Научная статья на тему 'Анализ механизмов поддержки развития молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси'

Анализ механизмов поддержки развития молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММА / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов М. С.

Во всем мире молодежь является наиболее активной частью общества, которая быстро реагирует на любые изменения и вызовы, обладает значительным потенциалом к предпринимательской деятельности, особенно в инновационной сфере. В условиях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов будет тесно связана с формированием сообщества молодых и креативно мыслящих предпринимателей-инноваторов. В статье проведен анализ основных механизмов поддержки молодежного инновационного предпринимательства, а также определены ключевые проблемы его развития в странах-участниках Союзного государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ механизмов поддержки развития молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси»

Анализ механизмов поддержки развития молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси

Соколов Максим Сергеевич,

к.э.н., доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова

Во всем мире молодежь является наиболее активной частью общества, которая быстро реагирует на любые изменения и вызовы, обладает значительным потенциалом к предпринимательской деятельности, особенно в инновационной сфере. В условиях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов будет тесно связана с формированием сообщества молодых и креативно мыслящих предпринимателей-инноваторов. В статье проведен анализ основных механизмов поддержки молодежного инновационного предпринимательства, а также определены ключевые проблемы его развития в странах-участниках Союзного государства.

Ключевые слова: инновации, инновационное предпринимательство, механизмы поддержки, молодежное предпринимательство, программа, Союзное государство, стратегия

Подготовлено в рамках гранта РЭУ им. Г.В. Плеханова по теме «Развитие механизмов государственной поддержки молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве России и Беларуси»

Россия и Беларусь обладают общностью исторического и культурного развития, наличием организационно-правовых наработок и ресурсов для интенсификации интеграционных процессов в рамках Союзного государства. Особое место в интеграции отводится формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства (ЕНТП), обеспечивающего выстраивание общих приоритетов федеральной и региональной инновационной политики [1]. Наименее изученным аспектом здесь является нераскрытый потенциал развития молодежного инновационного предпринимательства, а также механизмы его поддержки.

Проблемам развития молодежного инновационного предпринимательства посвящены работы российских авторов Валиева И.М., Ганина А.М., Крупской Д.М., Петрище В. И., Подсумковой Л.А., Сысоевой О.В., Таппасхановой Е.О., Токмаковой Р.А., Мустафаевой З.А., Хандоховой З.А. и др.

Данная проблематика находит отражение у таких зарубежных авторов, как Babic E. and Likar B. (2011), Manar A.T., Adel K., Fatema A.M., Zahra B. and Eman H. (2012), Bikse V., Lusena - Ezera I. and Rivza B. (2018), Nayak P., Das B. and Kumar Panigrahi J. (2018), Padhi S., Senapati S., Priyabadini S. and Pradhan S.K. (2018) и др.

Несмотря на обширное количество работ, посвященных проблемам развития научно-технологического сотрудничества России и Беларуси, таких авторов как Дедков С. М., Егоров В. К., Иванов В.В., Марков А.В., Игнатенко Ю.В., Кондакова И.В., Марков А.В., Гончаров В.В. и др., а также публикаций, затрагивающих вопросы развития молодежного предпринимательства в странах-участниках Союзного государства, Дончевской Л.В., Фроловой О.В., Меркулова П.А., Соколова В.В., Комаровской С.А., Трусевич И.В., Стасько-вой Д.А. и др., статей в научных российских и зарубежных изданиях, связанных с развитием молодежного инновационного предпринимательства в рамках ЕНТП практически не представлено.

Это связано с тем, что в странах-участниках Союзного государства молодежное инновационное предпринимательство не выделяется как от-

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

М О

to

а>

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

дельное направление предпринимательском деятельности, требующее формирования специальных механизмов и инструментов поддержки. В большинстве российских публикаций вопрос развития предпринимательства рассматривается в общем виде, без учета специфики молодежного предпринимательства, включая инновационное. Не уделяется должного внимания и стратегическим векторам развития молодежного бизнеса, роли государства в нем, отсутствует четкое определение молодежного инновационного предпринимательства на законодательном уровне. Как следствие, возникает проблема теоретико-методологического вакуума в вопросах поддержки и регулирования сферы молодежного инновационного предпринимательства, способного в ближайшее десятилетие стать ключевым драйвером инновационных процессов.

Как следствие, актуализируется задача по разработке методологических подходов и инструментария для оценки потенциала молодежного инновационного предпринимательства в условиях формирования ЕНТП, в том числе в рамках союзных стратегий и программ. Это позволит проработать на методологическом уровне совокупность существующих в данной сфере проблем, переведя ее из неформализованного сектора МСП в статус одного из ключевых факторов инновационного роста национальных экономик России и Беларуси. В среднесрочной перспективе это будет способствовать выведению молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве на новый уровень развития, достижению стратегических целей и повышению конкурентоспособности стран-участников на международной арене [2].

Впервые в термин «молодежное предпринимательство» нашел отражение в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в разделе «Содействие предпринимательской деятельности молодежи». В современных Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 (утв. распоряжением Правительства РФ от

29 ноября 2014 г. № 2403-р) под термином «молодежное предпринимательство» понимается «предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает

30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%» (табл. 1).

Активное развитие молодежное инновационное предпринимательство в РФ получило в 2008 г. с принятием Концепции долгосрочного соци-

ально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р), в соответствии с которой основной целью экономической политики был определен переход на инновационный тип развития. Для этого должны формироваться условия для появления инновационных предпринимательских структур, где основная роль отводится молодежи. Однако нормативно закрепленное определение понятия «молодежное инновационное предпринимательство» в российском законодательстве до сих пор отсутствует.

Таблица 1

2002 2007 2014 2015 2016 2017 2018

Все население 145167 142863 143667 146267 146545 146804 146880

в том числе в возрасте 15-29 лет 34880 34672 29449 28742 27588 26397 25272

% от населения 24,0 24,3 20,5 19,7 18,8 18,0 17,2

Источник: составлено по данным Росстата.

В настоящее время существует ряд программ, которые направлены на оказание помощи малому и среднему инновационному бизнесу. Их разработкой занимаются Минэкономразвития РФ, Ми-нобрнауки РФ, Минсельхоз РФ, а также Федеральное агентство по делам молодежи (Росмоло-дежь).

К организациям, оказывающим поддержку и осуществляющим развитие молодежного предпринимательства, относятся: Международная и Российская молодежные палаты, Молодежная общественная палата, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, Ассоциация молодых предпринимателей России и др. [3, с.139]

Ключевым органом, ответственным за реализацию программ государственной поддержки является Минэкономразвития РФ. Так, в рамках государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316) реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства», которая обеспечивает реализацию проекта «Ты - предприниматель» во всех субъектах РФ.

При поддержке Минэкономразвития РФ разработаны и реализованы сервисные услуги для субъектов МСП по принципу «одного окна», инновационные сервисы, например, МСП-бот и онлайн платформа знаний для предпринимателей. В целом Минэкономразвития РФ участвует в реализации следующих механизмов поддержки молодежного инновационного предпринимательства (табл. 2).

В 2018 г. ФГБУ «Роспредприниматель» начал реализовывать Всероссийский конкурс «Ты - ин-

новатор». Данный конкурс ориентирован на поиск, выявление, содействие в акселерации и коммерциализации инновационных и технологических идей молодежи. Фонд содействия инновациям также реализует ряд грантовых программ: «Вовлечение школьников в инновационную деятельность», «Умник», «Старт», «Развитие» и др.

Таблица 2

Механизмы государственной поддержки молодежного инно-

Финансы - гранты начинающим предпринимателям; - предоставление поручительств; - венчурные фонды;

Модернизация - субсидирование покупки нового оборудования; - лизинг оборудования; - субсидирование процентных ставок по кредитам;

Инновационная инфраструктура - центры кластерного развития; - региональные центры инжиниринга; - центры прототипирования;

Экспорт - региональные центры поддержки экспорта; - ЕИКЦ-Россия;

Социальные инициативы - субсидии социально-ориентированным субъектам инновационного предпринимательства; - центры молодежного инновационного творчества;

Специальная инфраструктура - бизнес-инкубаторы; - технопарки; - промышленные парки.

Источник: составлено автором.

В отличие от зарубежных стран, в России инфраструктура поддержки молодежного предпринимательства только начинает развиваться, однако сегодня в стране уже сформировано множество форм:

- организации по государственной поддержке (Фонд содействия инновациям, Российский центр содействия молодежному предпринимательству, региональные фонды по поддержке молодежного инновационного бизнеса и др.);

- государственные программы (Федеральная программа «Ты - предприниматель», Программа «Молодежный бизнес России» и другие);

-технопарки (технопарк «Саров», технополис «Москва», технопарк «Космос-Нефть-Газ);

- бизнес-инкубаторы (Академии народного хозяйства, ГУ-ВШЭ, на базе технопарка «Ингрия» в Санкт-Петербурге, МГУ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, МКУ «Магнитогорский инновационный бизнес-инкубатор»);

- специализированные консалтинговые структуры (Российское агентство по развитию предпринимательства);

- деловые, инновационно-технологические, региональные информационно-аналитические центры и другие.

- межрегиональные маркетинговые центры (более 63).

Если рассматривать опыт Беларуси, то молодежное инновационное предпринимательство присутствовало на протяжении всей истории развития предпринимательства, но не было выделено в отдельный сегмент. В Беларуси реализуется государственная молодежная политика, которая имеет широкую нормативно-правовую базу, а также экономическую, научно-техническую и финансовую поддержку. Ее цель - создание комфортных условий для молодежи при развитии своего потенциала, самореализации и усиления активной жизненной позиции [4,5].

Действует Закон Республики Беларусь №813 от 28.05.1991 г. «О предпринимательстве в Республике Беларусь», на основании которого сформировалась система механизмов государственной поддержки предпринимателей. Данным вопросом занимается Департамент по предпринимательству Министерства экономики РБ. Молодые предприниматели руководствуются преимущественно Указом Президента РБ №337 от 19.09.2017 «О регулировании деятельности физических лиц».

Финансовая поддержка молодежного инновационного предпринимательства представляет собой гранты и субсидии для реализации инновационных идей. Они реализуются Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей (Указ Президента РБ от 18.03.1998 г. № 136), Белорусским инновационным фондом (постановление Совета Министров РБ от 12.11.1998 № 1739), Специальным фондом Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи (указ Президента РБ № 18 от 12 января 1996 г.) и Специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов создан (указ Президента РБ № 19 от 12 января 1996 г.).

Немаловажную роль в развитии молодежного инновационного предпринимательства играет механизм совершенствования образовательной системы в области предпринимательской деятельности. Данное направление реализуется на основе Директивы Президента РБ от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и постановления Совета Министров РБ №241 от 30 марта 2013 г., в котором введен раздел «Совершенствование национальной системы образования в сфере предпринимательской деятельности».

Молодежь в Республике Беларусь - это проживающие на территории страны молодые люди в возрасте от 14 до 31 года. В состав молодежи включаются лица, не достигшие совершеннолетия, то есть не способные на полную рабочую занятость, поэтому можно разделить государствен-

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

да

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

ную поддержку молодых предпринимателей на несколько этапов:

1) поддержка учащихся, не достигших совершеннолетия;

2) поддержка учащихся, достигших совершеннолетия;

3) поддержка молодых предпринимателей, имеющих или намеревающихся создать предприятие.

Большинство инструментов государственной поддержки в сфере молодежного предпринимательства Республики Беларусь направлены на стимулирование интереса к предпринимательству у молодежи на этапе обучения, а также на обучение молодежи основам экономики и предпринимательской деятельности.

Факультативные курсы по формированию основ экономической деятельности введены в Беларуси на необязательной основе и публикуются на Национальном образовательном портале. Примерами таких учебных программ являются «Основы экономических знаний» для 5-11 классов и «Основы предпринимательства» для 10-11 классов. Программы разрабатываются как часть учебного предмета «Обществознание», обычно рассчитаны на 35 учебных часов в год. Более того, на сайте проводятся конкурсы на разработку учебных пособий, поэтому предоставляемая информация актуальна.

Организация учебных бизнес-компаний - новация в сфере практического обучения экономике и предпринимательству. Ежегодно проводятся областные конкурсы и республиканские фестивали, посвященные соперничеству между учебными бизнес-компаниями. Отдельная учебная бизнес-компания - это микроорганизация с уставом, структурой, сметами, работниками (в лице учащихся) и руководителями. На их базе школьники учатся применять навыки предпринимательской деятельности. Школа, организовавшая данное учреждение, получает прибыль от его работы. Учащиеся получают до 10% от прибыли. Успешные учебные компании обеспечивают население, учебные учреждения и другие предприятия недорогой продукцией работая на заказ. Однако несмотря на значительные успехи государственной системы образования в развитии молодежного предпринимательства, основной проблемой здесь является отсутствие системы подготовки преподавателей бизнес-курсов.

Второе направление государственных инструментов включает в себя работу с учащимися колледжей и студентами высших учебных заведений. Конкурсы для выявления лучших молодых предпринимателей проводятся ежегодно при поддержке министерств экономики и образования республики и других министерств. Среди таких конкурсов можно назвать: республиканский конкурс-фестиваль по экономике и предпринима-

тельству «Лестница успеха»; международный чемпионат «Молодежь в предпринимательстве»; республиканское стартап мероприятие; республиканский конкурс инновационных проектов и др.

Так как Беларусь относительно недавно приняла положение о бизнес-инкубаторах, большее число регистраций пришлось на 2011-2018 гг. За 20 лет количество действующих инкубаторов малого предпринимательства увеличилось на 22 штуки.

Отдельное внимание уделяется организации стартап мероприятий. Поддержка данного движения является одним из важных инструментов развития предпринимательства в области инноваций республики. Данная практика внедрилась с систему государственной поддержки в 2012 г. и Минэкономики Беларуси поддерживает ее реализацию.

Что же касается образовательного аспекта, то он представлен в вузовских программах как выпуск специалистов с бизнес-образованием. Примером такого образования выступают направления подготовки по специальностям «Инновационный менеджмент», «Бизнес-администрирование», «Управление цифровой трансформацией бизнеса» и пр. Студенты Беларуси посещают семинары по организации собственного дела, которые проводятся на основе субъектов малого и среднего предпринимательства, встречаются с их руководителями, выезжают на ознакомительные практики и стажировки.

Следующим вектором является поддержка молодых людей до 31 года, которые выпустились из образовательных учреждений за счет фондов и государственных программ. Вместе с тем, проблема безработицы белорусской молодежи активно рассматривается на повестке дня. Многие республиканские государственные программы содержат показатели и цели, направленные на снижение данного показателя.

Следует отметить, что в Союзном государстве России и Беларуси государство обращает повышенное внимание на инновационный потенциал молодых людей. Однако, несмотря на реализацию задачи по построению ЕНТП в рамках исполнения Постановления Совета Министров №19 от 16 июня 2017 г. «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства» нерешенным остается ряд проблем интеграционного развития в инновационной сфере [6], который также распространяется и на молодежное инновационное предпринимательство. Основными из них являются:

1) административные барьеры при начале и ведении предпринимательской деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) информационный вакуум для молодых предпринимателей в области механизмов и форм поддержки;

3) несоответствие направлений творческих идей молодых предпринимателей потребностям и реалиям корпоративного сектора, а также единой стратегии развития данной сферы;

4) низкая доступность кредитных ресурсов;

5) низкое число крупных наукоемких организаций, способных принять финансовые и технические риски нововведений молодых предпринимателей;

6) отсутствие проработанных нормативно-правовых основ регулирования и поддержки молодежного инновационного предпринимательства;

7) старение и отток кадров из научного сектора и др.

В мировой практике (ООН, Совете Европы и СНГ) все чаще фигурируют вопросы разработки стратегий молодежного сотрудничества. С середины 2018 г. ведется разработка Стратегии развития молодежной политики Союзного государства до 2030 г. Участниками ее разработки стали:

- Молодежный парламент при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России;

- Российский союз молодежи;

- Белорусский республиканский союз молодежи;

- парламентарии Беларуси и России и представители Постоянного Комитета Союзного государства;

- Министерство образования Беларуси;

- Министерство науки и высшего образования России.

Предполагается, что стратегия сможет решить проблемы интеграции молодежи двух стран и станет одним из эффективных документов, отвечающим актуальным требованиям молодежи с учетом вызовов и угроз современности. Учитывая, что в Стратегии будут прорабатываться различные направления и мероприятия, оценка ее эффективности непременно столкнется с необходимостью разработки сложной системы индикаторов, что формирует перед разработчиками еще одну методологическую проблему.

В стратегии предполагается вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность, в том числе информирование о нормах законодательства двух стран, процессе открытия своего дела. Первым шагом на пути к совместным коммерческим проектам станет белорусско-российский молодежный бизнес-инкубатор, который станет отправной точкой в развитии молодежного сотрудничества. Остается уделять повышенное внимание проектам в высокотехнологичной сфере и ^-индустрии.

В заключение отметим, что эффективность государственной поддержки молодежного инновационного предпринимательства в Союзном государстве будет зависеть от построения комплексной системы стратегического планирования

и эффективной координации деятельности органов власти, предпринимательского, научного, образовательного и молодежного сообществ, занятых в инновационной сфере, нацеленных на решение ключевых проблем развития данной сферы.

Литература

1. Соколов М.С. Межгосударственная интеграция как фактор активизации инновационных процессов (на примере Союзного государства) // Инновационное развитие экономики. 2017. № 4 (40). С.105-110

2. Соколов М.С., Абрамов Р.А. Институциональные аспекты межгосударственной интеграции стран-участников Союзного государства в инновационной сфере // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 2. С.113-127.

3. Тихонова Е.О. Пути развития малого инновационного бизнеса // Влияние науки на инновационное развитие: сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа: Аэтерна, 2016. С.139-141

4. Кондакова И.В. Правовая реформа инвестиционной деятельности путем инновации и новации на Украине, Республике Беларусь и Российской федерации // Общество и право. 2008. № 3 (21). С. 111-114

5. Abramov R.A., Morozov I.V., Sokolov M.S., Surilov M.N. (2019). Regional differentiation of support of youth innovative entrepreneurship system in the Union state. Academy of Entrepreneurship Journal, 25 (Special Issue 1), 5 p.

6. Соколов М. С., Айвазов С. Ю. Развитие молодежного инновационного предпринимательства в условиях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства // АНИ: экономика и управление. 2019. №1 (26). С.298-301

Analysis of mechanisms to support the development of youth innovative entrepreneurship in the Union state of Russia and Belarus Sokolov M.S.

Plekhanov Russian University of Economics Worldwide, young people are the most active part of society, which quickly responds to any changes, especially in the field of innovation. In the context of the formation of a single scientific and technological space of the Union state of Russia and Belarus, the activation of innovative activity of economic entities will be closely linked to the formation of a community of young and creative-minded entrepreneurs-innovators. The article analyzes the main mechanisms of youth innovative entrepreneurship support and identifies the key problems of its development in the members of the Union state. Keywords: innovations, innovative entrepreneurship, support mechanisms, youth entrepreneurship, programs, Union state, strategy

References

1. Sokolov M.S. Mezhgosudarstvennaya integraciya kak faktor aktivizacii innovacionnyh processov (na primere Soyuznogo gosudarstva) // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2017. № 4 (40). S.105-110

X X О го А С.

X

го m

о

ю

М О

to

2. Sokolov M.S., Abramov R.A. Institucional'nye aspekty mezhgosudarstvennoj integracii stran-uchastnikov Soyuznogo gosudarstva v innovacionnoj sfere // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2017. № 2. S.113-127.

3. Tihonova E.O. Puti razvitiya malogo innovacionnogo biznesa // Vliyanie nauki na innovacionnoe razvitie: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa: Aeterna, 2016. S.139-141

4. Kondakova I.V. Pravovaya reforma investicionnoj deyatel'nosti putem innovacii i novacii na Ukraine, Respublike Belarus' i Rossijskoj federacii // Obshchestvo i pravo. 2008. № 3 (21). S. 111-114

5. Abramov R.A., Morozov I.V., Sokolov M.S., Surilov M.N. (2019). Regional differentiation of support of youth innovative entrepreneurship system in the Union state. Academy of Entrepreneurship Journal, 25 (Special Issue 1), 5 p.

6. Sokolov M. S., Ajvazov S. YU. Razvitie molodezhnogo innovacionnogo predprinimatel'stva v usloviyah formirovaniya edinogo nauchno-tekhnologicheskogo prostranstva Soyuznogo gosudarstva // ANI: ekonomika i upravlenie. 2019. №1 (26). S.298-301

a>

o

CS

№ Ol

O m m x

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.