Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MENTAL AND SPEECH PATHOLOGY / NEUROPSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS / POLILINGIZM / MULTICULTURAL REGION / NEUROPSYCHOLOGICAL METHODS OF CORRECTION / ПСИХОРЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПОЛИЛИНГИЗМ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козина Ирина Борисовна, Борисова Елена Юрьевна

Приводится анализ результатов исследования связной речи в пробах "«Составление рассказа по картине»" и "Составление рассказа по серии сюжетных картин" в процессе нейропсихологической диагностики психоречевого развития детей пятого и шестого года жизни поликультурного региона. Особенности формирования речи в среднем и старшем дошкольном возрасте определяются как клинико-физиологическими особенностями, так и социально-средовыми факторами, в частности, спецификой языковой среды. Коррекционное воздействие, предполагающее включение в традиционную практику логопедической работы нейропсихологических методов ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и приносит стойкий результат коррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козина Ирина Борисовна, Борисова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY AND CORRECTION SPEECH PATHOLOGY IN CHILDREN MIDDLE AND OLDER PRESCHOOL AGE LIVING IN MULTICULTURAL REGIONS

An analysis of the results of the study of coherent speech in the samples, " Making the story for the film, " and "Preparation of the story on a series of thematic pictures" in the process of neuropsychological diagnostics psychoverbal development of children of the fifth and sixth year of the life of a multicultural region. Features of formation of speech in the middle and older preschool age are defined as clinical and physiological characteristics and socio-environmental factors, in particular, the specificity of the language environment. The corrective effect is intended to include in the traditional practice of logopedic work neuropsychological methods leads to the formation of a single functional system of the brain and provides a full development of the child's personality and brings lasting results correctional work.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ»

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #12(16), 2016 ИЗЯ NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY AND CORRECTION SPEECH PATHOLOGY IN CHILDREN MIDDLE AND OLDER PRESCHOOL AGE LIVING IN

MULTICULTURAL REGIONS

KozinaI.B,

Ph.D., AssociateProfessor MariStateUniversity Borisova E.Y.

Ph.D.., Associate Professor MariStateUniversity

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Козина Ирина Борисовна,

Кандидат педагогических наук, доцент Марийский государственный университет.

Борисова Елена Юрьевна, Кандидат психологических наук, доцент Марийскийгосударственныйуниверситет.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 16-16-12004 а(р)

Summary: an analysis of the results of the study of coherent speech in the samples, " Making the story for the film, " and "Preparation of the story on a series of thematic pictures" in the process of neuropsychological diagnostics psychoverbal development of children of the fifth and sixth year of the life of a multicultural region. Features of formation of speech in the middle and older preschool age are defined as clinical and physiological characteristics and socio-environmental factors, in particular, the specificity of the language environment. The corrective effect is intended to include in the traditional practice of logopedic work neuropsychological methods leads to the formation of a single functional system of the brain and provides a full development of the child's personality and brings lasting results correctional work.

Keywords: Mental and speech pathology, neuropsychological diagnostics, polilingizm, a multicultural region, neuropsychological methods of correction.

Аннотация: приводится анализ результатов исследования связной речи в пробах "«Составление рассказа по картине»" и "Составление рассказа по серии сюжетных картин" в процессе нейропсихологической диагностики психоречевого развития детей пятого и шестого года жизни поликультурного региона. Особенности формирования речи в среднем и старшем дошкольном возрасте определяются как клинико-фи-зиологическими особенностями, так и социально-средовыми факторами, в частности, спецификой языковой среды. Коррекционное воздействие, предполагающее включение в традиционную практику логопедической работы нейропсихологических методов ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и приносит стойкий результат коррекцион-ной работы.

Ключевые слова.Психоречевая патология, нейропсихологическая диагностика, полилингизм, поликультурный регион, нейропсихологические методы коррекции.

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии, детей с вариантами развития в пределах нижненормативных границ без грубой патологии, проблемы обучаемости которых подчас практически неразрешимы традиционными общепринятыми психолого-педагогическими методами и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. В нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно (G.Rourke, 1985; K. Tapio, 1988; Р. Сантана, 1991; А. В. Семенович, С. О. Умрихин, А. А. Цыганок, 1992; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994)..

Анализ последних исследований и публикаций. В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации

психического развития ребенка. Поэтому в последнее десятилетие нейропсихология все шире внедряется в современную педагогическую практику (Ахутина Т.В., Камардина И.О., Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Полонская Н.Н., Семенович А.В.).

Республика Марий Эл является поликультурным регионом. Поликультурность тесно связана с полилингвальностью населения, часто ребенок, особенно проживающий в сельской местности, оказывается в ситуации общения с представителями двух или трех языковых групп. В большинстве случаев, это русский язык из группы восточно-славянских языков, марийский из группы финно-угорских и татарский из группы тюркских. Каким образом ситуация полилингвальности сказывается на особенностях психического, особенно речевого развития, - проблема, которая интересует многих современных психологов, педагогов, дефектологов. В современном мире миграционные процессы

Иж110с1п1оеигоре]А'к1е Сха8ор\8то Ыаикоч'е (Еазг Еигорест БаепИ/1с Лита!) #12(16), 2016

разворачиваются столь стремительно, что эти вопросы становятся чрезвычайно острыми, а ответы на них актуальными, требующими немедленного практического решения.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы.По данным Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Марий Эл, наблюдаются тенденции ежегодного увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной психолого-педагогической и коррекцион-ной помощи специалистов.При разработке программ и технологий, призванным помочь таким детям, как правило, не принимаются во внимание особенности развития и взаимодействия мозговых систем и механизмов в ситуации усвоения ребенком разных языков. В связи с существующей в Республике Марий Эл поликультурностью, часть детей дошкольного возраста развивается в полилинг-вальной среде, что определяет актуальность учета нейропсихологических и психологических механизмов и факторов развития высших психических функций в условиях языкового разнообразия.

Цель статьи.В представленной работе мы пытались провести анализ развития связной речи детей дошкольного возраста с системным недоразвитием речи, обусловленным различными формами психического дизонтогенеза (общее недоразвитие речи и задержка психического развития). Исследование проводилось в рамках проекта, поддержанного Российским государственным научным фондом (проект N° 16-16-12004) Разработка технологии нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, проживающих в условиях поликультурного региона (на примере Республики Марий Эл). Всего было продиагностировано 100 детей пятого года жизни и 80 детей четвертого года жизни с условно нормативным и отклоняющимся развитием. Демографическая карта исследования включала воспитанников дошкольных образовательных организаций городов и сельских населенных пунктов Республики Марий Эл. [4,а54] В исследовании использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурией (1969) [5] и модифицированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова во главе с Т.В. Ахутиной (1996). [1] На предыдущем этапе мы проводили подробный анализ речевого развития детей старшего возраста и младшего дошкольного возраста с нормативным

развитием и с проявлениями психического дизон-тогенеза. По результатам названного обследования, мы пришли к выводу, что в этом старшем дошкольном возрасте полилингвальность не проявляет себя решающим образом, в отличие от более ранних этапов психического развития. В полилингвальной среде становление речи ребенка младшего и среднего дошкольного возраста протекает специфично. Наличие клинико-физиологических факторов неблагополучия осложняется социально-средовыми феноменами, что вызывает стойкие проявления признаков психического дизонтогенеза [7].

Изложение основного материала.Рассмот-рим особенности развития связной речи детей исследуемых групп. В исследовании принимали участие 55 детей шестого года жизни и 64 ребенка пятого года жизни. Все испытуемые с системным недоразвитием речи, т.е. с признаками первичной и вторичной речевой патологии (общее недоразвитие речи и задержка психического развития). Все дети воспитываются в образовательных учреждениях различных районов Республики Марий Эл, и находятся в поли-/ билингвальном социальном окружении.. Анализ результатов в пробе «Составление рассказа по картине»[2, с.21] показал, что 24% старших дошкольников, воспитывающихся в моно-лингвальном окружении (группа 1) показали развернутую, последовательную, правильно оформленную связную речь. Среди детей, находящихся в условиях билингвизма (группа 2), детей с такими характеристиками связной речи оказалось лишь 3,4 %.Допускали единичные ошибки при построении конструкций связной речи в обозначенной пробе, соответственно, 24% детей группы 1 и 27,6% детей группы 2. Таким образом, около половины детей, принимавших участие в экспериментальном исследовании, по результатам данной пробы продемонстрировали неплохой уровень сформированности связной речи. Вторая половина контингента показала допускает множественные ошибки в плане неполноты конструкций связной речи, что свидетельствует о низком уровне владения связной речью.

В группе дошкольников пятого года жизни лишь небольшой процент детей показали достаточный уровень владения связной речью, около половины детей (48% ) допускают множественные ошибки при конструировании фраз, около половины (47%) практически не владеют связным рассказыванием. В разрезе языкового окружения все эти дети - билингвы.(таблица 1)

Таблица1.

Оценки за выполнение пробы Составление рассказа по картине и

^ППППРНТ ПАТАН 11 'к 1\11111)1Ы11Х РППТПРТ/>ТО«ГШ1ПУШ <И КЧ11Ч'М

Оценка Составление рассказа по картине

Дети-монолингвы Дети - билингвы

группа 0 1 2 3 0 1 2 3

Шестой год жизни 24 24 52 0 3,4 27,6 45 24

Пятый год жизни 0 6,3 56,3 37,5 0 19,1 46,8 34

*Составление рассказа по картине: 0- связная речь развернутая, последовательная, правильно оформленная; 1- единичные ошибки в плане неполноты или избыточности конструкций связной речи; 2- множественные ошибки в плане неполноты или избыточности конструкций связной речи, нарушения порядка слов; 3 - связный рассказ практически не доступен.

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #12(16), 2016 ИЗЯ

Более сложную картину мы наблюдали при изучении связной речи впробе "Составление рассказа по серии сюжетных картин". 16% детей группы 1 разложили картины серии верно и безошибочно, в группе 2 таких детей оказалось только 7%. Большинству детей (около 59%) из обеих групп потребовалась помощь экспериментатора в виде наводящих вопросов при определении правильной последовательности картин. 22% детей не справились с определением последовательности картин даже при помощи педагога. Такие результаты показали дети обеих групп, приблизительно в равной пропорции.

При оценивании по критерию смысловой адекватности рассказов испытуемых треть детей показала отсутствие ошибок названного типа. Большинство таких детей из группы 1. Признаки неадекватности правополушарного типа, а именно, нереалистичное толкование событий обнаружилось у 10% детей шестого года жизни и 14,5% детей пятого года жизни, в, основном, это дети из билинг-вального окружения. Признаки смысловой неадекватности левополушарного типа обнаружились у 20% старших детей и 34% младших. Неадекватность этого типа также в большей степени проявлялась у детей с признаками билингвизма социального окружения. По критерию грамматического оформления детям-билингвам в большей степени, чем детям монолингвам свойственны укороченные предложения, присутствие аграмматизмов, однотипность построения фраз рассказа. Среди детей пятого года жизни достаточно большое количество испытуемых допускали множественные грубые синтаксические ошибки, все они билингвы.

Таким образом, сочетанное влияние клинико-физиологических и социальных особенностей психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста оказывают негативное влияние на формирование связной речи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Все это в очередной раз свидетельствует о необходимости организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям.

Нами была предложена технология включения в традиционную практику логопедической работы нейропсихологических методов. Коррекционно-развивающая работа, имеющая нейропсихологиче-скую направленность, имеет три направления: формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций, развитие и восстановление меж-полушарных взаимодействий, развитие и коррекция познавательных функций и входящих в неё компонентов.В настоящее время ведущим методом коррекционно-развивающей работы становится метод замещающего онтогенеза. Суть данного подхода заключается в том, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию развития всех высших психических функций (Семенович А.В.)[9] Такое коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной

системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и приносит стойкий результат коррекционной работы.

Контрольные срезы, проведенные нами после двух месяцев работы педагога-дефектолога и через пять месяцев соответственно показывают выраженную динамику преодоления речевых трудностей как в группе детей с монолингвальным окружением, так и в группе детей - билингвов.

Выводы и предложения. В целом, результаты исследования речи показывают, что особенности языкового окружения сказываются на особенностях формирования речи у детей 4-6 лет поликультурного региона. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что билингвизм, общение в семье на языке, отличном от языка обучения в дошкольных образовательных организациях,как правило, наблюдались у детей с признаками психического дизонтогенеза. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности кли-нико-физиологических и социально-средовых факторов ситуации психического развития ребенка в поликультурном регионе.

Таким образом, можно предполагать, что в би-лингвальной среде психическое развитие ребенка среднего и старшего дошкольного возраста, в частности, становление связной речи, протекает специфично. Наличие клинико-физиологических факторов неблагополучия осложняется соци-ально-средовыми феноменами, что вызывает стойкие проявления признаков психического дизонтогенеза. Все это подчеркивает актуальность целенаправленного психолого-педагогического воздействия в контексте развития речи с учетом своеобразия как психопатологических, так и культурологических факторов. Коррекционное воздействие, предполагающее включение в традиционную практику логопедической работы нейропсихо-логических методов ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка и приносит стойкий результат коррекционной работы.

Список литературы:

1. Ахутина, Т.В. Как дети 5-7 лет передают смысл картинок? / Т.В. Ахутина, К.В. Засыпкина, А.А. Романова // Аутизм и нарушения развития. -2009. - №3. - C. 1-11.

2. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.

3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб. : Питер, 2008. - 320 е.: ил.

4. Borisova E., Kozina I., Neuropsychological Approach to the Study of Special Aspects of Development of Preschool Children with Psychoverbal Pathology, Review of European Studies, Published by Canadian Center of Science and Education, Toronto, 2015, 7, 5259, 8, p.52-59.

5. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #12(16), 2016 ИЗЯ

поражениях мозга. Изд. 3-е./ А.Р. Лурия М.: Академический проект, 2000. 512 с.

6. Глозман Ж.М., Амелина Е.Г. Особенности развития и нейропсихологическая коррекция многоязычного дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2015. - №4. - С.46-53.

7. Козина И.Б., Нейропсихологический анализ речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста, проживающих в поликультурном регионе// Восточно-Европейский Научный Журнал( East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie

Czasopismo Naukowe). Варшава, 2015. -№ 2, том 3, С. 138 - 141.

8. Borisova, E.Y., Kozina, I.B,. Aran I. S,. Karan-daeva T. A, Shalaeva S. L. and Trofimova V I., 2016. AGE DYNAMICS IN FORMATION OF REGULATORY AND SPEECH FUNCTIONS IN PRESCHOOL AGE: NEUROPSYCHOLOGICAL ASPECT. The Social Sciences, 11: 1658-1666

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -- М.: Академия, 2002. - С. 232 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.