УДК 373.2
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Светлана Алексеевна Перышкова
кандидат психологических наук, доцент
[email protected] Дарья Сергеевна Киселева
студент
Алена Сергеевна Трунина
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются коррекционные и профилактические мероприятия в работе с детской агрессивностью. Особое внимание уделяется подвижным играм и упражнениям в работе с агрессивностью старших дошкольников.
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, агрессивное поведение, старший дошкольник, психопрофилактика.
Современный детский сад нуждается в таких условиях организации жизни и деятельности дошкольников, которые отвечали бы требованиям времени и общества к образованию и воспитанию детей. Воспитание крепкого, физически подготовленного подрастающего поколения является одной из важнейших задач в системе дошкольного образования [4, 5]. Физически здоровый ребенок предполагает наличие у него здоровой психики, адекватного возрасту нравственного уровня развития и достаточный объем приобретенных знаний. Педагоги дошкольных учреждений постоянно занимаются укреплением и воспроизведением здоровья детей, обеспечивая им оптимальный режим жизни и деятельности. Успех в воспитании дошкольников зависит от его правильной организации [2, 3, 4].
В концепции дошкольного воспитания подчеркивается, что традиционное обучение (объяснение, показ, репродуктивное выполнения детьми) не может доминировать в организации занятий, а должно осуществляться в контексте с игровой деятельностью. Этот вопрос актуален и для физического воспитания -первоосновы здоровья и гармоничного развития дошкольников. Игровые приемы на физкультурных занятиях повышают произвольное внимание детей, помогают им усвоить программный материал в интересной и простой форме, вызывают положительные эмоции. Учитывая особенности развития дошкольников - эмоциональность, подвижность, относительную скорость восстановительных процессов, а также то, что упражнения только тогда дадут настоящую пользу, когда будут приносить радость, игровой метод положили в основу занятий по физической культуре.
Дети охотно подражают характерным особенностям поведения животных, птиц, выполняют упражнения легко и свободно, пытаются отчетливо воспроизводить схему движения в соответствии с игровым образом. Широкие возможности для разнообразия основных движений дает использование природной среды. Во время пеших переходов активно используют игровые приемы, например, бег между деревьями, переступания через высокую траву - «как цапли», прыжки с кочки на кочку - «как воробьи»,
и т.д. Игровой метод не только повышает интерес детей к физкультурных занятиям, но и способствует развитию их воображения. Дети быстро принимаются в игровые ситуации, охотно выполняют движения, как, например, «летают бабочки», «кружатся листочки», движется какое-то животное.
Феномен терапевтического влияния спорта и физической культуры как средства профилактики агрессивности, включенный в систему активного обучения, постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку позитивное взаимодействие человека с окружающим миром возможно только при расслабленном, комфортном, созерцательном и, ни в коем случае, не в его агрессивном настрое [5].
Так, подвижные игры, автором которых является А.И. Иванцова, стимулируют умственное развитие ребенка, регулируют и углубляют представление детей об окружающей среде, развивают внимание, наблюдательность, память, они воспитывают в детях нравственные качества: смелость, честность, решительность, чувство товарищества, и для детей является своеобразной формой познания мира, удовлетворяя их социальную, познавательную, нравственную и эстетическую потребность [1, 2, 7].
Значение подвижных игр и упражнений для развития детей огромно и его сложно переоценить. Подвижная игра имеет много преимуществ для всестороннего развития тревожного, агрессивного ребенка с заниженным порогом эмпатийности и отсутствием (низким уровнем) познавательной активности.
Теоретический анализ состояния проблемы агрессивности свидетельствует о том, что она относится к числу актуальных в современном мире. В настоящее время ведется активный научный анализ и поиск истоков и побудительных причин агрессивности, путей её профилактики и коррекции. В исследованиях сложились разные теоретические подходы к пониманию природы агрессивности. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что истоки агрессивности закладываются на начальных этапах становления личности, уже на этапе дошкольного детства. Агрессивное
поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба другому человеку.
Все рассмотренные нами теории стремятся понять природу и содержание агрессии на основе только одного фундаментального механизма. В качестве таких объяснительных медиаторов выступали инстинкты, инструментальное обучение, гнев, генетические факторы.
Агрессивность представляет собой относительно устойчивую черту личности, выражающей готовность к агрессии. Из-за своей устойчивости и вхождения в структуру личности агрессивность может определять общую тенденцию поведения. Именно поэтому физические упражнения, подвижные игры имеют много преимуществ для всестороннего развития тревожного, агрессивного ребенка с заниженным порогом эмпатийности и отсутствием (низким уровнем) познавательной активности [7].
Эмоциональная насыщенность добавляет подвижным играм привлекательности, мобилизует усилия ребенка, отвлекает его от переживания негативного конфликтного опыта, дарит радость и удовольствие. Эмоциональный отклик растет благодаря наличию в играх элементов неожиданности, ведь коробка от телевизора превращается в настоящую крепость, обычная картонка - в удивительную лужицу, одноразовый стаканчик сразу становится котиком или сачком, которым можно поймать бабочку, солнечного зайчика, шарик, звездочку, а «киндер-сюрприз» превращается в золотую рыбку.
Характер двигательной деятельности во многих играх обеспечивает работу крупных мышц. Двигательная активность ребенка в игре переключает внимание на выполнение заданий и позволяет активность, предназначенную на совершение акта агрессии, направить в конструктивное и мирное русло (бег, прыжки, собирание фигур, выполнение заданий на время и т.д.)
Возможность саморегулирования темпа, энергии и продолжительности движений (по желанию и по мере необходимости можно или ускорить или
замедлить движение, или сделать перерыв и присесть) придает подвижно игре дополнительную привлекательность. Наличие предпосылок для развития ряда психологических качеств - коллективизма, дисциплинированности, смелости, находчивости - способствует нравственному становлению детской личности.
Таким образом, физические упражнения и подвижные игры являются для дошкольников способом поднятия самооценки. Благодаря игре и физическим нагрузкам ребенок самореализуется, развивается, приобретает необходимый опыт жизненной компетентности и коммуникации.
В настоящее время в научных исследованиях получила рассмотрение проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения детей [6,7]. Однако воспитательный потенциал подвижных игр и упражнений в профилактике детской агрессивности не становился предметов научного анализа. Эмоциональная насыщенность добавляет физическим упражнениям и подвижным играм привлекательности, мобилизует усилия ребенка, отвлекает его от переживания негативного конфликтного опыта, дарит радость и удовольствие.
Образовательный процесс дошкольной организации недостаточно ориентирован на профилактику детской агрессивности. Несмотря на то, что педагоги признают важность данной работы, она осуществляется очень непоследовательно и бессистемно [2, 4]. Педагоги не используют воспитательный потенциал подвижных игр и упражнений в работе по профилактике детской агрессивности.
Таким образом, стратегия воспитательной работы с детьми, ориентированная на включение в образовательный процесс подвижных игр и упражнений на основе отбора подвижных игр и упражнений в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями и особенностями детей, с учетом принципов их разнообразия, безопасности, эмоциональной насыщенности; системного включения подвижных игр и упражнений в образовательную работу с детьми в разные режимные моменты (организованные занятия, утреннее и вечернее время, прогулки);
педагогического руководства взаимоотношениями детей в процессе подвижных игр и упражнений, развитием у них коммуникативных умений и эмпатии в процессе выполнения подвижных игр и упражнений даст положительный результат и приведет к позитивной динамике [5].
Список литературы:
1. Костюшина Е.В., Елфимова Н.Н. Речевой этикет как средство развития общения в дошкольном возрасте // Наука и Образование. 2020. Т.3. №2. С.209.
2. Костюшина Е.В., Самохина А.И. Влияние личностных особенностей воспитателя на нравственное развитие дошкольников // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы / Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 112-115.
3. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
4. Манаенкова М.П., Калякин Е.В. Психолого-педагогические основы профессионального становления педагога-психолога // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2021. Т. 20. № 1 (47). C. 67-72.
5. Перышкова С.А., Шевякова С.А. Психология здоровья в контексте возрастной динамики личности // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 189.
6. Соломонова Н.А., Неверова Л.С., Перышкова С.А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 269.
7. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 290.
UDC 373.2
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL APPROACHES TO THE PREVENTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRESCHOOLERS
Svetlana A. Pyoryshkova
candidate of psychological Sciences, Associate Professor
[email protected] Darya S. Kiseleva student Alyona S. Trunina student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article discusses corrective and preventive measures in dealing with child aggression. Special attention is paid to outdoor games and exercises in dealing with the aggressiveness of older preschoolers.
Keywords: aggressiveness, aggression, aggressive behavior, senior preschooler, psychoprophylaxis.
Статья поступила в редакцию 01.11.2022; одобрена после рецензирования 15.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 01.11.2022; approved after reviewing 15.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.