Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
361
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / SOCIAL ENTREPRENEUR

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клиндух Роман Викторович

В статье рассмотрены подходы российских и зарубежных авторов к определению понятия «социальное предпринимательство» и выделены три подхода, делающие акцент на различных характеристиках данного феномена: согласно первому из них, социальное предпринимательство рассматривается как коммерческая деятельность, направленная на решение социальных проблем; представители второго подхода подчеркивают значимость инновационной деятельности субъектов социального предпринимательства, направленной на достижение существенного социального эффекта; согласно третьему подходу, социальное предпринимательство понимается как способ активизации социальных изменений, приводящий к более масштабным трансформациям, чем это предполагалось изначально. Определены границы социального предпринимательства, показаны его отличия от других типов деятельности хозяйствующих субъектов. Уточнено понятие социального предпринимательства за счет более четкой формулировки признаков, отличающих его от традиционной предпринимательской деятельности. Сделан вывод о том, что необходимы более глубокое изучение и популяризация феномена социального предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social entrepreneurship: conceptual and terminological systematization

The approaches of foreign authors to the definition of "social entrepreneurship" are discussed in the article. And three approaches, focusing on different characteristics of this phenomenon, are highlighted. According to the former approach, social entrepreneurship is viewed as a commercial activity aimed at the solution of social problems; the second approach emphasizes the importance of innovative activity of subjects of social entrepreneurship aimed at achieving significant social impact; according to the third approach, social entrepreneurship is understood as a way to intensify social change, leading to larger-scale transformations than originally intended. The boundaries of social entrepreneurship are defined, its differences from other types of activity of economic entities are shown. The concept of social entrepreneurship is clarified due to a clearer formulation of the features that distinguish it from traditional entrepreneurial activity. It is concluded that a deeper study and popularization of the phenomenon of social entrepreneurship is necessary.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»

Экономика, ¡¡рераПЕ&'1ниНа1ельство

ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО

Том 9 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2019 ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law

>

Первое

экономическое издательство

Социальное предпринимательство: понятийно-терминологическая систематизация

Клиндух Р.В. 1

владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассмотрены подходы российских и зарубежных авторов к определению понятия «социальное предпринимательство» и выделены три подхода, делающие акцент на различных характеристиках данного феномена: согласно первому из них, социальное предпринимательство рассматривается как коммерческая деятельность, направленная на решение социальных проблем; представители второго подхода подчеркивают значимость инновационной деятельности субъектов социального предпринимательства, направленной на достижение существенного социального эффекта; согласно третьему подходу, социальное предпринимательство понимается как способ активизации социальных изменений, приводящий к более масштабным трансформациям, чем это предполагалось изначально. Определены границы социального предпринимательства, показаны его отличия от других типов деятельности хозяйствующих субъектов. Уточнено понятие социального предпринимательства за счет более четкой формулировки признаков, отличающих его от традиционной предпринимательской деятельности. Сделан вывод о том, что необходимы более глубокое изучение и популяризация феномена социального предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: предпринимательство, социальное предпринимательство, социальный предприниматель

Social entrepreneurship:

conceptual and terminological systematization

Klindukh R.V. 1

1 Vladivostok State University of Economics and Service, Russia

Введение

Эволюция социального предпринимательства, его особенности и характеристики, теоретико-методологические и концептуальные основы находятся в фокусе научных исследований российских и зарубежных ученых в течение нескольких десятков лет, однако в научной литературе до сих пор отсутствует единый подход к определению понятия «социальное предпринимательство».

Различия в дефинициях социального предпринимательства, незакрепленность этого термина на законодательном уровне являются причинами множества различных концепций и представлений о

социальном предпринимательстве как в научной, так и в предпринимательской среде. Несмотря на большое количество исследований, посвященных социальному предпринимательству, эта область является слабо изученной.

Понятие и признаки социального предпринимательства

Для получения целостного представления о социальном предпринимательстве необходимо провести анализ эволюции данного понятия (табл. 1).

Таблица 1

Определения понятия «социальное предпринимательство»

Автор Год Определение

Leadbeater C. 1997 Социальные предприниматели - руководители, признающие существование социальной проблемы, создающие предприятие и управляющие им с целью осуществления социальных изменений [12] (Leadbeateг, 1997)

Юнус М. 1997 Социальное предпринимательство отличается от предприятий, максимизирующих прибыль, своими целями, оно нацелено на решение социальных проблем за счет производства продуктов и услуг [7] ^игшв, Zholi, 2009)

ABSTRACT:_

The approaches of foreign authors to the definition of «social entrepreneurship» are discussed in the article. And three approaches, focusing on different characteristics of this phenomenon, are highlighted. According to the former approach, social entrepreneurship is viewed as a commercial activity aimed at the solution of social problems; the second approach emphasizes the importance of innovative activity of subjects of social entrepreneurship aimed at achieving significant social impact; according to the third approach, social entrepreneurship is understood as a way to intensify social change, leading to larger-scale transformations than originally intended. The boundaries of social entrepreneurship are defined, its differences from other types of activity of economic entities are shown. The concept of social entrepreneurship is clarified due to a clearer formulation of the features that distinguish it from traditional entrepreneurial activity. It is concluded that a deeper study and popularization of the phenomenon of social entrepreneurship is necessary.

KEYWORDS: entrepreneurship, social entrepreneurship, social entrepreneur

JEL: L26, L31, L39 Received: 20.09.2019 / Published: 30.09.2019

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Klinikakh R.V. (klinduh_roman0mail.ru)

CITATION:_

Klindukh R.V. (2019) Sotsialnoe predprinimatelstvo: ponyatiyno-terminologicheskaya sistematizatsiya [Social entrepreneurship: conceptual and terminological systematization]. Ekonomika, predprinimatelstvo ipravo. 9. (3). - 167-178. doi: 10.18334/epp.9.3.41085

Dees J.G., Anderson B.B. 1998 Социальные предприниматели - это агенты перемен в социальном секторе посредством: формулирования миссии для создания и поддержания социальной ценности; признания и неустанного служения этой миссии; участия в процессе непрерывных инноваций, адаптации и обучения; смелых действий, не ограниченных имеющимися ресурсами; повышенного чувства ответственности [10] (Dees, Anderson, 2003)

Thompson J. 2000 Социальные предприниматели - это люди, которые понимают, где есть возможности для удовлетворения некоторых социальных потребностей, которые государственная система социального обеспечения не может удовлетворить, и которые собирают вместе необходимые ресурсы [15] (Thompson, 2002)

Mair J., Marty I. 2006 Социальное предпринимательство как процесс, включающий в себя комбинацию ресурсов для формирования возможностей катализации социальных изменений и удовлетворения общественных потребностей [13] (Mair, Marth, 2006)

Zahraa S., Gedajlovicb E., Neubaumc D., Shulman J. 2008 Социальное предпринимательство охватывает действия и процессы, осуществляемые для того, чтобы обнаружить и использовать возможности для повышения общественного благосостояния путем создания новых предприятий или управления уже существующими организациями с использованием инновационных подходов [16] (Zahraa, Gedajlovicb, Neubaumc, Shulman, 2009)

Московская А. 2011 Социальное предпринимательство - это новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [3] (Moskovskaya, 2011)

Макаревич А., Сазонова Т. 2012 Такие предприятия изначально созданы для достижения общественно значимых целей и решения проблем в социальной зоне, призваны создавать рабочие места и комфортные условия обучения для социально уязвимых групп населения [2] (Makarevich, Sazonova, 2012)

Кикал Дж., Лайонс Т. 2014 Социальное предпринимательство - это применение инструментов и технологий обычного предпринимательства для деятельности на благо общества и экологии, решения общественных проблем, которое совмещает в себе предпринимательский дух частного сектора, силу экономических рынков и черты государственного сектора, ставя общественные интересы выше частных [1] (Kikal. Layons, 2014)

Источник: составлено автором

ОБ АВТОРЕ:_

Клиндух Роман Викторович, аспирант ( k1induh_roman0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Клиндух Р.В. Социальное предпринимательство: понятийно-терминологическая систематизация // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 3. - С. 167-178. doi: 10.18334/ерр.9.3.41085

Наиболее интересной, с нашей точки зрения, является подход Дж. Мэйр и И. Марти, определяющий социальное предпринимательство как процесс удовлетворения социальных потребностей и интенсификации социальных изменений за счет использования новых комбинаций ресурсов [13]. Данное определение имеет следующие, важные для нашего исследования, особенности:

- во-первых, социальное предпринимательство понимается как процесс создания ценности за счет использования новых комбинаций ресурсов;

- во-вторых, комбинации ресурсов предназначены, в первую очередь, для создания возможностей получения неких социальных благ посредством активизации общественных изменений и удовлетворения социальных потребностей;

- в третьих, социальное предпринимательство понимается как процесс, что позволяет отнести его к производству товаров и услуг.

По мнению А. Московской, ключевыми характеристиками социального предпринимательства являются «социальное изменение и новаторский подход к решению социальных проблем», где под новаторским подходом понимаются новые идеи по решению общественных проблем и новые комбинации человеческих и экономических ресурсов для решения поставленных задач. В итоге социальное предпринимательство повышает экономическую эффективность посредством введения в оборот свежих ресурсов, ранее не использовавшихся [3].

С точки зрения А. Макаревич и Т. Сазоновой, социальное предпринимательство представляет собой новый способ экономической деятельности, обладающий рядом характеристик:

- социальное назначение организации, выражающееся в приоритетности социального эффекта над экономическим, в отличие от традиционной предпринимательской деятельности;

- новаторский характер предпринимательства, который выражается в использовании свежих идей или новых комбинаций ресурсов для решения социальных проблем;

- достижение самоокупаемости, в первую очередь, за счет приносящей доход деятельности, и во вторую - за счет получения грантов и благотворительных пожертвований [2].

Таким образом, по мнению большинства современных авторов, социальное предпринимательство представляет собой новый способ ведения социально-экономической деятельности, объединяющий социальные цели предприятия с предпринимательскими инновациями и достижением самоокупаемости. Субъектом социального предпринимательства является социальное предприятие, созданное для решения конкретных социальных проблем. В данной статье категории «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» рассматриваются как связанные, где социальное предпринимательство подразумевает деятельность, процесс, а социальное предприятие означает его субъекта, организационную структуру, посредством которой данная деятельность осуществляется и приносит социальный и экономический эффект.

Итак, проведенный в данной работе анализ определений социального предпринимательства позволяет нам дополнить понятие «социальное предпринимательство» следующими характеристиками:

1. Институционализация социальных предприятий (при этом необходимо отметить, что благотворительные проекты хозяйствующих субъектов не являются социальными предприятиями).

2. Формирование вокруг социального предприятия устойчивой сети с большим количеством вертикальных и горизонтальных связей.

3. Получение социальным предприятием прибыли, распределяемой на развитие предприятия, между его участниками, и направляемой на социальные проекты и благотворительность. Социальные предприятия могут использовать государственную и спонсорскую поддержку, однако эти средства не будут являться исключительным ресурсом предприятия, поскольку систематическая потребность в получении финансирования вызывает неустойчивость всей организационной системы.

4. Основной целью деятельности социального предприятия является решение социально значимых проблем. Проекты в сфере социального предпринимательства являются относительно долгосрочными, связаны с основной деятельностью социального предприятия и направлены на повышение общественного благосостояния.

5. Совмещая предпринимательскую деятельность и социальные инновации, социальное предпринимательство формирует или модифицирует правила общественной жизни, координирующие близкую для социального предпринимателя сферу деятельности.

Определение А. Московской подтверждает такое понимание сущности социального предпринимательства, однако в некоторой степени смещает приоритет от экономической эффективности в сторону социальной.

Таким образом, многие авторы выделяют разнообразные признаки социального предпринимательства. Представляется, что размывание границ понятия «социальное предпринимательство» неизбежно ведет к включению в эту сферу разнообразных организаций, имеющих косвенное отношение к ней. В частности, по мнению Р. Мартина и С. Осберга, термин «социальное предпринимательство» употребляется в различных контекстах, когда авторы подразумевают под ним социально полезную деятельность [14] (Martin, Osberg, 2007). Таким образом, необходимо ограничить рамки категории «социальное предпринимательство» и раскрыть его специфические характеристики, позволяющие однозначно дифференцировать социальное предприятие от каких-либо других видов предпринимательства. Основой понятия «социальное предпринимательство», по мнению большинства исследователей, является «предпринимательство». Специфической чертой, показывающей социальный характер данного вида предпринимательства, на наш взгляд, является инициация социальных преобразований в самых разнообразных сферах жизни общества, таких как здравоохранение, культура, наука и образование. Очевидно, что главной ценностью предприниматель-

ской деятельности является приносимый ею доход и прибыль. Ценностью социального предпринимательства, по нашему мнению, является преимущество, получаемое обществом от тотальной трансформации, совершаемой социальными предпринимателями. Основными целевыми группами, то есть адресатами этой ценности, являются, как правило, социально незащищенные и неблагополучные слои населения, не располагающие финансовыми ресурсами для достижения этих ценностей собственными силами.

Таким образом, на основании результатов проведенного анализа можно выделить три основных подхода к определению социального предпринимательства, рассматривающих данный феномен с экономической точки зрения (табл. 2).

Таблица2

Характеристика подходов к определению понятия «социальное предпринимательство» с экономической точки зрения, 2019 г.

Подход Характеристика

1 Сделан акцент на том, что социальное предпринимательство является коммерческим видом деятельности с социальной ориентированной целью Недостаток подхода состоит в том, что ему соответствует почти любая деятельность, доходы от которой направляются на социальные цели. С этой позиции корпоративная социальная ответственность, спонсорство и благотворительность, получение некоммерческими организациями заработка могут пониматься как социальное предпринимательство

2. Подчеркивается значимость инновационной деятельности субъектов социального предпринимательства, направленной на достижение существенного социального эффекта С точки зрения представителей данного подхода, инновационный характер решения социальных проблем зачастую оказывается более приоритетным, чем получение доходов. Ценность деятельности такого социального предприятия состоит в аккумулировании ресурсов для решения важных социальных проблем, связанных с повышением благосостояния граждан

3 Социальное предпринимательство понимается как способ активизации социальных изменений, приводящий к более масштабным трансформациям,чем это предполагалось изначально С позиции данного подхода, социальное предпринимательство оказывает влияние на решение не одной, а комплекса социальных проблем, вызывая тем самым глобальные и устойчивые трансформации, без которых исходную социальную проблему было бы невозможно решить

Источник: составлено автором

По нашему мнению, все три подхода отражают различные аспекты сущности социального предпринимательства, не противореча, а напротив, дополняя друг друга. Однако различия в понимании феномена социального предпринимательства приводят к размыванию границ данного понятия.

Границы феномена социального предпринимательства

Анализируя понятие «социальное предпринимательство», мы обнаружили, что оно занимает промежуточную позицию между предпринимательской деятельностью и благотворительностью. Однако не следует отождествлять социальное предпринимательство с благотворительностью. Многими учеными благотворительность определяется как непринудительная общественная деятельность, ориентированная на бескорыстную передачу материальных ценностей и нацеленная на дарение социальных благ [5] (Sokolov, 2003). Существует определение благотворительности как выражения милосердия и нравственного долга имущего помочь неимущему [6]. Данное определение акцентирует внимание на том, что, в первую очередь, благотворительной организацией движет этический мотив, а также на том, что бедные могут обоснованно ожидать помощи со стороны богатых граждан.

В Федеральном законе от 11. 08. 1995 № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительностью понимается «ненасильственная деятельность индивидов по безвозмездной передаче лицам имения, включая денежные средства, бескорыстное проведение работ, предоставление услуг, оказание прочей помощи». Под благотворительностью понимается оказание поддержки другим лицам за счет более высокого уровня личной обеспеченности или наличия свободного времени, при этом оказание такой поддержки не вредит окружающим людям и осуществляется исключительно в рамках закона. В последние годы все чаще употребляется понятие «корпоративная благотворительность», под которой понимается «использование ресурсов компании для помощи нуждающимся или для решения определенных социальных проблем, но при этом не относится к ключевым целям компании» [11] (Frame, 2005). При этом, как правило, сфера вложения средств может быть не связана с основной деятельностью компании.

Кроме того, необходимо различать понятия «некоммерческая организация» и «социальное предпринимательство». Федеральным законом от 12. 01. 96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческой является организация, для которой извлечение прибыли не является основной целью, при этом заработанная прибыль не распределяется между участниками организации. По мнению Дж. Босчи и Дж. Макклург, социальное предприятие является самоокупаемым, в отличие от некоммерческой организации [9] (Boschee, McClurg, 2003). Таким образом, именно доход и его распределение являются маркерами, отличающими социальное предпринимательство от некоммерческих организаций.

Понятие «социальное предпринимательство» часто отождествляют с понятием «социально ответственный бизнес». В работах зарубежных ученых социально ответственный бизнес определяется как предприятие, нацеленное на получение прибыли для своих акционеров, а также поддержку для более широкой общественной пользы [8] (Alter, 2007). Для социально ответственного бизнеса характерен отказ от части при-

были, и, несмотря на это, основной целью предприятия остается получение прибыли, в то время как социальному предприятию свойственен баланс социальных и коммерческих целей; получение прибыли для него является скорее средством достижения социальных целей, чем самой целью. Социальная ответственность бизнеса проявляется в высоком качестве предлагаемых товаров и услуг, благоприятных условиях работы персонала, мероприятиях по охране окружающей среды, инициативности во всевозможных благотворительных программах.

Выделяют предприятия, практикующие социальную ответственность, которые, помимо решения своих финансовых задач, занимаются благотворительностью, что является их отличительной особенностью. Эта особенность помогает им максимизировать прибыль и укрепить рыночные позиции, участвуя при этом в повышении общественного благосостояния. Объединение экономической и социальной миссии в одно целое позволяет модифицировать стратегию и практику ведения бизнеса. Такие предприятия, по нашему мнению, можно отнести к субъектам социального предпринимательства. Однако в том случае, если социально ответственное предприятие является зарегистрированной дочерней компанией, принадлежащей некоммерческой организации, оно не может считаться социальным предприятием.

Анализируя рамки социального предпринимательства, выделим социальное обслуживание и социальный активизм как виды социально полезной деятельности, отличающиеся от социального предпринимательства.

Федеральным законом от 28. 12. 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» к социальному обслуживанию отнесено оказание гражданам социальных услуг, представляющее собой стабильную, периодичную либо разовую поддержку граждан в целях повышения качества их жизни. В соответствии с указанным федеральным законом получателем социальной услуги является лицо, признанное нуждающимся в социальном обслуживании, а поставщиками социальных услуг могут быть юридические лица или индивидуальные предприниматели. Отсюда следует, что субъект социального предпринимательства может выступать в качестве поставщика социальных услуг и осуществлять деятельность по социальному обслуживанию населения. Следует отметить, что отличительной особенностью социального обслуживания является предоставление услуг на бесплатной основе, в противном случае такие услуги не могут быть признаны социальными. Таким образом, социальное обслуживание или предоставление социальных услуг населению может рассматриваться в качестве элемента социального предпринимательства.

Социальный активизм также является видом социально полезной деятельности. Его отличительная особенность - стремление социальных активистов к преобразованиям путем оказания воздействия на государственные органы, потребителей, предприятия. При этом не обязательно оформление организации в качестве института [4]. Этот вид деятельности нельзя отнести к социальному предпринимательству, поскольку он не приносит прибыли, распределяемой между участниками организации.

Заключение

Таким образом, социальное предпринимательство является важным элементом современной экономики. Определить четкие границы социального предпринимательства практически невозможно, главным образом, по причине существенных различий в трактовке данного понятия. Проведенный в данной работе критический анализ существующих подходов к определению границ социального предпринимательства позволяет нам уточнить определение социального предпринимательства: оно представляет собой рациональную экономическую деятельность, направленную на смягчение или решение социально значимых проблем. Определяющими признаками этой деятельности являются социальное воздействие, инновационный характер, наличие финансовых ресурсов для поддержания деятельности, предпринимательский подход и самоокупаемость. Важнейшие отличительные особенности социального предпринимательства - наличие баланса доходов и социального назначения, внедрение социально-экономических инноваций, ускоряющих социальные изменения и способствующих удовлетворению общественных потребностей.

Социальное предпринимательство может принимать разнообразные организационно-правовые формыв зависимости от политических, экономических, социальных и прочих условий функционирования организации, а также поставленных целей и задач. Оно является самостоятельным направлением экономической деятельности. Мы полагаем, что социальное предпринимательство способно оказать сильное влияние не только на формирование и развитие социальной среды, но и на развитие экономики. По нашему мнению, необходимы более глубокое изучение и популяризация феномена социального предпринимательства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Кикал Дж. Лайонс Т. Социальное предпринимательство: миссия - сделать мир луч-

ше. - М.: Альпина Паблишер, 2014

2. Макаревич А.Н., Сазонова Т.Ю. Сущность и специфика социального предпринима-

тельства в России // Российское предпринимательство, 2012. - № 24.

3. Московская А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и

исследования. - М.: Высшая школа экономики, 2011.

4. Селин М. А. Социальное предпринимательство: тенденции, проблемы и перспекти-

вы распространения в современной России. Www.scienceforum.ru. [Электронный ресурс]. URL: www.scienceforum.ru/2013/pdf/5816.pdf.

5. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII-XIX веках (к вопросу о пери-

одизации и понятийном аппарате // Отечественная история, 2003. - № 6.

6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // СПб.: Брокгауз-Ефрон.

1890 -1907. Www.vehi.net. [Электронный ресурс]. URL: www.vehi.net/brokgauz/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капи-

тализма. - М.: Альпина Паблишер, 2009.

8. Alter S. K. Social Enterprise Typology. - Virtue Ven-tures LLC. Nov.27, 2007.

9. Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some

important distinctions. - McClurg, 2003.

10. Dees J.G., Anderson B.B. Sector-Bending: Blurring Lines Between Non-profit and ForProfit // Society. 2003.

11. Frame B. Corporate Social Responsibility: A Challenge for the Donor Community // Development in Practice, 2005.

12. Leadbeater C. The rise of social entrepreneurship. - Demos, 1997.

13. Mair J., Marth I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business, 2006. - № 41.

14. Martin R.L., Osberg S. Social Entrepreneurship: the Case for Definition // Stanford Social Innovation Review. Spring, 2007.

15. Thompson J. The world of the social entrepreneur // International Journal, 2002. - № 15.

16. Zahraa S., Gedajlovicb E., Neubaumc D., Shulman J. A typology of social entrepreneurs: Motives, search processes and ethical challenges // Journal of Business Venturing, 2009. - № 24. -

REFERENCES:

Alter S. K. (2007). Social Enterprise Typology

Boschee J., McClurg J. (2003). Toward a better understanding of social entrepreneurship:

some important distinctions Dees J.G., Anderson B.B. (2003). Sector-Bending: Blurring Lines Between Non-profit

and For-Profit Society. Frame B. (2005). Corporate Social Responsibility: A Challenge for the Donor

Community Development in Practice. 15. Kikal Dzh. Layons T. (2014). Sotsialnoe predprinimatelstvo: missiya - sdelat mir luchshe [Social entrepreneurship: mission - to make the world better] Moskva: Alpina Pablisher. (in Russian). Leadbeater C. (1997). The rise of social entrepreneurship

Mair J., Marth I. (2006). Social entrepreneurship research: A source of explanation,

prediction, and delight Journal of World Business. (41). Makarevich A.N., Sazonova T.Yu. (2012). Suschnost i spetsifika sotsialnogo predprinimatelstva v Rossii [The Nature and Specificity of Social Entrepreneurship in Russia]. Russian Journal of Entrepreneurship. (24). (in Russian).

Martin R.L., Osberg S. (2007). Social Entrepreneurship: the Case for Definition Stanford Social Innovation Review. Spring.

Moskovskaya A.A. (2011). Sotsialnoe predprinimatelstvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social entrepreneurship in Russia and worldwide: practice and research] Moskva : NIU «Vyssh. shkola ekonomiki». (in Russian).

Sokolov A.R. (2003). Rossiyskaya blagotvoritelnost v XVIII-XIX vekakh (k voprosu o periodizatsii i ponyatiynom apparate [The Russian Charity in the XVIIIth-XIXth Centuries (Concerning the Periodization and Key Concepts Involves)]. Otechestvennaya istoriya. (6). (in Russian).

Thompson J. (2002). The world of the social entrepreneur International Journal. (15).

Yunus M., Zholi A. (2009). Sozdavaya mir bez bednosti: sotsialnyy biznes i buduschee kapitalizma [Creating a world without poverty: social business and the future of capitalism] Moskva: Alpina Pablisher. (in Russian).

Zahraa S., Gedajlovicb E., Neubaumc D., Shulman J. (2009). A typology of social entrepreneurs: Motives, search processes and ethical challenges Journal of Business Venturing. (24).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.