Научная статья на тему 'Основные направления региональной поддержки инновационного предпринимательства как важнейшего фактора эффективного развития территории'

Основные направления региональной поддержки инновационного предпринимательства как важнейшего фактора эффективного развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / REGION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малкандуев Юсуф Ахматович, Шадова Залина Хусеновна, Токмакова Рузана Азиковна, Тхамитлокова Юханна Османовна

В данной статье исследованы проблемы управления устойчивым развитием региона, изучены и проанализированы различные направления поддержки инновационного предпринимательства как важнейшего фактора эффективного развития территории, показатели устойчивости развития территории, а также разработан авторский подход к структуре стратегического управления научно-инновационным потенциалом региона на примере Кабардино-Балкарской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малкандуев Юсуф Ахматович, Шадова Залина Хусеновна, Токмакова Рузана Азиковна, Тхамитлокова Юханна Османовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL SUPPORT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

In this article the problems of management of sustainable development of the region are investigated, various directions of support of innovative business as the most important factor of effective development of the territory, indicators of stability of development of the territory are studied and analyzed, and also the author's approach of structure of strategic management of scientific and innovative potential of the region on the example of Kabardino-Balkarian Republic is developed.

Текст научной работы на тему «Основные направления региональной поддержки инновационного предпринимательства как важнейшего фактора эффективного развития территории»

УДК [332.12:336.714](470.64) ББК 65.049(2Рос.Каб) О 75

Ю.А. Малкандуев,

доктор химических наук, профессор, проректор по научно-исследователь-скойработе Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: +7 (928) 693-97-29, e-mail: malkanduev@ mail.ru

З.Х. Шадова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: + 7 (928) 720-77-97, e-mail: avppalp@mail.ru

Р.А. Токмакова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел. + 7 (928) 706-00-76:, e-mail: amrikru@yandex.ru

Ю.О. Тхамитлокова,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: +7 (928) 718-34-69, e-mail: iukhanna07@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ВАЖНЕЙШЕГО ФАКТОРА ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

(Рецензирована)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, в рамках научного проекта № 17-02-00483 Аннотация. В данной статье исследованы проблемы управления устойчивым развитием региона, изучены и проанализированы различные направления поддержки инновационного предпринимательства как важнейшего фактора эффективного развития территории, показатели устойчивости развития территории, а также разработан авторский подход к структуре стратегического управления научно-инновационным потенциалом региона на примере Кабардино-Балкарской Республики.

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, инновационное предпринимательство.

Yu.A. Malkanduev,

Doctor of Chemical Sciences, Professor, Vice-rector for Research, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 693-97-29, e-mail: malkanduev@mail.ru

Z.H. Shadova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 720-77-97, e-mail: avppalp@mail.ru

R.A. Tokmakova,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and

Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after

H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 706-00-76, e-mail: amrikru@yandex.ru

Yu.O. Tkhamitlokova,

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of Management and Marketing

Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov,

Nalchik. Ph.: +7 (928) 718-34-69, e-mail: iukhanna07@yandex.ru

THE MAIN DIRECTIONS OF REGIONAL SUPPORT

OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP AS AN IMPORTANT FACTOR IN THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No.

17-02-00483

Abstract. In this article the problems of management of sustainable development of the region are investigated, various directions of support of innovative business as the most important factor of effective development of the territory, indicators of stability of development of the territory are studied and analyzed, and also the author's approach of structure of strategic management of scientific and innovative potential of the region on the example of Kabardino-Balkarian Republic is developed.

Keywords: region, sustainable development, innovative entrepreneurship.

Одной из основных задач инновационного предпринимательства является обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. К сожалению, в Кабардино-Балкарской Республике пока отсутствуют рыночные механизмы саморазвития инновационного предпринимательства. И все же, надо сказать, что в регионе есть все условия для формирования эффективной инновационной среды: осознание региональными

органами власти необходимости инновационного развития экономики; научная деятельность ведущих вузов республики, технологические и технические разработки крупных промышленных предприятий, наличие трудовых и производственных ресурсов и т.д.

Кабардино-Балкарская Республика входит в группу регионов, где уровень сравнения наиболее низкий - 10 человек в расчете на 10 тысяч человек экономически активного населения (табл. 1).

Таблица 1

Уровень обеспеченности исследовательским персоналом

(составлено авторами по источникам [1, 2])

Регионы с наиболее высоким уровнем обеспеченности исследовательским персоналом (в расчете на 10 тысяч человек экономически активного населения) Регионы с наиболее низким уровнем обеспеченности исследовательским персоналом (в расчете на 10 тысяч человек экономически активного населения)

Ульяновская область - 121 человек Липецкая область - 9 человек

Тульская область - 127 человек Псковская область - 11 человек

Томская область - 151 человек Ставропольский край - 16 человек

Самарская область - 150 человек Кабардино-Балкарская республика -10 человек

Саратовская область - 150 человек Республика Северная Осетия - Алания -18 человек

Кабардино-Балкарская Республика отстает от других регионов Северо-Кавказского федерального округа по основным параметрам развития инновационной среды, особенно по количеству исследовательского персонала. Высокая стоимость нововведений, недостаток собственных средств и государственной финансовой поддержки, низкий инновационный потенциал организаций препятствуют развитию в республике инноваций. В этой ситуации способность реального сектора региональной экономики оперативно и качественно осваивать накопленный отечественный и мировой опыт, привлекать при этом весь свой технологический и интеллектуальный потенциал, эффективно использовать для этого имеющиеся природные и трудовые ресурсы обеспечит устойчивый рост экономики и повышение благосостояния населения региона.

Для решения вышеперечисленных проблем, встающих перед экономикой Кабардино-Балкарской Республики, необходимо создать благоприятные условия для развития инновационного предпринимательства, оказывать всемерное содействие со стороны государства высококвалифицированным специалистам в этой области, чья деятельность направлена на разработку и реализацию новшеств и инновационных проектов, т.е. новаторам.

На основании комплексного анализа управления устойчивым развитием Кабардино-Балкарской Республики, а также современных тенденций, системы показателей оценки и ресурсно-инновационных факторов управления региональным развитием можно сделать следующие выводы:

- в республике сложилась неэффективная структура экономики;

- сохраняются высокие удельные затраты ресурсов на единицу конечной продукции;

- имеет место заметное падение уровня жизни населения;

- не сформирована инновационная среда, по многим параметрам республика уступает почти всем соседям

по Северо-Кавказскому федеральному округу и т.д.

Таким образом, с сожалением приходится констатировать, что развитие Кабардино-Балкарской Республики является неустойчивым.

Основным направлением государственной научно-инновационной политики является стимулирование инновационной деятельности, которое заключается в реализации и финансировании целевых программ, ориентированных на создание и внедрение инноваций в наиболее значимых сферах - здравоохранении, образовании, экологии и т.п.; в поддержке фундаментальных и прикладных научных исследований за счет обеспечения для них благоприятной социальной и финансово-экономической среды; в поддержке и доведении исследований и достижений научных лабораторий, исследовательских центров, вузов до их практической реализации. Все это способствует слиянию системы высшего образования, научной сферы и производства и стимулирует региональные предприятия на повышение своей конкурентоспособности.

На основании вышеизложенного мы разработали вариант организационной структуры стратегического управления научно-инновационным потенциалом региона, представленный на рис. 1.

В республике уже созданы и функционируют структурные элементы стратегического управления, а что касается функционального содержания, на наш взгляд, его необходимо дополнить. На уровне регионов стратегическим управлением научно-инновационным потенциалом занимается комитет по науке и инновационной политике. Его деятельность должна быть сосредоточена на привлечении к решению проблем развития региона академической, вузовской и отраслевой науки, на регулировании и координации действий, направленных на рост инновационной активности.

Для этого необходимо создание таких территориально-производственных образований, как инновационные центры, технополисы,

Структурно-функциональные блоки организационной структуры стратегического управления научно-инновационным потенциалом региона (Кабардино-Балкарская Республика)

формирование научно-инновационного потенциала региона

координация и управление научно-

инновационным потенциалом региона

финансовая, экономическая, производственно-технологическая, информационная правовая и кадровая поддержка научно-инновационного потенциала региона

Рис.1.0рганиаационнуяструктураструтегическогоуправлениц научно-ишювационнымпртпенциаломрегионп (Кабардuнр-БouoрucкaяPecнuPцирaI

(авторская разраиоткаиаосновеисточника [3, с. 9])

научно-исследовательские и технол -гические парки. -

На наш взгляд, в Кабардино-Бал-к рской Республике государственная поддержка для подд ржки инн ваци-онного предпринимательства должна быть направлена на: -

- недрение в базовых отраслях уже раз ботанных и созд ние овых технологий;

- освоение инновационных технических и технологических разработок зарубежных и отечественных ученых;

- воспроизводство природных ресурсов - флоры и фауны, питьевых и промышленных вод и т.д.

Как известил, осноцойэкоорми-ЧеСКОти ДОзОИТИи KaбaйДIraO-БaЛKap-скуйРесп°блион[ ийляeтcц минcpaлут но-сыpьeвoе[KОцплцрв. В насиоящео время дия эффeктиврc>оuи це.роиг^-правленисте раксптии ытдоны иззpо-гионяв нрoбирдимеIм ивлодием яв^-ляется бДЕ^в^еис^ исполмоование устойчивого развития с учетом выделенных стратегического регионального управления в оритетным способом обеспечения поступательного устойчивого регионального развития является целесообразное ресурсосбережение. Следовательно, стратегическое управление научно-инновационным потенциалом должно быть направлено на усовершенствование уже существующих, а также на разработку и внедрение новых методов разведки, наблюдения и

оценки з пасов - инерального сырья, наращивание темпов их извлечения и перераб тки при обязат льном у -ловии бережного отношения к всем природным компонентам окружающей среды. Кром того, в соответствии с конц п ей устойчивого развития необходимо эффе тивно продвижение экологически безопас ых с -собов добычи и транспортировки сырья, разработка инновационных технологий в области переработки и производства продукции всех видов, направленных на сохранение экологического режима территории и окружающей среды в целом [1, с. 11].

На нашвзглид, с o]Pльюфуpмo-р стады ялКат apдянo-БрллеpнлУЙ Ре-соублике эффективно функциониру-ющчйинновационной среды следует нoздaтнcuc>чвeрcрвyющйюнaучно-ин-новациорную инфраструктуру, куда вхоаят:

- сиетдшл Лднянсдлo-экoнемиuв-скрсз oЦззпeчвнu:u;

дит подсистема управления формированием

производственно-технического обе- ечения;

- система экспертизы научно-инновационных программ;

- структуры, обеспечивающие продвижение НИОКР на рынок, и т.д.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: для обеспечения устойчивого развития с учетом выделенных ресурсно-инновационных

факторов в систему стратегического регионального управления входит подсистема управления формированием научно-инновационного потенциала региона.

Для эффективной реализации стратегических планов и достижения поставленных целей на современном этапе развития экономики целесообразно применение на государственном, региональном и местном уровнях различных целевых программ, направленных на ускорение развития отдельных территорий и регионов, приоритетных отраслей и подотраслей, а также привлечение для этого дополнительных материальных и человеческих ресурсов и инвестиций.

Для выхода региональных целевых программ на федеральный и международный уровень, а также формирования профессиональной управленческой команды, координирующей ход реализации мероприятий и в целом программы, необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру.

Обеспечение устойчивого регионального развития путем формирования управленческих решений. На выработку управленческих решений оказывают влияние различные внутренние и внешние факторы. Процесс формирования управленческого решения состоит из нескольких последовательных этапов:

- выявление ситуации принятия решений;

- постановка задачи;

- разработка различных вариантов решения;

- выбор и экономическое обоснование выбранного варианта;

- обеспечение выполнения принятого решения.

На региональном уровне на формирование управленческих решений влияют структурные и территориальные особенности субъектов и объектов управления:

- территориально-пространственная специфика;

- разное восприятие управленческих решений органами власти, предприятиями, населением;

- более открытый характер управляемой региональной системы по сравнению с производственными объектами;

- принятое управленческое решение, как правило, косвенно воздействует на развитие региональной системы.

В настоящее время управление в регионах в основном ориентируется на решение оперативных проблем, возникших в связи с изменением политической и экономической системы. Современное управление, носящее инерционный характер, базируется на традиционных подходах и методах и решает лишь оперативные задачи, тогда как проблемы, встающие перед регионом, должны решаться комплексно. В связи с этим управленческое решение должно вырабатываться по технологии регионального стратегического управления, обеспечивая согласование субъектов на всех уровнях.

Переход к устойчивому региональному развитию на современном этапе возможен при условии координации действий всех участников народнохозяйственного комплекса - страны в целом, регионов, муниципальных образований, предприятий. При этом целью регионального управления становится создание высокоэффективной системы финансово-правовых рычагов, которая способна за счет внутренних ресурсов и межрегионального обмена параллельно совершенствовать экономику, решать социальные проблемы, улучшать качество жизни населения региона и воздействовать на экологическую обстановку [4, с. 17].

В основе межрегионального обмена ресурсами и взаимодействия лежит взаимовыгодное сотрудничество различных субъектов, связанное рыночными отношениями. При этом координирующая роль принадлежит федеральным органам управления, которые занимаются распределением прибыли и доходов в ходе решения проблем размещения производительных сил и межтерриториального ресурсного обеспечения.

Таким образом, переход к устойчивому развитию требует создания

сбалансированного механизма принятия управленческих решений, обеспечивающего согласование принимаемых на региональном уровне решений и социально-экономических интересов территориальных и производственных систем. К примеру, в условиях рыночной экономики основной целью предприятий является получение максимальной прибыли за счет повышения конкурентоспособности своей продукции, снижения себестоимости, захвата как можно большей доли рынка и т.д. С другой стороны, затраты на снижение экологической и социальной нагрузки замедляют темпы производственного накопления, вызывают удорожание продукции, т.е. экологические и социальные цели не совпадают, а скорее, противоречат, целям предприятий, от деятельности которых зависит бюджет региона и социальное благополучие населения.

Для того чтобы программно-целевой метод работал в полную силу, необходим мониторинг социально-экономического развития по различным направлениям и этапам реализации региональных программ, включающий сбор информации об объекте исследования, ее обработку и всесторонний анализ важнейших показателей, а также прогноз на кратко- и долгосрочную перспективу. Конечной целью мониторинга является направление усилий на достижение целей, заложенных в программах, и получение ожидаемого эффекта, соблюдение преемственности и согласованности в ходе осуществления программно-целевого метода.

В современном мире информационное обеспечение является одним из обязательных условий эффективного функционирования всех областей человеческой деятельности, в том числе и экономики. Для выхода региональных программ на федеральный и даже международный уровень, для создания положительного имиджа, налаживания контактов с российскими и зарубежными партнерами в качестве одного из направлений мы предлагаем открытие единого информационного пространства в сети Интернет, что

будет способствовать большей эффективности принятия управленческих решений и мобилизует внутренние ресурсы для их реализации.

Кроме того, чтобы обеспечить информационно-аналитическое сопровождение, с максимальной вероятностью спрогнозировать возможные варианты развития событий, требуется создание информационной системы, которая, обрабатывая и всесторонне анализируя значительные объемы информации, будет представлять ее в обобщенном виде региональным органам управления для принятия стратегических решений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение устойчивого регионального развития требует согласования, упорядочения и объединения территориальных и отраслевых систем управления региона, предоставления органам, принимающим управленческие решения, достоверной и оперативной информации, а также создания единого информационного пространства [5, с. 17].

В результате мы пришли к следующему определению понятия «устойчивое региональное развитие»: это целенаправленный управляемый процесс качественного и количественного изменения параметров региональной системы, включающий обеспечение расширенного воспроизводства и поддержание динамического равновесия, с целью повысить уровень и качество жизни населения и удовлетворять его потребности, не нанося при этом ущерб экологии и бережно расходуя природные ресурсы, чтобы сохранить окружающую среду и природно-сы-рьевую базу для будущих поколений.

Управление процессом устойчивого развития региона осуществляют органы государственного управления федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления. Политические и общественные учреждения, население, предприятия и организации, которые прямо или косвенно влияют на развитие региона, являются субъектами управления.

Нами предлагается с целью создания положительного имиджа программы и информирования

зарубежных и российских партнеров в качестве одного из направлений инфраструктурного обеспечения открытие единого информационного пространства в сети Интернет, что будет способствовать большей эффективности принятия управленческих решений и мобилизует внутренние ресурсы для их реализации.

Региональные целевые программы являются эффективным инструментом управления устойчивым развитием региона, а применение программно-целевого метода, на наш взгляд, приведет в целом к улучшению качества жизни населения за счет решения социально-экономических проблем региона, привлечения в экономику инвесторов и, соответственно, повышения доходов бюджета.

Обеспечение устойчивого регионального развития невозможно без принятия эффективных, целесообразных управленческих решений, направленных на качественные преобразования в экономической и социальной сфере, на развитие техники

и технологий, внедрение инноваций, рациональное использование природных ресурсов и т.д. В процессе принятия важных для региона управленческих решений следует учитывать интересы населения, проживающего на данной территории, и работников расположенных на ней предприятий и организаций, согласуя личные и коллективные интересы с интересами общества, кроме того, они могут и должны контролировать ход реализации выработанных решений.

Для выхода Кабардино-Балкарской Республики на траекторию устойчивого развития необходимо сформировать государственную инфраструктуру стратегии устойчивого развития, при этом потребуются совершенно новые проекты, научно обоснованный прогноз, стратегические и тактические планы на ближайшую и длительную перспективу, а также соответствующее информационное обеспечение управленческих решений, в этом случае центром качественных преобразований станут именно регионы.

Примечания:

1. Батов Г.Х., Шардан С.К., Кандрокова М.М. Мониторинг и перспективы развития инновационной сферы в субъектах Северо-Кавказского федерального округа // Новые технологии. 2013. № 3. С. 35-38.

2. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: Изд-во РАГС, 2017. 208 с.

3. Долятовский В.А. Зарубежный опыт комплексного развития регионов // Регионология. 2015. № 2-3. С. 31-34.

4. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ) // Экономика и математические методы. 2013. Т. 39, № 2. С. 123-135.

5. Гокжаева Е.Б., Шевелева А.В., Пономарева М.А. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: мировой, российский опыт, региональное воплощение: учеб. пособие. Барнаул: Си-Пресс, 2014. 185 с.

References:

1. Batov G.Kh., Shardan S.K., Kandrokova M.M. Monitoring and development prospects of the innovation sphere in the regions of the North Caucasus Federal District // New technologies. 2013. No. 3. Pp. 35-38.

2. Gaponenko A.L., Polyansky V.G. Development of the region: goals, patterns, management methods. M : Publishing house of RAGS, 2017. 208 p.

3. Dolyatovskiy V.A. Foreign experience of complex development of regions // Regionology. 2015. No. 2-3. Pp. 31-34.

4. Danilov-Danilyan V.I. Sustainable development (theoretical and methodological analysis) // Economics and mathematical methods. 2013. V. 39, No. 2. Pp. 123-135.

5. Gokzhaeva EB, Sheveleva A.V., Ponomareva M.A. Public-private partnership in infrastructure: global, Russian experience, regional embodiment: textbook. Barnaul: Sea Press, 2014. 185 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.