Научная статья на тему 'МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УДМУРТИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УДМУРТИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
565
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / АКСЕЛЕРАЦИЯ / МСП / ENTREPRENEURSHIP / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / ACCELERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

Рассматривается понятие предпринимательства, описываются различные научные взгляды на определение экономической сущности понятия предпринимательства. Раскрываются основные экономические и социальные функции предпринимательства в России на современном этапе развития экономики. Характеризуется уровень развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республики, анализируется количество занятых и распределение предприятий малого бизнеса в Удмуртии по видам экономической деятельности. Описывается история формирования и развития системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Удмуртии. Дается подробное описание применяемым в настоящее время мерам государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства, описываются направления участия Удмуртской Республики в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которого реализуется пять региональных проектов: «Акселерация субъектов МСП»; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»; «Популяризация предпринимательства»; «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В соответствии с региональными проектами организациями инновационной инфраструктуры оказывается субъектам МСП финансовая, имущественная и информационно-консультационная поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS IN UDMURTIA: HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT, ROLE IN THE REGIONAL ECONOMY AT THE PRESENT STAGE

The article considers the concept of entrepreneurship, describes various scientific views on the definition of the economic essence of the concept of entrepreneurship. The article reveals the main economic and social functions of entrepreneurship in Russia at the modern stage of economic development. The level of development of small and medium-sized enterprises in the Udmurt Republic is characterized, the number of employees and the distribution of small businesses in Udmurtia by type of economic activity are analyzed. The history of formation and development of the system of state support for entrepreneurial activity in Udmurtia is described. A detailed description of the current measures of state support and promotion of small business development is given. The article also describes the directions of participation of the Udmurt Republic in the national project “Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative”, within the framework of which five regional projects are implemented: “Acceleration of SMEs”; “Increased access of SMEs to financial support, including concessional financing”; “Popularization of entrepreneurship”; “Improving the business environment”; “Establishment of a system of support for farmers and development of rural cooperation”. In accordance with regional projects, innovative infrastructure organizations provide financial, property and information advice to small business.

Текст научной работы на тему «МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УДМУРТИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 338.49 С.В. Радыгина

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УДМУРТИИ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ, РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Рассматривается понятие предпринимательства, описываются различные научные взгляды на определение экономической сущности понятия предпринимательства. Раскрываются основные экономические и социальные функции предпринимательства в России на современном этапе развития экономики. Характеризуется уровень развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республики, анализируется количество занятых и распределение предприятий малого бизнеса в Удмуртии по видам экономической деятельности. Описывается история формирования и развития системы государственной поддержки предпринимательской деятельности в Удмуртии. Дается подробное описание применяемым в настоящее время мерам государственной поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства, описываются направления участия Удмуртской Республики в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которого реализуется пять региональных проектов: «Акселерация субъектов МСП»; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»; «Популяризация предпринимательства»; «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В соответствии с региональными проектами организациями инновационной инфраструктуры оказывается субъектам МСП финансовая, имущественная и информационно-консультационная поддержка.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка, акселерация, МСП.

DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-679-688

Малый бизнес в России имеет большое значение в формировании устойчивой рыночной структуры, развитии экономического сектора. Одним из ключевых направлений государственной экономической политики в России в последние три десятилетия выступает поддержка и стимулирование развития отечественного малого бизнеса, поскольку данный сегмент национальной экономики выполняет большой комплекс важнейших социально-экономических задач, включая создание рабочих мест, повышение конкуренции, что в конечном счете приводит к уменьшению безработицы, снижению темпов роста цен.

Правовое регулирование развития малого предпринимательства осуществляется Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также рядом других законодательных актов. Регулируя правовую среду ведения предпринимательской деятельности, органы государственной власти направляют развитие малого бизнеса в социально значимые направления экономической деятельности. В частности, отдельные меры государственной поддержки и меры нормативно-административного регулирования посвящены социальному предпринимательству в Российской Федерации [2].

Первое упоминание понятия «предпринимательство» (англ. business) относится к трудам английского экономиста и банкира Ричарда Кантильона (1680-1734) в XVIII в. [3]. Р.Кантильон определял предпринимательство как экономическую деятельность, которая обеспечивает соответствие товарного предложения товарному спросу при этом в рамках постоянного риска.

Под личностью предпринимателя Р.Кантильон видел человека, который приобретает средства производства и трансформирует их в капитал. В ходе данного процесса происходит создание новой продукции, которая продается предпринимателем по рыночной цене, сравнительно более высокой, нежели затраты на ее производство.

Более глубоко проанализировал понятие «предпринимательство» французский экономист Жан-Батист Сэй (1767-1832), который рассмотрел его как творческое соединение и взаимосвязь двух факторов производства - труда и капитала. Также он разграничил деятельность предпринимателя (бизнесмена) от функций менеджера (управляющего). Предпринимательский труд Сэй считал, в первую очередь, творчеством, а труд менеджера определял как монотонный и рутинный [3].

2020. Т. 30, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Иного взгляда на сущность предпринимательства придерживался американский экономист Ио-зеф Шумпетер (1883-1950), утверждавший, что предпринимательство является, прежде всего, новаторской деятельностью, направленной на создание для рынка новых товаров и услуг [4].

В наши дни известный исследователь в области предпринимательства, российский ученый Алексей Иванович Муравьев определяет предпринимательство как специфический вид экономической деятельности с обязательным привлечением собственных средств и принятием им на себя ответственности за последствия деятельности, коммерческого риска [5]. В формировании типологического вида предпринимательства ключевое значение имеют некоторые экономические и юридические особенности, включающие, например, методы и способы формирования имущества предпринимателей, содержание осуществляемых ими имущественных прав, статус хозяйствующего субъекта права собственности и т. п.

На этапе формирования рыночных отношений понятие предпринимательства было закреплено в ныне утратившем силу Законе РФ от 25.12.90 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Данный юридический документ определял предпринимательство в качестве инициативной самостоятельной деятельности юридических лиц и граждан, направленной на получение прибыли и осуществляемой от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность [6].

Современная интерпретация понятия имеет законодательное закрепление в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой предпринимательство определено как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг» [7].

Правки, внесенные в 2019 г. в Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ввели в российское законодательство термин «социальное предпринимательство», определив его как предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества [8].

Предприниматель может заниматься любой, не запрещенной законодательством видом деятельности. Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает, что государственная регистрация является обязательным условием предпринимательской деятельности, которая может осуществляться с образованием или без образования юридического лица - индивидуальным предпринимателем. Современное законодательство допускает возможность использования индивидуальным предпринимателем наемной рабочей силы.

Предпринимательскую деятельность раскрывают ее характерные черты:

- экономическая самостоятельность в принятии решений хозяйствующих субъектов;

- хозяйственный, коммерческий риск;

- личная ответственность предпринимателя за результаты своей деятельности;

- экономическая заинтересованность предпринимателя в положительном результате деятельности;

- мобильность, гибкость и динамичность предпринимательской деятельности.

В масштабах национальной экономики главная задача предпринимательства выражается в оперативном удовлетворении динамично меняющегося спроса на товары и услуги путем производства и продажи требуемых товаров с целью получения прибыли. При этом предприниматель может сам организовывать производство или выступить в качестве посредника, но в любом случае он выступает в роли активного агента рынка, который создает новые рабочие места, развивает производство и устанавливает рыночные связи между хозяйствующими субъектами рынка на свой собственный коммерческий риск.

В современной рыночной экономике малому бизнесу - наиболее гибкой, динамичной и в то же время наиболее незащищенной от коммерческих рисков части предпринимательского сообщества -отводится важное место в качестве созидательной силы экономики [9].

Функции, реализуемые малым бизнесом в современной отечественной экономике:

1. Экономические функции:

- малый бизнес придает рыночной системе необходимую адаптивность и гибкость в условиях быстро меняющейся внешней среды (активизация структурных сдвигов, быстрая смена сегментации рынка, дифференсация товаров на рынке, инновационная деятельность);

- играет ведущую роль в формировании региональных и местных рынков, создает рыночную среду, ограничивая монополии и стимулируя их на совершенствование своего производства за счет

образования дочерних предприятий или размещения заказов и субконтрактов у организаций малого бизнеса;

- обеспечивает постоянную оптимизацию и повышение рациональности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Из-за незначительных масштабов и оборотов предпринимательской деятельности малый бизнес не может позволить себе нерациональное использование ресурсов и находится в постоянном поиске путей оптимизации бизнес-процессов и повышения ресурсоотдачи;

- организации малого бизнеса являются основным субъектом трансферта инновационных технологий, внедрения НТР (возможность организации опытного и мелкосерийного производства, исследование, разработка и внедрение новых идей);

- малый бизнес обеспечивает увеличение налоговых поступлений, хотя доля налоговых поступлений в целом в структуре доходов бюджетов всех уровней незначительна, но именно за счет создания и развития малого бизнеса обеспечивается диверсификация источников формирования бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Например, доля налоговых поступлений в бюджет города Ижевска от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 г. составила 11,4 % от общей суммы налоговых доходов бюджета МО «Город Ижевск». Поступления единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения в бюджет МО «Город Ижевск» в 2017 г., составили более 397 млн руб., за 1 полугодие 2018 г. - 197,1 млн руб. [14].

2. Социальные функции:

- малый бизнес обеспечивает рост занятости, создает новые рабочие места, а в ряде случаев -формирует новые профессии;

- снижает социальную напряженность;

- повышает уровень активности и самосознания населения.

В то же время перечисленные достоинства малого бизнеса нивелируются высоким предпринимательским риском. Устойчивость малого бизнеса крайне низкая: в первый срок своего существования закрывается половина предприятий, но их место на рынке тут же занимают новые фирмы. Особенно высокий уровень банкротства таких компаний наблюдается в первые три года своего существования.

Малый бизнес находится в сильной зависимости от рыночной ситуации, его конъюнктуры по причине небольших масштабов деятельности (отсутствие возможности создать современные эффективные структуры и специализированное управление) [10]. К характерным особенностям большинства малых предприятий относятся: единство собственности и управления, неформальность отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу, а также использование теневого рынка труда, в том числе привлечение к работе нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т. д. Конкурентоспособность и рентабельность производства обычно обеспечиваются благодаря таким неявным издержкам, как большая (выше, чем на крупных предприятиях) продолжительность рабочего дня и интенсификация труда, низкая заработная плата сотрудников по сравнению с крупным бизнесом. Данные факторы определяют малый бизнес как неустойчивую структуру с высокими рисками.

Малый бизнес характеризуется неоднородностью. В соответствии с конкурентной стратегией выделяется два основных типа малых предприятий: жизнеобеспечивающее и быстрорастущее [1].

Жизнеобеспечивающим называется малое предприятие, которое способно обеспечить предпринимателю нормальный доход. Как правило, оно является формой самозанятости или источником дополнительного заработка, это мельчайший бизнес, в котором занято один-два человека. Также такую форму часто называют традиционным малым бизнесом.

Быстрорастущее малое предприятие - субъект малого бизнеса, который следует стратегии интенсивного роста и стремится получить высокую капиталоотдачу от вложенных средств, конечная цель которого - трансформироваться в крупномасштабное эффективное предприятие. Данная форма подразумевает активную помощь государства или крупного бизнеса, без которых эффективное функционирование часто невозможно [9]. Основные направления деятельности таких предприятий - сфера информационных услуг и инновационного бизнеса.

В Удмуртии официальное зарождение предпринимательства можно связать с принятием 23 октября 1993 г. постановления Совета министров Удмуртской Республики № 460 «О государственной поддержке малого бизнеса».

В октябре 1993 г. при Правительстве УР был сформирован Совет по поддержке малого предпринимательства. Методическое руководство и коррекция работы министерств, госкомитетов и ве-

2020. Т. 30, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

домств по поддержке малого предпринимательства в Удмуртской Республике были возложены на Министерство экономики УР.

По итогам 1993 г. в Удмуртии было зарегистрировано 3,2 тыс. малых предприятий [11]. Данный период характеризовался крайне высоким ростом числа предприятий малого бизнеса, стихийностью формирования, вызванной отсутствием нормативно-правовой основы и инфраструктуры поддержки его развития.

Следующим шагом стало образование в ноябре 1995 г. Комитета по поддержке и развитию малого предпринимательства при Правительстве Удмуртской Республики (в 2000 г. он был преобразован в Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству). В конце 1995 г. принято решение о создании Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства.

Период 1995-1998 г. стал для малого бизнеса временем перехода к осуществлению деятельности в рамках довольно жесткого государственного регламентирования. С 1995 по 1997 г. число малых предприятий в Удмуртии увеличилось почти в 3 раза и достигло 7403, пик активности пришелся на 1998 г., когда в республике действовало 8324 малых предприятия [11]. С 1998 по 2000 г. в стране идет политика укрепления сектора малого предпринимательства, принимается ряд федеральных законов «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге», направленных на создание благоприятной среды для развития малого предпринимательства.

К началу XXI в. в республике действовало 8 тыс. малых предприятий, на которых трудилось 70 тыс. человек [12].

В 2004 г. Государственный комитет Удмуртской Республики по предпринимательству прекратил свою деятельность, при этом его функции по поддержке малого предпринимательства в республике возложены на Министерство экономики УР.

Начиная с 1997 г., в Удмуртской Республике стали вводиться программы поддержки малого предпринимательства. На муниципальном уровне данная система получила развитие с февраля 2003 г., когда был принят Указ Президента УР «О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике».

Широкий спектр мер, рекомендованных Указом, включал работу по многим направлениям - от разработки муниципальных программ поддержки малого предпринимательства с выделением средств на их финансирование из местных бюджетов и создания инфраструктуры поддержки до вопросов арендной платы за использование объектов муниципальной собственности субъектами малого предпринимательства.

Контроль за исполнением Указа был возложен на Госкомитет УР по предпринимательству. Как уполномоченный орган по проведению государственной политики поддержки малого предпринимательства Министерство экономики УР постоянно контролирует исполнение Указа Президента УР «О мерах по развитию малого предпринимательства на территориях муниципальных образований в Удмуртской Республике», им же разработаны рекомендации по составлению раздела «Малое предпринимательство» Программы социально-экономического развития муниципального образования.

Для обеспечения распространения конкретного позитивного опыта поддержки и развития предпринимательства Министерство экономики УР ежегодно проводит конкурс среди муниципальных образований в Удмуртской Республике на наиболее эффективную муниципальную программу поддержки малого предпринимательства и проектов развития инфраструктуры. Итоги конкурса были впервые подведены в 2005 г. [12].

По состоянию на 1 января 2020 г., согласно данным Министерства экономики Удмуртской Республики [11], в регионе осуществляло 58306 организаций малого бизнеса, из которых 25557 действовали с образованием юридического лица (наиболее распространенная организационная правовая форма юр. лиц малого бизнеса - общество с ограниченной ответственностью) и 32749 индивидуальных предпринимателей (56,17% от общего числа субъектов малого бизнеса в Удмуртии). Средних предприятий было зарегистрировано 224, из которых большая часть - 220 организаций - действуют с образованием юридического лица.

Более подробная информация представлена в таблице.

Как показывают данные табл., среднесписочная численность работников предприятий малого и среднего бизнеса в Удмуртии на 1 января 2020 г. составила 201 470 чел., из которых 86,05 % приходится на организации малого бизнеса [11].

Информация о деятельности малых и средних предприятий Удмуртской Республики

в разрезе видов деятельности за 2019 год

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. Среднесписочная численность работников субъектов малого Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства,

и среднего предпри- тыс. руб.

Вид деятельности нимательства, чел.

Малые Малые Малые

Средние предпри- Средние предпри- Средние предпри-

предприятия ятия (включая микро) предприятия ятия (включая микро) предприятия ятия (включая микро)

Всего (по данным ЕРСМСП) 224 58306 28100 173370 X X

Юр. лица 220 25557 28096 146687 X X

Индивидуальные предприниматели 4 32749 4 26683 X X

Всего (по данным Росстата), в том числе: 203 25338 23346 109040 57232934 33754107 1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 71 471 9522 7509 9287145 7176870

Добыча полезных ископаемых 5 117 457 1456 1217107 18872368

Обрабатывающие производства 37 2686 6653 18921 14975284 43858860

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; 4 150 627 1659 2613661 2790248

кондиционирование воздуха

Водоснабжение; водоотведение,

организация сбора и утилизации 1 191 181 1008 X 2017773

отходов

Строительство 6 3270 600 13145 1393908 23511179

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 55 9309 3092 28579 21968263 18823052 4

Транспортировка и хранилище 4 1362 477 5136 1308021 9862891

Деятельность гостиниц

и предприятий общественного 2 604 386 4720 X 5388374

питания

Деятельность в области информации и связи 1 677 X 2797 X 5201412

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 3 1789 240 8056 1598992 13587302

Деятельность по здравоохранению и оказанию социальных услуг - 337 X 2326 - 2739175

Деятельность профессиональная, научная и техническая 9 2137 551 5663 946705 7865651

Образование - 117 - 124 - 142160

Деятельность административная и сопутствующие доп. услуги 5 1175 488 5392 285361 5090571

По обороту субъектов малого и среднего предпринимательства лидируют виды экономической деятельности «Обрабатывающие производства», «Добыча полезных ископаемых» и «Строительство». В то же время наибольший удельный вес традиционно для малого бизнеса республики занимает деятельность по направлению «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий».

2020. Т. 30, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В целях поддержки малого предпринимательства в России создана инфраструктура поддержки малого бизнеса, деятельность которой координируется и финансируется Министерством экономического развития Российской Федерации.

На данный момент в России функционирует более двух сотен разновидностей государственной поддержки бизнеса, федеральных и в конкретных регионах.

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике» является одной из составных частей государственной программы Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики (2013-2020 годы), утвержденной постановлением Правительства УР от 15.04.2013 г. № 161 [13].

Цель подпрограммы заключается в создании необходимых условий для поддержки и развития малого и среднего бизнеса в УР.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) оказание содействия и координация органов местного самоуправления в развитии малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований Удмуртской Республики;

2) финансовая поддержка непосредственно субъектов предпринимательства и организаций, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) повышение эффективности и развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) содействие объединениям предпринимателей, некоммерческим и профессиональным организациям, непосредственно субъектам малого и среднего предпринимательства в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;

5) вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, зарегистрированных на территории Удмуртской Республики (в том числе молодежи до 30 лет), путем проведения обучающих мероприятий;

6) информационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и лиц, желающих начать собственный бизнес, формирование положительного имиджа предпринимателя.

Подпрограмма по развитию малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики. Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств бюджета Удмуртской Республики составляет 286883,1 тыс. рублей, в том числе в 2013 г. - 97237,5 тыс. руб.; в 2014 г. - 64936,1 тыс. руб.; в 2020 г. -209392,9 тыс. руб. [11].

Финансирование мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Удмуртии осуществляется по следующим направлениям:

- реализация мероприятий, направленных на поддержку и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства;

- оказание государственной услуги «Предоставление в аренду субъектам малого предпринимательства движимого и недвижимого имущества Удмуртской Республики»;

- оказание государственной услуги «Обеспечение доступа к информационным системам и к информационно-коммуникационным сетям»;

- субсидии автономному учреждению Удмуртской Республики «Республиканский бизнес-инкубатор» на уплату земельного налога и осуществление текущей деятельности;

- предоставление займов субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств Удмуртского государственного фонда поддержки малого предпринимательства и муниципальных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства;

- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на осуществление модернизации производства и развитие инноваций;

- реализация программы кредитных гарантий через Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики - Гарантийный фонд выступает поручителем перед кредитными организациями при заключении договоров кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Объемы обязательств по государственным гарантиям определяются Законом Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий год. В целях реализации подпрограммы предусматривается привлечение средств федерального бюджета. В связи с чем ежегодно Удмуртская Республика принимает участие в конкурсах по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

- экономическое развитие Удмуртской Республики за счет роста сектора малого и среднего предпринимательства;

- создание новых рабочих мест; обеспечение занятости и самозанятости населения Удмуртской Республики;

- увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики от субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение качества управления в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

- рост уровня технической оснащенности и обновление основных производственных фондов субъектов малого и среднего предпринимательства - товаропроизводителей;

- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в реализации проектов в сфере развития городского хозяйства;

- обеспечение доступа на льготных условиях к объектам недвижимого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства;

- формирование положительного образа предпринимателя, закрепление престижного статуса предпринимательской деятельности;

- повышение кооперационных связей между субъектами малого и среднего предпринимательства;

- расширение взаимодействия институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства между друг другом и с субъектами предпринимательской деятельности;

- формирование необходимой компетенции и повышение уровня квалификации работников субъектов малого и среднего предпринимательства;

- повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства и населения города Ижевска по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, в том числе о существующих механизмах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, о возможности и условиях получения кредитных ресурсов;

- привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к разработке и реализации направлений государственной (муниципальной) политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время Удмуртская Республика активно участвует в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в рамках которого реализуется пять региональных проектов: «Акселерация субъектов МСП»; «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию»; «Популяризация предпринимательства»; «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»; «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В соответствии с региональными проектами организациями инновационной инфраструктуры оказывается субъектам МСП финансовая, имущественная и информационно-консультационная поддержка.

К элементам инновационной инфраструктуры Удмуртской Республики на современном этапе относятся Корпорация развития Удмуртии, Республиканский бизнес-инкубатор, Удмуртский фонд развития предпринимательства, Гарантийный фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики (ГФСК УР), индустриальные (промышленные) парки, специализированные инновационные центры (Центр поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта, Региональный центр инжиниринга, Центр кластерного развития).

Финансовая поддержка в виде льготных микрозаймов и кредитных гарантий предоставляется субъектам МСП фондами поддержки предпринимательства и Региональным гарантийным фондом. В настоящее время капитализация Микрокредитной компании Удмуртский фонд развития предпринимательства (МКК УФРП) составляет более 800 млн руб., капитализация ГФСК УР - около 700 млн руб. [11].

Имущественная поддержка предоставляется субъектам МСП бизнес-инкубаторами в городах Ижевске и Глазове.

С 2018 г. в Удмуртии действует АО «Корпорация развития Удмуртской Республики» - единый орган управления и содействия в реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение социально-экономического развития региона, в том числе инфраструктурных проектов и проектов государственно-частного партнёрства [1].

2020. Т. 30, вып. 5 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В настоящее время Корпорация развития Удмуртской Республики реализует 3 основных направления деятельности [15]:

«Сделано в Удмуртии» - зарегистрированный товарный знак. Для предпринимателей, выпускающих продукцию под этим брендом, разработаны соответствующие меры господдержки.

«Инвестируй в Удмуртию» - система взаимодействия для привлечения и сопровождения инвесторов по принципу «одного окна» для инвесторов проектов по получению консультационной поддержки по всем возможным вопросам и направлениям инвестиционной деятельности, включая государственную поддержку проектов и получение налоговых преференций. Региональный проектный офис, координирующий взаимодействие органов власти региона по реализации значимых проектов.

Финансовые меры поддержки представлены в первую очередь предоставлением возвратных средств, прежде всего, в форме микрозаймов. Предоставление субсидий и налоговых льгот организациями инновационной инфраструктуры ежегодно уменьшает в долевом участии в общей структуре мер поддержки предприятиям в регионах России.

В целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлен Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательств, утвержденный постановлением Администрации г. Ижевска от 30.10.2017 № 470, в который включено 12 нежилых помещений общей площадью 766,1 м2 [14].

В рамках оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства ведется раздел «Малый и средний бизнес» на официальном сайте муниципального образования «Город Ижевск». В разделе размещается актуальная информация по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске, информация об условиях кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства банками города Ижевска и пр.

Корпорация консолидирует все возможные институты развития инвестиционной деятельности и большинство организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП на территории Удмуртии, в том числе центры, оказывающие консультационную и образовательную поддержку. Так, в конце 2019 г. на базе Корпорации открыт Центр «Мой бизнес» - единая площадка, объединяющая инфраструктуру поддержки субъектов МСП [15].

Применение технологии «одного окна» при оказании услуг Центром «Мой бизнес» предполагает наличие единого сайта (URL: https://madeinudmurtia.ru), где размещена вся информация об услугах, горячей телефонной линии поддержки, создание единых брендбука, базы CRM, медиа-плана, скриптов.

В Центре функционируют точки присутствия федеральных институтов развития (АО «РЭЦ», АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», Фонд развития промышленности, Фонд развития моногородов и т. д.). Центр работает и как МФЦ для бизнеса.

Деятельность Центра «Мой бизнес» базируется на программах акселерационной поддержки по различным направлениям. В 2019 г. реализованы 2 специализированные программы акселерации: экспортный и бизнес-акселераторы. К настоящему время завершены 3 потока бизнес-акселератора и 3 потока экспортного акселератора [11].

В качестве вывода отметим, что малое предпринимательство занимает ключевые позиции в экономике Удмуртской Республики и города Ижевска, играет важную роль в решении экономических и социальных задач - это сохранение рабочих мест, обеспечение дополнительной занятости, насыщение потребительского рынка товарами и услугами, стабильность налоговых поступлений и др.

Субъектам малого предпринимательства в Удмуртии оказывается всесторонняя государственная поддержка и ежегодно проводятся мероприятия, направленные на увеличение доли занятых в сегменте малого бизнеса. В то же время в последние три года четко прослеживается тенденция перемещения акцента с финансовых на нефинансовые (информационные и образовательные) меры поддержки. Основное финансирование деятельности подпрограммы по развитию малого предпринимательства в Удмуртии в 2018-2020 гг. осуществляется на цели проведения обучающих мероприятий бизнес-акселератора и экспортного акселератора, а также на оказание консультационной помощи субъектам малого предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Радыгина С.В. Инструменты развития малого и среднего бизнеса в регионе // Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. «Управление, экономика и образование: проблемы, исследования, результаты» Самарского университета государственного управления «Международный институт рынка». Изд-во Приволжского дома знаний. 2018. С. 70-74.

2. Калюжнова Н.Я., Огаркова Е.П., Осипов М.А. Социальное предпринимательство. М.: Юрайт, 2020. 114 с.

3. Муравьев А.И., Игнатьев А.М., Крутик А.Б. Предпринимательство: учебник. М., 2001.

4. Никифоров О.А., Боркина Н.В., Першиков А.Н. История российского предпринимательства. Дореволюционный период. М.: Юрайт, 2020. 140 с.

5. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 1998. 520 с.

6. Закон РФ от 25.12.90 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1.

8. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

9. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ: состояние, направления развития / Исследование НИСИПП / под ред. Е.Г. Литвака. М.: Бизнес-Тезаурус, 2003. 155 с.

10. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1. С. 78-80.

11. Официальный сайт Министерства экономики Удмуртской Республики. URL: https://economy.udmurt.ru/.

12. Поддержка малого и среднего предпринимательства, инвестиций и инноваций в Удмуртии. URL: https://www.udmexport.ru/ru.

13. Постановление Правительства УР от 15.04.2013 года № 161. «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики (2013-2020 годы)».

14. Официальный сайт Администрации города Ижевска. URL: http://www.izh.ru.

15. Радыгина С.В. Развитие инновационной инфраструктуры в целях стимулирования роста региональной экономики на примере Удмуртской Республики // LXXXV Международные научные чтения (памяти В.П. Глушко): сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 28.08.2020 г.). М.: ЕФИР, 2020. С. 27-30.

Поступила в редакцию 14.10.2020

Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой

экономической теории и предпринимательства

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

ведущий научный сотрудник

Удмуртский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук 426004, Россия, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 4 E-mail: [email protected]

S.V. Radygina

SMALL BUSINESS IN UDMURTIA: HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT, ROLE IN THE REGIONAL ECONOMY AT THE PRESENT STAGE

DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-5-679-688

The article considers the concept of entrepreneurship, describes various scientific views on the definition of the economic essence of the concept of entrepreneurship. The article reveals the main economic and social functions of entrepreneurship in Russia at the modern stage of economic development. The level of development of small and medium-sized enterprises in the Udmurt Republic is characterized, the number of employees and the distribution of small businesses in Udmurtia by type of economic activity are analyzed. The history of formation and development of the system of state support for entrepreneurial activity in Udmurtia is described. A detailed description of the current measures of state support and promotion of small business development is given. The article also describes the directions of participation of the Udmurt Republic in the national project "Small and medium-sized entrepreneurship and support for individual entrepreneurial initiative", within the framework of which five regional projects are implemented: "Acceleration of SMEs"; "Increased access of SMEs to financial support, including concessional financing"; "Popularization of entre-

2020. T. 30, Bbin. 5 ЭКОНОМHКА H nPABO

preneurship"; "Improving the business environment"; "Establishment of a system of support for farmers and development of rural cooperation". In accordance with regional projects, innovative infrastructure organizations provide financial, property and information advice to small business.

Keywords: entrepreneurship, small business, state support, acceleration.

Received 14.10.2020

Radygina S.V., Candidate of Economics, Associate Professor, Head of Department of the Economic Theory and Business Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034 Leading researcher

Udmurt branch of the Institute of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences Lomonosova st., 4, Izhevsk, Russia, 426004 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.