Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 171-175. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 12. P. 171-175.
Научная статья УДК 159.922.8
https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.26
Связь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков:
к постановке проблемы
Кристина Михайловна Каблукова1, Наталья Николаевна Лупенко2
12Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия
Аннотация. В статье рассмотрено явление подростковой агрессии в свете стилей родительского воспитания, сформулированы определения понятий «агрессия» и «агрессивность», обозначены ключевые типы такого поведения, описаны основные подходы к определению причин подростковой агрессивности. Указана классификация типов родительского воспитания. Охарактеризованы ключевые виды агрессии: инструментальный (для достижения определенной цели; носит обдуманный характер), эмоциональный (как ответ на стресс, проявляется в вербальном или физическом нападении), абьюзивный (характерен для личностей с признаками психопатии). Проведен анализ работ, связывающих агрессивное поведение подростков и семейное воспитание. Обозначено отсутствие комплексных исследований такого типа. Намечены перспективы работы по определению типа агрессивного поведения подрастающего поколения, а также по разработке инструментария для анализа связи стилей родительского воспитания и типов агрессии в подростковом возрасте.
Ключевые слова: агрессивность, агрессия, виды агрессии, причины агрессии, воспитание в семье, подростковый возраст, стили родительского воспитания, уровень агрессивности
Для цитирования: Каблукова К.М., Лупенко Н.Н. Связь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков: к постановке проблемы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 171-175. https://doi.org/10.24158/spp.2022.12.26.
Original article
Relationship between Parenting Styles and Types of Agressive Behavior in Adolescents:
Towards the Problem Statement
Kristina M. Kablukova1, Natalia N. Lupenko2
12Kuban State University, Krasnodar, Russia
Abstract. The article examines the phenomenon of adolescent aggression in the light of parenting styles, defines the concepts of "aggression" and "aggressiveness", identifies the key types of such behavior, describes the main approaches to determining the causes of adolescent aggressiveness. The classification of types of parenting is specified. The key types of aggression are characterized: instrumental (to achieve a certain goal; has a deliberate character), emotional (as a response to stress, manifests itself in verbal or physical attack), abusive (characteristic of individuals with signs of psychopathy). The analysis of works linking aggressive behavior of adolescents and family education is carried out. The absence of comprehensive studies of this type is indicated. The prospects of work on determining the type of aggressive behavior of the younger generation, as well as on the development of tools for analyzing the relationship between parenting styles and types of aggression in adolescence are outlined.
Keywords: aggressiveness, aggression, types of aggression, causes of aggression, family education, adolescence, parenting styles, level of aggressiveness
For citation: Kablukova, K.M. & Lupenko, N.N. (2022) Relationship between Parenting Styles and Types of Agressive Behavior in Adolescents: Towards the Problem Statement. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 171-175. Available from: doi:10.24158/spp.2022.12.26 (In Russian).
Проблема агрессии входит в число широко обсуждаемых в западной и отечественной литературе. При этом значительное внимание к ней не является показателем того, что все аспекты в достаточной степени освещены в научной литературе, что представляется уместным проиллюстрировать на примере освещения вопроса связи стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков.
© Каблукова К.М., Лупенко Н.Н., 2022
РЭУСНОЬООУ
Агрессия (от лат. agressio) в психосоциологической концепции - стиль поведения, который выражается в преднамеренном нанесении ущерба другим людям или вещам (прямая агрессия) и в менее открытых, но не менее опасных принудительных ограничениях возможностей окружающих (к примеру, абьюзивное поведение). Прямая агрессия может выражаться как в физическом нападении, так и в языковой (вербальной) форме, например, в оскорблениях и клевете. Абьюзивное поведение выражается чаще в «ментальном воздействии», носящем непрямой характер: формально агрессивные действия могут выглядеть даже как проявление заботы, но наносить перманентный урон личности атакуемого. Склонность к враждебному, оскорбительному поведению у людей и животных, в котором проявляется агрессия, называется агрессивностью, тогда как реализация этой склонности на практике - агрессивным поведением, или собственно агрессией (Жумаев, 2022: 1134).
Анализ различных подходов позволяет выделить следующие ключевые виды агрессии.
1. Инструментальный вид, при котором агрессия не является аффективной, а ее использование служит достижению определенной прагматической цели. Способ, избранный для этого, соответствует ситуации. Применение агрессии носит обдуманный (злонамеренный) характер.
2. Эмоциональный вид, при котором агрессия возникает как ответ на очень сильное эмоциональное потрясение. Чаще всего она проявляется в вербальном или физическом нападении на другого человека или же в нанесении ущерба имуществу.
3. Абьюзивная агрессия, занимающая промежуточное положение между неаффективной инструментальной и аффективной эмоциональной агрессией. Степень осмысленности применяемых агрессивных практик при абьюзе зависит исключительно от способности агрессора к рефлексии. Однако понимание того, что он делает, не является препятствием для продолжения агрессивного поведения, поскольку обычно к абьюзу предрасположены личности с признаками психопатии, склонные наслаждаться мучениями других.
Из представленной классификации проистекает другая, в которой агрессия подразделяется на вербальный, физический и ментальный (косвенный) виды (Козлов, 2017: 106). Нередко последний, состоящий в воздействии на психику жертвы через плетение интриг, по своей разрушительности не уступает второму, тогда как первый понимается психологами как наиболее «человечный»: тезис о том, что по-настоящему человеком стал тот человек, который первый в истории вида не ударил другого палкой, а выругался, достаточно популярен.
В зависимости от сосредоточенности на объекте или субъекте агрессию делят на гетеро-агрессию (агрессию, направленную против людей, вещей, на любой объект, кроме самого агрессора) и аутоагрессию (агрессию, направленную агрессором на себя самого) (Жукова, 2017: 238). Аутоагрессия при этом может сопутствовать гетероагрессии.
Разные типы агрессивного поведения свойственны различным социальным, возрастным и половым группам. Так, например, эмпирические результаты, полученные исследователями, занимавшимися вопросом агрессивного поведения в среде подростков разного пола, позволяют сделать вывод, что склонность к агрессивному поведению больше выражена у подростков мужского пола. Это подтверждается тем, что все формы агрессивного поведения у них выражены ярче. При этом мальчикам наиболее свойственна физическая и выраженная в прямой форме вербальная агрессия. Девочкам же, напротив, ближе проявление агрессии в косвенной вербальной форме (Фомиченко, 2016).
Причины агрессивности разные исследователи видели в разных аспектах, начиная от врожденной предрасположенности и заканчивая приобретаемым характером. Сторонником врожденного характера агрессивности выступал психоаналитик З. Фрейд, согласно которому агрессия вызвана «инстинктом танатоса» (Фрейд, 2004), а также К. Лоренц, введший понятие «гидравлической модели катарсиса» (Лоренц, 2018). З. Фрейд признавал два основных источника человеческой энергии - «либидо» (животворящая и стремящаяся к удовольствию энергия) и «танатос» (разрушительная сила). Базовые источники энергии конкурируют друг с другом, тем самым вызывая конфликты и противоречия в поведении человека (Фрейд, 2004). Таким образом, агрессия, по Фрейду, вызвана только инстинктом танатоса. К. Лоренц на основании исследований птиц и рыб предположил, что агрессивная энергия у особей накапливается, пока не высвободится (гидравлическая модель катарсиса) (Лоренц, 2018). Высвобождение агрессии (например, в спорте) приводит к катарсису (очищению) личности, что повышает безопасность общества (Горохов, 2020).
В теории реактивной агрессии это исключительно реакция на внешние или внутренние раздражители. Авторы указанной теории, Дж. Доллард и его коллеги, предложили в качестве объяснения агрессии фрустрацию. Если люди не могут достичь каких-то своих целей или удовлетворить свои потребности, это вызывает у них агрессию. Согласно доллардовой модели фрустрация всегда приводит к агрессивному поведению (Dollard et al., 1939; Miller, 1941).
А. Бандура предполагал, что агрессия приобретается. Человек ведет себя агрессивно, потому что за свою жизнь обнаружил, что агрессия выгодна. А. Бандура эмпирически и экспериментально доказал важность трех факторов в обучении агрессивным моделям поведения, в числе которых: вызывающий отвращение опыт, ожидаемая прибыль, наблюдения за другими агрессорами. В частности, А. Бандура с коллегами в 1973 г. провел исследование в дошкольных учреждениях. Детям был показан фильм, изображающий людей, которые мирно или агрессивно играли с игрушками. В агрессивной версии актер пинал или даже бил большую куклу «Бобо». Когда у зрителей «агрессивной версии» появлялась возможность поиграть с другими детьми, они действовали более агрессивно, чем тем, кто смотрел «миную версию». Теория вызвала в обществе дискуссию, касающуюся представления агрессии и насилия в средствах массовой информации и искусстве (Бандура, 2000). Концепция приобретенного характера агрессивности А. Бандуры поставила в том числе и вопрос о влиянии на поведение детей типа воспитания, принятого в семье.
Семья справедливо занимает центральное место в психологическом развитии ребенка. Именно здесь ребенок учится взаимодействию с людьми на примере общения родителей, узнает и «впитывает» формы отношений, которые останутся у него в подростничестве и зрелости. При изучении вопроса стилей родительского воспитания в отечественной литературе находится множество классификаций, однако наиболее подробная принадлежит семейному психологу Э.Г. Эй-демиллеру. Основой его классификации выступает эмоциональная включенность родителей в жизнь ребенка, а также степень контроля и заботы (Эйдемиллер, Юстицкис, 2002). Автор выделяет такие стили, как: гипопротекция (эмоциональная безучастность), доминирующая гиперпротекция (забота, граничащая с мелочным контролем), потворствующая гиперпротекция (потакание капризам), эмоциональное отвержение (жестокое отношение и неприятие), повышенная моральная ответственность (давление на ребенка с целью привития «правильных» ценностей).
Р. Бэрон и Д. Ричардсон связывают стиль родительского воспитания и агрессивное поведение подростков (Бэрон, Ричардсон, 2001). Желание и активное стремление ребенка к устранению конфликта, а также ожидание наказания или ощутимое воспоминание о нем провоцируют враждебность со стороны ребенка и агрессивность.
Установки родителей отражаются в их отношении к подростку и закладывают ту основу, из которой в будущем формируется тип поведения и стиль мышления. Однако при изучении системы детско-родительских отношений нужно учитывать и тот факт, что подросток не пассивный объект родительского воздействия. Стиль взаимодействия обусловлен обоюдным вкладом, однако субъектность позиции подростка оставляет место ведущей роли в построении семейных отношений родителю.
Насколько современные родители непоследовательны в своем воспитании сегодня, можно проиллюстрировать на результатах исследования, выборку которого составили студенты 1 курса ИНСПО КубгУ, а именно 54 человека в возрасте 15-18 лет, из которых 39 девушек и 15 юношей (исследование было выполнено в 2022 г.). Использовался модифицированный вариант опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) (авторы - З. Матейчик, П. Ржичан) с распределением респондентов на подгруппы по типу родительского отношения (теста-опросника родительского отношения (ОРО)) (авторы - А.Я. Варга, В.В. Столин) (табл. 1).
Таблица 1 - Средние значения шкал (по опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» с распределением респондентов на подгруппы по типу родительского отношения)_
Тип родительского отношения POZ DIR HOS AUT NED
Отвержение (3,7 %) 2,5 2,5 3,5 3 4
Социальная желательность (7,4 %) 4,5 1,25 1,5 3,75 2
Симбиоз (53,7 %) 3,48 1,76 1,69 3,79 2,76
Гиперсоциализация (11,1 %) 3,33 2,33 2,66 3 3,5
Инфантилизация (24,1 %) 2,38 3,15 3,15 3,08 3,38
В подгруппе с типом родительского отношения «Отвержение» (3,7 % респондентов) наиболее выражена была шкала непоследовательности (NED). Это может быть обусловлено тем, что данный тип родительского отношения предполагает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Иными словами, содержания полюсов шкалы диаметрально противоположны: от симпатии к ребенку и уважения его индивидуальности до восприятия его как неприспособленного к жизни неудачника. Такой диапазон разности взглядов соответствует содержанию шкалы непоследовательности, предполагающей резкую смену стилей и воспитательных приемов. Также в подгруппах с типами родительского отношения «Гиперсоциализация» (11,1 % респондентов) и «Инфантилизация» (24,1 % респондентов) шкала непоследовательности (NED) доминирует.
PSYCHOLOGY
В подгруппе с типом родительского отношения «Социальная желательность» (7,4 % респондентов) наиболее выражена шкала позитивного интереса (POZ), а в подгруппе с типом родительского отношения «Симбиоз» (53,7 % респондентов) на удивление сильно выражена шкала автономности (AUT), при этом значима и шкала непоследовательности (NED). Иными словами, большинство родителей как минимум непоследовательны в своих воспитательных приемах. Насколько подобная картина коррелирует с агрессивностью современных подростков - открытый вопрос, однако мы можем говорить о том, что в настоящее время он все более привлекает внимание исследователей. Так, например, в работе Д.Г. Огуречникова и др. взаимосвязь стилей родительского воспитания и типов агрессивного поведения подростков (N = 50) выявлена на уровне следующих корреляций (табл. 2) (Огуречников и др., 2018: 452).
Таблица 2 - Взаимосвязь стилей родительского воспитания
и типов агрессивного поведения подростков
Стиль родительского воспитания Связь Тип агрессивного поведения
Гипопротекция Положительная Вербальная агрессия
Гипопротекция Положительная Косвенная агрессия
Игнорирование потребностей ребенка Отрицательная Физическая агрессия
Недостаточность обязанностей подростка Отрицательная Вербальная агрессия
Минимальность санкций Отрицательная Физическая агрессия
Неустойчивость стиля воспитания Отрицательная Физическая агрессия
Данные корреляции представляются в некотором смысле очевидными: гипопротекция, не предполагающая жесткого давления на ребенка, вызовет агрессивную реакцию, но не в самой ее экстремальной форме (физическая агрессия), как и игнорирование потребностей ребенка и минимальность санкций. В свою очередь отсутствие большого числа обязанностей снимает необходимость выражать свое недовольство вербально. Единственным случаем, который можно обосновать, на наш взгляд, только особенностями выборки, является отрицательная зависимость непоследовательности в воспитании и физической агрессии (Огуречников и др., 2018: 452).
А.С. Антонов и Э.В. Третьяк рассматривают влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков на основе исследования, проведенного среди 30 семей учащихся Красногорской гимназии. Особое внимание уделяется выявлению взаимосвязи между стилем воспитания и особенностями агрессивных реакций у подростков. Работа фокусировалась не столько на типах агрессивного поведения, сколько на уровне агрессии подростков, при этом авторы описывают в одном ряду как типы агрессии (например, вербальную агрессию), так и конкретные проявления агрессивного поведения, свойственные разным типам (раздражение, крик, визг) (Антонов, Третьяк, 2020).
Собственно интерес к уровню агрессии, а не к типам агрессивного поведения подростков иллюстрирует и работа С.В. Шкилева и др., авторы которой выявили корреляцию между уровнем агрессивности подростков (N = 30) и стилем семейного воспитания, обозначаемым ими как «враждебность», а также обратную корреляцию между уровнем агрессивности подростков и стилем семейного воспитания, обозначаемым как «позитивный интерес» (Шкилев и др., 2017).
Все указанные работы, с одной стороны, не стремятся к унификации понятийного аппарата, а с другой - строятся на относительно небольших выборках испытуемых (N = 30-50). Данное обстоятельство позволяет наметить перспективы такой работы: в будущем мы планируем глубоко изучить вопрос стилей родительского воспитания, соотнести различные подходы к определению типа агрессивного поведения, разработать и апробировать инструментарий (на основе теории измерения латентных переменных) для анализа связи стилей родительского воспитания и типов агрессии в подростковом возрасте.
Список источников:
Антонов А.С., Третьяк Э.В. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков // Интерактивная наука. № 3 (49). 2020. С. 35-40. https://doi.org/10.21661/r-530346.
Бандура A. Теория социального научения. СПб., 2000. 320 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001. 352 с.
Горохов С.А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ // Социально-гуманитарные знания. № 4. 2020. С. 147-151. https://doi.org/10.34823/SGZ.2020A51406.
Жукова Ю.А. К вопросу отношения алкогольной ауто- и гетероагрессии // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2017. Т. 5, № 2. С. 237-243. https://doi.org/10.23888/HMJ20172237-243.
Жумаев Н.З. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя // Science and Education. 2022. Т. 3, № 2. С. 1132-1139.
Козлов В.В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 104-113.
Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. М., 2018. 415 с.
Огуречников Д.Г., Еремеев В.Ю., Третьякова Я.А. Взаимосвязь семейного воспитания и агрессивного поведения в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 448-452.
Фомиченко А.С. Социально-психологические причины проявления подростковой агрессии [Электронный ресурс] // Мир науки : интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 5. С. 1-11. URL: http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf (дата обращения: 20.12.2022).
Фрейд З. Я и Оно. М., 2004. 861 с.
Цыганова Л.Н. Понятие «агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Вестник Мордовского университета. 2011. Т. 21, № 2. С. 188-196.
Шкилев С.В., Кучерявенко И.А., Одрына О.В. Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности // Молодой ученый. 2017. № 25 (159). С. 266-269.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2002. 672 с.
Dollard J., Miller N.E., Doob L.W., Mowrer O.H., Sears R.R. Frustration and Aggression. New Haven, 1939. 209 р. https://doi.org/10.1037/10022-000.
Miller N.E. The Frustration-Aggression Hypothesis // Psychological Review. 1941. Vol. 48, iss. 4. P. 337-342. https://doi.org/10.1037/h0055861.
References:
Antonov A. S. & Tretyak E. V. (2020) Influence of Family Upbringing Styles on the Formation of Aggression in Adolescents. Interaktivnaya nauka. (3 (49)), 35-40. Available from: doi:10.21661/r-530346. (In Russian).
Bandura, A. (2000) Teoriya sotsial'nogo naucheniya [Social Learning Theory]. St. Petersburg. 320 р. (In Russian).
Baron, R. & Richardson, D. (2001) Agressiya [Aggression]. St. Petersburg. 352 р. (In Russian).
Dollard, J., Miller, N. E., Doob, L. W., Mowrer, O. H. & Sears, R. R. (1939) Frustration and Aggression. New Haven. 209 р. Available from: doi:10.1037/10022-000.
Eidemiller, E. G. & Yustitskis, V. (2002) Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i [Psychology and Psychotherapy of the Family]. St. Petersburg. 672 р. (In Russian).
Fomichenko, A. S. (2016) Social-Psychological Reasons of Teenage Aggression. Mir nauki. 4 (5), 1-11. URL: http://mir-nauki.com/PDF/27PSMN516.pdf (viewed 20 December 2022). (In Russian)
Freid, Z. (2004) Ya i Ono [Ego and the Id]. Moscow. 861 р. (In Russian).
Gorokhov, S. A. (2020) The Phenomenon of Aggression in the Understanding of K. Lorenz and Z. Freud: Comparative Analysis. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. (4), 147-151. Available from: doi:10.34823/SGZ.2020.4.51406. (In Russian).
Kozlov, V. V. (2017) Agressiya cheloveka: psikhologicheskii analiz [Human Aggression: Psychological Analysis]. Pedagog-icheskiiimidzh. (2 (35)), 104-113 (In Russian).
Lorents, K. (2018) Agressiya, ili Tak nazyvaemoe zlo [Aggression, or So-called Evil]. Moscow. 415 р. (In Russian).
Miller, N. E. (1941) The Frustration-Aggression Hypothesis. Psychological Review. 48 (4), 337-342. Available from: doi:10.1037/h0055861.
Ogurechnikov, D. G., Eremeev, V. Yu. & Tretyakova, Ya. A. (2018) The Relationship of Family Education and Aggressive Behavior in Adolescence. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. (60-4), 448-452. (In Russian).
Shkilev S. V., Kucheryavenko I. A. & Odryna O. V. (2017) Osobennosti vospriyatiya semeinogo vospitaniya u podrostkov s razlichnym urovnem agressivnosti [Features of Perception of Family Education in Adolescents with Different Levels of Aggressiveness]. Molodoi uchenyi. (25 (159)), 266-269. (In Russian).
Tsyganova, L. N. (2011) Ponyatie «agressivnost'» v psikhologo-pedagogicheskoi literature. Osobennosti agressivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste [The Concept of «Aggressiveness» in Psychological and Pedagogical Literature. Features of Aggressive Behavior in Adolescence]. Vestnik Mordovskogo universiteta. 21 (2), 188-196. (In Russian).
Zhukova, Yu. A. (2017) Relationship to the Question of Alcohol Auto- and Geteroagressiive. Science of the Young (Eruditio Juvenium). 5 (2), 237-243. Available from: doi:10.23888/HMJ20172237-243. (In Russian).
Zhumaev, N. Z. (2022) Manifestation of Aggression in the Professional Activity of a Teacher. Science and Education. 3 (2), 1132-1139. (In Russian).
Информация об авторах К.М. Каблукова - студентка 1 курса магистратуры кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия.
Н.Н. Лупенко - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=796293
Information about the authors K.M. Kablukova - A First-Year Master's Degree Student, Department of Psychology of Personality and General Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia.
N.N. Lupenko - PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology of Personality and General Psychology, Kuban State University, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=796293
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.11.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.12.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 27.12.2022.