Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновационное молодежное предпринимательство / финансирование молодежных предпринимательских инициатив / Государственная программа «Образование и молодежная политика» / система показателей оценки эффективности молодежного предпринимательства / уровень развития инновационного молодежного предпринимательства / финансирование молодежных инициатив / инновационная идея / бизнесмодель / innovative youth entrepreneurship / financing of youth entrepreneurial initiatives / State program "Education and youth policy" / system of indicators for evaluating the effectiveness of youth entrepreneurship / level of development of innovative youth entrepreneurship / financing of youth initiatives / innovative idea / business model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.В. Климук

В данной работе сформирована компонентная система финансовой поддержки инициатив в сфере молодежного предпринимательства в Республике Беларусь. Представлена организационно-структурная система поддержки стимулирования инновационной активности молодежи в области технологического и социального предпринимательства. Данная система включает следующие системы: грантовую, кредитно-финансовую, инвестиционную (венчурную), спонсорскую. Проанализирована нормативно-правовая среда, представляющая собой институциональную поддержку стимулирования инновационных молодежных инициатив в сфере предпринимательства, в направлении созданных условий для получения финансовой поддержки молодежных проектов, стимулирования инновационных молодежных идей для реального сектора экономики, бизнеса, социальной сферы страны. Систематизирован комплекс нормативно-правовых актов – инструментов материального стимулирования инновационного молодежного предпринимательства, основанных на бюджетном и комбинированном финансировании. Изучен комплекс белорусских и зарубежных грантодателей (фондов) в сфере финансирования молодежных инициатив в направлении реализации научных, инновационных проектов. Проанализирована эффективность реализации Государственных программ «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 гг. и на 2021-2025 гг. в Республике Беларусь по направлениям, связанным с финансированием инициатив молодежи в сфере инновационного предпринимательства, и объемам финансирования: общее среднее образование, профессионально-техническое и среднее специальное образование, высшее образование, научно-ориентированное образование, дополнительное образование взрослых, дополнительное образование детей и молодежи, молодежная политика, обеспечение финансирования системы образования. Выявлен факт отсутствия в официальной статистической информации индикаторов состояния развития молодежного предпринимательства, поэтому автором предложена система из 5 показателей, рекомендуемых для включения в статистические сборники и оперативной отчетности национальным статистическим агентствам с целью оценки состояния развития инновационного молодежного предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF INNOVATIVE YOUTH ENTREPRENEURSHIP PROJECTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In this paper, a component system of financial support for initiatives in the field of youth entrepreneurship in the Republic of Belarus is formed. The organizational and structural system of support for stimulating the innovative activity of young people in the field of technological and social entrepreneurship is presented. This system includes the following systems: grant, credit and financial, investment (venture), sponsorship. The article analyzes the regulatory and legal environment, which is an institutional support for stimulating innovative youth initiatives in the field of entrepreneurship, in the direction of the created conditions for obtaining financial support for youth projects, stimulating innovative youth ideas for the real sector of the economy, business, and the social sphere of the country. The complex of normative-legal acts – instruments of material stimulation of innovative youth entrepreneurship, based on budget and combined financing, is systematized. The complex of Belarusian and foreign grant-givers (funds) in the field of financing youth initiatives in the direction of implementing scientific and innovative projects has been studied. The effectiveness of the implementation of the State programs "Education and Youth Policy" for 2016-2020 and for 2021-2025 is analyzed. in the Republic of Belarus, in the areas related to the financing of youth initiatives in the field of innovative entrepreneurship, and the amount of funding: general secondary education, vocational and specialized secondary education, higher education, science-oriented education, additional adult education, additional education of children and youth, youth policy, ensuring the financing of the education system. The fact that there are no indicators of the state of development of youth entrepreneurship in official statistical information is revealed, therefore, the author proposes a system of 5 indicators recommended for inclusion in statistical collections and operational reporting to national statistical agencies in order to assess the state of development of innovative youth entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

16. Faiza Manzoor and Other (2019). The Contribution of Sustainable Tourism to Economic Growth and Employment in Paki-stan, International Journal of Environmental Research and Public Health..Number 19, Volume 16.https://www.mdpi.com/ 1660-4601/16/19/3785/htm?fbclid=IwAR1_ncwDsbyuG3pz8UyZvDKSR8Z0RDJ2ePFmlC-oN_wecKtD 4nzVyUXxHsE.

17. Vorobey E., Belosluttceva L., Fesenko O. Corporate social responsibility in state regulation of sustainable development // In the collection: E3S Web of Conferences. 2019. p. 08004.

18. World Tourism Organization (2020). Tourism Statistical Data Set Database//https://www.unwto.org/?fbclid =IwAR38TrGlVaUrHGBaW592dw0qMBTvibAve0PI3ml9klKFH81cDhZV2udQpjg.

19. World Travel & Tourism Council (2020). Global Economic Impact and Trend"-P:11// file:///C:/Users/jusei/ Down-loads/Global_Economic_Impact_&_Trends_2020.pdf.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11384

В.В. Климук - к.э.н., доцент, проректор по научной работе, Барановичский государственный университет; klimuk-vv@yandex.ru,

V.V. Klimuk - Candidate of Economics, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Baranovichi State University.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ИННОВАЦИОННОГО МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ FINANCING OF INNOVATIVE YOUTH ENTREPRENEURSHIP PROJECTS IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация. В данной работе сформирована компонентная система финансовой поддержки инициатив в сфере молодежного предпринимательства в Республике Беларусь. Представлена организационно-структурная система поддержки стимулирования инновационной активности молодежи в области технологического и социального предпринимательства. Данная система включает следующие системы: грантовую, кредитно-финансовую, инвестиционную (венчурную), спонсорскую. Проанализирована нормативно-правовая среда, представляющая собой институциональную поддержку стимулирования инновационных молодежных инициатив в сфере предпринимательства, в направлении созданных условий для получения финансовой поддержки молодежных проектов, стимулирования инновационных молодежных идей для реального сектора экономики, бизнеса, социальной сферы страны. Систематизирован комплекс нормативно-правовых актов - инструментов материального стимулирования инновационного молодежного предпринимательства, основанных на бюджетном и комбинированном финансировании. Изучен комплекс белорусских и зарубежных грантодателей (фондов) в сфере финансирования молодежных инициатив в направлении реализации научных, инновационных проектов. Проанализирована эффективность реализации Государственных программ «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 гг. и на 2021-2025 гг. в Республике Беларусь по направлениям, связанным с финансированием инициатив молодежи в сфере инновационного предпринимательства, и объемам финансирования: общее среднее образование, профессионально-техническое и среднее специальное образование, высшее образование, научно-ориентированное образование, дополнительное образование взрослых, дополнительное образование детей и молодежи, молодежная политика, обеспечение финансирования системы образования. Выявлен факт отсутствия в официальной статистической информации индикаторов состояния развития молодежного предпринимательства, поэтому автором предложена система из 5 показателей, рекомендуемых для включения в статистические сборники и оперативной отчетности национальным статистическим агентствам с целью оценки состояния развития инновационного молодежного предпринимательства.

Abstract. In this paper, a component system of financial support for initiatives in the field of youth entrepre-neurship in the Republic of Belarus is formed. The organizational and structural system of support for stimulating the innovative activity of young people in the field of technological and social entrepreneurship is presented. This system includes the following systems: grant, credit and financial, investment (venture), sponsorship. The article analyzes the regulatory and legal environment, which is an institutional support for stimulating innovative youth initiatives in the field of entrepreneurship, in the direction of the created conditions for obtaining financial support for youth projects, stimulating innovative youth ideas for the real sector of the economy, business, and the social sphere of the country. The complex of normative-legal acts - instruments of material stimulation of innovative youth entrepreneurship, based on budget and combined financing, is systematized. The complex of Belarusian and foreign grant-givers (funds) in the field of financing youth initiatives in the direction of implementing scientific and innovative projects has been studied. The effectiveness of the implementation of the State programs "Education and Youth Policy" for 2016-2020 and for 2021-2025 is analyzed. in the Republic of Belarus, in the areas related to the financing of youth initiatives in the field of innovative entrepreneurship, and the amount of funding: general secondary education, vocational and specialized secondary education, higher education, science-oriented education, additional adult education, additional education of children and youth, youth policy, ensuring the financing of the education system. The fact that there are no indicators of the state of development of youth entrepreneurship in official statistical information is revealed, therefore, the author proposes a system of 5 indicators recommended for inclusion in statistical collections and operational reporting to national statistical agencies in order to assess the state of development of innovative youth entrepreneurship.

Ключевые слова: инновационное молодежное предпринимательство; финансирование молодежных предпринимательских инициатив; Государственная программа «Образование и молодежная политика»; система показателей оценки эффективности молодежного предпринимательства; уровень развития инновационного молодежного предпринимательства; финансирование молодежных инициатив; инновационная идея; бизнес-модель.

Keywords: innovative youth entrepreneurship; financing of youth entrepreneurial initiatives; State program "Education and youth policy" ; system of indicators for evaluating the effectiveness of youth entrepreneurship; level of development of innovative youth entrepreneurship; financing of youth initiatives; innovative idea; business model.

Одним из важнейших этапов, обусловливающих успешную реализацию инновационных, научных проектов, является финансовая поддержка. Особенно данный аспект касается проектов в сфере инновационного молодежного предпринимательства, когда имеется, в основном, идея и план дальнейших действий, но не имеется источников финансирования реализации данной идеи.

В Республике Беларусь созданы благоприятные организационно-правовые, финансово-экономические условия для развития инновационного молодежного предпринимательства, которые, ориентируясь на изменяющиеся социально-экономические, геополитические факторы, совершенствуются с целью гибкой и оперативной адаптации к «новой нормальности» и внедрения в практические сферы экономической и социальной системы государства.

Финансовая поддержка молодежных инициатив в Беларуси обеспечивается на основе системы гранто-вой, кредитно-финансовой, инвестиционной (венчурной) и спонсорской поддержки, обеспечивая различные подходы к инструментам и условиям финансирования (рисунок 1).

Грантовая система -

* Выделение обоснованной суммы денежных средств для реализации инициативы на безвозмездных условиях

* Выделение фиксированной суммы денежных средств и или материально-технических ценностей, безмозмездного пользования (оплаты работ, услуг) для реализации инициативы безвозмездно

Кредитно-финансовые инструменты -

* Предоставление банковскими организациями всей или часта запрошенной суммы денежных средств на условиях срочности и возвратности

Инвестиционное (венчурное) финансирование -

* Вложение денежных средств (имущества) в реализацию рисковой инновационной молодежной инициативы в сфере технологического или социального предпринимательства, обеспечивающих эффективное полное или частичное ее выполнение на условиях долгосрочного периода возврата выделенных средств (суммы) с выплатой дивидендов или участием в имущественных правах вновь созданной компании (или уже функционирующей)

Спонсорская помощь (иностранная безвозмездная помощь) —

* Выделение организациями-партнерами или физическими лицами (вт.ч. иностранными) запрошенной или другой, возможной для спонсора, суммы денежных средств (имущества) в целях реализации инновационной молодежной инициативы на условиях их безвозвратности и целевом использовании

Рисунок 1 - Компонентная система финансовой поддержки инициатив в сфере молодежного предпринимательства (Примечание. Разработано автором на основе материалов исследования)

В последние 10 лет в Беларуси и за рубежом всё большее распространение в качестве механизма финансирования инновационных молодежных инициатив в сфере предпринимательства получает грантовая поддержка, наряду с которой в программных документах социально-экономического развития поставлена задача активизации практики использования венчурного финансирования. Грантовые программы, фонды поддержки науки, инноваций (назовем «грантодатели») позволяют на конкурсной основе принять участие

индивидуально или коллективом единомышленников в отборе предложенных инициатив с целью выделения заранее запрошенной, обоснованной (на основе технико -экономических расчетов) суммы на реализацию проекта или установленного фиксированного финансового выигрыша в качестве стартового капитала для запуска стартап-проекта. В Беларуси сеть грантодателей постепенно расширяется, обусловленная новыми приоритетами социально-экономического развития государства, активизацией молодежных инициатив в научной, инновационной, бизнес- и социальной сферах, сильной поддержкой молодежных инициатив государством.

Институциональная поддержка стимулирования инновационных молодежных инициатив в сфере предпринимательства основана на ряде нормативно -правовых актов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Нормативно-правовая платформа по развитию инновационного молодежного предпринимательства

Примечание. Составлено по: [Стратегия развития государственной молодежной политики..., 2021; Стратегия развития малого и среднего предпринимательства., 2018; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы., 2021; Стратегия «Наука и технологии: 2018 -2024»., 2018; О развитии предпринимательской инициативы., 2020; Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи ., 2020]

Непосредственно в направлении оказания финансовой поддержки в области реализации инновационных молодежных инициатив в Республике Беларусь сформирована развитая система материального стимулирования, основанная на бюджетном и комбинированном финансировании (рисунок 3).

Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357 «О порядке формирования и использования средств инновационных фондов»

•Инновационные фонды нацелены на финансирование развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности национальной экономики, формирования и развития инновационной инфраструктуры, выполнения новейших исследований и разработок, инновационных проектов, а также других мероприятий и работ. Финансирование осуществляется при выполнении ряда критериев: средний уровень добавленной стоим ости на одного работающего (соответствующего уровню ЕС), экспортная ориентированность, инновационность продукции/услуг в рамках проекта.

Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. №59 "О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств"

'Обязательной коммерциализации подлежат результаты научной и научно-технической деятельности, полностью или частично созданные за счет государственных средств.

•Не подлежат обязательной коммерциализации созданные полностью или частично за счет государственных средств:: результаты фундаментальных научных исследований; результаты прикладных научных исследований, имеющие промежуточный или побочный характер; результаты прикладных научных исследований, являющиеся объектами авторского права, направленные на достижение только социального эффекта и (или) использование для

собственных нужп._

Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»

•Указываются формы оказания Безвозмездной (спонсорская) помощи. Определяются конкертные цели ее использования получателями._

Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 г. №3 "Об иностранной безвозмездной помощи"

•Определяется порядок регистрации, налогообложения, использования иностранной безмоздной помощи Определяется конкертные цели ее использования._

Указ Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 г. №460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь"

•Определяеются условия использования, регистрации, налогообложения полученной помощи.

Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2013 г. №425 "О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре"

•Определяются порядоке и условия предоставления и выплаты грантов Президента Республики Беларусь руководителям и специалистам организаций, внесшим значительный вклад в развитие соответствующей отрасли и участвующим в реализации приоритетных научных, инновационных проектах._

Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 г. № 398 «О социальной поддержке обучающихся»

•Определяются условия выплаты стипендий Президента Республики Беларусь для обучающихся как средства стимпуирования научнол-исследовательской активности._

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 24.06.2014 г. №561 "Положение о порядке проведения конкурса научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов для их выполнения за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерством образования на выделение грантов"

•Определяется порядок и условия предоставления грантов на проведение НИР по приоритетным направлениям научных исследований молодежью как средства стимулирования научной, инновационной активности и выполнения качественных диссертационных исследований.

Рисунок 3 - Нормативно-правовое стимулирование активности инновационного молодежного предпринимательства в Республике Беларусь в направлении оказания финансовой поддержки

Примечание. Составлено по: [О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности., 2013; О порядке формирования и использования средств инновационных фондов., 2012; О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи., 2005; Об иностранной безвозмездной помощи., 2020; О международной технической помощи., 2003; О грантах Президента Республики Беларусь., 2013; О социальной поддержке обучающихся., 2011; Положение о порядке проведения конкурса научно -исследовательских работ ., 2014]

Представим основные грантодатели в Беларуси в направлении финансового стимулирования реализации проектов в сфере инновационного молодежного предпринимательства (таблица 1).

Таблица 1 - Основные грантодатели в Беларуси в направлении финансовой поддержки молодежных инновационных инициатив

Наименование грантодателя Направления оказания финансовой или иной поддержки молодежной инициативы

Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований Обеспечивает финансирование фундаментальных и поисковых исследований в области естественных, технических, общественных и гуманитарных наук, выполняемых научными организациями и учреждениями высшего образования по приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь

Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь Координация деятельности республиканских органов государственного управления, организаций в сферах научно-технической и инновационной деятельности. Содействие местным исполнительным и распорядительным органам в формировании и проведении региональной научно-технической и инновационной политики. Проведение единой государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества

Национальная академия наук Беларуси Организация и координация фундаментальных и прикладных научных исследований, выполняемых всеми субъектами научной деятельности, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, разработок, организационно -техническое обеспечение проведения государственной научной экспертизы

Белорусский инновационный фонд Создание новых механизмов финансирования инновационных проектов, а также разработки комплексной системы мер, стимулирующих и поддерживающих отечественного производителя. Белорусский инновационный фонд финансирует, как правило, высокотехнологичные и наукоемкие проекты

Фонды отраслевых министерств (ведомств) (Министерство образования Республики Беларусь) Финансирование научной, инновационной деятельности соответствующих отраслей на проведение научных исследований, научно-технические разработки

Местные инновационные фонды Обеспечение финансирования проведения научно-исследовательских, научно-технических, инновационных проектов, в первую очередь, приоритетных для соответствующего региона

Ассоциация по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего» Деятельность ассоциации нацелена на поддержку инициатив образовательных учреждений страны, направленных на развитие STEM-вектора, профориентационные мероприятия, популяризацию науки, ГГ, изобретательства и предпринимательства

Примечание. Разработано автором на основе материалов исследования.

За рубежом также активно развивается система грантовой поддержки молодежных инициатив, отдельные компоненты которой также доступны для граждан нашей страны (таблица 2).

Таблица 2 - Основные зарубежные грантодатели, обеспечивающие финансовую или иную поддержку реализации молодежных инициатив, в т.ч. граждан Республики Беларусь

Наименование грантодателя Направления оказания финансовой или иной поддержки молодежной инициативы

1 2

Австрийский научный фонд (Austrian Science Fund) Является основной организацией Австрии, финансирующей проведение фундаментальных исследований в научных областях: естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гуманитарные науки (порядка 30 финансируемых программ). На отдельные проектные программы отсутствуют ограничения по срокам подачи заявок (принимаются непрерывно)

Академия Финляндии (Academy of Finland) Финансирование отдельных исследователей, исследовательских групп, исследовательских организаций, стратегических исследований в различных тематических областях

Международный образовательный фонд исследований в области китайского языка и культуры Финансирует исследования в области передовых образовательных технологий, в т.ч. в направлении продвижения китайского языка и культуры

Европейское сотрудничество в области науки и техники (European Cooperation in Science and Technology (COST)) Предоставляет международное финансирование исследований исследователям для создания их междисциплинарных исследовательских сетей в Европе и за ее пределами. Нацелена на укрепление инновационного потенциала стран в решении научных, технологических и социальных проблем

Европейский научный фонд (European Science Foundation (ESF)) Направлена на продвижение науки высокого качества в Европе, чтобы стимулировать прогресс в исследованиях и инновациях

Британский фонд исследований и инноваций (Research Councils UK) Предлагает финансирование и поддержку во всех академических дисциплинах и промышленных областях: от медицинских и биологических наук до астрономии, физики, химии и инженерии, социальных наук, экономики, наук об окружающей среде, искусства и гуманитарных наук

Шведский исследовательский совет (Swedish Research Council) Финансирует исследования и исследовательскую инфраструктуру во всех научных дисциплинах на основе открытых конкурсов, стимулирует международное научное сотрудничество

Продолжение таблицы

1 2

Фонд научных исследований Болгарии Обеспечивает финансовую поддержку проведения научных исследований мирового уровня и развитию научного потенциала страны, связанные с: 1. Создание новых научных знаний; 2. Истории, языка, культуры и национальной идентичности; 3. Содействие развитию естественных, технических, гуманитарных и общественных наук; 4. Решения проблем в области экономики, образования, сельского хозяйства, экологии, общественных процессов, человеческих ресурсов, безопасности, обороны и здравоохранения

Программа Европейского Союза «Erasmus+» Программа Европейского Союза по поддержке образования, профессиональной подготовки, молодежи и спорта в Европе. Рассматриваемые вопросы в рамках программы: Сокращение безработицы, особенно среди молодежи; Содействие обучению взрослых, особенно новым навыкам и навыкам, требуемым рынком труда; Поощрение молодежи к участию в европейской демократии; Поддержка инноваций, сотрудничества и реформ; Содействие сотрудничеству и мобильности со странами-партнерами Евросоюза

Вышеградский фонд (Visegrad+) Предоставляет гранты на поддержку проектов, способствующих процессу демократизации и трансформации в отдельных странах и регионах, особенно в странах, не являющихся членами Евросоюза, на Западных Балканах и в странах Восточного партнерства

Программа Европейского союза «Horizon 2020» Цели программы - создать научно-технологическую основу для ускоренного и устойчивого экономического развития объединенной Европы, роста ее конкурентоспособности в мире, повысить занятость, вывести Евросоюз на уровень наиболее развитых в научно-технологическом отношении государств, обеспечить решение глобальных проблем в области здоровья населения, демографии, энергетики, климата и безопасности. Приоритетами программы являются: - передовая наука; - промышленное лидерство; - решение общественно значимых проблем

Примечание. Разработано автором на основе материалов исследования.

Оказание финансовой поддержки в реализации инновационных молодежных инициатив в Республике Беларусь осуществляется планомерно, целенаправленно с учетом растущих запросов молодежи, адаптации к современным мировым тенденциям в области стартап-движения, направлений молодежной политики позволяет развивать сектор инновационного молодежного предпринимательства, обеспечивая рост экономической эффективности, доли вклада малого и среднего бизнеса, в частности молодежного, в формирование ВВП страны, развитие новых отраслевых комплексов, повышение уровня наукоемкости и инновационности производимой продукции, услуг. Ежегодно увеличиваются объемы финансирования научных, инновационных проектов, малого бизнеса в стране, свидетельствующие о росте отдачи вложенных средств в реализацию инновационных молодежных инициатив (таблица 3).

Таблица 3 - Направления и объемы финансирования государственных программ «Образование и молодежная политика» в 2016-2020 гг. и 2021-2025 гг., руб.

Направления расходов 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

Общее среднее образование

Республикан ский бюджет 401818932,7 45431542 52247543,36 55907474 60970821,86 161227614 88417411 79009199 92682114 101997809

Местные бюджеты 2068367209,73 2195493824 2430913828 2681739417 3056340770 3659267518 3829823524 3879350504 3896434198 4056216771

Собственные средства организаций - 25281967 13283664 13993498 34813207 36508026 38230919 40035875 41926582

Средства займа Всемирного банка 15976708 18332000 18703708 19085416 18559020

Профессионально-техническое и среднее специальное об разование

Республиканский бюджет 145021238 102151839 128107483 146290029 230116818 160642300 188343118 174304280 184766215 189248465

Местные бюджеты 360426969 416910085 461242144 509446968 536290309 605574094 635907413 668471066 693152716 724331586

Продолжение таблицы

Собственные средства организаций 63683368 61811623 63558769 67026804 84194891 90674759 94977386 99316711 103972433 108802366

Высшее образование

Республикан ский бюджет 521630492 518483580 647419769 708444029 776169050 872484193 974041983 1046296450 1018737718 982859153

Собственные средства организаций 305328504 331406696 337653718 356260168 416982729 413387885 432301698 451747676 472027898 493262803

Кредиты банков РБ 21400000 49000000 72690000 47800000 -

Научно-ориентированное образование

Республикан ский бюджет 9533895 10599029 14145264 15810304 17364735 26902087 28193387 29462088 30787885 32173339

Собственные средства организаций 1302403 1514769 1474259 1560168 1639540 2980489 3123561 3264121 3442660 3630974

Дополнительное образование взрослых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республикан ский бюджет 30357883 28974217 40407566 43321358 45053844 51628293 58228846 64563659 60330622 55730464

Местные бюджеты 19288289 19143310 22317182 23570521 27204803 30362247 31080797 32479437 33941020 35468366

Собственные средства организаций 32542055 41707824 40139334 42570820 44588347 51245192 53637495 56091653 58677432 61400365

Дополнительное образование детей и молодежи. Задача 1«Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей и молодежи...»

Республикан ский бюджет 5615245 5753486 6899542 7548099 8265586 6262509 6563110 6858450 7167081 7489600

Местные бюджеты 238999121 257085559 290489725 314130450 352015804 404861481 414665575 433273286 452770590 473145265

Собственные средства организаций 5539674 8303276 7078801 7556833 7451913 11015660 11520997 11870486 12470522 12986916

Дополнительное образование детей и молодежи. Задача 5 «Поддержка одаренных учащихся, развитие у них интереса к научной, научно-технической и инновационной деятельности...»

Республикан ский бюджет 10478350 14741311 5999670 6269655 6551790

Местные бюджеты 37000000 42000000

Собственные средства организаций 137000 143800 151000 158500 166500

Молодеж Задача 1 «Созданиеусловий для эффектив Задача 3 «повышение эффективности работы по профессиональ учебы (основной работы) время, поддержке щ ая политика. ной самореализации молодежи...» (2021-2025) ной ориентации и организации занятости молодежи в свободное от редпринимательской инициативы...» (2016-2020)

Республикан ский бюджет 1827780 1028500 2251351 2457128 2696961 1482773 1559607 1629790 1703131 1779772

Местные бюджеты 101005 121105 131305 144031 148242 417270 441787 458000 483312 500780

Обеспечение функционирования системы образования

Республикан ский бюджет 19871649 21456707 24416614 26711771 29249396 10994871 11522625 12041143 12582994 13149229

Местные бюджеты 247535696 253666286 288007873 315939322 366458452

Собственные средства организаций 343000 15932403 16016530 16097010 979642 10543344 11017794 11513595 12031707 12573134

Кредиты (займы) международных финансовых организаций 1215500 1324800 2116800 1460000 90688741 131908220 199107707 108777188 20111406

Примечание. Составлено по: [Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы»., 2016; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы»., 2021]

Темпы роста объемов финансирования в номинальной стоимости с 2021 по 2025 гг. запланированы с ежегодным ростом в среднем на 4,2 %, хотя годовые темпы роста в данный период постепенно снижаются (кроме 2025 года) (рисунок 4).

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 202Б

Объемы средств • емпы изменения

Рисунок 4 - Динамика объемов финансирования молодежной политики (программа «Образование и молодежная политика») в Республике Беларусь в 2016-2020 гг. и на период 2021-2025 гг., руб.

Примечание. Составлено по: [Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы»..., 2016; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы»..., 2021]

Порядка 70 % средств, предусмотренных на финансирование Государственных программ «Образование и молодежная политика» на 2016 -2020 гг. и 2021-2025 гг., направлена из местных бюджетов (к 2025 году планируется 71,14 % от общего объема финансирования программы). Республиканский бюджет занимает около 18-19 %. С целью сни жения нагрузки на бюджетную долю финансирования программ задействованы собственные средства (с 2022 года планируется ежегодное увеличение доли расходования), составляющие в общем объеме финансирования 9 -10 %, а также подключается процедура использования кредитных (заемных) средств Всемирного банка, банков Республики Беларусь (составляющая около 0,3 -3,7 % на протяжении 10 -тилетнего периода финансирования программ) (рисунок 5).

Рисунок 5 - Структурная динамика финансирования молодежной политики в Республике Беларусь в 2016-2020 гг. и на период 2021-2025 гг. по источникам финансирования, % Примечание. Составлено по: [Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы»., 2016; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы»., 2021]

Непосредственно оказывающим влияние на развитие инновационных молодежных инициатив направлением в Государственных программах является «Молодежная политика», а также «Научно -ориентированное образование», направленные на создание условий для эффективной самореализации молодежи, стимулирование проведения приоритетных научных, научно -технических, инновационных исследований для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Доля финансирования научно -

ориентированного образования в общем объеме финансирования программы ежегодно растет: с 0,241 % в 2016 году до 0,482 % в 2025 году. Доля финансирования молодежной политики в 2016-2020 гг. составляла в среднем 0,047 %, в 2021-2025 гг. запланирована на уровне 0,030 % (при ежегодном росте с 2022 по 2025 гг.), что определяется приоритетность для государства данного направления развития профессиональных и социально-личностных компетенций у молодежи. Направление «Высшее образование» в Государственных программах составляет порядка 19 -20 % от общего объема финансирования (рисунок 6).

0,6 0,06

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 '////; Молодежная политика Научно-ориентированное образование

........... Полиномиальная |Мэлэдежная политика)

Рисунок 6 - Структурная динамика объемов финансирования молодежной политики и научно-ориентированного образования в общем объеме финансирования Государственной программы «Образование и молодежная политика» в 2016-2025 гг., % Примечание. Составлено по: [Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы»., 2016; Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021 -2025 годы»., 2021]

В официальных статистических сборниках, оперативной статистической отчетности отсутствует раздел, характеризующий состояние развития инновационного молодежного предпринимательства в стране. Целесообразно добавить в статистические отчеты (Национальный статистический комитет Республики Беларусь, www.belstat.gov.by) сведения о количественных, в первую очередь, показателях, отражающих состояние развития инновационного молодежного предпринимательства. В качестве возможных индикаторов предложена система количественных показателей (рисунок 7).

Рисунок 7 - Предложенная система статистических показателей для оценки уровня развития инновационного молодежного предпринимательства в стране

Примечание. Разработано автором на основе материалов исследования.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

1. В Республике Беларусь создана многокомпонентная, гибкая нормативно-правовая среда, регулирующая и стимулирующая направления развития инновационного молодежного предпринимательства с учетом запросом научно-образовательного, бизнес-сектора, реального сектора экономики, государственных органов власти.

2. В стране действует сеть грантодателей, обеспечивающих финансовую поддержку стимулирования активности молодежи в направлении реализации своих инновационных предпринимательских инициатив. Также для граждан Республики Беларусь имеются широкие возможности участия в открытом конкурсе на получение финансирования на реализацию инновационных молодежных инициатив за счет иностранных средств зарубежных грантодателей.

3. Следует отметить отсутствие в официальных статистических источниках информации, характеризующей состояние развитие инновационного молодежного предпринимательства в стране. С учетом этого проблемного аспекта целесообразным является включение ряда дополнительных показателей для анализа динамики инновационного молодежного предпринимательства. Автором предложено 5 показателей для статистической отчетности.

4. Несмотря на широкий спектр возможностей в области финансовой поддержки реализации инновационных молодежных инициатив в Республике Беларусь, следует расширять его, внедряя новые, в т.ч. успешно применяемые у зарубежных стран-партнеров, формы финансового стимулирования молодежной активности в области инновационного предпринимательства. В частности, целесообразным является развитие венчурного финансирования, субсидиарного (каждой из организаций-участниц молодежной инициативы) финансирования, создания объединенных (заинтересованными организациями-участниками) фондов поддержки молодежных предпринимательских инициатив для обеспечения развития инновационного молодежного предпринимательства.

Источники:

1. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №57 от 29.01.2021.

2. Об иностранной безвозмездной помощи: Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 г. №3.

3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Режим доступа: www.belstat.gov.by. Дата доступа: 15.07.2021.

4. О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь: Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31.12.2020.

5. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 №250.

6. Положение о порядке проведения конкурса научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов для их выполнения за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерством образования на выделение грантов: Приказ Министра образования Республики Беларусь от 24.06.2014 г. №561.

7. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 годы: утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь №312 от 31.12.2020.

8. Стратегия «Наука и технологии: 2018-2040»: утв. Постановлением Президиума Национальной академии наук Беларуси №17 от 26.02.2018.

9. Стратегия развития государственной молодежной политики в Республике Беларусь до 2030 года: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №349 от 19.06.2021.

10. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь - страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №478 от 17.10.2018.

11. О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи: Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300.

12. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 г. №59.

13. О социальной поддержке обучающихся: Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 г. № 398.

14. О грантах Президента Республики Беларусь в науке, образовании, здравоохранении, культуре: Указ Президента Республики Беларусь от 13.09.2013 г. №425.

15. О международной технической помощи. предоставляемой Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 22.10.2003 г. №460.

16. О порядке формирования и использования средств инновационных фондов: Указ Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. № 357.

Источники:

1. The State program "Education and Youth Policy" for 2021-2025: approved. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 57 of 29.01.2021.

2. On foreign gratuitous assistance: Decree of the President of the Republic of Belarus of 25.05.2020 No. 3.

3. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. Access mode: www.belstat.gov.by. Access date: 15.07.2021.

4. On the development of entrepreneurial initiative and stimulation of business activity in the Republic of Belarus: Directive of the President of the Republic of Belarus No. 4 of 31.12.2020.

5. The State program "Education and Youth Policy" for 2016-2020: approved. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus of 28.03.2016 No. 250.

6. Regulations on the procedure for holding a competition for research works of doctoral students, postgraduates, applicants and students for their implementation at the expense of the republican budget funds provided by the Ministry of Education

for the allocation of grants: Order of the Minister of Education of the Republic of Belarus of 24.06.2014 No. 561.

7. The program of continuous education of children and students for 2021-2025: approved. Resolution of the Ministry of Education of the Republic of Belarus No. 312 of 31.12.2020.

8. Strategy "Science and Technology: 2018-2040": approved. Resolution of the Presidium of the National Academy of Sciences of Belarus No. 17 of 26.02.2018.

9. Strategy for the development of State youth policy in the Republic of Belarus until 2030: approved by the Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 349 of 19.06.2021.

10. Strategy for the development of small and medium-sized businesses "Belarus - a country of successful entrepreneurship" for the period up to 2030: approved. The Council of Ministers of the Republic of Belarus No. 478 dated 17.10.2018.

11. About the provision and use of free (sponsor) care: the Decree of the President of the Republic of Belarus dated 01.07.2005 No. 300.

12. On the commercialization of scientific and scientific-technical activities created at the expense of public funds: the decree of the President of the Republic of Belarus 04.02.2013, No. 59.

13. On social support of students: Decree of the President of the Republic of Belarus No. 398 of 06.09.2011.

14. On grants of the President of the Republic of Belarus in science, education, healthcare, culture: Decree of the President of the Republic of Belarus No. 425. of 13.09.2013

15. On international technical assistance. provided to the Republic of Belarus: Decree of the President of the Republic of Belarus of 22.10.2003 No. 460.

16. On the procedure for the formation and use of innovative funds: Decree of the President of the Republic of Belarus of August 7, 2012 No. 357.

DOI: 10.24412/2304-6139-2021-11385

М.Н. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), Konyagina-MN@ranepa.ru,

M.N. Koniagina - Doctor of Economics, Professor, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA).

РЫНОК ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 RUSSIAN MORTGAGE LENDING MARKET DURING THE COVID-19 PANDEMIC

Аннотация. Представленная статья является продолжением авторского исследования российского рынка ипотечного кредитования, начатого до пандемии COVID-19 и развиваемого автором с учетом новых факторов и сформировавшихся отечественных особенностей. Целью описанной части исследования стала оценка результатов проводимой государственной политик в области ипотечного кредитования, а также определение основного тренда развития ипотечного рынка. Всего этого автор добивается через обобщение открытых данных, опубликованных Банком России и порталами, работающими с финансовой информацией. Падение реальных доходов населения, снижение предельной полезности каждой следующей единицы выданных льготных ипотечных кредитов, а также их удорожание на фоне роста инфляции позволяют заключить, что государственные программы стимулирования ипотечного кредитования практически исчерпали свои возможности поддержки строительной отрасли, а, следовательно, стимулирования развития рынка ипотечного кредитования.

Abstract. The presented article is the development of the author's study of the Russian mortgage lending market, which has been begun before the COVID-19 pandemic and was improved by the author, considering new factors and emerging domestic peculiarities. The purpose of the described part of the study was to assess the results of the state policy in the field of mortgage lending, as well as to determine the main trend in the development of the mortgage market. By summarizing open data published by the Bank of Russia and portals working with financial information the goals were achieved. The drop in real incomes of the population, a decrease in the marginal utility of each subsequent unit of preferential mortgage loans, as well as their rise in price against the background of rising inflation, allow us to conclude that state programs to stimulate mortgage lending have practically exhausted their possibilities to support the construction industry, and, consequently, stimulating the development of the mortgage lending market.

Ключевые слова: ипотечный кредит, ипотечный рынок, коммерческий банк, программа субсидирования кредитной ставки, государственная поддержка.

Keywords: mortgage loan, mortgage market, commercial bank, loan rate subsidy program, government support.

Введение. Ипотечное кредитование стало одной из самых популярных тем научных исследований, которому только в 2020 году в отечественных научных журналах посвящено не менее полутора сотен статей.

Настоящая статья является развитием исследования, начатого в 2019 году и опубликованного в 2020 [15]. Тема стала особенно актуальной в связи с коронакризисом, активной государственной поддержкой жилищного строительства и граждан, желающих приобрести жилье.

На сегодняшний день существует несколько вариантов оформления договора об ипотечном кредитовании, с немалым количеством изменяемых параметров, зависящих от статуса самого заёмщика и предоставляемых банком опций. Однако, все возможные вариации ипотечного кредитования можно разделить на две группы в зависимости от вида закладываемого имущества:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.