Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы реализации социального предпринимательства в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы реализации социального предпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / КРИТЕРИИ / CRITERIA / РЕЙТИНГ / RATING / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА / SOCIAL RESPONSIBILITY OF BUSINESS / ПАРТНЕРСТВО / PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитриева Снежана Дмитриевна, Барыльников Олег Анатольевич

В статье раскрывается понятие социального предпринимательства, рассмотрены подходы к определению сущности социального предпринимательства; определены критерии социального предприятия. В исследовании проанализирована степень разработанности законодательной базы в части социального предпринимательства. Приведен рейтинг международного агентства, исследовавшего социальный бизнес 45 стран, и определено место Российской Федерации по уровню развития социального предпринимательства; обозначены проблемы и перспективы развития социального предпринимательства в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы реализации социального предпринимательства в Российской Федерации»

В этой связи возникают отсроченные налоги на прибыль в виде отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств, которые определяются умножением соответствующих временных разниц (подлежащих вычитанию и налогообложению) на ставку налога на прибыль.

На данный момент времени слабо изучена природа возникновения налоговых разниц и несовершенством их учета, которые часто приводят к большим ничем необъяснимым различиям и противоречиям в определении налогооблагаемой и бухгалтерской прибыли, что отрицательно сказывается на достоверности и обоснованности определения расходов по налогам и отчислений по ним в бюджет. Именно по этой причине на практике часто возникает ситуация, когда налог на прибыль по декларации превышает всю учетную прибыль до налогообложения, что противоречит всякой экономической логике. Вследствие этого предприятия полностью лишаются собственных средств для расширенного воспроизводства, что отрицательно влияет на их финансовое состояние. Главной причиной возникновения разных финансовых результатов является несогласованность налоговой и бухгалтерской базы при определении расходов по налогу на прибыль, требующая перехода к единой их основе, исключающей подобные противоречия.

Список литературы / References

1. М(С)БУ 12 «Налог на прибыль». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buhgalter911 .com/Res/MSBO/MSBO12_01012015.pdf/ (дата обращения: 30.03.2017).

2. П(С)БУ 15 «Доход». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buhgalter911.com/Res/PSBO/PSBO15.aspx/ (дата обращения: 30.03.2017).

3. П(С)БУ 16 «Расходы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://buhgalter911 .com/Res/PSBO/PSBO16.aspx/ (дата обращения: 30.03.2017).

4. П(С)БУ 17 «Налог на прибыль». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kodeksy.com.ua/ka/buh/psbu/17.htm/ (дата обращения: 30.03.2017).

5. Гавриленко В.А. Об экономической сущности и учете временных налоговых разниц / В.А. Гавриленко // Науюж пращ Донецького национального техшчного ушверситету. Донецьк, 2012. С. 205-211 (Серш: Еконмчна; вип. 36-1).

6. Голов С.Ф. Проблемы учета временных разниц / С.Ф. Голов // Научный журнал «Бухгалтерский учет и аудит», 2010. № 27. С. 59-66.

7. Пархоменко В.Н. Проблемы учета временных разниц / В.Н. Пархоменко // Вестник Киевского экономического института менеджмента, 2011. № 7. С. 195-201.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Димитриева С.Д.1, Барыльников О.А.2 Email: Dimitrieva1134@scientifictext.ru

'Димитриева Снежана Дмитриевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления персоналом и экономики труда, Институт экономики и управления Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского; 2Барыльников Олег Анатольевич - государственный советник Республики Крым 3 класса, консультант, отдел регионального ценообразования и сметного нормирования, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, г. Симферополь

Аннотация: в статье раскрывается понятие социального предпринимательства, рассмотрены подходы к определению сущности социального предпринимательства; определены критерии социального предприятия. В исследовании проанализирована степень разработанности законодательной базы в части социального предпринимательства. Приведен рейтинг международного агентства, исследовавшего социальный бизнес 45 стран, и определено место Российской Федерации по уровню развития социального предпринимательства; обозначены проблемы и перспективы развития социального предпринимательства в России.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, критерии, рейтинг, социальная ответственность бизнеса, партнерство, социальная сфера.

PROBLEMS AND PROSPECTS FOR THE IMPLEMENTATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION Dimitrieva S.D.1, Barylnikov O.A.2

'Dimitrieva Snezhana Dmitrievna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PERSONNEL MANAGEMENT AND LABOR ECONOMICS, INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT OF THE V.I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY;

2Barylnikov Oleg Anatolievich — the 3rd class state adviser of the Republic of Crimea, the consultant, THE REGIONAL PRICING AND ESTIMATED NORMS DEPARTMENT, THE MINISTRY OF CONSTRUCTION AND ARCHITECTURE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA, SIMFEROPOL

Abstract: in the article the concept of social entrepreneurship is revealed, approaches to the definition of the social entrepreneurship essence are considered; the criteria of a social enterprise are defined. The research analyzes the degree of development of the legislative framework in terms of social entrepreneurship. The rating of the international agency investigating the social business of 45 countries is given, and the place of the Russian Federation according to the level of development of social entrepreneurship is determined. There are outlined the problems and prospects for the development of social entrepreneurship in Russia. Keywords: social entrepreneurship, criteria, rating, social responsibility of business, partnership, social sphere.

УДК 364.29

Постановка проблемы. В современных условиях хозяйствования вопросам социальной ответственности бизнеса стало уделяться особое внимание. Традиционные механизмы взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений уже не работают в полной мере. Поддержка предпринимательства со стороны государства нуждается в создании новых инструментов, которые будут максимально эффективными. Основная проблема заключается в отсутствии ключевых понятий, критериев и места социального предпринимательства в социально-экономическом развитии.

Основная часть. Социальное предприятие - коммерческая организация, характеризующаяся финансовой дисциплиной, инновационной активностью, создающаяся с целью производства общественного блага. Особенностью такого типа организации является то, что прибыль, полученная от деятельности, принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие этого бизнеса или местного сообщества и не используется для максимизации доходов совладельцев или собственника предприятия.

Вопросы предпринимательства в РФ регулируются Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (последняя редакция). Однако, в настоящее время термин «социальное предпринимательство» отсутствует на законодательном уровне. Разработан проект о внесении изменений в данный ФЗ в части определения четких критериев, которым должен соответствовать социальный предприниматель и виды деятельности, которые он может осуществлять.

Одной из форм поддержки социальных предприятий является их субсидирование согласно Постановлению Правительства РФ от 23.08.11 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям». Однако это касается только некоммерческих организаций.

Основными принципами социального предприятия являются:

- нахождение предприятия в совместной собственности его членов. При этом акции равномерно распределяются между участниками предприятия;

- определение членов уставом организации: например, сотрудники, местные жители, клиенты и пользователи;

- демократическое принятие решений (один человек - один голос);

- инвестирование доходов в предприятие и/или их направление на социальные и экологические цели;

- возможность получения предприятием как собственных доходов, так и грантов;

- одновременное сочетание коммерческой и социальной деятельности;

- направленность на создание общественного богатства, а не на получение частного капитала.

В Российской Федерации идея развития социального предпринимательства появилась в связи с низкой эффективностью решения социальных проблем со стороны государства и коммерческих предприятий. Информатизация социальных услуг также оказала значительное влияние: активно развиваются онлайн сервисы по предоставлению различных справок, записям в медицинские учреждения и т.д. Это требует реализации дополнительных программ обучения для лиц пожилого

возраста. Следующей причиной стала возможность использовать ресурсы (в т.ч. и вторично), которые не находят широкого применения в массовом производстве.

В 2016 г. международное агентство Thomson Reuters Foundation провело онлайн-опрос почти 900 экспертов в сфере социального предпринимательства из 45 стран с крупнейшей экономикой. Опрос проводился среди исследователей, социальных предпринимателей, инвесторов, чиновников и т. д.

Россия в рейтинге заняла 31-е место, уступив в числе прочих стран Таиланду и Египту (29-е и 30-е место соответственно), но опередив такие страны, как, например, Китай (34-е место), Норвегия (36-е место), Австрия (38-е место) и Япония (40-е место). В списке стран с лучшими условиями для женщин-социальных предпринимателей Россия заняла второе место, уступив лишь Филиппинам. На нижней строчке рейтинга оказалась Турция, занявшая 44-е место. Иран был вовсе исключен из списка, поскольку авторам исследования не удалось найти достаточное количество респондентов в этой стране [1].

Помимо общего рейтинга, каждая страна была оценена по определенным показателям, влияющим на развитие социального предпринимательства (табл. 1). К основным параметрам, которые оценивались авторами, относятся: поддержка социального предпринимательства со стороны государства, осведомленность общества о данном виде деятельности, возможность привлечения квалифицированного персонала, рентабельность бизнеса, темпы развития социального предпринимательства в стране.

В целом, Российская Федерация находится на недостаточном уровне развития социального предпринимательства. В качестве негативных факторов, сдерживающих развитие социального бизнеса, респонденты указали отсутствие необходимых условий (40-е место), развитие (43-е место), возможность привлечения необходимого квалифицированного персонала (36-е место) и простота продажи социального бизнеса (31-е место).

Таблица 1. Рейтинг Российской Федерации по показателям развития социального предпринимательства, 2016 г.

№ п/п Показатель Оценка Место

Условия, благоприятные для начала и развития социального бизнеса 39,6 40

Простота получения гранта 33,3 31

Возможность получения нефинансовой поддержки 62,5 19

Простота продажи социального бизнеса 45,8 31

Возможность привлечения необходимого квалифицированного персонала 41,7 36

Возможность заработать на жизнь с помощью социального предпринимательства 64,6 8

Поддержка государственной политики 54,2 17

Простота получения доступа к инвестициям 33,3 27

Возможность продажи госучреждениям товаров и услуг 37,5 16

Понимание общественности сущности социального предпринимательства 33,3 27

Социальное предпринимательство «набирает обороты» 62,5 43

Составлено на основе [5].

Среди положительных моментов - возможность заработать на жизнь с помощью социального предпринимательства (8-е место). В первую очередь, для развития социального бизнеса в Российской федерации необходимо обеспечить государственную поддержку социального предпринимательства на всех уровнях путем:

- стимулирования социальных инноваций;

- создания условий и помощь в развитии предпринимательских инициатив населения;

- выделения грантов; информирования общественности об эффективности социального предпринимательства;

- создания законодательной базы и устранения административных барьеров;

- заключения государственного, регионального или городского контракта на закупку продукта или услуги социального предприятия.

Выводы. Несмотря на несовершенство законодательства Российской Федерации в части социального предпринимательства и отсутствия должного объема инвестирования в данное направление, социальный бизнес постепенно трансформируется в реальный механизм решения социальных проблем государства. Развитие социального бизнеса необходимо, поскольку он способствует созданию более полной занятости, стимулированию малого и среднего предпринимательства, вовлечению молодежи и социально уязвимой части населения в сферу производства.

Список литературы / References

1. Десять лучших стран для социального предпринимательства // Вести. Экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifmance.ru/articles/75033/ (дата обращения: 15.03.2017).

2. О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям: Постановление правительства РФ от 23.08.11 № 713 (ред. от 25.05.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118686/ (дата обращения: 16.03.2017).

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 16.03.2017).

4. Социальное предпринимательство в России // Обзор аналитического центра МСП Банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mspbank.ru/userfiles/files/researches/social_entrep reneurship-new.pdf/ (дата обращения: 16.03.2017).

5. The best place to be a social entrepreneur 2016: Thomson Reuters foundation. [Electronic source]. URL: http://poll2016.trust.org./ (data of access: 15.03.2017).

ПОЗИЦИИ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ И ТЕНДЕНЦИИ

ИХ РАЗВИТИЯ Ануфриева Я.Д. Email: Anufrieva1134@scientifictext.ru

Ануфриева Яна Дмитриевна — магистрант, кафедра политической экономии и международных экономических отношений, экономический факультет, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются основные тенденции развития розничных торговых сетей в Российской Федерации; рассматривается текущее положение розничных торговых сетей, выявляются причины возникновения неблагоприятных факторов и возможные способы их устранения. Анализируется положение о том, что розничная торговля является одной из крупнейших и капиталоемких отраслей народного хозяйства, а розничная торговая сеть в настоящее время является наиболее распространенной формой организации торговли в Российской Федерации. Выявлено, что розничные торговые сети, несмотря на ряд неблагоприятных обстоятельств, показывают тенденцию к дальнейшему расширению.

Ключевые слова: ритейл, розничная торговля, тенденция, торговая сеть, федеральная сеть.

THE POSITION OF RETAILERS IN THE ECONOMY OF RUSSIA AND TRENDS OF THEIR DEVELOPMENT Anufrieva Ya.D.

Anufrieva Yana Dmitrievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF POLITICAL ECONOMY AND INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS,

FACULTY OF ECONOMICS, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article analyzes the basic tendencies of development of retail trade networks in the Russian Federation; discusses the current situation of retail chains, identifies causes of hazards and possible ways to address them. Examines the position that the retail trade is one of the largest and most capital-intensive sectors of the economy, and the retail network is currently the most common form of organizing trade in the Russian Federation. It is revealed that the retail network, despite a number of adverse circumstances, show a tendency to expand further.

Keywords: federal chain, retail, retail trade, store chain, trend.

УДК 339.17

Розничная торговля - одна из крупных отраслей России. В современных условиях она играет особую роль, занимая промежуточное положение между производственной и социальной сферами, обеспечивая доведение товаров до конечного потребителя. Розничная торговля участвует в улучшении условий жизни населения и способствует пополнению доходной части бюджета РФ. Сектор розничной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.