Научная статья на тему 'Приоритетные направления интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства'

Приоритетные направления интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИИ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛАРУСИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деревянко С.В.

В статье рассматривается проблема интеграции региональных инновационных систем России и Беларуси в условиях становления Союзного государства. Целью статьи является выявление основных проблем и перспектив инновационного развития двух государств на региональном уровне как актуальной предпосылки укрепления интеграционных процессов между странами. Интеграция региональных инновационных систем оценивается исследователем как приоритетное направление в отношениях двух стран. В целях отражения их современного состояния аспирант приводит статистические показатели. Наряду с программными документами, определившими основные направления инновационного сотрудничества, также анализируются факторы формирования региональных инновационных систем. В целях решения выявленных проблем предлагается разработка проекта программы Союзного государства по инновационному развитию регионов Беларуси и России. Основной целью проекта является поиск уникальных ресурсов развития для регионов и на этой основе формирование инновационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Деревянко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства»

Приоритетные направления интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства

Деревянко Светлана Вячеславовна

аспирант, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», derevyankos@gmail.com,

В статье рассматривается проблема интеграции региональных инновационных систем России и Беларуси в условиях становления Союзного государства. Целью статьи является выявление основных проблем и перспектив инновационного развития двух государств на региональном уровне как актуальной предпосылки укрепления интеграционных процессов между странами. Интеграция региональных инновационных систем оценивается исследователем как приоритетное направление в отношениях двух стран. В целях отражения их современного состояния аспирант приводит статистические показатели. Наряду с программными документами, определившими основные направления инновационного сотрудничества, также анализируются факторы формирования региональных инновационных систем. В целях решения выявленных проблем предлагается разработка проекта программы Союзного государства по инновационному развитию регионов Беларуси и России. Основной целью проекта является поиск уникальных ресурсов развития для регионов и на этой основе формирование инновационной среды. Ключевые слова: инновации; интеграция; регион; региональная инновационная система; технологии; Союзное государство России и Беларуси

Постановка проблемы и актуальность исследования.

На сегодняшний день проблема развития межгосударственной интеграции в инновационной сфере приобретает все большую актуальность в результате стремления некоторых стран создать эффективный и конкурентоспособный инновационный рынок. Такими странами являются Российская Федерация и Республика Беларусь, значение их инновационного сотрудничества в условиях становления Союзного государства очень велико.

Необходимо отметить, что для западного мира в целом после второй мировой войны был характерен важный процесс - региональная экономическая интеграция. Создавались крупнейшие региональные экономические организации. В настоящее время вопросы научно-технологического и инновационного сотрудничества представляют собой одну из приоритетных сфер взаимодействия в рамках большинства международных региональных объединений.

Если рассматривать опыт существующих интеграционных группировок (прежде всего ЕС) и практику сотрудничества, можно сделать вывод, что любое интеграционное объединение (особенно «продвинутое», каким является Союзное государство), будет успешным только при наличии мощной инфраструктуры сотрудничества. В этой связи приобретает особую актуальность тесное взаимодействие по линии регионов России и Беларуси.

Одной из ключевых задач интеграции стран в инновационной сфере становится поиск возможностей объединения региональных, а впоследствии и национальных инновационных систем в рамках единой стратегии [5, с.120].

Этим обусловлена цель настоящего исследования, которая заключается в определении приоритетных направлений интеграции региональных инновационных систем стран Союзного государства.

При этом региональная инновационная система рассматривается как своего рода прочный и в то же время гибкий каркас, выстраиваемый исходя из непосредственных потребностей человека, региона. Преимуществом интеграции региональных инновационных систем является возможность вовлечения большого количества субъектов в процесс интеграции, осуществляемый по горизонтали.

Изложение основного материала исследования.

в современном динамично развивающемся мире для выпуска высококонкурентной и качественной продукции необходимо использовать в полной мере двустороннее научно-техническое сотрудничество и оперативно внедрять передовые разработки в совместное производство. И для организации совместного научно-технического сотрудничества в рамках Союзного государства уже сложились определенные институциональные основы.

Основные направления инновационного сотрудничества двух стран определяются структурными приоритетами развития инновационной экономики и созданием механизма государственного стимулирования вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства.

Речь идет о программировании новых результатов, связанных с биотехнологиями, генной инженерией, исследованием и применением в медицине стволовых клеток; а также внедрением широкого класса нано технологий, интегрированных информационных систем, эффективного и безопасного развития атомной энергетики. Перечисленные направления являются базовыми для создания научно-технологической платформы союзного государства, и тесно увязаны с задачами создания новых современных рабочих мест (табл.1).

О £

Я

3

V

а

2 а

7

г-

сэ

сч

сэ £

а

2 о

Программно-целевой подход к развитию Союзного государства инициирован долгосрочными директивными решениями, принимаемыми руководящими органами Союзного государства России и Беларуси.

Так, на заседании Совета Министров Союзного государства 21 октября 2014 г. был рассмотрен проект Плана мероприятий по формированию и реализации единой структурной промышленной политики в рамках Союзного государства. Участники заседания акцентировали внимание на возможности создания совместных (возможно, с участием представителей третьих стран)конкурентоспособных компаний в отраслях машиностроения, нефтехимии, микроэлектроники, фармацевтики, волоконной отрасли и др.

Таким образом, основным инструментом реализации промышленной политики Союзного государства, в том числе и на региональном уровне, являются союзные программы, в которых задействованы производственные коллективы двух стран. В результате реализации программ разработаны и внедряются уникальные образцы новой техники и технологий.

Результативной площадкой для переговоров по широкому спектру вопросов регионального партнерства стали форумы регионов Беларуси и России, которые проводятся по инициативе Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Векторы интеграционного развития в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества Союзного государства рассматривались 29-30 июня 2017 года в рамках IV форума регионов России и Беларуси, который проходил в городе Москве. На Форуме были рассмотрены возможности стимулирования развития высокотехнологичных и наукоемких конкурентоспособных производств Беларуси и России, научно-технического сотрудничества, роль технологий в развитии информационного общества Союзного государства, проблемы и перспективы гармонизации законодательства в рамках интеграционных процессов, а также перспективы сотрудничества ИТ-компаний двух стран. Значительное внимание было также уделено вопросам сотрудничества городов и районов Беларуси и России, возможностям расширения деловых связей между странами.

Однако, несмотря на определенные положительные результаты долгосроч-

Таблица 1

Программы Союзного государства, концепции которых одобрены Советом Министров Союзного государства 12.05.2016г.

Источник: составлено автором на основе данных [2]

№ 11/и

Инициаторы разработки и дата первого обращения и МЭР

ФЛНО России, ЧАН Беларуси, 13.02.2015г.

Минздрав России. Минздрав Беларуси, 03.12 2013г.

Разработка инновационных геногеографических и геномных технологий идентификации личности и индивидуальных особенностей человека на основе изучения генофондов регионов Союзного государства» («Д1ИСидснтнфпкация»)

Росгидромет, Минприроды Беларуси, 03 12 2012г.

ИТОГО

Наименование программы, дага подготовки проекта концепции

Разработка новых отвальных систем с использованием технологий прототинирования в хирургическом лечении детей с тяжелыми врожденны ми деформациями и врожденными деформациями и повреждениями позвоночника» («Сиинальные системы», декабрь 2013т

95,7

Развитие системы гидрометеорологической безопасности Союзного государства, апрель 2012г.

Объем финансирования из бкижета (млн. руб.)

всего

1990.0

48.8

122,6

2208.3

год

170.6

62,2

23,6

243,0

Отчислепия РФ

всего

1293.5

34,3

79.7

1435.4

год

114.3

15,3

163,9

Отчисления РБ

696.5

33.5

42,9

772.9

год

56.3

14,5

79.1

Основные направления сотрудничества

Факторы, препятствующие развитию взаимоотношений

■ удаленности бемпо*'

нпнтрэтмта

■ Высокая ре нон? 41 ..........

недостаточна» ннфэршцна с-6 эконэиичесяиьеоможност белоруожия производителей

■ ннанэв понупгтелеиап

Рисунок 1 - Итоги опроса предприятий, проводимого Институтом социально-экономического развития территорий РАН с целью исследования региональных интеграционных процессов российских и белорусских организаций

Источник: составлено автором на основе данных [4]

ного сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, можно выделить ряд серьезных проблем, которые негативно влияют на развитие интеграции между ними. Процесс экономической интеграции всегда сопряжен с определенными трудностями. Любая интеграция - это компромисс, где каждая сторона отстаивает принципиальные для себя вопросы функционирования будущего экономического объединения.

По итогам исследований Института социально-экономического развития территорий РАН «в структуре экспорта белорусский рынок занимает менее 2%, а на долю ввозимой в Россию высокотехнологичной продукции приходится лишь 0,36% белорусских товаров. Причем за последние годы ситуация значительным образом не изменилась. Объемы экспорта и импорта технологий в количественном и денежном выражении за последнее

время также значительно не изменились» [4].

Опрос предприятий, проводимый Институтом социально-экономического развития территорий РАН с целью исследования региональных интеграционных процессов российских и белорусских организаций, позволил выявить основные направления сотрудничества и факторы, препятствующие развитию взаимоотношений (рис.1).

И в России, и в Беларуси сейчас принимаются самые разнообразные меры по созданию условий для становления новой экономики, которые подразумевают создание новых, инновационных технологий и выпуск востребованной продукции с высокой добавленной стоимостью. В этой связи важнейшей задачей Союзного государства становится активное вовлечение в этот процесс заинтересованных представителей деловых кругов двух стран.

Необходимость разработки и организации производства продукции с более высокой добавленной стоимостью является основной задачей для развития экономики регионов России и Беларуси. В этих целях, исходя из возможностей каждого государства, формируется система государственной поддержки в виде финансирования, государственного заказа, определения преференций. При этом максимально используется имеющийся производственный, технологический, кадровый потенциал региона.

В рамках Союзного государства на уровне отдельного региона крайне сложно оценивать эффективность данной работы, так как информация об участии Союзного государства в разработках, как правило, не доходит до частного бизнеса, который является основой формирования и продвижения новых идей. Кроме того, частный бизнес весьма настороженно относится к выстраиванию каких-либо коммерческих отношений с государственными структурами.

С 2015 года в межрегиональной экономике усилились тенденции несопоставимости экономических условий хозяйственной деятельности предприятий регионов Беларуси и России. Это - разные тарифы и условия расчетов за электроэнергию, кредитная, амортизационная политика, ресурсы сырья и материалов для производства, наличие специализированных научных учреждений, конструкторских бюро, лабораторий и прочих объектов инновационной инфраструктуры, способных оказать реальную поддержку и сопровождение инновационных

проектов. Бизнес-инкубаторы, технопарки сами по себе без решения перечисленных вопросов малоэффективны и способны лишь на каком-то этапе простимулировать предпринимательскую инициативу.

Пока сотрудничество субъектов в большинстве случаев сводится к поставкам сырья и материалов на условиях сделок по купле-продаже. Причем зачастую вывозится из страны сырьевой ресурс, а не готовый продукт. Такой важнейший элемент как производственная кооперация, не развит, так как не определен конечный заказчик изделий, которые могут изготавливаться на территории каждой из сторон с учетом конкурентоспособности технологий, исходного сырья, субсидий. Можно определять заказчика на рыночных принципах, однако с учетом возможностей субсидирования отечественных производителей в разных странах, субъект хозяйствования, действующий на территории Союзного государства, может оказаться неконкурентоспособен. Но, если мы не поддержим отечественного производителя на своих территориях, придет импортный. Это является стратегической ошибкой. Пока больше приходится говорить о конкуренции на территории Союзного государства. При разработке же инновационного продукта необходимо ориентироваться на перспективу, а не пользоваться сиюминутными результатами. Вымывая друг у друга сырьевой ресурс, невозможно усилить совместный потенциал.

Переработки сегодня достаточно много на любом технологическом уровне, достаточно конкурентоспособном. В то же время мощности не загружены, экономика создания продукта зачастую не конкурентоспособна. Поэтому в рамках союзных программ необходимо рассматривать всю технологическую цепочку -от поля дор прилавка. Например, для регионов Беларуси это - лен, мясо, молоко, корма, торф, рапс, для производства которых должны быть задействованы семенные станции, гибридные, племенные центры, лаборатории. Для этого необходимы не только финансовые ресурсы, но и кадровые - специалисты, маркетологи, дизайнеры. Любой продукт требует затрат, а высокотехнологичный - намного больше. И любое производство в рамках Союзного государства должно иметь гарантированную систему сбыта. Сам производитель ее не создаст и это не его задача. А потребность в технологическом обновлении сегодня увеличилась в разы.

В Союзном государстве сегодня востребованы технологические разработки, которые выполняются предприятиями Беларуси с использованием ресурса российских партнеров. Задача в том, чтобы выстроить систему поддержки данных производств в рамках единого экономического пространства, иначе каждая из сторон будет заполнять указанные ниши самостоятельно, в том числе поддерживая импортеров.

Существующие барьеры во взаимной торговле, связанные с расширением поддержки собственного производителя, доминируют все чаще во взаимоотношениях субъектов хозяйствования двух стран. Каждый защищает свой бюджет, а с учетом разного порядка его формирования и источников для его развития защитные меры превалируют все больше.

В этой связи необходимо также учитывать разные подходы к социальной нагрузке, которые несут субъекты хозяйствования двух стран, действующие механизмы государственной поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно определять совместные прорывные направления, трезво оценивать фактор конкурентоспособности, в первую очередь, на территории Союзного государства, и совместно научиться бороться за внешние рынки сбыта.

Сегодня активно работают рабочие группы по наиболее актуальным вопросам белорусско-российского сотрудничества в экономической сфере: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, фармацевтике, по импортоза-мещению, государственным закупкам, в рамках которых ведется работа по поиску точек соприкосновения в тех вопросах, которые все еще остаются нерешенными.

Примером развития плодотворного сотрудничества по взаимодействию регионов может служить деятельность Рабочей группы по сотрудничеству Республики Беларусь и Калужской области, белорусскую часть которой возглавляет председатель Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, а российскую - заместитель губернатора Калужской области. В ходе заседаний Рабочей группы, обмена делегациями обсуждаются вопросы интенсификации сотрудничества по перспективным направлениям, поставкам продукции технического и технологического назначения для модернизации и переоснащения предприятий Калужской области, внедрению новых технологий при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог обла-

© £

Я

3

*

а

2 а

7

г-

сэ

сч

сэ £

а

2 о

сти, продвижению инновационных технологий в области селекции сельскохозяйственных культур, что способствует усилению взаимодействия регионов наших стран. Есть планы по расширению взаимодействия, в частности, в научно-техническом сотрудничестве, машиностроении, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении. В результате работы группы расширилось и активизировалось сотрудничество с Калужской областью. На постоянной основе осуществляется обмен информацией о состоянии и перспективах развития науки, о планируемых научно-технических мероприятиях, выставках в Республике Беларусь и Калужской области.

Однако оценка эффективности деятельности данных рабочих групп должна осуществляться в каждом регионе. Эффективность работы данных рабочих групп по конкретным направлениям сотрудничества необходимо оценивать в случае выработки совместных проектов по каждому из направлений, выполнение мероприятий по которым должно стать обязательным для каждого участника.

Выводы и рекомендации.

В условиях глобальной экономики и обострения конкуренции между развитыми странами в политической, экономической, военной и других сферах перед Российской Федерацией и Республикой Беларусь возрастает риск оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой. Поэтому главная стратегическая цель - повышение конкурентоспособности обеих стран. Как показало проведенное исследование, в решении этой задачи особая роль принадлежит регионам, организации их эффективного сотрудничества.

В связи с этим назрела необходимость разработки проекта программы Союзного государства по инновационному развитию регионов Беларуси и России. Одной из основных целей проекта может стать поиск уникальных ресурсов развития для регионов и на этой основе формирование и реализация проектов в социально-экономической, научно-технической и других сферах не только в рамках союзных программ, но и государственно-частного партнерства, в том числе путем включения региональных бизнес-структур в разработку и реализацию данных проектов. Фактически речь пойдет о формировании инновационной среды.

Под инновационной средой будем понимать совокупность всех социально-

Рисунок 2 - Ключевые элементы инновационной среды регионов Союзного государства Источник: составлено автором на основе [3]

экономических подсистем, позволяющих обеспечить доступ к различным ресурсам и оказывающим поддержку участникам инновационной деятельности.

Для того, чтобы сформировать инновационную среду в регионах Союзного государства необходимо:

- сформировать инновационную инфраструктуру (финансовую, производственно-технологическую, информационную, кадровую, экспертно-консалтинго-вую);

- совершенствовать институты правового характера;

- развить институты финансового характера.

В первую очередь, необходима согласованная разработка эффективных механизмов финансирования и налогового стимулирования, способствовать увеличению инновационного потенциала экономик наших стран. Для этого нужны единые нормативные правовые акты. Ключевым в правовой системе должен стать уровень союзных решений прямого действия, имеющих юридическую силу. Правовое регулирование схожих правоотношений должно быть единым, опираться на одинаковые принципы и подходы.

Важнейшим направлением российско-белорусского технологического и инновационного сотрудничества, как в промышленной сфере, так и в других областях, становятся трансфер усовершенствованных способов производства, создание производственных цепочек востребованных продуктов с высокой добавочной стоимостью при активном участии в этом процессе малого и среднего бизнеса двух стран. Очевидно, что этот аспект союзной интеграции мог бы стать базовым при разработке совместных программ Союзного государства по импортозамещению и межрегиональному сотрудничеству в сферах медицины, электроники, машиностроения, новых материалов, биотехнологий.

Однако импортозамещение станет эффективным и востребованным, если не будут выстраиваться барьеры к товарам, выпускаемым на территории сторон. Важно усилить и поддержать деятельность предпринимательских структур на экономическом пространстве России и Беларуси, сделав реальные шаги по его объединению. На территории различных областей Беларуси начали складываться объединения предпринимательских структур, работающих в сфере фармацевтики, выпуска ветеринарных препаратов, упаковочных материалов, строительных деталей, нефтехимической продукции. Возможно развитие производства экологически чистых пищевых продуктов, которые особенно популярны за рубежом. У каждого развитого белорусского предприятия есть партнер в Российской Федерации и не один. Пока они объединяются в рамках некоммерческого партнерства, опираясь на полезность друг другу. Опираясь на финансовую поддержку Союзного государства, можно было бы не дублировать неоправданные затраты, что также способствовало бы повышению конкурентоспособности продукции.

В этой связи можно выделить ключевые элементы инновационной среды регионов Союзного государства (рис.2).

Координирующие организации представляют собой специализированные организации на началах тройной спирали (охватывают представителей бизнеса, науки, властей). По мысли одного из авторов концепции тройной спирали Г. Ицковица [3], в индустриальную эпоху взаимодействие между 3 институциональными секторами было линейным, а в современной экономике оно напоминает сцепление спиральных структур ДНК, позволяющее этим игрокам принимать и удерживать «генетические черты» друг друга. Модель «тройной спирали» обеспечивает переход к инновационному типу развития.

На региональном уровне тройная спираль означает создание новых организаций или адаптацию старых с целью заполнения пробелов в региональном развитии, которые часто можно определить только в фазе достижения согласия, а, среда знаний создает строительные блоки для регионального роста в виде «критической массы», концентрации научно-исследовательских ресурсов по темам, которые могут породить технологические идеи [1].

В качестве критерия результативности методического использования модели может служить достижение инновационной технологической конкурентоспособности реальной экономики стран Союзного государства на мировых рынках.

Рассмотрим, чем этот проект может быть интересен с позиций партнерства государства и бизнеса, который хочет работать в регионах на долгосрочной основе. Как отмечалось ранее, когда бизнес приходит в регион, он сталкивается с рядом проблем: низким уровнем компетенции, неразвитостью инфраструктуры, то есть попадает в неблагоприятную для бизнеса среду. Работа в такой среде значительно повышает риски всех типов, время и стоимость бизнес-проектов. Решение перечисленных выше проблем, является делом органов власти, а не бизнеса, но и руководство регионов в одиночку справиться с перечисленными проблемами порой не в состоянии. Бизнес, в свою очередь, не может или не хочет заниматься не свойственными ему задачами. Существующие лоббистские организации от бизнеса решают лишь ограниченные задачи, отражающие их специфические интересы. Выход из данной ситуации может быть обеспечен за счет организации взаимодействия органов власти, бизнеса и общества, которое является основной ключевой установкой проекта и ориентировано на взаимовыгодное сотрудничество на более высоком уровне.

Следует отметить, что сейчас к возможностям для расширения сотрудничества, в том числе и на региональном уровне, добавились новые, связанные с созданием Евразийского экономического союза. Накопленный Беларусью и Россией интеграционный опыт не только позволяет успешно решать общие актуальные задачи в интересах братских народов, но и способствует всестороннему становлению Евразийского экономического союза. При этом необходимо учитывать, что Союзное государство абсо-

лютно не утратило своей актуальности и является структурой, опыт функционирования которой чрезвычайно важен при формировании ЕАЭС. Законы принимают правительства, а конкретная работа ведется в регионах субъектами хозяйствования.

Необходимо найти наиболее эффективные формы и механизмы поддержки сотрудничества национальных научно-технологических комплексов, максимально полно использующих конкурентные преимущества единого научно-технологического пространства Союзного государства в интересах развития национальных экономик и социальной сферы. Решение может быть общее - объединение финансового, кадрового и научно-технического потенциала для создания новых отраслей экономики, инновационных производств, а также создание инфраструктуры, экономических зон и индустриальных парков.

Приоритеты стран Союзного государства в научно-технической и инновационной сферах четко согласованы и находятся в хорошем состоянии. Это определенная гарантия успехов совместных программ и реальная возможность выйти на международный уровень, обеспечить конкурентоспособность инновационных разработок и результатов научно-исследовательской работы, фундаментальных исследований. Вложение средств именно в интеллектуальные ресурсы, в собственные уникальные технологии все больше становится не столько вопросом престижа, сколько вопросом возможности поддержания экономической независимости и долгосрочного развития. При этом имеющийся у двух государств человеческий потенциал, при должной финансовой поддержке, позволяет не только создавать конкурентные технологии, но и успешно извлекать прибыль из их использования.

Литература

1. Горденко Г. В. Инновационное развитие регионов России по тройной спирали [Электронный ресурс] // Клуб субъектов инновационного и технологического развития России Режим доступа: innclub.info>wp...uploads/2012/08/ горденко.doc (дата обращения: 11.09.2017).

2. Информационно-аналитический портал Союзного государства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// www.soyuz.by/ (дата обращения: 11.02.2017).

3. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц ; пер. с англ, под ред. А.Ф. Уварова. - Томск : Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. -238 с.

4. Создание системы научно-технического сотрудничества регионов СЗФО и Республики Беларусь [Текст] : заключительный отчет о НИР / К. А. Задумкин, С. В. Теребова, Л. А. Волкова. ? Вологда, 2011. ? 170 с.

5. Соколов М.С., Абрамов Р.А. Институциональные аспекты межгосударственной интеграции стран-участников Союзного государства в инновационной сфере // Теоретическая и прикладная экономика. - 2017. - № 2. - С.113-127.

Priority directions of integration of regional innovation systems of the countries of the Union State Derevyanko S.V.

Plekhanov Russian University of Economics The article considers the problem of integration of innovation systems in Russia and Belarus in conditions of the formation of the Union State. The purpose of the article is to identify the main problems and prospects for the development of integration processes between countries. Integration of regional innovation systems is assessed by the researcher as a priority in the relations between the two countries. In order to reflect their current status, the graduate student provides statistical indicators. Along with the program documents that determined the main directions of innovative cooperation, the factors of the formation of regional innovation systems are also analyzed. In order to solve the identified problems, it is proposed to develop projects related to the innovative development of the regions of Belarus and Russia. The main goal of the project is to search for unique resources for the regions and on this basis. Key words: innovations; integration; region; regional innovation system; technologies; Union State of Russia and Belarus

References

1. Gordenko G. V. Innovacionnoe razvitie regionov

Rossii po trojnoj spirali // Klub sub»ektov innovacionnogo i tekhnologicheskogo razvitiya Rossii URL: innclub.info>wp...uploads/2012/08/ gordenko.doc (data obrashcheniya: 11.09.2017).

2. Informacionno-analiticheskij portal Soyuznogo

gosudarstva - URL: http://www.soyuz.by/ (data obrashcheniya: 11.02.2017).

3. Ickovic G. Trojnaya spiral'. Universitety -

predpriyatiya - gosudarstvo. Innovacii v dejstvii / Genri Ickovic ; per. s angl, pod red. A.F. Uvarova. - Tomsk : Izd-vo Tomsk, gos. un-ta sistem upr. i radioehlektroniki, 2010. -238 p.

4. Sozdanie sistemy nauchno-tekhnicheskogo

sotrudnichestva regionov SZFO i Respubliki Belarus' [Tekst] : zaklyuchitel'nyj otchet o NIR / K. A. Zadumkin, S. V. Terebova, L. A. Volkova. ? Vologda, 2011. ? 170 p.

5. Sokolov M.S., Abramov R.A. Institucional'nye

aspekty mezhgosudarstvennoj integracii stran-uchastnikov Soyuznogo gosudarstva v innovacionnoj sfere // Teoreticheskaya i prikladnaya ehkonomika. - 2017. - № 2. -P.113-127.

О

3

В

s

v

a

2 a

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.