Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОВЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перышкова Светлана Алексеевна, Володина Алена Владимировна, Трунина Алена Сергеевна

В статье представлен анализ проблемы организации коррекционно-развивающей работы в современной дошкольной образовательной организации. Выделена проблема инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной образовательной организации. Рассмотрены этапность и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перышкова Светлана Алексеевна, Володина Алена Владимировна, Трунина Алена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

The article presents an analysis of the problem of the organization of correctional and developmental work in a modern preschool educational organization. The problem of inclusion of children with disabilities in the educational space of a preschool educational organization is highlighted. The stages and content of correctional and developmental work with children with disabilities are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

УДК 373.29

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С

ДЕТЬМИ С ОВЗ

Светлана Алексеевна Перышкова

кандидат психологических наук, доцент

perissveta@yandex.ru Алена Владимировна Володина

магистрант al3na.volodina@yandex.ru Алена Сергеевна Трунина

студент

alyona.trunina@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы организации коррекционно-развивающей работы в современной дошкольной образовательной организации. Выделена проблема инклюзии детей с ОВЗ в образовательное пространство дошкольной образовательной организации. Рассмотрены этапность и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.

Психологи и педагоги отмечают ежегодный неуклонный рост числа детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. Эти дети имеют трудности в социальной адаптации, в познавательном и коммуникативно-личностном развитии, у многих из них встречаются более серьезные нарушения, такие как задержка речевого развития, нарушения психосоциального статуса ребенка, расстройства аутистического спектра, патологии системы анализаторов, нарушения опорно-двигательного аппарата. Поэтому особую актуальность и важность сегодня приобретает совместная работа педагогов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников, направленная на сохранение и приумножение здоровья детей в процессе их воспитания в дошкольной образовательной организации.

Современные стандарты дошкольного образования декларируют право таких детей получать качественное образование в «шаговой доступности», совместно с нормально развивающимися сверстниками [7].

Сегодня система образования подстраивается под индивидуальные возможности каждого обучающегося, а не наоборот. Для каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении должны быть созданы специальные условия для получения ими образования, согласно рекомендациям специалистов ЦМППК. Обучение таких детей осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам [5].

Наряду с непосредственно образовательной деятельностью с детьми с ОВЗ проводится коррекционно-развивающая работа. Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ становится темой многих обучающих семинаров и научно-практических конференций. Разрабатываются, и применяются на практике различные методические программы, пособия.

Организация работы с детьми с ОВЗ, учитывая их индивидуальные особенности образовательные потребности, ориентируется на творческий подход педагогов и предполагает определенную пластичность образовательной

системы, направленную на реализацию потребностей данной категории детей. С этих позиций и администрации ДОО, и педагогам необходимо методическое сопровождение организации самого педагогического процесса и реализации психолого-педагогического взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, сопровождающих этот процесс.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя:

- разработку и реализацию системы коррекционно-развивающих занятий, направленных на преодоление нарушений развития воспитанников и профилактику трудностей в их обучении;

- диагностику состояния высших психических функций ребенка, включение ВПФ в коррекционный процесс;

- развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной, мотивационной и личностной сфер ребенка [3, с. 152];

- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

- создание условий для благополучной адаптации и позитивной социализации детей с ОВЗ (психологический климат, предметно-развивающая среда и др.);

- педагогическое сопровождение, предполагающее применение особых дидактических средств, технологий, методик, которые разрабатывает образовательная организация с учетом инновационных подходов и современных тенденций в образовании [2, 4].

Все виды профессиональной помощи детям с ОВЗ направлены на интеграцию имеющихся знаний и достижений в современной науке и практике. Необходимо гармоничное сочетание дефектологического, логопедического, психолого-педагогического, нейропсихологического и других подходов для повышения эффективности решения диагностических, коррекционных, развивающих, профилактических задач [6]. Также стоит отметить необходимость сотрудничества различных специалистов, объединяющих усилия в решении данных задач. В ДОО в процессе решения задач развития

детей с ОВЗ взаимодействуют воспитатели, педагоги-психологи, дефектологи, логопеды, музыкальные руководители, хореографы, инструкторы по физической культуре.

Методология и содержательная часть коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагают опору на основные психолого-педагогические принципы и подходы: междисциплинарный и индивидуальный подходы, принципы вариативности, педагогического оптимизма, партнерского взаимодействия с семьей и другие.

Занятия с педагогом-психологом могут проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. В структурном плане занятия педагога психолога состоят из вводной части, основной и заключительной частей. Используемые технологии: развивающие игры, этюды, сказкотерапия, пальчиковая и эмоциональная гимнастика, беседа, релаксация, рефлексия [5].

Коррекционно-развивающая работа состоит из нескольких этапов:

- первичная диагностика (сбор и анализ анамнестических данных, анкетирование родителей и педагогов, диагностика воспитанников);

- структурно-методологический этап (изучение рекомендаций ПМПК и построение индивидуального образовательного маршрута);

- коррекционно-развивающий этап (индивидуальные занятия);

- завершающий этап (итоговая диагностика, рефлексия).

В ходе проведения диагностической и коррекционно-развивающей работы необходимо анализировать динамические показатели развития ребенка в период его пребывания в ДОО, прогнозируя динамику дальнейшего развития [1].

Таким образом, можно заключить, что адекватная стратегия коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ, своевременно и целенаправленно организованная, позволит не только оказать результативную помощь данной категории детей, но и решить задачи их адаптации, социализации и максимального развития возможностей с опорой на компенсаторные возможности сохранных функций.

Список литературы:

1. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017. - 136 с.

2. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие -М.: Форум, 2015. - 272 с.

3. Корепанова Е.В. Психологические характеристики диалога в педагогической деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3 (47). С. 151-155.

4. Костюшина Е.В. Цифровые технологии в дошкольном образовании // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 4.

5. Перышкова С.А., Володина А.В. Реализация инновационных технологий в коррекционной работе на этапе предшкольной подготовки // Наука и Образование. 2021. Т.4. № 3.

6. Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). С.9-13.

7. Хлыстова, Е.В., Токарская Л.В. Специальная психология: Работа психолога в дошкольной образовательной организации: учебное пособие/ Е.В. Хлыстова, Л.В. Токарская. - Издательство «ФЛИНТА», 2020 - 140 с.

UDC 373.29

ORGANIZATION OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Svetlana A. Pyoryshkova

candidate of psychological Sciences, docent

perissveta@yandex.ru

Alyona V. Volodina

master's student al3na.volodina@yandex.ru Alyona S. Trunina

student

alyona.trunina@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article presents an analysis of the problem of the organization of correctional and developmental work in a modern preschool educational organization. The problem of inclusion of children with disabilities in the educational space of a preschool educational organization is highlighted. The stages and content of correctional and developmental work with children with disabilities are considered.

Keyword: children with disabilities, psychological diagnostics, correctional and developmental work.

Статья поступила в редакцию 10.02.2022; одобрена после рецензирования 10.03.2022; принята к публикации 25.03.2022. The article was submitted 10.02.2022; approved after reviewing 10.03.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.