Научная статья на тему 'РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1044
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кобазова Юлия Владимировна, Мамедова Лариса Викторовна

В статье рассматривается влияние детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведение подростков, как актуальная тема в современном обществе. Показано, что современное психолого-педагогическое сообщество уделяет особое внимание негативным социальным последствиям агрессивного поведения подростков, проявляет интерес к выявлению его причин и предикторов. Агрессивное поведение несовершеннолетних приводит не только к прямым негативным психологическим последствиям для жертв насилия, но и для всех членов общества в виду того, что негативная среда увеличивает уровень стресса и снижает субъективное социальное благополучие. Данное исследование влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение подростков выявило, что деструктивные детско-родительские отношения в семье играет ключевую роль в формировании у подростков склонности к агрессивному поведению. Стиль материнского воспитания имеет большее влияние на определение деструктивного поведения подростков, чем отцовский, особенно когда стиль воспитания отца - «либеральный стиль» и «индифферентный стиль». Внимание родителей к своим детям и конструктивный диалог между ними положительно влияет на развитие эмоциональной сферы подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CHILD-PARENTAL RELATIONSHIP IN THE FORMATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR

The article examines the influence of parent-child relations in the formation of aggressive behavior in adolescents, as an urgent topic in modern society. It is shown that the modern psychological and pedagogical community pays special attention to the negative social consequences of aggressive behavior of adolescents, shows interest in identifying its causes and predictors. Aggressive behavior of minors leads not only to direct negative psychological consequences for victims of violence, but also for all members of society, since the negative environment increases the level of stress and reduces subjective social well-being. This study of the influence of parent-child relationships on the aggressive behavior of adolescents revealed that destructive parent-child relationships in the family play a key role in the formation of a tendency towards aggressive behavior in adolescents. The parenting style has a greater influence on the definition of the destructive behavior of adolescents than the father’s, especially when the parenting style of the father is “liberal style” and “indifferent style”. Parents’ attention to their children and constructive dialogue between them have a positive effect on the development of the emotional sphere of adolescents.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

ДИСКУССИОННЫЕ ТЕМЫ

Роль детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведения

о с

CJ

см о см

Кобазова Юлия Владимировна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри, заместитель директора ЦПППД Нерюнгринского района E-mail: kobazov@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В статье рассматривается влияние детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведение подростков, как актуальная тема в современном обществе. Показано, что современное психолого-педагогическое сообщество уделяет особое внимание негативным социальным последствиям агрессивного поведения подростков, проявляет интерес к выявлению его причин и предикторов. Агрессивное поведение несовершеннолетних приводит не только к прямым негативным психологическим последствиям для жертв насилия, но и для всех членов общества в виду того, что негативная среда увеличивает уровень стресса и снижает субъективное социальное благополучие.

Данное исследование влияния детско-родительских отношений на агрессивное поведение подростков выявило, что деструктивные детско-родительские отношения в семье играет ключевую роль в формировании у подростков склонности к агрессивному поведению. Стиль материнского воспитания имеет большее влияние на определение деструктивного поведения подростков, чем отцовский, особенно когда стиль воспитания отца - «либеральный стиль» и «индифферентный стиль». Внимание родителей к своим детям и конструктивный диалог между ними положительно влияет на развитие эмоциональной сферы подростков.

Ключевые слова: агрессия несовершеннолетних, подростковый возраст, стили родительского воспитания, детско-родительские отношения, отклонения в поведении.

Агрессивное поведение подростков является актуальной темой в современном обществе. Современное психолого - педагогическое сообщество уделяет особое внимание негативным социальным последствиям агрессивного поведения подростков, проявляет особый интерес к выявлению его причин и предикторов. Агрессивное поведение несовершеннолетних приводит не только к прямым негативным психологическим последствиям для жертв насилия, но и для всех членов общества в виду того, что негативная среда увеличивает уровень стресса и снижает субъективное социальное благополучие. Это социальное неблагополучие создает и распространяет импульс среди подростков, которые копируют стиль поведения, основанный на проведении агрессии и видя зачастую безнаказанность, имитируют такой поведение.

Теоретический обзор показывает, что западные и отечественные исследователи изучения причин формирования агрессивного поведения, сходятся во мнении, что деструктивное и агрессивное поведение чаще всего встречается в подростковом возрасте и имеют в своей основе биологическую и социальную причину возникновения агрессии (А. Басс, А. Бандура, П.А. Ковалев, К.С. Лебединская, К. Лоренц, М.М. Райская, Т.Г. Румянцева, А.А. Реан, В.Г. Степанова, Г. Селье, Л.М. Семенюк, З. Фрейд, И.А. Фурманов). (А. Бандура, А.А. Реан, Г. Селье, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов). Изучали взаимосвязь личностных характеристик и стилей семейного воспитания, нарушений в воспитании А.Я. Варга, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, Г.Т. Хоментаускас, В. Юстицкис. Исследованием взаимосвязи агрессивного поведения и личностных характеристик занимались А. Бандура, Л. Берковец, П.А. Ковалев, С.Н. Ениполов, А.А. Реан.

Понимание механизмов развития агрессивного поведения подростков способствует разработке эффективных мер по предотвращению такого поведения. Причины развития агрессивного поведения подростков кроются в их семейном воспитании. Исследователи, изучающие факторы де-виантного и агрессивного поведения подростков, отмечают, что семейное воспитание является доминирующим фактором. Отношения между родителями и детьми становятся моделью и средством построения отношений между личностью ребенка и окружающей средой [2].

Семейное воспитание формирует восприятие ребенка в пространстве социальных отношений между полюсами активности и пассивности; открытость и эмоциональная замкнутость; сочувствие и безразличие; личные ценности и нормы. По мнению С.Л. Сибирякова, который исследовал подростков с девиантным поведением и обнаружил, что основными причинами такого поведения в семейной сфере являются отсутствие эмоционального контакта с обоими родителями или одним из них, а также низкий уровень взаимопонимания и сотрудничества между родителями. Отказ родителей от своих детей и отсутствие родительской любви, тепла и привязанности к своим детям часто являются причинами различных психических проблем. Данные эмпирических российских исследований выявляют устойчивую связь между агрессивным поведением детей и деструктивной семейной атмосферой: агрессивностью, регулярными конфликтами и чрезмерной строгостью [5].

Актуальность исследования состоит в практической направленности изучения влияния детско-родительских отношений в семьях с детьми подросткового возраста, влияния разных стилей семейного воспитания на склонность подростка к агрессивному поведению.

Цель: исследование взаимосвязи детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования. Деструктивные детско-родительские отношения способствуют формированию агрессивного поведения подростков, повышению уровня негативизма, стимулируют проявление вербальной и невербальной агрессии, способствуют формированию внутри личностного конфликта.

Методы исследования

Теоритический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интервью, психолого-педагогическая диагностика, методы математической статистики. Статистическая обработка проводилась с помощью программы IBM SPSS Statistics V.19. Выбор статистических методов определялся логикой нашего исследования.

Типичные формы агрессивного поведения для подростков изучались с помощью методики Бас-са - Дарки и методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев). Стили родительского поведения, поведенческие стереотипы родителей, особенности восприятия родителями своих детей изучались с помощью «Опросника родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин) и опросника «Стили родительского поведения (С. Степанова). [3].

Результаты

В рамках исследования нами проведено теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений в формировании

агрессивного поведения в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 28 семей (Ы = 42, из них 66% женщин и 44% мужчин, возраст родителей - от 34 до 53 лет), из них 14 полных и 14 неполных семей. Все семьи имели детей в подростковом возрасте. Мы разделили данные на четыре группы. Благополучные полные семьи (Ы = 14), благополучные неполные семьи (Ы = 7), неблагополучные полные семьи (Ы = 14) и неблагополучные неполные семьи (Ы = 7).

В процессе исследования принимали участие 28 подростков (из них 18 мальчиков и 10 девочек) в возрасте от 12 до 14 лет состоящие на учете Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и не состоящие.

Применяя метод таблиц сопряженности, мы исследовали взаимосвязь между количеством родителей в семье; социальным благополучием в семьи и склонностью подростков к агрессивному поведению. Результаты выявили, что подростки с высокой склонностью к агрессивному поведению чаще происходят из неблагополучных полных семей (V = 0,657; р = 0,001) и неблагополучных неполных семей (критерий Крамера V = 0,314; р = 0,020 и х 2 = 5,545; р = 0,035). Показатели склонности подростков агрессивному поведению высоки в основном в неблагополучных семьях с двумя родителями. Подростки из благополучных семей (как полных, так и неполных) не выявляют в своем большинстве высокий уровень склонности к агрессивному поведению.

Семейное благополучие позволяет родителям выбирать более эффективный общий родительский стиль воспитания, который дает подростку больше возможностей для формирования конструктивного поведения и достижения социального благополучия. Подростки из благополучных семей имеют низкий уровень проявления агрессивного поведения (г = 0,552, р = 0,01). Только у 14% подростков из полных благополучных полных семей выявлен высокий уровень физической агрессии, косвенный агрессии, вербальной агрессии. Результаты методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) выявили высокий уровень агрессии у 18% подростков из благополучных полных семей по критериям «Склонность к косвенной вербальной агрессии», «Склонность к прямой физической агрессии».

Подросток из благополучной семьи воспринимает непоследовательный стиль родительского воспитания своей матери («либеральный стиль» и «индифферентный стиль»), как провокацию к деструктивным действиям. Непредсказуемость ее эмоциональных реакций и действий, а также неоднозначность ситуаций, за которыми следуют наказания и поощрения, приводят к напряженным ожиданиям того, что она будет делать. Подростки в этой ситуации считают отсутствие активного участия отца фактором, способствующим его собственному деструктивному поведению.

У 24% подростков из благополучных неполных семей выявлен высокий уровень физической

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

агрессии, косвенный агрессии, высокий уровень негативизма. У 54% подростков из благополучных семей выявлены низкий уровень физической, вербальной агрессии и негативизма независимо от количества родителей в семье. Результаты методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) выявили высокий уровень агрессии у 18% подростков из благополучных неполных семей по критериям «Склонность к прямой вербальной агрессии», «Склонность к прямой физической агрессии». Высокий общий уровень агрессии подростков коррелирует с критериями ««либеральный стиль» и «индифферентный стиль»» (г = 0,726, р = 0,01). У подростков из неблагополучных неполных семей выявлен высокий уровень по критериям: физическая агрессия (39%), косвенная агрессия (42%), вербальная агрессия (44%), склонность к раздражению (56%), негативизм (48%). Результаты методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) у 48% подростков из неблагополучных неполных выявили высокий уровень по критериям «Склонность к прямой вербальной агрессии», «Склонность к прямой физической агрессии».

Подросток из неблагополучной семьи весьма положительно воспринимает воспитательные усилия матери. Мы предполагаем, что склонность подростка к агрессивному поведению в данном случае связана с детско-родительскими отношениями. Ребенок привлекает внимание родителей посредством непослушания и других агрессивных моделей поведения [1].

Результаты исследования выявили, что подростки из неблагополучных семей с двумя родителями имеют наибольший уровень агрессии, позволяет нам сделать вывод, что характер взаимоотношений между родителями и стиль семейного воспитания более важны, чем количество родителей в семье. Родители подростков из неблагополучных полных семей по результатам «Опросника родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Сто-лин) выявили высокие показатели критериям: «Принятие-отвержение» у 27% родителей, «Авторитарная гиперсоциализация» - 36% родителей. По результатам линейного регрессионного анализа ^ = 0,389; R2 = 0,156; F = 4,041; р < 0,001), можно сделать вывод, что в неблагополучных семьях склонность подростков к агрессивному поведению формируется под влиянием чрезмерных санкций незнания потребностей детей (р = 0,215), (в = 0,176), требований матери (р = 0,154). Внимание матери к своим детям может не иметь положительного эффекта, если интересы ребенка не принимаются во внимание. Они воспринимают подростков как взрослых и подсознательно заставляют их быть независимыми и самостоятельными. Подросток перегружен чрезмерным списком обязанностей, выполнение которых всегда контроли-° руется его родителями, и санкции никогда не смяг-" чаются. Авторитарный стиль воспитания, строгий § контроль со стороны матери ^2 = 0,166) приводит ^ к агрессивному поведению ребенка (р = 0,275), Ц негативизму (р = 0,162) Строгость матери можно

объяснить проекций ее собственных нежелательных черт на ребенка и устойчивой системой стереотипов о женских и мужских чертах. Мать может спровоцировать подростка на деструктивные действия, повышая требования, ограничивая свободу подростка и независимость. Отец в неблагополучных семьях играют формальную, незначительную роль в родительском воспитании. У них выявляется «индифферентный стиль» воспитания подростков. Они, как правило, не интересуются развитием ребенка, и не участвуют в воспитании ребенка. Регрессионный анализ не выявил какой-либо существенной корреляции между отношением подростка к стилю воспитания своего отца и склонностью подростка агрессивному поведению (р = -0,241), что можно объяснить следствием формального участия отца в жизни подростка.

Результаты корреляционного анализа с помощью критерия Пирсона показали большую склонность к агрессивному поведению у подростков из неблагополучных семей с двумя родителями с «либеральным» и «индифферентным» стилем воспитания (г = 0,379, р = 0,01). Жестокое отношение в семье представляют собой значительный фактор, формирующий склонность подростка к агрессивному поведению (г = 0,567, р = 0,01). Эти результаты подтверждают исследования других исследователей о том, что неэффективный стиль воспитания является основным фактором, вызывающим аномальную социализацию подростков [4].

Результаты методики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) выявили у 49% подростков высокий уровень агрессии по критериям «Склонность к прямой вербальной агрессии», «Склонность к прямой физической агрессии». У подростков из неблагополучных полных семей выявлен высокий уровень физической агрессии (45%), косвенный агрессии - (36%), вербальной агрессии (42%), склонности к раздражению (28%), негативизм (34%). У подростков агрессия проявляется в основном физическими и вербальными действиями. Они используют агрессию как деструктивную тактику, чтобы изменить окружающую среду и сделать ее более комфортной для себя.

На основе статистических данных нашего исследования можно сделать вывод, что деструктивные детско-родительские отношения в семье играет ключевую роль в формировании у подростков склонности к агрессивному поведению. Стиль материнского воспитания имеет большее влияние на определение деструктивного поведения подростков, чем отцовский, особенно когда стиль воспитания отца - «либеральный стиль» и «индифферентный стиль».

Заключение

Результаты выявили значимую корреляцию между склонностью подростка агрессивному поведению и атмосферой в семье. Показано, что количество родителей в семье - значительный фактор в формировании агрессивного поведения. Резуль-

таты исследования выявили значимую корреляцию между склонностью подростка к агрессивному поведению и стилем воспитания в семье и детско-родительскими отношениями. Анализ стилей родительского воспитания как предикторов склонности подростков к агрессивному поведению выявил типы материнского и отцовского поведения и отношений с ребенком, способствующих склонности подростка агрессивному поведению. Основные факторы склонности подростков агрессии можно найти в стилях родительского воспитания, при отцовский и материнский стили воспитания по-разному влияют на развитие склонности подростков к агрессии. Строгий контроль, формальные отношения, «индифферентный стиль» и «либеральный стиль» воспитания со стороны родителей может привести к агрессивному поведению ребенка. Материнское воспитание оказывает наибольшее влияние на деструктивное поведение подростков, особенно когда стиль воспитания отца «индифферентный».

Внимание родителей к своим детям и конструктивный диалог между ними положительно влияет на развитие эмоциональной сферы подростков. Материнский и отцовский стиль воспитания по-разному влияет на поведение подростков, как в неблагополучных, так и в благополучных семьях. В любом случае эмоциональный контакт между родителями и подростком оказывает влияние на эмоционально личностную сферу подростка.

Реализация комплексных превентивных мер против агрессивного поведения подростков, дифференцированный подход к помощи родителям, направленный на коррекцию индивидуальных стилей воспитания родителей, приведет к снижению склонности подростков не только к агрессивному поведению, но и ко всем формам девиантного поведения.

Литература

1. Богданова М.В., Русяева И.А., Вылегжани-на А.О. Гендерные и возрастные аспекты психологической защиты ребенка в отношениях ребенок-мать. / М.В. Богданова, И.А. Русяева, А.О. Вылегжанина // Психология в России: современное состояние. 2016. - № 9 (3). С. 141158. https://doi.org/10.11621/pir.2016.0310

2. Богданова, М.В., Игошина, Н.С. Роль матери в формировании психологических защит у часто и длительно больных детей. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования / М.В. Богданова, Н.С. Игошина // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. -С.232-240.

3. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. - Ангарск - Иркутск: УМЦ РСО, 2017. -104 с.

4. Истратова, О.Н. Семейное несчастье как социально-психологическая проблема. Известия Южного федерального университета.

Технические науки / О.Н. Истратова // Новости Южного федерального университета. Технические науки. - 2013. № 10. С 242-249.

5. Конева О.Б. Неблагополучная семья и деви-антное поведение: социально-психологические признаки. Вестник Челябинского государственного университета / О.Б. Конева // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 14 (152). - С. 44-50.

6. Коренева А.А. Факторы, обуславливающие развитие агрессивного поведения / А.А. Коренева // Сб.: Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 2004. - С. 274-276.

ROLE OF CHILD-PARENTAL RELATIONSHIP IN THE FORMATION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR

Kobazova Yu.V., Mamedova L.V.

Technical Institute (branch) of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education "North-Eastern Federal Institute of M.K. Ammosova" in Neryungri

The article examines the influence of parent-child relations in the formation of aggressive behavior in adolescents, as an urgent topic in modern society. It is shown that the modern psychological and pedagogical community pays special attention to the negative social consequences of aggressive behavior of adolescents, shows interest in identifying its causes and predictors. Aggressive behavior of minors leads not only to direct negative psychological consequences for victims of violence, but also for all members of society, since the negative environment increases the level of stress and reduces subjective social well-being.

This study of the influence of parent-child relationships on the aggressive behavior of adolescents revealed that destructive parent-child relationships in the family play a key role in the formation of a tendency towards aggressive behavior in adolescents. The parenting style has a greater influence on the definition of the destructive behavior of adolescents than the father's, especially when the parenting style of the father is "liberal style" and "indifferent style". Parents' attention to their children and constructive dialogue between them have a positive effect on the development of the emotional sphere of adolescents.

Keywords: juvenile aggression, adolescence, parenting styles, parent-child relationships, behavioral deviations.

References

1. Bogdanova M.V., Rusyaeva I.A., Vylegzhanina A.O. Gender and age aspects of the psychological protection of the child in the child-mother relationship. / M.V. Bogdanova, I.A. Rusyaeva, A.O. Vylegzhanina // Psychology in Russia: current state. 2016. - No. 9 (3). S. 141-158. https://doi.org/10.11621/ pir.2016.0310

2. Bogdanova, M. V., Igoshin, N.S. The role of the mother in the formation of psychological defenses in often and long-term sick children. Bulletin of the Tyumen State University. Humanitarian research / M.V. Bogdanova, N.S. Igoshina // Bulletin of the Tyumen State University. - 2011. - No. 9. - S. 232-240.

3. Diagnostics of identifying problems in parent-child relationships: a methodological guide. - Angarsk - Irkutsk: UMC RSO, 2017. -104 p.

4. Istratova, O.N. Family misfortune as a socio-psychological problem. Bulletin of the Southern Federal University. Technical sciences / O.N. Istratova // News of the Southern Federal University. Technical science. - 2013. No. 10. P 242-249.

5. Koneva O.B. Dysfunctional family and deviant behavior: social and psychological signs. Bulletin of the Chelyabinsk State University / O.B. Koneva // Bulletin of the Chelyabinsk State University. - 2009. - No. 14 (152). - S. 44-50.

6. Koreneva A.A. Factors conditioning the development of aggressive behavior / A.A. Korenev // Collection: Scientific works of the Moscow State Pedagogical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. - M.: Prometheus, 2004. - S. 274276.

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.