.
16. James, S. (2009). Incentives and Investments: Evidence and Policy Implications. Investment Climate Advisory Services of the World Bank Group.
17. Parys, S. van, James, S. (2010). The effectiveness of tax incentives in attracting investment: panel data evidence from the CFA Franc zone. Int. Tax Public Finance, 17, 400-429.
18. Gayle, A. C. and Martinez, A. (2008). The Influence of Government Policy and NGOs on Capturing Private Investment. In: OECD Global Forum on International Investment, 27-28 March.
19. Algozhina, A. (2012). Monetary and fiscal policy interactions in an emerging open economy exposed to sudden stops shock: a DSGE approach. FIW Working Paper.
20. Barbosa, D., Carvalho, V. M. and Pereira, P. J. (2013). The Interaction between Firms and Government in the context of Investment Decisions: A Real Options Approach. FEP Working Papers.
21. Sokolovskyi D. The problem of arising the Pareto inefficient norm in relations "investor - government» type / D. Sokolovskyi, O. Sokolovska // Collection of Papers The 14th Annual Doctoral Conference Faculty of Finance and Accounting, University of Economics (Prague, 31 May 2013). - Vol. I. - Prague: Vysoka skola ekonomicka, 2013.
22. Total tax rate (% of commercial profits) [Електронний ресурс] // World Bank Open Data. : http://data.worldbank.org/indicator/IC.TAX.TOTL.CP.ZS.
23. GDP (current US$) // World Bank Open Data.: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD/countries.
24. Foreign direct investment, net inflows (BoP, current US$) // World Bank Open Data. : http://data. worldbank.org/indicator/BX.KL T.DINV.CD. WD/countries.
25. GDP per capita (current US$) // World Bank Open Data. -: http://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD.
ДАН1 ПРО АВТОРА
Соколовський Дмитро Борисович, докторант, кандидат економмних наук, старший науковий ствроб^ник 1нститут економки промисповост НАН Укра'ни Панаса Мирного, 26; КиТв, 01011 E-mail: [email protected]
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Соколовский Дмитрий Борисович, докторант, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Институт экономики промышленности НАН Украины ул. Панаса Мирного, 26; Киев, 01011 [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Dmytro Sokolovskyi, post-doctoral student, PhD, Senior researcher Industrial Economics of National Academy of Sciences of Ukraine Panas Myrny str., 26; Kyiv, 01011 [email protected]
УДК 911.3:33(476)
ДИФЕРЕНЦ1АЦ1Я СОЦ1АЛЬНО-ЕКОНОМ1ЧНОГО РОЗВИТКУ ОБЛАСТЕЙ Б1ЛОРУС1
Тетершець Т. А., Чиж Д. А.
Ключов'1 слова: област1, соujально-економiчний розвиток, диферен^а^я, населения, промисловсть, сльське господарство, нвестицП', малий бiзнес, заробтна плата, продуктивнсть пращ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТЕЙ БЕЛАРУСИ1
Тетеринец Т.А., Чиж Д. А.
Статья посвящена изучению уровня дифференциации социально-экономического развития областей Республики Беларусь.
Цель: Анализ уровня социально-экономического развития областей Республики Беларусь в контексте основных макропараметров, таких как структура населения и использование трудовых ресурсов, реальный сектор экономики в разрезе областей, изучение взаимосвязи реальных денежных доходов населения и производительности труда в областях Беларуси, подготовка аналитических выводов.
Методы - аналитический, сравнения, экономико-математические.
Результаты работы: Проведенный анализ уровня социально-экономического развития областей Беларуси позволил выявить существенные диспропорции в контексте основных макропараметров, а изучение взаимосвязей основных показателей - выявить «узкие» места и точки роста развития регионов.
Выводы: Разработаны конструктивные предложения, обеспечивающие нейтрализацию экономической асимметрии социально-экономического развития областей.
Ключевые слова: области, социально-экономическое развитие, дифференциация, население, промышленность, сельское хозяйство, инвестиции, малый бизнес, заработная плата, производительность труда.
1 Региональная панорама Беларуси с целью выявления уровня дифференциации социально-экономического развития основана на областном разрезе без учета г. Минска. Это обусловлено тем, что данный регион обладает статусом столицы, концентрирует в себе большую часть материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При этом территориально ограничен и обладает низким природно-экологическим потенциалом. Вышеперечисленные факторы свидетельствует о некорректности проведения сравнительного анализа социально-экономического развития областей и г. Минска.
© Тетершець Т.А., Чиж Д.А., 2015
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 25/1
131
DIFFERENTIAL OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF AREAS OF BELARUS
Tsetsiarynets T.A., Chyzh D.A.
Article is devoted to studying of level of the differentiation of social and economic development of areas of the Republic of Belarus.
Purpose: The analysis of level of social and economic development of areas of the Republic of Belarus in the context of the main macroparameters, such as structure of the population and use of a manpower, real sector of economy in a section of areas, studying of interrelation of the real monetary income of the population and labor productivity in areas of Belarus, preparation of analytical conclusions.
Methods - analytical, a comparison method, economic-mathematical.
Results of work: The carried-out analysis of level of social and economic development of areas of Belarus allowed to reveal essential disproportions in a context of the main macroparameters, and studying of interrelations of the main indicators - to reveal «narrow» places and points of growth of development of regions.
Conclusions: The constructive proposals providing neutralization of economic asymmetry of social and economic development of areas are developed.
Keywords: areas, social and economic development, differentiation, population, industry, agriculture, investments, small business, salary, labor productivity.
Устойчивое социально-экономического развития Республики Беларусь и повышение эффективности ее экономики во многом определяются прогрессивностью развития каждого региона, рациональным размещением производительных сил. Не смотря на небольшие размеры республики, отмечается значительные асимметрии в уровне социально-экономического развития и экологической обстановке.
Плотность населения областей Республики Беларуси имеет значительные колебания: наименьший уровень отмечается в северо-восточных районах республики (30 человек на 1 км. кв. в Витебской области) и наибольший - в западных областях (42 человека в Брестской и Гродненской областях). При этом наиболее крупными по площади являются Гомельская, Витебская и Минская области, на долю каждой из которых приходится 19,2-19,3 % территории страны, тогда как удельный вес Гродненской области 12,1 %. Кроме того, низкая рождаемость, которая не обеспечивает простого воспроизводства населения, а также высокий уровень смертности приводит к абсолютному уменьшению численности населения. Демографический ландшафт Беларуси весьма разнороден, что ярко проявляется на уровне регионов.
Наибольшие темпы сокращения населения отмечаются в сельской местности. Удельный вес сельского населения с 2005 года сократился с 27,8 % до 22,7 % в 2014 году. Наибольшие демографические сдвиги произошли в Гродненской и Брестской областях -сокращение сельского населения на 7,7 и 6,3 п.п. соответственно. В результате продолжающегося процесса урбанизации численность городского населения увеличилась и составила более 7 миллионов 325 тысяч человек, т.е. три четверти населения Беларуси - горожане. Наименее урбанизированным регионом является Минская область (56,8 %), так как у нее нет областного центра. Наибольший удельный вес городского населения наблюдается в Могилевской, Витебской и Гомельской областях. Отмечается рост численности населения областных центров и, в основном, городов областного подчинения и крупных промышленных центров (Барановичи, Пинск, Полоцк, Бобруйск, Жодино, Лида, Мозырь, Новополоцк, Солигорск). Остальные городские поселения с численностью меньше 50 тыс. чел находятся в стадии демографической стагнации [1].
Несмотря на то, что в республике реализовано значительное количество государственных программ и инвестиционных проектов по развитию сельских территорий (Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы, Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы, Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» и др.) их результативность является недостаточной [2, 3, 4]. Это подтверждается усиливающимися миграционными потоками между сельскими и городскими поселениями.
Наиболее «возрастным» регионом Республики Беларусь является Витебская область, где средний возраст мужчины составил 38,3 лет, женщины - 43,9 лет, а самым «молодым» - Брестская область - 36,9 лет и 42,0 года соответственно.
Во всех областях в разной степени активности наблюдаются одни и те же закономерности, характерные для всей Республики Беларусь: преобладание мужского населения в молодом возрасте над женщинами. В дальнейшем гендерная картина структуры населения несколько меняется: соотношение мужчин и женщин как по республике, так и в региональном разрезе составляет примерно 47 и 53 %.
Наблюдаемый процесс старения населения негативно отражается на формировании трудового потенциала регионов, поскольку ухудшение соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста сопровождается одновременным сокращением численности трудоспособного населения, и, как следствие, трудовых ресурсов. Регионы сравнительно однородны по удельному весу трудоспособного населения (от 57,7 % в Брестской области до 59,0 % в Гомельской и Могилевской областях). Одновременно на уровне более низких АТЕ эта дифференциация более рельефна: от 48,5 % в Бобруйском районе до 64,1 % в г.Гродно.
Каждому региону свойственны отличительные черты, определяющие воспроизводство и использование трудовых ресурсов. В первую очередь, характер проявления демографических процессов, уровень социально-экономического развития АТЕ, структура экономики, инфраструктурные особенности территории. Локализация трудового потенциала в отдельных районах в значительной мере определена системой расселения, пространственным расположением относительно областных и районных центров, а также исторически сложившимися особенностями развития и размещения производительных сил. При этом одним из главных сдерживающих факторов мобильности трудовых ресурсов является неразвитость доступного по ценовым критериям рынка жилья. Как результат, в регионах отслеживаются две противоположные тенденции: относительная трудоизбыточность в городских поселениях и дефицит трудовых ресурсов, прежде всего, в сельской местности. Вследствие неравномерного социально-экономического развития регионов республики наибольшая численность занятого населения приходится на Минскую область - 691,9 тыс. чел., наименьшая - на Гродненскую область (484,6 тыс. чел.).
Ситуация на рынке труда характеризуется ослаблением ее напряженности. Численность регистрируемых безработных уменьшилась: с 67,9 тыс. чел. на конец 2005 г. до 24,2 тыс. чел. на конец 2014 г., или в 2,8 раза. Уровень регистрируемой безработицы в республике сократился до 0,51% от экономически активного населения (от 0,4% в Минской до 0,7% в Витебской, Гомельской и Брестской областях). На местном уровне этот показатель изменяется от 0,1 % в Смолевичском и Минском районах до 1,2 % в Россонском районе.
Таким образом, демографическое развитие регионов Республики Беларусь осложняется вследствие сохранения относительно высокого уровня смертности, прежде всего, среди лиц трудоспособного возраста, отказа части семей от
1 По оценочным данным
рождения детей, что приводит к сокращению рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого замещения родительских поколений, деформации возрастной структуры городского и сельского населения. Перечисленные факторы усиливают демографическое старение населения. В этих условиях демографические перспективы регионов во многом зависят от мер социальной защиты населения.
Трудовой потенциал региона во многом определяет производство валового регионального продукта (ВРП). Наибольший удельный вес ВРП в ВВП отмечается в Минской области - 14,2 %, а наименьший - в Могилевской - 7,5 % . При этом экономическая активность развития регионов на протяжении исследуемого периода остается практически неизменной. Лидером экономического роста выступает Минская область, совокупный темп роста ВРП которой с 2009 г. составил 143,2 %, при этом аутсайдерами остаются Витебская - 113,0 %, Могилевская - 115,5 % и Гомельская области - 115,6 % . Производство ВРП в расчете на душу населения в сопоставимых ценах в Минской области превышало в среднем в 1,5 раза данный показатель в Брестской, Витебской и Могилевской областях. Значительная асимметрия регионов по производству ВРП обусловлена структурой экономики, превалированием отдельных видов экономической деятельности и производств, обеспечивающих производство продукции и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости.
Структура ВРП областей по видам экономической деятельности определяется сложившимся уровнем специализации и концентрации производства во внутриреспубликанском разделении труда. Во всех регионах наибольший удельный вес занимает промышленность, на долю которой приходится от 40 % ВРП (Минская и Гомельская области) до 30 % в Брестской. Сравнительно равномерно развиты регионы по производству добавленной стоимости в секциях «Сельское и лесное хозяйство» (=10-14%); «Строительство» (=9-13 %); «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» (=9-13%). Большая вариабельность наблюдается по секции «Транспорт и связь» (от 5 до 12 %), что обусловлено географическим расположением областей, инженерным оборудованием территории и наличием в них транспортных коридоров. Следует признать, что региональные экономические структуры являются диверсифицированными, что в определенной степени отражает унаследованную региональную структуру экономики с относительно ограниченными структурными преобразованиями за последние 20 лет [5].
Прошедший мировой финансовый кризис и макроэкономическая нестабильность оказали негативное влияние на экономику областей. Промышленности регионов, несмотря на сформировавшиеся положительные тренды, не удалось в полном объеме решить ключевую задачу - повысить конкурентоспособность продукции на внешних рынках, а также комплексно модернизировать предприятия. В 2009 г., а затем и в 2014-2015 гг. промышленные предприятия столкнулись с падением спроса на производимую продукцию, на фоне их неэффективной работы по снижению материалоемкости производства и просчетов маркетинговой политики. В наиболее сложной ситуации оказались регионы с высокой долей машиностроения в структуре производства - Минская, Могилевская и Гомельская области1.
Валовой выпуск является количественным критерием развития, в то время как величина добавленной стоимости характеризует качественную составляющую производственного процесса. Можно констатировать разновекторную направленность регионально-отраслевого развития областей. Валообразующие регионы, Гомельская и Витебская области, обеспечивая 21 % и 16 % производства промышленной продукции, формируют только 17 % и 10 % валовой добавленной стоимости (ВДС).
Указанные тенденции косвенным образом характеризуют технологическую и инновационную направленность отраслевого развития регионов. Высокие темпы роста валовой продукции, в структуре которой доля доходной части незначительна, свидетельствуют о высокой материалоемкости продукции. В то же время весомый вклад в формирование ВДС при одновременно невысоких объемах валового выпуска свидетельствует об эффективности производства, что в большей степени обеспечивается за счет инновационного фактора. Так, наибольший удельный вес ВДС в выпуске товаров и услуг по регионам отмечался в Минской (46,2 %) и Брестской областях (45,8 %). Напротив лидеры объемов промышленного производства Гомельская и Витебская области имели наименьший показатели 35,8 % и 34,3 % соответственно.
Наибольший удельный вес в структуре производства промышленной продукции в среднем за последние 5 лет имеет нефтепереработка и производство пищевых продуктов - около 21 %. Приведенные данные свидетельствуют об экономической и социальной значимости промышленности как локомотива экономического развития. Отрасль выступает в качестве инновационного регулятора формирования точек роста в отраслевом и региональном разрезах. Это предопределяет перспективность направлений создания новых высокопроизводительных рабочих мест, обеспечивающих производство продукции с высокой добавленной стоимостью.
Валообразующие отрасли, такие как нефтепереработка, машиностроение, химическая промышленность, распределены по регионам так, что во многом, сглаживается значительная внутрирегиональная концентрацию экономической деятельности в рамках ограниченного количества городских поселений. Так, только в 9 городах областного подчинения (Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Могилев, Бобруйск, Барановичи, Новополоцк, Жодино) и 5 административных районах (Минский, Мозырский, Жлобинский, Солигорский, Борисовский районы) производится 55-60% объема промышленного производства всех областей.
Высокая степень специализации регионов при прочих положительных условиях ведет к относительной уязвимости, когда экономика может подвергнуться воздействию внешних шоков и необходимости структурной перестройки. Узкоспециализированная структура обрабатывающей промышленности критична с точки зрения долгосрочной основы для устойчивого развития региональной экономики. В то же время в краткосрочной перспективе благоприятная конъюнктура доминирующей отрасли может предопределить динамичное социально-экономическое развитие региона.
На фоне влияния макроэкономической среды на региональный рост, общая динамика за последние годы определялась специфическими шоками. Примером может служить Витебская область, когда темп роста ВДС обрабатывающей промышленности в 2012 г. в сравнении с уровнем аналогичного периода прошлого года составлял 143,1%. Данная ситуация переопределила динамичное развитие торговли (191,7%) и обеспечила развитие региона, темп роста ВРП в котором за этот период составил 122,2%. Прекращение экспорта растворителей негативно сказалось не только на динамике развития оптовой торговли, но и в целом на ВРП в 2013 г.
Региональная специализация и эффективность сельского хозяйства, во многом, предопределены имеющимися различиями социально-экономических, природно-климатических и экологических условий. Основными факторами и предпосылками, влияющими на размещение сельского хозяйства областей являются: обеспеченность основными и оборотными средствами, трудовыми ресурсами, качество земель, система расселения, инженерная обустроенность и загрязненность радионуклидами сельских территорий и др.
1 По объемам промышленного производства лидерами в республике являются Витебская, Гомельская и Минская области, располагающие такими валообразующими предприятиями, как ОАО «Нафтан», «Белорусский металлургический завод», «Производственное объединение «Белоруснефть», «Мозырский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Беларуськалий», ОА «БЕЛАЗ» -управляющая компания холдинга «БелАЗ-Холдинг» и др.
В объеме произведенной продукции сельского хозяйства наибольший удельный вес занимает Минская область, на долю которой приходится почти % производимой в стране сельскохозяйственной продукции. На единицу площади сельскохозяйственных земель в Минской, Гродненской и Брестской областях произведено в 1,4 раза больше продукции сельского хозяйства, чем в Могилевской и Витебской областях. В расчете на одного жителя также в Минской и Гродненской областях произведено в 1,4-1,5 раза больше, чем Гомельской и Витебской областях. Плотность поголовья крупного рогатого скота на 100 га сельскохозяйственных земель и поголовья свиней на 100 га пахотных земель наивысшая в аграрноразвитых областях - Гродненской и Брестской.
Основными валообразующими регионами по большинству видов сельскохозяйственной продукции остаются Минская, Брестская и Гродненская области, располагающие объективно лучшими природно-климатическими условиями, внутренними ресурсами. Почвенные и агроклиматические условия предопределяют региональную специализацию производства отдельных сельскохозяйственных культур. В Минской области производится больше, где-либо зерновых и зернобобовых, картофеля, овощей, в Витебской - льноволокна, в Гродненской - сахарной свеклы. Абсолютным лидером по производству продукции животноводства (реализация скота и птицы на убой (в живом весе), производство молока, производство яиц) также является Минская область.
Индикаторы развития потребительного рынка имеют менее значительные региональные различия, чем показатели развития реального сектора экономики. Так, удельные веса розничного товарооборота областей в общем товарообороте составляют от 9 % в Могилевской области до 14 % в Минской области. В расчете на душу населения наибольший объем розничного товарооборота приходился на Гродненскую, наименьший на Гомельскую область.
Строительная отрасль в региональном разрезе в последнее время развивалась неравномерно. Успешные годы (2008 г. темп роста объема подрядных работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» составил 121,1 %, 2010 г. - 112,9 г.) сменялись годами спада (2012 г. - 91,4 %). Наибольший объем подрядных работ на одного жителя региона наблюдался Минской области. Значительно отстает строительная отрасль в Витебской и Могилевской областях. При достаточно высоких темпах развития жилищного строительства между областями в настоящее время сохраняется разрыв в кв. м общей площади на одного жителя. Наименьшие объемы ввода в эксплуатацию жилых домов на 1 000 населения за последнее время отмечаются в Могилевской и Витебской областях.
Все регионы достаточно плотно охвачены транспортными магистралями. Наиболее высокую обеспеченность железнодорожными путями общего пользования в расчете на 100 тыс. населения имеют Витебская и Брестская области.
Как в целом по экономике, так и в региональной проекции динамика инвестиций в основной капитал характеризуется достаточно устойчивой тенденцией роста. Исключение составляет 2012 г, характеризующийся ярко выраженной рецессией экономического развития регионов, в том числе и в инвестиционной сфере. В этот период объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в расчете на душу населения сократился в среднем на 10-15%. Наибольшее падение зафиксировано в Брестской, Минской и Могилёвской областях. По итогам 2013 г. наибольший объем инвестиций в основной капитала в расчете на душу населения в сопоставимых ценах зафиксирован в Минской области - 619,7 тыс. долл. США, наименьший - в Брестской и Витебской областях - 360,5 и 383,1 тыс долл. США. [6].
Практически во всех регионах республики отмечается снижение удельного веса кредитных ресурсов, собственных средств организаций и иностранных инвестиций без учета средств иностранных банков. Снижение доли заемных средств обусловлено высокими процентными ставка кредитных ресурсов, значительными рисками денежно-кредитной сферы, инфляционными ожиданиями и прочими факторами. Тогда как замедление активности внутреннего и иностранного финансирования обусловлено переструктурированием источников инвестиций в основной капитал.
Трансформация инвестиционной политики оказала существенное влияние на формирование технологической структуры инвестиций. Практически во всех областях (за исключение Брестской) наблюдается увеличение доли строительно-монтажных работ и при одновременном снижении затрат на приобретение активной части основных средств - машин, оборудования, транспортных средств. Наибольшие колебания технологической структуры зафиксированы в Минской, Гродненской и Могилевской областях - 17,5, 4,9 и 11,0 п.п. Недостаточность финансирования данных направлений способствует образованию технологического отрыва отечественного производства от ускоряющихся темпов научно-технического прогресса. Отсутствие собственного технологического задела приводит к увеличению импортозависимости экономики и технической отсталости, что в конечном итоге сказывается на уровне ее конкурентоспособности и возможности обеспечивать высокие темпы социально-экономического развития в тактической и стратегической перспективах.
Анализируя результативность структурных деформаций региональной картины инвестиций в основной капитал, следует отметить отсутствие единой направленности инвестиционной политики в региональном разрезе. На протяжении исследуемого временного интервала территориальная структура инвестиций в основной капитал была подвержена существенным колебаниям, вызванным концентрацией капиталовложений в различных регионах республики. К наиболее капиталоемким инвестпроектам можно отнести модернизацию цементных заводов, объектов энергетики, деревообрабатывающих предприятий.
Структура экономики регионов оказывает значительное влияние на экспортные возможности областей. Наибольший экспортный потенциал имеют Минская, Гомельская и Витебская области. Так, экспорт товаров на душу населения в Минской области в среднем начиная с 2008 года превышал показатель в Брестской области в 3,1 раза.
Проведенный ретроспективный анализ уровня социально-экономического развития областей показал, что за последние годы, не смотря на принимаемые меры, не удалось устранить значительный разрыв между регионами (районами и городами областного подчинения) по выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в расчете на душу населения и одного занятого в экономике. Так, по показателю выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (без микро- и малых организаций) на одного среднесписочного по коммерческим организациям Витебская и Гомельская области превышают Брестскую и Могилевскую области в 1,4 раза. Лидирующие позиции этих областей обусловлены высоким показателем выручки АТЕ с нефтеперерабатывающими предприятиями1.
Основными показателями уровня жизни населения являются реальные денежные доходы населения и номинальная начисленная среднемесячная заработная плата. Анализ темпов роста реальных денежных доходов показывает их незначительную территориальную вариацию. Наибольшие темпы отмечаются в Минской области (261,5 % к 2005 г.), наименьшие - в Гомельской (233,7 %) и Брестской областях (234,3 %). Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2013 г. различалась между областями не больше чем в 1,1 раза. Наиболее ярко различия в зарплате проявляются между административными районами. В сельскохозяйственных районах она значительно ниже, чем в индустриально развитых районах. Так, разница между Солигорским районом Минской области и Браславским районом Витебской области составляет более чем в 2 раза.
1 Например, в г.Новополоцке - 207417,9 тыс. долл. США. на одного среднесписочного, в Мозырском районе - 161675,6 тыс. долл. США в 2013 г.
134 Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 25/1
В Республике Беларусь на протяжении ряда последних лет наблюдается положительная тенденция увеличения числа организаций малого и среднего предпринимательства (МСП). В МСП было занято 1237,9 тыс. работников, примерно 1/3 общей численности по стране. Наибольший прирост организаций МСП зафиксирован в Минской области, наименьший в Витебской и Могилевской областях.
Большая часть субъектов МСП сконцентрирована в Минской области, что объясняется пристоличной производственной и социальной инфраструктурой, на ее территории сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры, в самом г.Минске имеются значительные рынки товаров и услуг. В целом по республике наблюдается тенденция увеличения количества индивидуальных предпринимателей (ИП). Наибольшее количество Ип зафиксировано в Брестской и Минской областях. Минская область лидируют по количеству МСП, приходящихся на 1000 чел. (10,1 организаций МСП на 1000 чел.). По количеству ИП на 1000 чел. лидируют Гродненская и Брестская области.
Начиная с 2009 г. во всех регионах республики, за исключением Гомельской и Витебской областей, отмечается рост удельного веса МСП в ВРП. Наибольшую роль в экономике регионов субъекты МСП играют в Минской области, наименьшую -в Гомельской области, где их вклад по отдельным показателям не превышает 10-15 %.
Анализ среднесрочной ретроспективы показывает положительные тренды в области изменения структуры частного сектора. Темп увеличения количества МСП опережает темпы роста числа ИП, что свидетельствует о повышении степени правовой упорядоченности бизнеса. В структуре МСП наибольшие темпы роста отмечаются для микроорганизаций, что свидетельствует о переходе части ИП в разряд микроорганизаций. Снижение удельного веса средних и малых организаций говорит о переориентации бизнеса на более гибкие, мобильные формы, которые, к сожалению, не отличаются финансовой устойчивостью.
Наблюдается ярко выраженная региональная дифференциация отраслевой структуры МСП, для которой характерна концентрация сферы услуг в столичном регионе и рассредоточении предприятий реального сектора экономики по областям республики. Наиболее привлекательными видами предпринимательской деятельности являются торговля и общественное питание. Концентрация отечественного предпринимательства осуществляется преимущественно в сферах, не требующих высокой квалификации и специальных знаний. Высокий удельный вес ИП и микроорганизаций характеризуются низким инвестиционным и инновационным потенциалом. Кроме того, снижение количества малых и средних организаций по сравнению с микропредприятиями свидетельствует о низком уровне интеграции в систему кооперационных производственных отношений. Это актуализирует проблемы затрудненного доступа субъектов предпринимательства к финансовым, материально-техническим ресурсам. Сложившаяся картина свидетельствует о регионально-отраслевом расслоении МСП, неэффективности действующих организационно-хозяйственных структур и, как следствие, низкой эффективности его производственно-экономической деятельности.
Уровень экономического развития областей накладывает определенный отпечаток на экологическую ситуацию в регионах. Экономически развитые Минская, Гомельская, Витебская области являются лидерами по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Так, по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в расчете на одного жителя Витебская область превышает Брестскую в 3 раза. Около 70 % образовывающихся отходов в республике приходится на Минскую область, и частности на Солигорский район, что связано с деятельностью Беларуськалия.
Осознание глубины территориальных асимметрий социально-экономического развития, а также особых вызовов, с которыми приходится сталкиваться различным регионам, на основе идентификации конкурентных преимуществ, является важной предпосылкой для разработки мер и механизмов роста и реализации структурных реформ в экономике. Отраслевые и инфраструктурные различия в развитии и размещении производительных сил между регионами и внутри их, определяют перспективы точек/полюсов роста. Эти различия ведут также к уязвимости, специфической для каждого региона, особенно потому, что экономика может подвергнуться экзогенным шокам, что может асимметрично повлиять на различные отрасли.
Таким образом, на основе выполненного анализа можно констатировать некоторые пространственно-отраслевые закономерности и диспропорции социально-экономического развития областей и в соответствии с этим предложить основные направления путей решения выявленных проблем:
1. Усиливаются процессы миграции населения из сельских населенных пунктов в городские. Главными направлениями совершенствования расселения на перспективу являются: сдерживающее развитие г. Минска и стимулирование оттока населения в города-спутники, сохранение и эффективное использование потенциала больших и средних городских поселений, а также создание социально-экономических условий для поддерживающего развития малых городов и сельских поселений.
С целью оптимизации системы расселения и административно-территориального деления Республики Беларусь необходимо рассмотреть вопрос целесообразности:
- ликвидации районов, численность населения которых менее 15 тыс. человек и она продолжает уменьшаться (Россонский - Витебская область, Дрибинский, Круглянский, Краснопольский, Чериковский и Хотимский - Могилевская, Брагинский, Кормянский и Наровлянский - Гомельская область);
- оптимизации размеров районов: Верхнедвинского, Полоцкого и Толочинского районов в Витебской области; Белыничского, Костюковичского, Кричевского и Славгородского в Могилевской области; Чечерского, Лоевского и Хойникского районов в Гомельской области;
- слияние г.Минска и Минского района в одну АТЕ.
Целесообразно рассмотреть вопросы, связанные с уточнением границ областей в зависимости от тяготения отдельных районов к нынешним областным центрам (передача Островецкого, Сморгонского и Ошмянского районов Гродненской области в Минскую область в связи со строительством АЭС и др.).
2. Сохраняется существенная дифференциация уровня экономического развития и темпов экономического роста областей, при еще большей контрастности внутрирегионального развития. Региональная политика должна сочетать в равной степени как инструменты выравнивания условий проживания населения на данной территории (доходы, уровень и качество медицинских и бытовых услуг, экологические условия), равнодоступности получения благ, так и стимулировать «экономические точки роста» в данных местностях.
В этой связи структурная модернизация региональной экономики должна предусматривать:
- ускоренное развитие производств и видов деятельности по углубленной переработке местных сырьевых ресурсов без ущерба для экологической ситуации;
- модернизацию действующих промышленных организаций (в том числе градообразующих организаций в малых и средних городах) путем расширения практики субсидирования из местных бюджетов части процентных ставок по кредитам на обновление технологического оборудования и внедрение новых технологий;
- замещения традиционных отраслей производствами высокотехнологичного сектора, использующими технологии 5-го и 6-го технологических укладов.
Особое внимание необходимо уделять развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) в виде:
- расширения доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам за счет создания Региональных гарантийных фондов для субъектов малого и среднего бизнеса в форме некоммерческих организаций, обеспечивающих МСП доступ к финансовым ресурсам за счет предоставления поручительств (гарантий);
- включения субъектов МСП в производственные технологические цепочки крупных производств на основе развития мелкосерийных производств, организации производства комплектующих и сопутствующих товаров, переработки отходов производства крупных промышленных организаций и др.
3. Отмечается высокая концентрация экономической и деловой активности в пристоличном регионе, в областных центрах и больших городах, приводящая к поляризации экономического пространства страны. Главным средством воплощения региональной политики должны стать конкретные программы и/или отдельные меры воздействия на территориальную структуру экономики, в первую очередь, прямой поддержки развития следующих регионов:
- депрессивных и слаборазвитых регионов. Главная задача программы помощи - замедлить процесс «разбегания» регионов по темпам и уровню развития, сдержать нарастание диспропорций в территориальной структуре страны1;
- монопоселений, в которых занятость населения зависит от узкого круга предприятий;
- Минской агломерации и городов-спутников. Целесообразно скорректировать программы инфраструктурного строительства в пригородных зонах и планы землепользования в районах, прилегающих к г.Минску, крупным городам, а также градостроительные нормативы применительно к зонам перспективного развития агломераций;
- районов, загрязненных радионуклидами.
4. Несовершенство отраслевой структуры экономики отдельных регионов, которое характеризуется наличием материалоемких и энергоемких производств в Витебской и Гомельской областях.
Решение обозначенной проблемы можно осуществить посредством осуществления следующих мероприятий:
- обеспечить углубление специализации и диверсификации экономики регионов путем стимулирования создания новых видов производств с высокой долей добавленной стоимости из местных сырьевых ресурсов;
- активизировать стимулирование кластерного развития экономики регионов, создание комплексной системы государственной поддержки кластерных проектов, что позволит ускорить процесс внедрения новых организационных форм интеграции и кооперации субъектов хозяйствования, осуществляющих различные виды экономической деятельности.
- способствовать развитию государственно-частного партнерства в форме объединения государственных и частных ресурсов в рамках экономически и социально значимых региональных проектов;
- стимулировать производство высокотехнологичных товаров посредством создания совместных предприятий с зарубежными инвесторами, стимулировать трансферт технологий из государственного сектора в негосударственный, предоставлять государственную поддержку организациям, производящим высокотехнологичную продукцию.
5. Отсутствует четкая целенаправленность в распределении инвестиционных ресурсов, что способствует их распылению и снижению экономической отдачи. Повышению эффективности использования инвестиций будет способствовать:
- точечное финансирование «прорывных» инвестпроектов, направленных на развитие конкретных отраслей и территорий (региональных «точек роста»);
- формирование региональной инвестопроводящей инфраструктуры (бизнес-центров, агентств, страховых, лизинговых компаний и др.), инфраструктуры рынка недвижимости;
- стимулирование привлечения частных инвесторов в регионы путем инвестиционных компенсаций, налоговых льгот, льготных кредитов и т.п.;
- реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), использование практики концессионных отношений;
- создание информационно-консультативных центров по оказанию услуг потенциальным инвесторам по поиску перспективных проектов, а организациям - по разработке инвестиционных проектов, способных заинтересовать инвестора.
6. Усиливаются диспропорции в уровне доходов и заработной платы жителей больших и малых городов, сельской местности. Для устранения выявленных дисбалансов необходимо:
- активизировать развитие малого и среднего предпринимательства в производственной сфере, создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
- повышение мобильности трудовых ресурсов, стимулирования экономической активности и повышения конкурентоспособности незанятых граждан, содействия самозанятости и организации предпринимательской деятельности;
- дифференциация системы социальных льгот и выплат по территориальному принципу, позволяющей оказывать дополнительные виды социальной помощи в сельской местности;
- оптимизация территориального размещения сети учреждений социального обслуживания, укрепления их материально-технической базы;
- развитие социально-культурных центров, имеющих многофункциональный характер.
Список использованных источников
1. http://www. belstat. gov. by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/Дата доступа 18.03.2015
2. Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2007 № 265 «Об утверждении Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы»
3. Указ Президента Республики Беларусь от 01.08.2011 № 342 «Об утверждении Государственной программы устойчивого развития села на 2011-2015 годы»
4. Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности»
5. http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/regiony-respubliki-belarus/publikatsii/ Дата доступа 18.03.2015
6. http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/investitsii-i-stroitelstvo/osnovnye-pokazateli-za-period-s-_-po-
_gody_8/investitsii-v-osnovnoi-kapital/ Дата доступа 18.03.2015.
References
1. http://www. belstat. gov. by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/
2. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 07.06.2007 № 265 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy kompleksnoy programmy razvitiya regionov, malykh i srednikh gorodskikh poseleniy na 2007-2010 gody»
3. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' ot 01.08.2011 № 342 «Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy ustoychivogo razvitiya sela na 2011-2015 gody»
1 Примером может служить проект Программы социально-экономического развития юго-восточных регионов Могилевской области на период до 2020 года
4. Dekret Prezidenta Respubliki Belarus' ot 7 maya 2012 g. № 6 «O stimulirovanii predprinimatel'skoy deyatel'nosti na territorii srednikh, malykh gorodskikh poseleniy, sel'skoy mestnosti»
5. http://www. belstat. gov. by/ofitsialnaya-statistika/regiony-respubliki-belarus/publikatsii/
6. http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/investitsii-i-stroitelstvo/osnovnye-pokazateli-za-period-s-_-po_gody_8/investitsii-v-osnovnoi-kapital/
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Тетеринец Татьяна Анатольевна, доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» 220070, Республика Беларусь, г. Минск, пер.Кпумова 11-29 [email protected]
Чиж Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры почвоведения и земельных информационных систем, к.э.н., доцент УО «Белорусский государственный университет» 220030 г.Минск, пр.Независимости 4 [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Tsetsiarynets Tat'iana Anatol'ievna, PhD of Economics Sciences, Associate Professor of «Economics and Organization of agriculture» of Belarus State Agrarian Technical University, side str. Klumov 11-29, Minsk, Republic of Belarus, 220070 [email protected]
Chyzh Dmitrii Anatol'ievich, PhD of Economics Sciences, Associate Professor, Belarus State University Minsk, Republic of Belarus, [email protected]
УДК 330.34 + 339.5
М1ЖНАРОДНА ТОРГ1ВЛЯ: ТЕНДЕНЦП РОЗВИТКУ ТА ФАКТОРИ ЗРОСТАННЯ
Турбан Г. В.
Ключов'1 слова: м1жнародна торг1вля, тенденци розвитку, послуги, регональн торговi угоди, м1жнародн1 ланцюжки поставок, розвинен крани, фактори, технологи, iноземнi нвестицЦ мiжнародна спеujалiзаujя.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ФАКТОРЫ РОСТА
Турбан Г.В.
Целью работы являлось выявление тенденций в международной торговле и факторов, определяющих ее перспективы.
Предметом статьи являются тенденции развития международной торговли. Выявлены следующие тенденции: возрастание позиций и роли развивающихся стран, развитие внутрирегиональной торговли, распространение международных цепочек поставок, значительный рост роли услуг в обеспечении международной торговли товарами, возрастание доли малых предприятий в мировом экспорте. Развитие международной торговли в перспективе будут определять следующие факторы: демография, инвестиции, технологии, транспортные расходы, доступ к ресурсам.
При проведении исследования использовались методы анализа и синтеза, системный подход.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы субъектов хозяйствования, органов государственного управления.
Ключевые слова: международная торговля, тенденции развития, услуги, региональные торговые соглашения, международные цепочки поставок, развитые и развивающиеся страны, факторы, технологии, иностранные инвестиции, международная специализация.
INTERNATIONAL TRADE: TRENDS AND GROWTH FACTORS
Turban G.V.
The purpose of the study was to identify trends in international trade and the factors that determine its prospects.
The subject of the article are the trends of development international trade.
Installed the following trends: growth of the position and role of developing countries, the development of intra-regional trade, development of international value chains, significant increase of the role of services in promoting international trade in goods, increase the share of small enterprises in global exports. Development of international trade in the future will determine the following factors: demographics, investment, technology, transportation, access to resources.
The methods of study are analysis and synthesis, systematic approach.
The results of study can be used in the practice of companies, public authorities.
Key words: international trade, trends of development, services, regional trade agreements, international value chains, developed and developing countries, factors, technology, foreign investment, international specialization.
Актуальность исследования тенденций в развитии международной торговли обусловлена рядом причин. С одной стороны, современная экономика отдельных стран мира в значительной степени ориентирована на внешнюю торговлю, зарубежные рынки. С другой - начало 21-го столетия характеризуется стратегической неопределённостью современного мирового развития, обострением социально-экономических противоречий. Поэтому для бизнеса важно учитывать как тенденции в развитии международной торговли, так и геополитические вызовы, что обусловило предмет исследования.
Изучением различных аспектов в развитии международной торговли занимается значительное количество ученых в разных странах мира. Однако это весьма динамично изменяющаяся сфера экономики, требующая постоянного мониторинга. Особое значение при исследовании данной темы имеют официальные публикации международных организаций: Всемирной торговой организации, Всемирного банка, ЮНКТАД и др., использование методов сравнительного анализа, синтеза и группировок.
© Турбан Г.В., 2015
Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 25/1
137