экономические науки
Соколов Максим Сергеевич, Сурилов Меир Нисонович ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ...
УДК 339.97
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ
© 2018
Соколов Максим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление», докторант Сурилов Меир Нисонович, старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление», аспирант Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mosgorduma77@mail.ru)
Аннотация. На современном этапе общественного развития инновации становятся важнейшим инструментом конкурентной борьбы государства. Выстраивание многоуровневой системы поддержки инновационной деятельности становится приоритетом экономической политики и неотъемлемой частью национальных стратегий конкурентоспособности развитых стран. В условиях формирования постиндустриального общества международная конкурентоспособность государства будет зависеть не только от максимального использования имеющегося ресурсного и инновационного потенциалов, но и от наличия действенных интеграционных механизмов, обеспечивающих эффективность межстрановой и межрегиональной кооперации. Статья посвящена актуальным проблемам формирования и развития научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси. Особое внимание в работе уделяется факторам, обеспечивающим эффективную интеграцию стран-участников в инновационной сфере, а также оценке текущего состояния исследуемой сферы. Авторы раскрывают системные проблемы научно-технологического сотрудничества России и Беларуси через систематизацию основных направлений, целей и задач, стоящих перед органами управления Союзного государства. Данный подход позволил комплексно рассмотреть срез проблем, требующих первоочередного решения и ресурсного обеспечения, что переводит сделанные авторами выводы и рекомендации в практико-ориентированное русло. В заключительной части исследования установлено, что основным шагом на пути решения выявленных проблем должна стать разработка и реализация единой стратегии инновационного развития Союзного государства, содержащая «антикризисный блок», нацеленный на понижение нарастающего санкционного давления со стороны западных стран.
Ключевые слова: государственное управление, инновация, интеграция, инновационная политика, инновационная система, кооперация, научно-технологическое пространство, пространственное развитие, риск, Союзное государство, санкции, стратегия, целеполагание.
THE PROBLEMS OF FORMING OF UNITED SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL SPACE OF THE UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS
© 2018
Sokolov Maksim Sergeevich, candidate of economic sciences, associate professor
at the Department «State and municipal management», doctoral student Surilov Meir Nisonovich, senior lecturer at the Department «State and municipal management», postgraduate student Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyanny lane, 36, e-mail: mosgorduma77@mail.ru)
Abstract. At the present stage of social development, innovations become the most important tool of the state's competitive struggle. Building a multi-level system of support for innovation becomes a priority of economic policy and an integral part of the national competitiveness strategies of developed countries. In the context of the formation of a post-industrial society, the international competitiveness of the state will depend not only on the maximum use of available resource and innovative potential, but also on the availability of effective integration mechanisms that ensure the effectiveness of inter-country and inter-regional cooperation. The article is devoted to the actual problems of formation and development of scientific and technological space of the Union state of Russia and Belarus. Attention is paid to the factors that ensure the effective integration of the participating countries in the field of innovation, as well as the assessment of the current state of the study area. The authors reveal the systemic problems of scientific and technological cooperation between Russia and Belarus through the systematization of the main directions, goals and objectives of the Union state. This approach allowed to consider the problems that require priority solutions and resources, which translates the authors conclusions and recommendations into a practice-oriented tack. In the final part of the study, it was established that the main step towards solving the identified problems should be the development a unified strategy for the innovative development of the Union state, containing an "anti-crisis block" aimed at reducing the sanctions pressure from Western countries.
Keywords: public administration, innovation, integration, innovation policy, innovation system, cooperation, scientific and technological space, spatial development, risk, Union State, sanctions, strategy, goal-setting.
Постановка проблемы и актуальность исследования. В условиях глобализации интеграционные процессы между странами, имеющими сопоставимые показатели социально-экономического развития и стратегические интересы, позволяют сохранить их суверенитет и национальную самоидентификацию. Особого внимания здесь заслуживает экономическая интеграция России и Беларуси в рамках Союзного государства, которое в плане институционального развития и взаимных обязательств участников выступает наиболее глубоким интеграционным объединением на евразийском пространстве.
Россия и Беларусь обладают общностью исторического и культурного развития, наличием организационно-правовых наработок и ресурсов для интенсификации интеграционных процессов. При этом особое место в интеграции отводится формированию единого научно-
технологического пространства (ЕНТП), обеспечивающего выстраивание общих приоритетов федеральной и региональной инновационной политики, включая межрегиональную кооперацию участников инновационной деятельности. Формирование ЕНТП основано на интеграции как классических рынков факторов производства, так и рынков знаний, информации, технологий, что в значительной степени усложняет данный процесс с организационно-правовой и ресурсной точки зрения.
В целом эффективность интеграции России и Беларуси в научно-технической сфере будет тесно связано с такими факторами, как:
- единство целеполагания и наличие общей стратегии интеграции;
- создание локальных, национальных и союзного рынков инноваций и высокотехнологичной продукции;
- систематическое тиражирование лучших практик
по развитию нормативно-правовой базы;
- межрегиональный информационный обмен и создание единой информационной базы;
- эффективность механизмов регулирования академической миграции, организация и проведение совместных «научных школ»;
- наличие механизмов интеграция инновационных систем и инновационных инфраструктур;
- развитие организационных и правовых механизмов регистрации и защиты прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности;
- внедрение принципов Болонского процесса в систему образования, ориентированное на сохранение национальной безопасности стран-участников интеграции.
Однако актуальное состояние исследуемой сферы в Союзном государстве могут характеризовать следующие параметры:
- слабость общей научно-технической, инновационной и единой наднациональной политики;
- недостаточная координация фундаментальных и прикладных исследований и разработок;
- не произведена гармонизация нормативной правовой базы в сфере науки, техники, инноваций, защиты прав интеллектуальной собственности;
- слабость единой инновационной инфраструктуры, не развита сеть совместных центров и фондов по поддержке НИОКР;
- отток работников, занятых исследованиями и разработками;
- снижение числа инновационно активных предприятий и слабость управленческих навыков ведения инновационного бизнеса;
- низкая интенсивность академической мобильности и информационного обмена между исследователями;
- относительно низкий уровень жизни работников науки и образования по сравнению с инновационно развитыми странами.
Учитывая изложенное, целесообразно сконцентрировать внимание на наиболее острых проблемах формирования ЕНТП Союзного государства с целью дальнейшей выработки и принятия единых стратегических решений на наднациональном и национальном уровнях государственного управления.
Теоретические основы исследования. Изучению проблем формирования инновационной модели развития экономики посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, таких, как М. Абрамовиц, В. Баумоль, С. Глазьев, Э. Денисон, Ч. Эдквист, Н. Иванова, Л. Канторович, Б. Лундвал, Р. Нельсон, И. Парк, П. Ромер, Б. Санто, Д. Сахал, Р. Солоу, Б. Твисс, С. Винтер, Р. Фостер, К. Фримен, Дж. Фурман, Ф. Шерер, Й. Шумпетер и др.
Попытки исследовать различные аспекты интеграции были предприняты такими учеными, как Х. Кельзен, Д. Шиндлер, Р. Шмед, К. Шмидт, Б. Балассы. Вместе с тем, из-за содержательной сложности и многогранности понятия, сформировался ряд представлений на интеграцию сторонниками различных научных школ: структурализм (Г. Мюрдаль, П. Стритен, Ф. Перру и др.), корпорацио-нализм (С. Рольф, Ю. Ростоу и др.), неокейнсианцы (Р. Купер и др.), дирижизм (Я. Тинберген, Р. Санвальд и др.). Значительную роль в развитии теории международной экономической интеграции сыграли отечественные экономисты Н. Шмелев, Ю. Шишков, С. Глазьев и др.
Проблемы межгосударственной интеграции России и Беларуси в инновационной сфере в рамках Союзного государства стали привлекать активное внимание ученых на рубеже 2011-2012 гг., а вопросы формирования единого инновационного пространства исследовались такими авторами, как Р. Абрамов, Е. Дорина, П. Витязь, К. Гулин, С. Дедков, О. Молчанова, А. Корнеев, А. Караткевич, В. Котилко, Ю. Головин, В. Антонов и др.
При этом исследования проблем формирования ЕНТП Союзного государства составляют лишь незначи-264
тельную часть в решении задач развития интеграционного образования, что весьма критично в условиях ориентации экономик стран-участников на инновационный тип развития.
Проблемы формирования и развития ЕНТП Союзного государства. Построение Союзного государства сложный и многогранный процесс, призванный обеспечить единство видения каждого из участников интеграции в рамках реализации Договора о создании Союзного государства, и, как следствие, на текущем этапе развития российско-белорусской интеграции накопилось множество нерешенных проблем. Прежде всего, они связаны с низкой эффективностью организационно-распорядительных документов, противоречием между согласием сторон на интеграцию и определением конкретных механизмов, этапов, процедур и форм объединения, что связано с особенностями российской и белорусской экономики, прошедших разные пути постсоветской трансформации.
При переходе на инновационный тип развития российская экономика нуждается, прежде всего, в благоприятной институциональной среде, представляющей комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих активизацию инновационных процессов [1]. Как показывают исследования Всемирного банка, ОЭСР, ЮНЕСКО, а также результаты международных рейтингов, отражающих готовность стран к переходу к «экономике знаний» [2] преимущественно институциональные проблемы сдерживают нашу страну в глобальной гонке инновационно активных стран [3]. На первое место здесь выходят проблемы бюрократизации, низкой эффективности правовых норм, особенно в части защиты прав интеллектуальной собственности, высокий уровень коррупции и трудности при ведении бизнеса. Как следствие, данные проблемы распространяются и на уровень наднационального управления, в том числе в формате Союзного государства [4].
Для выявления и систематизации проблем формирования ЕНТП Союзного государства используем схему, построенную на основе Постановления Совета Министров №19 от 16 июня 2017 г. «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства», представлено на рисунке 1.
Одной из ключевых проблем, сдерживающих формирование ЕНТП Союзного государства, является слабая межгосударственная координация национальных инновационных политик. В первую очередь, это связано с тем, что несмотря на наличие Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г., среди множества принятых в Союзном государстве документов отсутствует отдельная стратегия по вопросам политики международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций. Данное обстоятельство снижает не только эффективность научно-технологической политики Союзного государства, но и сдерживает возможности для интеграции национальных инновационных систем. Также это выражается в недостатках целеполагания в рамках реализации национальных инновационных политик, зачастую приводящих к таким «недоразумениям», как:
1) смешивание «интегральных» и «дифференциальных» целей;
2) смешивание цели с издержками, благодаря которым она достигается;
3) смешивание промежуточной цели с конечной [5, с. 22-26].
Данная ситуация также сопряжена с низкой эффективностью разработки ключевых индикаторов развития ЕНТП и общей слабостью взаимодействия элементов инновационных систем стран-участников Союзного го-
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)
экономические науки
Соколов Максим Сергеевич, Сурилов Меир Нисонович ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ...
Министерство образования и науки РФ Госкомитет по науке и технологиям РБ
Разработка м реализация 1
Основные направления формирования и функционирования ЕНТП СГ
Цель
- создание действенных орган изацион н ых, правовых, информационных и финансово-экономических условий, необходимых для эффективного функционирования
ЕНТП РФ и РБ в рамках СГ.
обеспечение на межгосударственном уровне координации проведения научных исследований и разработок на основе согласованной научно-технической и инновационной политики государств-участников СГ
1_
согласование основных принципов, единой системы ключевых индикаторов развития ЕНТП СГ, построение организационной системы функционирования научно-технологического и инновационного взаимодействия на межгосударственном уровне
определение форм и условий совместной деятельности инновационных структур России и Беларуси, форм и механизмов сотрудничества в области коммерциализации результатов НИОКР и трансфера технологий
сравнительный анализ национального законодательства России и Беларуси в научно-технологической и инновационно]! сферах и подготовка предложений по его гармонизации
формирование единой системы информационного обеспечения сектора исследований и разработок СГ
совершенствование договорно-правовой базы научно-технологического и инновационного сотрудничества в рамках СГ
реализация совместных научно-технологических и
инновационных программ, проектов и мероприятий
-Г
Этап 1 (2010- 2015гг.) МеропрЕипга по обеспечению формирования основы ЕНТП СГ.
Этап 2 (2016 - 2020гг.) построение гибкой системы определения приоритетных направлений взаимодействия
национальных научно-технологических комплексов, способная оперативно учитывать их актуальные потребности и соответствующая интересам развития национальных экономик и социально!} сферы.
1. Единая система ¡аючевыхиндикаторовразвитияЕНТП СГ-определяет количественные характеристики развития ЕНТП СГ по направлениям:
(конкурентоспособностьЕНТП СГ в мире; развитие кадрового, материально-технического и информационного обеспечения ЕНТП). Порядок формирования 1! корректировки: Совет Министров СГ.
2. Единая система тематических приоритетовразеития ЕНТП СГ-обеспечение инновационного развитая конкурентоспособных отраслей экономики, осуществляется через выполнение научно-технологических программ СГ в соответствии с Порядком разработки н реализации программ СГ. Координация и формирование: Комиссия по формированию ЕНТП СГ
Основ}- приоритетных направлений научно-технологического и инновационного сотрудничества составляют:
• в области науки и техники - информационно-телекоммуникационные системы и технологии, индустрия наносистем и материалов, новые материалы, медицина и фармация, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, новые источники энергий, безопасность и противодействие терроризму, ■ в области технологий - ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции,
производство и переработка сельскохозяйственного сырья, безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья н пищевых продуктов, промышленные биотехнологии
Финансирование
Осуществляется в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетам (РФ) и республиканским бюджетом (РБ), выделяемых соответствующим ведомствам и организациям для выполнения возложенных на них функций.
Финансирование совместных программ и проектов Союзного государства за счет бюджета СГ осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Союзного государства.
Рисунок 1 - Направления формирования и функционирования ЕНТП Союзного государства * Составлено авторами
Учитывая, что одним из направлений стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры, подчеркнем, что формы, механизмы и условия интеграции инновационных инфраструктур России и Беларуси лишь зарождаются. Как следствие, остро стоит проблема коммерциализации результатов НИОКР и трансфера технологий на фоне относительно среднего уровня развития инноваций в России и Беларуси, представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 - Глобальный инновационный индекс (место в рейтинге из 127 стран)
* Составлено авторами по данным [6]
Подчеркнем, что формирование единых объектов инновационной инфраструктуры в рамках создания ЕНТП Союзного государства должно сопровождаться:
- разработкой единой правовой базы Союзного государства в области научно-технической и инновационной деятельности;
- совместной подготовкой управленческих кадров с учетом соглашения о Едином образовательном пространстве;
- созданием информационной площадки для взаимодействия объектов инновационной инфраструктуры;
- регулярными мероприятиями для представления инновационных продуктов и услуг организациями-разработчиками и т. д.
Особое место в вопросах формирования ЕНТП отводится международному научно-техническому сотрудничеству между государствами и предприятиями различных государств, которое осуществляется в виде совместных программ НИОКР, формировании совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Несмотря на то, что Россия и Беларусь имеют значительный потенциал сотрудничества в области инновационного развития между ведущими научными центрами, возникает потребность в формировании единого органа управления инновационной деятельностью, координирующего работу НАН Беларуси и РАН. В настоящее время подобная работа осуществляется Комиссией по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, однако это не обеспечивает согласованной и эффективной работы участников, занятых в реализации союзных проектов и программ.
Еще одной проблемой является неразвитый механизм закрепления статуса объектов интеллектуальной собственности за странами-участниками Союзного государства. После ввода в действие Единого порядка учета и распоряжения результатами интеллектуальной деятельности, полученными за счет средств союзного бюджета, технологии и ноу-хау должны стать одним из источников его наполнения, однако в настоящее время случается, что результаты союзных программ могут оказаться частной собственностью [7].
Ряд исследователей также позволяют выявить угрозы для научно-технологической безопасности Союзного государства, связанные с отставанием стран-участников в информатизации при переходе к новому технологическому укладу, широкое использование устаревших и экологически опасных технологий, угрозы распространения антинаучных представлений, размывание научно-образовательного фундамента и уменьшение интеллектуального слоя нации [8].
В заключение следует отметить, что в странах-участниках Союзного государства также нерешенными остаются проблемы, присущие государственному научному сектору. Уровень огосударствления экономики Беларуси составляет около 70 %, а в России - 40 %. При этом в собственности государства находится порядка 70 % российских научных организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, хотя мировая тенденция
бюджетного финансирования науки указывает на сокращение ее доли [9]. Отсюда вытекают проблемы, связанные с размытыми приоритетами бюджетной политики, низкой капитализацией интеллектуальной собственности и патентной активности научных организаций, издержками сметного финансирования фундаментальных исследований на фоне слабости организационно-правовой структуры и нерационального управления имущественными комплексами научных организаций [10].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Несмотря на множество раскрытых проблем, сдерживающих формирование ЕНТП Союзного государства, наиболее актуальной для теоретического осмысления является разработка механизмов и инструментов формирования и реализации единой стратегии инновационного развития Союзного государства, обеспечивающей эффективность интеграции инновационных систем России и Беларуси. Здесь следует учитывать, что на фоне антироссийских санкций нарастают риски общего застоя и «технологических разрывов», препятствующие полноценному участию стран-участников Союзного государства в VI технологическом укладе. Действующие ограничения на экспорт и импорт технологий и угрозы кибератак могут значительным образом обострить общую технологическую отсталость России и Беларуси [11]. Таким образом, в рамках разработки единой инновационной стратегии Союзного государства должен быть детально проработан «антикризисный блок» с набором измеримых показателей и мероприятий, способных нивелировать воздействие политических, экономических, социальных и технологических вызовов для союзной интеграции в исследуемой сфере.
Выполнено в рамках гранта по теме «Развитие организационно-правовых механизмов формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси» (Приказ РЭУ им. Г.В. Плеханова № 712 от 17.05.2018 г.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Логинова Т. П. Институциональные факторы инновационного развития российской экономики // Вестник ННГУ. 2011. № 5-2. С. 119-123
2. Иванов С. В. Теоретические основы формирования экономики знаний // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 8. С. 85-92
3. Мартынова Е.А., Малахов В.А. Позиция России в международных рейтингах по показателям, характеризующим развитие науки, технологий и инноваций // Наука. Инновации. Образование. 2017. № 3 (25). С. 5-34
4. Соколов М.С., Абрамов Р.А. Институциональные аспекты межгосударственной интеграции стран-участников Союзного государства в инновационной сфере // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 2. С. 113-127.
5. Оценка эффективности менеджмента и систем менеджмента качества: монография / А.Н. Шмелева, Р.М. Нижегородцев. - Москва: РУСАЙНС, 2016. - 182 с.
6. The Global Innovation Index 2017 // World Intellectual Property Organization: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_ pub_gii_2017.pdf
7. Караткевич А.Г., Головин Ю.А. Процесс интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2014. Т. 20, № 6. С. 290-296.
8. Миндели Л.Э., Черных С.И. Финансово-экономические аспекты инновационного развития // Инновации. 2011. № 9. С. 81-89.
9. Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17-34.
10. Халапова Л.Д., Нижегородцев Р.М. Механизмы
266
государственно-частного партнерства в сфере наукоемкого производства // Креативная экономика. 2016. Том 10. № 4. С. 411-422.
11. Российско-белорусские отношения в горизонте до 2020 года: итоги форсайт-сессии / под ред. А. Д. Саулина. - М.: ООО «Интеграция: Образование и Наука», 2017. - 96 с.
Статья поступила в редакцию 09.08.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 3(24)