УДК 376
С.Н. Малышева, инструктор по труду ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с.
Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область
О.В. Шворак, педагог - психолог ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с.
Веселая Лопань. Белгородский район, Белгородская область
ЗАНЯТИЯ ИЗОТЕРАПИИ «МАМА И РЕБЕНОК» КАК МЕТОД АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В статье говорится о приемах изотерапии в паре «мама и ребенок с ограниченными возможностями раннего возраста». Представлена последовательность выполнения работ в технике «Нетрадиционное рисование», «Аппликация с элементами рисования».
Ключевые слова
Изотерапия, изобразительное творчество, абилитация, дети с ограниченными возможностями,
нетрадиционное рисование.
Занятия изобразительным творчеством в группе «мама и ребенок» в реабилитационном Центре играют важную роль в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно 9 статьи Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» абилитация - лечебные или социальные мероприятия по отношению к инвалидам, направлены на адаптацию их к жизни, подготовке к какому-либо роду деятельности. Так в художественном развитии детей дошкольного возраста основным является способность к восприятию художественного произведения и переход к самостоятельному творчеству.
Для трехгодовалого ребенка свойственно быстро менять вид деятельности, из-за недостаточной концентрации внимания. Круг общения у детей с ОВЗ ограничен и поэтому все новое их настораживает. У малышей часто меняется настроение, возникают капризы, но именно для этого возраста, характерно стремление к исследованию, они поглощены процессом деятельности, при этом им не интересен конечный результат. Дети в игровой форме познают окружающий мир. В три года ребенок умеет концентрироваться лишь на том, что его наиболее привлекает.
Одно из направлений работы, это работа в паре «мама и ребенок». На индивидуальных занятиях дети знакомятся с изобразительными материалами и инструментами, они выполняют работы в технике: раскрашивание силуэтных картинок, нетрадиционное рисование штампами, рисование цветной манкой, рисование восковыми мелками + акварель, монотипия, рисование пластилином. Главный принцип метода -вызвать у ребенка с ОВЗ интерес к изобразительной деятельности. Если у малыша возникает интерес к рисованию, то он делает большие успехи, а совместная деятельность «мама и ребенок» дает положительный настрой. Опираясь на родителей можно стимулировать развитие эмоциональной сферы ребенка и коммуникативных навыков. Так как без любви к ребенку, без знания его возможностей не возможен процесс абилитации. Поэтому на занятиях используется метод сотоварищества, когда родитель становится на один уровень с ребенком и не опережает его: совместное рисование каракулей, размывание краски на листе бумаге, смешивание краски, отпечатки ладоней, пальчиков и разных предметов (штампов), исследование материала. Мама радуется вместе с ребенком, поддерживая своего малыша, родители тем самым становятся своеобразным «зеркалом» для него.
При работе с маленькими детьми учитываются их индивидуальные возможности, работа соответствует их уровню развития. Временной интервал практической деятельности составляет от 10 до 30
минут, занятия проводятся 3 раза в неделю. Курс занятий от 4 - 5 недель.
При выполнении работы «Точечная живопись» ребенку дается большая силуэтная картинка, кисти и краски, это позволяет организовать условия, в которых ребенок и родитель могли успешно совместно участвовать в изобразительной деятельности без ограничений. Для того чтобы стимулировать взаимодействие предлагаются привлекательные материалы (кисти, поролоновые штампы, валики, пальчиковые краски, большие восковые мелки, ватные палочки). Мама следует за инициативой ребенка и компенсирует его рисунок деталями.
Например, читаем отрывок стихотворения Агнии Барто «Мишка косолапый по лесу идет», рассматриваем иллюстрации. Сначала, помогаем мишке собрать шишки в корзинку, затем с помощью внешнего трафарета «Мишка» раскрашиваем картинку. Рисунок «Мишка» выполнен в результате нанесения точечных мазков белой гуашью, расположенных близко друг к другу, при этом мама восковым мелком рисует детали (уши, глаза и нос медведя). Ватной палочкой, более редко, с просветами, нарисовали снежинки. В этой же технике выполнена работа «Варежка». Ребенок мазками раскрасил готовую деталь варежки, а мама восковым мелком нарисовала стежки (рис.1).
Рисунок 1 - Точечная живопись «Мишка» и «Варежка»
Интересна аппликация с элементами рисования «Зайка»: использовался внутренний трафарет «Зайчик», поролоновый штамп, восковой мел, гуашь, кисть, клей ПВА, ножницы, полоски двухсторонней цветной бумаги, цветная манка.
Читаем потешку «Зайка, зайка, попляши», рассматриваем иллюстрации. По центру листа прикладываем трафарет зайчика. С помощью поролонового штампа в технике печатания ребенок раскрашивает фон. Убираем трафарет и мама восковым мелком прорисовывает детали зайчика. Ребенок с помощью мамы отрезает кусочки бумаги и наклеивает их, украшая ушки, лапку, хвостик и нос. В завершении ребенок посыпает цветной манкой. Комбинированная работа позволяет сразу выполнить несколько действий: печатание, нарезание и наклеивание кусочков бумаги, посыпание цветной манки (рис.2).
Рисунок 2 - Аппликация с элементами рисования «Зайка»
При работе с детьми с ОВЗ, склонными к беспокойному поведению, мы обеспечиваем их материалами в небольшом количестве, что позволяет ребенку справиться с ними самостоятельно. Знакомим с книжной графикой на примере творчества известных мастеров: Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Бычкова М.
Опыт, полученный на занятиях изо-терапии «мама и ребенок», позволяет сделать вывод, что это один
из эффективных методов абилитации детей с ОВЗ. На начальном этапе их изобразительная деятельность соответствует стадии «предварительной» изодеятельности, хаотичного выражения чувств. При этом развитие навыков у них отстает по сравнению с их сверстниками. В заключение цикла реабилитации в Центре дети адаптируются, расширяется объем активного внимания, оформленные совместно с мамой работы обеспечивают успешное самовыражение и коммуникацию ребенка. Дети умеют рассматривать и узнавать свои работы среди работ других детей на итоговой выставке. Список использованной литературы:
1. Ибука Масару, После трех уже поздно: Краткая версия для пап. 3-е изд. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 128с.
2. Ларчина Е.В., Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года).- СПб.: Речь, 2015-172с.
3. Рау М.Ю., Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР: методическое пособие. - М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2014. - 143с.
© Малышева С. Н.,Шворак О.В., 2019
УДК 37
Полупан К.Л.,
доцент, к.п.н.
БФУ им. И.Канта, г. Калининград, РФ E-mail: [email protected]
СИСТЕМНО-ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНЫХ ЦЕЛЕЙ
Аннотация
На данном этапе системно-целевая модель формирования целей является актуальной и формирует многошаговый процесс перехода от сложных целей к менее сложным. Структурно-целевая методология непрерывного технологического образования может быть использована при формировании, например, учебно-исследовательских задач и т.п.
Ключевые слова
Синтез целей, критерий оценивания системы, процесс реализации, элемент
Системно-целевая модель формирования целей включает следующие этапы: анализ, синтез целей и согласование системно-целевых структур целей и структурных схем целедостижения [1-4].
Анализ целей - это многошаговый процесс перехода от сложных и не всегда точно определенных целей, начиная, с конечных, к менее сложным и обычно более определенным целям. Системообразующая процедура анализа целей представляет собой процесс синтеза стратегий анализа цели, оценивания логической корректности подцелей и их совокупностей, представлении цели и выбранной совокупности подцелей в виде системно-целевого куста целей G£. В результате формируется иерархическая системно-целевая структура целей, представляемая в виде графа целей Ga.
Синтез целей - это многошаговый процесс перехода от менее сложных целей (начиная с самых простых) к более сложным целям данных систем. В представленной системно-целевой модели формирования систем целей синтез целей рассматривается как двухэтапный процесс. Синтез целей на