ПЕРСПЕКТИВЫ АДАПТАЦИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ЮДИН НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: momedsm@gmail.com
Данная статья рассматривает особенности государственной политики, реализуемой в отношении субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах. В свою очередь, целью настоящего исследования является проведение анализа формы государственной поддержки малых инновационных и социально ответственных предприятий за рубежом с целью формирования направлений их адаптации в Российской Федерации. В основу данного исследования положен анализ конкретных инстурментов поддержки субъектов малого предпринимательства в таких странах, как США, Германия, Великобритания, Китай. По итогам проведенного исследования было установлено, что малое предпринимательство за рубежом занимает важнейшее место в экономике большинства стран, что подтверждается показателями функционирования данного сектора. Во многом это обусловлено существованием эффективной государственной поддержкой малых фирм. Причем именно инновационные и социально ответственные малые предприятия являются центральным звеном в экономической системе большинства зарубежных стран: они выступают двигателями научно-технического прогресса, создают рабочие места и вместе с органами государственной власти решают приоритетные социальные проблемы. В ходе исследования были выявлены основные направления поддержки инновационного и социально ответственного малого предпринимательства в зарубежных странах (бюджетное финансирование, льготное кредитование и особые условия налогообложения, научно-техническая кооперация, консультационная поддержка и др.). По итогам анализа форм поддержки малого предпринимательства в зарубежных странах автором сформированы основные направления адаптации опыта государственной политики в отношении малых предприятий: создание самостоятельного органа поддержки малого предпринимательства, налоговые преференции, финансово-кредитное стимулирование и консультационная поддержка.
Ключевые слова: малое предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, зарубежный опыт.
Правительством РФ была представлена к реализации Концепция социально-экономического развития России до 2020 г., главной целью которой был провозглашен вывод нашей страны в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития. Обеспечение реализации данной концепции должно осуществляться через переход к обществу с высоким уровнем развития человеческого капитала, который способен генерировать научные идеи, высокие технологии и развиваться за счет творчества, интеллекта и свободы. Разработка инноваций, а также эффективное использование человеческого капитала, являются характерными особенностями функционирования малого предпринимательства. В соответствии с этим, эффективная поддержка данного сектора со стороны государства должна способствовать достижению основных целей социально-экономического развития государства.
Опыт многих зарубежных стран наглядно демонстрирует, что государственная политика под-
держки малого предпринимательства считается самостоятельным направлением социально-экономической развития экономики государства. Ее основная цель - создание наиболее благоприятных условий для развития сектора малого предпринимательства, особенно по тем направлениям, которые, которые дают максимальный экономический эффект. При этом, как показывает практика многих развитых государств, значительное внимание уделяется поддержке инновационных и социально ответственных малых предприятий. Это связано с тем, что именно такие фирмы являются основными двигателями научно-технического прогресса и формирования человеческого капитала высокого качества. В США за последние десять лет около 55 % всех инновационных разработок и более 75 % новых рабочих мест были созданы именно малыми фирмами [1]. Многие мировые державы достаточно давно обозначили акцент государственной политики на научно-техническом
потенциале: приняты инновационные планы развития, существуют организации по поддержке коммерциализации инноваций, например, Агентство по использованию патентов в Германии, Анвар во Франции, администрация по технологиям, учрежденная в структуре Министерства торговли США, агентство ДАРПА при Минобороны США [2]. Безусловным плюсом является реализация вышеупомянутыми странами концепции системного подхода, с помощью которого за короткий исторический
Что касается социально ответственных малых предприятий, то углубление и расширение рыночных процессов в условиях глобализации спо-двигают малое предпринимательство быть социально ответственным. Процессы глобализации рынков, сопровождающиеся увеличением количества игроков на них с обострением конкурентной борьбы, обуславливают перманентный рост тран-закционных издержек, минимизация которых возможна только в процессе создания формальных институтов согласования интересов между бизнесом, государством и обществом. В таких условиях предприниматели вынуждены брать на себя ответственность за множество векторов развития общества, которые напрямую не связаны с экономической деятельностью (социальные программы в области защиты окружающей среды, здравоохранения, образования, охраны труда, культуры и т. д.) [4].
период удалось создать эффективные национальные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП. Прогнозируется, что доля высокотехнологической продукции ВВП экономически развитых государств к 2020 г. превысит 40 % [3]. На рисунке 1 отражена прогнозная структура отраслей в мировой экономике, способных продемонстрировать наибольший потенциал в период до 2020 г.
Еще в 1982 г. в США был принят закон о развитии научно-технической деятельности малых фирм, в 1986 г. - закон о передаче технологий. В целях создания благоприятных условий для эффективной деятельности малых инновационных предприятий, в Соединенных Штатах предусматривается ряд соответствующих научно-технических программ. Так, к числу наиболее масштабных программ такого типа необходимо «Программу Инновационных исследований в малом бизнесе» (The Small Business Innovation Research - SBIR) и «Программа трансферта технологий малого бизнеса» (The Small Business Technology Transfer Program - STTR). Координация реализации названных программ осуществляется отделом технологий главного органа поддержки малого предпринимательства - Администрации малого бизнеса. Первая из них нацелена на привлечение инновационных разработок малых предприятий для
Рис. 1. Прогнозная структура наиболее перспективных отраслей в мировой экономике в 2020 г.
разрешения приоритетных научно-технических проблем по тематике крупных государственных ведомств (Министерство обороны, Министерство торговли, Министерство энергетики, Министерство транспорта, Министерство здравоохранения и обслуживания населения и др.). Общий годовой бюджет программы составляет свыше 1 млрд долл., и через нее реализуется более 1000 инновационных проектов в год [2]. При этом каждое из ведомств может предоставлять малым предприятиям субсидии на возмещение затрат в области НИОКР свыше 100 млн долл. Финансовая поддержка в рамках данной программы осуществляется по итогам оценки перспективности предлагаемых малыми предприятиями разработок, которая и реализуется данными министерствами и ведомствами. После получения субсидий малые предприятия приступают к реализации своих проектов. Выделение бюджетных средств осуществляется на безвозвратной основе, предусматривается лишь только косвенный их возврат в виде налогов.
Описанная программа была создана в США в целях содействию получения малыми предприятиями стартового капитала, и фактически является первым в стране инструментом, стимулирующим инновационные разработки малых предприятий.
Важная задача по совершенствованию технологий реализуется в рамках программы «Программа трансферта технологий малого бизнеса» ^ТТИ), стимулирующей малые фирмы к взаимодействию с некоммерческими исследовательскими институтами. Данная программа предоставляет возможность малым предприятиям получать техническую и финансовую помощь в области образования временных объединений и совместных предприятий, которые ориентированы на разработку новейших технологий, начиная со стадии зарождения идеи и заканчивая их конечной реализацией. Главным заказчиками исследований в рамках данной программы с совокупным годовым бюджетом в 1 млрд долл. являются основные министерства и ведомства США. Департамент технологий АМБ реализует управление программой STTR на всех этапах ее проведения. Эта программа преимущественно финансируется за счет бюджетных ресурсов, которые направляются на выполнение НИОКР, определяющих дальнейшее экономическое развитие страны. Данные ресурсы предоставляются малым предприятиям, являющимся участниками инновационных разработок (средства выделяются также и некоммерческим исследовательским институтам, испытывающим существенные трудности в плане доступа к финансовым ресурсам для реализации длительных и дорогостоящих
НИОКР). Основное внимание уделяется прикладному значению теоретических разработок, которые воплощаются в новых продуктах и высоких технологиях, которые востребованы рынком.
Оценка эффективности инновационных разработок сектора малого предпринимательства осуществляется в рамках программы «Исследования о результативности НИОКР в малом бизнесе», координация которой реализуется Департаментом технологий АМБ. Отчеты по данной программе включают периодическую (ежегодную) оценку объемов федеральных инвестиций в сферу НИОКР, которые были реализованы субъектами малого предпринимательства, а также их результативности (за исключением программ SBIR и STTR). Помимо этого, в рамках рассматриваемой программы 18 федеральных агентств, обладающие ежегодным бюджетом на НИОКР более 20 млн долл., осуществляют проведение аукционов на размещение в секторе малого предпринимательства разнообразных контрактов на научно-технологические разработки и исследования. Агентство АМБ в рамках программы производит формирование реестра инновационных малых фирм, эффективно осуществляющих различного рода НИОКР. Этот реестр дает возможность значительно ускорить процедуру отбора и поиска самых перспективных инновационных малых предприятий для реализации НИОКР по заявкам как частных, так и правительственных организаций [5].
В Германии кредитование инновационных и социальных малых предприятий является одним из основных инструментов их поддержки. Основным органам, координирующим вопросы финансовой поддержки малых фирм, является Директорат малого и среднего бизнеса. Предприятия для получения доступа к кредитным ресурсам должны предоставлять всеобъемлющую информацию о своем финансовом, техническом и кадровом положении, что позволяет существенно снизить риски вложения средств. Льготное кредитование малых фирм в Германии осуществляется по следующим направлениям:
- предоставление кредитных ресурсов малым инновационных фирмам;
- выдача кредитов малым предприятиям, которые участвуют в развитии отсталых территорий страны;
- кредитование малых фирм, прямо или косвенно занятых жилищным строительством;
- кредитование проектов малых предприятий, направленных на поддержание благоприятной экологической обстановки;
- предоставление кредитных средств фирмам, занятым в отраслях, которые нуждаются в коренной модернизации.
Кредитная поддержка только что созданных малых фирм через Германский компенсационный банк, который предоставляет кредитные ресурсы на инвестиционные цели: на выкуп инвестиционного пая, который дает право контроля за деятельностью предприятия, создание или выкуп предприятия, формирование первоначальных запасов, оборудование производственных помещений и офисов. Через реализацию региональных программ происходит выдача кредитных ресурсов малым предприятиям, ориентированным на производство товаров местного значения.
В отличие от Германии, где малые предприятия предоставлены сами себе, а государство прибегает в основном к его косвенному стимулированию, в Китае государство, осознавая слабость и неустойчивость субъектов малого предпринимательства, прибегает к различным прямым мерам поддержки малых фирм [6].
Помимо льгот, предоставляемых центральным правительством, в Китае широкий круг преференций предусматривается и местными властями. Например, предприятия в зоне освоения новых и высоких технологий г. Харбина пользуются следующими дополнительными льготами:
- начиная с даты аккредитации, малые фирмы освобождаются полностью от уплаты подоходного налога за первые 3 года функционирования, по тарифу 7,5 % (50 % налога) уплачивают за вторые 3 года, и, наконец, с 7-го года они уплачивают подоходный налог полностью по тарифу 15 %;
- малые предприятия, стоимость производства на экспорт которого превышает 50 % от его годовой валовой продукции, платят подоходный налог по тарифу в 10 %;
- импортируемое оборудование и приборы, которые предназначаются для осуществления исследований и освоения высоких технологий, не выпускаемой местной промышленностью, полностью освобождаются от таможенной импортной пошлины;
- малые предприятия могут пользоваться многими льготными условиями при осуществления капитального строительства [5].
В Китае имеет место система как государственной, так и общественной поддержки инновационных малых предприятий, которая предусматривает минимизацию возможных предпринимательских рисков, с которыми малые фирмы сталкиваются на ранних этапах развития предприятий. Особую роль также играет стимулирование ско-
рейшего привлечения в сектор малого предпринимательства частного венчурного капитала на выгодных условиях с учетом льготного налогообложения.
Оказание бесплатной государственной технологической поддержки малого предпринимательства, включая предоставление результатов научно-технических разработок, выполненных в государственных НИИ и лабораториях.
В рамках специальной программы развития высокотехнологичного сектора, разработанной Министерством науки и технологий Китая, только на начальном периоде в 1997-2001 гг. ежегодно вкладывалось в фундаментальные и прикладные исследования около 13 млрд долл. Эти средства направлялись на помощь академическим институтам и малым инновационным компаниям для коммерциализации результатов фундаментальных исследований и НИОКР в сфере электроники и информационных технологий [5].
Одной из самых эффективных систем поддержки малого предпринимательства является система Великобритании, ядром которой выступают Служба малого бизнеса и Федерация малого бизнеса. Служба малого бизнеса принимает решения по одобрению кредитов и займов, выдаваемых малым фирмам.
Ключевой особенностью бюджетной политики Великобритании в области поддержки малого бизнеса является мягкая прогрессивная схема налогообложения налогом на прибыль для малых предприятий. Несмотря на то, что в связи с кризисными явлениями в среднем ставки налогов на прибыль были увеличены, данная система является достаточно необременительной для малых предприятий.
Поддержка социально ответственного предпринимательства имеет место во многих зарубежных странах, но особенно интересен опыт Великобритании в этом аспекте. Правительство Большого Лондона и органы государственной власти принимают активное участие в содействии достижению устойчивого социально-экономического развития города. В частности, «Департамент Центрального Правительства в Лондоне» реализует ряд мероприятий по привлечению государственных инвестиций в целях реализации различных социальных идей, которые могут поспособствовать улучшению качества жизни населения. Кроме того, правительственный «Департамент Третьего сектора» осуществляет разработку и предворение в жизнь положений государственной стратегии поддержки малого социального предпринимательства в стране, осуществляет распространение информации о наиболее продуктивных инновациях и соци-
альных идеях, формируемых этим сектором. «Лондонские муниципальные советы» способствуют объединению усилий малых социальных предприятий и местных администраций в разрешении острых социальных проблем. «Лондонское Агентство развития» оказывает организационную, финансовую, и техническую поддержку малым социальным предприятиям. При этом поощряется взаимодействие между крупными коммерческими фирмами и малым социальными предпринимательством, а также оказывается содействие последним в получении государственных и городских заказов.
Осознавая необходимость обеспечения государственной поддержки развития малых социально ответственных предприятий, по инициативе «Ассоциации Правительства Лондона» в 1998 г. было образовано агентство «Социальных предприятий Лондона». С принятием закона «О регулировании деятельности компаний общественного интереса» Агентство SEL получило юридический статус «Компании общественного интереса», деятельность которой финансируется по большей части из средств государственного и городского бюджета, а также за счет доходов, получаемых от собственной деятельности. Годовой бюджет данного агентства составляет примерно 1,677 млн долл.
Главными целями функционирования агентства SEL, а также приоритетными направлениями его деятельности являются:
- представление интересов малых социально ответственных предприятий в Кабинете Министров, в Министерстве финансов, а также иных правительственных организациях, органах городского самоуправления;
- содействие взаимодействию правительственных организаций, частных лиц и социальных предпринимателей для разработки комплексной долгосрочной стратегии развития малого социально ответственного предпринимательства;
- формирование и развитие специализированной информационной службы «Лондонская сеть социальных предприятий» (LSEN), которая объединяет малые социальные фирмы, научные и предпринимательские круги, службы поддержки. Помимо этого, LSEN предлагает в открытом доступе электронный справочник по социальному предпринимательству, включающий также новостной бюллетень, который освещает основные события в секторе малого предпринимательства, а также включает данные о особенностях его поддержки;
- взаимодействие с «Европейским социальным фондом» реализует мероприятия по созданию
новых малых социально ответственных предприятий в «депрессивных районах»;
- оказание консультационных услуг в области бизнес-планирования, создания и вывода на рынок новых продуктов, проектирования схем социального обслуживания населения;
- реализация программы обучения консультантов, советников и менеджеров в области малого социально ответственного предпринимательства с дальнейшим предоставлением им лицензии на право оказания соответствующих услуг [7].
По своей сути деятельность агентства SEL ориентирована на создание развитого сообщества малых социальных фирм, которое основывается на тесном их взаимодействии, обмене опытом, а также высокой квалификации работников этой сферы. Для разрешения ключевых социальных проблем агентство SEL взаимодействует с различными государственными и городскими организациями, а также органами государственной власти.
В 2001 г. Администрацией Лондонского Правительства был образован консорциум «Лондонская оперативная социально-экономическая группа», который консолидирует наиболее активные малые социально ответственные предприятия. Исходя из личного опыта, члены данного консорциума, приводят информацию органам государственной власти о существовании административных барьеров, которые препятствуют развитию малого социального предпринимательства, а затем коллегиально разрабатывают меры по их нивелированию. Кроме того, они занимаются разработкой предложений по повышению качества жизни населения на основе инновационных подходов, которые находят свою реализацию в малом социально ответственном предпринимательстве и позволяют решить важные социальные, экологические и экономические проблемы. Техническую сторону деятельности консорциума реализует агентство SEL при финансовой поддержке «Лондонского агентства развития».
В Великобритании главным источниками поддержки социально ответственного малого и среднего предпринимательства являются местные и региональные агентства развития, однако опыт Лондона демонстрирует, что городское сообщество малых социально ответственных предприятий также нуждается в такой помощи. Перед городскими администрациями также стоит необходимость обеспечения усиления роли поддержки малого социального предпринимательства для его всестороннего развития. Это достигается, прежде всего, через реализацию следующих направлений:
- повышение роли малых социально ответственных фирм в оказании государственных общественных услуг (это, прежде всего, касается таких направлений, как оказание социальной помощи нуждающимся, уход за детьми, совершенствование услуг здравоохранения и в области защиты окружающей среды;
- обеспечение поддержки экологических и социальных инициатив через размещение государственных заказов социально ответственным предприятиям;
- формирование сообщества малых социально ответственных предприятий, оказывающих гуманитарные услуги населению, создание внутренних рынков, которые способны к производству новых инновационных продуктов, способных благоприятному социально-экономическому развитию;
- оказание финансовой и организационной поддержки программ, реализуемых малыми социально ответственными предприятиями.
Итак, проведенный нами анализ зарубежного опыта государственной поддержки субъектов малого предпринимательства позволяет нам говорить о роли данных мероприятий в формировании условий для функционирования данного сектора, Кроме того, исходя из этого, нами могут быть выдвинуты основные направления адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации (табл. 1).
Первое возможное направление - создание самостоятельного органа, ответственного за разработку и реализацию мероприятий в области поддержки субъектов малого предпринимательства по приоритетным направлениям. В зарубежных странах сложилось две основные модели построения системы госорганов поддержки малого предпринимательства. В первом случае все полномочия сконцентрированы в руках отдельного специализированного органа (Администрация малого бизнеса США). Во втором случае полномочия в данном вопросе распределяются между различными министерствами и ведомствами. Такая схема имеет место и в России. Тем не менее, подобного рода модель больше характерна для тех государств, где, во-первых, не распространена бюрократизация и коррупция в органах государственной власти, и, во-вторых, сформирована атмосфера добропорядочного предпринимательства. Данные особенности в целом не являются характерными для нашей страны, так как высокая степень коррумпированности власти и существенные бюрократические барьеры отбирают у предпринимателей стимулы к добросовестному
ведению хозяйственной деятельности. В связи с этим в данном вопросе предпочтительным будет опыт США, т. е. целесообразным является создание соответствующего органа регулирования деятельности малых предприятий с его региональными отделениями, что, с одной стороны, снизит административную нагрузку с других полномочных органов в вопросах поддержки малого предпринимательства, а, с другой, позволит осуществить централизацию соответствующих функций в этой области.
Косвенное стимулирование субъектов малого предпринимательства, особенно налоговое льготирование, занимает, как нами было установлено выше, важнейшее место в их поддержке. В России данные механизмы едва ли можно назвать эффективными, особенно если говорить о применении подобных льгот к инновационным и социально ответственным предприятиям. Так, если и применяются пониженные, часто нулевые, ставки, например, по налогу на прибыль, то они направлены в основном на субъекты крупного инновационного бизнеса и инновационные центры («Сколково»), в то время, как малые фирмы чаще всего не имеют таких преференций. Малые фирмы освобождаются от налога на прибыль в первые годы своего функционирования только в случаях, если они перерабатывают сельскохозяйственную продукцию, производят продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, а также строят объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), и то только в случае, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг) [8]. Как мы видим, предприятий социально ответственных данная преференция касается (предприятия социального и природоохранного назначения), однако инновационных лишь частично. Кроме того, если сравнивать предельные ставки по всем налогам по странам, для России характерны также и высокие ставки платежей в социальные фонды. В связи с этим, с учетом того, что период становления малые инновационные фирмы особенно уязвимы, считаем целесообразным с опорой на опыт Германии в этой сфере в первые два года освободить данные предприятия, потенциально реализующие перспективные инновационные проекты, от уплаты налога на прибыль в первые два года своего функционирова-
ния. То же самое касается и предприятий, нахо- (табл. 1). дящихся на специальных налоговых режимах
Таблица 1
Основные направления адаптации зарубежного опыта в области государственной поддержки малого предпринимательства
Направление США Германия Китай Возможности адаптации в России
Орган регулирования Администрация по делам малого бизнеса Директорат малого и среднего бизнеса Китайский центр по координации и кооперации бизнеса Создание самостоятельного органа, защищаемого интересы предпринимательства, не аффилированного с какими-либо другими органами
Налоговые преференции Поэтапное уменьшение предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот Освобождение от уплаты налога на прибыль вновь созданных инновационных фирм в первые два года существования Дифференцированные налоговые льготы в зависимости от типа предприятия. Освобождение вновь созданных инновационных малых фирм от подоходного налога в течение первых 3 лет существования, 50 % налога уплачиваются в течение следующих 3 лет. Льготные условия налогообложения для фирм, принимающих участие в развитии жилищного строительства территории Освобождение на первые два года функционирования малых инновационных предприятия или социально-ответственных фирм в первый года функционирования, находящихся на специальных налоговых режимах, на 50 % уплачиваемой суммы налогов, на 25 % - в следующие два года. Освобождение от уплаты налога на прибыль только что созданные инновационные предприятия сроком на два года
Финансово- кредитное стимулирование Выделение из бюджета на проведение НИОКР средств на оплату контрактов, заключаемых с малыми предприятиями. Гарантирование до 90 % размера выдаваемых кредитных ресурсов. Долгосрочное кредитование в зависимости от цели получения кредита Кредитование через Государственный компенсационный банк малых предприятий, ориентированных на инновационную деятельность и малых предприятий, участвующих в решении вопросов экологии, поддержки отсталых регионов, строительства, решения жилищных проблем Наличие государственных и коммерческих банков по финансово-кредитной поддержке малых предприятий Создание системы локальных государственных банков, ориентированных на льготное кредитование малых предприятий, занятых инновационными разработками и проектами в области внутренней и внешней социальной ответственности
Консультационная поддержка Институт бизнеса в интернете в сети Интернет, позволяющий предпринимателям бесплатно пользоваться его ресурсами, в том числе получать онлайн - консультации и прохождение специальных курсов Финансируемые из государственного бюджета экономические и технические консультации Государственная информационная служба СБМЕО, осуществляющая консультационную помощь малым фирмам и индивидуальным предприятиям через официальный Интернет-сайт Организация функционирования глобальной информационной сети в Интернет, включающей регулярно обновляемую информацию об изменениях действующего законодательства, мерах поддержки, государственном заказе и т. д. и предусматривающей онлайн-консультации
Вопросы финансового обеспечения малых предприятий также является проблемной темой их поддержки. С учетом того, что большинство ком-
мерческих банков с недоверием относятся к малым фирмам, когда дело касается их кредитования, ставки по кредитам являются весьма высокими для
только становящихся на ноги малых предприятий. Кроме того, чаще всего для выдачи кредита требуется залог, который только становящиеся на ноги малые предприятия обеспечить не способны. По примеру Китая и Германии необходимым является создание специфических государственных банков поддержки малого предпринимательства, производящих оценку их деятельности по конкретным направлениям и выдающим им целевые кредиты.
Развитие социальной ответственности в рядах малых предприятий в нашей стране еще не получило практически никакого распространения. Важным толчком к изменению данного положения вещей может быть создание специализированной государственной инфраструктуры, которая позволит улучшить связь государственных органов с социальными предприятиями, наладить их взаимодействие и оказывать последним своевременную поддержку. В связи с этим, обращаясь к опыту Великобритании, необходимым видится создание специализированного агентства, направленного на улучшение функционирования социально ответственных предприятий. На данную структуру должны быть возложены полномочия по представлению интересов малых предприятий в регионах и муниципалитетах, оказание консультационной поддержки малым предприятиям в области реализуемых ими социальных программ, помощь в получение финансовых ресурсов под реализацию данных программ. Также целесообразным является предоставление государственных и муниципальных заказов социальным малым фирмам с выделением конкретного процента малых предприятий в общем объеме госзакупок.
Таким образом, формирование перспективных направлений адаптации зарубежного опыта поддержки сектора малого предпринимательства позволит, с одной стороны, с помощью передовых технологий, применяемых в политике развитых странах, проводимой в отношении малых предприятий, повысить эффективность функционирования малого предпринимательства в нашей стране, и, с другой стороны, адаптировать эту политику на дифференцированный подход.
Литература
1. Кияйкин П. Н. Зарубежный опыт в развитии малого и среднего предпринимательства. URL: http:// sisupr.mrsu.ru/2011-1/PDF/Kiyaikin.pdf
2. Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур. URL: http://www.ano-info.ru
3. Клочкова Н. В. Развитие инновационной активности в России // Наука и Экономика. 2010. № 4. С. 11-14.
4. Хачатурян К. С. Сущность и функции социально ответственного бизнеса // Вестник Военного университета. 2011. № 1 (25). С. 108-111.
5. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий. URL: http://kfpp.ru/analytics/material/innovation.php
6. Гринберг Р. С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М., Наука. 2006.
7. Опыт социального предпринимательства на примере Великобритании // SEL.ORG.UK: Социальное предпринимательство в Лондоне. URL: http:// www.sel.org.uk/publications. html
8. Налоговые льготы, предусмотренные для малых предприятий. URL: http://rosbeez.ru/your-business/ taxes/987-987.html
References
1. Kiyajkin P. N. Zarubezhnyj opyt v razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva. URL: http://sisupr.mrsu.ru/ 2011-1/ PDF/Kiyaikin.pdf
2. Tsentr informatsionno-analiticheskoj i pravovoj podderzhki organov ispolnitel'noj vlasti i pravookhranitel'nykh struktur. URL: http://www.ano-info.ru
3. Klochkova N. V. Razvitiye innovatsionnoj ak-tivnosti v Rossii // Nauka i Ekonomika. 2010. № 4. S. 1114.
4. Khachaturyan K. S. Sushchnost' i funktsii sotsi-al'no otvetstvennogo biznesa // Vestnik Voyennogo univer-siteta. 2011. № 1 (25). S. 108-111.
5. Zarubezhnyj opyt gosudarstvennoj podderzhki in-novatsionnykh malykh i srednikh predpriyatij. URL: http:// kfpp.ru/analytics/material/innovation.php
6. Grinberg R. S. Gosudarstvennaya podderzhka malogo predprinimatel'stva v stranakh Tsentral'noj i Vos-tochnoj Yevropy. M., Nauka. 2006.
7. Opyt sotsial'nogo predprinimatel'stva na primere Velikobritanii // SEL.ORG.UK: Sotsial'noye predprini-matel'stvo v Londone. URL: http:// www.sel.org.uk/ publications.html
8. Nalogovye l'goty, predusmotrennye dlya malykh predpriyatij. URL: http://rosbeez.ru/your-business/ tax-es/987-987.html
* * *
PROSPECTS OF ADAPTATION OF FOREIGN EXPERIENCE SUPPORTS OF SMALL BUSINESS
YUDIN NIKOLAY SERGEYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: mornedsm@gmail.com
This article considers features of the state policy realized in the relation of subjects of small business in foreign countries. In turn, the purpose of the real research is carrying out the analysis of a form of the state support of small innovative and socially responsible enterprises abroad for the purpose of formation of directions of their adaptation in the Russian Federation. The analysis of concrete insturment of support of subjects of small business in such countries as the USA, Germany, Great Britain, and China is the basis for this research. Following the results of the conducted research author established that small business abroad takes the major place in economy of the majority of countries that indicators of functioning of this sector confirms. In many respects existence by effective state support of small firms causes it. And innovative and socially responsible small enterprises are the central link in economic system of the majority of foreign countries: they act as engines of scientific and technical progress, create workplaces and together with public authorities solve priority social problems. During research the author revealed main directions of support of innovative and socially responsible small business in foreign countries (the budgetary financing, preferential crediting and special conditions of the taxation, scientific and technical cooperation, consulting support, etc.). Following the results of the analysis of forms of support of small business in foreign countries the author created main directions of adaptation of experience of a state policy concerning small enterprises: creation of independent body of support of small business, tax preferences, financial and credit stimulation and consulting support.
Key words: small entrepreneurship, small business, state support, foreign experience.