УДК 338.436.33:330.322 ББК 65.32-56 С 40
З.Х. Шадова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бер-бекова, г. Нальчик. Тел.: +7 (928) 720-77-97, e-mail: [email protected]
Р.А. Токмакова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бер-бекова, г. Нальчик. Тел.: +7 (928) 706-00-76, e-mail: [email protected]
Ф.Р. Бисчекова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: 8 (8662) 42-27-55, e-mail: [email protected]
М.Р. Захохова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры организации работы с молодёжью Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова, г. Нальчик. Тел.: 8 (8662) 40-48-06, e-mail: [email protected]
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
(Рецензирована) Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00483 Аннотация. Системное обновление агропромышленного комплекса является основой обеспечения устойчивости экономического роста, ключевым фактором формирования продовольственной безопасности страны. Все это, безусловно, требует смещения акцента проводимых преобразований на поле построения благоприятных предпосылок создания оптимальных институциональных и инновационных структур.
В статье отмечается, что для организации стратегического управления инновационно-инвестиционными процессами необходимо разработать рациональную модель, основанную на комплексе взаимосвязанных элементов и подсистем, системном подходе к управленческим функциям с позиции получения коммерческого эффекта от реализации инвестиционного проекта.
В качестве основополагающего подхода управления планированием инновационно-инвестиционными процессами в АПК авторы рассматривают системно-функциональный подход, позволяющий определить стратегию его развития на всех иерархических уровнях, исходя из заданных целей и задач.
Авторы отмечают, что умелое стратегическое планирование позволяет наращивать конкурентные преимущества предприятия посредством своевременного и рационального распределения ресурсов, определения производственных возможностей и их затратоемкости, прогнозирования денежных потоков, выявления внутренних резервов и т.п.
Ключевые слова: экономические санкции, агропромышленный комплекс, импортозамещение, инновационно-инвестиционные процессы, системно-функциональный подход, организация, стратегическое управление.
Z.H. Shadova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 720-77-97, e-mail: [email protected]
R.A. Tokmakova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: +7 (928) 706-00-76, e-mail: [email protected]
F.R. Bischekova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Management and Marketing Department, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Nalchik. Ph.: 8 (8662) 42-27-55, e-mail: [email protected]
M.R. Zakhokhova,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Organization of Work with Youth, Kabardino-Balkarian State University named after HM. Berbekov, Nalchik. Ph.: 8 (8662) 40-48-06, e-mail: [email protected]
SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH TO THE ORGANIZATION OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATION AND INVESTMENT PROCESSES
Abstract. The systemic updating of the agro-industrial complex is the basis for ensuring the sustainability of economic growth, a key factor in shaping the country's food security. All this, of course, requires shifting the emphasis of the ongoing transformations to the field of constructing favorable conditions for creating optimal institutional and innovative structures.
The article notes that in order to organize strategic management of innovation and investment processes, it is necessary to develop a rational model based on a set of interrelated elements and subsystems, a systematic approach to management functions from the position of obtaining a commercial effect from the implementation of an investment project.
As a fundamental approach to planning management of innovation and investment processes in the agro-industrial complex, the authors consider a system-functional approach that allows you to determine a strategy for its development at all hierarchical levels, based on given goals and objectives.
The authors note that skillful strategic planning allows you to increase the competitive advantages of the enterprise through the timely and rational allocation of resources, determining production capabilities and their cost, forecasting cash flows, identifying internal reserves, etc.
Keywords: economic sanctions, agriculture, import substitution, innovation and investment processes, a system-functional approach, organization, strategic management.
Активизация инновационной деятельности в АПК на всех иерархических уровнях управления происходит лишь в условиях стабильного финансирования
путем мобилизации внутренних и внешних источников инвестиций. Бесспорно, успешность инновационной деятельности зависит от множества факторов и, в том
числе, от форм, видов и методов инвестирования.
Для организации стратегического управления инновационно-инвестиционными процессами необходимо, в первую очередь, разработать рациональную модель, основанную на комплексе взаимосвязанных элементов и подсистем, системном подходе к управленческим функциям с позиции получения коммерческого эффекта от реализации инвестиционного проекта.
Непосредственно на саму систему стратегического управления инновационно-инвестиционными процессами довольно жестко воздействуют множество разнонаправленных внутренних и внешних факторов, определяющих возможные направления развития инноваций, их инвестирования и т.д.
Умелое взаимосочетание внешней среды и внутренней структуры управляемого субъекта дает широкие возможности адаптации рассматриваемой системы к социально-экономической и политической обстановки в стране.
В качестве наиболее эффективного метода исследования системы стратегического управления инновационно-инвестиционной деятельностью мы взяли системный подход, ибо его применение всегда позволяет установить определенную целостность задач, необходимых для эффективного решения рассматриваемой проблемы с получением соответствующего экономического результата. Надо особо указать, что речь идет о совокупности взаимосопряженных организационно-управленческих, информационно-коммуникационных и иных процессов [1, 2].
Что характерно, непосредственно сам принцип управления развитием инноваций происходит в иерархической пирамиде «снизу вверх», а управление инвестициями происходит наоборот - «сверху вниз».
В целом для характеристики общей системы управления в специальной литературе выделяют
следующие уровни управления инновационно-инвестиционными процессами: макро-, мезо-, микро-, миниуровень.
Макроуровень управления инновационно-инвестиционной деятельностью осуществляется исключительно на уровне Правительства и министерств РФ.
Субъектами управления инновационно-инвестиционными процессами на мезоуровне выступает Правительство региона и соответствующие региональные министерства.
Стратегическими задачами управления инновационно-инвестиционной деятельностью на мини- и микроуровнях являются поиск инвесторов и наращивание объемов инвестиций в АПК путем развития кластеров и агрохолдингов, а также интегрированных предприятий, занимающихся внедрением и реализацией инновационных проектов.
В ходе нашего исследования эффективности функционирования регионального АПК в субъектах СКФО мы убедились, что в республиках практически нет крупных интегрированных структур. Нам представляется, что такое положение препятствует стабилизации и динамичному развитию аграрной сферы, оптимизации ресурсного потенциала [3, 4].
В специальной литературе агропромышленная интеграция рассматривается как совокупность рыночных и административных групп мотивов.
Рыночные мотивы ориентированы на масштабную экономию трансакционных издержек, что, в конечном итоге, позволяет получить технический и рыночный эффект. Более того, интеграция разнопрофильных предприятий позволяет рассчитывать синергетиче-ский эффект.
Надо отметить, что цель, направление и масштабность инновационного проекта формируют основу принятия решения по его
инвестированию. На этапе инновационного инвестирования происходит непосредственная интеграция инновационного и инвестиционного процессов. Сами функции стратегического управления инвестиционной деятельностью реализует центр управления инвестициями в виде, например, определения инвестиционной политики хозяйствующего субъекта, поисков внутренних и внешних инвесторов, обеспечения максимальной экономической безопасности мониторинга и контроллинга объемов и периодов (сроков) поступления и задействования инвестиций, оценки эффективности инвестирования инновационного проекта.
Целенаправленная экономическая политика, построение стратегических ориентиров, создание прогнозных моделей и т.п. формируют обоснованность подходов разработки приоритетных направлений устойчивого развития инновационно-инвестиционной деятельности [5, 6].
Отрадно, что в хозяйствах стали возвращаться к разработке плановой функции стратегического управления инновационно-инвестиционными процессами. Такой подход позволяет правильно определить жизненный цикл реализации инноваций в разрезе периодов, объемов и сроков их финансирования посредством задействования собственных и привлеченных средств, что, в конечном итоге, позволяет осуществить параллельное задействование инновационного и инвестиционного процессов.
Опыт продвинутых хозяйств АПК показывает, что адекватная экономическая политика развития агропромышленного производства вынуждает управленцев заниматься организацией стратегического и оперативного планирования инновационно-инвестиционной деятельностью [7, 8].
Действительно, стратегическое планирование позволяет
комплексно рассмотреть возможные направления инновационного проекта хозяйствующего субъекта, в том числе анализ и прогноз возможного производственного и инновационного потенциала, возможные источники инвестиций, коммерческой значимости планируемых нововведений.
Одной из эффективных форм оперативного планирования выступает обоснованное бюджетирование, посредством которого происходит детализация планирования по этапам реализации инновационного проекта, его элементам, критериям и индикативным показателям.
Нам представляется, что умелое стратегическое планирование позволяет наращивать конкурентные преимущества предприятия посредством своевременного и рационального распределения ресурсов, определения производственных возможностей и их затратоемкости, прогнозирования денежных потоков, выявления внутренних резервов и т.п.
Надо отметить, что вопросы планирования инвестиционно-инновационной деятельности довольно хорошо рассмотрены и российскими учеными. В частности - проблемы бизнес-планирования [6], проблемы развития программно-целевого планирования [9], особенности использования индикативного планирования [8].
Нам представляется, что в качестве основополагающего подхода управления планированием инновационно-инвестиционными процессами в АПК можно рассматривать системно-функциональный подход, позволяющий определить стратегию его развития на всех иерархических уровнях, исходя из заданных целей и задач.
В целом стратегический план должен предусматривать анализ сценарных условий, каждое из которых по-своему воздействует на качество и сроки реализации инновационного проекта. В числе этих
условий выступают программы им-портозамещения продовольственных товаров, кризисное положение большинства сельскохозяйственных предприятий, обвал технического события производственных мощностей СХП, серьезные проблемы в генетике и др. [10, 11].
В депрессивных республиках СКФО в качестве сценарных условий организации инвестиционного процесса в АПК на текущем этапе выступают сокращение объемов субсидирования разных уровней, рост стоимости коммерческого кредита, отсутствие собственных средств для инвестирования.
Также уместно остановиться и на требовании оценочных критериев инновационно-инвестиционной деятельности, без которых невозможно осуществить стратегическое планирование. Здесь целесообразно задействовать системно-процессный подход, ибо это позволяет не только объективно установить критерии, но и осуществить их интегрированное диагностирование.
Примечательно, что саму систему критериев оценки и диагностирования управления инновационно-инвестиционной деятельностью интегрированных СХП при необходимости можно корректировать с учетом специализации и особенностей сельскохозяйственного производства, уровня детализации информационной базы и др. Критерии оцениваются путем использования индикативных показателей, которые, в принципе, формируют вектор выполнения заданных нормативов.
Надо также отметить, что структура и состав отобранных индикативных значений сопряжен с содержанием этапа инновационного процесса и наличием регламентированных критериев. Так, например, критерий эффективности инвестиционного процесса целесообразно планировать по объему капитальных вложений, срокам окупаемости инвестиционного проекта, финансовым и инвестиционным коэффициентам.
Не менее значимым этапом стратегического планирования управления инвестиционно-инновационной деятельностью является обязательная коммерциализация инновационного проекта.
Речь идет о необходимости получения предельной экономической выгоды после завершения инновационного проекта при надлежащем его инвестировании. Иными словами, реализация стратегического плана (стратегии) должна строиться с использованием результатов анализа ключевых этапов инновационного и инвестиционного процессов, диагностирования их воздействия на производственный потенциал и возможных конечных результатов. Использование компьютерных технологий в хозяйствах дает возможность проводить систематически оперативный анализ не только заданных показателей результативности инновационного проекта (прибыль и рентабельность), но и контролировать алгоритм их формирования и их изменение под воздействием комплекса разнонаправленных факторов.
Примечания:
1. Арашков Л.Я. Инновационный менеджмент. М.: ВЗФЭН, 2004. 381 с.
2. Ибрагимова З.А. Организационно-функциональная модель стратегического планирования на предприятиях АПК // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 206-215.
3. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона // Terra Economicus. 2009. T. 7, № 3-2. С. 247-251.
4. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.
5. Инновационно-инвестиционная деятельность на предприятии. Теория и российская практика. М.: КноРус, 2009. 608 с.
6. Солнцева Е.В. Системный подход к бизнес-планированию инновационно-инвестиционной деятельности предприятий // Экономинфо. 2005. № 4. С. 13-18.
7. Верзилин В.А. Инвестиционная привлекательность АПК // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 11. С. 46-55.
8. Гитикова Е.М. Совершенствование методов планирования и прогнозирования на предприятиях АПК // Вестник ОрелГАУ. 2011. № 3. С. 94-100.
9. Страшко И.П. Программно-целевое планирование в региональном АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 6. С. 20-23.
10. Литвиненко И.Л. О необходимости реализации государственной инновационно-инвестиционной политики в России // Креативная экономика. 2014. № 5. С. 36-46.
11. Ушачев И.Г. Проект Концепции развития инновационных процессов в АПК России. М.: ВНИИЭСХ, 2002.
References:
1. Arashkov L.Ya. Innovation Management. M., 2004. 381 pp.
2. Ibragimova Z.A. Organizational and functional model of strategic planning at agricultural enterprises // Regional problems of economic transformation. 2012. No. 1. Pp. 206-215.
3. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009. Vol. 7, No. 3-2. Pp. 247-251.
4. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. No. 3 (71). Pp. 143-148.
5. Innovation and investment activity at the enterprise. Theory and Russian practice. M.: KnoRus, 2009. 608 pp.
6. Solntseva E.V. A systematic approach to business planning of innovation and investment activities of enterprises // Ekonominfo. 2005. No. 4. Pp. 13-18.
7. Verzilin V.A. Investment attractiveness of the agro-industrial complex // Bulletin of the Tambov State University. Ser. Humanitarian Sciences. 2013. No. 11. Pp. 46-55.
8. Gitikova E.M. Improving the methods of planning and forecasting at agricultural enterprises // Vestnik OrelGAU. 2011. No 3. Pp. 94-100.
9. Strashko I.P. Program-target planning in regional agribusiness // Agricultural Economics of Russia. 2008. No. 6. Pp. 20-23.
10. Litvinenko I.L. On the need to implement the state innovation and investment policy in Russia // Creative Economy. 2014. No. 5. Pp. 36-46.
11. Ushachev I.G. Draft Concept of the development of innovative processes in the agro-industrial complex of Russia. M., 2002.