Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГИБКИЕ НАВЫКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМПАТИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Корнеева Наталья Юрьевна

В статье рассматривается роль социального партнерства в формировании гибких навыков у молодежи, с учетом потребностей региона. В материале отражено видение социального партнерства образовательной организации, его значение и перспективы. Описаны возникающие по окончании образовательной организации у современной молодежи проблемы и пути их решения. Выявлены основные направления деятельности по организации эффективного социального партнерства в аспектах формирования гибких навыков студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварина Наталья Викторовна, Корнеева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN FLEXIBLE SKILLS FORMATION OF THE YOUNG PEOPLE IN THE REGION

The article examines the role of social partnership in the formation of flexible skills among young people, taking into account the needs of the region. The material reflects the vision of social partnership of an educational organization, its significance and prospects. Described are the problems that modern youth face upon leaving the educational organization and the ways of their solution. The main directions of activities for the organization of effective social partnership in the aspects of the formation of flexible skills of student youth are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА»

УДК 378.14 ББК 74.484.4

DOI 10.7442/2071-9620-2021-13-2-94-99

Н.В. Уварина, Н.Ю. Корнеева

(Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Россия)

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА

Исследование выполнено при поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 21-18-00139

В статье рассматривается роль социального партнерства в формировании гибких навыков у молодежи, с учетом потребностей региона. В материале отражено видение социального партнерства образовательной организации, его значение и перспективы. Описаны возникающие по окончании образовательной организации у современной молодежи проблемы и пути их решения. Выявлены основные направления деятельности по организации эффективного социального партнерства в аспектах формирования гибких навыков студенческой молодежи.

Ключевые слова: социальное партнерство, гибкие навыки, эмоциональный интеллект, эмпатия, образовательные организации, модернизация.

N.V. Uvarina, N.Yu. Korneeva

(South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia)

DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP IN FLEXIBLE SKILLS FORMATION OF THE YOUNG PEOPLE IN THE REGION

The research is supported by the grant of the Russian Foundation for Basic Research № 21-18-00139

The article examines the role of social partnership in the formation of flexible skills among young people, taking into account the needs of the region. The material reflects the vision of social partnership of an educational organization, its significance and prospects. Described are the problems that modern youth face upon leaving the educational organization and the ways of their solution. The main directions of activities for the organization of effective social partnership in the aspects of the formation of flexible skills of student youth are revealed.

Keywords: social partnership, flexible skills, emotional intelligence, empathy, educational organizations, modernization.

На сегодняшний день отмечаемые многими учеными противоречия в области российского образования, сложившиеся в XXI веке, в основном обусловлены недостаточностью сформированности потенциала адаптационных возможностей студенческой молодежи в быстро меняющемся мире, который невозможно разрешить в отсутствии сотрудничества государства, бизнеса и институтов гражданского общества. В подтверждение сказанного следует привести мнение А.Г. Асмолова, согласно которому назрела необходимость осуществления трансформационных действий, ориентированных на «перенастройку образования» для достижения развития у современного человека способности «жить в мире разнообразия и неопределённости», уходя от прописанных «рецептов» принятия стандартных решений [1, с. 23].

В контексте сказанного, на наш взгляд, подобные изменения возможны благодаря формированию у молодежи «гибких» («мягких») поведенческих навыков (от англ. «soft skills» - мягкие навыки), представленных в виде совокупности личностных качеств будущего специалиста, ценностных установок и неспециализированных навыков, которые позволяют достичь высокого уровня конкурентоспособности на современном рынке труда за счёт способности быстро переориентироваться (адаптироваться) в мире информации [2, с. 143].

Достижение подобного адаптационного потенциала у выпускников, который выражается в их готовности к принятию самостоятельных решений в профессиональной сфере и самореализации, в настоящее время остаётся неразрешенной задачей в виде отсутствия чётко обозначенных соответствующих компетенций, способов их формирования и доказательной диагностики [3, с. 61].

Социальное партнерство способно разрешить широкий спектр социальных проблем путем приведения к структурной организации взаимодействия между всеми его участниками, основу которого

составляет использование энергетического потенциала студенческой молодежи в целях государственной модернизации. Базу модернизации в этом случае составляет образовательный кластер, включающий в социальное партнерство образовательные организации, целью которых выступает формирование гибких навыков молодежи в совместной деятельности, выраженной взаимообменом материально-технических и человеческих ресурсов [4].

Представленные авторские позиции и предположения определили цель настоящего исследования, которая заключается в выявлении основных направлений деятельности по организации эффективного социального партнерства в аспектах формирования гибких навыков студенческой молодежи.

Теоретическое обоснование проблемы исследования. В состав «гибких» навыков включены два основных типа: 1) когнитивные, представленные совокупностью таких компонентов, как рефлексия (понимание себя и окружающих), прогнозирование (организация самостоятельной деятельности с предвидением последствий), системное мышление, информационный анализ и проектирование (адекватное восприятие и познание реальности) и т.д.; 2) социальные, объединяющие в себе сотрудничество (организация и реализации коллективной творческой деятельности), коммуникацию (предотвращение возникновения и развития конфликтных ситуаций) и т.д.

Опираясь на мнения ряда ученых в рамках настоящего исследования нами путем анализа, интерпретации и обобщения данных в составе гибких навыков были выделены основные, среди которых эмпатия и эмоциональный интеллект. Включение первого из перечисленных навыков обусловлено возможностью совместного переживания разнообразного спектра эмоций в совокупности с аффективной реакцией на переживания окружающих людей и безоценочное их принятие [5; 9], что в целом обеспечивает эффектив-

ен

I

о

ф

<U О

ц о

ш

о

_0 ш го

I

го ш о

о -&

X го

Ё ф

с

о го

го m н о

<u

го

-0

го

S

J

о о

го 0_

ное взаимодействие на фоне благоприятной эмоциональной атмосферы [6; 7].

Эмоциональный интеллект проявляется в способности к осуществлению управленческих действий, направленных на контроль собственного эмоционального состояния человека и эмоциональную идентификацию окружающих людей [8].

Исследование «социального партнерства» как явления и установление форм и механизма формирования гибких навыков у молодежи позволит определить реперные точки эффективности исследуемого процесса, тем самым разрешив ряд сложившихся на сегодняшний день противоречий в сфере образования.

Организация и результаты исследования. В контексте заданной темы и цели

настоящего исследования был организован педагогический эксперимент, посредством которого удалось установить уровень сформированности эмоционального интеллекта и эмпатии учащейся молодежи. В педагогическом эксперименте приняли участие 149 студентов, подвергнутых диагностике посредством следующих методик: 1) «Диагностика уровня эмпатических способностей В.В. Бойко»; 2) «Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта - МЭИ (М.А. Мануйлова)».

Результаты реализации обеих методик были подвергнуты анализу, статистической обработке и интерпретации и отражены в табл. 1.

Таблица 1 - Результаты педагогического эксперимента исследования

Показатели эмпатии Способности

Рациональный канал эмпатии Эмоциональный канал эмпатии Интуитивный канал эмпатии Установки, способствующие эмпатии Проникающая способность в эмпатии Идентификация в эмпатии Осознание своих чувств и эмоций Управление своими чувствами и эмоциями Управление своими чувствами и эмоциями Управление своими чувствами и эмоциями

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Средние значение 23,1 23,3 24,3 24,0 26,5 23,9 4,53 3,56 3,16 2,44

Н-критерий 1,74 1,53 1,88 4,06 8,81 1,85 3,46 0,68 1,22 1,92

Р 0,78 0,82 0,76 0,40 0,07 0,76 0,48 0,95 0,87 0,75

го со <и <и

I

0 £

±

го"

1

ГО

ш

>

т ±

Согласно представленным данным, можно сделать вывод, что участники педагогического эксперимента продемонстрировали в преобладающем большинстве низкий и достаточный уровни сформированности показателей, характеризующих эмпатию и эмоциональный интеллект. Следует акцентировать внимание на выявленном факте имеющихся различий между результатами по показа-

телям, при котором устойчивые качества личности студентов выше значений показателей их гибких качеств.

Подобные характеристики проявляются в поспешности принятия решений в виду недостаточности контроля над своим эмоциональным состоянием. В целом, результаты свидетельствуют о необходимости поиска и принятия мер, способных повысить уровень сформиро-

ванности основных гибких навыков, что на наш взгляд, возможно при организации социального партнерства.

Формирование «гибких» навыков внутри образовательной организации возможно в рамках следующих алгоритмических действий:

1) первичная диагностика, ориентированная на определение индивидуальных особенностей студента;

2) формулирование рекомендации по уровням и способам освоения образовательных целей (по типам, группам, отдельным навыкам);

3) выбор обучающимся образовательных целей и формулирование частных задач;

4) пересмотр содержательного наполнения образовательного процесса;

5) определение индикаторов эффективности освоения информационного материала студентом;

6) установление на систематической основе обратной связи по результатам.

При организации социального партнерства между всеми субъектами, следует выделить ряд направлений, в рамках которых следует активизировать деятельность, а именно:

- на уровне государства и образовательной организации: 1) наличие бюджетных мест; 2) увеличение финансово-инфраструктурного обеспечения образовательной структуры; 3) организация местного самоуправления, привлечение к деятельности потенциала некоммерческих организаций;

- на уровне службы занятости и образовательной организации:

1) осуществление деятельности по прогностике развития образовательной организации;

2) реализация программы профори-ентационной работы и консультирования, ориентированного на разрешение проблем с трудоустройством выпускников;

3) организация ярмарок вакансий на систематической основе;

на уровне работодателей и образовательной организации:

1) разработка содержания программ образовательного процесса;

2) согласование требований рынка труда с содержанием подготовки специалистов;

3) установление требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям студентов;

4) проведение стажировок будущих выпускников на предприятиях с последующим их трудоустройством;

на уровне некоммерческого сектора и образовательной организации:

1) разработка новых идей и социальных технологий взаимодействий;

2) мониторинг интересов всех субъектов взаимодействий.

Таким образом, согласно полученным результатам исследования, в ходе которого был установлен низкий и достаточный уровни сформированности показателей, характеризующих эмпатию и эмоциональный интеллект студенческой молодежи, при этом показатели, характеризующие устойчивые качества личности обучающихся превышают значения показателей их гибких качеств, следует сделать вывод об актуальности предпринятого исследования.

Теоретический анализ информационного материала, представленного в научной литературе в контексте темы настоящего исследования, позволил сформулировать ряд внутренних и внешних требований, соответствие которым позволит, с нашей точки зрения, существенно увеличить эффективность взаимодействий между субъектами социального партнерства.

Осуществленную работу не следует считать законченной, так как её результаты предполагают более детальную проработку, анализ и интерпретацию зафиксированных данных, а также эмпирическую проверку выдвинутой гипотезы, что планируется осуществить в последующих исследованиях.

го

I

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

* ф

ч

о ц

о

со о

_0 со го

I

го ш о

О -&

X го

Ё ф

с

о го

го со н

о ф

го

-0

го

о о

го о.

Библиографический список:

1. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черно-ризов А.М. Преадаптация к неопределённости как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. -2017. - № 4. С. 3-26.

2. Василиженко М.В. Формирование soft skills у студентов при обучении иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 1. С. 137-148.

3. Далибожко А.И., Герман М.И. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2018. - № 1. С. 57-74.

4. Лизунов П.В. Модель сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями-стейкхолдерами // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 3. С. 95-102.

5. Миронова С.Г. Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоци-

онального интеллекта в построении модели эффективного руководителя // Психология и право. - 2017. - Том 7. -№3. С. 71-82.

6. Петрова И.Э. Социальное партнерство в сфере молодежной политики: поиск оптимальных моделей // Youth World Politic. - 2013. - № 4. С. 19-24.

7. Сырых Т.В., Федорова С.Г. Социальное партнерство детской общественной организации и вуза: из регионального опыта работы // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2017. - № 1(20). С. 93-96.

8. Чванова М.С., Храмова М.В., Молчанов А.А. Социальное партнерство -один из механизмов совершенствования социально-инновационной деятельности вуза // Образовательные технологии и общество. - 2012. -№ 15 (2). С. 581-601.

9. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. -2012. - № 5 (46). С. 33-38.

Поступила 24.05.2021

го

ш

ф

ф I

0

й

1 го"

I S

го

ш

>

m i

Об авторах:

Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора по научной работе Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университет (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, unv@cspu.ru

Наталья Юрьевна Корнеева, заведующий кафедрой подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университет (г. Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, korneevanyu@cspu.ru

Для цитирования: Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю. Развитие социального партнерства в аспектах формирования гибких навыков молодежи региона // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2021. - Т. 13. - № 2. С. 94-99. DOI: 10.7442/20719620-2021-13-2-94-99

References:

1. Asmolov A.G., Shekhter E.D., Chernorizov A.M. Preadaptation to ambiguity as a navigation strategy of developing systems // Voprosy psikhologii. - 2017. - № 4. P. 3-26. [in Russian]

2. Vasilizhenko M.V. Students soft skills formation via project activities technologies in learning foreign languages // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2020. - Vol. 12. - № 1. P. 137-148. [in Russian]

3. Dalibozhko A.I., German M.I. Increasing university graduates marketability on the labor market: possibility of forming hard anf soft skills in the international Enactus program // Izvestiya Dalnevostochnogo federalnogo universiteta. Ekonomika i upravlenie. - 2018. -№ 1. P. 57-74. [in Russian]

4. Lizunov P.V Model of network interaction of professional educational organizations and enterprises-stakeholders // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2018. - Vol. 10. - № 3. P. 95-102. [in Russian]

5. Mironova S.G. Social and psychological characteristics of modern school administrators: role of emotional intellect in building the model of efficient manager // Psikhologiya i pravo. - 2017. - Том 7. - №3. P. 71-82. [in Russian]

6. Petrova I.E. Social partnership in youth policy: search for optimal models // Youth World Politic. -2013. - № 4. P. 19-24. [in Russian]

7. Syurykh T.V., Fedotova S.G. Social partnership of a youth public organization and higher school: regional work experiences // Vestnik Voronezhskogo instituta vysokikh tekhnologii. - 2017. - № 1(20). P. 93-96. [in Russian]

8. Chvanova M.S., Khramova M.V., Molchanov A.A. Social partnership - a mechanism | of improving the social innovations in higher school // Obrazovatelnye tekhnologii i | obshchestvo. - 2012. - № 15 (2). P. 581-601. [in Russian] |

v

9. Shvetsov M.Yu., Dugarov A.L. Networking of educational institutions of vocational <u training in the region // Uchenye zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo | gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. - 2012. - № 5 s (46). P. 33-38. [in Russian] |

About the authors: x

Uvarina Natalia Viktorovna, Deputy Director for Research, Professional Pedagogical Institute of the South Ural State of Humanitarian-Pedagogical University * (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, unv@cspu.ru ^

Korneeva Natalya Yurievna, Head, Department of Vocational Teachers Training and Subject Methods, South Ural State of Humanitarian-Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, korneevanyu@cspu.ru

X ro

For citation: Uvarina N.V., Korneeva N.Yu. Development of social partnership

in flexible skills formation of the young people in the region // Contemporary Higher ^

Education: Innovative Aspects. - 2021. - Vol. 13. - No. 2. P. 94-99. DOI: 10.7442/2071-9620- g

2021-13-2-94-99 £

_0 ц

го s J о о

го CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.