Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
240
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перышкова С.А., Малинина М.В., Трунина А.С.

В статье рассматриваются психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога. Особое внимание уделяется психологическому консультированию родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING FOR PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article considers psychological counseling as a type of activity of a teacher-psychologist. Special attention is paid to psychological counseling of parents raising a child with disabilities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

УДК 37.04

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Светлана Алексеевна Перышкова

кандидат психологических наук, доцент

perissveta@yandex.ru Мария Валерьевна Малинина

студент

Алена Сергеевна Трунина

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога. Особое внимание уделяется психологическому консультированию родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: психологическое консультирование, дети с ОВЗ, семейное воспитание.

В настоящее время все очевиднее и явственнее становится проблема эффективности человеческого фактора в обществе. Увеличение темпа жизни и нагрузки на человека требует все больше затраты ресурсов человека. Именно поэтому поднимается вопрос о здоровье. Здоровье следует понимать не только как совокупность специфики физиологических показателей, но и психологических особенностей. Следовательно, наблюдается повышение количества запросов и задач, поставленных перед наукой, которой необходима разработка направлений, методов и методик психологических исследований и коррекции, охватывающей множество практических задач: индивидуальное развитие человека или семьи.

Психологическое консультирование является достаточно новой областью приложения психологической практики, сформированной и отделившейся из направления психотерапии, как ответ на отклик и запрос людей. Основной контингент - это люди, составляющие клиническую норму, однако ищущие психологическую помощь. Таким образом, консультирование является одним из важнейших видов психологической работы, требующей от психолога не только профессиональной компетентности, но и социального опыта.

Не существует строго одного определения понятия «консультирование», разные направление в психологии дают своё определение. В организации консультативной помощи нет жёсткой структуры, что позволяет широко варьировать консультативный случай в зависимости от многих факторов: мастерства психолога - консультанта, ситуации, в которой находится клиент, либо вносить коррективы под влиянием самой личности клиента.

Таким образом, психологическое консультирование - целенаправленное создание у клиента полноценного восприятия проблемы, которое будет способствовать корректному поиску решений данной проблемы. Именно поэтому консультирование принимает вид целостной деятельности, не сводимой к отдельным моментам: например, только к терапии или этапу диагностики.

Семья является малой ячейкой общества и играет важную роль в

развитии ребенка. Поэтому одной из главных задач семьи является воспитание. Согласно Л.С. Выготскому, главная задача воспитания стоит не приспособлении ребенка к среде, а в организации деятельности в рамках среды, полученными средствами, с помощью которой он способен выходить за ее рамки и переносить ранее приобретенный механизм и средства в новую среду.

Личность ребенка с ограниченными возможностями формируется также как и личность обычного ребенка. Однако, вследствие дефекта, необходимо учитывать физиолого-психологические особенности и с опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком. Роль семьи в процессе развития ребенка и коррекционно-реабилитационной работы является наиболее значимой, так как необходимо поддержание и организация специфической среды для успешного развития ребенка [2, 4].

Для исследования общей специфики и поиска оптимальных условий организации психологического консультирования родителей детей с ОВЗ необходимо:

- провести теоретический обзор консультационной практики в рамках различных направлений психологии;

- определить психологические механизмы и условия, обуславливающих возникновение специфической личности родителя детей с ОВЗ;

- организовать психотерапевтические мероприятия в рамках консультационной и групповой форм работ с испытуемыми;

- провести сравнительный анализ полученных в ходе экспериментального исследования данных.

Психологическое консультирование, включенное в структуру психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, будет оптимизировать уровень психологического здоровья родителей, снижая уровень тревожности и дисфорических реакций [1].

Консультирование - сравнительно молодая профессия. Его базис является междисциплинарным и граница между психотерапией и консультированием очень размыта. Ввиду того, что каждая концепция в психологии определяет

задачи и цели консультирования, исходя из своего понятийного аппарата и специфики методологического основания, единого определения «консультирования» длительное время не существовало.

Первые зачатки проявления консультативной практики происходили из древности, вместе с накоплением первичного психологического знания на основе наблюдения человека и его опыта. Так как, человеку было необходимо исследовать свое окружение, то возникала необходимость в объяснении и установлении причинно - следственной связи феноменов, для осуществления процесса познания. В средние века данную функцию взяли на себя представители духовенства, так как, преобладающей являлась парадигмой данного временного периода.

Самый большой скачок в становлении психологии как науки был в середине 19 века, немецким психологом В. Вундтом, который открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию и выпустив журнал практической психологии для формирования первого общества психологов и способов распространения практического научного знания. Основным методом и способом познания являлось организация исследования с интроспективными данными. Кроме того, использовался метод наблюдения. Несмотря на данный прогресс, все же на данном этапе становления науки происходили первый поиск и описание феноменов. Таким образом, решение психологических проблем осуществлялось в рамках психиатрии, области медицины. Именно отсюда происходило накопление терапевтических знаний.

Изначально психиатрия была ориентирована на устранение внешней симптоматики и достижение лечебного эффекта терапии. В начале 20 века уже начало определяться место психотерапии в системе психологической науки, ввиду накопления феноменологических (гипноз) и практических знаний и опыта взаимодействия с клиентами. Основанием для выделения психотерапии является выявление психогенного характера, психосоматических концепций. Таким образом, появление «немедицинской отрасли» или психотерапии стало толчком к формированию психологических школ и терапевтических методов.

Отсюда возникло существование двух видов психотерапии: медицинской (клинически ориентированной) и психологической (личностно -ориентированной). Таким образом, психотерапия тяготеет к двум различным направлениям, требующим различной подготовки специалистов.

Следующий важный этап развития психологии консультирования связан с позицией гуманистической психологии, отмечающей подвижность понятия «нормы» и отклонения личности. Преобладающей стала клиенто-центрированная терапия К. Роджерса. С.Л. Рубинштейн утверждал, что «в страдании ядро личности», которое обеспечивает формирование и развитие личности посредством «препятствий», возникновения специфических кризисных ситуаций, преодолевая которые, человек получает опыт, овладения своими эмоциональными переживаниями и поискам их смысла, овладения им. Здесь стоит рассмотреть положение психосоматических концепций, которые как раз и представляют собой сочетание физиологических симптомов, связанных между собой.

В 60-70-е годы Н. Пезешкиан, в рамках своего подхода, позитивной психотерапии», суть которой направлена на акцентирование внимания на поиске причины проблемы и ее проработки, а преодоление текущей ситуации с помощью использования своих ресурсов личности и самопомощи.

В 90-е годы Р. Дальке указывал на связь между симптоматикой и спецификой заболеваний, а также психологическими факторами, которые способствуют формированию того или иного заболевания. Таким образом, был сделан акцент на работу с личность, не имеющую психические патологии, а эмоционально-поведенческие нарушения. В 50-е годы 20 века в США было отмечено выделение консультирования в самостоятельную область науки и намечены четыре тенденции к развитию области консультирования и психотерапии:

1. Симптоматика, с которой терапевт работает, также подлежит распознаванию смысла.

2. Для консультанта и психотерапевта ведущей является поощрение

собственной инициативы/активности клиента в процессе работы.

3. Позиция консультанта направлена на «равенство» психологической позиции с клиентом. Наблюдается уход от авторитарной позиции консультанта, то есть возобладание позиции «вне находимости».

4. Наблюдается размывание границ между консультативными и психотерапевтическими школами, в следствие чего появляются эклектические /смежные подходы.

В 80-х - 90-х годах наблюдается развитие различных теорий и концепций, а также смежные модели, которые отличаются ролью клиента и консультанта, предполагают новые объяснения феноменологии, обобщение полученных результатов практики. На данном этапе появились основные теории и концепции: психоаналитические, когнитивно-бихевиоральные,

гуманистические, создаются интегративные теории психосинтезе, трансактный анализ, когнитивно-анапитична терапия.

В отечественной истории консультирования довольно скромное «отставание», согласно Е.Е. Сапоговой, обусловлено несколькими причинами:

1. Материалистически ориентированная психология, вместо анализа семантики личности человека.

2. Психотерапия ориентирована на медицинский подход (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков)

3. Запрет на практическую психологию постановлением от 1936 года.

4. Отсутствие опыта и культуры обращения населения за консультативной помощью специалиста.

В конце 80-х - 90-х годах 20 века ситуация начала изменяться, так как начал в культуру начали проникать и распространяться зарубежный опыт психодиагностики и психотерапии, консультирования. Самыми значимыми стали работы (С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, В. Бурменська, О.А. Карабанова, О. лидера, В.Ю. Меновщиков, Т.А. Флоренская, О.В. Хухлаева и др.), целью которых является критический анализ и перенесение и адаптация, апробация знаний в рамках отечественной культуры. Таким образом, происходит

зарождение культурного пространства профессионального становления специалистов:

1. Применение знаний практической психологии в различных сферах жизни человека.

2. Накопление и исследование практических знаний для использования и улучшения помощи и поддержки человека.

В этом случае психологу необходима профессиональная подготовка. Направление его деятельности исходит из требований социо-общественных институтов, которые определяет спектр его задач и целей выполнения деятельности [3]. Отсюда возникает необходимость взаимодействия психолога в рамках различных структур и с другими специалистами. Например, согласно М.Р. Битяновой, в образовательном системе, психолог, ориентированный на личностное развитие ребенка, вступает в противоречие с изначальными целями общеобразовательной воспитательной системы, нацеленной на присвоение морально-этических общественных норм [7, 8].

И.В. Дубровина, анализируя деятельность психологов-консультантов вывела несколько профессиональных особенностей, характерных для специалистов [5]:

1. Низкий уровень культурной производительности.

2. Профессиональный снобизм.

3. Неспособность эмпатийно понимать, принимать и признавать личность.

Таким образом, мы наблюдаем количественный анализ, на основе которых выделены данные критерии. Однако, при качественном анализе, стоит учитывать специфику личности, профессиональный опыт, стиль работы и феномен профессионального выгорания [6].

Еще одной проблемой выделяет в своих работах А.Г. Бельсъка, А.Ф. Бондаренко, С. Васьковская, И.В. Дубровина, В.Е. Пахальян - проблема популяризации для слоев населения психологических знаний. Таким образом, если обратиться к истории психологии, то можно обнаружить довольно

длительную историю консультирования.

Список литературы:

1. Костюшина Е.В. Формирование толерантности в образовательном пространстве школы // Наука и Образование. 2018. Т.1. №1. С.3.

2. Костюшина Е.В., Суворинова Л.Ю. Роль семьи в формировании мотивации учения младшего школьника // Наука и Образование. 2020. Т.3. №4. С.207.

3. Манаенкова М.П. К проблеме реализации компетентостного подхода в высшей школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Международной научно-практической Ш:егпе1:-конференции. - Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество». 2021. С. 61-65.

4. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

5. Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). С. 67-72.

6. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2018. С. 107-113.

7. Перышкова С.А., Осипов А.С., Ершова Е.М. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания обучающихся вуза // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 156.

8. Перышкова С.А. Проблема оптимизации педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тамбов, 2016. С.96 - 103.

UDC 37.04

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING FOR PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Svetlana A. Pyoryshkova

candidate of psychological Sciences, Associate Professor

perissveta@yandex.ru Maria V. Malinina master student Alyona S. Trunina student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers psychological counseling as a type of activity of a teacher-psychologist. Special attention is paid to psychological counseling of parents raising a child with disabilities.

Keywords: psychological counseling, children with disabilities, family education.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.