УДК 658.114:330.322(470.64) ББК 65.290(2Рос.Каб) А 64
Ю.О. Тхамитлокова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бер-бекова, г. Нальчик. Тел.: + 7 (928) 718-34-69, e-mail: [email protected]
Ю.А. Малкандуев,
доктор химических наук, профессор, профессор кафедры органической химии и высокомолекулярных соединений Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: +7 (928) 693-97-29, e-mail: [email protected]
И.А. Карданова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: 8 (8662) 42-27-55, e-mail: [email protected]
З.А. Хандохова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: 8 (8662) 42-27-55, e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(Рецензирована)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00483
Аннотация. В статье рассматривается состояние малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике. Выявлено повышение деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Развитию малого предпринимательства в регионе препятствуют главным образом следующие проблемы: трудность доступа к внешнему финансированию; устаревшие оборудование и технологии или их недостаточная производительность; недостаточный уровень подготовки специалистов и нехватка квалифицированных кадров. Рассмотрены основные направления инновационного предпринимательства в регионе, перспективные государственные программы для развития малого предпринимательства в КБР, например, такие как: развитие сети поддержки инфраструктуры субъектов МСП, направленной на формирование сервисной модели поддержки МСП; открытие и обеспечение функционирования единого органа управления предприятиями инфраструктуры поддержки МСП; информационная поддержка предпринимателей и популяризация осуществления предпринимательской деятельности; развитие молодежного предпринимательства; расширение финансовой поддержки субъектов МСП; расширение образовательной поддержки субъектов МСП и т.д. А также в статье приведены
объемы финансирования на поддержку малого инновационного предпринимательства.
Ключевые слова: предпринимательство, инновационная деятельность, инновационное предпринимательство.
Yu.O. Tkhamitlokova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after
H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 718-34-69, e-mail: [email protected]
Yu.A. Malkanduev,
Doctor of Chemical Sciences, Professor, Professor of the Department of Organic Chemistry and High Molecular Compounds, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 693-97-29, e-mail: [email protected]
I.A. Kardanova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: 8 (8662) 42-27-55, e-mail: [email protected]
Z.A. Khandokhova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: 8 (8662) 42-27-55, e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL STATE SUPPORT FOR INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AS A FACTOR IN THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC
Abstract. The article considers the state of small business in the Kabardino-Balkarian Republic. The increase in business activity of small and medium-sized businesses was revealed. The main obstacles to the development of small business in the region are: difficulty in accessing external financing; outdated equipment and technologies or their lack of productivity; inadequate training of specialists and lack of qualified personnel. The main directions of innovative entrepreneurship in the region, promising state programs for the development of small businesses in the KBR, for example, such as: the development of a network of support infrastructure of SMEs aimed at the formation of a service model of SME support; the creation and operation of a single management body of SME support infrastructure organizations; information support for entrepreneurs and promotion of entrepreneurship; the development of youth entrepreneurship; expansion of financial support for SMEs; expansion of educational support for SMEs, etc.And also the article shows the amount of funding to support small innovative entrepreneurship.
Keywords: entrepreneurship, innovative activity, innovative entrepreneurship.
В экономической литературе утвердилась точка зрения, что роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии страны и ее регионов определяется тремя основными функциями, такими как:
экономическая, политическая и социальная [1].
На наш взгляд, в Кабардино-Балкарской республике малый бизнес выполняет главным образом социальную функцию - создание рабочих мест для молодежи. При этом и
социальная функция реализуется в усеченном виде, так как новые рабочие места не характеризуются, как правило, высокими технологиями и не обеспечивают занятым в малом бизнесе высокий уровень заработной платы. Для того чтобы малое предпринимательство вносило больший вклад в развитие экономики, необходимо значительно увеличить количество субъектов малого предпринимательства (СМП), так как, согласно производственной функции, размер ВВП и ВРП напрямую зависит от задействованного в экономике труда и капитала.
В связи с этим Стратегия развития КБР до 2025 года предусматривает доведение доли малого и среднего бизнеса в ВВП республики до 50%. Государственная поддержка СМП осуществляется в рамках реализации конкурсных федеральных программ («Умник», «Старт», «Развитие»), в рамках которых начинающему предпринимателю следует рассчитывать на получение сумм - до 25 млн руб. Реализацией программ занимается Фонд содействия инновациям - государственная организация, которая имеет представителей в разных регионах. В рамках реализации программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2019 года помощь оказывается предпринимателям в различных сферах. За исключением нескольких направлений, которые станут препятствием для получения финансовой помощи от государства. Субсидия не выдается на производство алкоголя (в том числе и слабого, например, пива), табачной продукции. На свои собственные силы следует рассчитывать при открытии страховой или банковской организации [2, 3]. Развитие высокотехнологического инновационного предпринимательства, инноваций, привлечение инвестиций для реализации перспективных проектов являются важными задачами для регионов и страны в целом. Для поддержки высокотехнологичного предпринимательства
немало сделано в Кабардино-Балкарской республике. Проводятся мероприятия на территории региона по поддержке инновационных идей и проектов, создаются условия для их воплощения в жизнь. Все это складывается в логику реализации приоритетных национальных проектов по созданию цифровой экономики и поддержке малого и среднего бизнеса.
В структуре экономики Кабардино-Балкарской Республики прочное место занимает малое и среднее предпринимательство, и они играют существенную роль в социальной жизни населения. Этому помогло оказание поддержки малому и среднему предпринимательству как самостоятельному системному направлению социально-экономической политики в Кабардино-Балкарской Республике, которая строится на принципе благоприятных условий для развития предпринимательства, особенно в направлениях деятельности, дающих максимальный социально-экономический эффект. В Кабардино-Балкарской Республике реализуются такие подпрограммы, как «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства» государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика» (постановление Правительства КБР от 17 января 2012 г. № 1-ПП «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»), предусматривающая механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовые, имущественные, информационно-консультационные и образовательные).
Объемы финансирования мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства КБР составили в 2019 году 45950,0 тыс. рублей, из них 42733,5 тыс. рублей - средства из федерального бюджета, 3216,5 тыс. рублей
- средства из республиканского бюджета КБР [2].
В тесном сотрудничестве Министерства экономического развития КБР с федеральными органами исполнительной власти, а также федеральными институтами развития малого и среднего предпринимательства осуществляется реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства КБР.
В текущем году в КБР продолжена работа по внедрению целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» в рамках реализации Плана мероприятий («дорожная карта») на 2019 год по достижению значений целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ.
Основные параметры целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» заключаются в том, что необходимо:
- сформировать системы государственного управления в сфере поддержки и развития субъектов МСП;
- организовать финансовую поддержку субъектам МСП;
- организовать инфраструктурную поддержку субъектам МСП;
- организовать имущественную поддержку субъектам МСП;
- реализовать меры, направленные на обучение субъектов МСП;
- развивать системы налоговых льгот для субъектов МСП;
- оказать услуги по принципу «одного окна» для оказания поддержки субъектам МСП, а также гражданам, которые планируют начать ведение предпринимательской деятельности;
- развивать сельскохозяйственную кооперацию;
- развивать системы информационных сервисов, предоставляемых субъектам МСП и гражданам, планирующим начать ведение
предпринимательской деятельности, через портал информационных ресурсов для предпринимателей «Корпорация МСП».
По данным информационной системы «Region-ID» достижение значений показателей целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства в КБР» по состоянию на 1 октября 2019 года составило 86%.
В КБР организована работа в рамках реализации мероприятий по достижению показателей паспорта проекта «Формирование сервисной модели поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике» на 2019 год.
Целью проекта является формирование эффективной системы поддержки и развития МСП в КБР, которая основана на современных сервисах для начала и ведения бизнеса и условиях, которые позволяют обеспечить увеличение количества субъектов МСП и среднесписочной численности занятых на малых и средних предприятиях.
Направления (мероприятия) проекта:
- развитие сети поддержки инфраструктуры субъектов МСП, направленной на формирование сервисной модели поддержки МСП;
- открытие и обеспечение функционирования единого органа управления предприятиями инфраструктуры поддержки МСП;
- информационная поддержка предпринимателей и популяризация осуществления предпринимательской деятельности;
- развитие молодежного предпринимательства;
- расширение финансовой поддержки субъектов МСП;
- расширение образовательной поддержки субъектов МСП;
- формирование системы налоговых льгот для субъектов МСП;
- организация оказания имущественной поддержки субъектам МСП;
- снижение административного давления в целях создания комфортной среды для начала и ведения предпринимательской деятельности.
В КБР в текущем году продолжена работа по развитию сотрудничества республики и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в рамках Соглашения о взаимодействии между Правительством КБР и Корпорацией МСП. Организована соответствующая работа по
исполнению утвержденного Корпорацией МСП плана-графика реализации мероприятий («дорожная карта») по развитию малого и среднего предпринимательства в КБР на 2019 год, которая предусматривает реализацию 14 мероприятий, включающих 27 показателей, характеризующих деятельность КБР в сфере развития малого и среднего предпринимательства.
В связи с вышеизложенным в табл. 1 авторами определены следующие направления развития инновационного предпринимательства в КБР, которые оказывают влияние на решение задач региона.
Таблица 1
Направления развития инновационного предпринимательства в КБР, которые оказывают влияние на решение задач региона (составлено авторами)
Направления развития инновационного предпринимательства в КБР Решение задач региона при поддержке инновационного предпринимательства
Увеличение экономического роста республики на основе модернизации экономики, внедрения инноваций, постоянного технологического совершенствования - повышение эффективности мер государственной поддержки для инвесторов; - привлечение внимания российских и иностранных инвесторов к Кабардино-Балкарской Республике и ее представление для потенциальных инвесторов как перспективного партнера; - стимулирование высокой инновационной активности предпринимательства в республике
Формирование благоприятной инвестиционной среды, создание благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики - снижение социальной напряженности на рынке труда; - содействие развитию особых экономических зон в Кабардино-Балкарской Республике; - снижение уровня преступности в Кабардино-Балкарской Республике; - обеспечение прозрачности процедур предоставления средств, предусмотренных на государственную поддержку, и контроль законности их расходования
Расширение использования специальных механизмов инвестирования, повышения темпов развития малого и среднего предпринимательства как одного из факторов социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики - развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, адекватной стоящим задачам, возможностям государства и потребностям частного сектора; - поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, которые осуществляют инновационную деятельность; - содействие муниципальным программам развития малого и среднего предпринимательства
Повышение качества и возможности доступа государственных и муниципальных услуг, снижение административных барьеров - подготовка персонала для сферы малого и среднего предпринимательства; - организация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг
Среди наиболее приоритетных направлений субсидирования можно выделить такие сферы, как: инновационная сфера, образование, сельское хозяйство, здравоохранение, социальная сфера, гостиничный бизнес и туризм. Предприниматель должен представить отчет о целевом использовании финансирования, а также подтвердить обозначенные финансовые показатели после получения денежных средств. Налоговые льготы выступают как основные инструменты развития малого и среднего бизнеса. Все больше внимания государство уделяет сокращению административных барьеров и ликвидации формальных требований. Упрощение документооборота, отказ от жестких правил учета являются эффективными способами стимулирования коммерческой активности.
Таким образом, по результатам проведенного анализа инновационного предпринимательства можно сделать вывод о том, что в республике имеются предпосылкиего
активизации, которые проявляются в значительном производственном потенциале, активной работе научных организаций, высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, существующих в настоящий момент элементах инновационной инфраструктуры. К созданию благоприятной инновационной среды на территории республики приведет организация и успешное функционирование в регионе инновационной системы, а также данная система повысит уровень инновационного предпринимательства рассматриваемого региона.
Из вышеизложенного следует, что развитие инновационного предпринимательства не представляется возможным без научно-технического потенциала территории в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, учебных заведений, персонала и технических средств этих предприятий.
Примечания:
1. Иванова Р.М. История российского предпринимательства: учеб. пособие для академического бакалавриата. 2-е изд. М.: Юрайт, 2018. 303 с.
2. О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»: постановление Правительства КБР № 1-ПП от 17 января 2012 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/424053480.
3. Развитие малого инновационного предпринимательства в вузе (на примере ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова») / Ю.А. Малкандуев, З.Х. Шадова, Р.А. Токмакова [и др.] // Перспективные инновационные проекты молодых ученых: материалы VII Всерос. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых: сборник КБГУ. Нальчик, 2017. C. 8-15.
References:
1. Ivanova R.M. History of Russian entrepreneurship: textbook. 2nd ed. M.: Yurayt, 2018. 330 pp.
2. On the state program of the Kabardino-Balkarian Republic "Economic development and innovative economy": Decree of the Government of the KBR No. 1-PP dated January 17, 2012. URL: http://docs.cntd.ru/document/424053480.
3. The development of small innovative entrepreneurship in the university (on the example of FSBEI HE "Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov") / Yu.A. Malkanduyev, Z.Kh. Shadova, R.A. Tokmakova [et al.] // Promising innovative projects of young scientists: materials of the VII All-Russian Conference of students, graduate students and young scientists: collection of KBSU. Nalchik, 2017. Pp. 8-15.