Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / инновационное молодежное предпринимательство / стимулирование молодежных предпринимательских инициатив / эволюция инновационного молодежного предпринимательства / entrepreneurship / innovative youth entrepreneurship / stimulation of youth entrepreneurial initiatives / evolution of innovative youth entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В В. Климук

В данной работе представлен поэтапный подход эволюции теорий предпринимательства с переходом к инновационному и инновационному молодежному предпринимательству. Сформирована графическая эволюционная модель предпринимательства в мировых экономических школах. Изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая условия реализации предпринимательских инициатив и стимулирования генерации и внедрения инновационных молодежных идей в практические сферы социально -экономической системы Республики Беларусь. Представлены трактовки категорий «предпринимательство», «инновационное предпринимательство», «молодежное предпринимательство». Сформировано авторское определение понятия «инновационное молодежное предпринимательство». Проанализирована эффективность проводимых стартап-мероприятий в Республике Беларусь на основе открытой статистической информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION AND DEVELOPMENT TRENDS OF INNOVATIVE YOUTH ENTREPRENEURSHIP

This paper presents a step-by-step approach to the evolution of entrepreneurship theories with the transition to innovative and innovative youth entrepreneurship. A graphical evolutionary model of entrepreneurship in world economic schools has been formed. The regulatory and legal framework providing conditions for the implementation of entrepreneurial initiatives and stimulating the generation and implementation of innovative youth ideas in the practical spheres of the socio-economic system of the Republic of Belarus has been studied. The interpretations of the categories "entrepreneurship", "innovative entrepreneurship", "youth entrepreneurship"are presented. The author's definition of the concept "innovative youth entrepreneurship"is formed. The effectiveness of startup events held in the Republic of Belarus is analyzed on the basis of open statistical information.

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

References:

1. Vylkova E.S., Viktorova N.G., Naumov V.N., Pokrovskaya N.V. Cluster analysis of regions of the Russian Federation for identifying territories-drivers of sustainable development: tax component // Bulletin of the Tomsk State University. Economy. -2021. - No. 53. - S. 138-157.

2. Zubarevich N., Mkrtchyan N., Tretyakova E. Socio-economic dynamics and demography of regions (based on the results of regular monitoring by INSAP RANHIGS) // Economic development of Russia. - 2018. - T. 25. - No. 7. - S. 69-81.

3. Kudryavtseva T.Yu., Skhvediani A.E. Analysis of the relationship between cluster specialization and gross regional product // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2018. - T. 11 - No. 5.

4. Rastvortseva S.N. Economic activity of Russian regions // Economic and social changes, facts, trends, forecast. - 2018. - T. 11. - No. 1.

5. Rodionov D.G., Karpenko P.A., Konnikov E.A. Conceptual model for managing the development of regional socioeconomic systems // Economic sciences. - 2021. - No. 197. - S. 163-170.

6. Rodionov D.G., Karpenko P.A., Konnikov E.A. Methodology for quantifying the state of labor resources in the context of managing the development of a regional socio-economic system // Economic Sciences. - 2021. - No. 197. - S. 171-179.

7. Rodionov D.G., Kichigin O.E., Selentieva T.N. Features of assessing the competitiveness of an innovative regional cluster: an institutional approach // Scientific and technical bulletins of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2019. - T. 12. - No. 1.

8. Rodionov D.G., Kudryavtseva T.Yu., Skhvediani A.E. A program for econometric analysis and modeling of regional industry specialization. 2019.

9. Frumkin D. Methodological approaches to the study of socio-economic differentiation of regions // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. - 2008. - No. 3. - S. 206-211.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11345

В.В. Климук - к.э.н., доцент, Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, [email protected],

V.V. Klimuk - Candidate of Economics, Associate Professor, Baranovichi State University, Republic of

Belarus.

ЭВОЛЮЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА EVOLUTION AND DEVELOPMENT TRENDS OF INNOVATIVE YOUTH ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. В данной работе представлен поэтапный подход эволюции теорий предпринимательства с переходом к инновационному и инновационному молодежному предпринимательству. Сформирована графическая эволюционная модель предпринимательства в мировых экономических школах. Изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая условия реализации предпринимательских инициатив и стимулирования генерации и внедрения инновационных молодежных идей в практические сферы социально -экономической системы Республики Беларусь. Представлены трактовки категорий «предпринимательство», «инновационное предпринимательство», «молодежное предпринимательство». Сформировано авторское определение понятия «инновационное молодежное предпринимательство». Проанализирована эффективность проводимых стар-тап-мероприятий в Республике Беларусь на основе открытой статистической информации.

Abstract. This paper presents a step-by-step approach to the evolution of entrepreneurship theories with the transition to innovative and innovative youth entrepreneurship. A graphical evolutionary model of entrepreneurship in world economic schools has been formed. The regulatory and legal framework providing conditions for the implementation of entrepreneurial initiatives and stimulating the generation and implementation of innovative youth ideas in the practical spheres of the socio-economic system of the Republic of Belarus has been studied. The interpretations of the categories "entrepreneurship", "innovative entrepreneurship", "youth entrepreneurship"are presented. The author's definition of the concept "innovative youth entrepreneurship"is formed. The effectiveness of startup events held in the Republic of Belarus is analyzed on the basis of open statistical information.

Ключевые слова: предпринимательство; инновационное молодежное предпринимательство; стимулирование молодежных предпринимательских инициатив; эволюция инновационного молодежного предпринимательства.

Keywords: entrepreneurship; innovative youth entrepreneurship; stimulation of youth entrepreneurial initiatives; evolution of innovative youth entrepreneurship.

Исследование предпринимательства как формы человеческой деятельности является предметом изучения всех научных направлений в экономических, философских, социальных, политических школах. Пройдя различные исторические периоды, предпринимательство признается как один из основных видов человеческой деятельности, основанный на созидании материальных и духовных благ, инициации научно -технического прогресса, развития социально-экономической системы государства.

Изучение теорий предпринимательства, в частности инновационного молодежного предпринимательства, позволяет выявить основные факторы воздействия на эффективность экономического и социального потенциала регионов страны, активизировать уровень вовлеченности молодежи в решение социально -

экономических задач государства, реализовать инновационный потенциал научно -образовательных организаций в кооперации с бизнес-сектором и реальным сектором экономики для повышения конкурентоспособности страны.

Впервые интерес к предпринимательству был проявлен английском экономистом Р. Кантильоном (1680-1734 гг.). Под предпринимательством он понимал любую деятельность, направленную на извлечение прибыли и сопряженную с риском. Основной чертой предпринимателя считал готовность к риску.

Английский экономист А. Смит (1723-1790 гг.) ввел доктрину свободного предпринимательства. Он характеризовал предпринимателя с позиций экономического человека, т.е. человека рационального, эгоистичного, строящего свои планы из принципа получения максимальной выгоды. Такой «экономический эгоизм» заставляет производителей выпускать продукты, нужные потребителям, по максимально низкой цене (выпуск большего объема товаров и лучшего качества по более низким ценам) [16].

Французский ученый Ж.Б. Сэй (1767-1832 гг.) определял предпринимательство как оперирование с факторами производства - извлечение их из того места или сферы, где они дают малый доход, затем перемещение и новая их комбинация в другом месте или сфере, где они дают наибольший доход.

В продолжении направления комбинирования факторов производства характеризовал соединение вещественных и личных факторов К. Маркс, определяя частное применение понятия комбинации факторов, трактующее роль отдельных факторов по отношению к созданию богатства. К. Марксом отводилась предпринимателю пассивная роль - эксплуататора наемного работника. Согласно Марксу, стоимость товара создается только одним фактором - трудом, общественно необходимым для его производства [9].

Американский экономист Ф.А. Уокер (1840-1897) выделял в классовой структуре общества: предпринимателей, от которых отпала функция руководства производством, предпринимателей, выступающих в роли высококвалифицированных администраторов, и рабочих. Предприниматель выступает как наемный агент производства, получающий фиксированную заработную плату.

А. Маршалл (1842-1924 гг.) использовал понятие комбинации факторов в рамках развитого им принципа замещения одной комбинации факторов другой: прежняя, менее проду ктивная комбинация факторов, на определенном этапе сменялась более совершенной, что обеспечивало в результате конкурентоспособность, прибыльность, устойчивость.

Ф. Хайек (1899-1992) и Л.Мизес (1881-1973) рассматривали предпринимательство как один из основных ресурсов экономики наряду с землей, капиталом, трудом, информацией и временем. выдвинул идею о предпринимательской активности как факторе движения к равновесию. Ф. Хайек, Л. Мизес рассматривали предпринимательство как процесс развития идей. Их последователь И. Кирцнер построил теории предпринимательства как процесса перехода от одного равновесного состояния к другому.

Важные результаты в исследовании предпринимательской деятельности получены Й.А. Шумпетером (1883-1950 гг.). Его концепция акцентировала внимание в деятельности предпринимателя на инновационно-сти. Результатом предпринимательской деятельности являются изменения в материальном содержании, формах и способах труда не только в сфере материального производства, но и в других сферах деятельности. В своей теории экономического развития отмечена особенность предпринимателя -новатора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, рынков, технологий. Данные факторы нарушают равновесие экономической системы («шумпетеровский шок») и стимулируют экономический рост, как адаптацию к этому шоку.

В работах американского экономиста Ф. Найта (1885-1972) фактор риска выделен в качестве одного из важнейших признаков предпринимательства и как важнейшая составляющая предпринимательской функции.

Специфическое свойство предпринимательства - ускорять процессы, происходящие в экономике, -отмечает Питер Ф.Друкер (1909-2005), говоря о том, что живой бизнес находится постоянно в состоянии колебаний, поиска нового для удовлетворения потребностей различных сегментов рынка. С одной стороны, на основе своей активности, инициативы, конкурентной борьбы, диверсификации, специализации, предприниматель стремится нарушить существующее равновесии на рынке, а с другой стороны - достичь нового равновесия спроса и предложения, положительных отзывов покупателей и партнеров, устойчивости в развитии. П.Друкер отмечает на инновационный тип мышления предпринимателей, а инновационность - как особый инструмент предпринимательства.

Среди европейских ученых, исследующих вопросы предпринимательства, в частности молодежного, следует особо отметить В.Терзиева, А.Лаздиньша, А.Звирбле, Й.Тимановского, О.Прокопенко, С.Велесько и др., среди азиатских ученых следует выделить Чжао Фен, Ву Путэ, Вей Фен и др.

Среди отечественных ученых-экономистов, изучающих вопросы предпринимательства, следует выделить Л.И. Абалкина, Н.Н. Зарубину, Т.И. Заславскую и др. Эти авторы сформулировали базовые принципы современной предпринимательской деятельности. Для них предпринимательство - это, прежде всего, инициативная, инновационная деятельность, направленная на достижение прибыли посредством производства, реализации товаров и услуг, связанная с самостоятельностью в принятии решений и риском. По мнению российского ученого Л.И. Абалкина, «предпринимательство не только особый вид деятельности, но и определенный стиль и тип поведения, образ мыслей» [22].

Вопросы исследования предпринимательства отражены также в ряде научных работ российских ученых Чаянова А.В., Канторовича Л.В., Кушлина В.И., Половинкина П.Д., Мандрицу В.М., Глущенко Е.В., Орешина

В.П., Капцова А.И., Лапусту М.Г., Горфинкеля Г.Я., Андрееву О.В., Астратову Г.В. и др.

Среди белорусских ученых, занимающихся вопросами исследования сущности предпринимательства, в т.ч. инновационного, его механизмов эффективной реализации, предпринимательской культуры, следует отметить Шимова В.Н., Байнева В.Ф., Хацкевича Г.А., Апанасовича В.В., Пелиха С.А., Яшеву Г.А., Крамаренко А.К. и др.

Так, Шимов В.Н. трактует малое предпринимательство как социально-экономическую систему, представляющую собой совокупность малых субъектов хозяйствования, которые при осуществлении небольшой по объему хозяйственной деятельности стремятся к прибыли, подвергаются рискам и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, изучение дифференцированных точек зрения по вопросу содержания предпринимательства позволяет представить систематизацию концептуальных аспектов по особенностям развития предпринимательства в рамках основных экономических школ, отражающих тенденцию перехода к новому направлению в предпринимательстве - инновационному молодежному предпринимательству (рисунок 1).

Рисунок 1 - Эволюция концепций предпринимательства

Также представим эволюционный график поэтапной трансформации традиционного предпринимательства в инновационное молодежное предпринимательство (рисунок 2).

Рисунок 2 - Эволюционные стадии развития инновационного молодежного предпринимательства

Законодательно понятие «предпринимательство» закреплено в большинстве стран, в т.ч. в Беларуси и России: в Законе Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь», в Гражданском кодексе Российской Федерации (рисунок 3).

Рисунок 3 - Законодательно закрепленные определения категории «предпринимательство» в Беларуси и России

Зарождение инновационного предпринимательства следует отнести к периоду исследований Й.Шумпетера, П.Друкера. Прикладной же характер применения особенностей инновационного развития предпринимательской среды, в первую очередь среди молодежи, следует определять появлением первых университетов предпринимательского типа (40-е гг. XX в.), а также после введения в США законодательных актов - Закона Байя-Доула (Государственный закон № 96-517) и Закона Стивенсона-Уайдлера (Государственный закон № 96-418), которые были приняты в 1980 году. Оба эти закона направлены на стимулирование коммерциализации НИОКР, которые финансировались или разрабатывались правительством. Закон Байя-Доула относится к сфере прав собственности на запатентованные результаты НИОКР, которые были получены за счет правительственного финансирования, но в неправительственных учреждениях, - например, в университетах, некоммерческих исследовательских лабораториях и т.д. Закон Стивенсона-Уайдлера относится к сфере защиты прав собственности на запатентованные результаты НИОКР, которые были получены в ходе совместных исследований правительственных научно-исследовательских лабораторий и внешних партнеров при отсутствии какого-либо прямого финансирования внешнего партнера за счет средств федерального бюджета. [10]

Современный тренд развития национальных, региональных социально-экономических систем направлен на развитие бизнес-компетенций и реализацию предпринимательских инициатив у молодежи, что обусловило вектор формирования инновационного молодежного предпринимательства в Беларуси и за рубежом.

Следует выделить отдельное направление в исследовании вопросов предпринимательства - инновационное молодежное предпринимательство, обусловливающее эффективное использование научно-технического, инновационного потенциала молодежи в решении социально-экономических задач страны. Официально начало развития направления инновационного молодежного предпринимательства можно отнести к 2009 году, с введения в действие нормативно-правового акта о создании малых предприятий при ВУЗах и научных учреждениях - федерального закона Российской Федерации от 02.08.2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». В Беларуси начало развитию инновационного молодежного предпринимательство официально можно определить в 2017 году, согласно приказу Министра образования от 01.12.2017 № 757 «О совершенствовании деятельности учреждений высшего образования на основе модели «Университет 3.0»».

Зарождение же инновационного молодежного предпринимательства в мире можно определить как начало появления первых предпринимательских университетов. История создания университетов предпринимательского типа определяется поиском механизмов развития американских университетов после «Великой депрессии», когда учреждения высшего образования определили единственный путь выхода из этого кризиса - взаимодействие бизнеса и науки. Первым предпринимательским университетом принято считать Стэнфордский университет, определивший главным своим приоритетом высокий уровень научного сотрудничества с бизнес-сообществом, после Второй мировой войны. Также в качестве первых предпринимательских университетов следует отметить Гарвардский университет, Массачусетсткий технологический институт. Примерами европейской модели предпринимательского университета являются Кембриджский университет (Великобритания), Университет Уорвика (Великобритания), Университет Твенте (Нидерладны), Университет Стрэтчклайда (Великобритания), Университет Халмерса (Швеция), Университет Йоэнсуу (Финлядния), Университет Халмерса (Швеция).

В Беларуси для развития предпринимательства, в частности инновационного молодежного предпринимательства, активно с 2012 года реализуются планы стартап-мероприятий, работа по успешной реализации ко-

торых координируется Министерством экономики. С 2021 года централизация управления данными планами стартап-мероприятий передана областным исполнительным комитетам и Минскому городскому исполнительному комитету (например, план стартап-мероприятий Брестской области на 2021 год) [18]. Реализация данных планов позволила существенно увеличить как непосредственно количество стартап-мероприятий, так и количество участников стартап-мероприятий (таблица 1).

Таблица 1 - Статистические данные по количеству стартап-мероприятий и их участников в Беларуси за 2012-2021 гг.

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Количество стартап- мероприятий 167 157 123 171 375 496 792 449 566 В Брестской области -60

Общее количество участников стартап-мероприятий, чел 8100 4179 4866 5168 19840 22628 39720 - - -

Примечание: собственная разработка на основе данных Министерства экономики Республики Беларусь [21]

Путем расчета коэффициентов корреляции между количеством проведенных стартап-мероприятий, общего количества их участников и количества созданных микроорганизаций в Республике Беларусь за 20152019 гг. выявлен высокий уровень зависимости (>0,81), обусловливающий эффективность реализации стартап-мероприятий и необходимость дальнейшего развития стартап-движения в стране (рисунок 4).

0,82

0,818 0,816 0,814 0,812 0,81 0,808

Рисунок 4 - Корреляция количества участников, количества стартап-мероприятий, количества микроорганизаций в Беларуси за 2015-2019 гг.

(Примечание: собственная разработка на основе статистических данных [8])

Расчетные коэффициенты корреляции показывают на высокую зависимость количества участников стартап-мероприятий и количества вновь созданных микро- и малых организаций от количества проведенных стартап-мероприятий в стране, что свидетельствует об их эффективности, а не формальном подходе, и необходимости проведения кроме мероприятий общего (ознакомительного) характера мероприятий специализированных (тематических) с дифференциацией участников по их специализации, потенциальным навыкам и другим характеристикам.

С целью поддержки и дальнейшего активного развития инновационного молодежного предпринимательства в Республике Беларусь утверждена Стратегия развития государственной молодежной политики до 2030 года [24] (рисунок 5).

Рисунок 5 - Основные приоритеты в работе с молодежью в рамках Стратегии развития государственной молодежной политики до 2030 года

На основе исследования предпринимательского потенциала студентов Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey, проводимого в 2018 году [14], отмечена положительная динамика в области развития предпринимательского образования относительно результатов исследования 2016 года. Опрос респондентов - молодежи белорусских университетов - показал рост показателей бизнес-образования (курсы по выбору - увеличение с 10,2 % в 2016 году до 16,6 % в 2017 году; специальные программы по предпринимательству - увеличение с 4,1 % в 2016 году до 4,3 % в 2018 году). Доля белорусских респондентов - молодежи, не проходившей в образовательных учреждениях курсы по развитию бизнес-компетенций, в 2018 году составила 47,2 % (для сравнения: в России - 60,2 %, среднее значение по странам-участникам опроса - 51,9 %).

Актуализация данного направления обусловлена формированием гибкой институциональной платформы, соответствующей нормативно-правовому регулированию стимулирующих мер в предпринимательской деятельности в области реализации инновационных молодежных инициатив. Таким образом, в Республике Беларусь сформирована гибкая, комплексная нормативно -правовая база по стимулированию реализации молодежных предпринимательских инициатив (таблица 2).

Таблица 2 - Нормативно-правовая база стимулирования развития молодежных предпринимательских инициатив в Республике Беларусь

Уровень Наименование документа Содержание в части инновационного молодежного предпринимательства

Стратегия Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года [24] Целью Стратегии является улучшение качества жизни молодежи усиление ее роли в социально-экономическом развитии Республики Беларусь. Инструменты реализации: - Внедрение финансовых и правовых механизмов поддержки инновационного поведения молодежи, в том числе поддержка молодежных стартапов и инициатив, обеспечение участия белорусских команд, обучающихся в тематических международных соревнованиях; - обучение молодежи основам теоретическим и практическим предпринимательской деятельности, предпринимательства, основам предпринимательской деятельности, инвестиционных возможностей; - развитие системы льготного кредитования и микрокредитования для реализации молодежных бизнес-проектов; - расширение инвестиционных механизмов и возможностей получения инвестиций на ранних стадиях развития бизнес-проектов; - реализация механизма поддержки бизнес-инициатив и малого бизнеса посредством стимулирования деятельности частных инвесторов и венчурных фондов, предоставления налоговых и иных льгот для выпускников или впервые получающих предпринимательский опыт молодых людей и развитие иных условий ведения бизнеса.

Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь -страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года [25] Включает раздел «Обучение навыкам предпринимательства и развитие национальной системы бизнес-образования», отражающий приоритетные задачи: - обучение навыкам предпринимательства; - укрепление кадрового потенциала, в том числе развитие национальной системы бизнес-образования.

Продолжение таблицы

Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040» [23] В качестве приоритетов социально-экономического развития определены «Молодежь», «Занятость». Императивы стратегии основываются на науке и инновационных моделях экономического роста для обеспечения национальной безопасности; на реализации научных и инновационных разработок в интересах общества, государства, бизнес-сектора; на интенсификации развития науки преимущественно за счет собственных ресурсов, компетенций, а также международного научно-технического сотрудничества. В разделе «Государственное управление в сфере науки и инноваций» отражена задача: создание новых технопарковых структур, в том числе, ориентированных на вовлечение в науку молодого поколения и обеспечение для молодежи наиболее благоприятных условий для творчества, привлечение к работе в них наиболее талантливых ученых и педагогов; развитие субъектов инновационной инфраструктуры и организаций по коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, инновационно-ориентированных подразделений. В п. 1.3 «Глобальные тренды и ориентиры научно-технологического развития Беларуси до 2040 г.» в качестве глобальных трендов определены: - развитие инновационного предпринимательства; вовлечение частного бизнеса в финансирование исследований и разработок на принципах государственно-частного партнерства; - принципиальное усиление внимания к венчурному инвестированию. Наращивание интеллектуальной составляющей экономического роста Беларуси определяется одним из направлений - усиление взаимодействия в науке и инновациях (инновационное сотрудничество), суть которого - в создании единой «сквозной» системы по основным компонентам инновационного цикла, включение в процесс всех заинтересованных сторон (наука, образование, промышленность, бизнес-сектор, неправительственные некоммерческие организации, госуправление), в том числе с использованием трансфера технологий и технологических платформ.

Директива, декрет О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь [12] В качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства, что возможно с помощью следующих задач: - усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела. Сформировать экономические стимулы к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций); - включить в программы повышения квалификации руководителей и специалистов государственных органов вопросы стимулирования предпринимательской и иной инициативной деятельности граждан во всех сферах экономики страны; - создать эффективную национальную систему делового образования.

О развитии предпринимательства [13] Определены условия для осуществления экономической деятельности субъектами хозяйствования в различных сферах, в области налогообложения, регистрации субъектов хозяйствования, требований пожарной безопасности с целью создания благоприятной среды для развития делового климата в стране.

Государств енная программа Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 гг. [4] Определяет основные приоритеты: - стимулирование деловой инициативы граждан; - улучшение деловой среды для роста предпринимательской активности; - стимулирование субъектов малого и среднего предпринимательства к созданию высокопроизводительных, экспортоориентированных и инновационных организаций.

Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы [5] Включает подпрограмму 10 «Молодежная политика». Одно из ключевых направлений - профессиональная самореализация, карьерный рост, молодежное предпринимательство. Мероприятия по вовлечению молодежи в различные виды занятости, инновационную деятельность, повышению ее предпринимательской активности (стартап-мероприятия, форумы, конференции, семинары, фестивали, конкурсы, акции, проекты и другое)

Продолжение таблицы

Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы [6] Одна из задач - содействие молодежной занятости в целях приобретения опыта практической работы. Одно из мероприятий - содействие безработным в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма путем оказания консультативной, методической и правовой помощи, обучения правовым и финансовым основам предпринимательской деятельности, предоставления финансовой поддержки в виде субсидий.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг. [19] В разделе «Экономическое, трудовое и профессиональное воспитание» отражены мероприятия по формированию экономической культуры и финансовой грамотности учащихся, популяризации предпринимательства, а также мероприятия, направленные на создание и поддержку учебных фирм, компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов, стартап-центров, трансляцию опыта участия обучающихся в предпринимательской деятельности.

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы [20] В разделе 4 «Улучшение качества жизни населения» содержатся пункты: 1) «Создание возможностей для развития и самореализации молодежи», включающий направления: - формирование целостной системы поддержки и сопровождения талантливой и одаренной молодежи; - создание условий и возможностей для научной, творческой и предпринимательской активности молодых граждан, их саморазвития; - усиление гражданско-патриотического воспитания молодежи, содействие формированию культурных и нравственных ценностей. 2) «Повышение качества образования»: - формирование у учащихся учреждений общего среднего образования инновационных навыков (для развития изобретательства и предпринимательства); - развитие программ дополнительного образования взрослых для формирования модели университета «предпринимательский университет», внедрение современных программ обучения в сфере бизнес-образования.

Актуализация направлений развития молодежных инициатив отмечена в документе Генассамблеи ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», включающем 17 глобальных целей и 169 задач. К направлениям развития инновационного молодежного предпринимательства следует отнести ряд целей и соответствующих задач (рисунок 6).

Цель 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех»

•К 2030 году существенно увеличить число молодых и взрослых людей, обладающих востребованными навыками, том числе профессионально-техническими навыками, для трудоустройства, получения достойной работы и занятий предпринимательской деятельностью.

Цель 8 «Содействие поступательному, всеохватному и

устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех»

/-N

Цель 9 «Созд ание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям»

у _А

Цель 17 «Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития»

•Содействовать проведению ориентированной на развитие политики, которая способствует производительной деятельности, созданию достойных рабочих мест, предпринимательству, творчеству и инновационной деятельности, и поощрять официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий, в том числе посредством предоставления им доступа к финансовым услугам

•К 2030 году обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех женщин и мужчин, в том числе молодых людей и инвалидов, и равную оплату за труд равной ценности

•К 2020 году существенно сократить долю молодежи, которая не работает, не учится и не приобретает профессиональных навыков

•Расширять сотрудничество по линии Север-Юг и Юг-Юг, а также трехстороннее региональное и международное сотрудничество в областях науки, техники и инноваций и доступ к соответствующим достижениям: активизировать обмен знаниями на взаимно согласованных условиях, в том числе благодаря улучшению координации между существующими механизмами, в частности на уровне Организации Объединенных Наций, а также с помощью глобального механизма содействия передаче технологий

•Активизировать научные исследования, наращивать технологический потенциал промышленных секторов во всех странах, особенно развивающихся странах, в том числе путем стимулирования к 2030 году инновационной деятельности и значительного увеличения числа работников в сфере НИОКР в расчете на 1 млн. человек, а также государственных и частных расходов на НИОКР

У

Л

Рисунок 6 - Цели устойчивого развития и соответствующие задачи в области развития инновационного молодежного предпринимательства (Примечание: собственная разработка на основе данных [26])

Особая важность и значимость вопроса реализации предпринимательских инициатив, в т.ч. молодежных, ежегодно подчеркивается и актуализируется, с учетом изменяющихся условий функционирования социально-экономической системы, геополитической ситуации, Главами государств. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко отмечает: «Мы делаем ставку на молодежь, когда говорим об инновационном пути развития экономики, модернизации производства, обновлении руководящего корпуса на всех уровнях» [15].

Развитие инновационного, в т.ч. молодежного, предпринимательства обусловливает необходимость наличия единого подхода к определению самого понятия, которое в стране и за рубежом законодательно не закреплено. Также в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых данное понятие не представлено. Имеется представление только о части его компонент, например, «инновационное предпринимательство», «молодежное предпринимательство», «студенческое предпринимательство» (таблица 3).

Таблица 3 - Определения категорий «инновационное предпринимательство», «молодежное предпринимательство»

Авторы Содержание

Кощеева Д.И., Маляшова А.Ю. [7] Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Богданова И.М., Грачёв Д.А. [1] Молодежное предпринимательство - это вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется гражданами Российской Федерации, в статусе индивидуальных предпринимателей, относящихся к возрастной группе до 35 лет, а также коммерческими организациями, в составе учредителей которых находятся граждане Российской Федерации в возрасте до 35 лет, а штат сотрудников на 70 % сформирован из граждан Российской Федерации, не достигших 35 лет

Петросян С.Г. [17] Молодежное предпринимательство в работе понимается как осуществление предпринимательской деятельности субъектами молодежного предпринимательства: особой социальной группой, характеризующейся набором специфических свойств (гибкость, адаптивность, инновационность), направленное в первую очередь на самореализацию и социальную адаптацию молодежи, а также на обеспечение молодежью рабочими местами и достойным заработком

Вдовина Д.М. [3] О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации: проект Федерального закона [11] Молодежное предпринимательство - это предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 % [3]

Борисова Л.М. [2] Инновационное предпринимательство - это особый новаторский предпринимательский процесс создания нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации

На основе представленной категоризации автором сделана попытка представить определение понятия «инновационное молодежное предпринимательство» - это самостоятельная инициативная деятельность граждан, не достигших 31 года*, или деятельность юридических лиц, учредителями которых являются лица, не достигшие 31 года, и штатный состав которых включает не менее 70 % лиц, не достигших 31 года, направленная на получение экономического и социального эффектов путем использования полученных ими результатов научной, научно-технической или инновационной деятельности.

(*Возрастной ценз - согласно установленного возраста для категории «молодежь» в конкретной стране).

Таким образом, представленное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. Развитие инновационного молодежного предпринимательства эволюционирует периодами «традиционное предпринимательство», «инновационное предпринимательство», «инновационного молодежное предпринимательство».

2. Отсутствует официально закрепленное нормативно-правовыми актами определение категории «инновационное молодежное предпринимательство», что обусловило актуальность разработки авторской трактовки данного понятия.

3. В Республике Беларусь сформирована гибкая многокомпонентная нормативно-правовая база стимулирования реализации молодежных инициатив, которая должна в перспективе развиваться в направлении применения новых финансовых инструментов для активизации молодежных научно-технических, инновационных инициатив, кооперации науки, бизнеса и реального сектора экономики.

4. Отмечена тенденция роста желания у молодежи создания собственного бизнеса, что обусловливает необходимость совершенствования образовательных программ учреждений образования в направления развития предпринимательских компетенций в векторе трансформации традиционных университетов (модель «Университет 2.0») в новую модель - предпринимательский университет (модель «Университет 3.0»), что обеспечит развитие национальной социально-экономической системы. В процессе проводимых опросов белорусской уни-

верситетской молодежи, а также молодежи других стран, выявлены проблемные аспекты в системе бизнес-образования и инструментов (в частности финансовых), стимулирующих создание собственных организаций в рамках инновационного молодежного предпринимательства.

Источники:

1. Богданова И.М., Грачёв Д.А. Молодежное инновационное предпринимательство в России // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 9. - С.2-5.

2. Борисова Л.М. Инновационное предпринимательство: учебное пособие / Л.М. Борисова, Е.А. Таран, Е.А. Ти-тенко; Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета,

2013. - 235 с.

3. Вдовина Д.М. Концептуальные основы определения понятия «молодёжное предпринимательство» / Молодой ученый. - 2021. - № 17 (359). - С. 86-88. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/359/80252/. - Дата доступа: 02.07.2021.

4. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021 -2025 гг. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №56 от 29.01.2021 г.

5. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021 -2025 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2021 №57.

6. Государственная программа «Рынок труда и содействие занятости» на 2021-2025 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 №777.

7. Кощеева Д.И., Маляшова А.Ю. Курс: Организация малого инновационного предприятия. Виртуальная среда обучения Казанского национального исследовательского технологического университета. - Режим доступа: https://moodle.kstu.ru/course/view.php?id=5060#section-3.

8. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: стат. буклет. - Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. - 45 с.

9. Меснянкина Е.А. Предпринимательство в теориях Р.Кантильона, К.Маркса и И.Шумпетера: сравнительный анализ. - Режим доступа: http://www.esa-conference.ru. - Дата доступа: 28.06.2021.

10. Никитина А.Г. Зарубежный опыт регулирования прав на результаты интеллектуальной деятельности / Бизнес в законе. - №5. - 2013. - С. 52-55.

11. О молодежи и государственной молодежной политике в Российской Федерации: проект Федерального закона // Национальный совет молодежных и детских объединений. - Режим доступа: http://youthrussia.ru/wp-content/uploads/2018/02/proect_fz_molodej.pdf. - Дата доступа: 20.07.2021.

12. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь. Директива Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4.

13. О развитии предпринимательства №7 от 23.11.2017 г. Декрет Президента Республики Беларусь.

14. Отчет об исследовании предпринимательского потенциала студентов Global University Entrepreneurial Spirit Students' Survey. - Режим доступа: https://guesss.uca.es/. - Дата доступа: 20.07.2021.

15. Официальный сайт Президента Республики Беларусь. - Режим доступа: https://president.gov.by/ru/president /molodjozhi.

16. Паевская С.Л. Научные концепции предпринимательства в экономической истории / Инновации и инвестиции. -

2014. - №12. - С. 36-38.

17. Петросян С.Г. Организационно-экономический механизм поддержки молодежного предпринимательства в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. Наук. - Москва, 2012. - Режим доступа: https://guu.ru/files/referate/petrosyan.pdf.

18. План проведения стартап-мероприятий на 2021 год. Сайт Брестского областного исполнительного комитета. -Режим доступа: http://brest-region.gov.by/index.php/ekonomika/predprinimatelstvo/12085-plan-provedeniya-startap-meropriyatij-na-2021-god. - Дата доступа: 20.07.2021.

19. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 -2025 гг. Постановление Министерства образования Республики Беларусь № 312 от 31.12.2020 г.

20. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 годы. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Osnovnye-polozhenija-proekta-PSER-na-2021-2025.pdf.

21. Сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/news-ru/view/ministr-ekonomiki-utverdil-plan-startap-meroprijatij-na-2020-god-45116-2020/. - Дата доступа: 20.07.2021.

22. Современные отечественные теории предпринимательства. - Режим доступа: https://studref.com/621501/ sotsiologiya/sovremennye_otechestvennye_teorii_predprinimatelstva. - Дата доступа: 20.07.2021.

23. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040». Постановление Президиума Национальной академии наук Беларуси №17 от 26.02.2018 г.

24. Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.2021 №349.

25. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №478 от 17.10.2018 г.

26. Цели в области устойчивого развития. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.

References:

1. Bogdanova I. M., Grachev D. A. Youth innovative entrepreneurship in Russia / / Innovations and investments. - 2017. -No. 9. - p. 2-5.

2. Borisova L. M. Innovative entrepreneurship: a textbook / L. M. Borisova, E. A. Taran, E. A. Titenko; Tomsk Polytechnic University. - Tomsk: Publishing house of Tomsk Polytechnic University, 2013. - 235 p.

3. Vdovina D. M. Conceptual foundations of the definition of the concept of "youth entrepreneurship" / Young scientist. -2021. - № 17 (359). - Pp. 86-88 - - Access mode: https://moluch.ru/archive/359/80252/. - Access date: 02.07.2021.

4. The State program "Small and medium-sized entrepreneurship" for 2021-2025. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 56 of 29.01.2021.

5. The State program "Education and Youth Policy" for 2021-2025. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 57.

6. 6 of 29.01.2021. The State program "Labor Market and employment promotion" for 2021-2025. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 777 of 30.12.2020.

7. Kosheeva D. I., Malashova A. Yu. Course: Organization of a small innovative enterprise. Virtual learning environment of the Kazan National Research Technological University. - Access mode: https://moodle.kstu.ru/course /view.php?id=5060#section-3.

8. Small and medium-sized enterprises in the Republic of Belarus: stat. the booklet. - National Statistical Committee of the Republic of Belarus, 2020. - 45 p.

9. Mesnyankina E. A. Entrepreneurship in the theories of R. Cantillon, K. Marx and I. Schumpeter: a comparative analysis. - Access mode: http://www.esa-conference.ru. - Access date: 28.06.2021.

10. Nikitina A. G. Foreign experience in regulating the rights to the results of intellectual activity / Business in law. - No. 5. - 2013. - pp. 52-55.

11. On youth and state youth policy in the Russian Federation: draft Federal Law / / National Council of Youth and Children's Associations. - Access mode: http://youthrussia.ru/wp-content/uploads/2018/02/proect_fz_molodej.pdf. - Access date: 20.07.2021.

12. On the development of entrepreneurial initiative and stimulation of business activity in the Republic of Belarus. Decree of the President of the Republic of Belarus No. 4 dated December 31, 2010.

13. On the development of entrepreneurship No. 7 of 23.11.2017 Decree of the President of the Republic of Belarus.

14. Report on the study of the entrepreneurial potential of students of the Global University Entrepreneurial Spirit Students ' Survey. - Access mode: https://guesss.uca.es/ - - Access date: 20.07.2021.

15. Official website of the President of the Republic of Belarus. - Access mode: https://president.gov.by /ru/president/molodjozhi.

16. Paevskaya S. L. Scientific concepts of entrepreneurship in economic history / Innovations and investments. - 2014. -No. 12. - pp. 36-38.

17. Petrosyan S. G. Organizational and economic mechanism of support of youth entrepreneurship in Russia. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economics. Sciences'. - Moscow, 2012. - Access mode: https://guu.ru/files/referate /petrosyan.pdf.

18. The plan of holding startup events for 2021. Website of the Brest Regional Executive Committee. - Access mode: http://brest-region.gov.by/index.php/ekonomika/predprinimatelstvo/12085-plan-provedeniya-startap-meropriyatij-na-2021-god. - Access date: 20.07.2021.

19. The program of continuous education of children and students for 2021-2025. Resolution of the Ministry of Education of the Republic of Belarus No. 312 of 31.12.2020.

20. The program of socio-economic development of the Republic of Belarus for 2021-2025. - Access mode: http://www.economy. gov.by/uploads/files/macro-prognoz/Osnovnye-polozhenija-proekta-PSER-na-2021-2025.pdf.

21. Website of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus. - Access mode: http://www.economy.gov.by/ru/news-ru/view/ministr-ekonomiki-utverdil-plan-startap-meroprijatij-na-2020-god-45116-2020/.- Access date: 20.07.2021.

22. Modern domestic theories of entrepreneurship. - Access mode: https://studref.com/621501/sotsiologiya/sovremennye _otechestvennye_teorii_predprinimatelstva. - Access date: 20.07.2021.

23. Strategy "Science and Technology: 2018-2040". Resolution of the Presidium of the National Academy of Sciences of Belarus No. 17 of 26.02.2018.

24. Strategy for the development of the state youth policy in the Republic of Belarus until 2030. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 349 of 19.06.2021.

25. Strategy for the development of small and medium-sized businesses "Belarus - a country of successful entrepreneur-ship" for the period up to 2030. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 478 of 17.10.2018.

26. The Sustainable Development Goals. - Access mode: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.