ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Kozinal.B,
Ph.D., AssociateProfessor MariStateUniversity Козина Ирина Борисовна,
Кандидат педагогических наук, доцент Марийский государственный университет.
THE USE OF A NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH TO THE CORRECTION OF SPEECH DISORDERS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE LIVING IN THE MULTICULTURAL REGION ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИКОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОЙ
ПАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙСТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ
ВПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 1616-12004 а(р)
Summary: in article the analysis of results of formation and correction of coherent speech of preschool children (sixth and seventh year of life). In early studies in children of the examined groups was determined by the signs of speech pathology. An additional factor, according to the author, complicating the picture of underdevelopment of speech of children, is the specificity of their social environment, consisting of bi-polylinguality their microenvironment. The inclusion of traditional practices of speech therapy neuropsychological methods leads to the formation of a single functional system of the brain and provides a full-fledged mental development of the child, including speech.
Keywords: Speech pathology, neuropsychological approach, polylinguism, multicultural region, logopedic correction.
Аннотация: в статье приводится анализ результатов формирования и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста (шестой и седьмой год жизни). В начале исследования у детей исследуемых групп определялись признаки речевой патологии. Дополнительным фактором, по мнению автора, осложняющим картину недоразвития речи детей, является специфичность их социального окружения, состоящая в би-/ полилингвальностиих микросреды. Включение в традиционную практику логопедической работы нейропсихологических методовведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное психическое развитиеребёнка, в том числе речевое.
Ключевые слова:Психоречевая патология, нейропсихологический подход, полилингизм, поликультурный регион, логопедическая коррекция.
Постановка проблемы. Современный этап развития теории и практики преодоления дизонто-генетических показателей в развитии детей дошкольного возраста характеризуется формированием представлений о системных нарушениях ре-чевогоразвития как о вторичных проявлениях первичного дизонтогенеза в формировании высших психических функций ребенка [3,а84]. Такие представления об исходных причинах речевой патологии позволяют предположить необходимость использования нейропсихологического подхода в практике реализации традиционных технологий логопедического воздействия.
Анализ последних исследований и публикаций. В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход к коррекции и абилитации психического развития ребенка. Поэтому в последнее десятилетие нейропсихология все шире внедряется в современную педагогическую практику (Ахутина Т.В., Камардина И.О., Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Полонская Н.Н., Семенович А.В.).
Как указывалось в наших предыдущих исследованиях [8, 9] Республика Марий Эл является по-
ликультурным регионом с закономернойполилинг-вальностью населения. Дети, проживающие в некоторых районах республики общаются с представителями двух илитрех языковых групп. В большинстве случаев, эторусский язык из группы восточно -славянских языков, марийский из группы финно-угорских и татарский из группы тюркских. Каким образом ситуация полилингвальности сказывается на особенностях психического, в первую очередь, речевого развития. Неслучайно, что обычная практика логопедического сопровождения детей - билингвов оказывается недостаточно эффективной. Все это обусловило обращение к методам нейро-психологической диагностики и коррекции психоречевого развития детей, живущих в нашем регионе.
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. По мнению современных ученых и данным практических психологов и дефектологов, наблюдаются тенденции ежегодного увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной психолого-педагогическойи коррекционной помощи специалистов. "... Накопление в современной
детской популяции патологических стигм приобретает всё больший размах..." [3, 86]. При разработке программ и технологий, призванных помочь таким детям, как правило, не принимаются во внимание особенности развития и взаимодействия мозговых систем и механизмов в ситуации усвоения ребенком разных языков. Исследование и коррекция связной речи в комплексе с другими, базовыми психическими функциями в рамках нейропсихологиче-ского подхода позволит раскрыть взаимосвязь, существующую между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями и выявить нарушения, специфичные для речевой патологии, возможно, позволят оценить фактор полилингвизма социального окружения ребенка, как осложняющего и без того полифакторную картину речевой недостаточности.
Цель статьи. В представленнойстатьемы пытались провестианализ развития и коррекции связной речи детей старшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи, обусловленным различными формами психического дизонтогенеза (общее недоразвитие речи и задержка психического развития). Исследование проводилось в рамках проекта, поддержанного Российским государственным научным фондом (проект № 16-16-12004). Разработка технологии нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, проживающих в условиях поликультурного региона (на примере Республики Марий Эл). Демографическая карта исследования включала воспитанников дошкольных образовательных организаций городов и сельских населенных пунктов Республики Марий Эл. [1,а54]. В исследовании использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурией (1969) [10] и модифицированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова во главе с Т.В. Ахутиной (1996) [5]. На предыдущихэтапах мы проводили подробный анализречевого развития детей старшего возраста и младшего дошкольного возраста с нормативным развитием и с проявлениями психического дизонтогенеза [8,9]Представляет интерес насколько эффективным окажется применение нейропсихологического подхода в логопедическом сопровождении обучения детей, воспитывающихся в условиях билингвального окружения.
Изложение основного материала. Рассмотрим особенностикоррекции связной речи детей исследуемых групп.В исследовании принимали уча-стие55 детей седьмого года жизнии 64 ребенка ше-стогогода жизни. Все испытуемыес системным недоразвитием речи, т.е. с признаками первичной и вторичной речевой патологии (общее недоразвитие речи и задержка психического развития). Все дети воспитываются в образовательных учреждениях различных районов Республики Марий Эл, и нахо-дятсяв поли-/ билингвальном социальном окружении..
На формирующем этапе реализовывалась комплексная коррекционно-развивающая работа, включающая сочетание двигательной и когнитивной коррекции в форме индивидуальных и групповых занятий. Основное содержание коррекционно-развивающих программ было представлено игровыми методами, в том числе, предполагающими двигательное опосредование когнитивных процессов. Подбор игровых заданий, их количество и сложность носили индивидуализированный характер, поскольку определялись нейропсихологиче-ским статусом ребенка. Ожидаемым результатом коррекционной работы являлось продвижение дошкольников в умении усваивать и выполнять двигательные программы, выстраивать основные смысловые единицы рассказа в правильной последовательности, концентрировать внимание на выполнении корректурной пробы, что в совокупности отражало бы положительную динамику формирования произвольной регуляции, программирования и контроля. В речевом статусе предполагалось наличие развернутой, последовательной и правильно оформленной речи.
Положительные сдвиги по большинству исследуемых параметров регуляторной сферы и связной речи выявлены как в экспериментальной, так и в контрольной группах.
Более заметна разница позитивной динамики программирования связного рассказа: у 40 % испытуемых экспериментальной группы уменьшилось число пропусков смысловых единиц и необоснованных повторов связующих слов, в то время как в контрольной группе 90% детей не улучшили свои результаты. В целом, в экспериментальной группе заметно улучшились показатели выполнения программы, как на двигательном уровне, так и в вербальных заданиях, хотя процесс усвоения задания сопровождается определенными затруднениями и в большинстве случаев сохраняется необходимость повторения инструкции.
Рассмотрим изменения параметров в речевых пробах. В пробе на называние предметов все дети экспериментальной группы безошибочно актуализировали соответствующие понятия. В контрольной группе 20% испытуемых проявили поиск номинаций, отмечалось увеличение латентного периода при названии слов. Характерно, что в обеих группах отсутствую дети, которые показали бы наличие множественных парафазий и персевераций. Анализ пробы на название низкочастотных слов показал, что 80% детей экспериментальной группы не испытывали трудностей при назывании слов представ-леннойгруппы. Остальные дети проявляли поиск номинаций, увеличение латентного периода называния, также отмечались единичные парафазии. Были обнаружены испытуемые, которым потребовались подсказки первого звука в слове. В контрольной группе около 50% воспитанников показа-лисложности в назывании предметов, остальные справились с заданием успешно. Наибольший интерес вызвал анализ комплексной пробы "Составление рассказа по серии сюжетных картин" Рас-
сказы детей стали более связными, утратили признаки неадекватности, сюжет был представлен более верно. Дети экспериментальной группы, которые на первомэтапе нуждалисьв подсказках, на последующих срезах справлялись с заданием самостоятельно. У незначительного количества испытуемых контрольной группы в речи сохранились повторы связующих слов. Таким образом, показатели динамики речевого развития в экспериментальной группе были более значимыми, нежели в контрольной группе.
С целью оценки значимости различий динамики исследуемых показателей в контрольной и экспериментальной группах осуществлено сравнение сдвигов по критерию Mann-Whitney U. Статистический анализ позволяет констатировать значимые различия между группами в сдвигах в сторону улучшения по таким параметрам как программирование рассказа
(р=0,003),грамматическое оформление рассказа (р=0,043), количество слов в рассказе (р=0,008), средняя длина фразы (р=0,036).
В целом, анализ результатов исследования подтверждает результативность дифференцированного коррекционно-развивающего воздействия, построенного с учетом актуальных возможностей ребенка, определяемых на основании нейропсихоло-гического статуса.Выявленные тенденции требуют дальнейшего изучения и определяют необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом-нейропсихологического статуса ребенка.
Выводы из данного исследования.
На основании анализа результатов проведенного исследования можно констатировать следующее:
1. Анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста, проживающих в поликультурном регионе с применением нейропсихоло-гического подхода, свидетельствует о незавершенности процессов формирования как показателей речевого развития детей, так и базовых составляющих речи как высшей психической функции.
2. Программа логопедического сопровождения коррекционного обучения детей дошкольного возраста с признаками системной речевой патологии, осложненной специфичностью речевого окруже-ния,включающаянейропсихологический подход, демонстрирует более высокую результативность в сравнении с традиционной, не учитывающей формирование недостаточной сформированности функций, выступающих в качестве базовых врече-вом онтогенезе.
3.Рассматриваемая программа логопедического сопровождения, включающая нейропсихоло-гический подход, предполагает систематическую и продолжительную реализацию.
Список литературы:
1. Borisova E., Kozina I., Neuropsychological Approach to the Study of Special Aspects of Development of Preschool Children with Psychoverbal Pathology, Review of European Studies, Published by Canadian Center of Science and Education, Toronto, 2015, 7, 5259, 8, p.52-59.
2. Borisova, E.Y., Kozina, I.B,. Aron I. S,. Karandaeva T. A, Shalaeva S. L. and Trofimova V. I., 2016. AGE DYNAMICS IN FORMATION OF REGULATORY AND SPEECH FUNCTIONS IN PRESCHOOL AGE: NEUROPSYCHOLOGICAL ASPECT. The Social Sciences, 11: 1658-1666
3. Астаева А.В., Воронкова Д.И., Королева М.Б. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи// ВестникЮжно-Уральского государственного университета. - 2010. -№27 - С.82 - 86.
4. Ахутина, Т.В. Как дети 5-7 лет передают смысл картинок? / Т.В. Ахутина, К.В. Засыпкина, А.А. Романова // Аутизм и нарушения развития. -2009. - №3. - C. 1-11.
5. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб. : Питер, 2008. - 320 е.: ил.
6. Глозман Ж.М., Амелина Е.Г. Особенности развития и нейропсихологическая коррекция многоязычного дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2015. - №4. - С.46-53.
7. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
8. Козина И.Б., Борисова Е.Ю. Нейропсихологический подход к изучению и коррекции речевой патологии у детей среднего и старшего дошкольного возраста, проживающих в поликультурном регионе// Восточно-Европейский Научный Журнал( East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe). Варшава, 2016. -№ 12 (16),С. 56 - 59.
9. Козина И.Б., Нейропсихологический анализ речи у детей младшего и среднего дошкольного возраста, проживающих в поликультурном регионе// Восточно-Европейский Научный Журнал( East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe). Варшава, 2015. -№ 2, том 3, С. 138 - 141.
10. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е./ А.Р. Лурия М.: Академический проект, 2000. 512 с.
11. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -- М.: Академия, 2002. - С. 232 .