ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-123-127
Психологическое консультирование семьи для совместного сопровождения в окружающем социуме ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Абдуллаева М. С. 1, Бажукова О. А. ^ Маллаев Д. М. ^ Болдинова О. Г. 2
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]
2 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия; е-mail: [email protected],
РЕЗЮМЕ. Цель данного исследования - определить содержание и роль психологического консультирования семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Методы. В работе были использованы следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование, интервью. Результат. Психологическое консультрование родителей, имеющих детей с различными нозологиями психофизического развития связано с постоянной тревожностью и переживаниями за будущее своего ребенка. Все это требует специально разработанного содержания психологического консультирования семьи ребенка с ОВЗ, что имеет определяющее значение для родителей и создает благоприятную среду для коррекци-онной работы медиков, дефектологов, психологов и социальных педагогов. Вывод. Специально разработанная система психологического консультирования семьи ребенка с ОВЗ будет способствовать более успешному выводу ребенка из проблемной систуации и поможет родителям и специалистам более эффективно организовывать коррекционно-психологическую работу и получать результат на более раннем этапе психофизического развития ребенка.
Ключевые слова: психологическое консультирование, семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дефицитарная социальная ситуация, депривация, неэффективные родительские отношения.
Формат цитирвоания: Абдуллаева М. С., Бажукова О. А., Маллаев Д. М., Болдинова О. Г. Психологическое консультирование семьи для совместного сопровождения в окружающем социуме ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 123-127. DOI: 10.31161/19950659-2020-14-1-123-127_
Psychological Counseling of a Family for Joint Accompaniment in the Surrounding Society the Child with Disabilities
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
Muslimat S. Abdullaeva 1, Oksana A. Bazhukova 1, Dzhafar M. Mallaev 1, Olga G. Boldinova 2
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]
2 Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to determine the content and role of psychological counseling for families with children with disabilities. Methods. The following methods are used in the work: observation, conversation, testing, interview. Result. Psychological counseling of parents with children with various nosologies of psychophysical development is associated with constant anxiety and worries about the future of their child. All this requires a specially developed content of psychological counseling for the family of a child with disabilities, which is of decisive importance for parents and creates a favorable environment for the correctional work of doctors, defectologists, psychologists and social educators. Conclusion. A specially developed system of psychological counseling for the family of a child with disabilities will contribute to a more successful withdrawal of the child from a problematic system and will help parents and specialists to more effectively organize correctional and psychological work and get results at an earlier stage of the child's psychophysical development.
Key words: psychological counseling, family, a child with disabilities, social deficit situation, deprivation, ineffective parenting relationships.
For citation: Abdullaeva M. S., Bazhukova O. A., Mallaev D. M., Boldinova O. G. Psychological Counseling of a Family for Joint Accompaniment in the Surrounding Society the Child with Disabilities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psycological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 123-127. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-123-127 (In Russian)
Введение
В воспитательной и образовательной работе с детьми по нашим наблюдениям все больше внимания отводится современной семье, особенно имеющей детей с ограничеснными возможностями здоровья (ОВЗ). При всей занятости родителей большую часть времени с такими детьми работают матери. По результатам беседы с родителями мы выявили, что многие из них поступают сегодня заочно на специальный (дефектологический) факультет чтобы помочь своим детям с ОВЗ. Как показывает практика, из них получаются прекрасные специалисты дефектологи.
Одним из важнейших этапов усвоения знаний, умений и навыков является перевод полученных знаний в собственные установки, идеи, предубеждения и мировоззрение ребенка с ОВЗ [2]. Немаловажно его эмоциональное насыщение, которое реализует в основном ближайшее окружение. Полученные знания родители успешно внедряют в работу со своими детьми, помогая преодолевать трудности. Психологическое консультирование семьи ребенка с ОВЗ способствует развитию утраченных или нарушенных функций организма. Оно становится важнейшим инструментом для организации процесса
комплексной коррекционной работы с ребенком с ОВЗ, восполняя недостатки компенсацией через сохранные анализаторы познания об окружающем мире.
В этом процессе огромную роль в усвоении окружающего мира играет создание позитивных эмоциональных переживаний. Взрослые должны учитывать структуру общения детей с ограниченными возможностями здоровья даже в специально организованном общении. Недостаточные социальные условия развития могут спровоцировать у детей с ОВЗ неадекватное реагирование.
Цель статьи - показать роль психологического консультирования семьи ребенка с ОВЗ как понимания социальной ситуации в развитии особенных детей. В исследовании использовались все необходимые методы для психологического консультирования семьи ребенка с ОВЗ в окружающем их социуме.
Методы - наблюдение, беседа, тестирование, интервью.
Результаты и обсуждение
Социальную ситуацию развития Л. С. Выготский определяет «как особое сочетание внутренних и внешних процессов развития» [4].
При наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья изменяется общий темп жизнедеятельности всех членов семьи, в том числе и сам семейный статус [3]. Следует отметить, что это заведомо ущербный статус, затрудняющий для членов семьи его принятие. Усвоение любых норм требует от членов семьи и от него самого терпения, самообладания и контроля за эмоциональными реакциями.
Нас должны заботить не просто уровень социально-психологической компетентности родителей, но и обладание ими минимумом дефектологических знаний, которые до недавнего времени не входили в общую жизненную культуру россиянина.
Программа исследования включала в себя:
1) экспериментальное длительное систематическое наблюдение;
2) доверительную беседу;
3) метод интервью.
При использовании только перечисленных методов возникает вопрос субъективного восприятия ребенком с ОВЗ социальной ситуации, в которой он развивается. Нас интересовала именно эта область личностного восприятия социальной ситуации развития. Нам удалось составить независимое от установок взрослых описание социальной ситуации развития и мотиваци-онный анализ поступков родителей.
Первая группа родителей сообщает об отсутствии или дефиците социально-психологических и дефектологических знаний.
Вторая группа родителей приобретенные знания на практике не использует.
Третья группа родителей утверждает, что своего ребенка они знают достаточно хорошо, и все, что они делают для него -это только во благо самого ребенка. Не менее важным компонентом в комплексе мер преодоления дефицитарной социальной ситуации развития является социально-психологическое сопровождение семьи. Оно поможет созданию оптимальных условий развития детей с ограниченным возможностями здоровья.
Р. В. Овчарова приводит причины неэффективного родительского отношения [5]:
- педагогическая некомпетентность;
- психологическая некомпетентность;
- ригидные стереотипы и установки воспитания и др.
Для анализа субъективной оценки родительских установок был предложен метод интервью для детей с ОВЗ. Интервью предполагало открытые эмоционально насыщенные ответы.
Обнаружилось, что дети в быту во многом потакают родителям, считающим их немощными. Реально многие дети вполне способны к решению и практическому осуществлению большинства бытовых задач, но их выполнение во времени растянуто, а родители делают все быстро, поэтому все действия родителей воспринимаются как неотложная помощь. Действительно, намного легче для родителей выполнить все необходимые бытовые действия, чем дожидаться пока ребенок с ОВЗ справиться с трудностями. Немощность ребенка постоянно муссируется в речи окружающих, что приводит в дальнейшем к тому, что такой ребенок, вырастая оправдывает этим сложности в своей жизни.
Позитивные и продуктивные отдаленные по времени результаты делают очевидной необходимость поиска путей эффективной активной помощи семье, родителям и самому ребенку с ОВЗ.
Изучение экспериментального материала выявило отсутствие существенных различий восприятия социальной ситуации развития детей с ОВЗ от степени выраженности основного дефекта.
В силу дефекта происходит эмоциональное обеднение социальной ситуации развития, как правило, это сопутствующая эмоциональная депривация.
Депривация - это психическое состояние, возникающее при длительном ограничении возможности получения субъектом информации из внешнего мира. Любой вид депривации несет в себе последствия разнообразных отклонений в когнитивной и эмоционально-волевой сферах.
Несмотря на высокую готовность преодоления жизненных трудностей, детей сопровождает эмоциональный и соматический дискомфорт, высокий уровень невротизма [1]. Этому способствует отсутствие доступного пояснения его уникальности и особо-сти, а также установка взрослых непререкаемого превосходства зрячих детей.
Невозможность своевременного восприятия, осмысления и реагирования на эмоциональные реакции партнера по общению приводит к дефициту, бедности эмоциональной сферы и нарастанию напряжения,
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020
низкой фрустрационной толерантности, эмоционально-соматическому дискомфорту. В быту это воспринимается как высокая конфликтность и недовольство ситуацией пребывания.
Установка и стереотипы взрослых, считающих, что ограниченные возможности не позволяют быть в строю со всеми, гасит стремление и интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к эффективной адаптации и к существующей социальной ситуации развития.
У детей формируется чувство вины за все семейные просчеты. Иная картина развития детей наблюдается там, где социальная ситуация развития достаточно благополучная.
Результаты нейтрализации или осмысления социальной ситуации развития самим пациентом позволяют судить о раскрытии больших потенциальных возможностей детей с ОВЗ.
Следовательно, адаптация, индивидуализация и интеграция находятся в прямой зависимости от того, насколько позитивно для ребенка сложилась социальная ситуация развития.
Вместе с тем работа с родителями вызывает большие затруднения. Родители не только не знают закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и испытывают дефицит знаний даже о нормальном психическом развитии.
В основном родители проецируют бытовые знания. Некоторые пренебрегают
нико-психологической помощи // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 8-12.
2. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А., Гасанова З. З. Инклюзивное образование и психосоциальная работа: пособие для психологов и социальных педагогов. М. : Парнас; АЛЕФ. 2019. 72 с.
rotic states in children in normal and pathological conditions with maladaptive behavior and mechanisms of clinical and psychological assistance. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. Psihologo-
знаниями, полученными от консультанта в жизненно важных ситуациях для ребенка.
Такое положение приводит к искаженному восприятию психологических особенностей самого ребенка, а также затрудняется процесс адаптации, индивидуализации, интеграции и даже реабилитации. Так, по их мнению, дети в сравнении с нормо-типическими более капризны и агрессивны (в основе этого стереотипа лежит подмена представлений о возбудимости представлением о лабильности). Неумение соблюдать дистанцию в общении со взрослыми идентифицируется как стремление к власти, силе, лидерству. Каждая ситуация конфликта и недопонимания должна быть родителями проанализирована. Необходимо выяснить причину ее возникновения, несмотря на масштаб и степень выраженности последствий.
Вывод
Таким образом, в ходе консультативной работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, мы выявили комплекс негативных родительских установок, затрудняющих социальную адаптацию и реабилитацию таких детей. Одним из основных направлений работы психолога с такой семьей должно стать формирование позитивных установок родителей на возможности ребенка и восполнение пробелов в их специальных дефектологических знаниях относительно специфики детей с ОВЗ и их социальной ситуацией развития.
ченными возможностями здоровья и инвалидностью. М. : Парнас; АЛЕФ. 2019. 72 с.
4. Основные проблемы современной дефектологии / сост. Л. С. Выготский. М. : Просвещение, 1995. С. 147-173
5. Семейная академия: вопросы и ответы / сост. Р. В. Овчарова. М. : Просвещение, 1996. 142 с.
ical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 8-12. (In Russian)
2. Mallaev D. M., Omarova P. O., Bazhukova O. A., Gasanova Z. Z. Inklyuzivnoe obrazovanie i
Литература
1. Бажукова О. А. Возникновение невротических состояний у детей в норме и патологии с дезадаптивным поведением и механизмы кли-
3. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гасанова З. З. Инклюзивное образование в вопросах и ответах: пособие для родителей детей с ограни-
Литература
1. Bazhukova O. A. The occurrence of neu- pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagog-
psihosocial'naya rabota: posobie dlya psihologov i social'nyh pedagogov [Inclusive education and psychosocial work: a handbook for psychologists and social educators]. Moscow, Parnas Publ.; ALEF Publ., 2019. 72 p. (In Russian)
3. Mallaev D. M., Omarova P. O., Gasanova Z. Z. Inklyuzivnoe obrazovanie v voprosah i otve-tah: posobie dlya roditelej detej s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya iinvalidnost'yu [Inclusive education in questions and answers: a guide for parents of children with disabilities and disabil-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Абдуллаева Муслимат Сурхаевна, старший преподаватель, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии (КПСП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Бажукова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, КПСП, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Маллаев Джафар Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой КПСП, ДГПУ; член-корреспондент Российской академии образования (РАО), Махачкала, Россия; e-mail: vip.dgaf @mail .ru
Болдинова Ольга Геннадьевна, старший преподаватель, кафедра коррекционной педагогики, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет (ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия; e-mail: [email protected]
ities]. Moscow, Parnas Publ.; ALEF Publ., 2019. 72 p. (In Russian)
4. Osnovnye problemy sovremennoj defektologii [The main problems of modern defec-tology]. Comp. L. S. Vygotsky. Moscow, Prosvesh-eniye Publ, 1995. Pp. 147-173. (In Russian)
5. Semejnaya akademiya: voprosy i otvety [Family Academy: questions and answers]. Comp. R. V. Ovcharova. Moscow, Prosvesheniye Publ., 1996. 142 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations Muslimat S. Abdullaeva, senior lecturer, the chair of Correctional Pedagogy and Special Psychology (CPSP), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Oksana A. Bazhukova, Ph. D. (Psychology), assistant professor, the chair of CPSP, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Dzhafar M. Mallaev, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of CPSP, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Olga G. Boldinova, senior lecturer, the chair of Correctional Pedagogy, Academy of Psychology and Pedagogy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia; e-mail: [email protected]
Принята в печать 17.01.2020 г.
Received 17.01.2020.