Научная статья на тему 'НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ'

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
228
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОРЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПОЛИЛИНГИЗМ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козина Ирина Борисовна

Приводится анализ результатов исследования речи в пробах «Беседа с ребенком», «Называние предметов и дей- ствий», «Составление фраз», « Понимание значений слов», «Понимание логико-грамматических конструкций» в процес- се нейропсихологической диагностики психоречевого развития детей четвертого и пятого года жизни поликультурного региона. Особенности формирования речи в младшем и среднем дошкольном возрасте определяются как клинико-физи- ологическими особенностями, так и социально-средовыми факторами, в частности, спецификой языковой среды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Козина Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF SPEECH IN INFANTS AND PRESCHOOL AGE LIVING IN MULTICULTURALREGIONS

The analysis of the results of the study of speech in samples of «Conversation with the child,» «Naming objects and actions»,«entry», «Understanding the meaning of words,» «Understanding the logical-grammatical constructions» in neuropsychological diagnostics psychoverbal development of children of the fourth and fifth year of life a multicultural region. Features of formation of speech in the low and middle preschool age, defined as clinical and physiological features, as well as social and environmental factors, in particular, the specificity of the language environment.

Текст научной работы на тему «НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ»

НЕИРОПСИХОЛОГИЧЕСКИИ АНАЛИЗ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ

Козина Ирина Борисовна,

Кандидат педагогических наук, доцент

Марийский государственный университет.

NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF SPEECH IN INFANTS AND PRESCHOOL AGE LIVING IN MULTICULTURAL REGIONS

Kozina I.B, Ph.D., Associate Professor Mari State University

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научного проекта № 14-16-12004 а(р)

АННОТАЦИЯ

Приводится анализ результатов исследования речи в пробах «Беседа с ребенком», «Называние предметов и действий», «Составление фраз», « Понимание значений слов», «Понимание логико-грамматических конструкций» в процессе нейропсихологической диагностики психоречевого развития детей четвертого и пятого года жизни поликультурного региона. Особенности формирования речи в младшем и среднем дошкольном возрасте определяются как клинико-физи-ологическими особенностями, так и социально-средовыми факторами, в частности, спецификой языковой среды.

Ключевые слова: психоречевая патология, нейропсихологическая диагностика, полилингизм, поликультурный регион.

ABSTRCT

The analysis of the results of the study of speech in samples of «Conversation with the child,» «Naming objects and actions», «entry», «Understanding the meaning of words,» «Understanding the logical-grammatical constructions» in neuropsychological diagnostics psychoverbal development of children of the fourth and fifth year of life a multicultural region. Features of formation of speech in the low and middle preschool age, defined as clinical and physiological features, as well as social and environmental factors, in particular, the specificity of the language environment.

Keywords: psychoverbal pathology, neuropsychological diagnostics, polilingizm, multicultural region.

Постановка проблемы. В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии, которые наиболее ярко проявляют себя прежде всего в речевом развитии. Так, в Республике Марий Эл по данным Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в 2014-2015 учебном году было обследовано 2214 детей 3-7 лет, при этом у 1204 были выявлены речевые нарушения, у 612 - задержка психического развития.

Анализ последних исследований и публикаций. Ряд современных ученых обращали на этот феномен внимание и писали о необходимости системного подхода к коррекции и абилитации психического развития ребенка (G. Rourke, 1985; K. Tapio, 1988; Р. Сантана, 1991; А. В. Семенович, С. О. Умрихин, А. А. Цыганок, 1992; Ю. В. Микадзе, Н. К. Корсакова, 1994). Поэтому в последнее десятилетие нейропсихология все шире внедряется в современную педагогическую практику (Ахутина Т.В., Камардина И.О., Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Полонская Н.Н., Семенович А.В.).

Республика Марий Эл является поликультурным регионом. Поликультурность тесно связана с полилингвально-стью населения, часто ребенок, особенно проживающий в сельской местности, оказывается в ситуации общения с представителями двух или трех языковых групп. В большинстве случаев, это русский язык из группы восточно-славянских языков, марийский из группы финно-угорских и татарский из группы тюркских. Каким образом ситуация полилингвальности сказывается на особенностях психического, особенно речевого развития, - проблема, которая интересует многих современных психологов, педагогов, дефектологов. В современном мире миграционные процессы разворачиваются столь стремительно, что эти вопросы становятся чрезвычайно острыми, а ответы на них актуальными, требующими немедленного практи-

ческого решения.

Известный нейропсихолог Ж.М.Глозман [7, с. 38] отмечает, что билингизм может выступать как в качестве отрицательного параметра в развитии ребенка, так и в качестве положительного. Тормозящим воздействием билингизм обладает в периоды гиперсензитивного развития речевой функции, за рамками таких периодов билингизм является благоприятным фактором, в целом, способствует развитию более гибкого мышления, расширяет возможности познания.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. По данным Центральной психолого-педагогической комиссии в Республике Марий Эл, большинство (90%) дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются на базе общеразвивающих дошкольных образовательных организаций, что приводит к недостаточному учету особых образовательных потребностей таких детей. Невысокая методическая обеспеченность, отсутствие разработанной технологии организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ на базе общеобразовательных организаций определяют актуальность и практическую значимость исследования. У многих детей, особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте выявленные особенности психического развития не носят черты патологии, но создают проблемы в процессе обучения, которые зачастую оказываются стойкими и специфическими. Именно на выявление этих нетипичных проявлений онтогенеза современных дошкольников направлен наш проект.

Цель статьи. В представленной работе мы пытались провести анализ речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста. Исследование проводилось в рамках проекта, поддержанного Российским госу-

дарственным научным фондом (проект № 14-16-12004). Всего было продиагностировано 100 детей пятого года жизни и 80 детей четвертого года жизни с условно нормативным и отклоняющимся развитием. Демографическая карта исследования включала воспитанников дошкольных образовательных организаций городов и сельских населенных пунктов Республики Марий Эл. [4,с.54] В исследовании использовались методы нейропсихологи-ческого обследования, разработанные А.Р. Лурией (1969) [6] и модифицированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова во главе с Т.В. Ахутиной (1996). [3] На предыдущем этапе мы проводили анализ речевого развития детей более старшего возраста, во время которого пришли к выводам, что в этом возрастном периоде полилинвальность не проявляет себя каким бы то ни было решающим образом, что не противоречит данным Ж.М. Глозман [5, с.35 ]. В связи с полученными данными возникла необходимость обратиться к исследованию речевого развития детей более младшего возраста, а именно, к периоду, когда билингвизм только складывается как феномен в развитии ребенка и может оказать неблагоприятное влияние на возрастную динамику психических функций.

Изложение основного материала. Рассмотрим особенности речевого развития детей исследуемых групп. Анализ речевого поведения в пробе «беседа с ребенком» [2, с.21] показал, что около половины детей изучаемой возрастной группы не испытывают выраженных трудностей в поддержании диалога, легко вступают в контакт с педагогом, охотно отвечают на вопросы. В разрезе диагноза это были дети, чье психическое развитие оценивалось в качестве нормативного. 43% детей пятого года жизни и 49,5 % испытуемых четвертого года жизни ориентированы в окружающем, отвечают на вопросы о возрасте, называют свой адрес, хотя испытывают неуверенность, допускают ошибки, которые исправляют самостоятельно. Заклю-

чения специалистов свидетельствуют о наличии у этих испытуемых признаков системного недоразвития речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Остальные дети, за исключением незначительного числа детей с клинически верифицированным проявлением выраженной задержки психического развития, имели небольшие сложности в ведении диалога с собеседником, правильные ответы на вопросы собеседника требовали наводящих вопросов экспериментатора.

В пробе на называние предметов и действий (таблица 1), 29% испытуемых четвертого года жизни безошибочно называли все предъявленные предметы и действия. Большинство детей (50%- четвертый год жизни и 72,3 % -пятый год жизни) проявили поиск номинаций, увеличение латентного периода при назывании слов, которые оцениваются в словаре ребенка данного возраста, как низкочастотные. Более 15% воспитанников каждой возрастной группы показали наличие множественных парафазий и персевераций с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове. Психическое развитие этих воспитанников проявляет признаки задержки психического развития, и выраженного системного недоразвития речи, осложненного симптомами неврологической патологии.

В задании на составление фраз [1,с.9] около половины детей (47%) безошибочно и уверенно составляли развернутые, точные, правильно оформленные в лексико-грам-матическом и фонетическом отношении фразы, допуская лишь небольшие неточности. Значительное количество испытуемых (40% и 47%) проявили множественные вербальные парафазии, лексико-грамматические и фонетические ошибки при конструировании фраз. некоторое количество детей (около 12 %) показали в данной пробе полную несформированность фразовой речи. Это дети с признаками задержки психического развития и недоразвитием речи, вторым уровнем речевого развития.

Таблица1.

Оценки за выполнение пробы на называние предметов и действий и составление фраз дошкольниками четвертого и пятого года жизни (процент детей, получивших соответствующую оценку**)

^^^^ Оценка Называние предметов и действий Составление фраз

Группа ^^^^ 0 1 2 33 90 1 2 3

Четвертый год жизни 29 50 15 6 0 40 40 20

Пятый год жизни 9,2 72,3 15,4 3,1 7,7 47,7 33,8 10,8

*Называние предметов и действий: 0- безошибочное называние всех предъявленных изображений предметов; 1-поиск номинаций, увеличение латентного периода называния или единичные парафазии с самокоррекцией при актуализации низкочастотных слов; 2- множественные парафазии и персеверации с частичной коррекцией при подсказке первого звука в слове; 3 - некорригируемые парафазии и персеверации не менее чем в половине предъявленных для называния стимулов; составление фраз: 0 - безошибочное уверенное составление фраз, развернутых, точных, правильно оформленных в лексико-грамматическом и фонетическом отношении; 1 - единичные ошибки в плане неполноты или избыточности конструкции фразы; 2 - множественные вербальные парафазии, множественные лексико-грамматиче-ские и фонетические ошибки при конструировании фраз; 3 - фразовая речь не сформирована

Анализ результатов изучения особенностей импрес-сивной речи (таблица 2) показал, что, в среднем, 21% испытуемых младшего и среднего дошкольного возраста не имеют сложностей понимания называемых предметов и

действий. Они безошибочно и уверенно соотносили все называемые слова с картинками с первого предъявления. Половина испытуемых (53,52% -четвертый год жизни и 47,7 % -пятый год жизни) показывали единичные ошибки

в понимании речи по типу импульсивности с последующей самокоррекцией. Случаи выраженных трудностей формирования понимания речи в виде многократных ошибок (отчуждения смысла слов, фонетические и семантические замены, персеверации или пропуски при показе пар картинок) с частичной коррекцией или многократная необходимость повторного предъявления составили 22,8% у детей младшего возраста и 30,8 % у детей среднего дошкольного возраста. Такие результаты были получены в группе воспитанников с выраженными вариантами психоречевой патологии (осложненный вариант общего недоразвития речи, задержка психического развития с признаками неврологической симптоматики).

Проба, направленная на изучение особенностей понимания лексико-грамматических конструкций показала практически аналогичные результаты. 13,9% испытуемых

младшего дошкольного возраста и 30,8% детей среднего дошкольного возраста не испытывают трудностей в понимании лексико-грамматических конструкций. Как правило, это дети с нормативным развитием, либо с признаками легкой речевой патологии фонетической системы языка.

Значительное число испытуемых (57,4% и 50,8%) показали небольшие сложности в понимании логико-грамматических конструкций, они допускали единичные ошибки, либо их реакции во время проведения эксперимента показывали, что экспериментатору необходимо повторить инструкцию к заданию. Это были дети с признаками системной речевой патологии.

Дети с выраженными признаками задержки психического развития показывали многократные ошибки в понимании инструкций, которые преодолевались лишь после многократного повторения инструкций к пробе.

Таблица2.

Оценки за выполнение пробы на понимание значений слов и понимание логико-грамматических конструкций дошкольниками четвертого и пятого года жизни (процент детей, получивших соответствующую оценку**)

^^^^ Оценка Группа ^^^^ Понимание значений слов Понимание логико-грамматических конструкций

0 1 2 0 1 2 3

Четвертый год жизни 21,8 53,5 22,8 13,9 57,4 25,7 3,0

Пятый год жизни 20 47,7 30,8 30,8 50,8 18,5 0

**. Понимание значений слов: 0 — безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных слов/пар слов с картинками с первого предъявления; 1 — единичные ошибки в понимании по типу импульсивности с самокоррекцией или однократная необходимость повторного предъявления; 2 — многократные ошибки (отчуждения смысла слов, фонетические и семантические замены, персеверации или пропуски при показе пар картинок) с частичной коррекцией или многократная необходимость повторного предъявления. 2.Понимание логико-грамматических конструкций: 0 — безошибочное и уверенное соотнесение всех предъявленных фраз и инструкций с картинками или действиями с первого предъявления; 1 — единичные ошибки в понимании пассивных конструкций или однократная необходимость повторного предъявления; 2 — многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассивных конструкций с частичной коррекцией или многократная необходимость повторного предъявления; 3 — некорригируемые ошибки всех указанных выше типов более чем в половине предъявленных фраз.

Таким образом, клинико-физиологические особенности психического развития детей младшего и среднего дошкольного возраста оказывают негативное влияние на формирование различных сторон речи ребенка. Все это в очередной раз свидетельствует о необходимости организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям.

Полученные данные коррелируют с показателями, указывающими на моно/полилингвальность. Небольшие сложности в сфере восприятия речи имели дети с признаками билингвальности, испытуемые с полилингвально-стью проявляли выраженные трудности.

Выводы и предложения. В целом, результаты исследования речи показывают, что особенности языкового окружения сказываются на особенностях формирования речи у детей 3-4 лет поликультурного региона. Результаты анкетного опроса свидетельствуют о том, что билинвизм, общение в семье на языке, отличном от языка обучения в дошкольных образовательных организациях, как правило, наблюдались у детей с признаками психического дизонто-генеза. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаи-

мообусловленности клинико-физиологических и социаль-но-средовых факторов ситуации психического развития ребенка в поликультурном регионе.

Таким образом, можно предполагать, что в поли-лингвальной среде психическое развитие ребенка младшего и среднего дошкольного возраста, в частности становление речи, протекает специфично. Наличие кли-нико-физиологических факторов неблагополучия осложняется социально-средовыми феноменами, что вызывает стойкие проявления признаков психического дизонтоге-неза. Все это подчеркивает актуальность целенаправленного психолого-педагогического воздействия в контексте развития речи с учетом своеобразия как психопатологических, так и культурологических факторов.

Список литературы:

1. Ахутина, Т.В. Как дети 5-7 лет передают смысл картинок? / Т.В. Ахутина, К.В. Засыпкина, А.А. Романова // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - №3. - C. 1-11.

2. Глозман, Ж.М. Нейропсихология детского возраста / Ж.М. Глозман. — М.: Издательский центр «Академия»,

2009. 272 с.

3. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход/ Т.В. Ахутина, Н.М. Пыла-ева. СПб. : Питер, 2008. - 320 е.: ил.

4. Borisova E., Kozina I., Neuropsychological Approach to the Study of Special Aspects of Development of Preschool Children with Psychoverbal Pathology, Review of European Studies, Published by Canadian Center of Science and Education, Toronto, 2015, 7, 5259, 8, p.52-59.

5. Козина И.Б., Борисова Е.Ю., Чернова Е.П. Неко-

торые особенности развития речи детей 5-7 лет поликультурного региона // Общество , ЧУ «НИИ педагогики и психологии». Чебоксары. 2014. - №4. - С. 33-36.

6. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. Изд. 3-е./ А.Р. Лурия М.: Академический проект, 2000. 512 с.

7. Глозман Ж.М., Амелина Е.Г. Особенности развития и нейропсихологическая коррекция многоязычного дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №4. - С.46-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.