Научная статья на тему 'Поддержка социального предпринимательства в Свердловской области'

Поддержка социального предпринимательства в Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальное предпринимательство / социальное предприятие / поддержка / Свердловская область / МСП / Центр инноваций социальной сферы / грант / кредит / social entrepreneurship / social enterprise / support / Sverdlovsk region / SME / Social Innovation Center / grant / credit

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таскин Фёдор Александрович

Актуальность исследуемой темы обусловлена объективной необходимостью поддержки государством социального предпринимательства, которое помогает решать острые социальные проблемы в большинстве субъектов Российской Федерации. Целью исследования является анализ уровня поддержки социального предпринимательства в Свердловской области. В статье рассмотрена инфраструктура, виды и меры поддержки социальных предприятий и граждан, планирующих осуществлять деятельность в области социального предпринимательства, в Свердловской области. Дана оценка уровню поддержки предпринимательства на современном этапе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию мер поддержки и развитию социального предпринимательства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таскин Фёдор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support for social entrepreneurship in the Sverdlovsk region

The relevance of the topic under study is due to the objective need for the government support for social entrepreneurship, which helps to solve serious social problems in the majority of regions of the Russian Federation. The aim of the study is to analyze the level of support for social entrepreneurship in the Sverdlovsk region. The article considers the infrastructure, types and measures of support for social enterprises and citizens planning to work in the field of social entrepreneurship in the Sverdlovsk region. An assessment of the level of support for entrepreneurship at the present stage is given. Recommendations are formulated for improving support measures and developing social entrepreneurship in the region.

Текст научной работы на тему «Поддержка социального предпринимательства в Свердловской области»

ART 223012 DOI 10.24412/2304-120X-2022-13012 УДК 332.14

Таскин Фёдор Александрович,

студент департамента международных отношений ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», г. Екатеринбург taskinf@mail.ru

Поддержка социального предпринимательства в Свердловской области

Аннотация. Актуальность исследуемой темы обусловлена объективной необходимостью поддержки государством социального предпринимательства, которое помогает решать острые социальные проблемы в большинстве субъектов Российской Федерации. Целью исследования является анализ уровня поддержки социального предпринимательства в Свердловской области. В статье рассмотрена инфраструктура, виды и меры поддержки социальных предприятий и граждан, планирующих осуществлять деятельность в области социального предпринимательства, в Свердловской области. Дана оценка уровню поддержки предпринимательства на современном этапе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию мер поддержки и развитию социального предпринимательства в регионе. Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, поддержка, Свердловская область, МСП, Центр инноваций социальной сферы, грант, кредит.

Раздел: 08.00.00 Экономические науки.

Введение

Предпринимательство играет значимую роль в экономической и социальной жизни страны, особенно для развития региональных и местных рынков. Малые предприятия оперативно реагируют на потребности этих рынков, обеспечивая нужды населения в различных товарах и услугах, вносят свой вклад в формирование бюджетов различных уровней, помогают снизить безработицу, повысить уровень платёжеспособности и жизни населения [1].

В 2019 году Федеральным законом от 26.07.2019 № 245-ФЗ [2] были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [3], в соответствии с которыми в статье 24.1 были закреплены понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» и прописаны меры поддержки, предоставляемые социальным предприятиям. По своему содержанию они аналогичны видам поддержки, закрепленным в статьях 17-20 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ [4].

Социальным предприятием признается субъект малого и среднего предпринимательства (далее - субъект МСП) в соответствии с порядком, установленным в приказе Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия» [5]. Зарегистрированные субъекты МСП, признанные социальными предприятиями, отражаются в Едином реестре субъектов МСП.

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

Среди субъектов МСП выделяют социальные предприятия, которые помогают решать наиболее актуальные социальные проблемы в субъектах Российской Федерации, в том числе доступность здравоохранения и образования; вопросы занятости местного населения, особенно в маленьких и отдаленных населённых пунктах; использование ранее не задействованных трудовых ресурсов: инвалидов, пожилых людей, маргинальных слоёв населения в трудовой деятельности; решение культурных, экологических, спортивно-оздоровительных проблем [6].

Правовой режим поддержки социальных предприятий предполагает участие как органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, содействующих социальным предприятиям в таких областях, как информирование, образование, консультирование, межрегиональное и международное сотрудничество и другие.

Методология и результаты исследования

Решение о признании субъектов МСП социальными предприятиями в Свердловской области принимается Министерством инвестиций и развития Свердловской области с учетом рекомендации комиссии, созданной в соответствии с приказом Министерства от 03.02.2020 № 22 «О создании комиссии по вопросам признания субъектов МСП социальными предприятиями в Свердловской области» [7]. Перечень субъектов МСП, имеющих статус социального предприятия в Свердловской области, представлен в Едином реестре субъектов МСП.

В соответствии с данными Федеральной налоговой службы Свердловская область является одним из передовых регионов Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса. Она занимает пятую позицию по количеству субъектов МСП, уступая Москве, Санкт-Петербургу, Московской области и Краснодарскому краю. По состоянию на 10.01.2022 в Свердловской области зарегистрирован 196 731 субъект МСП, число занятых в сегменте МСП составляет более 507 тыс. человек [8].

Согласно реестру социальных предпринимателей по состоянию на 10.01.2022, в реестре зарегистрировано 6277 социальных предприятий из 85 регионов страны [9]. Лидирующую позицию занимает Московская область, в ней действует 740 предприятий. В Свердловской по состоянию на 10.01.2022 зарегистрировано 107 социальных предприятий, что составляет 0,05% в общем объёме субъектов МСП [10].

Следует отметить, что социальные предприятия являются важным видом предпринимательства. Их деятельность направлена не столько на извлечение прибыли, сколько на решение социально значимых задач. Отличие социального бизнеса от благотворительности заключается в ориентированности на прибыль, а от классического предпринимательства - в том, что прибыль служит инструментом для решения социальных, культурных, экологических и медицинских проблем [11].

В настоящее время большинство социальных предприятий оказывает услуги по уходу за детьми и пожилыми людьми, работает в сфере культуры и искусства, дополнительного образования, спорта, здравоохранения, физкультурно-оздоровительной и полиграфической деятельности, занимается пошивом одежды, производит технические средства реабилитации.

На территории Свердловской области зарегистрированы социальные предприятия, занимающиеся широким спектром социальной деятельности: дополнительным образованием детей и взрослых, уходом за детьми и престарелыми людьми, клубной,

научно-методический электронный журнал

зрелищно-развлекательной, физкультурно-оздоровительной, медицинской, полиграфической деятельностью, производством изделий народных художественных промыслов, спецодежды, розничной торговлей в специализированных магазинах и другими. По состоянию на 10.01.2022 из 107 зарегистрированных социальных предприятий основную долю составляют предприятия, занимающиеся дополнительным образованием детей и взрослых, - 19 предприятий, или 17,8%. Весомую долю имеют предприятия, предоставляющие услуги по дневному уходу за детьми, - 12, или 11,2% [12].

Социальным предприятиям, получившим официальный статус, предоставляется комплекс государственных мер поддержки в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» [13]. Кроме этого в субъектах Российской Федерации действуют профильные региональные меры поддержки, в том числе льготное кредитование, консультационные и образовательные услуги, помощь с маркетинговым продвижением и другие, также поддержку оказывают различные фонды и крупный бизнес [14].

Поддержка субъектов МСП в Свердловской области реализуется в рамках подпрограммы 2 «Импульс для предпринимательства» государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года» [15], операторами которой являются Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (далее - СОФПП) и муниципальные фонды поддержки предпринимательства.

В инфраструктуру поддержки социального предпринимательства на территории Свердловской области входят: Центр инноваций социальной сферы, Фонд поддержки социальных проектов, Корпорация МСП, региональный центр «Мой бизнес», региональная гарантийная организация, муниципальные фонды поддержки предпринимательства и общественные объединения [16].

Региональные власти и органы местного самоуправления на своих территориях создают механизмы поддержки, позволяющие развиваться наиболее перспективным социальным предприятия [17]. По данным Минэкономразвития России, Свердловская область в рейтинге субъектов Российской Федерации по итогам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, обеспечения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере за 2019 год входит в группу регионов - кандидатов на лидерство, занимая 26-ю позицию с рейтинговым баллом 23,49. Лидером рейтинга является Ханты-Мансийский автономный округ - Югра с рейтинговым баллом 45,63 [18].

Социальным предприятиям оказывается финансовая, информационная, имущественная и другая поддержка. Для ряда социально значимых видов деятельности в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены льготы по налогу на прибыль организаций и НДС. Во многих регионах социальные предприниматели могут не уплачивать налоги в первые два года с начала деятельности [19].

Поддержка социальных предпринимателей в Свердловской области осуществляется Министерством инвестиций и развития Свердловской области путём выдачи грантов, а также через программы Центра инноваций социальной сферы и АО «Корпорация МСП».

1. Гоанты

Финансовая поддержка социальных предприятий с 2021 года осуществляется в виде грантов (субсидий). В рамках регионального проекта «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса» [20], входящего в состав национального

научно-методический электронный журнал

проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в Свердловской области предусмотрено предоставление грантов субъектам МСП со статусом социального предприятия на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства или молодым предпринимателям, созданным физическими лицами до 25 лет включительно, на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности. Порядок предоставления грантов в форме субсидий утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 08.09.2021 № 552-ПП [21].

Гранты предоставляются зарегистрированным в текущем году в Едином реестре субъектов МСП социальным предприятиям - победителям конкурсного отбора на основании соглашения, заключаемого между ними и Министерством инвестиций и развития Свердловской области. Размер гранта составляет от 100 до 500 тыс. рублей и выделяется для софинансирования до 75% расходов по реализации проекта в сфере социального предпринимательства.

Полученные средства гранта можно использовать на аренду и ремонт нежилых помещений, оргтехники и оборудования; оплату коммунальных услуг и услуг связи; продвижение проектов в СМИ и Интернете; приобретение, настройку и сопровождение программного обеспечения; приобретение сырья и расходных материалов, комплектующих изделий; уплату авансовых платежей по договорам лизинга или лизинговых платежей; на мероприятия по профилактике коронавирусной инфекции.

Грант запрещено направлять на уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей, процентов по займам и кредитам, на приобретение автомобилей, зданий, сооружений и земельных участков.

По информации Министерства инвестиций и развития Свердловской области от 01.09.2022 в 2022 году гранты получат 62 социальных предпринимателя и восемь молодых бизнесменов. Одним из победителей стал проект научно-производственного предприятия «Детская восстановительная медицина» по созданию инновационной опоры для детей с ДЦП. Предприятие получит 500 тыс. рублей, которые пойдут на приобретение материалов, комплектующих и станка для производства оснастки опор [22].

Всего в 2022 году на реализацию социальных проектов и инициатив молодых предпринимателей из федерального и областного бюджетов будет направлено 33,5 млн рублей, в том числе 31,2 млн рублей из федерального бюджета и 2,3 млн рублей - из областного бюджета [23].

2. Центр инноваций социальной сферы

Центр инноваций социальной сферы Свердловской области (далее - ЦИСС) был создан в начале 2018 года в структуре Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Основными целями ЦИСС является популяризация социального предпринимательства и оказание помощи предпринимателям в реализации социальных проектов и инициатив [24].

ЦИСС оказывает поддержку в области социального предпринимательства по направлениям: консультационные услуги, проведение обучающих семинаров, креатив-сессий и стратегических сессий, деловых игр, акселерационных программ и школ социального предпринимательства, услуги по разработке франшиз социальных предприятий. Основная цель мероприятий - популяризация и развитие социального предпринимательства.

Важно подчеркнуть, что программы ЦИСС содействуют интеграции в общество и экономику социально незащищённых категорий граждан, стимулируют создание новых рабочих мест.

Результаты деятельности ЦИСС за 2018-2021 годы представлены в табл. 1.

научно-методический электронный журнал

Таблица 1

Результаты деятельности ЦИСС за 2018-2021 годы

№ п/п Наименование Период, год

2018 2019 2020 2021

1 Количество оказанных услуг, единиц 719 2377 2552 2425

2 Количество субъектов МСП, получивших услугу, единиц 536 916 1042 1169

3 Количество граждан, планирующих осуществлять деятельность в области предпринимательства, получивших услугу, человек 658 1137 1439 1757

4 Количество новых социальных проектов, единиц 52 127 95 23

5 Территориальный охват социальными проектами - количество муниципальных образований, единиц 4 11 4 9

В 2021 году количество оказанных услуг выросло более чем в три раза по сравнению с 2018 годом. Основными из них являются консультационные услуги, акселе-рационные программы, проведение обучающих семинаров, круглых столов, деловых игр, работа школ социального предпринимательства, прямые эфиры с представителями Центрального банка и кредитными организациями по повышению финансовой грамотности. Кроме этого в 2,5 раза в 2021 году по сравнению с 2018 годом увеличилась численность субъектов МСП и граждан, планирующих заниматься предпринимательской деятельностью, которым были оказаны услуги в ЦИСС [25].

Следует отметить, что в 2021 году из общего количества услуг ЦИСС было оказано 514 комплексных услуг «Развитие социального предпринимательства», проведено четыре семинара, три мастер-класса, пять деловых игр по развитию социального предпринимательства [26].

Территориальный охват социальными проектами в 2018 году составил четыре муниципальных образования: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Новоуральск, Первоуральск [27]. В 2019 году - 11 территорий: Асбест, Краснотурьинск, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Заречный, Новоуральск, Лесной, Тавда, Екатеринбург, Серов, Берёзовский. Основными проектами были: патронажная гостиница для немобильных людей, школа швей, развивающая школа «Развивашки», фитнес для людей «серебряного возраста», экологический музей, социальное такси «Единство» [28].

В 2020 году проектами были охвачены четыре муниципальных образования: Заречный, Карпинск, Серов, Новая Ляля [29], в 2021 году - девять муниципальных образований: Екатеринбург, Каменск-Уральский, Нижний Тагил, Новоуральск, Лесной, Тавда, Нижняя Тура, Первоуральск, Заречный [30].

3. АО «Корпорация МСП»

Корпорация МСП оказывает имущественную, информационную, финансовую и иную поддержку субъектам социального предпринимательства. Имущественная поддержка заключается в виде снижения арендной платы на срок от пяти лет при аренде государственного, муниципального имущества; предоставления льготных условий аренды рабочих мест в коворкинге; преимущественного права выкупа арендуемого имущества.

В рамках информационной поддержки субъектам МСП предоставляются бесплатные онлайн-сервисы, которые доступны на государственной платформе поддержки предпринимателей Цифровая платформа МСП (мсп.рф) и на портале Бизнес-навигатора МСП (smbn.ru).

На Цифровой платформе МСП предприниматели со всей Росси могут воспользоваться 18 сервисами-помощниками по регистрации бизнеса, покупке программного

научно-методический электронный журнал

обеспечения, получению онлайн-кредита, выбору налогового режима, обучению, подборке региональных и антикризисных мер поддержки и другими. Кроме этого на Цифровой платформе МСП социальные предприятия могут подать заявку на льготный лизинг отечественного и иностранного оборудования.

В настоящее время на портале Бизнес-навигатора предпринимателям предоставляется возможность составить пятилетние бизнес-планы в сфере социального предпринимательства по четырем видам бизнеса в области дошкольного образования, детского творчества, изучения иностранных языков и танцевальных направлений. Кроме этого в Бизнес-навигаторе МСП размещено 24 франшизы в сфере социального предпринимательства в области образовательных, спортивных, медицинских и развлекательных услуг [31].

Корпорация МСП, региональные центры «Мой бизнес», Фонд поддержки социальных проектов и другие организации систематически проводят акселерационные программы в сфере социального предпринимательства.

Кроме этого Корпорация МСП помогает предпринимателям при взаимодействии с крупнейшими заказчиками и при получении доступа к участию в закупках.

Важной функцией Корпорации МСП является финансовая поддержка социальных предприятий. Все субъекты МСП могут получить кредит на сумму от 3 млн рублей по ставке до 11% (ключевая ставка ЦБ + 3%) по программе стимулирования кредитования субъектов МСП, реализуемой Корпорацией МСП совместно с Банком России. Субъекты МСП и самозанятые в ряде приоритетных отраслей, в том числе в сфере образования, культуры, здравоохранения, вправе получить кредит по программе льготного кредитования «1764» Минэкономразвития России, оператором которой выступает Корпорация МСП, в размере от 500 тыс. рублей по ставке до 10,75% годовых (ключевая ставка ЦБ + 2,75%) [32].

Кроме этого субъекты МСП и самозанятые вправе получить в АО «МСП Банк» кредиты по льготным ставкам, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2

Льготные программы кредитования МСП Банка

№ п/п Вид и цель кредитования Сумма, рублей Срок, месяцев Ставка*, %

1 Самозанятые: - развитие бизнеса 50 тыс.-5 млн До 36 От 11,5%. Ключевая ставка ЦБ + 3,5%, но не более 16 %

2 Экспресс-кредитование: - развитие бизнеса (экспресс-поддержка) 50 тыс.-10 млн До 36 От 11,5%. Ключевая ставка ЦБ + 3,5%, но не более 16 %

- инвестиционные (экспресс-инвест) От 11%. Ключевая ставка ЦБ + 3%

- пополнение оборотных средств (экспресс оборотный) От 10,75%. Ключевая ставка ЦБ + 2,75%, но не более 13,5% для средних и не более 15% для малых предприятий

3 Оборотное/контрактное кредитование: - пополнение оборотных средств; - финансирование текущей деятельности; - финансирование участия в тендере (конкурсе) по федеральным законам № 223-Ф3, № 44-ФЗ 1 млн -500 млн До 36 От 10,75%. Ключевая ставка ЦБ + 2,75%, но не более 13,5% для средних и не более 15% для малых предприятий

4 Инвестиционное кредитование: 1 млн - До 120 От 10,75%.

- строительство здании и сооружении; 1 млрд Ключевая ставка ЦБ +

- приобретение, реконструкция, мо- 2,75%, но не более 13,5%

дернизация или ремонт основных для средних и не более 15%

средств для малых предприятий

* Ставки указаны по состоянию на 01.09.2022, исходя из ключевой ставки ЦБ = 8%.

Корпорация МСП и региональные гарантийные организации (далее - РГО) предоставляют социальным предприятиям независимые гарантии и поручительства для обеспечения кредитов и займов при недостаточности залога на льготных условиях. Корпорация МСП выдаёт гарантии в сумме от 5 млн до 1 млрд рублей. При сумме до 5 млн рублей гарантия выдается при наличии поручительства РГО (согаран-тия) или в случае отказа РГО в предоставлении поручительства. РГО выдают поручительства в сумме до 25 млн рублей.

Другим направлением поддержки является Всероссийский конкурс «Лучший социальный проект года». Победителям и призёрам конкурса предоставляется гранто-вая поддержка от МСП Банка, возможность получения наставника для совершенствования и развития проекта. В Свердловской области ежегодно проводится региональный этап конкурса «Лучший социальный проект года». В 2021 году в конкурсе участвовало 36 социальных проектов [33].

Отдельно следует отметить мероприятия СОФПП по поддержке женского и молодёжного предпринимательства. В Свердловской области реализуется проект «Мама - предприниматель», в 2021 году в нём приняли участие и успешно прошли защиту 34 молодые мамы из Екатеринбурга. В 2021 году СОФПП провёл 16 мероприятий по поддержке молодёжного предпринимательства, в которых приняли участие 1520 человек в возрасте до 35 лет. В федеральном конкурсе по истории предпринимательства среди студентов российских вузов в 2021 году Свердловская область вошла в топ-5 регионов-участников по количеству заявок. Двое студентов заняли призовые места в финале конкурса [34].

Следует отметить, что мотивацией для молодых людей заняться социальным предпринимательством будет в первую очередь обеспечение благоприятных условий для открытия бизнеса, в том числе предоставление доступа к социальным коворкинг-центрам, предлагающим информационную, имущественную и консалтинговую поддержку, обеспечение финансовой и имущественной поддержкой [35, 36].

Важную роль в развитии и поддержке социального предпринимательства играют общественные объединения. Они принимают участие в разработке и анализе нормативных правовых актов, направленных на поддержку социального предпринимательства; структурируют и обобщают лучшие российские практики; призывают членов объединений в своих корпоративных социальных программах учитывать систематическую поддержку социального предпринимательства. Например, на сайте Российского союза промышленников и предпринимателей размещается и постоянно обновляется информация об опыте поддержки социального предпринимательства крупным бизнесом, а также сведения об успешных российских практиках в этой сфере. Фонд поддержки социальных проектов проводит программы для социальных проектов всех стадий развития, в ходе которых команды проходят обучение, получают консультации и сопровождение от экспертов по бизнесу.

На площадке Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» функционирует Комиссия по социальному предпринимательству. Комиссия занимается подготовкой предложений по совершен-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

ствованию нормативно-правовой базы по поддержке предпринимательства, развитием инфраструктуры поддержки, осуществляет мероприятия по популяризации социального предпринимательства. Свердловским областным отделением «ОПОРЫ России» в 2020-2021 годах реализован проект «Уличный спорт», нацеленный на поддержку развития направлений физической подготовки детей и подростков в форматах уличных игровых видов спорта, и проект «Сила Урала», предусматривающий проведение бесплатных тренировок для детей и подростков по вольной борьбе, рукопашному бою и тайскому боксу [37].

Заключение

В Свердловской области сформирована достаточно развитая инфраструктура поддержки социального предпринимательства. Количество официально зарегистрированных социальных предприятий с каждым годом растёт. Деятельность социальных предприятий направлена на решение широкого спектра социальных проблем региона, поддержание жизнедеятельности граждан и улучшение жизни общества. Уровень поддержи социальных предприятий в регионе является средним.

В целях дальнейшего развития социального предпринимательства в Свердловской области необходимо проводить следующие мероприятия:

1) внести изменения в региональные нормативные правовые акты в части расширения мер поддержки и улучшения условий поддержки;

2) проводить региональные форумы, круглые столы, образовательные программы по популяризации и развитию социального предпринимательства;

3) развивать цифровую грамотность социальных предпринимателей и граждан, планирующих начать своё дело в сфере социального предпринимательства, в том числе проводить семинары, консультации, коучинги в офлайн- и онлайн-режимах, особое внимание уделять обучению цифровым компетенциям молодёжи, пожилых людей, людей с инвалидностью, людей с ограниченными возможностями, многодетных матерей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) внедрять наиболее успешные практики других регионов России и зарубежных стран в систему поддержки предпринимательства Свердловской области;

5) развивать российские краудфандинговые платформы, специализирующиеся на социальном предпринимательстве;

6) расширить возможность составления бизнес-планов по различным видам бизнеса на портале Бизнес-навигатора;

7) осуществить ревизию объектов федеральной, региональной и муниципальной собственности с целью выявления объектов, которые дополнительно могли бы быть предоставлены социальным предпринимателям в аренду или на иных правах на льготных условиях;

8) снизить размер арендной платы за имущество для социальных предприятий;

9) развивать программы льготного кредитования для социальных предприятий, в том числе снизить в первый год ставки по кредиту до уровня 2/3 ставки рефинансирования Банка России;

10) привлекать большее количество банков для участия в программах льготного кредитования субъектов социального предпринимательства;

11) проводить политику поощрения муниципалитетов к реализации местных программ поддержки социального предпринимательства.

Реализация указанных мероприятий позволит ускорить развитие социального предпринимательства в Свердловской области, приведет к эффективному решению

" 1 научно-методический электронный журнал

социальных проблем, качественному изменению в положении отдельных социальных групп и общества в целом, будет способствовать социально-экономическому развитию региона.

Ссылки на источники

1. Ральникова Е. Л. Роль государственного регулирования и поддержки в развитии малых форм предпринимательской деятельности в условиях пандемии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 06 (июнь). - а 167-176. - URL: http://e-koncept.ru/2022/223005.htm

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие»: Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

5. Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия: Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 ноября 2019 г. № 773. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

6. Иващенко Н. П., Булыгина Н. И. К вопросу об эффективности поддержки социального предпринимательства в России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2019. - № 3. -С. 127-151.

7. О создании комиссии по вопросам признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями в Свердловской области: Приказ Министерства инвестиций и развития Свердловской области от 3 февраля 2020 г. № 22. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства / Федеральная налоговая служба. - 2022. - URL: https://ofd.nalog.ru/

9. Малеева П. А., Малютина Л. С. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы, перспективы, лучшие практики регионов // Наукосфера. - 2022. - № 1-2. - С. 261-265.

10. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

11. Мезенцева Е. В., Королюк Е. В. Социальное предпринимательство как инструмент социально-экономического развития территорий // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - № 3 (105). - С. 62-65.

12. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

13. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» // Минэкономразвития РФ. - апрель 2021 г. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

14. Пономарева Е. Н. Инфраструктура поддержки социального предпринимательства в России // Право, экономика и управление: теория и практика: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, Чебоксары, 23 июня 2022 года / гл. ред. Э. В. Фомин. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2022. - С. 192-195.

15. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Повышение инвестиционной привлекательности Свердловской области до 2024 года»: Постановление Правительства Свердловской области от 17 ноября 2014 г. № 1002-ПП. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

16. Козлова А. В. Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства России в условиях новой индустриализации (на материалах Свердловской области) // Наука через призму времени. - 2020. - № 4 (37). - С. 58-62.

17. Якимец В. Н., Никовская Л. И. Поддержка социального предпринимательства: оценка механизмов и рейтинг регионов России // Социологические исследования. - 2019. - № 5. - С. 99-109. - DOI: 10.31857^013216250004962-1

18. О рейтинге субъектов Российской Федерации: Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 октября 2020 г. N 33655-ТИ/Д04и. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

19. Скивко М. О. [и др.]. Цифровая грамотность, наставничество и меры государственной поддержки как драйверы развития социального предпринимательства в России / М. О. Скивко, А. О. Зубова, Н. А. Волкова // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2021. - № 3. - С. 71-80.

20. Паспорт регионального проекта «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса» / Министерство инвестиций и развития Свердловской области - 2021. - URL: https://midural.ru>download.php?id=_2021522238.pdf

ко ниегл

21. Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий социальным предприятиям на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства или субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами до 25 лет включительно, на реализацию проектов в сфере предпринимательской деятельности: Постановление Правительства Свердловской области от 8 сентября 2021 г. № 552-ПП. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

22. Гранты от 100 до 500 тысяч рублей получат десятки свердловских предпринимателей / Министерство инвестиций и развития Свердловской области. - 2022. - URL: https://mir.midural.ru/news/granty-ot-100-do-500-tysyach-rubley-poluchat-desyatki-sverdlovskih-predprinimateley

23. Гранты от 100 до 500 тысяч рублей получат десятки свердловских предпринимателей / Министерство инвестиций и развития Свердловской области.

24. Центр инноваций социальной сферы Свердловской области / Министерство инвестиций и развития Свердловской области. - 2022. - URL: http://www.social.sofp.ru/#rec47454230

25. Аналитический обзор развития МСП в 2016-2021 годах / Министерство инвестиций и развития Свердловской области. - 2022. - URL: https://mir.midural.ru/sites/default/files/files/obzor_razvitiya_msp_na_sayt.pdf

26. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2021 год / Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. - 2021. - URL: hüps://sofp.m/ГО%202021_ИТОГ_ электронная%20версия^

27. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2018 год / Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. - 2018. - URL: https://sofp.ru/frontend/web/files/otchet_2018.pdf

28. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2019 год / Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. - 2019. - URL: https://drive.google.com/file/d/ 1CZsx0b8ZqzfNBSSchUAdyGJ0klYi4T9N/view

29. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2020 год / Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства. - 2020. - URL: https://sofp.ru/upload/Файлы%20для%20размещения%202021/Годовой%20отчёт%202020_элек-тронная%20версия.pdf

30. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2021 год.

31. Сборник «Поддержка социального предпринимательства» / АО «Корпорация МСП». - 2022. - URL: https://mir.midural.ru/sites/default/files/files/sbornikpodderzhkasocialnogopredprinimatelstvaaokorporaci yamsp_0.pdf

32. Сборник «Поддержка социального предпринимательства» / АО «Корпорация МСП».

33. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2021 год.

34. Годовой отчёт о деятельности Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства за 2021 год.

35. Ватутина Л. А. [и др.]. Инфраструктурная поддержка молодежного предпринимательства в России и возможности использования потенциала социальных коворкинг-центров / Л. А. Ватутина, А. Р. Магасумова, Е. Б. Хоменко // Наука и бизнес: пути развития. - 2018. - № 12(90). - С. 80-82.

36. Закирова А. И., Шарипова Л. Р. Роль молодежного предпринимательства в социально-экономическом развитии Российской Федерации // Современные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции, перспективы: сб. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 26 мая 2022 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.). - 2022. - С. 48-52.

37. Годовой отчёт 2020-2021 // Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». - 2021. - URL: https://opora.ru/upload/iblock/df7/df75ea75a2a9d4057ce62c7ea6b3e9b8.pdf

Fyodor A. Taskin,

Student, Department of International Relations, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russia taskinf@mail.ru

Support for social entrepreneurship in the Sverdlovsk region

Abstract. The relevance of the topic under study is due to the objective need for the government support for social entrepreneurship, which helps to solve serious social problems in the majority of regions of the Russian Federation. The aim of the study is to analyze the level of support for social entrepreneurship in the Sverdlovsk

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

region. The article considers the infrastructure, types and measures of support for social enterprises and citizens planning to work in the field of social entrepreneurship in the Sverdlovsk region. An assessment of the level of support for entrepreneurship at the present stage is given. Recommendations are formulated for improving support measures and developing social entrepreneurship in the region.

Key words: social entrepreneurship, social enterprise, support, Sverdlovsk region, SME, Social Innovation

Center, grant, credit.

References

1. Ral'nikova, E. L. (2022). "Rol' gosudarstvennogo regulirovaniya i podderzhki v razvitii malyh form predprinimatel'skoj deyatel'nosti v usloviyah pandemii", Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kon-cept", № 06 (iyun'), pp. 167-176. Available at: http://e-koncept.ru/2022/223005.htm (in Russian).

2. "O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii" v chasti zakrepleniya ponyatij "social'noe predprinimatel'stvo", "social'noe predpriyatie": Federal'nyj zakon ot 26 iyulya 2019 g. № 245-FZ", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

3. "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

4. Ibid.

5. "Ob utverzhdenii Poryadka priznaniya sub"ekta malogo ili srednego predprinimatel'stva social'nym predpriyatiem i Poryadka formirovaniya perechnya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva, imeyushchih status social'nogo predpriyatiya: Prikaz Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 29 noyabrya 2019 g. № 773", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

6. Ivashchenko, N. P., & Bulygina, N. I. (2019). "K voprosu ob effektivnosti podderzhki social'nogo predprinimatel'stva v Rossii", Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika, № 3, pp. 127-151 (in Russian).

7. "O sozdanii komissii po voprosam priznaniya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva social'nymi predpriyatiyami v Sverdlovskoj oblasti: Prikaz Ministerstva investicij i razvitiya Sverdlovskoj oblasti ot 3 fevralya 2020 g. № 22", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

8. (2022). "Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva", Federal'naya nalogovaya slu-zhba. Available at: https://ofd.nalog.ru/ (in Russian).

9. Maleeva, P. A., & Malyutina, L. S. (2022). "Razvitie social'nogo predprinimatel'stva v Rossii: problemy, perspektivy, luchshie praktiki regionov", Naukosfera, № 1-2, pp. 261-265 (in Russian).

10. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva.

11. Mezenceva, E. V., & Korolyuk, E. V. (2020). "Social'noe predprinimatel'stvo kak instrument social'no-ekonomicheskogo razvitiya territorij", Nauka i biznes: putirazvitiya, № 3 (105), pp. 62-65 (in Russian).

12. Edinyj reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva.

13. "Pasport nacional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noj predprinimatel'skoj iniciativy", Minekonomrazvitiya RF, aprel' 2021 g., Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

14. Ponomareva, E. N. (2022). "Infrastruktura podderzhki social'nogo predprinimatel'stva v Rossii", in Fomin, E. V. (ed.). Pravo, ekonomika i upravlenie: teoriya i praktika: materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Cheboksary, 23 iyunya 2022 goda, Izdatel'skij dom "Sreda", Cheboksary, pp. 192-195 (in Russian).

15. "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Sverdlovskoj oblasti "Povyshenie investicionnoj privleka-tel'nosti Sverdlovskoj oblasti do 2024 goda": Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 17 noyabrya 2014 g. № 1002-PP", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

16. Kozlova, A. V. (2020). "Infrastruktura podderzhki malogo i srednego predprinimatel'stva Rossii v usloviyah novoj industrializacii (na materialah Sverdlovskoj oblasti)", Nauka cherez prizmu vremeni, № 4 (37), pp. 58-62 (in Russian).

17. Yakimec, V. N., & Nikovskaya, L. I. (2019). "Podderzhka social'nogo predprinimatel'stva: ocenka mek-hanizmov i rejting regionov Rossii", Sociologicheskie issledovaniya, № 5, pp. 99-109. DOI: 10.31857/S013216250004962-1 (in Russian).

18. "O rejtinge sub"ektov Rossijskoj Federacii: Pis'mo Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF ot 13 ok-tyabrya 2020 g. N 33655-TI/D04i", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

19. Skivko, M. O. [et al.]. (2021). "Cifrovaya gramotnost', nastavnichestvo i mery gosudarstvennoj podderzhki kak drajvery razvitiya social'nogo predprinimatel'stva v Rossii", Vestnik Samarskogo municipal'nogo insti-tuta upravleniya, № 3, pp. 71 -80 (in Russian).

20. Pasport regional'nogo proekta "Sozdanie uslovij dlya lyogkogo starta i komfortnogo vedeniya biznesa, Ministerstvo investicij i razvitiya Sverdlovskoj oblasti - 2021. Available at: https://midural.ru>down-load.php?id=_2021522238.pdf (in Russian).

21. "Ob utverzhdenii Poryadka predostavleniya grantov v forme subsidij social'nym predpriyatiyam na real-izaciyu proektov v sfere social'nogo predprinimatel'stva ili sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva, sozdannym fizicheskimi licami do 25 let vklyuchitel'no, na realizaciyu proektov v sfere

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

научно-методический электронный журнал

predprinimatel'skoj deyatel'nosti: Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoj oblasti ot 8 sentyabrya 2021 g. № 552-PP", Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy "Garant" (in Russian).

22. Granty ot 100 do 500 tysyach rublej poluchat desyatki sverdlovskih predprinimatelej, Ministerstvo inves-ticij i razvitiya Sverdlovskoj oblasti, 2022. Available at: https://mir.midural.ru/news/granty-ot-100-do-500-tysyach-rubley-poluchat-desyatki-sverdlovskih-predprinimateley (in Russian).

23. Ibid.

24. Centr innovacij social'noj sfery Sverdlovskoj oblasti, Ministerstvo investicij i razvitiya Sverdlovskoj oblasti, 2022. Available at: http://www.social.sofp.ru/#rec47454230 (in Russian).

25. Analiticheskij obzor razvitiya MSP v 2016-2021 godah, Ministerstvo investicij i razvitiya Sverdlovskoj oblasti, 2022. Available at: https://mir.midural.ru/sites/default/files/files/obzor_razvitiya_msp_na_sayt.pdf (in Russian).

26. Godovoj otchyot o deyatel'nosti Sverdlovskogo oblastnogo fonda podderzhkipredprinimatel'stva za 2021 god, Sverdlovskij oblastnoj fond podderzhki predprinimatel'stva, 2021. Available at: https://sofp.ru/GO%202021_ITOG_ elektronnaya%20versiya.pdf (in Russian).

27. Godovoj otchyot o deyatel'nosti Sverdlovskogo oblastnogo fonda podderzhki predprinimatel'stva za 2018 god, Sverdlovskij oblastnoj fond podderzhki predprinimatel'stva, 2018. Available at: https://sofp.ru/frontend/web/files/otchet_2018.pdf (in Russian).

28. Godovoj otchyot o deyatel'nosti Sverdlovskogo oblastnogo fonda podderzhki predprinimatel'stva za 2019 god, Sverdlovskij oblastnoj fond podderzhki predprinimatel'stva, 2019. Available at: https://drive.google.com/file/d/ 1CZsx0b8ZqzfNBSSchUAdyGJ0klYi4T9N/view (in Russian).

29. Godovoj otchyot o deyatel'nosti Sverdlovskogo oblastnogo fonda podderzhki predprinimatel'stva za 2020 god, Sverdlovskij oblastnoj fond podderzhki predprinimatel'stva, 2020. Available at: https://sofp.ru/up-load/Fajly%20dlya%20razmeshcheniya%202021/Godovoj%20otchyot%202020_elektron-naya%20versiya.pdf (in Russian).

30. Godovoj otchyot o deyatel'nosti Sverdlovskogo oblastnogo fonda podderzhki predprinimatel'stva za 2021 god.

31. Sbornik "Podderzhka social'nogo predprinimatel'stva", AO «Korporaciya MSP», 2022. Available at: https://mir.midural.ru/sites/default/files/files/ sbornikpodderzhkasocialnogopredprinimatelstvaaokorpo-raciyamsp_0.pdf (in Russian).

32. Ibid.

33. Godovoj otchyot o deyatel'nosti Sverdlovskogo oblastnogo fonda podderzhki predprinimatel'stva za 2021 god.

34. Ibid.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Vatutina, L. A. [i dr.]. (2018). "Infrastrukturnaya podderzhka molodezhnogo predprinimatel'stva v Rossii i vozmozhnosti ispol'zovaniya potenciala social'nyh kovorking-centrov", Nauka i biznes: puti razvitiya, № 12(90), pp. 80-82 (in Russian).

36. Zakirova, A. I., & Sharipova, L. R. (2022). "Rol' molodezhnogo predprinimatel'stva v social'no-ekonomich-eskom razvitii Rossijskoj Federacii", Sovremennye social'no-ekonomicheskie processy: problemy, ten-dencii, perspektivy: sb. st. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Petrozavodsk, 26 maya 2022 goda, Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva "Novaya Nauka" (IP Ivanovskaya I.I.), Petrozavodsk, pp. 48-52 (in Russian).

37. (2021). "Godovoj otchyot 2020-2021", Obshcherossijskaya obshchestvennaya organizaciya malogo i srednego predprinimatel'stva "OPORA ROSSII". Available at: https://opora.ru/up-load/iblock/df7/df75ea75a2a9d4057ce62c7ea6b3e9b8.pdf (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 17.09.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.10.22

Принята к публикации Accepted for publication 20.10.22 Опубликована Published 30.11.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Таскин Ф. А., 2022

977230412022711

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.