Научная статья на тему 'Рисование как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Рисование как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2903
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ART-THERAPY / РИСОВАНИЕ / DRAWING / КОРРЕКЦИЯ / CORRECTION / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / EMOTIONAL VIOLATIONS / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шац И.К.

Автор обсуждает причины и проявления эмоциональных нарушений в детском возрасте. Статья посвящена возможностям рисования при коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны конкретные коррекционные техники с использованием детского рисунка и их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An author discusses reasons and displays of emotional violations in child's age. The article is devoted drawing possibilities at the correction of emotional violations for children with the limited possibilities of health. Concrete correction techniques with the use of child's picture and their efficiency are described.

Текст научной работы на тему «Рисование как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 159.922.76 : 615.851.82 : 741

И. К. Шац

Рисование как метод коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор обсуждает причины и проявления эмоциональных нарушений в детском возрасте. Статья посвящена возможностям рисования при коррекции эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны конкретные коррекционные техники с использованием детского рисунка и их эффективность.

An author discusses reasons and displays of emotional violations in child's age. The article is devoted drawing possibilities at the correction of emotional violations for children with the limited possibilities of health. Concrete correction techniques with the use of child's picture and their efficiency are described.

Ключевые слова: арт-терапия, рисование, коррекция, эмоциональные нарушения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Key words: art-therapy, drawing, correction, emotional violations, children with the limited possibilities of health.

Эмоциональные расстройства наряду с расстройствами психомоторики занимают ведущее положение в проявлениях большинства психических нарушений у детей и подростков [4].

Причины и проявления эмоциональных нарушений. Очень много причин и обстоятельств могут вызывать эмоциональные нарушения в детском возрасте. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к таким причинам прежде всего относятся: органическое поражение головного мозга, психические и соматические заболевания, психогенные личностные реакции и их сочетание.

Органическое поражение головного мозга. Мозг ребенка вследствие его незрелой функциональной и физиологической структуры легкораним и после перенесенных инфекций, травм и других вредных влияний очень часто подвержен органическим изменениям. После острой стадии болезни, помимо неврологических симптомов (парезы, параличи), формируются остаточные изменения в психике, которые носят своеобразный характер. Если формально интеллект не затронут, то интеллектуальная продукция страдает из-за неактивирован-

w \ / W

ных психических процессов и расстройства внимания. У части детей, перенесших мозговую катастрофу, психические изменения касаются эмоционально-волевой сферы. В ряде случаев поведение таких детей характеризуется незрелостью этических оценок, агрессивностью,

© Шац И. К., 2018

порой жестокостью, усилением примитивных влечений. Такие влечения в некоторых случаях непреодолимы и обычно носят импульсивный характер. Дети не согласуют свои интересы с интересами окружающих, проявляют эгоизм, настойчивость, агрессивность при стремлении достичь своей цели. Невыполнение их желаний нередко приводит к бурным, эмоциональным реакциям, проявлениям негативизма, раздражительности. У других детей остаточные явления после перенесенной родовой травмы выражаются в психомоторном

^ и и ^ и и

беспокойстве, связанном с постоянной суетливостью, быстрой сменой действий, общей неусидчивостью и легким отвлечением внимания.

Соматические заболевания. При соматических заболеваниях отмечаются очень разнообразные эмоциональные нарушения. Это прежде всего страхи и тревожные расстройства. Как реакции на хронические заболевания у детей часто наблюдаются агрессивность, капризность, эмоциональная неустойчивость и лабильность. В некоторых случаях развиваются развернутые и стойкие депрессивные состояния [10].

Психические заболевания. Психические заболевания, прежде всего шизотипические, у детей часто носят хронический характер. Эти расстройства характеризуются неадекватными или невыразительными эмоциями. Поведение и внешний вид больных характеризуется чудаковатостью, эксцентричностью, порой странными убеждениями, не совместимыми с субкультуральными нормами. Дети часто подозрительны, высказывают болезненные идеи или склонны к бредоподобному фантазированию. Мышление аморфное или стереотипное, проявляющееся странной, вычурной речью с множеством недетских выражений, штампов. Контакт с окружающими затруднен, особенно со сверстниками, отмечается тенденция к социальной отгороженности. Также выявляются труднообъяснимые страхи.

Психогенные личностные реакции. Психогенные реакции или более стойкие невротические расстройства представляют собой функциональные состояния, причиной которых являются значимые психологические проблемы, острые или хронические психические травмы и проявляются в эмоциональных, вегетативных, двигательных и поведенческих нарушениях. Тяжелые, травмирующие психику моменты в семейной или школьной среде (в том числе тяжелая соматическая болезнь и её лечение), способствуют возникновению невротической реакции, нередко начинающейся бессонницей, отсутствием аппетита, головной болью и главным образом чрезмерной раздражительностью и эмоциональной неустойчивостью.

Коррекция эмоциональных нарушений. Роль и возможности различных видов арт-терапии в рамках работы детских специалистов (педагога, психолога, психиатра, психотерапевта) огромны [5; 7]. Арт-терапия является особой формой работы специалиста с ребенком. Она представляет собой одну из форм терапии искусством (креативной психотерапии) и в ряде стран считается парамедицинской профессией, наряду с такими родственными профессиями, как музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия и драматерапия [6].

Наиболее популярными и часто используемыми видами арт-терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном коррекционном занятии.

Зарубежные и отечественные специалисты выделяют при занятиях арт-терапией следующие наиболее значимые положительные эффекты.

• Арт-терапия, благодаря созданию положительного эмоционального настроя, облегчает первичный контакт с ребенком.

• Использование в работе арт-терапевтических методик позволяет обучать детей навыкам саморегуляции, которые дают возможность сохранить им определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.

• Арт-терапия позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам детям тяжело обсуждать вербально.

• Арт-терапия дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять. Рисование, скульптура также является безопасным способом разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

• Развивает чувство внутреннего контроля. Арт-терапевтиче-ские занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

• Арт-терапия способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

• Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

• Арт-терапия эффективна в коррекции эмоциональных нарушений и различных отклонений в личностном развитии. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

В настоящее время арт-терапию используют при работе с аутич-ными детьми, в случаях умственной отсталости, поведенческих нарушений у ребенка, отклонениях в психическом развитии, аффективных расстройств.

Рисование как разновидность арт-терапии может многое рассказать о состоянии ребенка, по нему можно судить не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и его психическом, в частности эмоциональном состоянии [1].

Таким образом, использование арт-терапевтических техник совершенно оправдано при коррекции эмоциональных проблем, особенно страхов в детском возрасте.

Рисование или изотерапия. Рисование является одной из форм арт-терапии, с помощью которой ребенок может понять самого себя, не стесняясь выразить свои эмоции и чувства. Наряду с этим аспектом рисования бесспорным его достоинством является то, что оно:

• становится основой обсуждения рисунка, открывая возможности для интерпретации его самим пациентом;

• поддерживает и стимулирует у ребенка чувство собственной ценности;

• помогает разрядке напряжения за счет возможности выражения негативных (в частности гнева и агрессии) чувств безопасным для себя, не встречающим осуждения способом;

• обладает организующим действием, стимулирует концентрацию внимания и усилия по достижению цели, способность внутреннего контроля;

• углубляет и укрепляет терапевтический контакт;

• открывает возможности для проявления, обсуждения и проработки чувств;

• создает возможности косвенной, метафорической работы с мыслями и чувствами, которые не доступны в прямой работе;

• ускоряет процесс лечения и реабилитации.

Рисование, изготовление игрушек тесно связано с игровой деятельностью, которая имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Рисование помогает развить мелкую моторику, а также многие другие психические функции. Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления.

Дети, любящие рисовать, отличаются хорошей фантазией, доброжелательностью и непосредственностью в выражении чувств. Изобразительное искусство дает возможность выразить на бумаге свои чувства, желания, мечты. Кроме того, данная техника позволяет ребенку передать собственные эмоции в момент его наибольшей к этому готовности. С помощью рисунка ребенок может изучать окружающую среду, условия, в которых он находится, выразить к ним свое отношение. Изотерапия дает возможность ребенку отразить в своем сознании окружающую и социальную действительность. Арт-терапия предоставляет ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в творчестве, с помощью которого дети не только познают свое «я», но и устанавливают связи с окружающим миром и ищут пути решения существующих проблем. Большинство детей любит рисовать и гораздо охотнее выражает свои чувства в рисунке, нежели в словах.

Таким образом, рисование обладает большим психокоррекцион-ным потенциалом, так как в его процессе ребенок избавляется от психологических проблем, корректирует свое поведение, учится понимать, принимать свои эмоции (гнев, обиду, злость, страх) и выражать их в социально приемлемой форме.

Рисование является одним из лучших способов диагностики детских страхов и работы с ними. Ребенку предлагается нарисовать то, чего он боится. Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего эффекта. Наблюдение за ребенком в процессе рисования позволяет сделать вывод о том, что графическое изображение ночных или дневных страхов требует от ребенка определенных волевых усилий, но снижает напряжение от тревожного ожидания их реализации. Рисование страхов по А.И. Захарову. Рисование, как любое творчество, вызывает положительные эмоции, позволяет детям испытать радость, выражать свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Наилучшие результаты от рисования страхов достигаются в 5-12 лет, в возрасте активного интереса к рисованию. В младшем дошкольном и в подростковом возрасте лучше использовать игровые способы устранения страхов. Переживание страха при отображении на рисунке приводит к его ослаблению, а затем исчезновению [3].

Рисование может быть самостоятельным видом психокоррекционной помощи, используемым во время контактов с ребенком и в виде домашних заданий. Невербальное выражение чувств дается детям легче. Последующее совместное обсуждение

переживаний и динамики состояния во многом облегчают страдания больных посредством выражения чувств безопасным и более привычным образом, что в конечном итоге ускоряет лечение и реабилитацию.

Перед началом процедуры проводится беседа, которая направлена на выявление страхов. Беседу необходимо проводить в спокойной доброжелательной манере, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении тех или иных слов, не внушать страхи фразой «Скажи, ты боишься...», а спрашивают: «Скажи, ты боишься или не боишься...» - и ждут ответа. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха [3]. Затем в зависимости от ситуации, если это стационар или амбулаторный прием предлагается нарисовать страх в течение определенного срока. Когда дается задание самим детям, то не говорится, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, у детей тревожных, мнительных, с повышенным чувством долга, так как такие дети болезненно переживают неудачи и трудности. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное - нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи взрослых [3].

Далеко не все дети сразу приступают к выполнению задания, так как рисование страха - это соприкосновение со страхом и взаимодействие с ним на протяжении всего времени рисования. Многие дети совершают неоднократные попытки рисовать, неоднократно откладывая или прерывая этот процесс, прежде чем закончат рисунок. В начале рисования происходит актуализация страха, это естественный процесс, позволяющий запустить процесс избавления от страха. Условность изобразительного образа страха, взаимодействие с ним, творческая и личностная переработка образа страха постепенно уменьшает, а затем сводит на нет переживание эмоции страха. Осознание ребенком победы над страхом, проявленные при этом воля и мужество вызывает естественное чувство гордости от выполненной работы, повышает самооценку.

При следующей встрече специалист обязательно в начале беседы должен похвалить и оценить выполненную работу, прежде всего как проявление мужества и ответственности. Затем проводится обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой и поощрением [3].

Упражнение «Безопасный мир». Это упражнение является также очень эффективным при работе со страхами у детей [9].

На первом этапе дается инструкция: «Нарисуй на листе бумаги свой безопасный мир и побудь в нем немного». На выполнение задания отводится 10-15 мин. Можно работать индивидуально или в группе. Обсуждение: Каждый рассказывает о своем мире. Можно задавать наводящие вопросы, например: «Кто здесь хозяин? Ты можешь здесь делать все, что угодно? Тебе нравится это место?»

Второй этап. Инструкция: «Найди самое опасное место в нарисованном тобой мире, и размести там чистый лист бумаги. Нарисуй, то, что может быть там страшным или опасным». Примечание: Работа с рисунком строится более подробно. Можно задавать наводящие вопросы: «Это живое или неживое? На что или на кого это похоже?».

Если рисунок получается неструктурированным, необходимо играть до тех пор, пока на нем не появятся, какие-то более четкие образы. Нужно придать им конкретный образ: «Где живет твой нарисованный страх? Чем он занимается? Сколько у него рук, ног? На каком языке он разговаривает? Есть ли у него друзья?»

Третий этап: инструкция: «Поговори со своим страхом». Можно задавать наводящие вопросы: «Чего твой страх от тебя хочет? Можно ли с ним договориться?». Можно предложить ребенку поговорить со страшным для него объектом. Как только ребенок пообщается со своим страхом, предложить ему вернуться в «безопасный мир» [9].

Упражнение «Коробка ужасов». Очень действенным средством при работе с детскими страхами, является «коробка ужасов». Коробку необходимо обклеить изображениями героев различных сказок и мультфильмов: Змея Горыныча, Бабы-яги, Кощея Бессмертного, привидений, пиратов и т. п. Можно хранить в такой коробке рисунки детей с характерными персонажами: злое и доброе привидения, глупый пират и пират обжора. А также множество различных предметов: волшебную палочку, чудо-компас, «заколдованные» мыльные пузыри, распечатки забавных стихов и сказок. Подобная «коробка страхов» поможет ребенку посмеяться над собственными страхами, поиграть с ними.

При групповом занятии можно устроить соревнование по метанию конфет в ящик-монстр, нарисовав при этом на коробке открытую страшную пасть. Задача детей - накормить монстра, забросив конфету в прорезанное отверстие» [9].

Методика динамического метафорического рисунка по V. Кадап. Там, где это было уместно и возможно, можно использовать методику динамического метафорического рисунка [11].

Ребенку предлагается изобразить то, что его беспокоит, в виде дерева, после чего следует короткая процедура внушения, а затем ребенок вновь рисует «дерево проблемы» и сравнивает оба рисунка. Изменения могут быть столь демонстративными, что сами по себе

обладают поддерживающим и внушающим действием, а ребенок охотно принимает домашнее задание. Оно заключается в том, что вечером перед сном ребенок представляет себе свою проблему в виде дерева, а затем либо уничтожает в воображении это дерево, либо, как подсказывает опыт проведения работы, ухаживает за ним так, что оно становится приятным. На очередной встрече он снова рисует «дерево проблемы» и сравнивает с рисунком, хранящимся у специалиста. Значительные изменения в позитивную сторону происходят уже в ходе первой недели использования методики. В ряде случаев удается таким образом существенно снизить напряженность переживаний ребенка.

Метод А. Вайсман (А. Wiseman). Очень часто болезненные переживания отражаются в ночных кошмарах. В таких случаях даже у маленьких детей с успехом используется метод A. Wiseman [2; 12].

После того как ребенок рисует свой сон, психолог спрашивает, чувствует ли он в себе силы вернуться к сновидению и изменить его так, чтобы оно перестало быть кошмаром. Ребенок может позвать кого-то на помощь, договориться с теми, кто во сне представляет собой страх, обезопасить себя при помощи щита и т. п. Все это вносится в первоначальный рисунок и затем обсуждается.

В ряде случаев этот метод используется следующим образом: ребенку предлагается нарисовать его болезненные переживания (устрашающие фантазии, тоску и плохое настроение) и затем необходимо следовать последовательности метода, описанного выше.

Такая работа достаточно эффективна в терапевтическом плане, большинство детей выполняют ее охотно (после периода естественного сопротивления), не требует специального оборудования и условий, что особенно важно в условиях лечебного или образовательного учреждения.

Работа с агрессией и гневом. Достаточно успешно арт-терапия применяется и в работе с агрессивными детьми. У таких детей слабо развит контроль над собственными эмоциями, поэтому использование приемов арт-терапии в коррекционной работе с такими детьми направлено на формирование навыков контроля и управления собственным гневом.

Упражнение «Волшебный знак: Стоп!». Выполнение упражнения начинается с инструкции: «Прежде, чем перейдешь к действию, скажи себе «Стоп!». Для более эффективного усвоения навыка следует нарисовать с ребенком знак: «Стоп» в виде кружка с каймой, внутри которого большими буквами написано: «Стоп». Данный знак нужно сделать из картона и обклеить прозрачным скотчем. Психолог должен договориться с ребенком, сказав, что этот знак будет помогать ему справляться с чувствами гнева и злости. «Всякий раз, когда тебе захочется ударить или толкнуть кого-то, тебе нужно прикоснуться к кармашку, где лежит волшебный знак «Стоп!» или просто

представить его себе». Кайму знака следует раскрасить в спокойные цвета: (синий, голубой, серебристый, зеленый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп!». Например к синей кайме, подойдет «Стоп!», оранжевого или золотистого цвета, к голубой - зеленого. В любом случае, сочетание цветов, должно действовать на ребенка успокаивающе и нравиться ему [8].

Рисование гнева. При индивидуальной работе с ребенком возможен такой прием, как рисование собственного гнева. Методика рисования гнева во многом напоминает работу с детскими страхами, но тем не менее имеет собственные нюансы.

1. Для начала необходимо попросить ребенка подумать о той, ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с его стороны.

2. Попросить ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.

3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить его из пластилина?». Как правило, дети охотнее откликаются на рисунок. Чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, грозовой тучей, драконом, разъяренным тигром или конкретным обидчиком, вызвавшим столь сильные негативные чувства.

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя искренний интерес, отмечая при этом:

• что изображено на рисунке;

• что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

• может ли ребенок поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

• изменилось ли состояние ребенка, когда он полностью прорисовал свой рисунок.

5. Далее спросить ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком. Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечает, «что их рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и его содержание в позитивную сторону). В этом случае следует попросить ребенка изобразить измененный вариант и также обсудить его с ребенком:

• уточнить, что чувствует ребенок, когда рисует новый вариант;

• попросить его поговорить от лица нового рисунка;

• спросить, каким стало его состояние сейчас.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу своего обидчика или ситуации, вызывающей у них гнев и раздражение.

Не нужно мешать ребенку делать это, поскольку чем полнее он выскажется, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, изменению эмоционального состояния ребенка в целом [8].

Помимо рисования, к арт-терапии относятся фантазирование, придумывание игр, игрушек, сказок, их возможности и эффективность в коррекционной работе мы обсудим в последующих публикациях

Регулярные занятия арт-терапией необходимы не только детям, у которых наблюдаются отклонения в поведении, но и вполне здоровым детям в качестве профилактики и просто как приятное времяпрепровождение. Если же ребенок сам отказывается от рисования, то это считается тревожным сигналом, свидетельствующим о необходимости обращения к специалисту [1 ]. Вообще творчество в любом его проявлении и форме должно быть для ребенка радостью, приносить ему удовольствие, здесь невозможно принуждение. Желание читать, рисовать, шить, лепить, делать игрушки или что-то строить является естественным для детей.

Эти и другие особенности детского возраста в сочетании с мастерством специалиста, осуществляющего работу с использованием рисования, позволяет эффективно решать задачи по коррекции эмоциональных и других психологических проблем у детей.

Список литературы

1. Бахарева К.С. Психологическая реабилитация в детском возрасте. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 256 с.

2. Вайсман А. Помощь при ночных кошмарах. - New Jersey: The Cross Cultural International Institute, 2001. - 109 с.

3. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб.: Речь, 2007. - 320 с.

4. Ковалев В. В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985. - 288 с.

5. Копытин А.И. Системная арттерапия. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

6. Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии: учеб. пособие. - М.: Психотерапия, 2011. - 128 с.

7. Медведева Е., Добровольская Т., Левченко И. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. - 248 с.

8. Смирнова Т.П.. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. - Ростов нД.: Феникс, 2004. - 154.

9. Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи. - СПб.: Речь, 2007. - 218 с.

10. Шац И. К. Клинико-психологические аспекты аффективных расстройств в детском и подростковом возрасте: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2015. - 156 с.

11. Kagan V. Psychology and Psychotherapy // J. of Russian and East European Psychology. - 1998. - Vol. 36. - №1. - P. 5-17.

12. Wiseman A. Dreams as Metaphor: The Power of the Image. Cambridge: An-sayre Press. - 1993. - 132 p.

Статья поступила: 04.05.2018. Принята к печати: 30.05.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.