Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - 10-е изд., стер. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 62 с.
2. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Директива Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2010 г., № 4 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 1685-XIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2015.
4. О поддержке малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2015.
5. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - 368 с.
6. Попкова, А.С. Особенности кредитования малого и среднего предпринимательства в Белару-
си / А.С. Попкова // Белорусский экономический журнал. - 2013. - № 4. - С. 139-149.
7. Бюллетень банковской статистики Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. банк. Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - № 10 (208). - 263 с.
8. Бюллетень банковской статистики Республики Беларусь: стат. сборник / Нац. банк. Респ. Беларусь. - Минск, 2015. - № 12 (198). - 291 с.
9. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. сборник / Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Минск, 2016. - 368 с.
10. Попкова, А.С. Меры по совершенствованию финансового обеспечения малого и среднего предпринимательства / А.С. Попкова // Банковский вестник. - 2014. - № 11. - С. 39-45.
11. Куницкая, О.М. Кредитование субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь / О.М. Куницкая. - Барановичи: Баранович. гос. ун-т, 2007. - С. 3.
12. О государственной поддержке малого предпринимательства [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 16 окт. 1996 г., № 1685-XIII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. -Минск, 2015.
13. Жизненный цикл малого предприятия / Г. Ермилова [и др.]; под общ. ред. А.А. Шамрая -Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2010. - 244 с.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Карепина О.И.
Ростовский государственный экономический университет
(РИНХ), к.э.н, доцент Богданова О.Ю.
Ростовский государственный экономический университет
(РИНХ), к.э.н, доцент Богославцева Л.В.
Ростовский государственный экономический университет
(РИНХ), к.э.н, доцент
STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Кагерта O.I.
Rostov State University of Economics, PhD, Associate Professor
Bogdanova O. Y
Rostov State University of Economics, PhD, Associate Professor
Bogoslavtseva L. V.
Rostov State University of Economics, PhD, Associate Professor
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена перспективам развития мер и форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Цель государственной поддержки малого и среднего бизнеса заключается в создании равных условий для всех субъектов хозяйствования, а также выравнивание условий функционирования предпринимательских структур с небольшими масштабами деятельности по сравнению с другими сферами общественного производства. В статье рассмотрены виды, возможности и проблемы государственной поддержки, как на федеральном уровне, так и на региональном. Исследован современный аспект функционирования малого и среднего предпринимательства, отмечено, что в России в настоящее
SCIENCES OF EUROPE # 11 (11), 2017 | ECONOMIC SCIENCES_27
время чрезвычайно высокий уровень административных барьеров и как результат углубления противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием малого бизнеса.
ABSTRACT
The article is devoted to prospects of development of measures and forms of state support of small and average business. The purpose of the state support of small and medium business is to create equal conditions for all economic entities, as well as the alignment of conditions of business structures functioning in small-scale activities in comparison with other spheres of social production. The article considers the types, capacities and problems of state support at the Federal level and at the regional. Studies the modern aspect of the functioning of small and medium enterprises, noted that Russia is currently an extremely high level of administrative barriers as a result of the deepening contradictions between independence of ownership and state regulation of small business.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, государственная поддержка, грант.
Keywords: small and medium business, enterprise, government support grant.
Постановка проблемы. В России малое и среднее предпринимательство (МПС) как сектор экономики начало формироваться около 20 лет и в настоящее время оно стало достаточно устойчивым, приобрело значительную широту распространения. Также появилось нормативно-правовое регулирование, обеспечивающее деятельность малых и средних компаний, обозначены некоторые направления политики государства по их стимулированию, выработаны меры государственной поддержки, как на федеральном, так и на региональном уровнях, созданы органы для ее функционирования.
Реализация любого бизнес-проекта требует начального капитала. Условия кредитования малого бизнеса и инвестиционный фон пока не достаточно развиты в Российской Федерации. Поэтому отсутствие собственных средств для старта бизнеса, заставляют предпринимателей отказаться от реализации даже самых перспективных идей. Но есть и еще один источник денег - это гранты для малого бизнеса, основным отличием которых является безвозмездность, ведь полученная финансовая помощь в виде гранта не подлежит возврату в случае выполнения всех оговоренных заранее условий.
Грант - это своеобразная спонсорская материальная помощь, которая выдается с целью открытия или развития уже существующего бизнеса. При этом грант не подлежит возврату, в случае выполнения поставленных условий грантодателя. Но при этом он требует безоговорочного целевого использования средств с обязательным ведением строгой отчетности относительно потраченных денег.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что различные аспекты развития системы государственной поддержки достаточно обстоятельно освещены отечественными учеными и практиками: Ивановой О.Б., Денисовой И.П., Рукиной С.Н., Сидоровой Н.И., Кочетовой Е.А., Фроловой А.В. и др.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Отмечая многообразие теоретических подходов и прикладных исследований по поднимаемой проблеме, следует подчеркнуть, что авторами не акцентировалось внимание на необ-
ходимости четкого определения проблемных моментов получения государственной поддержки и разработки рекомендаций в части определения рисков их получения, учет которых позволит получить различные виды государственной поддержки, в том числе и новый - грант. Данное обстоятельство предопределило выбор основных направлений научной статьи.
В Европе и странах Запада пользуется большой популярностью получение гранта для воплощения интересных бизнес-проектов. Подобная практика в России существует не так давно, и система получения грантов для открытия бизнеса находится еще в стадии формирования. С 2007 года государство активно участвует в решении этого вопроса. Поэтому сегодня можно решить проблему отсутствия средств для старта бизнес-проекта, с помощью получения гранта от частных кампаний и государства. Процедуры финансирования малого бизнеса из частных структур и государственных имеют свои отличия. В каждом регионе для поддержки малого бизнеса существует, как минимум, две программы - это субсидии на развитие и открытие бизнеса.
Цель статьи. Анализируя ситуацию ранее выданных грантов стоит отметить, что согласно статистике, 30% ИП, которые получили грант, задействованы в сфере услуг, 20% - в производстве и только 12% работают сфере торговли.
При предоставлении гранта на развитие малого бизнеса отчетливо прослеживается разница между государственными и зарубежными фондами в определении приоритетных сфер деятельности, под которые выделяются средства. Если необходима поддержка в области производства, сельского хозяйства, естественных наук и образования, денежные средства охотно выделит государство. Частные отечественные фонды готовы профинансировать инновации в области экономики и бизнеса. Если же вы хотите заняться исследованиями в области экологии, экономики, демократии, культуры и общества, то за средствами стоит обращаться в иностранные фонды. По количеству предоставленных грантов лидируют бизнес-проекты по открытию: клиринговых компаний; ремонтных мастерских; обучающих курсов; маркетинговых агентств; дизайн-бюро.
Таким образом для того чтобы получить
грант, предпринимателю следует:
1. Найти в своем регионе фонд, который оказывает поддержку представителям малого бизнеса.
2. Составить очень подробный бизнес-план проекта развития малого бизнеса и приложить к нему документы для участия в конкурсе. После этого все представленные проекты попадут на независимую экспертизу. Критерии оценки проектов следующие: экономическая обоснованность; перспектива рыночной реализации продукции; техническая новизна и другое.
3. Пройти обучение для участия в программе (в форме курсов и семинаров).
4. Не иметь задолженности перед бюджетами всех уровней.
5. Учитывать, что грант может быть выдан не полностью, а частями (траншами). Таким образом, начальная сумма может быть выдана на реализацию первого этапа проекта на основании бизнес-плана. После предоставления детального отчета об использовании денежных средств на первом этапе, можно рассчитывать на следующий транш.
Изложение основного материала. Исследование современного состояния, нормативно-законодательных актов и опыта предпринимателей, получивших государственный грант, позволяет нам структурировать несколько практических советов, которые будут полезны в получении гранта на развитие малого бизнеса:
1. Правила конкурса устанавливают региональные власти. Несмотря на то, что государственная программа, направленная на поддержку малого предпринимательства, действует по всей стране, правила получения грантов формируются региональными властями. Поэтому в каждом округе существует своя специфика, соответственно нужно изучать критерии отбора именно по региональным нормативным документам. Также нужно быть готовым к тому, что процедура утверждения программы на текущий год порой затягивается. Сначала область занимается созданием и утверждением проекта, а далее на его основе составляются нормативные акты в районе. Поэтому иногда, ознакомится с соответствующими документами предприниматель имеет возможность к весне или лету.
2. Регистрация предприятия с учетом правил конкурса. Регистрироваться в налоговой нужно только после изучения документов о конкурсном отборе на предоставление гранта. Дело в том, что в каждом регионе существуют приоритетные сферы развития малого бизнеса. Грант можно получить лишь на определенные сферы деятельности. Поэтому, поспешив с регистрацией в налоговой, и выбрав не те коды ОКВЭД, претендент может лишиться возможности участвовать в конкурсе.
3. Сбор документов: срок действия. При подаче заявки на получение гранта, от претендента требуют предоставить документы и справки. Как правило, это стандартный пакет: выписка из ЕГРИПа, справки из налоговой и фондов об отсутствии задолженности, копия свидетельства о реги-
страции, справки о доходах и наемных рабочих за предыдущий год. Чтобы не тратить свое время на повторный сбор справок, нужно сразу узнать, сколько времени они считаются действительными, и как быстро их можно получить. Тогда предприниматель будет планировать, какие документы получать в первую очередь, а какие в последнюю.
4. Бизнес-план: соответствие форматам. Этот документ конкурсная комиссия оценивает очень требовательно. Не следует формально относиться к его написанию. Нужно внимательно изучить, какие требования предъявляются к бизнес-плану: формат, обязательные расчеты, положения, описания. Также нужно знать, что этот документ не только участвует в конкурсе. Став победителем конкурса на получение гранта, предприниматель будет должен следовать стратегии и положениям бизнес-плана.
5. Специфика региона. Изучая сферу деятельности и определяя сумму стартового капитала, нужно знать какую часть готово предоставить государство по условиям гранта. В каждом регионе предъявляются свои требования к участию в бизнесе собственных средств предпринимателя.
Чтобы получить гранты на развитие малого бизнеса в 2016 году, претенденту необходимо было в обязательном порядке вкладывать личные сбережения. Средства от гранта составляют 85%, 70% расходов. Это может быть и другое соотношение, все зависит от региона. К тому же по условиям гранта, средства могут выделяться по факту расходования средств. То есть, предприниматель сначала совершает расходы, подтверждает их чеками, а затем получает компенсацию из местного бюджета. В разных субъектах Российской Федерации существуют разные правила предоставления гранта.
6. Сроки выплат и отчетов. Еще один важный момент, это строго следить за сроками отчетности как в налоговые органы, так и по реализации проекта. Предприниматель должен иметь представление о том, что средства он будет получать из местного бюджета, поэтому с выплатами возможны задержки. Тем не менее, придется приложить максимум усилий, чтобы соблюдать сроки отчетности, а также этапов развития предприятия, согласно бизнес-плану, иначе средства гранта могут потребовать вернуть.
Таким образом цель государственной поддержки малого и среднего бизнеса заключается в создании равных условий для всех субъектов хозяйствования, а также выравнивание условий функционирования предпринимательских структур с небольшими масштабами деятельности по сравнению с другими сферами общественного производства. Российское государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права создаёт равные возможности для функционирования, доступа к материально - техническим, финансовым, трудовым, информационным, природным и другим ресурсам, при условии выполнения работ и поста-
вок для государственных потребностей.
Мелкий и средний бизнес особенно нуждается в такой поддержке. Основными направлениями финансирования программы поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
- увеличение объемов поддержки малых инновационных компаний, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции (инновационные гранты, субсидии действующим инновационным компаниям, поддержка компаний, выходящим на биржу, программы обучения);
- увеличение объемов поддержки средних компаний (субсидирование процентной ставки по кредитам; компенсация расходов на приобретение оборудования);
- увеличение объемов содействия развитию лизинга оборудования малых компаний (приоритет - лизинг оборудования, гранты на уплату первого взноса, поддержка мобильных платформ);
- увеличение объемов грантовой поддержки начинающих предпринимателей (приоритет - безработные, уволенные в запас, поддержка социального предпринимательства);
- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций;
- сохранение темпов поддержки экспорта продукции малых компаний (приоритетами являются, в частности, создание Центров поддержки экспорта, гранты начинающим экспортерам);
- создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию.
Особое значение для успешного развития малого бизнеса имеет финансовая поддержка в начале реализации предпринимателем своего бизнес-проекта. В Ростовской области в 2016 году реали-зовывалась такая форма поддержки как предоставление субсидий начинающим предпринимателям на организацию собственного дела в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 06.10.2011 № 33 «О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела». Начинающим предпринимателем признается субъект малого предпринимательства, срок предпринимательской деятельности которого со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев. Средства областного бюджета Ростовской области, предусмотренные на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела, выделяются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии. Сельскохозяйственное производство же субсидируется через компенсационные выплаты, то есть возвращение части финансовых средств, вложенных в развитие собственного дела. Субсидия предоставляется в размере 70 процентов от фактически произведенных затрат, но не более 300 тыс. рублей [1, с.2-11].
Основные направления прямой бюджетной поддержки, реализуемые в Ростовской области в 2016 году, представлены в Таблице 1.
Таблица 1.
№ п/п Вид финансовой поддержки Лимит средств (тыс. рублей)
1 Субсидии на возмещение части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) законодательства страны импортера 500
2 Субсидии на возмещение части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях 5 685,8
3 Субсидии начинающим предпринимателям на возмещение части затрат по организации собственного дела 7 760
4 Субсидии на возмещение части затрат на приобретение банковской гарантии или поручительства третьих лиц, страховых взносов 2 000
5 Субсидии на возмещение части стоимости подготовки и дополнительного профессионального образования работников, включая дистанционный формат 240
6 Субсидии на возмещение части затрат по лизинговым платежам 5 130
7 Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части расходов по уплате процентов по кредитам (займам) 39 632,6
8 Субсидии на возмещение части стоимости присоединения и (или) подключения к сетям: электрическим, газораспределительным, водопровода и канализации 3 000
9 Субсидии на возмещение части затрат на реализацию программ энергосбережения 800
10 Субсидии на развитие центров времяпрепровождения детей 1 700
Субсидию в Ростовской области можно получить на возмещение следующих затрат:
• части арендных платежей для целей ведения предпринимательской деятельности, а именно: объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; помещений в объектах капитального строительства, за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; земельных участков;
• стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей основных средств, а именно: объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений), рабочих и силовых машин, оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего, продуктивного и племенного скота, многолетних насаждений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;
• стоимости приобретенных у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалов и сырья, необходимых для производства реализуемой продукции, предоставления услуг, в соответствии с бизнес-планом начинающего предпринимателя;
• стоимости приобретенной методической и справочной литературы, связанной с ведением предпринимательской деятельности;
• стоимости обучения сотрудников для целей ведения предпринимательской деятельности;
• стоимости приобретенного программного
Максимальный объем поручительства, предоставляемого Гарантийным фондом Ростовской области, составляет 70% от размера обязательств заемщика и не может превышать 70 млн. руб. по обеспечиваемому обязательству заемщика на инвестиционные цели. По остальным целевым направлениям обеспечиваемого обязательства максимальный размер поручительства не может превышать 30 млн. рублей для одного заемщика. Совокупный размер поручительства фонда по всем целевым направлениям и всем видам обеспечиваемых обязательств одного должника или группы взаимосвязанных должников не может превышать 100 миллионов рублей.
обеспечения и услуг по его обновлению;
• стоимости услуг по получению лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• стоимости приобретенных прав на франшизу (паушальный взнос) при заключении договора коммерческой концессии для осуществления видов деятельности, указанных в бизнес-плане стоимости услуг по получению патентов и/или свидетельств о регистрации авторских прав;
• финансирование с целью поощрения и развития перспективных отраслей или социальных программ (например, субсидия, предоставляемая в Ростовской области на создание специализированных центров для детей дошкольного возраста).
Поддержка МСП в Ростовской области осуществляется несколькими организациями, из них выделяются следующие.
1. НКО «Гарантийный фонд Ростовской области», создан 28 сентября 2009 года. В соответствии с регламентом предоставления поручительств Гарантийный фонд предоставляет поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Заемщики), у которых недостаточно собственного залогового обеспечения для привлечения кредита, получения банковской гарантии и лизинга. Утверждены лимиты поручительств фонда: по кредитам - 3 615,27 млн. рублей, по банковской гарантии - 101,55 млн. рублей, по лизингу - 100,0 млн.рублей. Сведения об источниках финансирования программ Гарантийного фонда Ростовской области представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Таким образом, МСП - это самостоятельный сектор экономики государства, однако в нем четко выявились некоторые факторы экономических противоречий. Особенностью малого и среднего предпринимательства в России стал чрезвычайно высокий уровень административных барьеров как результат углубления противоречия между независимостью собственности и государственным регулированием малого бизнеса. Государственное вмешательство в деятельность малых форм хозяйствования излишне высокое. Также в последнее время в качестве основной проблемы можно выделить рост налогового бремени для бизнеса.
Капитализация Гарантийного фонда Ростовской области (млн руб.)
Финансирование 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Областной бюджет 100,0 50,0 0 69,8 0 68,5 15,6
Федеральный бюджет 347,3 191,0 0 275,6 0 274,0 296,7
Доходы от предпринимательской деятельности 0 0 28,42 30,0 52,0 71,1 2,1
Итого: 447,3 241,0 28,42 375,4 52,0 413,6 314,4
ВСЕГО: 1 872,2
Выводы и предложения. Изучение проблем развития малого и среднего предпринимательства, показало, что в российской экономике малое и среднее предпринимательство несет на себе специфическую нагрузку, связанную с адаптацией широких масс населения к основам рыночного хозяйствования. МСП играет важную роль в формировании среднего слоя общества, в демонополизации ряда отраслей экономики, в накоплении стартовых капиталов, в структурной перестройке экономики, в сглаживании социальных конфликтов, в социально-экономическом выживании отдельных слоев населения и целых регионов страны.
Еще одна особенность развития малого предпринимательства в российской экономике - трудности в установлении необходимых связей и тесной производственной кооперации между малыми и крупными предприятиями. Формирование и взаимодействие трех типов предпринимательства (крупного, среднего и малого) в России усложнены исторически сложившимися традициями в период функционирования планово-распределительной экономики. Сохраняется полная зависимость малых предприятий от крупных производств.
В связи с этим можно сделать вывод, что к настоящему времени, во-первых, субъекты малого и среднего предпринимательства способны выступить фактором социально-экономического развития при условии реализации органами власти грамотной политики.
Во-вторых, создан целый ряд налоговых послаблений для субъектов МСП, которые помогают малым предпринимательством во многих сферах хозяйственной деятельности.
В-третьих, становится возможным получить различного рода помощь, в частности юридические и бухгалтерские консультации, получить различные субсидии и участвовать в программах бизнес-инкубаторов.
В-четвертых, государство проводит активную пропаганду предпринимательства, следствием этого является интерес населения к организации своего дела, что положительно влияет на экономику.
Данные обстоятельства позволили сделать вывод о том, что роль малого и среднего бизнеса важна и нужно увеличивать ее долю. Для развития малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике большое значение имеет разработка комплексной государственной программы намечаемых преобразований в финансовой и налоговой сферах.
Специальные налоговые режимы, предполагающие уплату одного налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, действуют в Российской Федерации помимо общей системы налогообложения и применяются добровольно. Совокупность таких специальных налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, представляет собой набор инструментов, посредством которых реализуется
современная политика налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации.
Еще одним из востребованных и эффективных способов поддержки малого предпринимательства в России являются субсидии. Государство таким способом стимулирует людей на открытие собственного дела и на его дальнейшее развитие. Разработаны соответствующие региональные и федеральные программы субсидирования затрат по различным пунктам хозяйственной деятельности предприятия.
Таким образом совершенствование налогообложения, различного рода поддержек, субсидирования субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса.
Рекомендации по совершенствованию форм финансовой поддержки для развития малого и среднего бизнеса затрагивают широкий круг вопросов, связанных с ведением предпринимательской деятельности, направлены на общее улучшение условий ведения деятельности как МСП, так и индивидуальных предпринимателей, и включают в себя:
1) обеспечение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства
2) предоставление права на применение «налоговых каникул» всем вновь созданным индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям;
3) создание бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, центров предпринимательства, центров кластерного развития, коворкин-гов, центров коллективного доступа к оборудованию;
4) повышение установленных пороговых значений дохода в целях применения специальных налоговых режимов;
5) расширение перечня статей затрат и упрощение процедуры для возможности получить субсидию от государства на возмещение части затрат;
5) ужесточение форм и методов налогового контроля, чтобы препятствовать расчленению крупного бизнеса на мелкие предприятия и получению необоснованной налоговой выгоды.
Резюмируя все вышеизложенное стоит отметить, что в настоящее время малый и средний бизнес успешно развивается и постоянно совершенствуется. Государство является активным сторонником и помощником в его совершенствовании. Малому и среднему бизнесу оказывается значительная поддержка на государственном уровне, предоставляется масса всевозможных льгот. Правительством Российской Федерации и Ростовской области разрабатываются различные программы по поддержке предпринимательства. Все это способствует тому, что поддержка МСП окажется эффективной и обеспечит его дальнейшее развитие в интересах экономики и населения всей страны.
Литература
1. Сидорова Н.И. Малое предпринимательство: оценка состояния и тенденций, анализ факторов /Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - N 44.
2. Иванова О.Б., Карепина О.И. Необходимость внедрения и использования системы бюджетирования на промышленном предприятии в современных условиях/ В сборнике: Проблемы федеральной и региональной экономики ученые записки. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Научно-исследовательский институт РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011.
3. Богославцева Л.В., Богданова О.Ю. Модернизация системы бюджетного управления на промышленном предприятии/В сборнике: Проблемы федеральной и региональной экономики ученые записки. Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Научно-исследовательский институт РГЭУ (РИНХ). Ростов-на-Дону, 2011. С. 140-145.
4. Гришунина И.А. Оценка платежеспособности и качества управления финансами муниципальных образований как мера повышения эффек-
тивности управления общественными финансами (на примере нижегородской области)//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. № 1 (331). С. 74-84.
5. Богославцева Л.В. Формирование условий для обеспечения целей бюджетной политики региона на современном этапе/В сборнике: Трансформация финансово-кредитных отношений в условиях финансовой глобализации материалы международной научно- практической интернет-конференции. 2016. С. 53-56.
6. Андреева О.В. Современная политика государства в социальной сфере: финансовый ас-пект/ZSriences of Europe. 2016. № 2-1 (2). С. 11-13.
7. Такмазян А.С. Оценка современного состояния бюджетных расходов региона, повышение их эффективности//Научные труды SWorld. 2014. Т. 24. № 2. С. 31-35.
8. Яшина Н.И., Гришунина И.А. Совершенствование теоретических и практических основ оценки финансового состояния и качества управления бюджетами в целях повышения эффективности управления финансовыми ресурсами терри-тории//финансы и кредит. 2006. № 7 (211). С. 7-16.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА И
КОНТРОЛЯ
Арыкбаев Р.К.
Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Россия
Каширская Л.В.
Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ
ВО «Астраханский государственный университет», Россия
Карабашева М.Р.
Ассистент кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный
университет», Россия
INSTITUTIONAL BASES OF DEVELOPMENT OF THE STATE FINANCIAL MONITORING AND CONTROL
Arykbayev R. K.
Doctor of economics, professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state
university», Russia Kashirskaya L.V
Doctor of economics, associate professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia Karabasheva M.R.
Assistant of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia
ABSTRACT
In article the main powers of the supervisory authorities, the loudspeaker revealed by them financially -economic violations are considered.
On the basis of the conducted researches, the Uniform concept of the state financial control, and also the scheme of interaction of establishments and bodies of the state financial control is offered.
The conclusion is drawn that in the developed system of the state financial control a number of the directions needing essential changes accurately is allocated.