УДК 373.29
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ С ОВЗ
Светлана Алексеевна Перышкова
кандидат психологических наук, доцент
[email protected] Алена Владимировна Володина
магистрант [email protected] Алена Сергеевна Трунина
студент
[email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье представлен анализ проблемы организации коррекционно-развивающей работы в современной дошкольной образовательной организации. Выделена проблема инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной образовательной организации. Рассмотрены этапность и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.
Психологи и педагоги отмечают ежегодный неуклонный рост числа детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Эти дети имеют трудности в социальной адаптации, в познавательном и коммуникативно-личностном развитии, у многих из них встречаются более серьезные нарушения, такие как задержка речевого развития, нарушения психосоциального статуса ребенка, расстройства аутистического спектра, патологии системы анализаторов, нарушения опорно-двигательного аппарата. Поэтому особую актуальность и важность сегодня приобретает совместная работа педагогов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников, направленная на сохранение и приумножение здоровья детей в процессе их воспитания в дошкольной образовательной организации.
Современные стандарты дошкольного образования декларируют право таких детей получать качественное образование в «шаговой доступности», совместно с нормально развивающимися сверстниками [7].
Сегодня система образования подстраивается под индивидуальные возможности каждого обучающегося, а не наоборот. Для каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении должны быть созданы специальные условия для получения ими образования, согласно рекомендациям специалистов ЦМППК. Обучение таких детей осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам [5].
Наряду с непосредственно образовательной деятельностью с детьми с ОВЗ проводится коррекционно-развивающая работа. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ становится темой многих обучающих семинаров и научно-практических конференций. Разрабатываются, и применяются на практике различные методические программы, пособия.
Организация работы с детьми с ОВЗ, учитывая их индивидуальные особенности образовательные потребности, ориентируется на творческий подход педагогов и предполагает определенную пластичность образовательной
системы, направленную на реализацию потребностей данной категории детей. С этих позиций и администрации ДОО, и педагогам необходимо методическое сопровождение организации самого педагогического процесса и реализации психолого-педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, сопровождающих этот процесс.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя:
- разработку и реализацию системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития воспитанников и профилактику трудностей в их обучении;
- диагностику состояния высших психических функций ребенка, включение ВПФ в коррекционный процесс;
- развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной и личностной сфер ребенка [3, с. 152];
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
- создание условий для благополучной адаптации и позитивной социализации детей с ОВЗ (психологический климат, предметно-развивающая среда и др.);
- педагогическое сопровождение, предполагающее применение особых дидактических средств, технологий, методик, которые разрабатывает образовательная организация с учетом инновационных подходов и современных тенденций в образовании [2, 4].
Все виды профессиональной помощи детям с ОВЗ направлены на интеграцию имеющихся знаний и достижений в современной науке и практике. Необходимо гармоничное сочетание дефектологического, логопедического, психолого-педагогического, нейропсихологического и других подходов для повышения эффективности решения диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических задач [6]. Также стоит отметить необходимость сотрудничества различных специалистов, объединяющих усилия в решении данных задач. В ДОО в процессе решения задач развития
детей с ОВЗ взаимодействуют воспитатели, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, музыкальные руководители, хореографы, инструкторы по физической культуре.
Методология и содержательная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагают опору на основные психолого-педагогические принципы и подходы: междисциплинарный и индивидуальный подходы, принципы вариативности, педагогического оптимизма, партнерского взаимодействия с семьей и другие.
Занятия с педагогом-психологом могут проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. В структурном плане занятия педагога психолога состоят из вводной части, основной и заключительной частей. Используемые технологии: развивающие игры, этюды, сказкотерапия, пальчиковая и эмоциональная гимнастика, беседа, релаксация, рефлексия [5].
Коррекционно-развивающая работа состоит из нескольких этапов:
- первичная диагностика (сбор и анализ анамнестических данных, анкетирование родителей и педагогов, диагностика воспитанников);
- структурно-методологический этап (изучение рекомендаций ПМПК и построение индивидуального образовательного маршрута);
- коррекционно-развивающий этап (индивидуальные занятия);
- завершающий этап (итоговая диагностика, рефлексия).
В ходе проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы необходимо анализировать динамические показатели развития ребенка в период его пребывания в ДОО, прогнозируя динамику дальнейшего развития [1].
Таким образом, можно заключить, что адекватная стратегия коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ, своевременно и целенаправленно организованная, позволит не только оказать результативную помощь данной категории детей, но и решить задачи их адаптации, социализации и максимального развития возможностей с опорой на компенсаторные возможности сохранных функций.
Список литературы:
1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017. - 136 с.
2. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие -М.: Форум, 2015. - 272 с.
3. Корепанова Е.В. Психологические характеристики диалога в педагогической деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3 (47). С. 151-155.
4. Костюшина Е.В. Цифровые технологии в дошкольном образовании // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 4.
5. Перышкова С.А., Володина А.В. Реализация инновационных технологий в коррекционной работе на этапе предшкольной подготовки // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 3.
6. Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). С.9-13.
7. Хлыстова, Е.В., Токарская Л.В. Специальная психология: Работа психолога в дошкольной образовательной организации: учебное пособие/ Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская. - Издательство «ФЛИНТА», 2020 - 140 с.
UDC 373.29
ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Svetlana A. Pyoryshkova
candidate of psychological Sciences, docent
Alyona V. Volodina
master's student [email protected] Alyona S. Trunina
student
[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article presents an analysis of the problem of the organization of correctional and developmental work in a modern preschool educational organization. The problem of inclusion of children with disabilities in the educational space of a preschool educational organization is highlighted. The stages and content of correctional and developmental work with children with disabilities are considered.
Keyword: children with disabilities, psychological diagnostics, correctional and developmental work.
Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.