УДК 159.95
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Светлана Алексеевна Перышкова
кандидат психологических наук, доцент
perissveta@yandex.ru Евгения Александровна Агишева
студент
Алена Сергеевна Трунина
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития социального интеллекта. Раскрывается значение термина «социальный интеллект» в контексте развития личности. Особое внимание уделяется психологическим особенностям развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: социальный интеллект, социальная компетентность, социализация, младший школьник.
В современных условиях развития личности в психологической науке все чаще возникает вопрос о формировании социальной компетентности и развитии социального интеллекта личности. Успешность адаптации, социализация, вхождение в мир правил и закономерностей поведения, усвоение норм и традиций общества формирующейся личностью ребенка во многом зависит от динамики развития его социального интеллекта [7].
Социальное развитие ребенка тесно связано с формированием нравственных качеств и установок. Нравственное развитие ребенка наиболее интенсивно в период младшего школьного возраста. Именно тогда наблюдается сензитивность психики к усвоению нравственных норм и формированию нравственных качеств у детей, определяющих особенности его поведения и деятельности. Поэтому важной педагогической задачей начальной школы по-прежнему остается социализация ребенка, предполагающая развитие у него адаптивных свойств и качеств, а также развитие социального интеллекта. Эти направления работы педагога адекватны сверхцели любого образования -гармоничному развитию личности обучающегося [1].
Для психологической науки понятие социального интеллекта является достаточно новым, хотя ряд исследований посвящен изучению данного феномена. До сих пор вопрос включенности социального интеллекта в структуру общего интеллекта остается дискуссионным. По существу социальный интеллект можно рассмотреть как способность личности правильно понимать и оценивать поведение других людей. Безусловно, развитие социального интеллекта будет способствовать развитию межличностных отношений, укреплению социальных связей в социуме, формированию навыков успешной коммуникации.
В эпоху технического прогресса, цифровизации различных сфер жизни человека, вхождения гаджетов и девайсов в повседневную жизнь, общий объем непосредственного общения в жизни человека заметно снижается. Снижается также значимость межличностного общения для современного человека. Хотя данная тенденция противоречит природе развития психики и становлению
личности, являющейся, по сути, результатом социализации. В связи с этим, можно подчеркнуть важность развития социального интеллекта, начиная с детства. Начальная школа в этом контексте создает неповторимые условия для социального развития ребенка, обеспечивая его адаптацию к конкретной социальной группе (модель социума), формируя нравственные ценностные установки. Поэтому вопрос развития социального интеллекта у младшего школьника естественным образом «вплетается» в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Термин «социальный интеллект» был введен в науку в начале 20-го века, и пока не существует единой трактовки данного понятия, многие ученые вносили свою интерпретацию в понимание данного термина. Несмотря на это, можно выделить общие характеристики социального интеллекта в большинстве научных трактовок. К ним, прежде всего, относятся: адаптивность личности в изменяющихся условиях; планирование и решение текущих задач; повышение социальной компетентности; планирование и прогнозирование ситуаций межличностного общения; самопознание и рефлексивные навыки.
В качестве основной задачи социального интеллекта для личности можно выделить, пожалуй, формирование стабильных и прочных социальных связей, ориентированных на дальнейшее развитие межличностных отношений и позитивное взаимное влияние партнеров по взаимодействию [8].
Наиболее распространен когнитивно-поведенческий подход к изучению социального интеллекта. Он предполагает выделение когнитивных и поведенческих компонентов. К когнитвным компонентам социального интеллекта можно отнести такие социально-психологические механизмы, как рефлексия, социальная перцепция, эмпатия, а также навыки социальной антиципации, умение решать проблемные ситуации, овладение навыками невербальной коммуникации и другие.
Отсутствие на сегодняшний день целостного подхода, логично объединяющего все точки зрения на социальный интеллект, создает известные сложности в плане изучения данного феномена и применения на практике
результатов научных изысканий. Вместе с тем, нельзя не отметить сложность и многогранность данного явления, а также широкие возможности, которые открывает перед учеными и практиками поиск путей исследования социального интеллекта.
Среди активно изучаемых современной наукой характеристик социального интеллекта можно отметить социальную перцепцию, социальную компетентность, взаимопонимание, адаптивность и другие. Все чаще можно встретить определение социального интеллекта как способности личности, являющейся когнитивной основой коммуникативной компетентности личности [3]. При этом данная способность обеспечивает человеку успешное взаимодействие с другими людьми и возможность прогнозировать результат взаимодействия.
Младший школьный возраст в силу психологической и социальной обусловленности приобретает особое значение для развития социального интеллекта [6]. У ребенка постепенно формируются нравственные нормы, его жизнь всё в большей степени становится подчинена правилам и распорядку, социальный круг расширяется. Нравственный опыт младшие школьники интериоризируют в процессе общения со взрослыми, качественно и количественно изменяется время, проводимое со сверстниками [2, 4].
Безусловно, учебная деятельность создает условия, обеспечивающие развитие социального интеллекта младших школьников. Будучи ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, учебная деятельность позволяет осуществлять основные отношения обучающихся с социумом, способствуя формированию личности ребенка. Учебная деятельность, сопровождая ребенка на протяжении длительного периода его жизни, ориентирует обучающихся на развитие социального интеллекта.
Образовательный процесс в начальной школе гармонично включает в себя духовно-нравственное, общекультурное, личностное, интеллектуальное развитие ребенка [5]. На фоне интенсивной социализации младшего школьника
эти направления развития, в свою очередь, способствуют формированию его социального интеллекта.
Список литературы:
1. Костюшина Е.В., Коннова Р.В. Проблема эмоционально-волевой готовности к обучению в школе // Актуальные проблемы молодёжной науки: сб. научных статей; вып. №4. Мичуринск, 2020. Т.3. №2. С. 224.
2. Костюшина Е.В., Суворинова Л.Ю. Роль семьи в формировании мотивации учения младшего школьника // Наука и образование. 2020. Т.3. №4. С.207.
3. Манаенкова, М.П. Формирование речевой компетентности в условиях современной образовательной парадигмы // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XIII Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2017. С. 372-377.
4. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
5. Перышкова С.А., Шевякова С.А. Психология здоровья в контексте возрастной динамики личности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 189.
6. Перышкова С.А., Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: сборник материалов Национальной контент-платформы / под общ. Ред. Г.В. Коротковой. - Мичуринск, 2019. С. 153-156.
7. Тимохина Е.А., Перышкова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения младших школьников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 354.
8. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т.
3. № 2. С. 290.
UDC 378.1
DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE IN PRIMARY
SCHOOL CHILDREN
Svetlana A. Peryshkova
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
perissveta@yandex.ru Evgeniya A. Agisheva student
Alyona S. Trunina
student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article is devoted to the problem of the development of social intelligence. The meaning of the term "social intelligence" in the context of personality development is revealed. Special attention is paid to the psychological features of the development of social intelligence in primary school age.
Keywords: social intelligence, social competence, socialization, junior high school student.
Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.