УДК 373.29
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В
ШКОЛУ
Светлана Алексеевна Перышкова1
кандидат психологических наук, доцент
perissveta@yandex.ru Виктория Даниловна Гальцева2
Воспитатель vika.al68@mail.ru
1Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия 2Детский сад «Дюймовочка» г. Тамбов, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки ребенка к обучению в школе. Представлен анализ теоретических подходов к изучению феномена агрессии. Авторы рассматривают разные взгляды ученых на готовность ребенка к обучению в школе. Особое внимание уделяется организации психолого-педагогической поддержке старших дошкольников к обучению в школе.
Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, готовность к обучению в школе, старший дошкольный возраст.
В настоящее время проблема перехода ребенка из детского сада в школу и связанное с этим понятие «готовности» характеризуется повышенным интересом со стороны ученых. Готовность к обучению в школе обобщенно можно представить как определенный уровень развития психофизиологических характеристик ребенка, являющихся неотъемлемым условием успешного обучения в школе.
Вместе с тем многие ученые и практики отмечают ряд сложностей, переживаемых детьми старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе. Безусловно, новый этап в жизни ребенка связан с трудностями социально-адаптивного характера, усвоения новой социальной роли, изменения социальной ситуации развития.
В то же время, многие исследователи отмечают у современных детей недостаточный уровень развития познавательных процессов, неадекватную возрасту сформированность эмоционально-волевой, поведенческой сферы [1]. Также в современных исследованиях отмечается тенденция к инфантилизации детей и подростков, что в данном контексте подразумевает, прежде всего, недостаточный уровень сформированности (вплоть до полного отсутствия) механизмов личностного поведения, самосознания, самооценки.
Поэтому сегодня актуальными являются различные подходы к организации психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников на этапе предшкольной подготовки. На современном этапе развития общества активно развиваются идеи психолого-педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста, остававшиеся продолжительное время малоизученными. В настоящее время, в соответствии со структурой образовательной программы ФГОС ДО, должны быть обеспечены психолого-педагогические условия и ресурсы.
В исследования проблем подготовки дошкольников к школьному обучению, традиционно осуществляемых в рамках педагогики и психологии, в последнее время в условиях радикальных преобразований образовательной сферы, все более активно подключаются ресурсы практической психологии.
Поэтому существует актуальная проблема разработки программ психолого-педагогической поддержки в образовательном процессе дошкольной образовательной организации. Очевидна важность и значимость реализации системы психолого-педагогической поддержки дошкольников ввиду слабой теоретической и практической неразработанности данной системы. Работа в данном направлении обусловлена необходимостью осуществления психолого-педагогической поддержки старших дошкольников и отсутствием в штатном расписании ДОО специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение (педагогов-психологов, социальных педагогов, дефектологов, логопедов).
Соответственно, в рамках решения данной проблемы необходимо, прежде всего, изучить теоретические, методические и организационные основы психолого-педагогической поддержки старших дошкольников в условиях ДОО при подготовке к школе. Целесообразным и логичным продолжением данной работы будет являться обоснование, разработка и апробация программы психолого-педагогической поддержки старших дошкольников при подготовке к обучению в школе. Мы полагаем, что применение программы психолого-педагогической поддержки будет эффективным, если психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе будет выступать показателем для включения детей в программу психолого - педагогической поддержки; программа поддержки будет способствовать успешной адаптации дошкольников при поступлении в школу; в процессе работы будет использован диагностический инструментарий, позволяющий оценить эффективность программы поддержки в процессе динамики результатов исследования.
Проблема поддержки рассматривалась в трудах таких ученых, как А.В. Брушлинский, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др. Психологические аспекты поддержки являются предметом изучения А. Адлера, А.И. Волковой, Т.П. Гавриловой, Л.А. Петровской и др.; психолого-педагогические аспекты поддержки раскрываются в исследованиях А.Г. Асмолова, О.С. Газмана, И.Б. Котовой, К. Маклафлин, С.В. Недбаевой и др. Социальным аспектам
поддержки посвящены работы М. Аргайл, Б. Леннеер-Аксельсон, и. Ваишап.
Дошкольный возраст рассматривался в трудах Л.И. Божович, В.В. Давыдова, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина и др. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.Б. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова и др.
Понятие «психолого-педагогическая поддержка» изначально введено в терминологию Н.Б. Крыловой, и получили дальнейшее развитие в исследованиях О.С. Газмана. Педагогика поддержки призвана содействовать равноправному сотрудничеству наставника и воспитанника [3]. Так, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, Л.И. Божович, В.В. Давыдовым, и др. подчеркивается, что педагогика поддержки способствует созданию условий для самоопределения ребенка.
Психологическая поддержка, по мнению И.И. Мамайчук и М.Н. Ильиной, представляет собой профессиональную помощь психолога в решении психологических проблем клиента. Психологическая поддержка включает поддержку родителей и поддержку детей, нуждающихся в оказании помощи. Реализация психолого-педагогической поддержки диктует необходимость применения комплексного подхода, предполагающего участие не только педагога, психолога, но и социального педагога, социального работника, дефектолога и других специалистов.
Психолого-педагогическую поддержку можно определить как систему различных мероприятий, осуществляемых педагогом, педагогом-психологом (и смежными специалистами), направленных на выявление и поддержку индивидуальных особенностей ребенка, а также на создание условий, благоприятствующих гармоничному развитию личности.
Психолого-педагогическая поддержка предполагает четыре взаимосвязанных этапа: диагностический, контактно-поисковый, диалогово-договорный и рефлексивный [5, 7].
Психолого-педагогическая поддержка представлена группами целей. Во-первых, развитие совокупности индивидуальных сфер дошкольника -
мотивационной, эмоциональной, когнитивной, волевой, действенно-практической, и т.д. [1]. Во-вторых, достижение ребенком более высокого уровня саморазвития, индивидуальности, образовательных результатов.
Технологии поддержки позволяют производить диагностику уровня психического развития ребенка, проводить индивидуальную работу с детьми и их родителями, с педагогами. Конечной целью психолого-педагогической поддержки является содействие полноценному развитию личности дошкольника в условиях сотрудничества с ребенком. Особенности и показатели развития дошкольника сравниваются содержанием психолого-педагогического и социально-психологического статуса (характеристика требований-возможностей ребенка определенной возрастной категории), и в случае необходимости намечаются пути коррекции. В контексте полноценного развития ребенка с учетом его индивидуально-возрастных особенностей социальным педагогом используются такие средства, как просвещение и обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь [7].
В последнее время проблема предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста является особенно актуальной. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе предполагает готовность всех психических функций к учебе. Понятие психологической готовности к обучению включает в себя адаптивные возможности личности, создающие предпосылки дальнейшей учебной деятельности.
Кроме того, психологическая готовность ребенка к обучению в школе является показателем общего уровня психического развития, и представлена личностной и интеллектуальной готовностью, которые, в свою очередь, содействуют развитию и совершенствованию мотивационной, произвольной, речевой и интеллектуальной сфер.
Психолого-педагогическая помощь способствует гармонизации семейных взаимоотношений, повышению педагогического потенциала родителей, содействует проявлению членами семьи заботы о детях; способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой, поведенческой, личностной
сфер, вносит коррективы во взаимоотношения между педагогами, родителями и ребенком [1, 2].
Психолого-педагогическая поддержка отличается качественным своеобразием в зависимости от сферы проявлений:
- поддержка по отношению к воспитаннику, заключающаяся в оказании помощи и содействия ребенку, в выражении одобрения действий и поступков ребенка;
- поддержка по отношению к воспитателю, основанная на оказании помощи и содействия в проблемных ситуациях; на оказании помощи родителям, коллективу, конкретному воспитаннику;
- поддержка к воспитательному коллективу основана на активном участии в деятельности коллектива при организации различных видов деятельности, на активизации воспитательной роли педагогов в разных ситуациях [5].
Все технологии социально-педагогического сопровождения ориентированы на решение определенных проблем. При работе с детьми в период подготовки к школьному обучению этапы технологии будут включать следующее.
На первом этапе - диагностико-прогностическом задачей педагога-психолога является оценка готовности ребенка к предстоящему школьному обучению, к вхождению в новый для него коллектив, а также прогнозирование перспектив его предстоящей адаптации в школьном коллективе. Педагог-психолог анализирует способность ребенка к самостоятельному решению и преодолению трудностей и проблемных ситуаций при включении в школьный коллектив. Специалист оценивает необходимость поддержки при взаимодействии с ребенком и активом детского сада для обеспечения наиболее эффективной адаптации ребенка к новой жизненной ситуации.
На втором этапе педагог-психолог определяет задачи и цели сопровождения в ситуации подготовке ребенка к поступлению в школу. Целью при этом является стимулирование адаптации ребенка при поступлении в
школьный коллектив. Задачи сопровождения заключаются в побуждении воспитанника к самоактивности, взаимодействие с воспитателем и педагогическим активом.
Третьим этапом является выбор технологии практического решения задач подготовке к школе ребенка как субъекта сопровождения.
На четвертом этапе осуществляется подготовка к реализации избранной технологии действий.
Пятый этап предполагает реализацию выбранной технологии сопровождения, которая заключается в следовании выработанному плану действий. Позитивный процесс сопровождения осуществляется с непосредственным участием педагога-психолога.
Шестой этап представлен анализом результатов реализации технологии сопровождения и определение перспектив [4, 5, 7].
Роль специалиста в психолого-педагогической поддержке заключается в организации деятельности с позиций защиты, обучения, помощи и содействия. Целостная система психолого-педагогической поддержки ориентирована на обеспечение социальной компетентности ребенка, на формирование социального интеллекта, социально образованного субъекта. В период подготовки ребенка поступлению в школу важно научить его взаимодействовать в социуме, в процессе становления у ребенка новых способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Психолого -педагогическая поддержка способствует снижению риска попадания ребенка в группу риска [6].
Таким образом, психолого-педагогическая поддержка старших дошкольников при поступлении в школу представляет собой деятельность педагога (педагога-психолога), направленную на оказание помощи по подготовке к школьному обучению и включает в себя психолого-педагогические способы и методы, способствующие формированию психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Список литературы:
1. Костюшина Е.В., Коннова Р.В. Проблема эмоционально-волевой готовности к обучению в школе // Актуальные проблемы молодёжной науки: сб. научных статей; вып. № 4. Мичуринск, 2020. Т.3. №2. С. 224.
2. Костюшина Е.В. Формирование толерантности в образовательном пространстве школы // Наука и Образование. 2018. Т.1. №1. С.3.
3. Манаенкова М.П. Формирование речевой компетентности в условиях современной образовательной парадигмы // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХШ Международной научно-практической Internet-конференции. Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2017. С. 372-377.
4. Манаенкова М.П. Педагогические основы личностного и профессионального становления специалиста // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
5. Перышкова С.А., Шипилина А.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики: сборник материалов Национальной контент-платформы / под общ. Ред. Г.В. Коротковой. Мичуринск, 2019. С. 153-156.
6. Соломонова Н.А., Неверова Л.С., Перышкова С.А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 269.
7. Тимохина Е.А., Перышкова С.А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения младших школьников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 354.
UDC 373.29
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR OLDER PRESCHOOL CHILDREN UPON ADMISSION TO SCHOOL
Svetlana A. Peryshkova1
Candidate of Psychological Sciences Associate Professor perissveta@yandex.ru Victoria D. Galtseva2 еducator vika.al68@mail.ru 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia ^Kindergarten "Thumbelina" Tambov, Russia
Abstract. The article deals with the problem of preparing a child for school. The analysis of theoretical approaches to the study of the phenomenon of aggression is presented. The authors consider different views of scientists on the readiness of a child to study at school. Special attention is paid to the organization of psychological and pedagogical support for senior preschoolers to study at school.
Keywords: psychological and pedagogical support, readiness to study at school, senior preschool age.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.