Научная статья на тему 'Анализ развития социального предпринимательства в современных экономических условиях'

Анализ развития социального предпринимательства в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КАПИТАЛ / БИЗНЕС / ПРИБЫЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Прокофьева Афина Игоревна

Социальное предпринимательство представляет собой актуальное направление разви-тия интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для реше-ния социальных задач, однако остается множество проблемных аспектов, требующих детального изучения с целью выработки эффективных методов решения. Авторами рас-сматривается теоретико-методологическое значение терминологии социального предпри-нимательства, при этом делается вывод, что единого общепринятого определения этого явления так и не сформировалось, в связи с этим совершается попытка дать самостоятель-ное определение. Обращается внимание и на то, что феномен социального предпринима-тельства, ранее широко известный лишь в зарубежных странах, получил свое распространение и бизнес-практике как на федеральном, так и на региональном уровнях в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. В данной научной статье авторы проводят анализ развития социального предпринимательства в Республике Башкортостан в период с 2005-2015 годы, на основании чего делается вывод о том, что регион обладает достаточным потенциалом для активного вовлечения негосударственного сектора в сферу социальных услуг, реализации социальных инициатив и социально-ориентированных про-ектов с использованием возможностей всех секторов экономики для формирования полно-ценной и эффективной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства. Вместе с этим выделяются основная проблематика в сфере социального предприниматель-ства (административные, кадровые, финансовые и другие проблемы) и перспективы раз-вития данной сферы в регионе, а также предлагаются эффективные и актуальные методы решения проблемных аспектов в области социального предпринимательства путем законо-дательного закрепления понятия «социальное предпринимательство», введения в практи-ку социальной кооперации, использования проектов государственно-частного / муниципально-частного партнерства в целях решения проблем финансирования сферы. Все это даст возможность решить социальные проблемы в регионе, развивать инноваци-онную региональную среду и позволят социальному предпринимательству стать «резерву-аром накопления» социального капитала, который предоставит возможность эффективно и активно развиваться Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Social entrepreneurship represents an important direction of development of business integration, administrative resources and creative initiatives to solve social problems, however, there are still many problematic aspects that require detailed study to develop the effective methods of solution. The authors consider the theoretical-methodological significance of the terminology of social entre-preneurship, it is concluded that a single universally accepted definition of this phenomenon has not emerged, therefore, attempt to give an independent definition is made. Attention is drawn to the fact that the phenomenon of social entrepreneurship, previously widely known only in foreign countries, its distribution and business practices, at both the Federal and regional level in the Russian Federation and in the Republic of Bashkortostan. In this scientific article, the authors analyze the development of social entrepreneurship in the Republic of Bashkortostan in the period 2005-2015, on this basis it is concluded that the region has the potential for active involvement of the private sector in social services, the implementation of social initiatives and social projects using the capabilities of all eco-nomic sectors to form a complete and effective infrastructure to support social entrepreneurship. However, highlighted the main issues in the field of social entrepreneurship (administrative, person-nel, financial and other problems) and prospects of development of this sector in the region, and proposes effective and relevant methods of solving problematic aspects in the field of social enter-prise, through legislative recognition of the concept of «social entrepreneurship», introduction to the practice of social cooperation, use of public-private / municipal-private partnerships for financing the sector. All this will give an opportunity to solve social problems in the region, to develop innova-tive regional environment and enable social entrepreneurship to become a «reservoir of accumula-tion» of social capital, which will provide the opportunity to effectively develop actively the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «Анализ развития социального предпринимательства в современных экономических условиях»

ECONOMIC SCIENCE

innovative development

Зайнашева З. Г. Zainasheva Z. G.

доктор экономических наук, профессор кафедры «Региональная

экономика и управление» Института экономики и сервиса, ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Прокофьева А. И. Prokofieva Л. I.

магистрант кафедры «Региональная экономика и управление» Института экономики и сервиса, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Социальное предпринимательство представляет собой актуальное направление развития интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач, однако остается множество проблемных аспектов, требующих детального изучения с целью выработки эффективных методов решения. Авторами рассматривается теоретико-методологическое значение терминологии социального предпринимательства, при этом делается вывод, что единого общепринятого определения этого явления так и не сформировалось, в связи с этим совершается попытка дать самостоятельное определение. Обращается внимание и на то, что феномен социального предпринимательства, ранее широко известный лишь в зарубежных странах, получил свое распространение и бизнес-практике как на федеральном, так и на региональном уровнях в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. В данной научной статье авторы проводят анализ развития социального предпринимательства в Республике Башкортостан в период с 2005-2015 годы, на основании чего делается вывод о том, что регион обладает достаточным потенциалом для активного вовлечения негосударственного сектора в сферу социальных услуг, реализации социальных инициатив и социально-ориентированных проектов с использованием возможностей всех секторов экономики для формирования полноценной и эффективной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства. Вместе с этим выделяются основная проблематика в сфере социального предпринимательства (административные, кадровые, финансовые и другие проблемы) и перспективы развития данной сферы в регионе, а также предлагаются эффективные и актуальные методы решения проблемных аспектов в области социального предпринимательства путем законодательного закрепления понятия «социальное предпринимательство», введения в практику социальной кооперации, использования проектов государственно-частного / муниципально-частного партнерства в целях решения проблем финансирования сферы. Все это даст возможность решить социальные проблемы в регионе, развивать инновационную региональную среду и позволят социальному предпринимательству стать «резервуаром накопления» социального капитала, который предоставит возможность эффективно и активно развиваться Республике Башкортостан.

Предпринимательство

Ключевые слова: социальное предпринимательство, капитал, бизнес, прибыль, предприниматели, экономика, государственно-частное / муниципально-частное партнерство, социальные проблемы, инвестиции, органы власти.

ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Social entrepreneurship represents an important direction of development of business integration, administrative resources and creative initiatives to solve social problems, however, there are still many problematic aspects that require detailed study to develop the effective methods of solution. The authors consider the theoretical-methodological significance of the terminology of social entrepreneurship, it is concluded that a single universally accepted definition of this phenomenon has not emerged, therefore, attempt to give an independent definition is made. Attention is drawn to the fact that the phenomenon of social entrepreneurship, previously widely known only in foreign countries, its distribution and business practices, at both the Federal and regional level in the Russian Federation and in the Republic of Bashkortostan. In this scientific article, the authors analyze the development of social entrepreneurship in the Republic of Bashkortostan in the period 2005-2015, on this basis it is concluded that the region has the potential for active involvement of the private sector in social services, the implementation of social initiatives and social projects using the capabilities of all economic sectors to form a complete and effective infrastructure to support social entrepreneurship. However, highlighted the main issues in the field of social entrepreneurship (administrative, personnel, financial and other problems) and prospects of development of this sector in the region, and proposes effective and relevant methods of solving problematic aspects in the field of social enterprise, through legislative recognition of the concept of «social entrepreneurship», introduction to the practice of social cooperation, use of public-private / municipal-private partnerships for financing the sector. All this will give an opportunity to solve social problems in the region, to develop innovative regional environment and enable social entrepreneurship to become a «reservoir of accumulation» of social capital, which will provide the opportunity to effectively develop actively the Republic of Bashkortostan.

Key words: social entrepreneurship, capital, business, entrepreneurs, economy, public-private / municipal-private partnership, social problems, investment, government.

Одной из самых обсуждаемых тем развития предпринимательской деятельности в последнее время стало социальное предпринимательство. Термин «социальное предпринимательство» используется в контексте уточнения предпринимательского поведения, направленного на решение социальных задач и проблем [1, с. 183].

Под «социальным предпринимательством», согласно мнению Министерства экономического развития Российской Федерации, следует понимать «социально ответственную деятельность субъектов среднего, малого и микропредпринимательства, направленную на решение социальных проблем».

Теоретико-методологические дискуссии по терминологии социального предпринимательства активно ведутся и в настоящее время, при этом единое общепринятое опре-

деление этого явления так и не сформировалось. В сущности, при определении социального предпринимательства речь идет о проведении границ между ним и чистой благотворительностью или некоммерческой общественной деятельностью, а с другой стороны, социально ответственным бизнесом [2, с. 58]. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение социального предпринимателя — это «субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства с целью решения этой проблемы через создание как экономической, так и социальной ценности».

Социальный предприниматель стремится достичь баланса в достижении социальных и коммерческих результатов, где извлечение прибыли не есть цель, но средство решения социальных задач, позволяющее предприни-

innovative development

мателю оставаться устойчивым и не зависимым от постоянных внешних вливаний.

Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение социальному предпринимательству — это «направление бизнеса, которое ориентировано на решение важнейших социальных задач в сочетании с возможностью устойчивой самоокупаемости».

Мировая практика свидетельствует, что социальные предприниматели могут использовать различные модели и механизмы для решения общественно значимых задач:

— принятие бизнесом новых стандартов деятельности;

— создание новых инфраструктур, на основе которых выстраиваются новые экономические отношения, в том числе создание торгово-посреднических и инвестиционных инфраструктур;

— аккумуляция ресурсов для их вложения в решение конкретных общественно значимых проблем;

— создание новых экономических инструментов [3, с. 71].

На сегодняшний момент существуют следующие направления (виды) социального предпринимательства:

— экологический бизнес (различные виды деятельности, направленные на сохранение и улучшение экологической обстановки);

— помощь людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях (оказание помощи малообеспеченным, многодетным, молодым семьям, пенсионерам, потерявшим работу и т. д.);

— организация занятости инвалидов (создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями);

— организация полезного досуга (вовлечение граждан в уборку территорий, обору-

дование детских и спортивных площадок, организация культурно-массовых мероприятий и т. д.);

— реабилитация людей, подвергшихся психологическому насилию (организация помощи лицам, побывавшим в горячих точках, потерявшим родных и т. д.) [4, с. 110].

Феномен социального предпринимательства, ранее широко известный лишь в зарубежных странах, получил свое распространение и в бизнес-практике как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Необходимо отметить, что в Республике Башкортостан (РБ) социальное предпринимательство находится в стадии развития, хотя регион обладает достаточным потенциалом для активного вовлечения негосударственного сектора в сферу социальных услуг, реализации социальных инициатив и социально-ориентированных проектов с использованием возможностей всех секторов экономики для формирования полноценной и эффективной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства [5, с. 128].

В Республике Башкортостан социальным бизнесом занимается сейчас около 300 предпринимателей. Большая часть из них задействована в сфере социального обслуживания и в области образования и развития детей. Зарегистрированы как социальные предприниматели и некоторые крестьянско-фермер-ские хозяйства [3, с. 71].

За период с 2005-2015 гг. количество субъектов малого предпринимательства в РБ увеличилось в 2,2 раза, достигнув 43863 единиц. Наибольшая в доля в структуре предпринимательства региона приходится на

Средние - предприятия

0,3%

Рисунок 1. Структура объектов малого и среднего предпринимательства в разрезе организационно-правовых форм [6]

Предпринимательство

индивидуальное предпринимательство, что наглядно отражено на рисунке 1.

Необходимо обратить внимание и на то, что в 2012 г. произошел резкий скачок доли численности занятых в малых предприятиях республики, и тенденция роста продолжается, опережая линию тренда. Данный показатель отражает первостепенно социальную значимость предпринимательства в Башкортостане.

Вклад малого предпринимательства в валовой региональный продукт РБ с 20052015 гг. колеблется в пределах 15-22 %, т. е. остается на достаточно низком уровне, и развивается неравномерно. В целях повышения устойчивости, в первую очередь, следует увеличить инвестиции в основной капитал.

Доля налоговых поступлений от деятельности малого бизнеса в общей сумме налоговых поступлений за 2005-2015 гг. постепенно увеличивается (с 4,9 % в 2005 г. до 8,3 % в 2015 г.) [7, с. 90]. Несмотря на увеличение доли налогов, наблюдаемый незначительный темп роста налоговых поступлений от малого предпринимательства свидетельствует о нарастании нереализованного налогового потенциала малого предпринимательства, и данную тенденцию не представляется возможным назвать благоприятной.

В 2016 году в реестр поставщиков социальных услуг в РБ вошли 2 религиозные организации и 2 субъекта малого предпринимательства, оказывающие социальные услуги. Сети организаций, предоставляющих социальные услуги в республике, динамично развиваются (рисунок 2).

Социальное предпринимательство в республике активно развивается. Созданные в регионах центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) получают финансирование из бюджетов различных уровней — только из федерального на каждый из них выделяется 5 млн руб. в год.

Одна из сфер, в которой эксперты видят большие возможности для развития, - это обслуживание пожилых людей и инвалидов. К 2020 году в республике будет проживать более 30 тысяч человек, нуждающихся в стационарном обслуживании, т. е. резервы для развития социального предпринимательства в этой сфере велики [8, с. 45].

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что для Башкирии социальное предпринимательство является весьма актуальным направлением развития интеграции бизнеса, административных ресурсов и креативных инициатив для решения социальных задач, однако остается множество проблемных аспектов, требующих детального изучения с целью выработки эффективных методов решения.

Что касается развития некоммерческих организаций (НКО) в целом по России, то следует сказать, что по отношению к зарубежным странам данный сектор практически не развивается, что наглядно представлено в таблице 1.

Для успешной работы в некоммерческом секторе необходимо наличие нескольких источников финансирования. Однако, несмотря на разнообразие возможных источников, объемы денежных средств НКО находятся на низком уровне. Такое отставание в развитии

Учреждения социального обслуживания

Негосударственные организации

2013 2014 2015 2016

Рисунок 2.. Динамика развития сети организаций, оказывающих социальные услуги [6]

Innovative development

Таблица 1. Показатели развития некоммерческого сектора в РФ и в развитых странах

Показатели В РФ В развитых странах (средний показатель)

Доля НКО в ВВП 0,9 % 6,5 %

Доля занятых в НКО от общего числа работающего населения 1,1 % 7,1 %

Доля социально-ориентированных НКО от общего числа НКО 13,5 % 60-70 %

некоммерческого сектора России связано с его финансовым обеспечением: вложения в сектор не отвечают современным потребностям.

Что касается поддержки НКО со стороны органов власти в России, то следует отметить, что в 2016 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект о мерах поддержки органами государственной власти и местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются исполнителями общественно полезных услуг. Проект закона предоставляет организациям, отработавшим более года, право на имущественную или финансовую поддержку, поддержку в области повышения квалификации сотрудников, а также на бесплатное эфирное время в СМИ [9, с. 115].

Затрагивая вопросы, связанные с оказанием государственной поддержки в области финансирования НКО, следует обратить внимание на зарубежный опыт, в котором отмечается следующая тенденция: значительная часть средств, аккумулируемых НКО, приходится на гранты, которые в большинстве своем составляют федеральные бюджетные средства, выделяемые на программы оказания социальной поддержки нуждающимся. На наш взгляд, это можно рассматривать с точки зрения некой преференции со стороны государства в отношении негосударственного сектора в целях его стабилизации в качестве субъекта системы социального обслуживания населения, обеспечения здоровой конкуренции. Исходя из этого, на наш взгляд, похожие предпосылки деятельности необходимо формировать и на территории нашей страны, а также в субъектах РФ. К примеру, можно часть бюджетных средств, которые предназначаются на финансовое обеспечение программ социальной под-

держки, направить на альтернативной, конкурсной базе в виде социальных заказов через органы социальной защиты, благотворительные фонды и фонды социальной поддержки населения. Данная методика распределения средств бюджета предоставит возможность формировать благоприятные условия развития системы социальной поддержки населения, а именно:

— в связи с развитием конкурсных условий за получение бюджетных средств, социального заказа, грантов будут обеспечиваться конкурентные отношения между государственным и некоммерческим сектором, в связи с чем повысится качество оказания социальной помощи, снизятся административные издержки, а также бюрократические риски и коррупционная составляющая;

— заключая соглашение на выполнение государственных задач представителей НКО в сфере социального обслуживания, бюджетная система всех уровней будет осуществлять финансовое обеспечение нужных программ, а также содержание и развитие самого некоммерческого сектора, что благоприятно скажется на системе НКО в целом;

— многосубъектность социального обслуживания является подтвердившим свою эффективность неотъемлемым атрибутом социально-демократической страны.

Сами предприниматели среди основных проблем называют высокие ставки по кредитам, слабую информационную поддержку со стороны государства. Общая проблема для большинства предпринимателей - отсутствие стабильного спроса. Многие предприниматели признаются, что очень рассчитывают на гранты, прежде всего для того, чтобы снизить себестоимость своих услуг и конкурировать за счет низких цен в условиях падающего спроса. Перечень сфер деятельности, в которых можно развивать социальное предпри-

нимательство, очень широк. Один из критериев принадлежности предпринимателя к социальному бизнесу - это то, какой идеей он руководствуется и куда вкладывает прибыль.

Существуют и другие группы проблем, связанные с непониманием природы социального предпринимательства со стороны основных групп общества, высокими издержками во взаимоотношениях с властью, трудностями законодательного и административного продвижения идеи социального предпринимательства, противоречиями в психологии социального предпринимательства, сложностями привлечения финансовых средств, отсутствием специальных кредитных и займовых программ, транспортной удаленностью, низкой компетенцией кадров, низкой платежеспособностью населения, неотработанностью механизмов стимулирования развития социального предпринимательства и т. д.

В целях решения вопросов в области социального предпринимательства на данном этапе развития сферы видится целесообразным законодательно закрепить понятие социального предпринимательства с помощью разработки регионального законопроекта.

Социальное предпринимательство во многих странах мира представлено в форме социальных кооперативов. По нашему мнению, данный опыт можно применять и в России, однако на пути к этому стоит отсутствие достаточной заинтересованности органов власти в поддержке такого вида деятельности из-за неглубокого понимания идеи социальной кооперации, низкого уровня подготовки административных кадров на разных ступенях власти, а также слаборазвитой системы неправительственных организаций.

Решение довольно острой проблемы отсутствия стабильного и достаточного финансирования видится за счет использования одного из наиболее действенных инструментов инвестирования и снижения бюджетных расходов - механизма государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства (ГЧП, МЧП), который во всем мире признан перспективной формой привлечения средств

предпринимательство

частного сектора для финансирования, создания и обеспечения функционирования объектов общественной, социально значимой инфраструктуры, а также оказания различного рода социальных услуг на их основе. Среди основных достоинств механизма ГЧП/МЧП — его универсальность: он может использоваться в большинстве 114 социальных отраслей экономики, являясь базой развития объектов здравоохранения, образования, культуры, туризма, спорта и пр. Тем не менее, следует признать, что российский опыт ГЧП/ МЧП в данной сфере до настоящего времени крайне ограничен, а существующие барьеры для развития социального предпринимательства через механизмы государственно-частного партнерства до сих пор не устранены. Возможности развития ГЧП(МЧП) в этом направлении связаны и с развитием сферы социальных услуг, и с поддержкой социальных инициатив бизнеса в точке пересечения интересов органов власти и социальных предпринимателей. Важно отметить, что от позиции государства в значительной степени зависят возможность и эффективность сотрудничества, а бизнес к этому, как правило, готов.

Вывод

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что социальное предпринимательство представляет собой перспективное направление развития социальной сферы, а также бизнес-структур региона и страны в целом. Республика Башкортостан имеет «благоприятный климат» для становления социального предпринимательства, однако развитие направления сдерживает множество проблем (административные, законодательные, финансовые и др.). По нашему мнению, предложенные нами механизмы устранения проблемных аспектов в данном направлении позволят решать или смягчать социальные проблемы общества, развивать инновационную региональную среду и позволят социальному предпринимательству стать «резервуаром для накопления» социального капитала, который даст возможность эффективно и активно развиваться Республике Башкортостан.

Innovative development

Список литературы

1. Сабирова З.Э. Формирование, поддержка и пропаганда социального предпринимательства в России // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: матер. Междунар. науч.-практ. конф. 1 ноября 2016 г. Уфа, 2016. Ч. 1. С. 183-186.

2. Валиев Ш.З., Чинаев Т.В. Механизм функционирования рынка услуг // Экономика и управление. 2005. № 2. С. 90.

3. Сабирова З.Э. Стимулирование развития социального предпринимательства в регионе // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). Уфа, 2016. № 1 (30). С. 70-74.

4. Сабирова З.Э. Решение общественно значимых задач на принципах социального предпринимательства // Казанская наука. Казань, 2014. № 10. С. 109-111.

5. Зайнашева З.Г., Семкина О.С. Особенности функционирования сферы социальных услуг // Вестник Университета: теоретический и научно-методический журнал. 2010. № 15. С. 125-129.

6. Отчет о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан за

2015 год [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravitelstvorb.ru. (дата обращения 21.05.2017).

7. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Основные формы реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2013. № 3 (5). С. 88-92.

8. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Реализация проектов государственно-частного партнерства в социально значимых отраслях // Вестник Университета: теоретический и научно-методический журнал. 2014. № 2. С. 43-45.

9. Сабирова З.Э. Развитие социального предпринимательства в системе социального обслуживания населения Республики Башкортостан // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок: матер. Междунар. науч.- практ. конф. 3 ноября

2016 г. Челябинск, 2016. Ч. 1. С. 113-115.

References

1. Sabirova Z.E. Development, Support and Promotion of Social Entrepreneurship in Russia // Patterns and Trends of Development of Science in Modern Society: Materials of the International Scientific and Practical Conference, November 1, 2016. Ufa, 2016. Part 1. P. 183-186.

2. Valiev S.Z., Tsinaev T.V. The Mechanism of Functioning of Market of Services // Economy and Management. 2005. No. 2. P. 90.

3. Sabirova Z.E. Promoting the Development of Social Entrepreneurship in the Region // Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). Ufa, 2016. No. 1 (30). P. 70-74.

4. Sabirova Z.E. Decision of Socially Important Tasks on the Principles of Social Entrepreneurship // Kazan Science. Kazan, 2014. No. 10. P. 109-111.

5. Zainasheva Z. G., Semkina O. S. Features of Functioning of Social Services // Bulletin of the University: Theoretical and Scientific-Methodical Journal. 2010. No. 15. P. 125-129.

6. Report on the Results of Activities of the Government of the Republic of Bashkortostan in 2015 [Electronic Resource]. URL: http:// www.pravitelstvorb.ru (accessed 21.05.2017).

7. Zainasheva Z. G., Sabirova Z. E. Main Forms of Implementation of Public-Private Partnerships in the Social Sphere // Bulletin UGAES. Science, Education, Economy. Series Economy. 2013. No. 3 (5). P. 88-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Implementation of Public-Private Partnership in Socially Important Sectors // Bulletin of the University: Theoretical and Scientific-Methodical Journal. 2014. No. 2. P. 43-45.

9. Sabirova Z.E. Development of Social Entrepreneurship in the System of Social Service of Population of the Republic of Bashkortostan // Problems of Introduction of Results of Innovative Development: Materials of the International Scientific and Practical Conference, November 3, 2016. Chelyabinsk, 2016. Part 1. P. 113-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.