Научная статья на тему 'Возможности нейропсихологического подхода в сопровождении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в условиях поликультурного региона'

Возможности нейропсихологического подхода в сопровождении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в условиях поликультурного региона Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
629
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЛИЛИНГВАЛЬНАЯ И МОНОЛИНГВАЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисова Елена Юрьевна

Введение. Современная ситуация характеризуется прогрессирующим ухудшением состояния психического здоровья детской популяции, ростом числа детей с отклонениями в развитии. В связи с эти сохраняется актуальность разработки методов и подходов, позволяющих своевременно диагностировать трудности и предупреждать развитие явлений дезадаптации. Цель. Основной целью исследования, представленного в данной статье, являлась разработка и апробация основанной на нейропсихологическом подходе технологии психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях полилингвальной социокультурной среды. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие воспитанники средних групп дошкольных учреждений с общим недоразвитием речи 3 уровня и с задержкой психического развития в количестве 70 человек, в том числе 40 дошкольников составили экспериментальную и 30 контрольную группы. Диагностическая программа включала отдельные пробы адаптированных для детей вариантов батареи тестов А. Р. Лурия. На формирующем этапе реализовывалась комплексная коррекционно-развивающая работа, основанная на сочетании двигательной и когнитивной коррекции. Результаты исследования. Представлен сравнительный анализ динамики показателей психического развития детей дошкольного возраста разных нозологических категорий, воспитывающихся в полилингвальной и в монолингвальной среде. Результатом коррекционной работы стало продвижение дошкольников в умении усваивать и выполнять двигательные программы, выстраивать основные смысловые единицы рассказа в правильной последовательности, что отражает положительную динамику формирования произвольной регуляции, программирования и контроля. Обсуждение и заключение. Анализ результатов позволяет утверждать, что реализация нейропсихологического подхода в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает позитивные изменения, характеризующие как регуляторные, так и праксические и гностические процессы, при этом более выраженный позитивный эффект обеспечивается при достаточно продолжительном коррекционнно-развивающем воздействии. Выявлено влияние специфики языковой среды на эффективность коррекционно-развивающей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current situation is characterized by progressive deterioration of the mental health of the child population, the increase in the number of children with deviations in development. In this connection is a problem of development of methods and approaches to diagnose difficulties and to prevent the development of symptoms of maladjustment. Purpose. The main objective of the research presented in this article was development and testing based on the neuropsychological approach of technology of psychological and pedagogical support of preschool children with disabilities living in conditions of polylingual sociocultural environment. Materials and methods. The experiment involved pupils of secondary groups of preschool institutions with General speech underdevelopment of level 3 and with a delay of mental development in the amount of 70 people, including 40 preschoolers to experimental and 30 to control group. The diagnostic program included some tests adapted for children battery options tests A. R. Luria. In the forming step was implemented a complex of correctional-developing work based on the combination of motor and cognitive correction. Results. Implemented comparative analysis of dynamics of indicators of mental development of preschool children of different nosological categories living in polylingual and monolingual environment. The result of remedial work is to promote preschoolers ' ability to learn and execute motor programs to build basic semantic unit of the story in the correct sequence, reflecting the positive dynamics of formation of arbitrary regulation, programming and control. Discussion and Conclusions. Analysis of the results suggests that implementation of a neuropsychological approach to support for children with disabilities provides a positive change, characterizing both the regulative and praksis and gnostic processes, with a more pronounced positive effect is ensured with a sufficiently long correctional and developmental impact. It was revealed the effect of the specifics of the language environment on the effectiveness of correctional-developing work.

Текст научной работы на тему «Возможности нейропсихологического подхода в сопровождении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в условиях поликультурного региона»

УДК 159.9.07

ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА

Е. Ю. Борисова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Введение. Современная ситуация характеризуется прогрессирующим ухудшением состояния психического здоровья детской популяции, ростом числа детей с отклонениями в развитии. В связи с эти сохраняется актуальность разработки методов и подходов, позволяющих своевременно диагностировать трудности и предупреждать развитие явлений дезадаптации. Цель. Основной целью исследования, представленного в данной статье, являлась разработка и апробация основанной на нейропсихологическом подходе технологии психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях полилингвальной социокультурной среды. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие воспитанники средних групп дошкольных учреждений с общим недоразвитием речи 3 уровня и с задержкой психического развития в количестве 70 человек, в том числе 40 дошкольников составили экспериментальную и 30 - контрольную группы. Диагностическая программа включала отдельные пробы адаптированных для детей вариантов батареи тестов А. Р. Лурия. На формирующем этапе реализовывалась комплексная коррекционно-развивающая работа, основанная на сочетании двигательной и когнитивной коррекции. Результаты исследования. Представлен сравнительный анализ динамики показателей психического развития детей дошкольного возраста разных нозологических категорий, воспитывающихся в полилингвальной и в монолингвальной среде. Результатом коррекционной работы стало продвижение дошкольников в умении усваивать и выполнять двигательные программы, выстраивать основные смысловые единицы рассказа в правильной последовательности, что отражает положительную динамику формирования произвольной регуляции, программирования и контроля. Обсуждение и заключение. Анализ результатов позволяет утверждать, что реализация нейропси-хологического подхода в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает позитивные изменения, характеризующие как регуляторные, так и праксические и гностические процессы, при этом более выраженный позитивный эффект обеспечивается при достаточно продолжительном коррекционнно-развивающем воздействии. Выявлено влияние специфики языковой среды на эффективность коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика, психолого-педагогическое сопровождение, поли-лингвальная и монолингвальная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Благодарности: исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Марий Эл в рамках научного проекта № 16-16-12004 а(р).

THE POSSIBILITIES OF NEUROPSYCHOLOGICAL APPROACH T O SUPPORT PRESCHOOL CHILDREN WITH LIMITED HEALTH ABILITIES LIVING

IN THE MULTICULTURAL REGION

E. Y. Borisova

Mari State University, Yoshkar-Ola

The current situation is characterized by progressive deterioration of the mental health of the child population, the increase in the number of children with deviations in development. In this connection is a problem of development of methods and approaches to diagnose difficulties and to prevent the development of symptoms of maladjustment. Purpose. The main objective of the research presented in this article was development and testing based on the neuropsychological approach of technology of psychological and pedagogical support of preschool children with disabilities living in conditions of polylingual sociocultural environment. Materials and methods. The experiment involved pupils of secondary groups of preschool institutions with General speech underdevelopment of level 3 and with a delay of mental development in the amount of 70 people, including 40 preschoolers to experimental and 30 to control group.

© Борисова Е. Ю., 2017

The diagnostic program included some tests adapted for children battery options tests A. R. Luria. In the forming step was implemented a complex of correctional-developing work based on the combination of motor and cognitive correction. Results. Implemented comparative analysis of dynamics of indicators of mental development of preschool children of different nosological categories living in polylingual and monolingual environment. The result of remedial work is to promote preschoolers ' ability to learn and execute motor programs to build basic semantic unit of the story in the correct sequence, reflecting the positive dynamics of formation of arbitrary regulation, programming and control. Discussion and Conclusions. Analysis of the results suggests that implementation of a neuropsychological approach to support for children with disabilities provides a positive change, characterizing both the regulative and praksis and gnostic processes, with a more pronounced positive effect is ensured with a sufficiently long correctional and developmental impact. It was revealed the effect of the specifics of the language environment on the effectiveness of correctional-developing work.

Key words: neuropsychological diagnostics, psychological and pedagogical support,polylingual and monolingually environment, children with limited health abilities.

Acknowledgements: the reported study was funded by RFPR and Government of the Mari El region according to the research project № 16-16-12004 a(p).

Введение

Характеризуя состояние психического здоровья детской популяции, большинство исследователей отмечает его прогрессирующее ухудшение, констатируя рост числа детей с отклонениями в психическом развитии, наличие у большинства признаков неблагополучия ЦНС. Именно поэтому не теряет своей актуальности поиск методов и подходов, дающих возможность своевременно диагностировать трудности и предупреждать развитие явлений дезадаптации. Все большее внимание, как при оценке актуального развития ребенка, так и, соответственно, при планировании эффективной псхокоррекционной работы, уделяется нейропсихологическому подходу, позволяющему выявить слабые когнитивные механизмы, обусловливающие большинство трудностей, возникающих при обучении [1; 3; 4; 6; 7; 8; 10; 12].

Эффективность использования нейропсихоло-гических методов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья сегодня является общепризнанной, в связи с чем школьная нейропсихология активно внедряется в современную педагогическую практику [2; 9; 10]. Однако большинство разработанных программ ориентировано на младший школьный возраст, кроме того, часто за рамками исследований остаются вопросы учета особенностей развития и взаимодействия мозговых систем и механизмов в ситуации усвоения ребенком разных языков. Как отмечают Т. Г. Визель и А. В. Константинова, усваивать два языка ребенок может только в случае нормального речевого и психомоторного развития, и в условиях билингвизма патологические факторы, тормозящие усвоение учебного материала, оказываются гораздо более значимыми, чем в монолингваль-

ных [7]. С учетом характерной для нашей страны поликультурности, значительная часть детей дошкольного возраста развивается в полилингвистической среде, что определяет актуальность учета нейропсихологических и психологических механизмов и факторов развития высших психических функций в условиях языкового разнообразия.

Цель исследования

Основной целью исследования является разработка и апробация основанной на нейропсихо-логическом подходе технологии психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях полилинг-вальной социокультурной среды. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что программа коррекционно-развиваю-щего обучения, основанная на результатах дифференцированной и системной нейропсихоло-гической диагностики, может быть достаточно эффективна.

Материалы и методы

В рамках данного исследования, реализованного при поддержке РФФИ (проект № 16-16-12004) осуществлен сравнительный анализ динамики показателей психического развития детей дошкольного возраста (пятый год жизни) разных нозологических категорий, воспитывающихся в полилинг-вальной и в монолингвальной среде. Динамика показателей отслеживалась в процессе реализации психолого-педагогического сопровождения, включающего нейропсихологическую диагностику и коррекцию. В эксперименте приняли участие воспитанники средних групп дошкольных учреждений с общим недоразвитием речи 3 уровня и с задержкой психического развития в количестве

70 человек, в том числе 40 дошкольников составили экспериментальную и 30 - контрольную группы. Формирование групп осуществлялось на основе заключений психолого-медико-педагогической комиссии, а также по показателям экспертной оценки педагогов (учителей-логопедов).

В реализации апробируемой программы сопровождения принимали участие учителя-логопеды, педагоги-психологи и воспитатели групп.

Диагностическая программа нашего исследования включала отдельные пробы адаптированных для детей вариантов батареи тестов А. Р. Лурия (Т. В. Ахутина и др., Ж. М. Глозман и др.) [8; 11]. В нашем исследовании тестовая батарея включала 22 пробы, выполнение которых оценивалось и анализировалось по 73 параметрам. Обследование осуществлялось на констатирующем и контрольном этапах, кроме того, с целью оценки динамики показателей была проведена промежуточная диагностика.

На формирующем этапе в течение учебного года в индивидуальной и групповой форме реали-зовывалась комплексная коррекционно-развиваю-щая работа, основанная на сочетании двигательной и когнитивной коррекции. Преобладающее содержание коррекционно-развивающих программ было представлено игровыми методами, в том числе, предполагающими двигательное опосредование когнитивных процессов. Подбор игровых заданий, их количество и сложность носили индивидуализированный характер, поскольку определялись нейропсихологическим статусом ребенка.

Результаты

С целью оценки динамики показателей, после реализации 1 этапа программы сопровождения (два месяца коррекционной работы) была осуществлена промежуточная диагностика по отдельным пробам (динамический праксис, реципрокная координация, отсроченная моторная память, корректурная проба и составление рассказа по картинкам). Положительные сдвиги по большинству исследуемых параметров, отражающие возрастную динамику становления регуляторных функций, были отмечены в обеих группах. Оценка значимости различий динамики исследуемых показателей по критерию Mann-Whitney U в контрольной и экспериментальной группах (осуществлено сравнение сдвигов) позволила констатировать значимые различия между группами в сдвигах в сторону улучшения по таким параметрам как выполнение программы (р = 0,036) и ошибки серийной организации (р = 0,008) в пробе на отсроченную моторную память, продуктивность

выполнения корректурной пробы (р = 0,043) и программирование рассказа (р = 0,003) [5].

Программа итоговой диагностики, завершающей программу сопровождения, по своему составу полностью соответствовала первичной. Сравнение выраженности положительных сдвигов в контрольной и экспериментальной группах (Mann-Whitney U) выявило статистические значимые различия по следующим параметрам: усвоение программы (р = 0,019) и порядок элементов (р = 0,015) в пробе на динамический праксис; выполнение программы в пробе на ре-ципрокную координацию (р = 0,023); продуктивность выполнения заданий на праксис позы левой рукой (р = 0,033), а также межполушарное взаимодействие в этой же пробе (р = 0,001); продуктивность выполнения заданий на оральный праксис (р = 0,00001); качество копирования рисунка (р = 0,021); результативность идентификации реалистичных изображений в пробе на зрительный гнозис (р = 0,003); смысловая адекватность рассказа (р = 0,030) в задании на составление рассказа по серии сюжетных картинок; понимание логико-грамматических конструкций (р = 0,011). Не достигают статистической значимости, но могут быть рассмотрены как тенденция улучшения показателей времени составления (р = 0,065) и количества слов в самостоятельном рассказе (р = 0,065) по серии сюжетных картинок. В целом можно констатировать, что реализация нейропсихологическо-го подхода в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает позитивные изменения, характеризующие как регулятор-ные, так и праксические и гностические процессы.

Рассмотрим более подробно структуру сдвигов по некоторым диагностируемым параметрам. Если по результатам промежуточной диагностики изменение показателей усвоения программы в пробе на динамический праксис оказалось практически идентичным в обеих группах и около 40 % дошкольников не улучшили свои результаты, то в ходе итоговой диагностики подобная картина сохранилась лишь в контрольной группе [5]. На первоначальном этапе только 7,3 % дошкольников экспериментальной группы были способны усвоить программу с первого показа и почти половина (48,8 %) усвоили лишь после совместного с педагогом выполнения задания по речевой инструкции. Итоговая диагностика (табл.) продемонстрировала, что уже более половины испытуемых (58,5 %) стали способны усвоить программу после второго показа и лишь 2,4 % по-прежнему испытывали необходимость в совместном выполнении

и вербальном сопровождении. Более длительное коррекционное воздействие обеспечило воспитанникам экспериментальной группы развитие способности усвоения программ на двигательном уровне. Следует отметить также некоторое улучшение кинестетических характеристик выполнения пробы: если в контрольной группе у всех дошкольников сохранились неловкие, плохо скоординированные движения, то в экспериментальной у небольшого количества детей (14,6 %) эти проявления исчезли.

Сдвиги показателей пробы на динамический праксис на этапе итоговой диагностики (процент детей, продемонстрировавших соответствующий сдвиг) /

The changes of indexes of test on dynamic praxis at the stage of final diagnosis (percentage of children demonstrating the appropriate shift)

Показатель/ Indicator Группа /\ Group Усвоение программы / The uptake of the program Кинестетические характеристики / Kinesthetic characteristics

0 1 2 3 0 1

Экспериментальная / experimental group 26,8 % 24,4 % 43,9 % 4,9 % 85,3 % 14,6 %

Контрольная/ control group 45,5 % 40,9 % 13,6 % 0 % 100 % 0 %

Интересные изменения произошли и в качественных характеристиках выполнения пробы на ре-ципрокную координацию. На первоначальном этапе это задание вызывало выраженные затруднения в обеих группах: практически ни один из воспитанников не мог перейти к автоматизированному плавному выполнению программы сразу или после единичных сбоев в начале, большая часть (около 40 %) демонстрировала повторяющиеся сбои, отставания одной руки с самокоррекцией, 22 % в экспериментальной и 14 % в контрольной не справились с заданием, уподобляя движения обеих рук. На этапе итоговой диагностики в контрольной группе результаты мало изменились, ни один из воспитанников не получил максимальной оценки и все так же 40,9 % выполняли задание с повторящимися сбоями с самокоррекцией. В то же время в экспериментальной группе большинство воспитанников продемонстрировали переход к автоматизированному выполнению сразу или после единичных сбоев в начале (26,8 %) или после нескольких сбоев или поочередного выполнения (43,9 %). Анализ результатов отражает положительную динамику формирования произвольной регуляции, программирования и контроля.

Сравнение результатов первичной и итоговой диагностики позволяет с уверенностью утверждать, что без введения элементов нейропсихологиче-ской коррекции в сопровождение детей с ОВЗ трудно ожидать существенной динамики формирования регуляторных функций, в то же время, учет данных промежуточной диагностики наглядно иллюстрирует необходимость не краткосрочного, а достаточно длительного воздействия.

Одной из задач нашего исследования являлся анализ результатов с позиций влияния специфики языковой среды на эффективность коррекцион-но-развивающей работы. С этой целью в структуре выборки выделены две уравненные по нозологическому признакам подгруппы: 1 - дети, воспитывающиеся в семьях, говорящих на одном языке, 2 - воспитывающиеся в полилингвальной среде (преимущественно билингвальной).

По результатам прмежуточной диагностики статистический анализ (Mann - Whitney U) не выявил значимых различий в сдвигах исследуемых показателей в монолингвальной и полилингвальной экспериментальных группах, но была отмечена различная чувствительность к коррекционному воздействию дошкольников из билингвальных и мо-нолингвальных семей. В частности, выяснилось, что улучшения показателей выполнения уже усвоенной двигательной программы оказались более характерны для воспитанников-билингвов, в то же время, по параметру уменьшения ошибок серийной организации более заметно влияние обучения в группе монолингвов. По остальным параметрам, характеризующим произвольную регуляцию, на этапе промежуточной диагностики изменения, произошедшие под влиянием обучения в группе моно- и билингвов существенно не различались [5].

Сравнительный анализ результатов первичной и итоговой диагностики позволяет констатировать значимые различия в выраженности изменений в моно- и полингвальной экспериментальной группах по следующим шестнадцати параметрам: усвоение программы в пробе на динамический праксис (р = 0,038), выполнение программы в пробе на реципрокную координацию (р = 0,11), продуктивность выполнения (р = 0,11) и характер выполнения левой рукой (р = 0,041) пробы на прак-сис позы, а также количество кинестетических (р = 0,05) и пространственных (р = 0,038) ошибок в этом задании; продуктивность выполнения заданий на оральный праксис (р = 0,026); качество копирования рисунка (р = 0,006); результативность идентификации наложенных изображений в пробе на зрительный гнозис (р = 0,005); продуктивность

оценки ритмических структур в пробе на слухо-моторную координацию (р = 0,001); слухоречевая память (р = 0,006); количество конкретно-ситуативных объяснений при исключении лишнего (р = 0,021); называние предметов и действий (р = 0,006); составление фраз (р = 0,023), составление рассказа по картине (р = 0,016); время составления рассказа по серии сюжетных картин (р = 0,034). По всем вышеперечисленным параметрам, за исключением времени составления рассказа по серии сюжетных картин, более выраженные позитивные изменения произошли в экспериментальной группе воспитанников-монолингвов. Это позволяет сделать вывод о том, что реализация нейропсихологическо-го подхода в коррекционной работе с детьми оказывает более интенсивное воздействие на дошкольников, воспитывающихся в монолингвальных семьях.

С целью уточнения ситуации, характерной для дошкольников, воспитывающихся в полилинг-вальных семьях, рассмотрим результаты не только экспериментальных, но и контрольных групп. Сравнение сдвигов исследуемых показателей в экспериментальных и контрольных группах моно- и полилингвов вновь отражает специфическую чувствительность к коррекционному воздействию испытуемых, воспитывающихся в различной языковой среде. Существенные различия в уровне выраженности сдвигов между контрольной и экспериментальной группами оказались более характерны для воспитанников-полилинг-вов, поскольку в этих подгруппах выявлены статистически значимые различия по большему числу диагностируемых параметров (5 в группе монолингвов и 15 в группе полилингвов). Этот факт позволяет предположить, что отсутствие специального сопровождения, учитывающего ней-ропсихологический статус ребенка, более негативно сказывается именно на дошкольниках, воспитывающихся в полилингвальных семьях.

Заключение

На основании анализа результатов можно констатировать следующее:

1. Реализация нейропсихологического подхода в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает позитивные изменения, характеризующие как регуляторные, так и праксические и гностические процессы.

2. Отсутствие коррекционной работы, учитывающей нейропсихологический статус ребенка с ОВЗ, не позволяет обеспечить существенную динамику формирования регуляторных функций.

3. Более выраженный позитивный эффект обеспечивается при условии реализации коррекцион-

но-развивающей работы в течение продолжительного времени (не менее 6 месяцев), краткосрочные программы недостаточно результативны.

4. Реализация нейропсихологического подхода в коррекционной работе с детьми оказывает более интенсивное воздействие на дошкольников, воспитывающихся в монолингвальных семьях, при этом отсутствие специального сопровождения, учитывающего нейропсихологический статус ребенка, более негативно сказывается на дошкольниках, воспитывающихся в полилингвальных семьях.

В целом анализ результатов исследования подтверждает результативность дифференцированного коррекционно-развивающего воздействия, построенного с учетом актуальных возможностей ребенка, определяемых на основании нейропсихологического статуса. Выявленные тенденции определяют необходимость реализации психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с учетом, как нейропсихологического статуса ребенка, так и специфики полилингвальной социокультурной среды.

Литература

1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М., Хотылева Т. Ю. Нейропсихологический подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Междунар. научно-практич. конф. (20-22 июня

2011, Москва). М.: МГППУ, 2011. С. 71-73.

2. Ахутина Т. В., Камардина И. О., Пылаева Н. М. Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями в обучения в условиях общего образования. М.: В. Секачев, 2013. 56 с.

3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.

4. Борисова Е. Ю. Возможности нейропсихологической диагностики риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 5 (20). С. 65-70.

5. Борисова Е. Ю., Козина И. Б. Нейропсихологический подход в коррекции недостаточности регуляторных функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2016. № 11. C. 311-317.

6. Борисова Е. Ю., Козина И. Б. Нейропсихологический подход к анализу особенностей психического развития детей дошкольного возраста, проживающих в поликультурном регионе / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2015. 140 с.

7. Визель Т. Г., Константинова А. В. Обучение грамоте в билингвальных условиях. М.: В. Секачев, 2014. 90 с.

8. Глозман Ж. М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл,

2012. 264 с.

9. Камардина И. О., Матвеева Е. Ю., Пылаева Н. М. Групповая нейропсихологическая диагностика в начальной школе // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы Междунар. научно-практич. конф.

(20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т. М.: МГППУ, 2011. С. 147-148.

10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Изд. второе, дополн. М.: Педагогическое общество России, 2001. 160 с.

11. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Изд. 2-е, исправленное и дополн. / под общ. ред.: Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. М.: В. Секачев, 2012. 128 с.

12. Сергиенко А. А. Нейропсихологический метод в дифференциальной клинико-психологической диагностике когнитивных нарушений у детей и подростков с психической патологией // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 141-157.

References

1. Ahutina T. V, Pylaeva N. M., Hotyleva T. Ju. Nejropsiho-logicheskij podhod v inkljuzivnom obrazovanii [Neuropsychological approach in inclusive education]. Inkljuzivnoe obrazovanie: metodologija, praktika, tehnologii: materialy mezhdunarodnoj na-uchno-prakticheskoj konferencii (20-22 ijunja 2011, Moskva) = Inclusive education: methodology, practice, technologies: materials of the international scientific-practical conference (June 20-22, 2011, Moscow). Moscow: Publ. MGPPU, 2011, pp. 71-73. (In Russ).

2. Ahutina T. V, Kamardina I. O., Pylaeva N. M. Nejropsiho-log v shkole. Individuarnyj podhod k detjam s trudnostjami v obu-chenija v uslovijah obshhego obrazovanija [Neuropsychologist at school. Individual approach to children with learning difficulties in general education]. Moscow: V Sekachev, 2013, 56 p. (In Russ).

3. Ahutina T. V., Pylaeva N. M. Preodolenie trudnostej uchenija: nejropsihologicheskij podhod [Overcoming the difficulties of learning: a neuropsychological approach]. Saint-Petersburg: Piter, 2008, 320 p. (In Russ).

4. Borisovа E. Y Vozmozhnosti nejropsihologicheskoj diag-nostiki riska formirovanija otklonenij v razvitii v doshkol'nom vozraste [Possibilities of neuropsychological diagnostics of the risk of forming deviations in development at preschool age]. Vestnik Ma-rijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2015, no. 5(20), pp. 65-70. (In Russ, abstr. in Engl).

5. Borisovа E. Y, Kozina I. B Nejropsihologicheskij podhod v korrekcii nedostatochnosti reguljatornyh funkcij u detej dosh-kol'nogo vozrasta s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja [Neuropsychological approach in correction of insufficiency of regulatory functions in preschool-age children with disabilities].

European Social Science Journal = European Journal of Social Sciences, 2016, no. 11, pp. 311-317. (In Russ, abstr. in Engl).

6. Borisova E. Y, Kozina I. B. Nejropsihologicheskij podhod k analizu osobennostej psihicheskogo razvitija detej doshkol'nogo vozrasta, prozhivajushhih v polikul'turnom regione [Neuropsychological approach to the analysis of the peculiarities of the mental development of preschool-age children residing in a multicultural region]. Yoshkar-Ola: Publ. Mari State University, 2015, 140 p. (In Russ).

7. Vizel' T. G., Konstantinova A. V. Obuchenie gramote v bilingval'nyh uslovijah [Learning to read and write in bilingual terms]. Moscow: V. Sekachev, 2014, 90 p. (In Russ).

8. Glozman Zh. M. Nejropsihologicheskoe obsledovanie: kachestvennaja i kolichestvennaja ocenka dannyh [Neuropsychological examination: qualitative and quantitative evaluation of data]. Moscow: Smysl, 2012, 264 p. (In Russ).

9. Kamardina I. O., Matveeva E. Y.., Pylaeva N. M. Gruppovaja nejropsihologicheskaja diagnostika v nachal'noj shkole. [Group neuropsychological diagnostics in the elementary school] Inkljuzivnoe obrazovanie: metodologija, praktika, tehnologii:Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (20-22 ijunja 2011, Moskva) = Inclusive education: methodology, practice, technologies: materials of the international scientific and practical conference (June 20-22, 2011, Moscow), Moscow: Publ. MGPPU, 2011, pp. 147-148. (In Russ).

10. Korsakova N. K., Mikadze Ju. V., Balashova E. Ju. Neuspevajushhie deti: nejropsihologicheskaja diagnostika trudnostej v obuchenii mladshih shkol'nikov [Unsuccessful children: neuropsychological diagnostics of difficulties in teaching younger schoolchildren]. 2-e izd., Moscow: Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2001, 160 p. (In Russ).

11. Neiropsikhologicheskaya diagnostika, obsledovanie pis'ma i chteniya mladshikh shkol'nikov [Neuropsychological diagnostics, examination of writing and reading of younger schoolchildren]. Ed. by T. V. Ahutinoj, O. B. Inshakovoj. 2-e izd.: Moscow: V. Sekachev, 2012, 128 p. (In Russ).

12. Sergienko A. Nejropsihologicheskij metod v differen-cial'noj kliniko-psihologicheskoj diagnostike kognitivnyh narushenij u detej i podrostkov s psihicheskoj patologiej [Neu-ropsychological method in differential clinical and psychological diagnosis of cognitive impairment in children and adolescents with mental pathology]. Klinicheskaia i spetsial'naia psikhologiia = Clinical and special psychology, 2017, vol. 6, no. 2, pp. 141-157. (In Russ, abstr. in Engl).

Статья поступила в редакцию 1.09.2017 г.

Submitted 1.09.2017.

Для цитирования: Борисова Е. Ю. Возможности нейропсихологического подхода в сопровождении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в условиях поликультурного региона // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 75-80.

Citation for an article: Borisova E. Yu. The possibilities of neuropsychological approach to support preschool children with limited health abilities living in the multicultural region. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 4 (28), pp. 75-80.

Борисова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, elenaborpsy@yandex. ги

Elena Yu. Borisova, Ph. D. (Psychology), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, elenaborpsy@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.