УДК 376.048
И. К. Шац, Т. С. Овчинникова
Психологическое консультирование в коррекционной педагогике: особенности, возможности и обучение
В статье рассматриваются различные виды психологической помощи. Проведен анализ возможностей психологического консультирования в специальной педагогике. Обсуждаются проблемы обучения психологическому консультированию специалистов, работающих в коррекционной педагогике.
The article deals with various types of psychological assistance. The analysis of the possibilities of psychological counseling in special pedagogy. The problems of teaching psychological counseling to specialists working in correctional pedagogy are discussed.
Ключевые слова: психологическое консультирование, психологическая помощь, коррекционная педагогика, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Key words: psychological counseling, psychological assistance, correctional pedagogy, children with disabilities.
Современная система образования развивается и совершенствуется. Одним из основных требований к образованию, изложенных в законе об образовании РФ [11], является право родителей (законных представителей) на обеспечение равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования. В связи с этим образовательная организация обязана обеспечить поддержку семьи в вопросах обучения и развития ребенка и получение родителями при необходимости профессиональной и компетентной консультативной помощи.
Положениями вышеназванного закона об образовании в Российской Федерации [11] закреплено право родителей, реализующих семейную форму образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, если в них созданы соответствующие консультационные центры (п. 3, ст. 64). В соответствии с законом, (п. 4.1. и 4.2.) основной целью консультационного центра является оказание дифференцированной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) ребенка, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, без взимания платы, а задачами консультативной помощи -поиск новых эффективных форм образовательного взаимодействия с семьей.
© Шац И. К., Овчинникова Т. С., 2019
В настоящее время возникает ряд противоречий, препятствующих организации оптимальной консультативной помощи в структуре общего образования и реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в структуре коррекционно-развивающего обучения, адекватного проблемам обучающихся:
- на понятийном уровне противоречие между традиционным консультированием, которое осуществляется психотерапевтом и консультацией педагога по вопросам обучения и воспитания детей;
- на уровне законодательных актов противоречие между декларацией обязательной организации консультативной помощи в образовательном учреждении в теории, и реалиями практики от наличия кадрового обеспечения консультативных центров до распределения функциональных обязанностей специалистов и определения их профессиональной подготовки.
Необходимость определения принципиальных различий между психологическим консультированием и консультацией, дифференциацией принципов и методов работы психолога-консультанта и педагога-консультанта определили актуальность публикации.
Виды профессиональной психологической помощи.
Психологическая помощь - это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем. Кроме того, психологическая помощь - профессиональная поддержка и содействие, оказываемые человеку, семье или социальной группе в решении их психологических проблем, социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации [3].
Психотерапия. В самом общем виде психотерапию можно понимать как психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни [10]. Психотерапия - это комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях и проблемах. Причем, условно различают клинически ориентированную психотерапию, направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики и личностно ориентированную, ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности, в решении различных проблем [1; 8; 12].
При выборе методов психотерапии для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо руководствоваться следующими критериями: метод применим у детей и использование метода возможно специальным психологом или педаго-гом-дефектологом (при соответствующей подготовке).
Психологическая помощь в виде консультации. Это вид помощи может осуществляться психологом, врачом-психиатром, педагогом. Целями консультации могут быть профориентация, обсуждение результатов диагностического обследования и т.п. Во время консультации специалист вправе давать профессиональные советы, информировать клиента, формулировать рекомендации, предлагать клиенту на выбор готовые варианты решений и т. д. Консультации проводят не только психологи, но и другие специалисты: юристы, педагоги, врачи разных специальностей.
Таким образом, психологическая консультация проводится психологом или представителями смежных профессий (социальным педагогом, педагогом-дефектологом), которая предусматривает беседу по результатам диагностики или информирование по специальным вопросам. Чаще всего темами таких консультаций являются обсуждение выбора профессии, типа школы, информирование родителей и педагогов по вопросам воспитания, возрастным особенностям детей и т.д. [3]. В процессе консультации консультант может указать клиенту пути решения проблемы, обучить его чему-либо, дать инструкции.
Психологическое консультирование как вид помощи. Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем очень широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и
V Л V
поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование как молодая область психологической практики пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы [2].
Консультант во время сессии предоставляет клиенту возможность самому разобраться в своей проблеме, найти выход из сложившейся ситуации и принять собственное решение. Часто клиент, в свою очередь, ощущая дискомфорт, осознает, что он нуждается в помощи или поддержке, хотя не всегда отдает себе отчет в том, что именно он бы хотел изменить [7], в этих случаях и во многих других консультант работает с переживаниями клиента.
Таким образом, основными профессиональными способами оказания психологической помощи являются психотерапия, психологическая консультация и психологическое консультирование.
Определение и цели психологического консультирования. Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений. Можно привести более широкое определение. Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера [2]. Психологическое консультирование - это процесс взаимодействия между помогающей стороной и стороной, обращающейся за помощью. Этот процесс включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента [3]. Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого-либо давления на принятие им того или иного решения. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме [3].
Несмотря на разнообразие, все определения включают несколько основных положений. Прежде всего консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. Консультирование помогает обучаться новому поведению. В консультировании акцентируется ответственность клиента, т. е. признается, что он независимый, ответственный человек, способный в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. Консультирование способствует развитию личности. Сердцевиной консультирования является консультативное взаимодействие между клиентом и консультантом, основанное на философии клиент-центрированной терапии [7].
По мере расширения практики консультирования в него наряду с психологами включаются не только профессионалы с различной базовой подготовкой (психиатры, врачи различных специальностей, социальные работники, средний медицинский персонал, педагоги, священнослужители и др.), но и подготовленные волонтеры.
Существуют несколько универсальных целей консультирования [2]. Оно должно способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
При работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.
Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.
Особенности психологического консультирования в коррекционной педагогике. Самой целесообразной моделью психологической помощи (консультирования) при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является семейно-ориентированное вмешательство. Эта модель включает в себя описание потребностей семьи, планирование целей, предоставление услуг и оценку результатов. Работа основана на том положении, что услуги, оказываемые семье, должны быть индивидуализированы. Второе ключевое положение семейно-ориенти-рованного вмешательства - «клиентом» является вся семьям несмотря на то, что первоочередное внимание уделяется ребенку, [9].
При работе с особыми детьми семьи должны вовлекаться в работу сразу после постановки диагноза. Семейно-ориентированный подход способен выправить однобокую позицию, согласно которой единственным предметом внимания специалистов должен быть сам больной ребенок. В то же время специалист не имеет права вмешиваться в жизнь семьи лишь потому, что в ней есть больной ребенок [9].
В процессе оказания психологической помощи специалисты сталкиваются с широким кругом проблем в семьях больных детей [9; 13; 14]. В данной публикации обсуждаются наиболее типичные и часто встречающиеся проблемы (запросы).
Прежде всего это работа с негативными переживаниями родителей. Узнав о болезни ребенка, родители испытывают большой спектр противоречивых эмоций. Специалисту не следует отрицать, что мечты и многие планы родителей относительно ребенка могут быть недостижимы и что в связи с этим они могут испытывать бурные отрицательные эмоции. Очень важно, чтобы консультант объяснял, что переживания родителями гнева и отчаяния совершенно естественны и их не надо отрицать и подавлять.
После регулирования переживаний, когда родители вновь обретут контроль над своими сильными эмоциями, наступает следующий этап -помощь в налаживании нормального функционирования семьи, которая может вести в значительной степени нормальную и продуктивную жизнь. Необходимо поощрять соблюдение семьей не только интересов больного ребенка, но и потребностей и интересов других членов семьи. «Жертвенность», полное подчинение своих потребностей интересам больного ребенка здоровыми членами семьи могут быть опасны и деструктивны, постепенно это приводит к психологическому истощению, раздражению и даже агрессии между членами семьи.
Многие родители испытывают вину перед ребенком, считая, что их действия (или бездействие) привели к болезни/нарушениям ребенка. Некоторые родители, будучи не в силах справиться с чувством вины, пускаются в бесконечные и непродуктивные поиски причины болезни ребенка, приводя в качестве аргументов собственное «греховное» поведения, свои неблаговидные поступки, «нехорошие» и «недостойные мысли». В такой работе совершенно не важна степень их реальной вины (если таковая имеется), главное - помочь родителями избавится (или хотя бы снизить) мучительное переживания вины.
Кроме того, родители могут пытаться «загладить» свои прошлые «проступки», чрезмерно опекая и защищая ребенка, удерживая его от занятий, которые могли бы ускорить его взросление и развить самостоятельность.
Специалисту необходимо понимать, что отношения чрезмерной опеки между родителем и одним из детей влияют и на другого родителя, и на других детей. Связь между родителем и ребенком может стать такой тесной и непроницаемой, что другие члены семьи почувствуют себя покинутыми и начнут искать другие источники любви, внимания и уважения [9; 14].
При отвержении родителями больного ребенка, специалист может помочь им отделить положительные чувства к ребенку от гнева и смятения, связанного с необходимостью быть родителями больного ребенка. В процессе консультирования необходимо помочь родителям выражать отрицательные эмоции, прежде всего гнев и злость, приемлемым и безопасным способом, чтобы они не направлялись ни на больного ребенка, ни на других членов семьи.
Члены семьи могут искренне любить ребенка, однако с трудом принимать отдельные проявления болезни или поведения. Специалисты должны быть готовы к работе с родителями, имеющими различные мысли и переживающими необычные, неприемлемые чувства. Это могут быть как депрессивные самообвинения, обдумывания расширенного (совместно с ребенком) суицида, желание ребенку смерти; эти мысли и чувства необходимо проговаривать и подвергать анализу. В такие эмоционально напряженные моменты специалист может эффективно помочь родителям лишь в том случае, если сам умеет спокойно реагировать на чувства, часто осуждаемые обществом.
Для поддержания адекватного функционирования семьи важно, чтобы все члены семьи больного ребенка ощущали свою включенность в социум, могли проявлять социальную активность. Консультант должен серьезно обсуждать с членами семьи возможности и конкретные шаги по повышению их социальной активности, из которой семья оказалась временно выключена (ужины в кафе и ресторанах, походы в кино или на стадион, встречи с друзьями, прием гостей и т.п.).
Кроме того, можно научить их когнитивным и релаксационным техникам, помогающим исправлять неверное впечатление и снижать стресс, преподать некоторые социальные навыки, разработать стратегии, направленные на снижение стресса.
Отрицание родителями проявлений болезни/нарушений у ребенка, - это защитный механизм, работающий на подсознательном уровне с целью «сбросить» чрезмерную тревогу. Некоторых родителей так пугает сама мысль о больном ребенке, что они начинают отрицать наличие нарушений как таковых. Отрицание - один из самых сложных механизмов приспособления, с которыми приходится иметь дело специалистам. Разумный подход здесь состоит в том, чтобы не спорить с родителями, однако мягко, но настойчиво указывать им, что их ребенок нуждается в особой помощи. Родители искренне любят ребенка и вполне рационально заботятся о нем, в то же время часто имеют нереалистические надежды на внезапное улучшение его состояния. Со временем большинство родителей вырабатывает более реалистичный взгляд на состояние ребенка [9].
В некоторых семьях формируется несогласованный взгляд родителей на болезнь ребенка: один родитель понимает последствия болезни ребенка, а другой категорически отрицает эти последствия и саму болезнь. Эта несогласованность приводит к семейным конфликтам и ухудшению психологической атмосферы в семье в целом. Конфликты могут отражать как различные взгляды родителей на состояние ребенка, так и хронический семейный разлад. Для успешного вмешательства специалисту необходимо знать, кокой семейной модели придерживаются родители, какой стиль общения и взаимодействия принят в семье, как решаются в ней вопросы полномочий, обязанностей и ответственности. Болезнь ребенка часто является поводом, триггерным механизмом, запускающим открытое выражение семейных проблем, разногласий, конфронтации, и в этих случаях больной ребенок не является причиной разлада в семье.
Один из регулярных запросов при психологическом консультировании - обсуждение проблем, вызванных прохождением ребенком с хроническими заболеваниями и/или нарушениями определенных периодов развития (начало или окончание школьного обучения и т.п.). В эти периоды происходит ухудшение психологического состояния семьи, повышается тревожность, неуверенность и растерянность родителей, а
и и и | т
порой наступает семейный психологический кризис. Как правило, это происходит в различные ключевые периоды жизни ребенка: в возрасте 5-6 лет, когда необходимо принять решение о возможностях обучения и его формах, во время окончания учебного заведения и в период старения родителей, когда они уже не могут заботиться о ребенке. При вступлении ребенка в подростковый или юношеский возраст родители могут испытывать трудности при расставании с ребенком, независимо
от того, начинает ли он самостоятельную жизнь или переезжает в специализированное учреждение. На этой стадии семейного цикла у родителей возникает сильное беспокойство и тревога, поэтому необходимо обсудить с родителями причины и последствия переживания этих эмоций [9].
Больные дети, хотя и имеют определенные физические и/или психологические особенности, остаются детьми и по многим параметрам не отличаются от своих сверстников. Консультант должен помочь родителям обращать внимание на сходство, а не на различия их больного ребенка с другими детьми. Такая стратегия позволяет родителям перейти к более позитивному восприятию своего ребенка, иметь возможность гордиться своим ребенком, повысить свою самооценку как родителя [9].
Психолог или другой специалист может включать в свою работу элементы психологического консультирования или осуществлять психологическое консультирование в полном объеме, при условии, если он прошел соответствующую подготовку. Вместе с тем необходимо понимать, что в консультативных центрах, которые организованы в образовательных организациях, не предусматриваются психологическое консультирование и гармонизация детско-родительских отношений как ведущий вид деятельности психолога-психотерапевта.
В штатном расписании образовательной организации (школьной или дошкольной) предусмотрены только педагоги-психологи, функциональная обязанность которых - определение причин трудностей обучения воспитанников, помощь семье в актуализации образовательных потребностей детей и активизация родителей в психологической поддержке в преодолении трудностей освоения образовательной программы. В законе «Об образовании РФ» сказано, что родители несут персональную ответственность за обучение и развитие ребенка [11], поэтому вовлечение семьи в образовательный процесс совместно с педагогами позволяет максимально стимулировать ребенка к обучению.
Родители, особенно те, которые реализуют семейные формы обучения, нуждаются в методическом сопровождении педагогов (воспитателей. учителей), специалистов (логопедов, дефектологов), которые для каждого ребенка определяют образовательный маршрут и консультируют родителей, как наиболее оптимально помочь ребенку в прохождении этого маршрута. Советы, консультации это и есть методические рекомендации педагога, которые нельзя путать с психологическим консультированием. Трудовые умения педагога-психолога ограничены определением индивидуальных особенностей обучающихся и проблемами, препятствующими освоению образовательной программы. Консультирование педагога-психолога не предусматривает длительные сессии с глубоким погружением и личностной коррекцией [4].
Консультативные центры - это одна из вариативных возможностей получения психологической помощи семьям, которые не посещают образовательную организацию. Эти центры дополняют деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), действующего в организации, задачи которого заключаются:
- в предупреждении возникновения проблем развития ребенка;
- выявлении резервных возможностей развития;
- определении характера продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках возможностей, имеющихся в данной образовательной организации;
- подготовке и ведении документации, отражающей актуальное развитие обучающихся, динамику его состояния, уровень школьной успешности;
- психологическом обеспечении образовательных программ;
- развитии психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.
При отсутствии в данной образовательной организации условий, адекватных индивидуальным образовательным потребностям обучающегося, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешении конфликтных и спорных вопросов, длительной семейной психотерапии по гармонизации внутрисемейных отношений, в коррекции психосоматических расстройств специалисты ПМПк рекомендуют родителям обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК) к специалистам, имеющим квалификацию клинического психолога или психотерапевта [5].
Качество любого образовательного процесса зависит в первую очередь от обеспеченности его профессионалами и людьми, которые его осуществляют. Модернизация и реформирование системы образования во главу угла ставит проблему качества специалиста, работающего в образовательных учреждениях. К сожалению, анализ обеспеченности специальными психологами образовательных организаций специального и инклюзивного образования выявил, что в Ленинградской области только 10% психологов имеют дефектологическое образование и ориентированы на работу с детьми ОВЗ разных категорий дизонтогенеза. В большинстве случаев психологи, не имеющие специального образования, не знают специфических особенностей развития обучающихся, не владеют адаптированными образовательными программами обучения, не могут в соответствии с образовательными потребностями этих детей спроектировать образовательный маршрут и сформулировать методические рекомендации для родителей [6].
Решение проблемы организации качественной консультативной помощи в организациях специального образования возможно в двух направлениях:
- с одной стороны - переподготовка психологов с квалификацией специальная психология;
- с другой - повышение квалификации педагогов и обучение их навыкам психологического консультирования для общения с родителями и формирования у них умений оптимального доверительного диалога. Наш опыт подготовки и переподготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов показал, что такая задача вполне осуществима, и ее решение существенно повысит эффективность специального образования.
Список литературы
1. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Питер, 2002. - 672.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. - 240 с.
3. Лютова-Робертс Е. К. Тренинг начинающего консультанта: ведение доверительной беседы. - СПб.: Речь, 2007. - 307 с.
4. Овчинникова Т. С. Организация психолого-педагогического сопровождения как результат поиска инновационных решений организации коррекционно-воспита-тельной работы // VIII Царскосельские чтения: междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2004. - Т. IV. - С. 96-100.
5. Овчинникова Т. С., Калягин В. А., Матасов Ю.Т. Как организовать сопровождение в образовательных учреждениях. - СПб.: КАРО, 2005. - 240 с.
6. Овчинникова Т.С. Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психолого-медико-педагогических консультаций/ Problemy diagnostyki, rehabilitacji I rozwoji dziecka niepetosprawnergo / V Ogolnopolska Konferencja Naukowo-Szkoleniowa. Lublin. 2011. - P. 67-69.
7. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. - М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. - 320 с.
8. Свядощ Л. М. Психотерапия: пособие для врачей. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
9. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети / пер. англ. -2-е изд. - М.: Теревинф, 2009. - 368 с.
10. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004. - 896 с.
11. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
12. Хейли Дж. Что такое психотерапия? - СПб.: Питер, 2002. - 224 с.
13. Шац И. К. Психологические и психиатрические аспекты детской онкологии // Детская онкология. Руководство для врачей. - СПб., 2002. - С. 176-194.
14. Шац И. К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. - М.; СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
Статья поступила: 07.10.19. Принята к печати: 31.10.19