Научная статья на тему 'УЧЕТ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯНА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВВ КОНТЕКСТЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА'

УЧЕТ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯНА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВВ КОНТЕКСТЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ГИПЕРОПЕКА / ДИАГНОСТИКА / КОРРЕКЦИЯ / СЕМЬЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гасанова Гюльнара

Проблема подростковой агрессии, несмотря на широкий спектр посвященных ей исследований, сохраняет актуальность во всех странах мира, и в том числе в Азербайджане. В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в изучении эффективности психокоррекционной и психопрофилактической работы, направленной на снижение агрессии подростков и включающей элементы коррекции стилей воспитания, применяющихся в их семьях. В исследовании, проведенном в городе Баку, приняли участие подростки и их семьи, составившие экспериментальную (n = 227) и контрольную (n = 208) группы. В качестве методик работы психолога с подростками были выбраны методика Басса - Дарки и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера. На основе полученных данных была подготовлена и реализована программа для подростков и их семей, направленная на профилактику и коррекцию подростковой агрессии. Для подтверждения эффективности реализованной программы была проведена повторная диагностика. При обработке и интерпретации результатов проведенного эмпирического исследования была использована компьютерная программа SPSS. Результаты эмпирического исследования показали тесную связь между типом семейного воспитания и проявлением эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков. Своевременная профилактика и коррекция детско-родительских отношений, организованная в рамках нашего исследования, позволила превратить воспитание ребенка в осмысленный, целенаправленный и регулируемый процесс, при котором последовательно сокращается негативное влияние неконструктивных стилей семейного воспитания на эмоциональное состояние и поведение подростка. Проведенное исследование показало, что изменение отношения к ребенку в семье, замена авторитарного типа родительского отношения с использованием доминирующей или потворствующей гиперпротекции, гипопротекции, неустойчивого стиля семейного воспитания на сотрудничество и взаимопонимание предотвращает возникновение агрессии у подростков. Полученные результаты положены в основу авторского проекта «Школа будущего», который предполагает внедрение в систему образования координационного центра социально-психологической поддержки, интегрирующего в своем составе четыре службы: психологическую, валеологическую, службу социального педагога и школьной медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF PARENTING STYLE ON THE DEVELOPMENT OF AGGRESSIVE BEHAVIOUR IN ADOLESCENTS IN THE CONTEXT OF CORRECTIVE AND PREVENTIVE PSYCHOLOGICAL WORK

Adolescent aggression has been the focus of a wide range of studies, but still remains a relevant topic globally, including in Azerbaijan. This paper reports the results of a study aimed at assessing the effectiveness of a corrective and preventive psychological programme that focuses on mitigating adolescent aggression and includes activities addressing the parenting styles in the adolescents’ families. Th study, conducted in Baku, involved 870 respondents of both sexes in the experimental (n = 227, 119/108) and control (n = 208, 108/100) groups. Th goals of the study were as follows: to determine the forms of adolescents’ aggressive reactions, to analyse the survey data on the impact the parenting style has on the development of respondents’ emotional and behavioural disorders, to present a generalised comparative analysis of the gender and age dynamics of aggression and to develop and implement a corrective programme for this age group. The psychologists used the following methods in their work with adolescents: the Buss-Durkee Hostility Inventory and the E. G. Eidemiller Family Relationship Analysis questionnaire. The obtained data was used to design and implement a programme for teenagers and their families, aimed at the preventing and correcting adolescent aggression. In order to confirm the effectiveness of the implemented programme, a follow-up assessment was carried out. The SPSS computer programme and methods of mathematical statistics were used to process and interpret the results of the empirical study. The results of the empirical study showed a close connection between the type of parenting style and manifestation of emotional and behavioural disorders in adolescents. Timely preventive and corrective measures addressing the child-parent relationships that were part of our study made it possible to turn the child’s upbringing into a meaningful, purposeful and regulated process. This resulted in a consistently reduction of the negative impact of unconstructive parenting styles on the emotional state and behaviour of adolescents. The conducted research has shown that changing the family’s attitude towards the child and replacing an authoritarian parental attitude-with domineering or indulging hyperprotection, hypoprotection, or unstable parenting style- with that of cooperation and mutual understanding, prevents the manifestation of emotional imbalance and aggression in adolescents. The results obtained are the basis for the author’s project “The School of the Future,” which envisages the introduction into the education system of a coordination centre for socio-psychological support that includes four services: psychological, wellness, counselling and school mediation.

Текст научной работы на тему «УЧЕТ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯНА РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВВ КОНТЕКСТЕ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА»

Психология человека в образовании, 2022, т. 4, № 1 Psychology in Education, 2022, vol. 4, no. 1 _www.psychinedu. ru

Я Check for updates

Психологические технологии в образовании

УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-112-120

Учет влияния стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков в контексте психокоррекционной и психопрофилактической

работы психолога

Г. Гасанова01

1 Бакинский славянский университет, AZ1014, Азербайджан, г. Баку, ул. Сулеймана Рустама, д. 33

Аннотация

Проблема подростковой агрессии, несмотря на широкий спектр посвященных ей исследований, сохраняет актуальность во всех странах мира, и в том числе в Азербайджане. В статье представлены результаты исследования, цель которого заключалась в изучении эффективности психокоррекционной и психопрофилактической работы, направленной на снижение агрессии подростков и включающей элементы коррекции стилей воспитания, применяющихся в их семьях. В исследовании, проведенном в городе Баку, приняли участие подростки и их семьи, составившие экспериментальную (n = 227) и контрольную (n = 208) группы. В качестве методик работы психолога с подростками были выбраны методика Басса — Дарки и опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера. На основе полученных данных была подготовлена и реализована программа для подростков и их семей, направленная на профилактику и коррекцию подростковой агрессии. Для подтверждения эффективности реализованной программы была проведена повторная диагностика. При обработке и интерпретации результатов проведенного эмпирического исследования была использована компьютерная программа SPSS.

Результаты эмпирического исследования показали тесную связь между типом семейного воспитания и проявлением эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков. Своевременная профилактика и коррекция детско-родительских отношений, организованная в рамках нашего исследования, позволила превратить воспитание ребенка в осмысленный, целенаправленный и регулируемый процесс, при котором последовательно сокращается негативное влияние неконструктивных стилей семейного воспитания на эмоциональное состояние и поведение подростка.

Проведенное исследование показало, что изменение отношения к ребенку в семье, замена авторитарного типа родительского отношения с использованием доминирующей или потворствующей гиперпротекции, гипопротекции, неустойчивого стиля семейного воспитания на сотрудничество и взаимопонимание предотвращает возникновение агрессии у подростков.

Полученные результаты положены в основу авторского проекта «Школа будущего», который предполагает внедрение в систему образования координационного центра социально-психологической поддержки, интегрирующего в своем составе четыре службы: психологическую, валеологическую, службу социального педагога и школьной медиации.

Ключевые слова: агрессия, воспитание, гиперопека, диагностика, коррекция, семья, профилактика, эмоциональная неуравновешенность

Сведения об авторе

Гюльнара Гасанова, SPIN-код: 4542-7129, ORCID: 0000-0002-9344-1352, e-mail: gulya psy@mail.ru

Для цитирования:

Гасанова, Г.

(2022) Учет влияния стиля семейного воспитания на развитие агрессивного поведения у подростков в контексте психокоррекционной и психопрофилактической работы психолога

Психология человека в образовании, т. 4, № 1, с. 112-120.

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-112-120 Получена 28 октября 2021; прошла рецензирование 17 декабря 2021; принята 17 января 2022.

Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Г. Гасанова (2022). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

The impact of parenting style on the development of aggressive behaviour in adolescents in the context of corrective

and preventive psychological work

G. Hasanova™

1 Baku Slavic University, 33 Suleyman Rustam Str., Baku AZ1014, Azerbaijan Abstract

Adolescent aggression has been the focus of a wide range of studies, but still remains a relevant topic globally, including in Azerbaijan. This paper reports the results of a study aimed at assessing the effectiveness of a corrective and preventive psychological programme that focuses on mitigating adolescent aggression and includes activities addressing the parenting styles in the adolescents' families. The study, conducted in Baku, involved 870 respondents of both sexes in the experimental (n = 227, 119/108) and control (n = 208, 108/100) groups. The goals of the study were as follows: to determine the forms of adolescents' aggressive reactions, to analyse the survey data on the impact the parenting style has on the development of respondents' emotional and behavioural disorders, to present a generalised comparative analysis of the gender and age dynamics of aggression and to develop and implement a corrective programme for this age group. The psychologists used the following methods in their work with adolescents: the Buss-Durkee Hostility Inventory and the E. G. Eidemiller Family Relationship Analysis questionnaire. The obtained data was used to design and implement a programme for teenagers and their families, aimed at the preventing and correcting adolescent aggression. In order to confirm the effectiveness of the implemented programme, a follow-up assessment was carried out. The SPSS computer programme and methods of mathematical statistics were used to process and interpret the results of the empirical study. The results of the empirical study showed a close connection between the type of parenting style and manifestation of emotional and behavioural disorders in adolescents. Timely preventive and corrective measures addressing the child-parent relationships that were part of our study made it possible to turn the child's upbringing into a meaningful, purposeful and regulated process. This resulted in a consistently reduction of the negative impact of unconstructive parenting styles on the emotional state and behaviour of adolescents.

The conducted research has shown that changing the family's attitude towards the child and replacing an authoritarian parental attitude—with domineering or indulging hyperprotection, hypoprotection, or unstable parenting style— with that of cooperation and mutual understanding, prevents the manifestation of emotional imbalance and aggression in adolescents. The results obtained are the basis for the author's project "The School of the Future," which envisages the introduction into the education system of a coordination centre for socio-psychological support that includes four services: psychological, wellness, counselling and school mediation.

Keywords: aggression, upbringing, overprotection, assessment, correction, family, prevention, emotional instability

Author

Gulnara Hasanova,

SPIN: 4542-7129,

ORCID: 0000-0002-9344-1352,

e-mail: gulya psy@mail.ru

For citation:

Hasanova, G.

(2022) The impact of parenting style on the development of aggressive behaviour in adolescents in the context of corrective and preventive psychological work. Psychology in Education, vol. 4, no. 1, pp. 112-120. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2022-4-1-112-120 Received 28 October 2021; reviewed 17 December 2021; accepted 17 January 2022.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © G. Hasanova (2022). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Среди актуальных проблем в системе образования, которые сегодня беспокоят учителей, психологов и родителей, одной из ведущих является проблема агрессивного поведения учащихся и, как следствие, появление насилия, издевательств, травли, буллинга. Масштаб распространения данной проблемы позволяет

говорить о серьезности ее локализации и о превращении ее не только в психолого-педагогическую, но и социальную проблему. Необходимость грамотного подхода к разрешению сложившейся конфликтной ситуации в школьном коллективе, способствующего ее благополучному завершению, создает условия для дальнейшего формирования и развития психически здоровой личности.

Рассматривая данную проблему, мы достаточно часто отмечали для себя, что вопросы, связанные с изучением отдельных аспектов агрессии, сегодня чаще соотносятся с дошкольным и младшим школьным периодом, хотя многими исследователями отмечался тот факт, что ее проявления приходятся преимущественно на подростковый период.

В литературе, которая занимается рассмотрением подросткового возраста, весьма часто отмечается противоречивость данного периода, характеризующегося дальнейшей социализацией, психофизиологическими изменениями, развитием потребности в общении, отсутствие которых приводит к возникновению более сложных проблем, характеризующихся отверженностью подростка, издевательствами со стороны сверстников, оскорблениями, вербальной и физической агрессией.

Актуальность данного исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире все чаще возникает необходимость работы с семьями, которые достаточно часто используют неконструктивные типы семейного воспитания, что впоследствии приводит к ухудшению взаимоотношений с детьми, особенно находящимися в подростковом возрасте. Именно в подростковом возрасте столь интенсивно проявляются нервозность, психоэмоциональные нарушения, жестокость и агрессивность в поведении. Все чаще мы становимся свидетелями ухудшения взаимоотношений между учащимися в школьном коллективе, что мешает организации учебного процесса в образовательном пространстве школы.

Целью нашего исследования является изучение эффективности психокоррекционной и психопрофилактической работы, направленной на снижение агрессии подростков и включающей элементы коррекции стилей воспитания, применяющихся в их семьях.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

Говоря о степени изученности проблемы, следует отметить, что проблема агрессии очень часто рассматривается лишь как результат неконструктивного отношения взрослых к подросткам, неумением вовремя адаптироваться к новой социальной ситуации развития. В современном мире весьма часто можно встретить ситуацию, в которой проявляется следующая взаимосвязь: чем менее благополучны взаимоотношения подростка с родителями, тем более ограничена сфера его увлечений, тем более он

становится неуверенным в себе (Райс, Долджин 2014).

Если мы попытаемся ответить на вопрос о том, с чем связано появление эмоциональных нарушений в поведении подростка, то среди причин можно отметить следующие: недостаток любви, семейные конфликты, смерть одного из родителей, родительская жестокость или просто непоследовательность в системе наказаний. Знание этих причин необходимо, чтобы вовремя выявить детей, входящих в так называемую группу высокого риска возникновения психических расстройств, однако для оказания им реальной и эффективной помощи недостаточно ограничить диагностику знанием конкретных событий, связанных с появлением психологических проблем. Нужно знать, как именно и почему они приводят к нежелательным последствиям. Необходимо иметь четкое представление о психологических механизмах, лежащих в основе возникающих расстройств. Как было отмечено Э. Эйдемиллером, «семья может вызывать нарушения психического здоровья, воздействуя на личность и психические процессы ее членов» (Эйдемиллер, Юстицкис 2008, 51).

Следует отметить, что изучением проблем подросткового возраста занимались как зарубежные ученые, так и ученые в Азербайджане.

Сегодня «отцом» подростковой психологии единодушно признан американский психолог Гренвилл Стенли Холл. Именно Холлом было представлено первое фундаментальное исследование психологии подростка, в котором он распространил биогенетический закон на онтогенетическое развитие человека.

Если отметить вклад зарубежных ученых в разработку теории подросткового возраста, среди них займут достойное место труды: Шарлотты Бюлер, которая впервые описала фазы переходного периода (физическая пубертатность, негативная и позитивная стадии); Вильяма Штерна (Штерн 1926); Самуила Шурухта (Шурухт 2006), посвятившего свои работы исследованию креативности, самосознания у подростков; Зигмунда и Анны Фрейд (Фрейд 1999), описавших защитные механизмы подросткового возраста (защита от импульсов, от «инфантильных объектных уз») Эрика Эриксона (Эриксон 2019), наибольшее внимание уделившего подростковому периоду в эпигенетической концепции; Курта Левина (Левин 2019), исследовавшего проблемы подросткового периода в контексте психологической концепции Жана Пиаже (Обухова, Бурменская 2001).

Неоценим вклад российских ученых в разработку проблемы подросткового возраста.

Среди них, безусловно, следует отметить исследования Л. С. Выготского, который отразил идеи, связанные с данным возрастным периодом развития личности, в работах «Педология подростка», «Проблема возраста» (Выготский 2005).

А. Н. Леонтьев рассматривал изменения, происходящие в подростковом возрасте, сквозь призму своей теории деятельности, предложив свое видение второго рождения личности подростка и охарактеризовав его как «переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития» (Леонтьев 1975, 212).

Материалы исследования, представленные Д. Б. Элькониным, послужили серьезным подспорьем для организации процесса воспитания подростков, у которых на данном этапе психического развития возникает чувство взрослости как особая форма самосознания, и внесли свою лепту в развитие педагогической психологии (Эльконин 2007).

Существенный вклад в исследование проблемы подросткового возраста внесен азербайджанскими психологами: А. Ализаде (Ализаде 1998), который занимался исследованием полового диморфизма и формирования личных взаимоотношений, С. Ф. Амираслановой (Ами-расланова 2000), посвятившей свои изыскания рассмотрению психологических особенностей и работе с трудными детьми, Г. Э. Азимовым (Ализаде, Азимов, Кулиев 1990), изучающим вопросы полового воспитания детей и подростков, Р. Г. Кадыровой (Кадырова 2007), представившей нашему вниманию социально-психологический анализ национальной идентичности азербайджанских детей и подростков и многие другие.

Монографическое исследование Н. З. Чаля-биева (Чалябиев 2015), посвященное проблемам семьи, содержит ценный практический материал, помогающий психологам как в консультативной, так и диагностической работе с семьями. Вопросы функционирования семьи, конфликтов в семье и путей их разрешения, влияние семейных проблем на развитие у детей тревожности, страхов и агрессии, особенности психодиагностической, психопрофилактической работы психолога с семьями стали объектом исследования азербайджанского психолога Л. М. Гурбановой (Гурбанова 2012).

Ввиду того, что практическая психология сегодня — это психология, направленная на формирование человека, имеющего здоровую психику, большой популярностью пользуются работы Л. Ш. Амрахлы, которая в своих работах

подчеркивает важность формирования именно здорового, не имеющего трудности в эмоциональной сфере ребенка, отмечая, что «одна из актуальных проблем современной школы — это здоровое психическое развитие ребенка» (Qmrahli — Amrakhly 2015, 292).

Организация и методы исследования

Исследование было проведено в городе Баку, на базе нескольких школьных учреждений. Выборка включала респондентов обоего пола, из них: экспериментальная группа — 227 респондентов подросткового возраста и их семьи, контрольная группа — 208 респондентов. Экспериментальная группа состояла из респондентов, испытывающих трудности во взаимоотношениях с семьей (разлад, конфликты, отсутствие должного внимания со стороны родителей и т. д.). Работа была осуществлена в несколько этапов: диагностический, который включал сбор информации, получение показателей с использованием методик: «Диагностика состояния агрессии у подростков» Басса — Дарки, в которой нашли свое отражение такие формы проявления агрессии и враждебности, как физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины; опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемилле-ра. Обработка результатов осуществлялась с помощью программного комплекса SPSS Statistics.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования по показателям агрессии были распределены следующим образом: в экспериментальной группе высокие значения из 227 респондентов у 125 (55%), в контрольной группе из 208 — 119 (57,2%). В экспериментальной группе чаще всего фиксировались высокие показатели по шкалам «чувство вины» — 25 (20%), «подозрительность» — 24 (19,2%) и «раздражение» — 23 (18,4%), в контрольной группе по шкалам «раздражение» — 24 (20,1%), «чувство вины» — 22 (18,4%) и «обида» — 20 (16,8%). Выявляя соотнесенность показателей агрессии с типом семейного воспитания (опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера), мы обнаружили, что в экспериментальной группе показатели по шкале «раздражение» чаще всего ассоциируются с признаками «потворствующей гиперпротекции» в детско-родительских отношениях (48,7%), «обида», «подозрительность» и «чувство вины» — с неустойчивым стилем воспитания

(41,7%, 41,7% и 47,8% соответственно). Также были отмечены сочетания «раздражения» и «чувства вины» с потворствующей гиперпротекцией (более 40% в каждом случае). В отличие от экспериментальной группы, в контрольной «чувство вины» было чаще всего зафиксировано при неустойчивости стиля воспитания (54,5%) и повышенной моральной ответственности (67,5%). Также были отмечены сопряженность «вербальной агрессии с гипопротекцией и «косвенной агрессии» с доминирующей гиперпротекцией (более 33% в каждом случае).

После проведения диагностической работы с подростками и их семьями была подготовлена программа, апробация которой позволила снизить уровень агрессии у подростков и улучшить взаимоотношения в семьях респондентов.

Занятия проводились один раз в неделю, если они носили профилактический характер, и два раза в неделю с целью коррекции. Каждое занятие включало в себя психотехнические упражнения и задания, направленные на решение поставленной задачи. Нами были предусмотрены лекции — семинары для педагогов и родителей на темы «Внимание, буллинг!», «Профилактика травли», «Ваш агрессивный подросток» и т. д.

Для подростков были подготовлены следующие тематические занятия: «Эмоции», «Управление агрессией», «Внимание, конфликт», «Общение», «Наши страхи», «Тревожный подросток», «Я — взрослый», «Я и моя семья» и т. д. В предложенной нами профилактической программе был применен инновационный психологический инструмент — метафорические ассоциативные карты, принципы и алгоритм работы с которыми были изложены нами в учебном пособии (Гасанова, Агаев 2019), а также разработанная нами авторская методика (Гасанова, 2019).

Особое место в работе было уделено использованию элементов арт-терапии, методу манда-лы, песочной терапии. Целью данной программы было снятие тревожности, страхов, агрессии, снижение уровня дезадаптации, повышение коммуникативных способностей, разрешение конфликтных ситуаций, смягчение взаимоотношений с родителями, достижение эмоциональной разрядки.

Психопрофилактическая работа проводилась при параллельной работе подростковой группы, родительского семинара и родительских групповых занятий, а также с применением метода совместного взаимодействия ребенка и родителей. Примененный нами метод работы с родителями — родительский семинар — предполагал использование нескольких приемов: мини-лекции, групповая дискуссия, библиоте-

рапия, обсуждение трудных ситуаций, работа с агрессивным поведением и конфликтной ситуацией.

За основу в работе с подростками нами была выбрана тренинговая работа как вариант игровой коррекции. Первая группа упражнений была направлена на формирование и развитие умений, навыков и установок, нацеленных на эффективное общение, выработку у респондентов уверенности и ответственного поведения. В начале занятий были использованы психогимнастические упражнения, для создания атмосферы открытости, свободы, сплоченности в группе, позволяющие успешно проводить дальнейшую работу. Вторая группа упражнений предполагала проведение работы по развитию сенситив-ности, способности понимать состояние, настроение группы. Третий блок заданий был посвящен развитию креативности.

В ходе составления программы мы постарались совместить в ней различные задания: игровые, ролевые, групповые, рисуночные тесты, невербальные упражнения, домашнее задание, дискуссии, деловые игры и т. д., которые бы помогли нам решить сразу несколько задач и тем самым комплексно подойти к профилактике агрессии в школьном коллективе: выявить и разрешить конфликтные ситуации в группе и укрепить ее сплоченность, определить формы реагирования подростков в экстремальной ситуации, исследовать групповые процессы в коллективе, определить ролевые функции каждого участника группы, дабы понять, кто какую роль может выполнять, если возникнет конфликтная ситуация. Одновременно была создана возможность выплеснуть эмоции наружу, определив, у кого из членов группы высокий уровень адаптации, кто подвержен невротическим вспышкам, а кто испытывает тревогу, страх и т. д.

Благодаря совместной работе психолога, семей респондентов и самих респондентов были достигнуты существенные изменения по всем исследуемым нами параметрам. В частности, уровень агрессии снизился с 55% до 23,3%. С помощью применения 11-теста Стьюдента выявлены значительные изменения в показателях «до» и «после» коррекции агрессии в экспериментальной группе, которые стали достоверно отличаться от показателей экспериментальной группы (Т = 7,62 при р < 0,01), хотя на этапе первичной диагностики такие различия не фиксировались (Т = 0,49 при р > 0,05). Полученные результаты можно охарактеризовать как положительные, так как снижение показателей в экспериментальной

группе произошли как в самих семьях респондентов, так и параметрам агрессия, в отличие от контрольной группы, в которой изменения не были обнаружены.

Сопоставляя показатели, характеризующие агрессию и стили воспитания в семьях респондентов, мы получили следующую картину, по которой четко прослеживается, какие

изменения произошли по исследуемым нами параметрам (рис. 1, 2).

Полученные результаты можно охарактеризовать как положительные, так как снижение показателей в экспериментальной группе произошли как в самих семьях респондентов (результаты выше), так и по показателю «агрессия», в отличие от контрольной группы, в которой изменения не были обнаружены.

Рис. 1. Результаты по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера до и после коррекции. Условные обозначения: Потв. гипер. — потворствующая гиперпротекция; Эм. отв. — эмоциональное отвержение; Жес. обр. — жестокое обращение; Дом. гипер. — доминирующая гиперпротекция; Пов. мор. отв. — повышенная моральная ответственность; Гипопр. — гипопротекция; Неуст. ст. вос. —

неустойчивый стиль воспитания

30,00%

25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00%

0,00%

IBш

Cont.hy

Emos. Reject.

treatme

nt

domin. hyperpr.

indulg.m

oral respon.

hypopro tection

unstable parent, style

H experimental before 22,60%

3,10% 1,8

23,20%

8,80%

15,00%

25,1]

I experimental after 15,70%

0,00% 0,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15,00%

8,80%

10,60%

17,60%

У control before

23,50%

6,50% 2,50%

23,00%

7,50%

16,50%

20,50%

i control after

23,50%

6,50% 2,50%

23,00%

7,50%

16,50%

20,50%

Fig. 1. The results of the the E G. Eidemiller Family Relationship Analysis questionnaire before and after corrective activities. Abbreviations: ind. hyperpr.—indulging hyperprotection, emot. reject.—emotional rejection, domin. hyperpr.—domineering hyperprotection, elev. mor. resp.—elevated moral responsibility, hypopr.—hypoprotection, unst. par. st.—unstable parenting style

Рис. 2. Соотношение «типа семейного воспитания» с показателем «агрессия» до и после коррекции (экспериментальная группа). Условные обозначения: Потвор. гиперпр. — потворствующая гиперпротекция; Эмоц. отверж. — эмоциональное отвержение; Жест. обращ. — жестокое обращение; Домин. гиперпр. — доминирующая гиперпротекция; Повыш. мор. ответ. — повышенная моральная ответственность; Гипопрот. — гипопротекция; Неуст. стиль воспит. — неустойчивый стиль воспитания

Fig. 2. The relationship between the parental style and aggression before and after corrective activities (experimental group). Abbreviations: ind. hyperpr.—indulging hyperprotection, emot. reject.—emotional rejection, domin. hyperpr.—domineering hyperprotection, elev. mor. resp.—elevated moral responsibility, hypopr.—hypoprotection, unst. par. st.—unstable parenting style

Выводы

Исследование позволило особо выделить наличие тесной связи между типами семейного воспитания и проявлением эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков. Результаты диагностического обследования семей и их влияния на формирование агрессии подтвердили наше предположение о наличии между ними данной связи. Своевременная профилактика и коррекция детско-родительских отношений, организованная в рамках нашего исследования, позволила превратить воспитание

ребенка в осмысленный, целенаправленный и регулируемый процесс, в котором негативный опыт детско-родительских взаимоотношений не влиял бы на эмоциональный фон подростков.

Проведенное исследование показывает, что изменение отношения к ребенку в семье, замена авторитарного типа родительского отношения с использованием доминирующего, потворствующего, гипопротекции, неустойчивого стиля семейного воспитания на сотрудничество и взаимопонимание, предотвращает возникновение у детей и подростков эмоциональной неуравновешенности.

Исследование позволило обосновать важность и необходимость использования в работе с подростками и родителями ассоциативных метафорических карт как инновационного инструмента для более эффективной работы, изучить возможности использования развивающих игр, психотехнических упражнений в практике психолога как средства психологической помощи учащимся по коррекции агрессии.

Комплексный подход к психическому здоровью детей и подростков лег в основу разработанного нами пилотного проекта «Школа будущего», который предполагает внедрение в систему образования координационного центра для оказания социально-психологической поддержки школе, совмещающего в себе четыре службы: психологическую, валеологи-ческую, службу социального педагога и школьной медиации.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Автор сообщает, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The author reports that the study followed the ethical guidelines for human and animal studies.

Литература

Ализаде, А. А. (1998) Психологические проблемы современной азербайджанской школы. Баку: Озан, 394 с.

Ализаде, А. А., Азимов, Г. Э., Кулиев, Э. М. (1990) Психология школьника. Баку: АПИ, 101 с.

Амирасланова, С. Ф. (2000) «Трудные» дети и психологические особенности работы с ними. Баку: Мутарджим, 178 с.

Василькова, Ю. В. (2010) Быть мужчиной. Быть женщиной. Тренинг половой идентичности для подростков. СПб.: Речь, 126 с.

Выготский, Л. С. (2005) Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 1136 с.

Гасанова, Г. А. (2019) Проективная методика «Путь к солнцу». Баку: АГПУ, 55 c.

Гасанова, Г. А. Агаев, А. Э. (2019) Использование метафорических ассоциативных карт в работе психолога с подростками. Баку: АГПУ, 88 с.

Гурбанова, Л. М. (2012) Психологические проблемы семьи и пути их решения. Сумгаит: Знание, 240 с.

Кадырова, Р. Г. (2007) Национальная идентичность азербайджанских детей и подростков: социально-психологический анализ. Баку: Кавказ, 247 c.

Левин, К. (2019) Теория поля в социальных науках. М.: Академический проект, 313 с.

Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 304 с.

Обухова, Л. Ф., Бурменская, Г. В. (ред.). (2001) Жан Пиаже: Теория, эксперименты, дискуссии. М.: Гардарики, 624 с.

Райс, Ф., Долджин, К. (2014) Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 812 с.

Фрейд, А. (1999) Теория и практика детского психоанализа. Т. 1. М.: Апрель-Пресс; Эксмо-пресс, 384 с.

Чалябиев, Н. З. (2015) Семейная психология. Баку: Мутарджим, 424 с.

Штерн, В. (1926) Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. Харьков: Книгосп^ка, 410 с.

Шурухт, С. М. (2006) Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. Москва: Речь, 112 с.

Эйдемиллер, Э. Г., Юстицкис, В. (2008) Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб.: Питер, 672 с.

Эльконин, Д. Б. (ред.). (2007) Детская психология. 4-е изд., стер. М.: Академия, 384 с.

Эриксон, Э. (2019) Детство и общество. СПб.: Питер, 448 с.

Omrahli, l. $. (2015) U$aq psixologiyasi. Baku: Nurlar Publ., 344 p.

References

Alizade, A. A. (1998) Psikhologicheskie problemy sovremennoj azerbajdzhanskoj shkoly [Psychological problems of the modern Azerbaijani school]. Baku: Ozan Publ., 394 p. (In Russian)

Alizade, A. A., Azimov, G. E., Kuliev, E. M. (1990) Psikhologiya shkol'nika [Psychology of a schoolchild]. Baku: API Publ., 101 p. (In Russian)

Amiraslanova, S. F. (2000) "Trudnye" deti i pskihologicheskie osobennosti raboty s nimi ["Difficult" children and

psychological features of working with them]. Baku: Mutarjim Publ., 178 p. (In Russian) Amrakhly, L. Sh. (2015) U$aq psixologiyasi [Child psychology]. Baku: Nurlar Publ., 344 p. (In Azerbaijani) Chalyabiev, N. Z. (2015) Semejnaya psikhologiya [Family psychology]. Baku: Mutarjim Publ., 424 p. (In Russian) Ejdemiller, E. G., Yustitskis, V. (2008) Psikhologiya i psikhoterapiya sem'i [Psychology and psychotherapy of family].

Saint Petersburg: Piter Publ., 672 p. (In Russian) El'konin, D. B. (2007) Detskaya pskikhologiya [Child psychology]. 4th ed. Moscow: Academia Publ., 384 p. (In Russian) Erikson, E. (2019) Detstvo i obshchestvo [Childhood and society]. Saint Petersburg: Piter Publ., 448 p. (In Russian). Freud, A. (1999) Teoriya i praktika detskogo psikhoanaliza [Theory and practice of child psychoanalisis]. Vol. 1.

Moscow: Aprel'-Press; Eksmo-press Publ., 384 p. (In Russian) (In Russian) Gasanova, G. A. (2019) Proektivnaya metodika "Put' k solntsu". Metodicheskie rekomendastii [Theprojective technique

"Path to the sun". Methodological recommendations]. Baku: AGPU Publ., 55 p. (In Russian) Gasanova, G. A. Agaev, A. E. (2019) Ispol'zovanie metaforicheskikh assotsiativnykh kart v rabote pskikhologa s podrostkami [The use of metaphorical associative maps in the work of a psychologist with adolescents]. Baku: AGPU Publ., 88 p. (In Russian) Gurbanova, L. M. (2012) Pskikhologicheskieproblemy sem'i iputi ikh resheniya [Psychologicalproblems of the family

and ways to solve them]. Sumgait: Knowledge Publ., 240 p. (In Russian) Kadyrova, R. G. (2007) Natsional'naya identichnost'azerbajdzhanskikh detej ipodrostkov: sotsial'no-psikhologicheskij analiz [The national identity of Azerbaijani children and adolescents: a socio-psychological analysis]. Baku: Kavkaz Publ., 247 p. (In Russian) Leont'ev, A. N. (1975) Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'[Activity. Conscience. Personality]. Moscow: Politizdat Publ., 304 p. (In Russian)

Lewin, K. (2019) Teoriya polya v sotsial'nykh naukakh [Field theory in social sciences]. Moscow: Academicheskij

Proekt Publ., 313 p. (In Russian) Obukova, L. F., Burmenskaya, G. V. (eds.). (2001) Zhan Piazhe: teoriya, eksperimenty, diskussii [Jean Piaget: Theory,

experiments, discussions]. Moscow: Gardariki Publ., 624 p. (In Russian) Rice, F., Dolgin, K. (2012) Psikhologiya podrostkovogo i yunosheskogo vozrasta [The adolescent development,

relationships, and culture]. 12th ed. Saint Petersburg: Piter Publ., 812 p. (In Russian) Shurukht, S. M. (2006) Podrostkovyj vozrast: razvitie kreativnosti, samosoznaniya, emotsij, kommunikatsii i otvetstvennosti [Adolescence: the development of creativity, self-awareness, emotions, communication and responsibility]. Moscow: Rech' Publ., 112 p. (In Russian) Stern, V. (1926) Odarennost' detej i podrostkov i metody ee issledovaniya [Giftedness of children and adolescents

and methods of its research]. Kharkov: Knigospilka Publ., 410 p. (In Russian) Vasil'kova, Yu. V. (2010) Byt' muzhchinoj. Byt' zhenshchinoj. Trening polovoj identichnosti dlya podrostkov [To be a man. To be a woman. Training of sexual identity for teenagers]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 126 p. (In Russian)

Vygotskij, L. S. (2005) Psikhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ., 1136 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.