УДК 378.147 ББК 74.46
DOI: 10.31862/2073-9613-2020-2-11-19
АСПЕКТЫ КРЕАТИВНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
| Н.В. Уварина, Н.Ю. Корнеева
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты креативно-прогностического управления в образовании, складывающиеся на основе траектории развития процесса глобализации, стратегии развития прогностического образования на современном этапе и состояния нормативно-правовой базы современного профессионального образования. Исследователями представлена характеристика рассматриваемой проблемы с точки зрения ее исторической трансформации и актуальности в нормативно-правовом аспекте. Раскрывается сущность понятий «креативная прогностика» и «креативно-прогностическое управление»; представлены особенности креативно-прогностического управления; раскрыт процесс креативно-прогностического управления как социального явления и педагогического феномена в современном образовании. В качестве результатов применения креативно-прогностического подхода в управлении рассматриваются возможности создания образовательных агломераций и создания адаптированной AGILE-методологии в системе образования. Делается вывод об отсутствии методологических основ, нормативно-правовой документации, конкретных методов и форм реализации AGILE — методологии в управлении. Показываются возможности Ц применения AGILE-методологии в управлении стейкхолдерами образовательной агломерации.
Ключевые слова: креативность, образование, управление, прогностика, глобализация, человеческий капитал, траектории развития, национальные приоритеты, качество образования.
© Уварина Н.В., Корнеева Н.Ю., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
ASPECTS OF CREATIVE-PREDICTIVE MANAGEMENT IN MODERN EDUCATION
I N.V. Uvarina, N.Yu. Korneeva
Abstract. The article deals with the aspects of creative and predictive management in education, formed on the basis of the trajectory of globalization, the strategy of development of predictive education at the present stage and the state of the legal and regulatory framework of modern vocational education. The researchers present the characteristics of the problem under consideration from the standpoint of its historical transformation and relevance in the regulatory and legal aspect. The essence of the notions "creative prediction" and "creative predictive management" is revealed; features of creative predictive management are presented; the process of creative predictive management as a social phenomenon and pedagogical phenomenon in modern education is revealed. As the results of the creative and predictive approach in management, the possibilities of creating educational agglomerations and creating an adapted AGILE-methodology in the education system are considered. The conclusion is made about the lack of methodological basis, regulatory and legal documentation, specific methods and forms of implementing the AGILE — methodology in management. Possibilities of AGILE-methodology application in managing the stakeholders of educational agglomeration are shown.
Keywords: creativity, education, management, predicting, globalization, human capital, development trajectory, national priorities, quality of education.
12 Ve
-Ll щУ в
стоичивостъ и динамичность развития общества обеспечивается целенаправленностью и прогностич-ностъю управления системы образования. Задачи, которые ставятся перед современным образованием, очевидны. Кратко они выражены в следующем тезисе Президента РФ В.В. Путина: «Российская школа должна быть в числе лучших в мире по качеству и широте обучения, а наши колледжи, техникумы, университеты — создавать ведущие стандарты в подготовке рабочих, инженеров и исследователей, для этого нужен новый уклад управления системой образования».
Требования со стороны социума к системе образования, безусловно, ка-
саются повышения качества образования и профессионализма управленческих кадров организаций образования.
Проводимые исследования ВШЭ «Глобальная конкурентоспособность российского образования» [1] в части анализа качества образования в России, средней заработной платы педагогов, расходов на одного обучающегося, а также место российских образовательных организаций в международных рейтингах и исследованиях свидетельствует о необходимости принятия эффективных управленческих решений. Очевидным стал тот факт, что традиционные принципы, методы и средства управления не обеспечивают
Преподаватель
2/2020
эффективного развития всей системы образования, ее конкурентоспособности в условиях новых вызовов времен в образовании и в эпоху усиливающейся глобализации.
В национальном проекте «Образование» [2] укрепление управленческих кадров организаций профессионального образования рассматривается как первоочередная задача. В частности, отмечена необходимость ускорения процессов модернизации образования, положительным эффектом которой должно стать повышения качества современного образования и соответствие меняющимся социально-экономическим условиям, а также запросам общества. «Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса», — утверждается в данном документе [там же].
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
• обеспечение инновационного характера базового образования;
• модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
При этом, предлагая комплекс государственных мер, руководство страны следит за ходом их реализации. «Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов — ключевые вопросы нашей политики на предстоящие годы», — именно так определяет Президент РФ В.В. Путин приоритетные задачи [1], стоящие перед руководителями региональных систем образования.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о постоянном повышении требований к качеству образования, а соответственно, к ответственности и компетентности современных управленческих кадров организаций профессионального образования.
Аналитики и эксперты системы образования четко выявляют взаимосвязь на современном этапе развития общества, проявляющуюся в необходимости обеспечения качественных и инновационных изменений в системе профессионального образования и имеющимся уровнем квалификации управленческих педагогических кадров.
Формирование комплексных прогнозов развития системы образования, стратегическое планирование, моделирование не могут опираться только
13
ВЕК
14
на аспекты материально-технического, организационно-управленческого и правового характера. Современный руководитель должен учитывать социально-политические, психолого-педагогические и акмеологические закономерности, подходы и принципы развития системы образования. Потребности лидеров инноваций в образовании [3; 4—6 и др.] свидетельствуют о необходимости разработки и применения новых подходов и влиянии новых теорий в управлении образованием.
Исследователи процессов управления отмечают, что управление в самом общем виде представляет собой процесс воздействия и взаимодействия руководителя на ту или иную систему. Главная же особенность управленческой деятельности в образовании состоит не в том, чтобы управлять производством, а в том, чтобы управлять людьми, что требует владения техникой креативно-прогностического управления.
Результатом деятельности любого руководителя является управленческое решение. В аспекте применения техники креативно-прогностического управления такое решение является, во-первых, креативным [7]. Во-вторых, решение руководителя должно быть перспективным, т.е. прогностичным [8].
Соответственно, в понятии «креативная прогностика» мы исследуем ее наиболее существенные признаки: 1) совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодействующих частей; 2) учет целостности, иерархичности, целеустремленности частей системы; 3) взаимосвязь компонентов системы креативно-прогностического управления с внутренней и внешней средой.
Ключевыми особенностями креативно-прогностического управления для современного образования являются следующие:
• опора на комплексное научное прогнозирование (в зависимости рассматриваемого вида управления от идеологии, социально-экономической и политической структуры общества);
• реализация новых идей (с учетом мировоззрения, ценностей, убеждений, уровня культуры, саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации руководителя).
По мнению Н.И. Калакова [9, с. 107]: креативно-прогностическое управление — это «способность своевременно предвидеть и принять продуктивное, перспективное, оригинальное, прагматичное решение на основе поставленных стратегических и тактических целей и оптимально их реализовать на практике во времени, пространстве и на разных уровнях с учетом влияющих факторов и особенностей обстановки».
Мы под креативно-прогностическим управлением понимаем систему комплексных воздействий и взаимодействия руководителя и подчиненных, обусловленную спецификой решаемых коллективом (обществом) глобальных стратегических задач целесообразностью применения творческих методов управления на основе комплексного прогнозирования.
Раскрывая специфику креативно-прогностического управления, отметим что, как и любой вид человеческой деятельности, управление базируется на определенных принципах. Опираясь на базовые определения понятий, мы под принципом понима-
Преподаватель
2/2020
ем требование к деятельности, общее правило в той или иной сфере.
Основываясь на анализе научной литературы [10—13 и др.], к принципам креативно-прогностического управления мы относим следующие принципы:
• эмерджентности (создание и развитие систем с новыми качествами или свойствами, нехарактерными ее отдельным частям);
• самоорганизации (открытость систем к воздействию внешних и внутренних факторов);
• вариативности (возможность различных вариантов развития ситуации, решения проблемы);
• нелинейности развития (созидательное воздействие хаоса, роль аттракторов и точек бифуркации).
Возможности креативно-прогностического управления для современного образования заключаются в тенденции на глобализацию.
Инновационным результатом применения креативно-прогностического управления для современного образования может быть разработка и применение нового подхода.
В связи с этим, под креативно-прогностическим подходом мы понимаем ориентацию исследователя (практика) на реализацию в своей деятельности совокупности взаимосвязанных принципов, ценностей, методов исследовательской (практической) деятельности на основе комплексного прогнозирования и креативности.
Одним из результатов реализации креативно-прогностического уп-
равления может быть создание образовательной агломерации стейкхолде-ров, целью которой является создание условий применения инновационных региональных механизмов сетевого
межмуниципального взаимодеиствия для решения актуальных вызовов стоящих перед образованием.
Проблема управления стейкхол-дерами образовательной агломерации обусловлена, с одной стороны, современной тенденцией — как в мировой, так и в отечественной практике — перехода к проектному управлению организацией как адекватному ответу на вызовы постиндустриального общества — лавинообразнос-ти информации и скоротечности перемен. Внедрение проектного менеджмента — это свидетельство отказа от бюрократического типа организационной структуры с жесткой иерархичностью, преобладающей нисходящей вертикальной коммуникацией и внедрения Ad hoc структуры — децентрализованной, с кратковременной связью человека и организации и постоянством организационной миграции персонала.
Внедрение проектной оргструктуры требует пересмотра устоявшихся подходов к управлению заинтересованными сторонами как фактора формирования и развития устойчивых конкурентных преимуществ организации. Универсальным подходом к ведению бизнеса как части реальности является теория стейкхолдеров. С точки зрения теории стейкхолдеров, эффективное стратегическое управление организацией должно выстраиваться с учетом интересов различных заинтересованных сторон, представляющих диалектическое единство. В настоящее время стейкхолдер-менелжмент не ограничивается использованием в коммерческих организациях, постепенно проникая в сферу государственного, муниципального управления.
15
ВЕК
16
Теория и практика процесса агломерации является предметом изучения зарубежных и отечественных исследователей в области экономики, социологии, биологии, геологии, экологии, химической инженерии, металлургии. Образовательная агломерация эксплицируется в контексте развития систем оценки образовании.
Образовательная агломерация (от лат. agglomerare присоединять, накоплять) — кластер организаций и ресурсов (образовательных организаций, государственных и муниципальных образований, предприятий), формально слабо связанных между собой, действующих в условиях нестабильности среды, но тесно взаимодействующих друг с другом и получающих конкурентные преимущества вследствие данного взаимодействия.
Функционирование и развитие образовательной агломерации в неустойчивой среде определяет ее принципиальной основой ценности проектного управления. Такой методологией креативно-прогностического управления, позволяющей гибко реагировать на постоянные изменения, является AGILE.
Данная методология внедряется в бизнес-структурах, однако ее оценка не однозначна. Критика AGILE сосредоточена на краткосрочности планирования, отсутствии «дорожных карт», рефакторинге и последующей демотивации сотрудников в процессе создания продукта.
Адаптированная AGILE-методо-логия применяется в системе образования за рубежом, но в отечественной практике она не получила широкого применения. Между тем, нормативные требования указывают на необходимость выполнения практи-
ко-ориентированных межпредметных проектов на разных уровнях образования.
Методология AGILE поддерживает достижение количественных и качественных целей образования посредством человеко-ориентированно-го подхода к организационному развитию и при этом повышает уровень организационной дисциплины. Руководствуясь AGILE-методологией, руководители организаций, входящих в образовательную агломерацию, смогут поставить интересы потребителей образовательных услуг (обучающихся, родителей, работодателей и т.д.) выше требований сложившейся образовательной системы.
Анализ существующих современных исследований в области гуманитарных и социальных наук показал, что до сих пор не существует методологических основ, нормативно-правовой документации, конкретных методов и форм реализации AGILE — методологии в управлении стейкхолде-рами образовательной агломерации.
В связи с этим значимость решения исследуемой проблемы заключается в:
1) возможности внедрения AGILE-методологии в управлении стейк-холдерами образовательной агломерации,
2) изучении основных эффектов для всех стейкхолдеров от участия в образовательной агломерации;
3) разработке концепции управления стейкхолдерами образовательной агломерации на основе AGILE-методологии, ценностей, закономерностей и принципов ее реализации;
4) разработке модели управления стейкхолдерами образователь-
Преподаватель ^
2/2020
ной агломерации на основе АО^Е-методологии и организационно-управленческих условий ее эффективной реализации с последующей трансляцией данной модели в других регионах Российской Федерации;
5) направленности результатов исследования на возможности их применения во всех сферах жизнедеятельности человека, опосредованной использованием современных информационно-коммуникационных и интернет-технологий (в том числе — создание виртуальной образовательной среды, дающей возможность использовать ресурсы всех стейкхолде-ров образовательной агломерации, совершенствование возможностей сетевого взаимодействия);
6) внедрении результатов исследования при разработке моделей, программ, конкретных методов, способов и средств внедрения АО^Е-методологии в управление стейк-холдерами образовательной агломерации.
Таким образом, в результате реализации креативно-прогностическо-
го подхода сформулированы концептуальные основы качественно нового исследовательского направления — АО^Е-методологии управления отношениями организации со стейк-холдерами для российских образовательных агломераций.
При этом потенциал воздействия данного вида управления широк и многообразен. Другими ключевыми результатами креативно-прогностического управления для современного образования являются следующие:
• распространение инноваций («умное» масштабирование);
• создание онлайн платформ для учителей и родителей;
• создание сетевых организаций (межрегиональная тьюторская организация, межрегиональные связи лидеров в образовании и др.).
Обобщая изложенное, отметим, что в настоящий период от прогностической направленности и внедрения креативных идей во многом зависит эффективность и перспективы развития профессионального образования и общества в целом.
17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Организационные модели и системы управления. URL: http://www.mckinsey.com/glo bal_locations/europe_and_middleeast/russia/ra/our_work/orgamzation (дата обращения: 17.04.2020).
2. Приоритетный национальный проект «Образование». URL: М1р://минобрнауки.рф/проекты/ пнпо (дата обращения: 17.04.2020).
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
4. Федоров, А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям // Инновации в образовании. 2007. № 10. С. 75-108.
5. Фролов, Ю.В., Махотин, Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 30-39.
6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. 222 с.
7. Тряпицына, А.П. Современный учитель // Вестник Герценовского университета. 2010. № 1. С. 3-11.
8. Присяжная, А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2006. 380 с.
9. Стратегия прогностического развития общества в целях обеспечения безопасности страны: моногр. / Н.И. Калаков и др.; под общей ред. д-ра пед. наук, проф., акад. АПСН Н.И. Кала-кова, академика РАО, д-ра пед. наук, проф. С.Д. Неверковича. Ульяновск: УлГУ, 2018. 716 с.
10. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика: теория, методология, практика. М.: Флинта: Наука, 2003. 764 с.
11. Гнатышина, Е.А. Компетентностно ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. Челябинск, 2008. 529 с.
12. Инновационные процессы в образовании: сб. ст. / под ред. В.И. Загвязинского. Тюмень, 1990. 183 с.
13. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Пед. об-во России, 2001. 128 с.
REFERENCES
18
1. Abulhanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moscow, Mysl, 1991, 299 p. (in Russian)
2. Fedorov A.V. Mediakompetentnost lichnjsti: ot terminologii k pokazatelyam, Innovacii v obra-zovanii, 2007, No. 10, pp. 75-108. (in Russian)
3. Frolov Yu.V. KoMpetentnostnaya model kak osnova ocenki kachestva podgotovki specialistov, Vy-usheye obrazovaniye segodnya, 2004, No. 8, pp. 30-39. (in Russian)
4. Gershunskii B.S. Obrazovatelno-pedagogicheskayaprognostika: teoriya, metodologiya, praktika. Moscow, Flinta, NauKa, 2003, 764 p. (in Russian)
5. Gnatyushina E.A. Kompetentnostno orientirovannoe upravlenie podgotovkoy pedagogov profes-sionalnogo obucheniya. Chelyabinsk, 2008, 529 p. (in Russian)
6. Innovacionnyuye procesi v obrazovanii, ed. V.I. Zagvyazinskogo. Tumen, 1990, 183 p. (in Russian)
7. Khutorskoy A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teriya, praktika. Moscow, 2005, 222 p. (in Russian)
8. Matros D.Sh. Upravleniye kachestvom obrazovaniya na osnove novyh informacionnyuh tehnologiy i obrazovatelnogo monitoring. Moscow, Ped. ob-vo Rossii, 2001, 128 p. (in Russian)
9. Organizacionnyye modeli i sistemy upravleniya, available at: http://www.mckinsey.com/global_ locations/europe_and_middleeast/russia/ru/our_work/organization (accessed: 17.04.2020). (in Russian)
10. Prioritetnyuinacionalnyiproekt "Obrazovaniye", available at: http://minornauki.rf / proekty/pnpo (accessed: 17.04.2020). (in Russian)
11. Prisyaznaya A.F. Pedagogicheskoye prognozirovaniye v sisteme nepreryvnogo pedagogichesk-ogo obrazovaniya (metodologiya, teriya, praktika): 13.00.08. Chelyabinsk, 2006, 380 p. (in Russian)
12. Strategiya prognosticheskogo razvitiya obcshestva v cekyah obespecheniya bezopasnosti strany, N.I. Kalakov h dr. Ulyuanovsk, UlGu, 2018, 716 p. (in Russian)
13. Tryapicyina. A.P. Sovremennyui uchitel, Vestnir Gerctnovskogo Universiteta, 2010, No. 1, pp. 3-11. (in Russian)
Преподаватель ^ 2 / 2020
Уварина Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, Профессионально-педагогический институт; профессор, кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, [email protected] Uvarina N.V., ScD (in Pedagogy), Professor, Deputy Director, Professional Pedagogical Institute for Research; Professor, Department of Training of Teachers of Vocational Training and Subject Methods, South Ural State University of Humanities and Education, [email protected]
Корнеева Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, [email protected] Korneeva N.Yu., PhD (in Pedagogy), Associate Professor, Chairperson, Department for the Training of Teachers of Professional Education and Subject Methods, South Ural State University for the Humanities and Education, [email protected]
19