Научная статья на тему 'Условия обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья'

Условия обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / СОЗДАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова С.Н.

В данной статье раскрывается проблема создания условий в дошкольных образовательных организациях для развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Изобразительная деятельность рассматривается автором как средство, способствующее повышению эффективности образовательного процесса и ведущее к решению главной задачи развитию личности особого ребенка. Автором выделены затруднения в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. Основное внимание в статье уделяется специфике работы с детьми над созданием «целостного образа» у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Актуализируются вопросы развития технических и изобразительных умений у воспитанников дошкольных образовательных организаций в работе с разнообразными изобразительными материалами. Подчеркивается значимость организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как одного из условий для обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Условия обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Обухова Светлана Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития дошкольного образования, ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», svet.obuhova@yandex.ru

В данной статье раскрывается проблема создания условий в дошкольных образовательных организациях для развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Изобразительная деятельность рассматривается автором как средство, способствующее повышению эффективности образовательного процесса и ведущее к решению главной задачи - развитию личности особого ребенка. Автором выделены затруднения в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ. Основное внимание в статье уделяется специфике работы с детьми над созданием «целостного образа» у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Актуализируются вопросы развития технических и изобразительных умений у воспитанников дошкольных образовательных организаций в работе с разнообразными изобразительными материалами. Подчеркивается значимость организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как одного из условий для обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Ключевые слова: дошкольное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, изобразительная деятельность, изобразительные материалы, создание целостного образа.

о

Е

в) ^

о

0

01 г

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в содержании образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» акцентировал внимание педагогов на необходимости развития ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений искусства, и на реализацию самостоятельной изобразительной творческой деятельности детей.

В соответствии с реализацией Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в контексте Национального проекта «Образование» предполагается выявление и распространение лучших культурных практик для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. В системе коррекционного дошкольного образования сегодня одной из наиболее популярных культурных практик для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья является изобразительная деятельность.

Современные исследования в области специальной психологии и специальной педагогики объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии. Изучению влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью посвящены разработки О. В. Гаврилушкиной, И. А. Грошенкова. На обучении дошкольников с задержкой психического развития фокусируется внимание в исследованиях Е. А. Екжановой. В исследованиях Г. В. Кузнецовой и О. С. Никольской посвященных детям, страдающим ДЦП и аутичным детям, рассмотрено, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формированию моти-вационно - потребностной и операционно-технической стороны их изобразительной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации и др.

Широкое признание в теории и методике развития детского изобразительного творчества приобрела идея о периодизации и стадиальности развития детской изобразительной деятельности. По мнению многих отечественных исследователей (А.А. Венгера, О.П. Гаврилушкиной, И.А. Грошенкова, Е.А. Екжановой, Е.Н. Лебедевой, Л.И. Плак-

синой, М.Ю. Рау, Н.Д. Соколовой) ребенок с ограниченными возможностями здоровья проходит в развитии собственной изобразительной деятельности те же этапы, что и ребенок с нормотипичным развитием [1].

По мнению О.П. Гаврилушкиной, Н. Д. Соколовой, именно сильное эмоциональное чувство порождает у ребенка дошкольного возраста с ОВЗ потребность отразить окружающую жизнь в образной форме, так как важнейшим условием в развитии личности ребенка является его эмоциональное благополучие. Ребенок с ОВЗ испытывает трудности как в интеллектуальном и физическом развитии, так и в выражении собственных чувств и эмоций, во взаимодействии с окружающими, что обуславливает проблемы личностного развития детей.

По мнению многих современных авторов (А.Б. Бакушинского, Н.В. Бутенко, Т.С. Комаровой, Г.Г. Кравцова, В.Т. Кудрявцева, И.А. Лыковой и др.) изобразительная деятельность влияет на развитие личности ребенка в целом. Известно, что главным для всех видов изобразительной деятельности является создание целостного изображения предмета, для чего необходимо развитие восприятия и накопление у ребенка представлений об окружающем мире. Для создания целостного образа ребенку необходима не какая-то отдельная функция или отдельный психический процесс, а их комплексное развитие. Создать целостный образ предмета в изобразительной деятельности становится возможным только при овладении, по мнению Т.С. Комаровой, ручной умелостью, что происходит в результате овладения детей техникой рисования и формообразующими движениями при отработке сенсомоторных движений.

В построении зрительного образа предмета и его целостного изображения важную роль играет сенсорный опыт, накопленный ребенком. Полнота и яркость запечатленного образа зависит от того, какие каналы детского восприятия задействованы при обследовании предмета или явления окружающей жизни. Решающую роль играет кинестетический (двигательный) канал, так как зрительный образ в некоторой степени зависит от движения рассматриваемого объекта или от того, можно ли этим объектом манипулировать. Чем больше динамических картин окружающего мира видит ребенок, тем богаче зрительные образы (при условии участия других способов восприятия в обследовании предмета).

Однако, следует выделить особенности изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ. По мнению Е.Н. Лебедевой, Е.А. Екжановой, у детей часто наблюдаются следующие затруднения:

- в понимании возможности отражения окружающей жизни в образной форме;

- при выборе предмета, явления, события, которые могут быть изображены,

- в создании целостного образа предмета;

- в зрительном контроле за движением рук;

- в формировании операционно-технической стороны изобразительной деятельности;

- в передаче формы, цвета, пропорций предметов;

- в выделении главного как в предметном изображении, так и при составлении связного содержания;

- в использовании цвета как средства выразительности в рисунке;

- в проявлении самостоятельности;

- в рефлексии собственной изобразительной деятельности и ее результатов.

Создаваемые для детей дошкольного возраста с ОВЗ условия в ДОО должны, в полной мере, способствовать не только развитию и компенсации имеющихся проблем у данной категории детей, но и служить базой по формированию социально-личностных компетенций у каждого ребенка [2].

Важнейшим условием при обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ изобразительной деятельности является организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которая должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность интегрировать разнообразные виды деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ должна:

- иметь привлекательный вид;

- выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

- снимать утомляемость;

- положительно влиять на эмоциональное состояние;

- помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

- быть сориентированной на «зону ближайшего развития»;

- интегрировать содержание образовательных областей;

- давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.

При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать особенности конкретной категории детей с ОВЗ.

Так, например, если рассматривать особенности развивающей предметно-пространственной среды для слабовидящих детей, необходимо обращать внимание на использование специальной наглядности в процессе обучения изобразительной деятельности:

- пособия должны состоять из подлинных объектов, игрушек, муляжей, рельефных и плоскостных изображений предметов, объемных и плоскостных геометрических фигур;

- материал для демонстрации предъявляется не далее 1 метра от глаз, пособия должны быть доступны для зрительного восприятия: быть яркими, насыщенными по цвету, красочными. В основном при оформлении пособий используются красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета;

- пособия должны иметь матовую, не блестящую поверхность, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира;

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

в) ^

о

01 г

- в оформлении демонстрационного и раздаточного материала не допускается наслоение предметов (если не предусмотрены специальные задания);

- основные признаки, имеющие наиболее важное информационное значение, следует выделять и подчеркивать;

- фон изображения должен быть без лишних деталей, затрудняющих качество восприятия предмета (объекта).

- наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем); следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы лучше его рассмотреть во всех деталях;

- материалы и пособия должны быть изготовлены из безопасного, натурального, нетоксичного, прочного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними;

- в изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий);

- четкое композиционное построение, обязательно выделение перспективы (ближнего, среднего, дальнего планов);

- материалы и пособия должны быть определенных размеров - более крупные для фронтальных демонстраций (15-25 см) и строго дифференцированные для индивидуальных (1-5 см в соответствии показателями зрительных возможностей ребенка);

- контрастность предъявляемых объектов и изображений по отношению к фону должна достигать значений от 60 до 100%;

Следует также помнить о расположении ребёнка при показе объекта у доски (со стороны открытого глаза) и расположении педагога у доски справа, лицом к детям, с обязательным использование указки для показа. Предлагается использование подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.

Значимым условием при проведении занятий с детьми является соблюдение дозированного режима зрительных нагрузок, обязательного проведения зрительной гимнастики при высокой нагрузке во время фронтальных занятий (использование схем-тренажеров для зрительных гимнастик). Предполагается соблюдение специального режима освещения, и выполнение требований к индивидуальному освещению рабочего места ребенка во второй половине дня (настольные лампы в зонах ИЗО -деятельности).

Современные исследователи обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ изобразительной деятельности (О.П. Гаврилушкина, Г.Н. Лаврова) высказывают точку зрения о том, что низкий уровень технических умений у детей в работе с разнообразными изобразительными материалами, слабость овладения операционно-технической сторо-

ной изобразительной деятельности, вызывает у педагогов пессимистический взгляд на возможности проявления у детей творческих способностей, в связи с этим, авторы предлагают в своих разработках конкретные пути повышения качества детских работ [3].

Следует понимать, что художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Предоставленные ребенку дошкольного возраста с ОВЗ материалы должны быть достаточно высокого качества, так как в противном случае, может снизиться ценность самой работы и ее результатов. Имея перед собой достаточное количество материалов для выбора, ребенок пожелает «выразить себя» с помощью необычного рисунка и доступной для него техники изображения. Изобразительный материал задаёт диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребёнка к деятельности, позволяет управлять его активностью. Свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы для ребенка с ОВЗ, так как побуждает его видеть, осязать, чувствовать. Некоторые материалы, такие как карандаши, гелевые и восковые мелки и фломастеры, позволяют «усилить» ребенку зрительный контроль за движением руки при создании целостного образа, в то время, как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению своих чувств и эмоций и созданию не просто целостного, но и выразительного образа, то есть достижения цели, ставящейся при развитии творческих способностей у ребенка с нормотипичным развитием.

Еще одним необходимым условием обучения детей дошкольного возраста изобразительной деятельности с ОВЗ является выбор методов и приемов, соответствующих:

- особенностям и степени отклонений в их развитии;

- целям и задачам коррекции;

- возможностям детей, их интересам и склонностям;

- специфике воздействия каждого из видов искусства;

- формам организации художественной деятельности;

- объему и качеству художественной информации;

- уровню владения технологиями художественно-эстетического развития педагогами ДОО.

Наиболее популярными в работе с детьми младшего дошкольного возраста с детьми с ОВЗ могут быть методы и приемы, позволяющие закреплять интерес к получению яркого следа на листе бумаги, способствующие развитию умения читать и обыгрывать рисунки, постараться увидеть в них целостный образ, заранее задуманный ребенком. В педагогической диагностике детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ отслеживаются следующие параметры: интерес и активность ребенка в процессе рисования, площадь за-

полнения листа бумаги, расположение каракулей, разнообразие элементов рисунка и цветовые предпочтения.

Одним из эффективных средств, способствующих улучшению качества навыков рисования у детей дошкольного возраста с ОВЗ, формированию навыков сличения предметов и чтения изображений является рисование по трафаретам, обводка по силуэту и контуру, раскрашивание изображенных предметов разными видами штриховки (прямой, сплошной, наклонной, отрывистой, длинной, короткой и др.) Использование игровых приемов «Кто скорее обведет по контуру, трафарету» «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит мелками (фломастерами) изображение». Выполняя игровые упражнения, дети начинают осознавать и понимать образование различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых, уточняют строение предмета и его изображения, упражняются в рисовании различных линий в заданных условиях.

Следует отметить, что сегодня в практике работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ наиболее популярны нетрадиционные техники рисования, такие как кляксография, монотипия, граттаж, рисование цветными нитками, мыльными пузырями и многие др. Разнообразные техники работы используются как стимульный материал для рождения свободных ассоциаций, выражения возникающих образов, развития воображения ребенка, что позволяет более предметно выявить его интересы и запросы.

Особую значимость приобретает ретроспективный обзор работ детей дошкольного возраста с ОВЗ, отражающего разные стадиальные этапы развития изобразительной деятельности ребенка как в формате выставки, так и в формате презентации в электронном виде с отражением обратной связи и выстраиванием дальнейших перспектив в развитии ребенка.

Литература

1. Мордвиненко Н.Э. Особый взгляд на мир: специфика изобразительной деятельности детей с ОВЗ//Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - С.103-110.

2. Колесова Н.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды как условие успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование. - М. - 2019. - № 6. - С. 208 - 211.

3. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 с.

4. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2003. - 271 с.

5. Кузнецова Г.Н. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка-дошкольника: теоретико-методологический аспект//Б1га1едю7пе pytania swiatowej nauki - 2016 Materialy XII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2016. С. 78 - 90.

Conditions of teaching visual activity of children with

disabilities Obukhova S.N.

Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of

education workers This article reveals the problem of creating conditions in preschool educational institutions for the development of visual activity in preschool children with disabilities. Pictorial activity is considered by the author as a means of improving the efficiency of the educational process and leading to the solution of the main task - the development of the personality of a special child. The author highlights the difficulties in the development of visual activity of preschool children with disabilities. The article focuses on the specifics of working with children to create a "holistic image" in preschool children with disabilities. Questions of development of technical and fine skills at pupils of preschool educational organizations in work with various fine materials are actualized. The importance of the organization of the developing subject-spatial environment in the DOE as one of the conditions for teaching visual activity of preschool children with disabilities is emphasized. Keywords: preschool education, children with disabilities, visual

activity, visual materials, creation of a holistic image. References

1. Mordvinenko N.E. A special view of the world: the specifics of the

pictorial activities of children with disabilities // Art-aesthetic development of preschoolers: theoretical foundations and new technologies: collection of articles. - M .: LLC "Russian word -textbook", 2015. - S.103-110.

2. Kolesova N.A. Organization of a developing spatial domain as a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

condition for successful socialization of children with disabilities // Modern pedagogical education. - M. - 2019.- No. 6. - S. 208 -211.

3. Lavrova G.N. Social and personal development of preschool children: correctional and developmental work in a preschool institution / G.N. Lavrov. - M .: Vlados, 2014 .-- 223 p.

4. Ekzhanova EA, Strebeleva EA Compensatory view preschool educational program for children with intellectual disabilities. Corrective developmental training and education. - M .: Education, 2003 .-- 271 p.

5. Kuznetsova G.N. Pedagogical support of the social development

of a preschool child: theoretical and methodological aspect // Strategiczne pytania swiatowej nauki - 2016 Materialy XII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2016.S. 78 -90.

о о ш n m 5 m

О m n m й А

X £ m

О

x О m

0

01 n А

ы о

Ш А X X m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.