ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 9-13. RU http://journals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://joumals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html
Теория и методология:
проблемы, тс идс мни и
УДК 159.922.736 DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-9-13
Поступила в редакцию / Received 13.09.2021 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 26.10.2021 Принята к публикации / Accepted 15.11.2021
оригинальная статья
Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Перышкова Светлана Алексеевна
ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101
perissveta@vandex.ru
Аннотация. На основе теоретико-методологического анализа обоснована целесообразность применения нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей и логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Рассмотрены особенности функционирования высших психических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Анализ развития высших психических функций, психических процессов, формирования познавательной и двигательной сфер ребенка с ограниченными возможностями здоровья позволяет выявить потенциал их развития, опираясь на сохранные психические функции. Это дает возможность более детального прогноза развития, составления индивидуального плана коррекционно-развивающей и логопедической работы на основе комплексного подхода, используя полный системный анализ высших психических функций ребенка. В контексте применения нейропсихологических технологий проанализирован процесс коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена роль нейронаук в решении проблем смежных научных областей: педагогики, психологии, дефектологии. Обоснована результативность применения нейропсихологических технологий и приемов в коррекционной и логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. Применение нейропсихологического подхода дает возможность углубленного анализа структуры речевого дефекта, позволяет выявить как симптомы речевого нарушения, так и недостаточность высших психических функций ребенка. Поэтому нейропсихологический подход в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников позволяет получить более полное представление о возможностях развития высших психических функций ребенка и организовать логопедическую работу с опорой на сохранные психические функции.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; нейропсихология; нейропсихологический подход; высшие психические функции
Для цитирования: Перышкова С.А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 3 (49). С. 9-13. DOI 10.20310/1810-231Х-2021 -20-3(49)-9-13
© Перышкова С.А., 2021
Перышкова С.А.
Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи ...
original article
Neuropsychological approach in the correction of specific language impairment among older preschool children
Svetlana A. Pyoryshkova ©
Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation
perissveta@yandex. ru
Abstract. Theoretical and methodological analysis substantiated the expediency of using a neuropsychological approach in correctional, developmental and speech therapy work with children with specific language impairment. The features of the functioning of the higher mental functions of a child with disabilities are considered. The analysis of the development of higher mental functions, mental processes, formation of cognitive and motor spheres of a child with disabilities allows to identify the potential of their development, relying on preserved mental functions. This makes it possible to make a more detailed prognosis of development, an individual plan of correctional and developmental and speech therapy work based on an integrated approach, using a complete system analysis of the child's higher mental functions. We analyze in the context of the application of neuropsychological technologies the process of correcting the specific language impairment among older preschool children. The neuroscience has a huge role in solving problems of related scientific fields: pedagogy, psychology, defectology. The use of neuropsychological technologies and techniques is effective in correctional and speech therapy work with children with specific language impairment. The application of the neu-ropsychological approach makes it possible to in-depth analysis of the structure of the speech defect, allows to identify both the symptoms of speech disorders and the insufficiency of higher mental functions of the child. Therefore, the neuropsychological approach in correcting the specific language impairment among older preschoolers allows to get a more complete picture of the possibilities of developing higher mental functions of the child and organize speech therapy based on preserved mental functions.
Keywords: specific language impairment; neuropsychology; neuropsychological approach; higher mental functions
For citation: Pyoryshkova S.A. Primenenie neyropsikhologicheskogo podkhoda v korrektsii obsh-chego nedorazvitiya rechi u detey starshego doshkol'nogo vozrasta [Neuropsychological approach in the correction of specific language impairment among older preschool children]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2021, vol. 20, no. 3 (49), pp. 9-13. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-3(49)-9-13 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Современные исследования в области психолого-педагогических, специальных и коррекционных наук констатируют неуклонный рост количества детей с различными нарушениями речевого развития. Речевая патология имеет различную этиологическую обусловленность, многочисленные проявления, воздействуя при этом на жизнедеятельность ребенка в целом. Речевое развитие - основа овладения всеми психическими операциями. Поэтому нарушения речевого развития будут
влиять как на организацию и протекание всех психических процессов, так и на развитие адаптивных возможностей ребенка и социальное развитие в целом.
Наиболее распространенным вариантом нарушений речевого развития в детском возрасте выступает общее недоразвитие речи (ОНР). Традиционно дети данной категории рассматриваются в сфере научных интересов логопедии. Современное понимание сущности проблемы коммуникативной дезадаптации детей с общим недоразвитием речи ориентировано на тесные межпредметные связи
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 9-13. RU http://journals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://joumals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html
логопедии со смежными дисциплинами и, в первую очередь, с психологией. Использование методов диагностики и коррекции инте-гративного характера становится сегодня одним необходимым условием оптимизации коррекционного обучения детей с ОНР.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Современная эпоха научного развития характеризуется повышенным вниманием к нейронаукам, их гармоничной интеграцией с другими научно-практическими отраслями. Знания когнитивной психологии, психоневрологии, дифференциальной психофизиологии, проникая в другие научные отрасли, дают возможность развития таких прикладных нейронаук, как нейрологопедия, нейропсихология, нейропедагогика. Их научно-практический арсенал незаменим в диагностической, развивающей, коррекционной, логопедической работе с детьми с ОВЗ. Углубленное изучение высших психических функций, анализ развития психических процессов, формирования познавательной, моторной сфер ребенка с ОВЗ позволяет выявить потенциал их развития, опираясь на сохранные психические функции. Это дает возможность углубленного и детального прогноза их развития, составления индивидуального плана коррекционно-развивающей и логопедической работы на основе комплексного подхода, используя полный системный анализ высших психических функций ребенка.
В целом ряде современных исследований обосновано применение нейропсихологиче-ского подхода в психолого-педагогической и логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОНР. Структура речевого дефекта у дошкольников с ОНР имеет сложное внутреннее строение и включает в себя не только речевой компонент, но и когнитивную составляющую. Как правило, у таких детей при обследовании выявляются нарушения психических познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия различной модальности и др. Проявление определенных показателей нарушения психического развития детей с ОНР обусловливает трудность дифференциальной диагностики ОНР со схожими нарушениями развития [1].
Поэтому применение нейропсихологиче-ского подхода не только возможно, но и весь-
ма продуктивно уже на этапе диагностического обследования дошкольников с ОНР. Нам представляется целесообразным нейропсихо-логическое изучение состояния высших психических функций у детей дошкольного возраста с ОНР. Параллельно с диагностикой речевого развития дошкольников с ОНР необходимо проводить диагностическое обследование закономерностей психического развития этих детей. Такой подход расширяет и углубляет возможности анализа структуры речевого дефекта и позволяет выявить не только речевую симптоматику нарушения, но и недостаточность высших психических функций, связанных с речевым развитием ребенка. Применение нейропсихологического подхода позволяет получить комплексное представление о функционировании и потенциальном развитии высших психических функций ребенка с ОНР, учитывать уровень их актуального развития для организации полноценной коррекционно-развивающей и логопедической работы, построенной с опорой на сохранные психические функции дошкольника [2].
Нейропсихология как область научного знания возникла в 40-х гг. 20-го столетия. Ведущие отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) уделяли важное внимание изучению мозговых механизмов психики. Интенсивное развитие общественных наук усилило актуальность проблемы взаимоотношения психики и мозга, решение которой стало важно не только для науки, но и для практической психологии и медицины, дефектологии и педагогики. Рождение нейропсихологии можно рассматривать как ответ на запрос науки и практики работы с людьми с нарушениями высших психических функций (речи и памяти, мышления и восприятия и т. д.). Первые идеи и экспериментальные разработки по проблемам нейропсихологии принадлежали Л.С. Выготскому, который впервые поставил вопрос о локализации высших психических функций в мозге. Ученый отметил, что значение отдельных участков коры головного мозга для формирования системы психических процессов неодинаково на разных возрастных этапах [3].
При этом важен тезис о том, что у ребенка одна и та же функция будет иметь разную локализацию, так как психика и мозг в дет-
Перышкова С.А.
Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи .
ском возрасте находятся в развитии. Эта и ряд других психологических концепций послужили началом и основой для развития А.Р. Лу-рия и его учениками основных задач нейропсихологии как науки [3].
Нейропсихологические методы исследования представляют собой систему заданий (проб), которые взаимосвязаны между собой. Каждый тест, направленный на исследование одной какой-либо высшей психической функции, при его правильном использовании может показать состояние и других высших психических функций, системно связанных с исследуемой. По инициативе А.Р. Лурия в 70-е гг. ХХ века стали закладываться основы нейропсихологии детского возраста. Потребность в новой ветви нейропсихологии определялась особенностями нарушений психических функций у детей при локальных поражениях мозга. Согласно данным клинических наблюдений, для детей в раннем возрасте при поражении коры левого полушария не характерны нарушения речевых функций как у взрослых. Другие проявления нарушений высших психических функций при очаговых поражениях коры головного мозга затрагивают перцептивные процессы и речевое развитие. Причем у детей чаще, чем у взрослых, возникают речевые нарушения при поражении правого полушария мозга. В связи с этим настала необходимость специального изучения и описания «детских» нейропсихологиче-ских симптомов и синдромов и специальной адаптации к детскому возрасту методов ней-ропсихологического исследования и их дальнейшего усовершенствования.
Нейропсихология детского возраста изучает особенности формировании мозговой организации психических процессов в процессе детского развития. Анализ многочисленных исследований по нейропсихологии детского возраста позволяет выделить основные направления в этой научной отрасли: изучение у детей на различных возрастных этапах локальных поражений головного мозга; а также изучение симптомокомплекса нарушений в работе высших психических функций с различными отклонениями в развитии. Нейропсихология оказалась востребованной и педагогикой, и дефектологией. В этой связи наблюдается широкое развитие практической нейропсихологии. Нейропсихология детского
возраста имеет широкое практическое значение, она востребована многими смежными дисциплинами [4].
Однако сегодня существует ряд проблем, возникающих при применении нейропсихоло-гического подхода в смежных областях знания. Можно отметить недостаточную разработанность научного подхода к отклонениям в развитии психической деятельности детей. Нейропсихологическая практика на современном этапе демонстрирует эмпирический подход к диагностике девиаций развития высших психических функций и их коррекции. Также среди проблем можно отметить отсутствие собственного нейропсихологиче-ского инструментария для диагностического обследования детей. Большинство применяемых методов - модификация лурьевских методов, разработанных для взрослых пациентов с локальными повреждениями мозга. Такой перенос не вполне корректен, может приводить к ошибкам в диагнозе старших дошкольников. Также в силу того, что интерес к ней-ронаукам в смежных отраслях возник сравнительно недавно, велика востребованность науки и практики в компетентных специалистах, обладающих должным уровнем знаний и умений в проведении качественного анализа диагностического материала. Тем не менее данные проблемы не умаляют значимость и эффективность применения методов нейропсихологии в диагностической и коррекцион-ной работе с детьми с ОНР.
На успешность коррекции нарушений речевого развития у детей с ОНР будет во многом влиять применение нейропсихологиче-ских приемов и технологий, создающих своеобразную базу для дальнейшей работы логопеда. В своих исследованиях Т.Г. Визель неоднократно отмечает продуктивность нейроп-сихологического подхода в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Применение ней-ропсихологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста будет активизировать компенсаторные силы и изменять психику ребенка «в сторону активизации поиска обходных путей выхода из безре-чия» [5, с. 102].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранность связей между зонами мозга, обеспечивающими речевое развитие, являет-
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2021. Т. 20. № 3 (49). C. 9-13. RU http://journals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://joumals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html
ся важнейшим условием полноценного развития речи. Психика ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР при корректном применении нейропсихологических технологий способна искать альтернативные варианты активизации речевых зон мозга. Кроме того, применение нейропсихологического подхода активизирует межполушарное взаимодействие у ребенка с ОНР и систематизирует работу обоих полушарий мозга. Ней-
ропсихологические технологии и приемы способствуют преодолению у детей с речевыми нарушениями интеллектуальных, поведенческих, двигательных расстройств, что будет способствовать повышению результативности дальнейшей логопедической работы. Таким образом, комплексное коррекци-онное воздействие на ребенка с ОНР необходимо осуществлять с применением нейроп-сихологических технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Визель Т.Г. Приобретение и распад речи. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 289 с.
2. Визель Т.Г. Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 243-246.
3. Рощина И.Ф., Зверева Н.В. Научное наследие А.Р. Лурия и современная отечественная клиническая психология развития // Медицинская психология в России. 2015. № 1 (30).
4. Тищенко Т.Д. Нейропсихология дошкольника: речевое развитие // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 126-127.
5. Визель Т.Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития // Вестник угрове-дения. 2015. № 3 (22). С. 95-104.
REFERENCES
1. Vizel T.G. Priobretenie i raspad rechi [Acquisition and Disintegration of Speech]. Barnaul, AltSPU Publ., 2016, 289 p. (In Russian).
2. Vizel T.G. Osobennosti korrektsionnoy raboty pri narusheniyakh vospriyatiya rechi na slukh [Features of correctional work in case of violations of speech perception by ear]. Samarskiy nauchnyy vestnik - Samara Scientific Bulletin, 2018, vol. 7, no. 1 (22), pp. 243-246. (In Russian).
3. Roshchina I.F., Zvereva N.V. Nauchnoe nasledie A.R. Luriya i sovremennaya otechestvennaya klinicheskaya psikhologiya razvitiya [A.R. Luria's scientific heritage and modern Russian clinical developmental psychology]. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii - Medical Psychology in Russia, 2015, no. 1 (30). (In Russian).
4. Tishchenko T.D. Neyropsikhologiya doshkol'nika: rechevoe razvitie [Neuropsychology of a preschooler: speech development]. Innovatsionnaya deyatel'nost' pedagoga v usloviyakh realizatsii FGOS [Innovative Activity of a Teacher in the Implementation of the Federal State Educational Standard]. Moscow, Berlin, Direkt-Media Publ., 2020, pp. 126-127. (In Russian).
5. Vizel T.G. Neyropsikhologicheskiy analiz grubykh narusheniy rechevogo razvitiya [Neuropsychological analysis of gross violation in speech development]. Vestnik ugrovedeniya - Bulletin of Ugric Studies, 2015, no. 3 (22), pp. 95-104. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Перышкова Светлана Алексеевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация. Е-таП: perissveta@yandex.ru ORCШ: https://orcid.org/QQQQ-QQQ3-1553-60Q3 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.
Svetlana A. Pyoryshkova - Candidate of Psychology, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: perissveta@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1553-6003 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.