Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ДЕТИ С ОВЗ / РОДИТЕЛИ РЕБЕНКА С ОВЗ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Перышкова С.А., Малинина М.В., Трунина А.С.

В статье рассматриваются теоретико-методологические основы психологического консультирования. Особое внимание уделяется психологическому консультированию родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Перышкова С.А., Малинина М.В., Трунина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING FOR PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

The article discusses the theoretical and methodological foundations of psychological counseling. Special attention is paid to psychological counseling of parents raising children with disabilities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

УДК 37.04

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Светлана Алексеевна Перышкова

кандидат психологических наук, доцент

perissveta@yandex.ru Мария Валерьевна Малинина

магистрант Алена Сергеевна Трунина

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические основы психологического консультирования. Особое внимание уделяется психологическому консультированию родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Ключевые слова: психологическое консультирование, дети с ОВЗ, родители ребенка с ОВЗ, семейное воспитание.

В психологии консультирования присутствует большое многообразие методик, а также обусловленная целостность принципов и методов. Фундаментальными, то есть характерными для большинства консультантов, являются методы: тестирование, опрос, наблюдение, беседа, биографический метод.

Контингент консультирования включает в себя запросы от благополучных людей, до имеющих значительные проблемы. Вопрос о потребностях клиента зависит от запроса и напрямую связан с целями консультирования и теоретической ориентировки консультанта. Можно сформулировать несколько универсальных целей консультирования:

1. Изменение механизмов и моделей поведения для улучшения качества жизни клиента.

2. Развитие навыков преодоления текущих трудностей и выработка системы реагирования для перенесения механизма на другие жизненные обстоятельства.

3. Обучение оценке последствий и свойств личности, преодоление эмоционального напряжения и последствий стресса, принятие ответственности за принятые решения.

4. Развитие навыков социальных навыков и преодоление конфликтных ситуаций, развитие навыков межличностного взаимодействия.

5. Способствование личностному росту и развитию [5, 6].

Кроме того, необходимо учитывать особенности окружения личности и специфику межличностных отношений в семье. То есть, необходим предварительный сбор анамнеза.

Модель психолога-консультанта очень «подвижна» вследствие отсутствия четких критериев, определяющих необходимые качества. Мы можем выделить некоторые общие, схожие черты и качества психолога-консультанта: ответственность; уважение к чужой личности; эмпатия; проницательность; умение оставаться беспристрастным и контролировать свои эмоции; безоценочное отношение к подопечному; доброжелательность;

доверие [3, 8].

Также можно выделить ряд особенностей консультирования, характеризующих его как отдельный вид деятельности психолога.

Консультирование ориентировано на преодоление проблем и дальнейшее развитие личности.

Консультирование ориентируется на «сохранные звенья» здоровой личности.

Консультирование ориентируется на текущие и будущие проблемы личности.

Консультирование ориентировано на преодоление проблем, возникших между личностью и средой.

Консультирование направлено на развертывание ориентировки и стимуляции самостоятельному выбору решения клиента.

Теоретическое основание для консультативной практики имеет первостепенное значение. Система теоретических знаний, другими словами, та или иная концепция в психологии, которая имеет собственную феноменологию и методики, которые основаны на структуре личности. Теория позволяет консультанту формулировать динамические гипотезы, на основе определенных задач исследования и проблем запроса клиента, позволяя правильно организовывать пространство. Теоретическая база, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи. Основными подходами к практике психологического консультирования являются следующие.

Ортодоксальный (классический) психоанализ, основателем которого является З. Фрейд. Не смотря на то, что является очень известным направлением в психологии, в консультативной практике подход имеет ограниченные возможности ввиду специфики своей теоретической базы. Основными ограничивающими факторами являются: необходимость глубинно проработки личности путем возвращения к детству, большая длительность работы, отвлеченность от проблемы клиента в виду необходимости проработки

ее источника. Роль психолога-консультанта жестко фиксирована: нейтралитет по отношению к клиенту, невмешательство/позиция «вне находимости».

Индивидуальная психология А. Адлера направлена на одну из позиций З.Фрейда, о специфике формирования личности в детстве. Согласно А. Адлеру, человек есть результат самоопределения посредством выбора, который он делает и главной задачей является самореализация. Препятствием к достижению является базисное чувство неполноценности. Таким образом, А. Адлер затрагивает основы феноменологического подхода в психологии, обозначая значимость экзистенциальных ценностей и переменных.

Цель психологической помощи: снижение чувства неполноценности, коррекция мотивации, поиск ошибок в жизни клиента, которые влекут за собой психологические проблемы.

Так как, согласно концепции, детство является важным этапом становления личности, то в процессе консультирования уделяется внимание ранним этапам жизни и особенностям структуры семьи. Задачей консультанта является установление с клиентом равноправных отношений и сотрудничество.

Одной из концепций, выделившихся из ортодоксального психоанализа

является аналитическая психология К. Юнга. Основными целями и идеями, сформулированными на теоретических положениях концепции, являются следующие.

1. Преодоление «односторонности» в развитии личности - разделение личности человека на две стороны: «теневая», которая содержит истинные мотивы и желания, и «общественная», содержащая поведенческие паттерны и идеалы.

2. Идея индивидуации - синтез сознательного и бессознательного для развития самости.

Целью консультирования является постижение самости и достижения индивидуализации.

Другой концепцией, сформированной на основе психоанализа, является теория личности Э. Берна. Структура личности рассматривает любую

личность в раках нормы, способной к развитию и изменению. В любой личности, выделяют три ступени (компонента):

1. Р (родитель) - интроект (стойкий эмоциональный образ) взрослых в раннем детстве. Содержит в себе запреты и предписания.

2. В (взрослый) - состояние осознанности, актуализация возраста.

3. Д (дитя) - эмоционально значимый опыт. Отражает чувства и потребности, страхи, мечты.

Источником проблемы является подчеркнутое доминирование одной из позиций Родителя или Ребенка и нарастание внутреннего конфликта. Задачей консультанта является отделение каждого эго-состояния друг от друга и актуализация структуры взрослого, ответственного за актуальные решения.

Бихевиоризм можно рассмотреть как экспериментальную отрасль психологического знания, которая акцентируется на условиях и способах механизмов построения и функционирования поведения людей. В течение жизни большинство поведенческих реакций человек накапливает и формирует, так как они являются механизмом адаптации (приспособления) человека к изменяющимся условиям.

Структура консультирования в рамках бихевиоральной концепции состоит из нескольких ступеней:

Поведенческая оценка сбор данных, полученных с помощью интервью, самонаблюдению.

Определения целей и техник коррекции поведения. Обучение релаксации.

Обучение управлениями стимулами.

Увеличение количества подкрепляющих стимулов.

Цель консультирования: устранение дефицита в поведенческих механизмах, усиление адаптивного поведения, устранение неадекватного поведения, снятие психоэмоционаного напряжения.

Представителями когнитивной терапии является А. Бек, Дж. Миллер, Консультирование направлено на преодоление проблем иррациональных мыслей и понимание взаимосвязи между мыслями и поведением, преодоление

искажения опыта. Структура консультирования:

1. Снятие симптома.

2. Устранение систематических убеждений в мышлении.

Техники, используемые в процессе консультирования: поведенческий эксперимент - проверка искаженных убеждений.

На основе когнитивисткого подхода была сформирована в 1955 году теория рационально - эмоциональной терапии А.Эллиса. Рационально-эмоциональная терапия направлена на изменение эмоций, мыслей и отношении человека к миру, достижения определенных целей. То есть, когниции - главный фактор, определяющий эмоциональное состояние. Рациональные когниции -оценочные когниции, имеющие личную значимость и являющиеся предпочтительными (желания, стремления и т.д.). Иррациональные когниции -абсолютные и жесткие, ведущие к негативным эмоциям.

Гуманистически-ориентированное консультирование исходит из Я-ориентированной концепции. Стремление к актуализации - единственный мотивирующий стимул для развития. Представления о себе складываются на основе собственного оценочного процесса и представления о себе со стороны.

Одной из весомых и значимы концепций гуманистического направления психологии является клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Основным ядром концепции является личность, которая достойна уважения и поощрения ее стремления к совершенствованию и личностному росту, принятие и признание различных путей восприятия реальности. Цель консультирования заключается в помощи клиенту осознать свои чувства и опыт. Консультанту необходимо учитывать переживания прошлого опыта клиента.

Эти теоретико-методологические основы психологического консультирования приобретают особое значение для консультирования семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специфика структуры семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет свои характерные особенности. Для ребенка семья является главным социальным институтом. Семьи с детьми, имеющими

нарушения развития, являются специфической уязвимой категорией, требующей дополнительной помощи специалистов. В семье создаются и формируются социо-культурные ценностные ориентации, установки и специфика эмоционального отношения к обществу.

Семья, будучи первым и важнейшим для человека институтом социализации, также является главной социальной средой для детей с ОВЗ, которые зачастую испытывают трудности социального взаимодействия -социальной адаптации или «социальный вывих», которые влекут за собой искажение специфики среды его развития. Социальный вывих - трудности в социальной адаптации вследствие нарушения социального взаимодействия, вторичное травмирование ребенка, искажающее или затрудняющее его «вхождение в культуру» [2, 4].

Другими дополнительными трудностями, возникающими у родителя являются: трудности взаимодействия с ребенком, ввиду специфики его нарушения, невозможность самореализации, проблемы ухода и воспитания ребенка, ригидность семейных отношений [9].

Согласно Е.А. Стребелева, Г.А. Мишиной в ходе консультирования родителей с детьми с ограниченными возможностями следующие задачи:

- выявление особенностей в развитии у ребенка;

- определение причин первичных и вторичных нарушений;

- выявление позиции по отношению к ребенку;

- изменение способов взаимодействия родителей и ребенка;

- оказание психологической помощи родителям, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

- повышение уровня компетентности родителей вопросах развития и воспитания ребенка.

Практические результаты консультирования с родителями детей с ограниченными возможностями имеют прямую и острую необходимость в психологической помощи и консультировании, при том требуется неоднократное посещение консультативных встреч. Зачастую родители с

недоверием относятся к специалистам, воспитательному процессу в силу плохой осведомленности, непонимания процессов и специфики развития ребенка, чувство стыда, вины и боязни огласки, опасений за его здоровье. Другой проблемой является «самоустранение» родителей из воспитательного коррекционного процесса, либо, напротив, недоверие специалистам и гиперопека.

Иногда рождение ребенка с ограниченными возможностями в семье воспринимается как трагедия. В семье наблюдается смещение иерархии потребностей, ценностей и стереотипов, центрируясь на ребенке. На протяжении воспитания ребенка семья встречается с возникновением различных специфических проблем, ограничениями и трудностями. Поэтому наблюдается повышение конфликтности меду родителями и другими членами семьи, стрессовыми и фрустрационными состояниями [1].

В таком случае для родителей характерны следующие особенности личности: дезоганизация; прострация; стресс (часто имеющий хронический характер). Таким образом, родители нуждаются в психологической помощи, так как нарушается рациональное и адекватное взаимодействие в семье. Поэтому, консультирование является одним из наиболее эффективных методов работы. Работа с личностью родителя позволить изменить и социальное пространство в семье.

Задачами консультирования, согласно Л.В. Сафоновой, становятся:

- снятие психоэмоционального напряжения;

- осознание проблемы и обращение к ресурсам личности;

- продуктивная адаптация;

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в основе консультирования помещен примат социальной ситуации развития (ССР), анализ психологических новообразований, характерных для данного возраста и возраста ребенка, специфики онтогенетического развития. Таковой является однократная консультативная встреча. Однако роль обследования и консультирования подопечных изменяется при психологическом

сопровождении. Здесь необходимо сочетание индивидуальных и групповых форм работы. Диагностический этап как раз является формой индивидуальной формы работы с подопечными. Именно здесь происходит сбор первичного анамнеза и оценка уровня актуального развития. Далее, в рамках консультативной формы возможно сочетание этих форм: в виде индивидуального консультирования по ходу программы и в совместной деятельности в рамках группы. Обследование родителей происходит в рамках диагностического этапа в индивидуальном порядке с представленным в таблице.

Рассматривая проблемы семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и специфику структуры личности родителей, можно сделать следующие выводы. Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья в семье, является неблагоприятным фактором для психологического здоровья родителей. Среди психологических причин возникновения и развития нарушения психологического здоровья у родителей с детьми ОВЗ можно выделить: склонность к дисфорическим реакциям, фиксации на здоровье ребенка, повышенному уровню тревожности.

Задачами консультативного сопровождения в данном случае будут:

- выявление и проработка психологических конфликтов;

- проработка проблемных ситуаций связанных с взаимоотношениями в референтной группе (семье);

- формирование эффективных средств и способов взаимодействия в фрустрирующих ситуациях;

- формирование эффективных способов преодоления эмоционального напряжения.

Ввиду возрастающей роли психологии консультирования в современной науке проблема принятия культуры консультирования, обращений к специалисту все также актуальна [7, 8]. На данный момент существует большое количество теорий, которые, разработали специфические консультативные методики и само организованное пространство консультирования, специфику

связи клиент - консультант. Так как использование методик строго ограничено понятийным аппаратом и структурой личности, в основе которой они сформированы, это и огранивает спектр их применения. В результате мы имеем большое множество различных моделей консультативных практик. Каждая теория пытается описать механизм возникновения тех или иных нарушений.

На основании проведенной работы и полученных результатов исследования, можно говорить о том, что стоит анализировать не только личность самого клиента, но и его референтную группу и семейную ситуацию. А значит, при проведении психологического консультирования, в котором родитель попадет в новую среду, и параллельном изменении семейной ситуации, которая поддерживает старую систему отношения, можно повысить эффективность психологической помощи.

Список литературы:

1. Костюшина Е.В. Формирование толерантности в образовательном пространстве школы // Наука и Образование. 2018. Т.1. №1. С.3.

2. Костюшина Е.В., Суворинова Л.Ю. Роль семьи в формировании мотивации учения младшего школьника // Наука и Образование. 2020. Т.3. №4. С.207.

3. Манаенкова М.П. К проблеме реализации компетентостного подхода в высшей школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XVII Международной научно-практической Ш:егпе1-конференции. - Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2021. С. 61-65.

4. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

5. Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). С. 67-72.

6. Манаенкова М.П. Информационно-познавательный компонент образовательного пространства вуза: содержание, функционирование //

Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2018. С. 107-113.

7. Перышкова С.А., Осипов А.С., Ершова Е.М. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания обучающихся вуза // Наука и Образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 156.

8. Перышкова С.А. Проблема оптимизации педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тамбов, 2016. С.96 - 103.

9. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 290.

UDC 37.04

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PSYCHOLOGICAL COUNSELING FOR PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Svetlana A. Pyoryshkova

candidate of psychological Sciences, Associate Professor

perissveta@yandex.ru Maria V. Malinina master student Alyona S. Trunina student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the theoretical and methodological foundations of psychological counseling. Special attention is paid to psychological counseling of parents raising children with disabilities.

Keywords: psychological counseling, children with disabilities, parents of a child with disabilities, family education.

Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.