Научная статья на тему 'Арт-терапевтические методы и приемы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации'

Арт-терапевтические методы и приемы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ОСОБЫЙ РЕБЕНОК / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИЗОТЕРАПИЯ / ТЕСТОПЛАСТИКА / EARLY AGE / ART THERAPY / SPECIAL CHILD / DISABILITIES / ISOTHERAPY / MASTOPLASTICA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкова Наталья Михайловна

В данной статье автор рассматривает проблему развития и воспитания детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации. И рассматривает применение арт-терапевтических методов и приемов в практике дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPEUTIC METHODS AND TECHNIQUES IN WORKING WITH YOUNG CHILDREN WITH DISABILITIES IN PRESCHOOL ORGANIZATION

In this article the author considers the problem of development and education of young children with disabilities in preschool organization. And considers the use of art therapeutic methods and techniques in the practice of preschool educational institutions.

Текст научной работы на тему «Арт-терапевтические методы и приемы в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации»

Педагогика

УДК:372.32

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Толкова Наталья Михайловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования

Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблему развития и воспитания детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной организации. И рассматривает применение арт-терапевтических методов и приемов в практике дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: ранний возраст, арт-терапия, особый ребенок, ограниченные возможности здоровья, изотерапия, тестопластика.

Annotation. In this article the author considers the problem of development and education of young children with disabilities in preschool organization. And considers the use of art therapeutic methods and techniques in the practice of preschool educational institutions.

Keyword: Early age, art therapy, special child, disabilities, isotherapy, mastoplastica.

Введение. В настоящее время наблюдается интенсивное развитие в области разработки и практического применения новых методов обучения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Родители и специалисты, работающие с такими детьми, осознали необходимость помочь детям с ограниченными возможностями здоровья найти доступные для них средства выражения своих эмоций, чувств и других социальных мотивов. Знания об окружающем мире, умение взаимодействовать с окружающими его предметами и обществом у "особого"ребенка могут сформироваться только в результате целенаправленной работы специалистов и при условии пребывания ребенка в среде сверстников. Дети с ОВЗ могут так же как и другие, с пользой для себя получать знания в образовательных учреждениях.

Изложение основного материала статьи. В России открываются центры ранней педагогической помощи, в которых осуществляются попытки интегрированного образования таких детей. Очень важно начинать интегрированное образование детей с ОВЗ с раннего возраста, что позволит им в дальнейшем успешно адаптироваться в детском саду, школе, а затем войти во взрослую жизнь, осваивая профессию.

Совместное обучение детей с разным уровнем развития полезно не только особенным детям, но и тем ребятам, развитие которых соответствует возрастной норме. Процесс социализации детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях позволяет сформировать толерантное отношение общества к данной категории детей.

Кроме того, в связи с возросшим интересом к закономерностям развития личности ребенка с ОВЗ при коррекционном воздействии в условиях детских организаций можно отметить активный поиск и комплексное использование эффективных коррекционных методик, одной из которых является арт-терапия.

Как показывает практика, использование в коррекционной педагогической работе арт-терапевтических методов позволяет скорректировать и в той или иной степени решить имеющиеся у ребенка проблемы. Реализуя одни и те же средства и методы арт-терапии, мы можем решать совершенно разные задачи в процессе работы с детьми с нарушениями развития: с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития и др. Используемые в коррекционной работе материалы являются доступными, привлекательными, понятными и безопасными для детей дошкольного возраста, Кроме этого, манипуляции, игра с предлагаемыми материалами и инструментами расширяет возможности ребенка, который на данный момент не способен воспринимать вербальную информацию и выражать свои потребности и свое состояние с помощью активной речи.

Арт-терапевтические методики могут активно применяться в условиях дошкольного образовательного учреждения, поскольку их можно реализовать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Применение методик арт-терапии ставить и решать конкретные коррекционные задачи и закреплять их в процессе взаимодействия с ребенком в условиях ДОО с помощью средств искусства.

Применение в коррекционной педагогической работе арт-терапии ставит перед собой две основные цели. С одной стороны, мы знакомим ребенка с разными видами искусства, помогая и предоставляя ему возможность получить удовольствие от восприятия того или иного произведения (музыкального, изобразительного и т.д.) С другой позиции (психолого-педагогической), данная терапия используется в терапевтических целях, помогая ребенку снять тревожность, предоставляя ему возможность поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе [3, С. 45].

Обращаясь к какому-либо виду арт-терапии, мы воздействуем на ребенка с помощью того, что ему доступно, интересно, близко, понятно, т.е. используем рисование, лепку, сказки, музыку, танцы. В этом и заключается преимущество арт-терапии для детей, в том числе и с ОВЗ. Ведь педагог в условиях ДОО может предложить ребенку в качестве творческой деятельности именно тот вид искусства, который на данный момент ему интересен, ту работу, которую ребенок сможет выполнить сам с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Именно поэтому арт-терапия не имеет возрастных ограничений и может применяться в работе с детьми с ОВЗ, начиная с раннего возраста. Использование разных видов искусства в коррекционной работе с детьми помогает снять моторное и психологическое напряжение, сформировать положительный эмоциональный настрой, проявить и выразить свое «Я», свои возможности и способности, в том числе и творческие. Занятия с применением методов и приемов арт-терапии воспринимаются ребенком не как выполнение задания, а как игра. Это позволяет детям чувствовать себя раскованнее, расширяет круг «я могу» каждого ребенка с ОВЗ. Непосредственность и простота предлагаемых видов деятельности способствует тому, что ребенок забывает о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно (рядом с мамой) не делает. Дети с теми или иными нарушениями в развитии, обычно окруженные гиперопекой и привыкшие к тому, что все действия делает за него взрослый, получает возможность на самостоятельные действия, которые обязательно приведут к положительному результату [4, С. 254].

Многие техники арт-терапии очень https:/Msu.antiplagiatш/report/fuИ/371?page=8 схожи с неклассическими техниками рисования, часто используемым в детских учреждениях. И это так, но разница заключается в том, что, реализуя в коррекционной работе те или иные изобразительные техники, мы не ставим целью обучить ребенка этой технике рисования или лепки. Сам процесс созидания, творчества, осознания того, что «я это сделал сам», что «у меня получилось красиво», кроме получения положительных эмоций, помогает ребенку научиться осознавать и выражать с помощью доступных методов искусства свое настроение, свои желания. Наиболее изучена и понятна детям изотерапия - как одно из направлений арт-терапии. На ней мы хотим остановится подробнее. Изотерапия -это терапия рисованием, то есть воздействие с использованием средств изобразительного искусства.

На занятиях по изотерапии можно использовать любые изобразительные материалы (как классические, так и неклассические): гуашь, акварельные краски и мелки, цветные карандаши, бумага и картон разной фактуры, малярные кисти и валики, пластилин, бумажную массу и т.д. Изотерапия в коррекции детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы направлена на сенсорную стимуляцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений, позволяет наладить эмоциональный контакт "взрослый-ребенок", что особенно важно в период адаптации, тем самым предоставляет новые возможности для проведения коррекционной работы [2, С. 19].

В работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата изотерапия способствует снижению эмоционального дискомфорта, коррекции нарушений мелкой и общей моторики, формированию познавательной и личностной активности, самостоятельности, расширению социальных контактов.

Занятия по арт-терапии проводятся три раза в неделю в одно и то же время (во второй половине дня, после полдника). При проведении занятий по арт-терапии необходимо использують разнообразные изобразительные материалы и техники, как классические, так и неклассические. Занятия проводятся как индивидуально, так и по подгруппам, в зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка и поставленных задач.

Остановимся подробнее на техниках изотерапиии:

1). Тестопластика- данная техника проста и очень часто применяется в работе с мальенькими детьми. Тесто - материал https://vlsu.antiplagiatш/report/fuП/371?page=8 экологичный, очень пластичный, легко приобретает форму. Оно не липнет к рукам, его легко отмыть и, что очень важно, безопасно при попадании в рот. А сам процесс приготовления теста может доставить детям массу положительных эмоций, поскольку сопровождается эффектом волшебства (ведь при смешивании муки и соли с водой «исчезают» используемые компоненты и получается что-то новое: тесто, созданное своими руками). Кроме этого, в процессе приготовления теста дети испытывают приятные тактильные ощущения.

Лепка из соленого теста положительно влияет на нервную систему в целом. Поэтому данный вид творческое деятельности рекомендован детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет таким детям вносить многочисленные изменения в работу, исправить, если что-то не получилось с первого раза, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии.

2). Бумагопластика - «бумагопластика», данный термин, может показаться непонятным, хотя в действительности это искусство создания композиций или образов из бумаги. Для детей занятия бумагопластикой идеально подходят в качестве развивающих занятий, т. к. они позволяют развить усидчивость и стимулируют мелкую моторику. Кроме того, это прекрасная возможность проявить свое творческое начало и поэкспериментировать с формой и цветом.

Дети рвут, мнут бумагу, скатывают из нее комочки, скручивают жгутики. В процессе выполнения тех или иных манипуляций с предлагаемыми материалами (это могут быть и бумажные салфетки, и гофрированная и цветная бумага разных цветов и разного размера, и картон и др.) развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев рук), зрительно-моторная координация. Работа с бумагой так же, как и с тестом, снимает боязнь что-то сделать не так. Ведь бумагу можно и смять, и разгладить. При размещении комочков или оторванных кусочков бумаги на какой-либо основе их всегда можно переместить на другое место. Кроме этого, ребенок, работая с бумагой, получает новые зрительные, тактильные и слуховые ощущения, что расширяет представления ребенка об окружающем мире. Это особенно важно при работе с детьми с ранним детским аутизмом, с расстройствами аутистического спектра.

3). Рисование пальцами, ладонями, рисование по мокрой бумаге - данный способ создания изображений помогает детям, которые по той или иной причине не могут пока использовать изобразительные инструменты, поманипулировать с предлагаемыми изобразительными материалами, а с помощью взрослого обязательно получится создать какой-нибудь образ, например, соседского щенка или цыпленка из любимого мультфильма. В данном случае будет применим метод совместного творчества, дорисовывания того, что можно увидеть в детских мазках, каракулях. У ребенка формируется уверенность в собственных силах, появляется осознание собственного «я могу», «у меня получилось».Ребенок получает возможность увидеть яркие цвета, их перетекание друг в друга (при рисовании по мокрой бумаге), смешивание цветов, окрашивание воды в какой-либо цвет. Такие игры с красками на мокром или сухом листе бумаги помогают сглаживать тревожность, социальные страхи, подавленность. А работа в паре или в подгруппе позволяет ребенку получить опыт взаимодействия со сверстником или хотя бы установить эмоциональный контакт, получить удовольствие от работы вместе. Не все дети готовы рисовать пальцами и ладошками. Кто-то испытывает чувство брезгливости от тактильного контакта с краской, кто-то просто боится испачкаться, потому что мама будет ругать. Ведь некоторые родители ждут от своих детей рассудительности и сдержанности, считая ребенка маленьким взрослым, который должен отвечать за свои поступки.

Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности [1, С. 67].

4). Штриховка, каракули - является самым доступным и любимым упражнением для детей любого возраста. Однако чтобы данное занятие имело коррекционный эффект, его необходимо организовать особым образом. Ребенку можно предложить выбрать тот материал и цвет, который ему близок и нравится в данный момент, который совпадает с его настроением. Можно вместе с ребенком выбрать уже цветную основу или самостоятельно раскрасить белый лист бумаги. Затем в каракулях, созданных с помощью красок, мелков или карандашей можно постараться вместе что-то увидеть или дорисовать, если нужно. Если каракули получились чересчур грустными и мрачными (ну, настроение такое было), можно их развеселить веселой

улыбкой или солнечными лучиками. Ведь и настроение от веселых каракулей обязательно улучшится. Веселые каракули можно показать другим детям и вместе подумать, на что же это похоже. А с получившимся героем можно потом вместе поиграть или послушать сказку.

5). Рисование сухими листьями - с помощью листьев, клея ПВА и красок можно создавать разнообразные изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Образ, созданный с применением данной техники, получается объемным, «лохматым», пушистым, эффектным и привлекательным. Эти экологически чистые способы рисования обогащают сенсорные впечатления, снимают мышечное и эмоциональное напряжение.

6). Изображение с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов - использование мелких сыпучих материалов и продуктов: круп, вермишели, цветного песка и т.д. Дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы целыми горстями. Но при стряхивании «лишних» материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. При использовании данной техники у ребенка создается ощущение волшебства, сюрприза. Можно использовать и пшено, и горох, и фасоль, и гречку. Использование различных по размеру, цвету и фактуре круп позволяет разнообразить сенсорные ощущения, которые получает ребенок во время игры. Кроме этого, такие упражнения снимают моторное и эмоциональное напряжение, создают ощущение успешности и уверенности в себе. Ребенок может просто скользить ладошками по поверхности, может потопать кулачками (идет медвежонок по лесу), может попрыгать одним пальчиком, как зайчик и т.д. Ну а если что-то не получится или появится новое желание, ничего страшного, ведь всегда можно начать все сначала [5, С. 27]. Данная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, эмоциональным негативизмом, зажатостью, способствует безболезненно адаптироваться в новом пространстве, дарит чувство успешности.

7). Изображение предметами окружающего пространства. Рисовать можно практически любыми предметами, которые нас окружают: можно рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, валиками палочками, нитками, соломинками, овощами, осенними листочками, ластиками и т.д.

8). Рисование песком - песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", помогает выразить свое настроение, свои переживания и желения. Рисуя сухим или мокрым песком, ребенок познает мир, т.к. работа связана с самостоятельной экспериментальной и творческой деятельностью. Данный вид творчества как средство коррекции позволяет ребенку преодолеть чувство страха, выразить в рисунке, постройке эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Рисуя, строя замки из песка, разыгрывая сказки, ребенок развивает тактильные ощущения, раскрепощается, проигрывает волнующие его ситуации.

Выводы. Все арт-терапевтические методики, используемые в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, направлены на коррекцию личностной сферы ребенка, его моторных и коммуникативных навыков. Развивать ребенка, в том числе с ОВЗ, можно через разные виды деятельности. Однако больше возможностей при решении коррекционных задач проявляется при включении ребенка с ОВЗ в художественно-продуктивную деятельность, когда ребенок, непосредственно и увлеченно играя с предлагаемыми материалами, взаимодействует с различными текстурами, с огромным выбором цветов и оттенков, задействует мелкую моторику рук, учится выражать себя и понимать других. Конечно, очень важным является приобщение родителей к проводимой коррекционной работе с использованием методов арт-терапии.

Наиболее сенситивным для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с данной категорией детей с ОВЗ является ранний возраст. В этом возрасте у ребенка еще формируются речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арт- терапевтических методик.

Литература:

1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Москва, «Академия развития», 2008 - 192 с.

2. Дрезнина М. Игры на листе бумаги. Москва, «Искатель», 2008 - 79 с.

3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми С.Пб, «Речь», 2007 - 160 с.

4. Толкова Н.М. «Формирования коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством применения игровых технологий» Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб.научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып.58. - Ч.3. -380 с. С. 253-256

5. Фатеевой А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль, «Академия развития», 2006 - 98 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Харченко Светлана Альбертовна

Иркутский государственный университет (г. Иркутск)

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения качества магистерских диссертационных работ, а именно, корректному описанию научно-методологического аппарата. Представлена структура методологии педагогического исследования, а также описание содержательных характеристик таких его компонентов как актуальность, проблема, тема, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и методологическая основа.

Ключевые слова: методология педагогического исследования; компоненты педагогического исследования; актуальность; проблема; тема; объект и предмет исследования; цель; задачи; гипотеза; методологическая основа.

Annotation. The article is devoted to the problem of improving the quality of master's theses, namely, the correct description of the scientific and methodological apparatus. The structure of the pedagogical research methodology is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.