УДК 373.2
АГРЕССИВНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Светлана Алексеевна Перышкова1
кандидат психологических наук, доцент
[email protected] Дарья Сергеевна Киселева2 воспитатель daria.biryukova89156441 @gmail .com 1Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия 2Детский сад «Умка» г. Тамбов, Россия
Аннотация. В статье рассматривается проблема агрессии и агрессивности как свойства личности. Представлен анализ теоретических подходов к изучению феномена агрессии. Авторы рассматривают факторы формирования агрессивности у ребенка. Особое внимание уделяется механизму формирования агрессивности в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, старший дошкольный возраст.
Агрессия на протяжении длительного времени является предметом многочисленных исследований психологов, социологов, педагогов. Ряд исследователей доказывают, что в основе любого проявления агрессии лежит такое свойство личности, как агрессивность (Г.М. Андреева, А. Басс, Е.А. Донченко, М. Кляйн, Л.П. Колчина, Т.Г. Румянцева, Т.Л. Титаренко). Важно отметить, что часто термин «агрессия» описывается учеными как синоним понятия «агрессивность». В практической работе мы воспринимаем «агрессивность» - как свойство личности, которое может присутствовать у человека, но никак не проявляться, в то время как прямое и немедленное воздействие на объект, или субъект воспринимается как «акт агрессии».
Агрессивность - это своеобразный феномен, имеющий косвенное отношение к разным проявлениям социальной активности. В научных трудах понятие «агрессивность» в основном употребляется в широком контексте: эгоистическое, самоуверенное поведение (Р. Броун, С.Л. Кравчук, Л.Е. Орбан -Лембрик, Р. Смит, Дж. Тедеши), физическое или вербальное поведение, основная цель которого - причинение боли или вреда, разрушение (А. Адлер, Р. Бэрон, А.А. Реан, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева, К. Хорни, С. Шпильрейн), проявление активности, инструмент для самореализации, стремление к достижениям (Д. Аткинсон, Дж. Доллард, А.Ю. Дроздов, Н.Д. Левитов, Х. Хекхаузен).
Круг научных интересов, связанных с изучением форм, содержания, видов проявления агрессивности непрерывно растет. При исследовании проблемы агрессивного поведения старших дошкольников необходимо учитывать ситуационные, нормативные и личностные аспекты агрессивного поведения. Ситуационная значимость агрессивного поведения связана с возникновением конкретной ситуации, на которую приходится отвечать. Этот ответ зависит от степени эмоционального сопротивления негативной ситуации и происходит в определенных пределах времени и пространства, то есть «здесь и сейчас». Нормативный аспект агрессивного поведения определяется поведенческими нормами, определенными сверстниками, родителями и
другими взрослыми. Личный аспект агрессивного поведения можно рассматривать как выбор определенного репертуара поведения, характерного для данной личности, который будет основан на ее выборе. В этом случае можно говорить о большей осведомленности, о приписывании модели агрессивного поведения, о наличии личного убеждения в том, что агрессивное поведение необходимо (воспроизведение и копирование).
Многие исследователи указывают на то, что такая характеристика семьи, как ее «полнота» влияет на формирование агрессивных моделей поведения у ребенка. Психологи считают, что одна из причин развития жестокости у дошкольников мужского пола из неполных семей - отсутствие в семье образца мужского поведения, вследствие чего они не могут различить «настоящее» мужское и псевдомужское (агрессивное) поведение [2, 3].
Количество детей в семье также может косвенно влиять на становление агрессии в молодом возрасте, поскольку наличие братьев и сестер дает возможность «отработать» навыки агрессивного поведения еще в раннем детстве. Согласно исследованиям, проведенных Х. Левиным, Е. Макоби и Р. Сирсом, главными моментами в социализации агрессии выступают два фактора: снисходительность родителей (степень готовности прощать асоциальные поступки ребенка) и суровость наказания родителями агрессивного поведения - и то и другое может закреплять агрессивные формы поведения, которые будут проявляться у ребенка в более позднем возрасте [3].
Формирование агрессивного поведения у старших дошкольников в семье происходит следующими путями:
1. Родители прямо поощряют агрессию. Это особенно актуально в отношении воспитания ребят, которых некоторые родители пытаются «научить постоять за себя».
2. Родители способствуют агрессивному поведению, в связи с отсутствием контроля, четких требований (то есть воспитания как такового), или из-за непоследовательности воспитательных действий.
3. Родители провоцируют агрессию наказаниями. Известно, что в
воспитательном плане, наказания (особенно физические) часто приводят к негативным последствиям. Во-первых, родители, которые используют наказания, сами могут стать определенным примером агрессивного поведения. Во-вторых, лица, которых часто наказывают, будут стараться избегать родителей или оказывать им сопротивление, когда вырастут. В-третьих, наказание заставляет только скрывать внешние проявления нежелательного поведения, и часто не устраняет их причины. Отметим, что не все наказания осуществляют такое влияние. Речь идет, прежде всего, о частых и неоправданных применениях физической силы в качестве наказания.
Средства массовой информации, как известно, являются не только атрибутом современного общества, его культуры, но также очень влиятельным институтом социализации. Большинство дошкольников позитивно воспринимают сюжеты телевизионных рекламных роликов и мультфильмов, в которых содержатся сцены агрессивного поведения и насилия. Отчасти это связано с тем, что данные сцены сопровождаются элементами юмора. Восприятие информации, как известно, также во многом зависит от среды обитания человека. Так, по мнению ряда западных экспертов, негативное влияние телевизионных сцен на жестокое обращение с детьми уменьшается, если родители находятся рядом с ними и обсуждают то, что видели после просмотра.
Некоторые исследователи утверждают, что «телевизионное» насилие входит в реальность, при условии, что человек верит показываемому на телевизионном экране, и поэтому «агрессивные» мультфильмы не оказывают такого влияния на детей, как «агрессивные» фильмы. Следует отметить, что на современном этапе источниками информации о насильственных действиях являются не только телевизионные фильмы, но и такие жанры, как криминальные телевизионные новости [4].
Современный интернет - рынок заполнен программами, которые требуют от пользователя особенно агрессивного поведения. Агрессия в виртуальном мире является основной сюжетной линией многих современных компьютерных
игр, и авторы игровых программ часто рекомендуют использовать тактику «выжженной земли». Анализ работ, посвященных проблеме взаимосвязи «агрессивных» игр и агрессии дошкольников, свидетельствует о сильной поляризации взглядов их авторов: некоторые из них доказывают существование такой связи, другие отрицают ее.
Агрессивность как качество личности начинает складываться уже на начальных этапах становления личности. В дошкольном возрасте выделяются следующие виды агрессии: физическая, вербальная, внешняя, аутоагрессия, защитная, провокационная, враждебная, инструментальная.
Причинами повышенной агрессивности дошкольников могут быть как проблемы внутри семьи, в которой воспитывается ребенок, так и личные проблемы самого ребенка (или значимых взрослых).
Проблема профилактики агрессивности является одной из актуальнейших проблем современного общества. Анализ проблемы в теоретических исследованиях свидетельствует о том, что в настоящее время ведется активный научный анализ и поиск истоков и побудительных причин агрессивности, путей её профилактики и коррекции [1, 3]. В исследованиях сложились разные теоретические подходы к пониманию природы агрессивности. Установлено, что истоки агрессивности закладываются на начальных этапах становления личности, уже на этапе дошкольного детства.
Таким образом, агрессивное поведение понимается как специфическая форма действий человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба. В настоящее время в научных исследованиях получила рассмотрение проблема профилактики и коррекции агрессивного поведения детей [5,6]. Доказана эффективность разных подходов, форм и методов данной работы, однако воспитательный потенциал подвижных игр и упражнений в профилактике детской агрессивности заслуживает особого внимания и специального исследования.
Список литературы:
1. Костюшина Е.В., Елфимова Н.Н. Речевой этикет как средство развития общения в дошкольном возрасте // Наука и Образование. 2020. Т.3. №2. С.209.
2. Костюшина Е.В., Самохина А.И. Влияние личностных особенностей воспитателя на нравственное развитие дошкольников // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы / Под общей редакцией Г.В. Коротковой. 2019. С. 112-115.
3. Манаенкова М.П., Бозоева Я.М. Семейное воспитание - основа формирования личности ребенка // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.
4. Соломонова Н.А., Неверова Л.С., Перышкова С.А. Психологическая профилактика девиантного поведения детей и подростков // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 269.
5. Перышкова С.А., Сушкова А.М. Психологические особенности сенсорного развития младших дошкольников // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 3. С. 201.
6. Хабарова А.А., Пентюхина А.И., Перышкова С.А. Психолого-педагогическая коррекция неблагоприятных эмоциональных состояний у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 2. С. 290.
UDC 373.2
AGGRESSIVENESS OF OLDER PRESCHOOLERS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM
Svetlana A. Peryshkova1
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
[email protected] Darya S. Kiseleva2
educator
daria.biryukova89156441 @gmail .com 1Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia 2Kindergarten "Umka" Tambov, Russia
Abstract. The article deals with the problem of aggression and aggressiveness as personality traits. The analysis of theoretical approaches to the study of the phenomenon of aggression is presented. The authors consider the factors of the formation of aggressiveness in a child. Special attention is paid to the mechanism of aggressiveness formation in the senior preschool age.
Keywords: aggression, aggressiveness, senior preschool age.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.
The article was submitted 05.11.2022; approved after reviewing 02.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.