Научная статья на тему 'ВИДЫ (ТИПЫ) ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ВИДЫ (ТИПЫ) ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДЕФИНИЦИЯ / СОЦИАЛЬНО УЯЗВИМЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ТИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брилёва В.А.

Статья посвящена исследованию типологии института социального предпринимательства как элемента гражданского общества. Сформулирована авторская дефиниция социального предпринимательства, отражающая сущностные характеристики исследуемого института. На основании анализа международных стандартов прав социально уязвимых категорий населения и исходя из социальной направленности белорусского государства автор конкретизирует перечень лиц, на которые необходимо распространить действие норм института социального предпринимательства. В результате сравнительно-правового исследования моделей института социального предпринимательства по таким направлениям, как структурные формы (доля коммерческой составляющей в деятельности), уровень интеграции социальной программы и бизнес-процессов, масштаб решения социальных задач, направления решения социальных задач, наличие государственной поддержки, автор систематизирует виды института социального предпринимательства. Аргументирован вывод, что анализ сущностных характеристик (признаков) социального предпринимательства, его видов (типологии) выступает неотъемлемым условием разработки концепции белорусской модели социального предпринимательства и станет залогом ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES INSTITUTE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS AN ELEMENT OF CIVIL SOCIETY

This article explores the typology of social entrepreneurship as an element of civil society. The article formulates the author's definition of social entrepreneurship, reflecting the essential characteristics of the institution under study. Based on the analysis of international standards of the rights of socially vulnerable categories of population and based on the social orientation of the Belarusian state, the author specifies a list of persons who should be covered by the norms of social entrepreneurship. As a result of the comparative legal research of models of the institute of social entrepreneurship in such areas as structural forms (share of commercial component in the activity), level of integration of social program and business processes, scale of solution of social tasks, directions of solution of social tasks, availability of state support, the author systematizes types of the institute of social entrepreneurship. The conclusion is argued that the analysis of the essential characteristics (signs) of social entrepreneurship, its types (typology) acts as an indispensable condition for the development of the concept of the Belarusian model of social entrepreneurship and will be the key to its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ (ТИПЫ) ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

2021

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Б

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 349.3:347.72 Б01 10.52928/2070-1632-2021-58-13-104-107

ВИДЫ (ТИПЫ) ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ЭЛЕМЕНТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

канд. юрид. наук, доц. В.А. БРИЛЁВА (Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины)

Статья посвящена исследованию типологии института социального предпринимательства как элемента гражданского общества. Сформулирована авторская дефиниция социального предпринимательства, отражающая сущностные характеристики исследуемого института. На основании анализа международных стандартов прав социально уязвимых категорий населения и исходя из социальной направленности белорусского государства автор конкретизирует перечень лиц, на которые необходимо распространить действие норм института социального предпринимательства. В результате сравнительно-правового исследования моделей института социального предпринимательства по таким направлениям, как структурные формы (доля коммерческой составляющей в деятельности), уровень интеграции социальной программы и бизнес-процессов, масштаб решения социальных задач, направления решения социальных задач, наличие государственной поддержки, автор систематизирует виды института социального предпринимательства. Аргументирован вывод, что анализ сущностных характеристик (признаков) социального предпринимательства, его видов (типологии) выступает неотъемлемым условием разработки концепции белорусской модели социального предпринимательства и станет залогом ее эффективности.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, дефиниция, социально уязвимые категории населения, виды социального предпринимательства, типы социального предпринимательства, концепция.

Введение. В настоящее время в Республике Беларусь институт социального предпринимательства является дискуссионным. В условиях ограниченного числа исследований сущности социального предпринимательства, отсутствия концепции института социального предпринимательства в Республике Беларусь, нормативного правового акта (статей в составе акта) 1, регламентирующих понятие, цель, задачи, направления поддержки социально уязвимых категорий населения, формы социального предпринимательства, меры государственной поддержки, вопрос типологии института представляет научно-исследовательский интерес.

В основу исследования типологии социального предпринимательства положена следующая дефиниция социального предпринимательства, основанная на сущностных характеристиках института, отражающая его роль как элемента гражданского общества, обеспечивающего права социально уязвимых слоев населения, а также разделяющего с государством функцию социальной защиты.

Социальное предпринимательство - это процесс интеграции социальной ценности и предпринимательской деятельности с целью обеспечения прав социально уязвимых категорий населения, решения социальных и экологических проблем, опирающийся на меры государственной поддержки, не исключающий мер поддержки негосударственных фондов, в русле решения социальных задач государства.

В настоящее время во всех странах мира можно констатировать наличие того или иного вида социального предпринимательства. Для каждого государства характерны социальные обязательства перед гражданами своей страны, одной из форм реализации которых и выступает социально -правовой экономический институт социального предпринимательства. Узконаправленным представляется суждение некоторых исследователей социального предпринимательства, сводящее его сущность лишь к интеграции благотворительности и предпринимательской деятельности. Социально -правовая сущность экономического института социального предпринимательства заключается в выполнении государством своих социальных обязательств перед социально уязвимыми категориями населения, осуществление социальной защиты в русле концепций правового государства и гражданского общества. Исследование социального предпринимательства как элемента гражданского общества обусловливает необходимость анализа социально уязвимых сло-ёв населения как целевой аудитории социального предпринимательства.

Конкретизация категории «социально уязвимые слои населения». Не смотря на наличие в Республике Беларусь ряда нормативных правовых актов (от законов до нормативных актов главы государства), касающихся социальной защиты социально уязвимых слоев населения, отсутствует нормативно-правовое закрепление перечня лиц, которые могут быть отнесены к данной категории. При этом можно констатировать многооб-

1 Подготовка концепции законопроекта или проекта закона «О социальном предпринимательстве в Республике Беларусь» не предусмотрены планом подготовки законопроектов на 2021 г. (Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2021 год: Указ Президента Республики Беларусь от 4 января 2021 г., № 2.).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Юридические науки

№ 13

разие в терминологическом подходе: социально уязвимые категории населения, социально незащищенные слои общества, социальные группы риска, маргинальные группы, права коллективных групп и др.

И гипертрофия, и умаление прав человека, в том числе прав социально уязвимых категорий населения, равнозначно ведут общество к социально-экономическим и политическим конфликтам, росту напряженности. Необходимы равновесие, баланс, гармония в обеспечении прав человека и социально уязвимых групп; общество, государство должны совместными усилиями определять направления решения проблем их прав. На международном универсальном уровне разработаны стандарты прав человека социальных групп риска: Конвенция о статусе беженцев (1951 г.), Конвенция о статусе апатридов (1954 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (1951 г.), Конвенция о сокращении безгражданства (1961 г.), Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.), Конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (1990 г.), Политическая декларация ООН по ВИЧ/СПИДу (2006 г.), Конвенция о правах инвалидов (2006 г.) и др.

Представляется целесообразным отнести к социально уязвимым слоям населения следующие категории лиц и соответственно распространить на них социальное действие института социального предпринимательства в Республике Беларусь:

- люди с инвалидностью;

- одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей с инвалидностью;

- беженцы и вынужденные переселенцы;

- незанятое население в трудоспособном возрасте;

- лица пенсионного и предпенсионного возраста (5 лет до наступления пенсионного возраста, в том числе досрочно);

- выпускники детских домов в возрасте до 23 лет;

- лица, инфицированные ВИЧ/СПИД;

- лица без определённого места жительства;

- лица, освобожденные из мест лишения свободы, имеющие неснятую и непогашенную судимость.

Виды (типы) социального предпринимательства. Многообразие типов исследуемого института обусловлено конституционными традициями, особенностями национальной модели экономики, гражданского менталитета, степенью завершенности административных и государственно -правовых реформ, характером господствующих юридических доктрин. Как результат, от страны к стране наблюдаются различия института социального предпринимательства по структурным формам, уровню гуманизации бизнеса (интеграции социальной программы и бизнеса), масштабу решения социальных задач, направлениям реализации социальных задач и др. Можно ли систематизировать многообразие форм социального предпринимательства? Решению поставленного вопроса поможет сравнительно -правовой метод исследования, призванный выявлять «общие и единичные черты, стороны, связи исследуемых явлений и процессов и устанавливать между ними отношения тождества и различия» [1, с. 412].

Исследование и создание типологии института социального предпринимательства является необходимым элементом концепции социального предпринимательства в Республике Беларусь, соответствующей реалиям государственно-экономических процессов в нашей стране, станет залогом успешной адаптации социально-правового экономического института социального предпринимательства к особенностям национальной модели экономики.

К типологии социального предпринимательства необходимо подходить, осознавая существование ряда критериев систематизации данного института. Томас Лайонс, Джилл Кикал делят все социальные предприятия по структурным формам в диапазоне от полностью некоммерческих до чисто коммерческих. В то же время, исследователи не исключают существование гибридных форм:

1. Чисто некоммерческие формы социального предпринимательства - используют традиционные денежные ресурсы (пожертвования, кредиты, гранты и так далее) для увеличения способов удовлетворения социальных потребностей, имеют широкий спектр источников дохода, освобождены от уплаты налогов.

2. Чисто коммерческие формы социального предпринимательства - имеют признаки коммерческих предприятий, отличаются от них лишь наличием задекларированной социальной миссии, имеют узкий спектр источников дохода.

3. Гибридная форма социального предпринимательства предполагает использование собственной прибыли для стабильного функционирования своей социальной деятельности [2, с. 174].

Схожие типы социального предпринимательства по доли коммерческой составляющей в их деятельности выделяет К. Альтер. Так, первый тип социальной организации - это благотворительная, прибыль которой направлена непосредственно на реализацию миссии некоммерческой организации в соответствии с законодательством или организационной политикой. Второй тип социальной организации - гибридная, прибыль реинвестируется на реализацию миссии либо на операционные расходы, либо удерживается для расширения и разви-

2021

ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D

тия бизнеса. Третий тип социальной организации - чисто коммерческая, прибыль которой распределяется между акционерами и владельцами [3, с. 58].

В зависимости от уровня интеграции социальной программы и бизнес-процессов выделяют встроенные, интегрированные, внешние социальные предприятия. Для встроенных социальных предприятий реализация социальных программ является приоритетным направлением предпринимательской деятельности, в процессе которой финансовые и социальные задачи имеют равное значение.

Социальные предприятия, предпринимательская деятельность которых пересекается с социальными программами, именуются интегрированными. Их создание выступает механизмом финансирования некоммерческих организаций и сохранения их миссии.

При внешнем типе социальных предприятий социальные программы не пересекаются с предпринимательской деятельностью. Некоммерческие организации формируют внешние социальные предприятия, деятельность которых направлена на финансирование социальных услуг.

Представляет практический интерес типология социального предпринимательства, обусловленная масштабом решения социальных задач. Разработчиком типологии выступает Ш. Захра и базирует её на теориях Хайека (1945), Кирцнера (1973), Шумпетера (1942) [4, с. 524].

Тип социального предпринимателя социальный «bricoleur» («разнорабочий») осуществляет предпринимательскую деятельность в фокусе решении местных проблем. Деятельность направлена на удовлетворение местных социальных потребностей, имеет локальный, эпизодический характер.

Социальные конструктивисты, как тип социального предпринимателя, пытаются удовлетворить социальные потребности, которые не может удовлетворить правительство и другие учреждения. Масштаб решения социальных задач: от местного до международного значения. Социальные предприниматели данного типа обладают большими возможностями, но их миссия требует и больших ресурсов, чем социальный «bricoleur» («разнорабочий»).

Третий тип социального предпринимателя - социальный инженер, деятельность которого направлена на создание новых более эффективных социальных систем, предназначенных, в том числе, и для замены существующих, не справляющихся с поставленными задачами. Характерен национальный или международный масштаб деятельности и долгосрочные сроки реализации задач.

Представляется оправданной классификация социального предпринимательства по направлениям выполнения социальных задач:

- форма социального предпринимательства, направленная на трудоустройство социально уязвимых категорий населения;

- социальное предприятие реализует товары социально уязвимым категориям населения;

- социальное предприятие производит товары, оказывает услуги, выполняет работы социально уязвимым категориям населения;

- осуществляется деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей или способствующая решению (смягчению) социальных проблем в обществе.

По наличию государственной поддержки социального предпринимательства, выделяют англо-американскую и европейскую модель социальных предприятий. Как правило, в странах континентальной Европы статус социальных предприятий закреплен на уровне национального законодательства и предусматривает широкий спектр мер государственной поддержки в этой сфере. Например, создание целевых фондов социального инвестирования, снижение налоговых ставок, инфраструктурное обеспечение (предоставление помещений, производственных площадей), совместные с государством проекты. Англо-американская модель социальных предприятий опирается в первую очередь на поддержку негосударственных фондов, например, фонд «Ашока. Инновации для общества», основанный Биллом Дрейтоном [5].

Заключение. Комплексный подход к сущности института социального предпринимательства позволил сформулировать определение исследуемой социально-экономической категории. Социально предпринимательство - это процесс интеграции социальной ценности и предпринимательской деятельности с целью обеспечения прав социально уязвимых категорий населения, решения социальных и экологических проблем, опирающийся на меры государственной поддержки, не исключающий мер поддержки негосударственных фондов, в русле решения социальных задач государства.

В результате сравнительно-правового исследования моделей института социального предпринимательства по таким направлениям, как структурные формы (доля коммерческой составляющей в деятельности), уровень интеграции социальной программы и бизнес-процессов, масштаб решения социальных задач, направления решения социальных задач, наличие государственной поддержки, представляется возможным выделить следующие виды института социального предпринимательства:

1) некоммерческие, коммерческие и гибридные модели социального предпринимательства;

2) встроенный, интегрированный, внешний тип социального предпринимательства;

3) тип социального предпринимательства, направленный на решение социальных задач местного, регионального, международного уровня;

4) модель социального предпринимательства, направленная на реализацию трудового потенциала социально уязвимых категорий населения, производство для них товаров, оказание услуг, продажу им товаров или способствующая решению (смягчению) социальных проблем в обществе;

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Юридические науки

№ 13

5) англо-американская и европейская модель социального предпринимательства.

Комплексный анализ сущностных характеристик (признаков) социального предпринимательства, его видов (типологии) выступает неотъемлемым условием разработки концепции белорусской модели социального

предпринимательства и станет залогом ее эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сырых, В.М. Логические основания общей теории права: в 2 т. / В.М. Сырых. - М. : Юрид. Дом «Юстицинформ», 2000. -Т. 1. Элементный состав. - 528 с.

2. Лайонс, Т. Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше. / Т. Лайонс, Дж. Кикал. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 350 с.

3. Dees, J. Enterprising nonprofits / J. Dees // Harvard Business Review. - 1998. - Vol. 76, no. 1. - P. 55-67.

4. A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges / S. Zahraa (et all.) // Journal of Business Venturing (J BUS VENTURING). - 2009. - Vol. 24 (5). - P. 519-532.

5. Московская, А.А., Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России [Электронный ресурс] / А.А. Московская, И.В. Соболева // Cyberleninka.ru. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-sisteme-sotsialnoy-politiki-mirovoy-opyt-i-perspektivy-rossii. -Дата доступа: 25.02.2021.

REFERENCES

1. Syrykh, V.M. (2000). Logicheskiye osnovaniya obshchey teoriiprava. Moscow: Yurid. Dom «Yustitsinform». (In Russ.).

2. Layons T. & Kikal, D. (2014). Sotsial'noye predprinimatel'stvo. Missiya - sdelat' mir luchshe [Social Entrepreneurship. Mission is to make the world a better place]. Moscow: Al'pina Pablisher. (In Russ.).

3. Dees, J. (1998). Enterprising nonprofits. Harvard Business Review. (76), 55-67. (In Engl.).

4. Zahraa, S., Gedajlovicb, E., Neubaumc, D., Shulman, J. (2009). A typology of social entrepreneurs: motives, search processes and ethical challenges. Journal of Business Venturing (J BUS VENTURING). (5), 519-532. (In Engl.).

5. Moskovskaya, A.A., Soboleva, I.V. Sotsial'noye predprinimatel'stvo v sisteme sotsial'noy politiki: mirovoy opyt i perspektivy Rossii [Social entrepreneurship in the system of social policy: world experience and prospects of Russia]. Cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-sisteme-sotsialnoy-politiki-mirovoy-opyt-i-perspektivy-rossii. (In Russ.).

Поступила 18.05.2021

TYPES INSTITUTE OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS AN ELEMENT OF CIVIL SOCIETY

V. BRILEVA

This article explores the typology of social entrepreneurship as an element of civil society. The article formulates the author's definition of social entrepreneurship, reflecting the essential characteristics of the institution under study. Based on the analysis of international standards of the rights of socially vulnerable categories ofpopulation and based on the social orientation of the Belarusian state, the author specifies a list ofpersons who should be covered by the norms of social entrepreneurship. As a result of the comparative legal research of models of the institute of social entrepreneurship in such areas as structural forms (share of commercial component in the activity), level of integration of social program and business processes, scale of solution of social tasks, directions of solution of social tasks, availability of state support, the author systematizes types of the institute of social entrepreneurship. The conclusion is argued that the analysis of the essential characteristics (signs) ofsocial entrepreneurship, its types (typology) acts as an indispensable condition for the development of the concept of the Belarusian model of social entrepreneurship and will be the key to its effectiveness.

Keywords: social entrepreneurship, definition, socially vulnerable populations, types of social entrepreneurship, types of social entrepreneurship, concept.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.